Форум » Проблемы образования » Изменения в целях образования: кому и зачем понадобилось их менять? » Ответить

Изменения в целях образования: кому и зачем понадобилось их менять?

admin: Какова роль различных институтов в обновлении образования? Всегда ли модернизация образования обоснована? Общественный и научный контроль за экспериментами в образовании.

Ответов - 75, стр: 1 2 All

Жандармова И.В.: На мой взгляд, модернизация образования сейчас очень нужна и важна. Иначе школа очень сильно отдаляется от своих учеников, которые всегда очень быстро и с огромным желанием осваивают всё новое - современное, необычное… Особенно это видно с взрослением ребят, если в 1-2 классах им всё в новинку, то с каждым следующим годом они хотят учиться по-другому, они уже участвуют в дискуссиях, готовы проводить свои исследования и т.д. Давайте же вместе искать и обсуждать, как и чему нужно учить современных детей и формы контроля за экспериментами в образовании.

Андрианова Г.А.: На мой вгляд, смысл образования становится понятным тогда, когда четко видны и понятны цели образования. То есть, что должно быть на выходе после осуществления процесса? Возникает вопрос, кто в итоге должен ставить цели образования? Государство должно выступить социальным заказчиком на образ гражданина, который это государство будет содержать? Или это должен быть образ гражданина, сотрудничающего с государстовом? Какие цели образовательного процесса ставят исполнители - министерства, департаменты, школы? Ставят ли они собственные цели на образование исходя из условий своей деятельности? Каким образом отслеживают необходимость корректировки спускаемых сверху целей? И наконец, самые главные участники образовательного процесса - дети и их родители. Скорее всего, они и не ставят себе таких грандиозных целей - стать полноценным гражданином своей страны, умеющим осознавать и отстаивать свои права на труд и свободу. У родителей, в основном, одна цель на образование - чтобы любимое чадо поступило в ВУЗ, хотя спроси их, что вы желаете своему ребенку - ответят, чтобы был счастлив в этой жизни. Сочетается ли счастье с поступлением в вуз? А нормальный ребенок до 8 класса и не задумывается ни о каком вузе - ему просто интересно жить. Он хочет познать этот удивительный мир вокруг. И только под влиянием родителей в старших классах начинает твердить - моя цель образования - поступить в такой-то престижный вуз. А через два года этот самый вуз бросает. Возможно ли объединить и каким-то образом структурировать цели всех заказчиков образования? Есть ли среди них что-то общее? Наверное, что-то есть Откуда нужно идти - сверху или снизу - чтобы выстраивать иерархию целей образования? Кто должен определить их значимость, необходимость и достаточность для реализации гуманного образования? С уважением, Андрианова Галина Александровна

А.В.Хуторской: Андрианова Г.А. пишет: Возможно ли объединить и каким-то образом структурировать цели всех заказчиков образования? Важный вопрос. С этого и надо бы начинать - сначала с установления ВСЕХ возможных групп заказчиков на образование, их целевых установок, концептуальных оснований их целей. Потом выяснить соотношение/пересечение/взаимодействие разных целей, их значиость по отношению к общедекларируемым целям, определить доли целевых групп в общем процессе, зоны ответственности, приоритеты и т.д. Вот когда с этим хоть немного разберемся, хотя бы поймем, где мы сейчас находимся. Чьи и какие на самом деле выполняем цели. Что из деклараций является лишь декларацией, а что реально происходит и действует. Просто назвать вещи своими именами, описать происходящие в образовании целевые процессы - это уже огромный шаг. Т.е. сначала ответить на не очень ещё популярный вопрос "Что есть". А уж потом думать, "Что делать".


Жандармова И.В.: А.В.Хуторской пишет: Важный вопрос. С этого и надо бы начинать - сначала с установления ВСЕХ возможных групп заказчиков на образование, их целевых установок, концептуальных оснований их целей. Потом выяснить соотношение/пересечение/взаимодействие разных целей, их значиость по отношению к общедекларируемым целям, определить доли целевых групп в общем процессе, зоны ответственности, приоритеты и т.д. Четыре строчки, а сколько информации, а сколько проблем-тем поднял Андрей Викторович? Я даже испугалась, но последний абзац вселил в меня уверенность действовать. Попытаюсь обрисовать некоторых заказчиков. Хочу отметить, что если раньше на первом месте стояло государство, а родители были в конце списка, то на данный момент, их бы я поставила на первое место. В последние годы родители получили выбор где учить своих детей и это наложило свои отпечатки. Дети стали менять чаще школы, надо отметить, что государственные школы тоже стали разными, на мой взгляд, многое в ней зависит от директора. Мы узнали две школы, а мои друзья уже три, и есть что сравнить. Сейчас родителей стали не только спрашивать, но и прислушиваться к их мнениям. А некоторые родители очень тщательно следят за качеством обучения, за интересом своего чада, и конечно за продуктивностью (подготовка к экзаменам). Жаль только это пока они высказывают друг другу, а не на нашем форуме. На второе место я бы поставила учителей, кто как не они ещё после родителей (иногда и наоборот) заботятся об образовании своих учеников в нашем государстве. На третье место поставлю учеников. Из целей взрослых и своих они пытаются создать своё. За тем отдельные предприятия, которые финансируют и заботятся об образовании детей. ...??? И на последнем месте - государство. Вот такая картина пока перед моими глазами, может в чём-то я не права, готова выслушать другие мнения. К целям заказчиков приступлю в следующий раз. Должен же хоть кто-нибудь ещё высказаться по данной теме. С уважением, Жандармова И.В.

Липчанская М.А.: Жандармова И.В. пишет: И на последнем месте - государство. Я бы полностью с Вами согласилась, если бы речь шла об учебе в музыкальной школе или в кружке мягкой игрушки. Но мы ведь обсуждаем ВСЕОБЩЕЕ среднее образование, за которое, кстати, именно государство платит деньги, и от снижения качества которого оно же больше всех и пострадает. Так что я бы не стала отодвигать интересы страны настолько далеко. Хотя, пока так и получается: мы игнорируем государство, государство игнорирует нас...

Bakarasova: Жандармова И.В. пишет: На второе место я бы поставила учителей, кто как не они ещё после родителей (иногда и наоборот) заботятся об образовании своих учеников в нашем государстве. На третье место поставлю учеников. Из целей взрослых и своих они пытаются создать своё. И на последнем месте - государство. Объясните мне - молодой студентке - разве государство со школой движутся к разным целям?

А.В.Хуторской: Bakarasova пишет: Объясните мне - молодой студентке - разве государство со школой движутся к разным целям? Уважаемая молодая студентка, когда вы движетесь (в любом смысле - механическом, умственном и др.), ваши цели совпадают с целями всех остальных, кто тоже движется?

Забелина Е.Г.: admin пишет: Какова роль различных институтов в обновлении образования? Всегда ли модернизация образования обоснована? На мой взгляд, модернизация не может быть "сегодня или вчера". Образование изменяется вслед за естественным развитием общества, это эволюционный процесс. В нашей стране мы превратили его в постоянные "реформы" и "модернизации". В естественном процессе должны участвовать все основные институты общества. А.В.Хуторской пишет: надо бы начинать - сначала с установления ВСЕХ возможных групп заказчиков на образование, их целевых установок, концептуальных оснований их целей. Потом выяснить соотношение/пересечение/взаимодействие разных целей, их значиость по отношению к общедекларируемым целям, определить доли целевых групп в общем процессе, зоны ответственности, приоритеты и т.д. Грандиозная работа предстоит, особенно если учесть, что концептуальные основы и целевые установки всех участников, если и сформулированы (общественность или дети, например???), то сформулированы очень расплывчато, порой так, что с первого прочтения и не поймешь, о чем идет речь. Но захотелось попробовать. Жандармова И.В. пишет: если раньше на первом месте стояло государство, а родители были в конце списка, то на данный момент, их бы я поставила на первое место Я бы не согласилась с этим утверждением. попробуйте отказаться от ЕГЭ( ученик) или от участия в национальном проекте (педагог)!!! РОдители, а тем более дети у нас все еще на последнем месте. Точнее на последнем месте теперь педагог. Престиж - минимальный, требования растут с каждым днем. Вернусь к целям. Я, как родитель двоих детей, хочу, чтобы образование способствовало раскрытию потенциала моих детей, формированию функциональных компетенций. Я, как педагог, хотела бы видеть такой же процесс и стать его значимым участником.

Шипунов С.Г.: Андрианова Г.А. пишет: На мой вгляд, смысл образования становится понятным тогда, когда четко видны и понятны цели образования. То есть, что должно быть на выходе после осуществления процесса? Спасибо за глубину понимания процесса. Андрианова Г.А. пишет: Возможно ли объединить и каким-то образом структурировать цели всех заказчиков образования? Есть ли среди них что-то общее? Наверное, что-то есть Есть, - человек, но не будем же мы кроить человека, под министерства, департаменты, школы, или под государство. Андрианова Г.А. пишет: Откуда нужно идти - сверху или снизу - чтобы выстраивать иерархию целей образования? Кто должен определить их значимость, необходимость и достаточность для реализации гуманного образования? Определить значимость целей должна наука, и начинать предлагаю с человека, с личности, с понимания термина "Цели", "Система целей", и условий в которых оные формируются сообразно природе самого человека. (Имею некоторые наработки в этих вопросах.) Когда разберёмся с этими "премудростями", сумеем сформировать развитую личность, человека – творца, созидателя, а когда сформируется некая критическая масса созидателей, устремлённых каждый к собственным целям, но с общим направлением движения, тогда и начнётся развитие страны. Цели министерств, департаментов и государства должны строго находиться в русле поставленных наукой задач, ибо только такой путь приведёт к процветанию государства и его граждан.

А.В.Хуторской: Липчанская М.А. - я так понимаю, что это вы, в основном, представляете на форуме интересы государства Ну так давайте попробуем сформулировать - в чем именно изменяются\должны измениться цели государства как заказчика общего среднего образования? Ответ на этот вопрос не столь очевиден, поскольку ни в Концепции модернизации образования до 2010 года, ни в стандартах, нет достаточно обоснованного изложения того, какие цели и в каком направлении будут меняться. Это странно, может быть даже ужасно, но на уровне государства Целевой парадигмы в области общего среднего образования не существует. То, что написано по этому поводу в целевых блоках соответствующих документов - Доктрине образования, той же концепции модернизации, не выдерживает никакой критики. Поэтому нам полезно хотя бы наметить подходы к решению этой проблемы. Но не только изменение государственного целеполагания нам необходимо выяснить. Нужно понять и сформулировать, в каком направлении должны будут изменяться цели других субъектов и заказчиков образования - учащихся, их родителей, педагогов, школ, регионов, общественности и др. Давайте попытаемся сформулировать свои понимания в этих направлениях. Тогда у нас будет шанс получить некий продукт - результат нашей деятельности на форуме, а не просто написать что-нибудь про что-нибудь.

Липчанская М.А.: А.В.Хуторской пишет: я так понимаю, что это вы, в основном, представляете на форуме интересы государства Ага. Причем – иностранного. чем именно изменяются/должны измениться цели государства как заказчика общего среднего образования? А почему они обязательно должны меняться? Мне кажется, что в идеале государственная политика в области образования должна быть разработана так, чтобы не нужно было менять цели при каждом дуновении ветра. Потребность в модернизации возникает не тогда, когда надоедают старые цели, а когда достижение этих целей старыми методами становится невозможным или затруднительным. И модернизации в этом случае подвергаются не цели, а способы их достижения. Согласитесь, никому не захочется жить в стране, в которой сегодня во всех школах готовят художников и поэтов, через год – религиозных фанатиков, а через пять – универсальных солдат. А.В.Хуторской пишет: Но не только изменение государственного целеполагания нам необходимо выяснить. Согласна. Давайте разбираться. Я постепенно прихожу к убеждению, что в своей основе цели родителей и детей как субъектов системы образования довольно консервативны. Если рассматривать их (цели) совсем глобально, то можно вообще сформулировать единственную цель – помочь ребенку стать конкурентоспособной личностью, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все дополнения типа «подготовить к поступлению в вуз», «научить пользоваться компьютером», «овладеть в совершенстве иностранным языком» и т.п. чаще всего возникают под влиянием общественного мнения, а не являются внутренней потребностью ребенка или его родителей. А вот общественность – это, по-моему, и есть главный инициатор регулярной «смены курса» в системе образования. При этом, на мой взгляд, общество в глобальном смысле тоже преследует единственную цель – «вписать» действующую систему образования в свою систему ценностей. Просто система ценностей очень нестабильна. Вспомните, сколько нововведений пережила школа за последние 10-15 лет: - бизнес-образование; - половое воспитание; - пропаганда здорового образа жизни и изучение валеологии; - религиозное образование и воспитание. Как вам размах? От методов контрацепции до догматического богословия! Не удивлюсь, если найдутся школы, в которых вся эта пестрота в разные годы вываливалась на голову одного и того же ребенка. Есть повод задуматься об общественном контроле.

Скрипкина Ю.В.: Липчанская М.А. пишет: Согласитесь, никому не захочется жить в стране, в которой сегодня во всех школах готовят художников и поэтов, через год – религиозных фанатиков, а через пять – универсальных солдат. На мой взгляд, это как раз и свидетельствует о том, что четких целей у государства нет, а главное - нет видения перспективы. Получится, как некоторое время назад, - переизбыток дипломированных инженеров и невозможность их "пристроить". Я про государство судить не берусь, ибо чего я не вижу и не понимаю - это как раз целей государства в области образования. Тем не менее, мне кажется, что было бы неправильно игнорировать мировые тенденции в образовании. P.S. Написала предыдущую фразу, и решила для себя уточнить - что же под "мировыми тенденциями" понимать? И выяснилось, что государство-то очень озадачено этим (не меньше меня), по этому поводу есть доклад, например, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ДОКЛАД. О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2006 г (апрель 2006) http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=535

А.В.Хуторской: Скрипкина Ю.В. пишет: выяснилось, что государство-то очень озадачено этим (не меньше меня), по этому поводу есть доклад, например, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ДОКЛАД. О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2006 г (апрель 2006) http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=535 Да, этот документ в очередной раз подтверждает непроработанность составителями целевого блока (остальное можно не рассматривать, т.к. рыба видна с головы). Вот, например, самое начало этого документа: "Введение. Новые горизонты российского образования Цель настоящего документа – формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, и на этом фундаменте – новое качество жизни страны; документ предусматривает координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии". 1. Документом хотят формировать... Документом невозможно ничего сформировать! 2. "Качественный прорыв" - Какой прорыв? Куда? Откуда? 3. "и на этом фундаменте ..." - Где он, этот фундамент? 4. "новое качество жизни страны" - Какое такое "новое качество"? В чем и по отношению к чему новое? 5. "координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии" - Если нет стратегии, то что координировать? 6. Конечно, одна такая стратегия явно обозначена в девизе документа: "От конкурентоспособного образования – к конкурентоспособности России". Это уже, кстати, было, "догнать и перегнать" у нас давно хотят, видимо сейчас те же люди предлагают нам те же ориентиры. В качестве ОДНОЙ ИЗ я бы такой ориентир мог бы принять, но он никогда не будет принят миллионами людей за основной. Им нужно то, что нужно им, а не тем, кто хочет навязать миллионам стратегию вечно догоняющих кого-то. Резюме. Это очередной документ, который НИКАК не повлияет на реальное положение дел в силу своей безнаучной основы. Составители об этом и сами догадываются, когда говорят о предыдущем документе - Концепции модернизации - "Вместе с тем большая часть мер, запланированных на первом этапе модернизации российского образования, не была осуществлена. Недостаточная результативность реализации принятой Концепции были обусловлены главным образом неэффективными методами ее осуществления, отсутствием заинтересованности в модернизации образования со стороны различных общественных сил, недостаточной поддержкой преобразований со стороны региональных властей". Пройдет немного времени, и то же самое будут говорить про этот документ, если вообще будут что-то говорить. Причина - отсутствие научного подхода к проектированию стратегии образования, выявлению его смыла и целей. Поэтому, надежда только на самих утопающих, т.е. на нас Если мы сможем хоть чуть-чуть продвинутся в понимании ситуации по смыслам и целям образования, можно будет расчитывать на дальнейшие шаги. Но если и у нас ничего конструктивного не будет, то мы будем обречены на такие же с позволения сказать концепции и в будущем.

А.В.Хуторской: Липчанская М.А. пишет: А почему они обязательно должны меняться? Мне кажется, что в идеале государственная политика в области образования должна быть разработана так, чтобы не нужно было менять цели при каждом дуновении ветра. Цели меняются и должны меняться не от ветерка, а из-за изменений, непрерывно происходящих в мире и человечестве. Это небыстрые изменения, но они есть. И дело здесь не в подготовке художников или половом воспитании, это всё частные проявления чего-то более смыслового. Вот его бы и понять. Например, такая глобальная вещь, как информатизация - привносит не менее глобальные изменения в целеполагании. А какие? Обоснования и объяснения кроме фраз того, что всё это "очень надо" я не встречал. Цели родителей: Липчанская М.А. пишет: помочь ребенку стать конкурентоспособной личностью, Это серьезное обобщение, и оно достойно рассмотрения на предмет истинности. Цели общества: Липчанская М.А. пишет: на мой взгляд, общество в глобальном смысле тоже преследует единственную цель – «вписать» действующую систему образования в свою систему ценностей. Тоже необходимо обсудить, действительно ли именно такая единая концентрированная цель. Липчанская М.А. пишет: система ценностей очень нестабильна А вот это спорно точно. Ваши примеры - это не показатель изменений ценностей общества, это показатель локальных процессов.

Ростислав: А.В.Хуторской Скрипкина Ю.В. пишет: выяснилось, что государство-то очень озадачено этим (не меньше меня), по этому поводу есть доклад, например, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ДОКЛАД. О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2006 г (апрель 2006) http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=535 А.В.Хуторской откликается: Да, этот документ в очередной раз подтверждает дремучее невежество (выделено мною - Р.) его составителей в целевом блоке (остальное можно вообще не рассматривать, т.к. рыба видна с головы). Давно не встречал такого полемического задора и юношеского максимализма! После такого зачина дальше можно и не читать

Одинец К.А.: admin пишет: Всегда ли модернизация образования обоснована? Сегодня как никогда обоснована. Жизнь в информационном обществе поставила нас в ситуацию, когда репродуктивный уровень (на что, к сожалению,ориентированы ЕГЭ в России и ЦТ в Белоруссии) лишает сегодняшнего ученика в будущем возможности мобильно реагировать на изменившиеся запросы рынка труда. Развитие творческого потенциала, информационная компетенция, инновационные способности должны стать ориентирами современного образования.

Озеркова: Модернизация ради модернизации - это нонсенс. Государство пытается активно строить пресловутое "общество потребления". Поэтому и модернизация образования, по крайней мере та часть, что идет сверху, построена по этому же принципу. Отсюда и "успех" внедрения ЕГЭ, и неуспех с формированием компетенций (например, компетенции ставить свои личные цели). Потребительская парадигма в образовании стара (учитель говорит, а ученик запоминает и повторяет), но мы должны думать о том, что сегодняшний ученик станет завтра... чем станет, и в большинстве своем именно тем, что впихнула в него система образования. Я не думаю, что воспроизводство общества потребления является таким уж благом. Заметьте, как мы говорим: "ученик должен хорошо приспосабливаться к обществу, быть конкурентоспособным на рынке труда и т. п." И ни слова о том, что ученику-то может от жизни совсем другое нужно. Ему просто никто не сказал, что он тоже может чего-то хотеть.

33: Цели меняются, но ведь остаются общечеловеческие ценности, без которых человечество давно бы вымерло. Именно поэтому есть и глобальные цели, которые меняться не должны. А изменения, связанные с информатизацией, не такие уж глобальные. Озеркова пишет: И ни слова о том, что ученику-то может от жизни совсем другое нужно. Ему просто никто не сказал, что он тоже может чего-то хотеть. Действительно, сейчас очень многих учеников успели воспитать такими инфантильными, что они не могут решить, чего хотят. Взрослые не ставят детей в ситуацию выбора, решают за них все сами, а потом плачут над результатами "воспитательного процесса".

Хисаметдинов А.А.: Озеркова пишет: Модернизация ради модернизации - это нонсенс. Конечно это так. Но Вы забываете что образование это бизнес! Пишутся программы, выделяютяс деньги, надо осваивать! Модернизация образования как таковая никогда не была и не будет (я не говорю о послереволюционном периоде). Так как все слишком сильно взаимосвязано, государство-учительство-чиновники-"гражданское общество" Модернизировать можно технику, аппаратуру там, "модернизировать" образование невозможно в принципе, ибо нет инструмента модернизации, появлялись и будут появляться педагоги-новаторы и этот процесс необратим, бежать куда-то за всем новым бессмысленно, все равно никогда не догонишь! Вывод: надо просто учить, любить это дело, отдельные фрагменты новых технологий применять и что-бы преподаватель получал и моральное и материальное удовлетворение о самого процесса.

Радиченко Валерия: Мне кажется, тот факт, что надо менять многое в российском образовании, принят уже всеми. Только не все еще согласны, что эти перемены должны коснуться каждого, кто умеет смотреть вперед и видеть будущее. Ведь будущее - за теми детьми, которые сейчас сидят за партами в наших классах. И какой бы запрос ни делали разные социальные заказчики, нам надо понимать, что именно таким запровам мы вынуждены соотвествовать: чтобы в нашу конкретную школу шли дети, чтобы мы были обеспечены работой и достойной заработной платой... Получается, роль учителя, поставленного соединяющим звеном между госудорством, родителями, детьми, работодателями, крайне важна и также крайне сложна... Валерия Радиченко

оданович М.В.: ХисаметдиновА.А. пишет: появлялись и будут появляться педагоги-новаторы и этот процесс необратим, бежать куда-то за всем новым бессмысленно, все равно никогда не догонишь! Бежать не надо. Критически анализировать новое, искать свое место в нем, использовать продуктивно те технологии, которые позволяют разрешить проблему социальной адаптации ученика. В чем смысл модернизации в создании условий для реализации творческого потенциала учащихся и учителя? хочу разобраться поэтому я здесь.

Воробьева И.Р.: Хисаметдинов А.А. пишет: цитата: "Надо просто учить, любить это дело, отдельные фрагменты новых технологий применять..." Я думаю, что эту позицию могут разделять большинство добросовестно работающих учителей, если к делу относишься с любовью, то все равно ты будешь меняться, экспериментировать, вводить что-то новое, но основа, которая органична для тебя и только тебя - при тебе и останется. Любой чужой опыт просто так на себя не натянешь. Есть учителя, которые работают десятилетиями в рамках отработанной методики и имеют прекрасные результаты и есть новаторы, легко схватывающие все новое, но не могущие близко подойти к их результатам.

Макарова Л.П.: "Какая это страна?" - спросил заграничный гость,подъехав к пограничному посту."Это не страна,это- Россия",-услышал он ответ русского солдата(Салтыков-Щедрин).А дети у нас все равно самые лучшие,умные и искренние.Стало быть,какие бы изменения ни придумало наше государство,в настоящей учительской деятельности цели никогда не меняются(задачи ,может быть,иногда). Как может измениться Цель,если собственно педагогической деятельность учителя становится ,когда в процессе ее осуществления создаются условия ,ставящие ученика в позицию субъекта,сознательно принимающего ценностное содержание,смыслы опыта,предлагаемого учителем,обеспечивается защита достоинств ребенка.Государство может изменить требования к средствам воспитания человека:новые стандарты,например(кстати,стандарты 2004г.не самые плохие),потому что содержание обучения-это лишь средство формирования надпредметных,ключевых компетенций,общечеловеческих ценностей.

olga-sorokina: admin пишет: Всегда ли модернизация образования обоснована? О том, что модернизация образования необходима, говорят сейчас все. И это бесспорно. Проблема, на мой взгляд, в том, что вкладывается в это понятие. Многие связывают его с внедрением в образование компьютеных технологий. Я думаю, никто не будет с этим спорить. Но ведь и Интернет можно использовать по-разному: кто-то действительно повышает свой образовательный уровень, а кто-то просто использует его , чтобы скачать очередной реферат, даже не заглядывая в него. Другой пример: учитель в современной школе имеет право выбирать учебники и программы. Однако, внимательно изучив многие инновационные учебники, находишь в них такое количество ошибок и недочетов, что диву даешься! Я хочу, чтобы меня верно поняли: я не против модернизации образования, а как раз обеими руками ЗА. Просто пытаюсь понять, как проследить, чтобы эта модернизация была действительно полезной, а не формальной?

оданович М.В.: olga-sorokina пишет: Просто пытаюсь понять, как проследить, чтобы эта модернизация была действительно полезной, а не формальной? Если вы получаете удовлетворение от результатов собственного труда. В вашем учнебном заведении создаются комфортные условия для реализации творческих возможностей, а ученику предоставляется возможность выбора профиля, выбора типа обучения традиционного и дистанционного. В настоящее время реализация профильного обучения остается полудекларативным. Не существуют хороших учебников по биологии для профильной школы.

Макарова Л.П.: Детерминантой педагогической профессии является понимание и внутреннее принятие смысла педагогической деятельности.А если смысл,то и ценностное восприятие,а дальше ценности - цели.Поэтому понятны потребности конкурсантов разобраться в целях.Именно целе-со-образность позволит сохранить статус педагогических действиям педагога ,поскольку не только поможет правильно выбрать средства,но и позволит не утратить чувства меры,при выходе за рамки которой наша деятельность перестает быть целесообразной и собственно педагогической.

Шулепова Т.В.: admin пишет: Какова роль различных институтов в обновлении образования? Законодательная власть должна законодательно регламентировать направления модернизации. Но на основе оценки реального положения образования (отчеты со стороны исполнительной власти, наприпер, ежегодные доклады соответствующего министерства, доклады комиссий), а также на основе генеральной линии государства (создается социально-ориентированная модель образования, соответственно, и модернизация должна включать направления социализации. Профильное обучение - пример, хоть и не с совсем удачным результатом). Исполнительная компонента (от министерства до конкретного учителя) должна следовать направлениям на своем уровне. Например, на уровне министерства и (или) его департаментов утверждение программ в русле модернизации, сбор и анализ информации о соответствии положения на местах направлениям, о крупных недочетах или преимуществах модернизации - долговременная задача, мониторинговая. На уровне региональных департаментов - оценка программ развити школ, их соответствия направлениям модернизации, осуществление связи нижестоящих с вышестоящими уровнями испольнительной компоненты. И т.д

Макарова Л.П.: А зачем столько посредников со своими целями(читай-интересами)между федеральными органами и нами,исполнителями?Или у нас так пишутся все документы,что непременно толмач нужен?Вот они и толкуют их как поймут.Никаких таких особых целей у них нет.Государство определяет стратегию,мы -цели следования ей,мы же их реализуем,а потом и отвечаем.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: А зачем столько посредников со своими целями(читай-интересами)между федеральными органами и нами,исполнителями?Или у нас так пишутся все документы,что непременно толмач нужен? По идее вы правы, а по сути мы же в государстве, а оно подразумевает наличие различных институтов

Макарова Л.П.: Новая программа по оптимизации и реструктуризации грядет.А вдруг да вместо сокращения в школах и школ,кто-нибудь хотя бы в качестве эксперимента сократит количество чиновников.Неужели от этого образование погибнет?Может тогда и целевые установки будут не только в меньшем количестве,но менее противоречивы.

Шулепова Т.В.: Людмила Петровна! Из области фантастики... Да какой чинуша не найдет способа остаться в системе? Партаппарат прошлых лет практически полностью перекочевал в демократы, чиновник нынешних, ну, минимум, уйдет в бизнес совсем.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Государство определяет стратегию,мы -цели следования ей,мы же их реализуем,а потом и отвечаем. Ваши бы слова да Богу в уши! А как Вы реально представляете поход ходоков к Ленину (министерству/госудатству)? Есть ведь теория управления, которая гласит, что больше чем пятью эффективно управлять нельзя! Вот и выстраивается лестница власти.

Хисаметдинов А.А.: Шулепова Т.В. пишет: Например, на уровне министерства и (или) его департаментов утверждение программ в русле модернизации, сбор и анализ информации о соответствии положения на местах направлениям, о крупных недочетах или преимуществах модернизации - долговременная задача, мониторинговая. На уровне региональных департаментов - оценка программ развити школ, их соответствия направлениям модернизации, осуществление связи нижестоящих с вышестоящими уровнями испольнительной компоненты. И т.д ! Должно быть так и обязательно! Просто по нашей традиции сюда может вмешаться компетентностный фактор, точнее некомпетентность представителей департаментов, тогда да, они получаются посредники не несущие никакой ответственности и не осуществляющие должного мониторинга.

Шулепова Т.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Просто по нашей традиции сюда может вмешаться компетентностный фактор, точнее некомпетентность представителей департаментов, тогда да, они получаются посредники не несущие никакой ответственности и не осуществляющие должного мониторинга. Банальное обилие бумажек затрудняет эффективную работу, да стремление власти есть в природе человека

оданович М.В.: Вопрос целеполагания весьма сложен. С одной стороны общество с определеным "набором" - ценностей, с другой стороны ученик, имеющий и ищущий смыслы своего бытия. Если мы представляем ученика в качестве субъекта образовательного процесса, то цель для конкретного ребенка возникнет в момент предъявления извне ценностей и внутреннего процесса поиска смысла учебно-познавательной деятельности и реализуется в конкретной задачной ситуации. Если мы говорим о том, кто в праве менять цель, имея виду ученика как субъекта, а не объекта, то это ученик. Задача школы - создать такие условия, в которых ученик мог найти ту свою заветную цель и ее реализовать . В этом на мой взгляд и заключается основная идея модернизации образования. Приоретитеты ценностей могут меняться, но вечным остается процесс поиска смысла. Возникает вопрос. наверно существуют технологии включения ученика в процесс целеполагания, почему они не пропагандируются, не публикуются для широкой педагогиччекой аудитории.

Шулепова Т.В.: оданович М.В. пишет: Если мы говорим о том, кто в праве менять цель, имея виду ученика как субъекта, а не объекта, то это ученик. Задача школы - создать такие условия, в которых ученик мог найти ту свою заветную цель и ее реализовать . Может ли отдельный ученик изменить цель образования? Нет, наверное. Может только группа, да и то, требуется достаточно времени, умения и сил на это! А школьные годы заканчиваются быстро. А вот родителями люди бывают дольше. Так, может быть, именно родитель может быть опосредованным гласом детей?

оданович М.В.: Шулепова Т.В. пишет: Может ли отдельный ученик изменить цель образования? Своего собственного да и должен определить, а мы , педагоги, должны прийти ему на помощь. Шулепова Т.В. пишет: Так, может быть, именно родитель может быть опосредованным гласом детей? . Родитель предположим может выбрать для ребенка детский сад, школу или лицей, вуз. Определить цель для своего любимого ребенка едва ли.

Шулепова Т.В.: оданович М.В. пишет: Родитель предположим может выбрать для ребенка детский сад, школу или лицей, вуз. Определить цель для своего любимого ребенка едва ли. Согласна, но я говорю не о конкретном родителе, а о большинстве. Учитываю, что они были в роли учеников. Особенно молодые родители, которые застали систему совсем недавно.

Чалкина Л.Д.: Хотелось бы уточнить, ведь цель может быть и целью государства, обеспечивающего возможности для образовния масс, и цель лично участников образовтельного процесса. Если не учитывать этого, то и непонятно про что мы все говорим. Цель отдельных субъектов образования может быть разная, но государство и должно декларировать цель. В этом смысле концепция модернизации хотя бы очертила круг интересов государства в образовании, а то ведь " мы шли туда, не знали куда". Я простой учитель, и для меня важно знать государственные ориентиры, чтобы формировать свою собственную педагогическую концепцию и собственную позицию.

Хисаметдинов А.А.: Традиционно цели образования определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В контексте гуманистической парадигмы, опирающейся на развивающий подход, в целях образования приоритетное место занимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. В реформируемой школе доминанта переносится с образования и обучения на воспитание, способное сформировать личность, экзистенциальные ценности которой отвечают жизненным потребностям нового времени. При этом под воспитанием понимается создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытие задатков и способностей личности обучаемого. Воспитание личности осуществляется тогда, когда происходит осознание им экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. Таким образом и цели образования, как процесса раскрытия индивидуальных задатков и способностей личности - исключительно сложны и многогранны. Следует рассмотривать два уровня целей образования: по отношению к обучаемому, и по отношению к учебному заведению, образовательной системе. Важнейшей целью функционирования образовательных систем является подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство. В спектре ведущих целей образования по отношению к личности обучаемого следует выделить: раскрытие индивидуальных задатков личности; приобщение обучаемого к мировой и нацио-нальной культуре через освоение систематизи-рованных основ наук и искусств; ценностное воспитание и развитие мировоз-зрения как системы ценностных ориентации и взглядов на мир, место человека в нем; физическое и валеологическое воспитание; общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности; выведение личности на уровень самовоспи-тания и саморазвития, восприятия учебной и профессиональной деятельности как творче-ства и основы моральной, нравственной сво-боды. В контексте гуманистической парадигмы образования задачи научного образования, профессиональной подготовки по отношению к цели развития личности должны рассматриваться как средство, обеспечивающее достижение последней.



полная версия страницы