Форум » Проблемы образования » ЕГЭ и его роль в современном образовании » Ответить

ЕГЭ и его роль в современном образовании

admin: В некоторых школах выпускники с января уже перестают учиться, готовятся к ЕГЭ. Почему произошло гипертрофированное внимание к одной из форм контроля? Каковы возможные последствия этого? Что делать?

Ответов - 217, стр: 1 2 3 4 5 6 All

М88: Пономарева И.Н. пишет: Мы не создали для ребятах условия работать в режиме тестирования, натаскать к ЕГЭ невозможно, значит не научили думать. Мы согласны, что подготовку надо начинать как можно раньше, с начальной школы. Но основу знаний, базу по предмету должен иметь каждый ученик независимо от уровня обученности и формы итоговой аттестации. Условия созданы, но как их используют учитель и ученик - это вопрос другой.

Воробьева И.Р.: Скрипкина Ю.В. пишет: цитата: "ЕГЭ - временное явление". Шулепова цитата:"Повсеместное обязательное введение ЕГЭ - порочная практика" Сложно сказать, отменят ли ЕГЭ, в обозреваемом будущем - вряд ли. А вот повсеместное его применение должно каким-то образом корректироваться по мере накопления опыта сдачи экзаменов в данном формате, т.к. результаты есть как и положительные, так и требующие осмысления. В нашей области этот эксперимент идет несколько лет, причем круг экзаменов каждый год все расширяется и расширяется. Если в первый и второй год была "тихая паника" среди учеников-учителей-родителей, то дальше все стало приходить в норму (в смысле, что экзамен будет только такой, никуда от этого не деться, будем готовиться). Для учителя это во многом вылилось в обычное "натаскивание", теперь только по тестам, но при этом часто "душа" предмета (у меня - история) стала исчезать, а, следовательно, образовательный и воспитательный аспекты стали отходить на второй план, для ученика - это занятия с репетиторами (даже если класс - профильный и учитель неплохой) - надо набирать баллы не просто на 5, а близкие к 80-90, в идеале - к 100, чтобы иметь гарантию поступления на бюджетное отделение. Для родителей это,естественно. дополнительные траты. Это я говорю об учениках-лицеистах, с хорошей подготовкой. Каким образом готовить в общих классах слабоуспевающих учеников - большая проблема, которая опять же решается через индивидуальное репетиторство. При этом отодвигаются на второй план другие предметы. Я все-таки на данном этапе полагаю, что ЕГЭ должно быть вариативным инаши ВУЗы должны быть готовы принять эту вариативность.

оданович М.В.: Пономарева И.Н. пишет: Пока ЕГЭ - новая форма для ученика, то его страх может оказаться стимулом для учебы. Едва ли страх хороший стимул для учебы. ЕГЭ одна из форм мониторинга, а не страшилка для ребенка и его родителей.


olga-sorokina: Я считала и продолжаю считать, что политика завышения оценок - это худшее, что можно сделать в ситуации, когда определенная часть детей не в состоянии освоить традиционную программу. Такой подход приучает и "нормальных" детей (т.е. не имеющих патологий в развитии) получать оценки "даром", не вкладывая в них ни сил, ни времени. Вот с этим я полностью согласна. Дети очень быстро понимают, что если им раз сделали поблажку, то сделают и второй, и третий. Это в конечном итоге приводит к тому, что они совсем перестают учиться. Происходит полная потеря интереса и мотивации к учению. Целью становится получение удовлетворительной оценки, ставшей для них привычной, а позже и необходимой. Сейчас взяла "чужой"класс: единственное, что волнует этих детей: "А сколько надо сделать на тройку?" Приходится всерьез работать над мотивацией.

Лариса Георгиевна: olga-sorokina пишет: Сейчас взяла "чужой"класс: единственное, что волнует этих детей: "А сколько надо сделать на тройку?" Приходится всерьез работать над мотивацией. Я сталкнулась с такой же проблемой! Буду Вам благодарна, если поделитесь своим опытом.

Воробьева И.Р.: Завышение отметок - это проблема индивидуального подхода к ученику. Если он действительно слабоуспевающий, но делает какие-то попытки изучения темы, тогда завышение отметки для него может оказаться стимулом для дальнейшей мотивации к учебе. А если ученик сильный начинает "манкировать" своими обязанностями, то здесь возможна и ситуация занижения (до определенной степени) отметки. В любом случае, отметка - сильное воспитательное средство.

оданович М.В.: Ольга Сорокина пишет: Я считала и продолжаю считать, что политика завышения оценок - это худшее, что можно сделать в ситуации, когда определенная часть детей не в состоянии освоить традиционную программу. Я абсолютно с вами согласна. Завышать нельзя, но может в начале дать единственный шанс ученику исправить, а учителю диангностировать те затрудненяи, которые испытывает ученики организовать индивидуальную работу с ним. А главное верить в него, что он может тсправить положение. А с другой стороны, это еще раз выявляет несостоятелность традиционной системы оценивания.

Хисаметдинов А.А.: оданович М.В. пишет: А с другой стороны, это еще раз выявляет несостоятелность традиционной системы оценивания. Бог с ним оцениванием. Речь то идет о знаниях и о системе образования с обществом в целом. Сегодня завуч одной из школ подошла и спрашивает ответы на вопросы по управлению (ей аттестацию сдавать0, вопросы (большинство) чисто ее мнение о образовательном процессе, как уроки учителей проверять и т.п. Она в полной растерянности Насчет стресса Да есть такие чувствительные, но готовить надо, привыкли а то все на блюдечке с голубой каемочкой (см. 11 правил Б.Гейтса в соседнем форуме)

Алтухова Е.В.: Мне кажется что сама процедура ЕГЭ - это огромный стресс для учащихся. Экзамен в котором принимает участие милиция или представители ФСБ... Некоторые не выносят именно этого. Введение такой формы в 9 классе возможно будет иметь отрицательный результат. А главной причиной, мне думается будет даже не плохая предметная подготовка, а психологическая неготовность детей. Для некоторых это первые экзамены в жизни. Хотелось бы думать, что те, кто имеет отношение к разработке процедуры экзамена задумаются над этими вопросами.

Воробьева И.Р.: Любой экзамен - это стресс для ученика и к этому стрессу их необходимо готовить. Для этого существуют различные методики. Но лучший вариант - если этим профессионально занимается школьная служба психологов. В нашем лицее выпускные классы и классы, сдающие ЕМТ, в системе занимаются с психологами по группам. Например, мой класс разбит на две группы (так, как они занимаются на математике) и раз в неделю приходят на занятия. Псилоги определяют, в чем проблема конкретного ребенка и занимаются с ним более адресно. Это помогает.

оданович М.В.: Введение ЕГЭ позволило раскрыть ряд проблем, одна из которых не умение ребят преодолевать стрессовые ситуации. Воробьева И.Р. пишет: Любой экзамен - это стресс для ученика и к этому стрессу их необходимо готовить Абсолютно согласна с мнением коллеги. А разве вступительные экзамены не вызывают большего стресса у наших детей. Совершенно верно и к этому надо наших детей готовить. В реальной жизни они будут сталкивать со стрессами, избежать их невозможно. Вот одна из задач для реализации цели - воспитания социально адаптированной личности.

Макарова Л.П.: Если в выпускном классе весь год проходит под эгидой подготовки к экзаменам,то не имеет значения форма этого экзамена.Функции школы другие,это не подготовительные курсы в вуз и не курсы подготовки к экзаменам.При таком экзаменационном марафоне мы не выполним никогда главных своих задач:развитие интереса к познанию,создание услдовий для становления ценностного самоопределения .И бедные дети у тех учителей,которые,не стесняясь и не понимая,видимо,признаются в том,что пусть лучше ЕГЭ,чем сочинение,потому что все равно списывают.А где же ваше профессиональное достоинство?Если вы хоть раз позволили в вашем присутствии списать,солгать,сфальшивить-это навсегда,вам нечего делать в школе.Тут ,как нигде ,к месту будет напомнить слово Л.Н.Толстого:"Делай,что должно,и пусть будет,что будет".Если мы достойно представляем себя в профессии,дети сдадут любые экзамены,даже если мы не будем их пугать и зомбировать предстоящей аттестацией.

М.А. Липчанская: По-моему, мы немного отклонились от темы, в этой ветке ведь ЕГЭ обсуждают, если я ничего не путаю Что же касается роли администрации в поддержании определенной политики оценивания учащихся, то к Вашему эмоциональному выступлению у меня несколько комментариев: 1. Я правильно поняла, что Вы обвиняете меня в том, что я за время своeй профессиональной деятельности встречала немало руководителей, которым "до лампочки" реальное качество подготовки учащихся (студентов), но очень важна успеваемость? Что ж поделаешь, вот такой у меня богатый жизненный опыт ... Кстати, тот же опыт показал, что взрослых людей (особенно начальников) очень сложно "переделать", заставить отказаться от позиции, которая приносит удовольствие и комфорт, в пользу позиции, которая принесет только головную боль и бессонницу . 2. Что касается Вашего (на мой взгляд, по-юношески (простите, я не знаю Вашего возраста) максималистского) взгляда на способ решения проблемы необъективных оценок, то он, мягко говоря, не универсален. В Ваших выступлениях Вы ссылаетесь только на опыт лицея, в котором работаете. Конечно, руководителю, который создал в своем учебном заведении такую рабочую обстановку, можно воздать честь и хвалу. Но мир, общество, и система образования в том числе, гораздо сложнее и многообразнее, чем микросоциум Вашего лицея!!! Существует огромное количество учебных заведений, в которых неумение /нежелание учиться (они с возрастом плавно переходят друг в друга) не решишь разработкой алгоритма устного ответа! Потому что такому "неговорящему" ученику/студенту проще "договориться" с другим преподавателем и получить нужную оценку у него, не напрягаясь освоением "алгоритмов". И в этой ситуации (я плавно возвращаюсь к теме ветки) наличие внешнего, относительно объективного контроля, может стать стимулом более ответственного отношения к учебному процессу как со стороны учеников, так и учителей. P.S. В заключение у меня к Вам просьба: ставьте, пожалуйста, пробелы после знаков препинания, а то Ваши тексты очень тяжело воспринимать в том виде, в котором Вы их оформляете.

оданович М.В.: М.А. Липчанская пишет: И в этой ситуации (я плавно возвращаюсь к теме ветки) наличие внешнего, относительно объективного контроля, может стать стимулом более ответственного отношения к учебному процессу как со стороны учеников, так и учителей. Да. ЕГЭ - одна из форм мониторинга качествв образования. Можно дискутировать о содержании измерителей (заданий)о процедуре выставления и определенния оценки по его итогам. Можно же в него включать и задания творческого содержания. О содержании заданий необходимо вести полемику, а не о том нужен ЕГЭ или нет..

М.А. Липчанская: оданович М.В. пишет: О содержании заданий необходимо вести полемику, а не о том нужен ЕГЭ или нет. Ой, не знаю, Марина Витальевна... Почитайте выступления предыдущих ораторов - многим из них вопрос необходимости ЕГЭ не кажется таким уж бесспорным. Что же касается качества заданий, то это действительно тема, требующая постоянного гласного обсуждения и общественного контроля. Я, кстати, не во всем согласна с Вашей позицией в вопросе о качестве вопросов. Вы пишете, что в тест нужно включать задания творческого содержания. Если речь идет именно о полноценных творческих заданиях, а не о заданиях на применение знаний, то я готова с Вами поспорить. По-моему, все-таки тест должен быть тестом. Тестовые задания творческого характера легко могут превратиться в вопросы типа "Угадай, о чем я подумал", а их "ручная" проверка (если я правильно поняла, в РФ она именно так организована) - дополнительная лазейка для субъективизма. В идеале, творческие способности должны оцениваться не в поточном тестировании, а на специальных творческих конкурсах, результаты которых (начиная с определенного уровня) должны быть основанием для получения гранта (в том числе государственного) на обучение в вузе. Тогда и одаренные дети получат дополнительный шанс стать "замеченными", и менее талантливые "работяги" смогут поступить в вуз на бюджетное место.

Хисаметдинов А.А.: М.А. Липчанская пишет: В идеале, творческие способности должны оцениваться не в поточном тестировании, а на специальных творческих конкурсах, результаты которых (начиная с определенного уровня) должны быть основанием для получения гранта (в том числе государственного) на обучение в вузе. А ведь такие конкурсы проводятся в каждом регионе, у нас скажем в этом году таковых только по информационным технологиям 4 конкурса. А вот основание для получения гранта на обучение в вузе необходимо прописывать в Положениях, но тут опять может быть нестыковочка в субъективности оценивания организаторами.

Романов К.М.: оданович М.В. пишет: Да. ЕГЭ - одна из форм мониторинга качества образования. Позвольте не согласиться. Если действительно вводить ЕГЭ на должном уровне, надо вводить его дифференцированно. Физико- математические классы действительно показывают результаты, а остальные?

Рямов Р.Ф.: Романов К.М. пишет: Если действительно вводить ЕГЭ на должном уровне, надо вводить его дифференцированно. Физико- математические классы действительно показывают результаты, а остальные? Позвольте не согласиться с Вами. Почему это дифференцированно? ЕГЭ – это единый для всех! Ну а результаты физико-математического класса должны в идеале отличаться от результатов общеобразовательного класса. А насчет отдельных учеников (физмат класса или обычного) – другой разговор. В этом случае может быть, что ученик не физмат класса лучше сдаст ЕГЭ и это не будет неожиданностью.

Макарова Л.П.: Думаю,что по поводу ЕГЭ какая-то неприличная истерия развернута. Такая паника педагогов удивляет и настораживает. Получается,что традиционный экзамен - это нормально, все его сдадут, и профессиональное достоинство сохранено, а если перейдут в другую школу, то конец всем нашим стараниям, уровня никакого приличного не жди. Так качество подготовки где, которое мв обязаны гарантировать? Форма же меняется и больше ничего. Или принципиальное изменение пугает,когда скрыть пробелы в знаниях поправить не удастся? Мне кажется, радоваться надо:проверять до ночи не надо и результат объективный.

Рямов Р.Ф.: Полностью согласен с Вами, Людмила Петровна! Я всегда был и остаюсь сторонником ЕГЭ. На сегодняшний день это одна из лучших отработанных форм проведения итоговой аттестации выпускников школы. И, надеюсь, что с 2008 года ЕГЭ войдет в штатный режим.

grigri: Отметки - зло в школе. Может посмотрим на ЕГЭ, как на шаг по пути отказа от отметок в школе?

Рямов Р.Ф.: grigri пишет: Отметки - зло в школе. Может посмотрим на ЕГЭ, как на шаг по пути отказа от отметок в школе? Почему Вы считаете, что «отметки это зло», поясните! А результаты ЕГЭ, как наверно Вам известно, выставляются в баллах (максимум 100), и эти баллы переводятся в отметки. Может у Вас есть свои мысли по этому поводу?

Макарова Л.П.: На лицейском дискуссионном клубе старшеклассников говорили о решебниках и разном прочем суррогате, которым сейчас "кормят" детей магазинные прилавки.Все дети понимают, но среди причин обращения к этим материалам называют и желание не испортить отметку в журнале особенно в конце триместра. Если бы не было отметок,речь не об оценке труда, то они утверждают, что лучше бы учились, для себя, а так иногда получается для отметки.Такова реальность.

Хисаметдинов А.А.: Рустам Фаритович писал: Почему Вы считаете, что «отметки это зло», поясните! Отметки это зло, поэтому мы должны оценивать ребят, а не отмечать.

Макарова Л.П.: Азат Анварович, теперь Вы меня с кем-то перепутали, я точно такую же позицию по поводу отметок занимаю.Как-то воспользовалась служебным положением,уговорила педагогов не ставить отметки в журнал моим детям один триместр, это 10 недель. После следующих 10 недель тех, кто учится на тройки почти не осталось в классе. Это удовольствие от учебы не для отметки осталось надолго.Блестящие результаты в осмыслении собственной учебной деятельности в обретении ценности познания как смысла своей жизни.Прививка выработала иммунитет, никогда больше отметка не имела решающего значения. Конечно, отмена сопровождалась определенной работой с детьми.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Азат Анварович, теперь Вы меня с кем-то перепутали, я точно такую же позицию по поводу отметок занимаю. Ой Людмила Петровна точно! Это опять "глюк" форума наверно, несколько раз такое наблюдал Исправляю на Рямов Р.Ф. написал

grigri: Извините! Позволю вкинуть такую мысль: Егэ - это шанс школе отказаться от отметочной системы, шанс для развооружения учителей, шанс от лжемотивации учебной деятельности ученика. Может мысль развернется!?

М.А. Липчанская: grigri пишет: Егэ - это шанс школе отказаться от отметочной системы, шанс для развооружения учителей, шанс от лжемотивации учебной деятельности ученика. Не думаю, что отказ от отметочной системы - это хорошая идея. Оценки (особенно объективные ) помогают ребенку сориентироваться в достигнутом им образовательном уровне и заранее начать планировать свое будущее (вуз, техникум, ...). Конечно, ту же функцию (экспертная оценка достигнутого уровня образования) могли бы выполнять педагоги в сотрудничестве со школьным психологом, но, к сожалению, квалификация большинства современных учителей вряд ли позволит им давать развернутые обоснованные заключения об учебных успехах ребенка. Так что предлагаю пока оставаться с тем, что имеем - пятибалльной системой оценки учебных успехоа . А вот насчет лжемотивации - это Вы сильно сказали! Поддерживаю на 1 000%! Я много раз убеждалась в том, что "зацикленность" детей и их родителей на оценках способна свести на нет большинство ценных начинаний педагогов.

оданович М.В.: ЕГЗ - средство реализации многобалльной системы оценивания. Функции оценивания должны быть ориентированы на диагностику и коррекцию, а не на управление, а вернее как именно сейчас происходит манипулирование учениками. Отказ от отметочной системы не решит проблему, так как для того, чтобы вести речь об успешности педагоогической деятельности необходима диагностиика. Если мы не можем в настоящее время разработать критерии оценивания баллльной оценки, то безотметочная система требует разработки более сложных качественных критериев формирования личности ребенка, развития его интеллектуальных спосбностей. А это уже более сложная задача.

grigri: пОПРОБУЕМ ТАК: За длительный период развития школьной жизни отметка стала наркотиком для ученика и оружием для учителя. При помощи ЕГЭ (как версия) можно избавить учителей от этого оружия, а ученикам оставить мини-необходимую дозу. А, на что должны быть ориентированы средства и функции, или как реализовать многобальную систему оценивания разработав критериии я бы не тратил усилий и средств. За тот же период как мне видится очевидно: в школе должно быть в первую очередь для ученика как человека. А люди все разные с любых точек зрения. И не надо ....

оданович М.В.: grigri пишет: За длительный период развития школьной жизни отметка стала наркотиком для ученика и оружием для учителя оружием для плохого учителя. Для думающего отметка это показатель реализации учителем дидактических целей урока, возможность корректировать и организовавывать учебно-познаавательную деятельость ученика на уроке. Отметка от слова отметить успешность конкретного ребенка в обучении.

grigri: Можно смотреть на это и так, но не иллюзия ли это? Для думающего отметка это показатель реализации учителем дидактических целей урока, возможность корректировать и организовавывать учебно-познаавательную деятельость ученика на уроке. Отметка от слова отметить успешность конкретного ребенка в обучении. Что сами хорошие учителя говорят о отметке? Я имею наглость выдвинуть гипотезу: отмените в школе отметку и с удивлением увидете сколько у нас в школах на самом деле хороших учителей!!! Отметка не только оружие учителя, но и то, что мешает ему в восхождению к УЧИТЕЛЮ.

Шулепова Т.В.: grigri пишет: Что сами хорошие учителя говорят о отметке? Я имею наглость выдвинуть гипотезу: отмените в школе отметку и с удивлением увидете сколько у нас в школах на самом деле хороших учителей!!! Отметка не только оружие учителя, но и то, что мешает ему в восхождению к УЧИТЕЛЮ. Позвольте, о КАКОЙ именно школе Вы говорите? представьте, что отменены отметки вообще, в принципе. Рухнет один из основополагающих принципов аттестации всех и вся. Нет бумажки в кармане, что успешен, и не пустят на порог. Прием в ВУЗы основан на аттестации, зарплата - на аттестации. Пререход с уровня на уровень на ней же. Система отработанная. Чтоб сломать, надо построить альтернативу.

оданович М.В.: Григорий пишет: С приходом егэ учителя можно освободить от текущих отметок в журнале. ЕГЭ - единственная формально-реальная форма аттестации Можно при условии разработки качественной шкалы оценивания учебных достижений учащихся. В этом случае необходимо проводить ппрмежуточное тестирование по измерителям, позволяющим диагностировать реализации планируемого результата, предусмотренного рабочекй программой учителя ( календарно-тематическим планированием).

grigri: Позвольте, о КАКОЙ именно школе Вы говорите? представьте, что отменены отметки вообще, в принципе. Рухнет один из основополагающих принципов аттестации всех и вся. Нет бумажки в кармане, что успешен, и не пустят на порог. Прием в ВУЗы основан на аттестации, зарплата - на аттестации. Пререход с уровня на уровень на ней же. Система отработанная. Чтоб сломать, надо построить альтернативу. Я говорю о нормальной современной школе. С приходом егэ учителя можно освободить от текущих отметок в журнале. ЕГЭ - единственная формально-реальная форма аттестации. Учитель к отметкам в процессе работы не имеет отношения. А вот как он выстроит свои отношения с учеником - это их дела! Нужны им отметки - пожалуйста. Но это иная среда для сотворчества и содеятельности. Может у вас зарплату и поступления осуществляюи за отметки, у нас это практически не имеет отношения к школьной отметочной системе.

Шулепова Т.В.: Григорий (извините не нашла Вашего отчества)! ЕГЭ - итоговая аттестация. А как определить готовность ученика к переходу к новому циклу знаний? Как определить, достаточен ли уровень его знаний? Другая сторона - не секрет, что оценка - один из самых простых средств мотивации. Что её заменит? Тяги к знаниям (внутренней) у многих учеников нет и в помине. мотивы учения чаще всего внешние. И перевод их во внутренние является достаточно большой проблемой. У нас бывает, что надтарифный фонд распределяют частично по качеству знаний, ибо администрация д. оценить работника по каким-то четко очерченным критериям.

В.В.Щербань: Модернизация образования, на мой взгляд, во многом заключалась только в введении ЕГЭ. Естественно, это привело к тому, что учащиеся перестают заниматься по всем предметам, кроме тех, которые они сдают в форме ЕГЭ. Я согласна с тем, что у учащегося должен быть выбор формы сдачи экзамена: либо традиционная, либо ЕГЭ. Но я также считаю, что по некоторым предметам (литературе, истории) ЕГЭ вообще не допустим. На уроках мы учим детей говорить, думать, рассуждать, а ЕГЭ лишает этой возможности. «ЕГЭ – временное явление». Если оно временное, то зачем его надо было вводить? А если целью ЕГЭ было усиление контроля государства над системой образования, то почему бы ни вернуться к прежней системе, когда все учились по одним учебникам и не было такого количества программ.

Natalja : admin пишет: Каковы возможные последствия этого? Я считаю, что при ранней подготовке к ЕГЭ во время учебы наблюдаются пробелы в подготовке выпускников по другим предметам. Не лучше ли составлять учебную программу по математике с учетом подготовки к ЕГЭ в течение всего учебного года?

Natalja : Я соглавна с мнением многих участников форума, в том числе с Литвиной Т. Ю. что ЕГЭ лишает ученика права выбора, в ЕГЭ присутствует элемент случайности, когда ответы выбирают наугад.

Добрый: Natalja пишет: Я соглавна с мнением многих участников форума, в том числе с Литвиной Т. Ю. что ЕГЭ лишает ученика права выбора, в ЕГЭ присутствует элемент случайности, когда ответы выбирают наугад. Девочка вобще не имеет представления о том, что такое ЕГЭ



полная версия страницы