Форум » Проблемы образования » Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования » Ответить

Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования

admin: Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?

Ответов - 128, стр: 1 2 3 4 All

Хавкина Т.А.: Королева Ольга пишет: Коллеги, нередко вижу на уроках применение рефлексии как дань модному течению. Как правило это самая плохая реализация рефлексивных элементов. Вплоть до того: "Дети, если вам урок понравился, поднимите зеленую карточку, а если не понравился - красную". Отчего это происходит? Начинать всегда сложно. Особенно когда нет внутренней мотивации и уверенности в необходимости рефлексии. Поэтому зачастую и отношение формальное "Хотели - получите". Если же учитель убежден в необходимости рефлексии, то и отношение иное. Признаюсь честно, до прошлого года я не практически не применяла рефлексию на уроках. Использовала только в конце каждой темы листы самооценки и самоконтроля для учащихся, чтобы привить детям способность оценивать свои знания и умения и предоставить возможность устранять пробелы как самостоятельно, так и с моей помощью. Но когда тема пройдена, а белых пятен много - очень сложно и продвигаться вперед и дыры латать. Если рефлексия регулярна, то и необходимая помощь приходит вовремя

Fangl: Я постараюсь принести вам свет о котором вы просите и дать вам ответы на большинство поставленных здесь вопросов. Но прежде я предостерегу от дальнейшего чтения тех, кто предпочитает верить вместо того, чтобы знать, надеяться, вместо того, чтобы действовать и достигать и притворятся, вместо того, чтобы любить. Многие ошибочно полагают, что образование это диплом. Образование – это набор реальных знаний и умений, который вовсе не зависит от того есть ли у тебя бумажка или нет. Осел останется ослом, хоть ты обклей его дипломами, а действительно квалифицированный специалист останется таковым и без корочки. И, поэтому, работа, при устройстве на которую обращают внимание на наличие или отсутствие диплома не стоит того, чтобы на нее устраиваться. Такая фирма обречена на провал из-за неграмотно-предвзятого отношения руководящего состава к подбору персонала. Мало кто (особенно в Европе и США) не обращает внимание на наличие или отсутствие дипломов, полученных в странах бывшего соц-концлагеря из-за повальной коррумпированности, царящей в них. Необходимо вырабатывать критический взгляд на себя. Причем не только конструктивно, но и деструктивно критический взгляд, так как нельзя сконструировать новые цели без предварительного разрушения целей старых. Именно тогда станет возможным проверка и переопределение личных целей. Вот такая вот парадигма. Причем объективно субъективная, а не объектно-субъектная. Я говорю так потому, что еще не обнародовано пока другого способа лечения раковой опухоли кроме как радикально хирургическим путем. Следуя этой аналогии, хочу заметить, что именно поэтому функция логики должна быть непрерывной. Дифференциация здесь категорически недопустима. Производить дихотомию это то же, что оперировать мозги топором. Топорное мышление приведет к таким же плачевным результатам. Но это не все: инструментом еще следует уметь пользоваться. Гениальный хирург сможет произвести операцию… Ну если не топором, то хотя бы кухонным ножом (такие случаи известны). Ему будет сложнее, но он это выполнит, если потребуется. Совершенствование – это не только движение от примитивного к сложному, но и движение от сложного к простому. Именно поэтому на уроке математики нас учат упрощать выражения. Потому, что верх совершенства это гениальность, а гениальности свойственна простота. Тем не менее, следует отличать упрощение от вульгаризации. Поэтому я еще раз буду акцентировать на примитивности дифференциальной логики, которая упускает из виду тот факт, что между двумя противоположными значениями существуют множество значений промежуточных, и то, что не субъективная (не личная, не свойственная только данному лицу, субъекту) оценка недостижима в силу относительности. Пример: луна, которую наблюдают два стоящих рядом человека похожая, но все же разная для каждого из них т.к. они наблюдают её под разным углом, луна, которую наблюдают два человека с одного и того же места разная для каждого из них, т.к. они наблюдают её в различное время. Поэтому стоит всегда помнить, что любые бинарные пары противоречий являются субъективными и относительными. То есть одно и то же явление для одного «хорошее», а для другого «плохое». Что для одного является «правдой» то для другого является «ложью». И что в силу определенных причин оное «хорошее», «доброе», «правдивое» может поменять свое значение на кардинально противоположное понятие. И что немаловажно – обратный переход также возможен. Можно ввести, если это вам будет удобно, процентную характеристику того, насколько ты обладаешь определенным свойством. С обязательным указанием относительно какой системы, помня при этом, что крайние (однозначные) состояния почти не достижимы и сходятся в одной и той же точке в абсолютно противоположной системе (которую весьма трудно найти). Пример: такая историческая личность как Робин Гуд – для горстки власть имущих богачей является «плохим», а для толп народа он «хороший». Это я все веду всего лишь к тому, чтобы вы каждый раз подумали когда вам говорят что нечто «хорошо» или «плохо», а так ли это для вас, или может быть кому-то выгодно, чтобы вы так думали. Кстати в первую очередь стоило бы приучить детей любить милицию, которая с превеликим удовольствием сажает в тюрьму учителей, щедрых на подзатыльники и другие затрещины. Вредна любая внешняя дисциплина. Дисциплина обязана быть а) добровольной и б) внутренней. Вся остальная «дисциплина» это по своей сути вредоносное насилие, которое породит только желание отделаться. Но вы все же имеете право не соглашаться со мной, потому, что … страх не менее эффективен в качестве стимула, чем экстаз. Стимул… Верно: нужно срочно дать стимул, иначе перестанут читать.. Потому, что мало кто имеет желание СОЗДАТЬ себе время читать. Поэтому нужно быть максимально коротким и лаконичным. Но дело не только в этом: существуют еще и трудно преодолимые предрассудки. Например, многие считают, что только то золото, что блестит, а если не блестит, то не золото. Однажды Сократ заявил, что он знает только то, что ничего не знает, однако когда нечто подобное, но в другой форме заявляет кто-то другой, то ему почему-то охотно верят вместо того, чтобы хотя бы попытаться понять – им легче заранее осуждать то, что они не читали. Но пусть это останется на их совести. Стимулом может стать например религия или другой «опиум для народа», но наиболее эффективный стимул по моему мнению это любовь. К себе. А точнее: http://blacklight.h1.ru/psych04.htm А вот статья, в которой давно описано и про оценочный подход и про рефлексию и про остальные людские предрассудки. http://blacklight.h1.ru/psych06.htm «Говорящее орудие» - так в древнем Риме называли рабов (во времена марксизма, впрочем, людей называли винтиками, если я не ошибаюсь). Однако изображать маму в виде инструмента рабы божьи почему-то не приемлют. И не приемлют почему-то изображать маму в виде животного. Видимо не понимая, что все люди являются животными, а не только богами и это вполне естественно, а не низменно, как думают некоторые. Низменным стремятся назвать не достижимое или непонятное, а психологию опосредовать. Т.е. сделать посредственной. А между тем её следует не опосредовать, а лишить оценочного подхода. Именно тогда станет возможно смело созерцать то, как прекрасна изнанка вашей божественной души. Вот еще книжка о том «Как устоять в любви» если кого-то это интересует: http://www.koob.ru/powell/how_to_stay_in_love

Хингеева И. С.: "Педагоги не только сами игнорируют, но и не считают нужным развивать рефлексию в детях-", пишет Е.В.Шорстова. Она совершенно права. На то есть объективные причины:во-первых, администрация учебного заведения не поднимает этот вопрос, во-вторых, и учителя этим не занимаются. Получается, что не готовы к этому. А почему? Потому что рефлексии надо учить, пройти специальный курс в "Эйдосе", например. Значимость рефлексии в нашей школе поняли только те учителя, которые занимаются ДО учащихся. Мои ученики участвуют в эвристических олимпиадах три года, знакомы с рефлексией, вначале она далась им очень тяжело, нелегко было и учителю.Пришлось их этому учить и самой учиться, тем более, что это важно для их интеллектуального и духовного развития. Использовала самые элементарные формы рефлексии: устное обсуждение проведенных внеклассных мероприятий и письменное по схеме "цель-результат". Для того, чтобы заинтересовать учащихся, надо использовать разные формы рефлексии, возьму на вооружение формы рефлексии, предложенные Е.О.Брицкой и Т. Свитовой(синквейн). В выступлениях педагогов я нашла много полезного для себя. Спасибо.


Передериева Е.В.: В основном для рефлексии мы используем лист бумаги и стикеры. Лучше, если форма стикеров соответствует содержанию урока. На стикерах ученики пишут свое мнение по проблеме урока, отзывы. Преимущество состоит в том, что наглядно видно, достиг ли урок цели, какие проблемы можно обсуждать и на что следует обратить внимание. Но самое главное - эмоциональная окраска отзывов. Если нет стикеров - дети могут использовать небольшие листочки бумаги (нарисовать шкалу) или просто поднимать руки, отвечая на вопросы. Не представляю себе урока без рефлексии.

Архипова Т.А.: Коллеги, здравствуйте! С рефлексией, действительно всё непросто. Не каждый учитель может применять это на своих занятиях. Кто-то считает, что не каждый урок важно и нужно оценивать своё приращение, знаниево-творческий компонент. Всё зависит от самого педагога. Как только "включается" рефлексия учителя, сразу же начинает "работать" рефлексия ученическая. Мне всегда интересно, насколько сработала я сама, что нового я смогла открыть в детях, что предложить им в следующий раз. Кстати, новое на урок мы стараемся выбирать тоже вместе с детьми. Через вопрос рефлексии оцениваем наши потребности и ТВОРИМ!!!

Крылова Н.Ю.: *PRIVAT*

Чемезова О.Г.: Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования? сначала "общепедагогической", затем "общеученической"

Файзуллина Л.В.: Рефлексия должна быть обязательно, хотят этого учащиеся или не хотят. Может называть для детей сам этап урока можно по-другому. Поиграть с младшими школьниками, выслушать мнение старшеклассников.



полная версия страницы