Форум » Проблемы образования » Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования » Ответить

Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования

admin: Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?

Ответов - 128, стр: 1 2 3 4 All

оданович М.В.: В качестве рефлексии роли, которую может выполнять ученик в процессе обучения (оратор, если участвует в дискуссии, исследователь, если выполняет учебно-исследовательский проект и т .д. ) можно предложить написать стихтворение "хайку", структура которго приводится ниже: Строчка 1: «Я был» кем-то или чем-то или «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2: Место и действие (где и что делал) Строчка 3: Определение (как?, что ощущал при этом?) Можно предло

Макарова Л.П.: Рефлексивные свойства наиболее тесно связаны с целями деятельности.Д.Дьюи объяснял это понятие как "оценку основания собственного убеждения".Новая образовательная парадигма требует не только увеличения профессиональной компетентности, но и осознания, выхода учителя в рефлексивную позицию, позволяющую анализировать различные педагогические ситуации, самостоятельно вырабатывать конструктивно-методические схемы действия.То есть сейчас это основа и инструмент успешной педагогической деятельности.

BAAL: «...Итак, если Вы имеете серьезные проблемы в бизнесе и пытаетесь их тут же решать, Вы работаете «не приходя в сознание». Нельзя решить ни одной серьезной проблемы с помощью мышления, которое и породило эту проблему. Наличие проблем требует покаяния или, если сказать по-русски - исправления ума... Ум исправляется рефлексивным размышлением» (Из интервью, которое А.М. Долгоруков дал в Крэнфилдской школе бизнеса)


Kuleshova G: BAAL пишет: Ум исправляется рефлексивным размышлением Спасибо за процитированный отрывок! Это, возможно, -о двух существующих типах рефлексии: рефлексии мышления и рефлексии сознания, о которых я услышала от Е.В. Доманского. И покаяние и есть та рефлексия сознания, которая привязана к духовности, к совести?

Тодоров: У всех предходных идеях одна основа-рефлексия расматривается как когнитивного акта социума школьников.Во первых необходимо уточнить "значение"рефлексии как семантического обекта.For the theory meaning a conspicuous guestion is the nature of its objekts:what sort of things are neanings?Ответ содержится в следущих парадигмах-рефлексивные проявления связаны с реалных обектов и реферирующиеся факты.РП.являются идеальными или материалными идеями,которые всегда имеют инструментальный характер.Рефлексия является "функторной" категорий.Иначе рефлексия будем понимать как особого вида творчества школьников.

А.И.Мелихова: В современной школе рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения цели в целом или касаемо одного ученика считаю верным. Например выяснить уровень тревожности школьника на уроке или при подготовке к экзаменам. Разрабатываемые ныне здоровьесберегающие технологии нацелены на обеспечение таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Педагогам и психологам важно знать причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, способы компенсации и преодоления тревожности. Рефлексия как инструмент диагностики и коррекции помогает определить и в некоторой степени преодолеть тревожность учеников из за проблем и страхов перед учителями, у старшеклассников – о предстоящих экзаменов. Рефлексия должна быть в помощь классному руководителю, учителю предметнику, родителю. Возникает такой вопрос: «Какова основная роль рефлексии в стимуляции познавательной деятельности?».

Kuleshova G: А.И.Мелихова пишет: Возникает такой вопрос: «Какова основная роль рефлексии в стимуляции познавательной деятельности?». Если обобщенно, то рефлексия входит в функциональную структуру любой деятельности, приводящей к развитию способностей. В познавательной деятельности рефлексивное осмысление и осознание может побуждать к постановке образовательных целей, к их реализации. Если она пронизывает весь процесс обучения и проводится умело с педагогическим сопровождением, то может давать очень сильную мотивацию. Я всё же разделю стимуляцию как процесс, направленный на объект, и самомотивацию, при которой сам субъект обучения побуждает себя на достижение целей своих и целей общих.

Любимова: Разумова А.Г. пишет цитата Я знаю детей, которым рефлексию писать гораздо интереснее, чем ответы на вопросы олимпиады. Они с удовольствием наблюдают сам эвристический процесс. Иногда их самоанализ оказывается более творческим. Хотя таких мало Согласна, есть такие дети, но их действительно мало. А среднестатистический ученик задает вопрос : зачем мне знать, чего я не знаю? Ведь и не зная о собственном незнании , ученик может быть замечательным объектом обучения, жадно впитывать в себя пресловутые "ЗУНы", показывать результаты, которые будут устраивать и учителей, и родителей. На мой взгляд, большинство участников образовательного процесса не хотят или не готовы заниматься рефлексией. Рефлексия -мощное средство, ведь не зная о своем незнании невозможно учить себя, быть субъектом, "кузнецом" своего образования. Как замотивировать ребенка , чтобы у него включились механизмы рефлексии? Какие создать условия для педагога , чтобы он организовывал рефлексивную деятельность и развивал рефлексивные спососбности детей?

Kuleshova G: Любимова пишет: Рефлексия -мощное средство, ведь не зная о своем незнании невозможно учить себя, быть субъектом, "кузнецом" своего образования. Как замотивировать ребенка , чтобы у него включились механизмы рефлексии? Какие создать условия для педагога , чтобы он организовывал рефлексивную деятельность и развивал рефлексивные спососбности детей? Очень важные вопросы Вы задаете! Действительно, какой должен быть импульс, толчок? Думаю, можно назвать несколько факторов : актуальность, личностная значимость-это смысл. Во-вторых, личные цели. В-третьих, человек должен попасть в ситуацию трудности, проблемы. И вот это-то о-о-очень некомфортно. И не для всех приятно. Так, может, и нет смысла у всех развивать рефлексивные способности?

Белёва Анна: Я согласна с тем, что в наше время необходимо больше проводить рефлексию. Потому что духовный рост человека крайне необходим. Особенно согласна с письмом Шулеповой Т.В. о "свечках". Это здорово, что дети осознанно могли попросить прощение друг у друга, рассказать о том, что творится у тебя внутри. По-моему, их нужно вводить почаще.

Rudina: Рефлексия,конечно,дело хорошее.Но "насильственное,в большинстве случаев,её введение часто губит все благие намерения.Поэтому больше нравятся "естественные" формы её проведения,хотя это будет зависеть от индивидуальных особенностей личности.Как это можно применить в дистационном образовании?

Е.В.Шерстова: Попытаюсь ответить сразу на несколько вопросов на примере недавно прошедшей олимпиады по русскому языку. Rudina пишет: Рефлексия,конечно,дело хорошее.Но "насильственное,в большинстве случаев,её введение часто губит все благие намерения.Поэтому больше нравятся "естественные" формы её проведения,хотя это будет зависеть от индивидуальных особенностей личности. Что подразумевается под «естественными формами проведения рефлексии»? Какую форму рефлексии чаще всего используют учителя на открытых уроках? Типичны следующие вопросы и задания: подрисуйте рот у лица в соответствии со своим настроением (веселый, нейтральный, грустный), что понравилось на уроке (и типичный ответ – все!), что получилось и не получилось на уроке (редко когда можно встретить полный ответ на данный вопрос…) Как правило, на уроке рефлексия проводится в лучшем случае за 5 минут до конца, быстренько, как этап урока, что, естественно, не способствует серьезному желанию проанализировать свою работу и формирует поверхностное, необязательное отношение к проведению рефлексии. Любимова пишет: Как замотивировать ребенка , чтобы у него включились механизмы рефлексии? Rudina пишет: Как это можно применить в дистационном образовании? Думаю, что не нужно специально мотивировать ребенка на рефлексию. Желание рассуждать о том, что удалось, что этому способствовало, у ребенка возникает не по просьбе учителя, а в результате той работы, которую ему было интересно выполнять, которую хотелось делать. Плюс дистанционного образования здесь налицо, что можно проследить на примере эвристических олимпиад Центра «Эйдос». Эвристические задания предоставляют простор для творческого решения учебных заданий, ребенок может работать в своем режиме, не ограничивая себя 40 минутами урока, а эмоции от выполненной работы, осмысление того, что получилось или не получилось и почему, длятся в течение нескольких дней. Рефлексия в дистанционных эвристических олимпиадах не является обязательным заданием, но школьники стремятся поделиться (особенно старшеклассники!) своими размышлениями. Вот фрагменты рефлексий участников олимпиады по русскому языку (исследования), которая прошла 15 марта: Гуртовой Вадим, 2"А" класс, МОУ гимназия №89, г.Тольятти Я посмотрел на русский язык не как на предмет с диктантами и заданиями, а как на занимательное приключение, в котором нет границ фантазии. Камышанская Даша, 5 «В» класс, школа №8, г. Иваново Самое интересное первое «Льзя» – оно самое легкое и в тоже время трудное, потому что мне было непросто объяснить это задание, поэтому для меня оно и интересное, что надо думать и ломать голову! Фокин Вадим, 7 "А" класс, МОУ СОШ №3 г.Учалы Но какие были мои чувства, когда понимаешь, что ты сам ведешь исследование по русскому языку, это необычайная радость. Меня переполняло желание развиваться в различных направлениях знаний. Коротыч Дарья, 8 класс, Центр «Поиск», г.Будённовск Нестандартность заданий вовсе не ставит в тупик, а будит воображение! Символ понятен: как из рога изобилия идеи наползают одна на другую, толкаясь и прорываясь вперед. Их столько, что это просто невероятно! Меня «зацепило» задание «Сидишки», я еле остановилась. Тарасов Алексей, 10 «Б» класс, школа №2, г. Кыштым Мне очень понравилось участие в эвристической олимпиаде. Мне больше всех заданий понравилось №5, мне никогда не встречался такой вопрос. Когда я его писал, мне было очень интересно окунуться с головой в эту тему, разобраться, подумать, что к чему. Мне понравилось, что мы пишем только свои мысли, а не чьи-то. Я бы обозначил свой мир символом радуги, солнца. Когда я находился на олимпиаде в кругу своих друзей, мне было хорошо, что нам наконец-то дали высказать своё мнение. (вопрос касался педагогического сленга) Буторина Ксения, 11 «А» класс, МОУ СОШ № 52, г. Уфа Невероятное ощущение посетило меня в процессе работы над этими заданиями. Мне казалось, что я вода на огне в процессе кипячения. Сначала отдельные идейки, в виде маленьких пузырьков, поднимались на поверхность разума, где сталкиваясь друг с другом, образуя уже более массивный пузырь, складывались в гипотезы. В голове начиналось бурление, процесс шел, набирая обороты, все круче, быстрее. Большинство заданий было сделано мною на одном дыхании. Понимание того, что олимпиадное задание могло быть выполнено лучше при наличии определенных знаний, заставляет школьника признаться самому себе, что знания необходимы: Зинченко Максим, 3 класс, Центр «Поиск», г.Будённовск А еще я хотел бы знать, где находить информацию о том, как анализировать такие вопросы, с чего начинать. Зонина Даша, 7 «В» класс, школа №8, г. Иваново Мне не хватает знаний по русскому языку. Масленников Иван, 9 "А" класс, гимназия N86, г. Нижний Тагил Данная олимпиада помогла мне понять и обнаружить свои проблемы. После олимпиады мне будет над чем подумать, будет что анализировать. Я понял, что нужно делать для собственного развития в области русского языка. Думаю, что продуктивно организованная учебная деятельность способствует стремлению к саморазвитию и формированию рефлексивных способностей. Е.В.Шерстова

Kuleshova G: Е.В.Шерстова пишет: Желание рассуждать о том, что удалось, что этому способствовало, у ребенка возникает не по просьбе учителя, а в результате той работы, которую ему было интересно выполнять, которую хотелось делать. Полностью с Вами согласна, Елена Владимировна! И это еще один фактор- к тем, о которых я писала ранее.

Бабина Е. И.: Рефлексия будет эффективно только в том случае, когда она не навязывается участникам. Осуществлять ее нужно в корректной форме. Относительно школьников: это может быть игра, использование цветов и т. д. У всех такое разное отношение к рефлексии (чаще всего негативное), с моей точки зрения, только потому, что те, кто говорят о ней, обычно хотят услышать что-то очень лестное в свой адрес. На самом деле каждый должен оценить свое личное участие. Именно поэтому мне очень нравится вопрос "Каковы Ваши приращения?". Он заставляет задуматься над тем, чего сам достиг, участвуя в чем-то.

О.С.Ленивцева : Я не согласна!!! Рефлексия - черта русского менталитета! Примером этому служит русская литература 19 века! Мяслящий, страдающий интеллигент, умеющий рассуждать - герой жизни и литературы! От рефлексии к действию, рефлексия - механизм деятельности - вот, по-моему, те акценты, которые необходимо учитывать в работе!

budiark: Рефлексия должна быть честной, то есть без ссылок на авторитеты, а как есть на душе...Неосознанная, немедленная, интуитивная, эмоциональная... Осознанная рефлексия при всей честности будет уже другая - более объёмная, взвешенная, продуманная, то есть, априори, нелинейная, с учётом осознанного опыта. Но, при максимальной честности, оба ответа будут достаточно объективны для определённого субъектного поля выборки респондентов. И третий, и чётвёртый ответы могут быть ещё достаточно важны для выбранных граничных условий важности затухающей ясности оценки событий (как внутренних, так и внешних)... Согласно распределения Гаусса, треть респондентов не слышит себя, треть - не видит других, треть - работает за всех (но это в лучшем случае, на практике, как мы знаем, пятая-десятая часть сможет честно рефлексируя, реально отражать объективный процесс изменения реальности сознания... ). Вот это есть те души, которые готовы воспринять доброе и вечное, несомое нами из вечности в вечность... Кстати, как только рефлексия становится "конструктивной" - она перестает быть честным ответом сущности на сигнал сущности (то есть это уже не чистая рефлексия, а спланированое воздействие на отражаемую личность) и уже может быть не вполне адекватным педагогическим приёмом в рамках эвристической методологии.

М.А. Липчанская: budiark пишет: Неосознанная, немедленная, интуитивная, эмоциональная... Непонятно, как анализ собственного психического состояния, осмысление и осознание форм и предпосылок собственного мышления, может быть неосознанным. Или Вы как-то иначе понимаете термин "рефлексия"? Поделитесь определением, пожалуйста! budiark пишет: Согласно распределения Гаусса, треть респондентов не слышит себя, треть - не видит других, треть - работает за всех То, что Вы описали, не имеет никакого отношения к нормальному распределению (или распределению Гаусса, если Вам так удобнее его называть). Это - типичный пример биномиального распределения.

М.А. Липчанская: budiark пишет: (но это в лучшем случае, на практике, как мы знаем, пятая-десятая часть сможет честно рефлексируя, реально отражать объективный процесс изменения реальности сознания... ). Вот это есть те души, которые готовы воспринять доброе и вечное, несомое нами из вечности в вечность... Я согласна с Вами в том, что у многих современных детей слабо развито рефлексивное мышление. Согласна, что отсутствие у учащихся готовности и способности к рефлексии значительно осложняет любую серьезную интеллектуальную и творческую работу на уроке (т.к., не анализируя свои действия, можно научиться лишь выполнять задания по образцу). Но делать на основании этого вывод, что 80-90% учащихся общеобразовательных средних школ недостаточно подготовлены для того, чтобы воспринимать несомое Вами "доброе и вечное" - это, простите, непрофессионально. Что Вы предлагаете с ними делать? Как Вы доносите до таких детей "доброе и вечное", и доносите ли?

warwara: Если посмотреть на маленького человечка, то он в свои 2-3 года находиться в постоянной рефлексии и анализе ситуации. Потом сравнивает свое понимание с тем , что говорят ему родители, затем самостоятельно делает вывод, что делать дальше. так и на уроке. Дети разные, но способности проявляются под влиянием учителя. Привели в классе интересный пример, а ответ на решение не дали, но сказали. что решение необычное. Многие не задумаются, а один два решат. Но потом в классе многие подумают, что и у них было решение, но они его не предоставили. Вот и появляется заинтересованность в постижении кажется совершенно не интересной темы.

warwara: Лучше всего представить решить проблему самому ученику исходя из его познания. Часто такие задания выливаются в проекты, что повышает практическую направленность усвоенных знаний. Самое тонкое в этом - оценить ту крупицу поиска , которую открыл для себя ученик.Удовлетворенность выполненной работой и самим собой приведет к новому этапу познания, к неординарности решения проблем, к поиску того, что уже известно человечеству. Переоткрытие ребенком таких закономерностей приводит к формированию потребности постоянно заниматься, чем то таким , что позволит выделиться среди сверстников. А это не моловажно для подростков.Хорошо если этот порыв найдет умного и внимательного наставника, тогда только направляй и учить и учиться станет необыкновенно интересно. Тогда открытия будут каждый день, а вопросам нет конца.

Пырина Светлана: Вопросы, если мы их задаем на этапе рефлексирования, не должны повторять вопросы урока. В моей практике был такой случай: Я проводила открытый урокв 10-м классе.Это была мастерская письма и построения ценностных ориентаций по лирике А.А.Фета. Рефлексия -один из этапов мастерской. Но мне показалось, что рефлексия не достигла цели. На следующий день я посвятила рефлексии целый урок и прочитала рассказ Р.Брэдбери "Улыбка". Очень интересно наблюдать за учениками, когда они слушают то, что ты им читаешь, их эмоциональный, душевный отклик, потом рождает познавательный запрос, ПЕРЕОЦЕНКУ понимания казалось бы очевидного.

Ивашкова Т.А.: Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования - один из вопросов который меня очень интересует не только как учителя, но и как зам.директора по УВР. Будем искренны - этот вопрос большинство учителей мягко сказать "игнорируют". Если в начальной школе как то пытаются уделить этому внимание, то в средней и старшей в лучшем случае ограничиваются вопросом "А, что же мы сегодня изучили на уроке?". А к рефлексии как инструмент диагностики относятся многие с непониманием. Некоторые считают, что ребенку, чем легче на уроке, тем интереснеё, но думаю что таким учителям не место в школе. Анализируя рефлексию детей можно достаточно точно судить об уроке. В этот момент дети предельно искренны, если конечно не столкнулись с негативной реакцией учителя!. Не могу сказать о себе, что я регулярно этим занимаюсь, но стараюсь и получаю всегда море необходимой мне информации. Это может быть график, мордашка, набор конкретных частей речи, двустишие, составленное математическое выражение и т.д.

Одинец К.А.: Пырина Светлана пишет: Но мне показалось, что рефлексия не достигла цели. как была построена рефлексия? На какие вопросы отвечали Ваши ученики? Почему вы решили, что рефлексия не достигла поставленной цели? И какой цели Вы хотели достичь рефлексией? Ивашкова Т.А. пишет: Анализируя рефлексию детей можно достаточно точно судить об уроке. Рефлексия для вас служит средством оценки урока или личностного приращения учащегося? Каково назначение рефлексии? Что она должна выяаить в первую очередь?

Ивашкова Т.А.: Одинец К.А. пишет: Рефлексия для вас служит средством оценки урока или личностного приращения учащегося? Каково назначение рефлексии? Что она должна выяаить в первую очередь? Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. “Не умел - умею”, “Не мог - могу”, “Был - стал”, -ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.

Хавкина Т.А.: Ивашкова Т.А. пишет: Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность. А если ребенок не доволен собой? Сильный начинает бороться и преодолевать, слабый или ленивый разочаровываться. Не станет ли рефлексия инструментом понижения самооценки неуверенных в себе детей. Как сделать рефлекию позитивной для ребенка и не отбить желание копаться в себе?

Одинец К.А.: Хавкина Т.А. пишет: А если ребенок не доволен собой? Рефлексия в первую очередь направлена на самопознание, отслеживание внутренних изменений. Если есть недовольство выполненной работой, оно так же как и удовлетворение от полученного результата, как и любое другое состояние должно быть осмыслено. Я недоволен! - Чем? Почему? В чем причина моего недовольства? и т.д. Через размышление о своем внутреннем состоянии, осознание причин, т.е. через рефлексию, человек выходит на новую ступень осмысления себя.

Хавкина Т.А.: Рефлексия, как анализ своих мыслей, действий, поступков, поведения, знаний - очень полезна. А учим ли мы наших детей анализировать не только факты, но чувства? И как этому научить. На практике, сталкиваешься с тем, что многие воспринимают рефлексию формально: знаю - не знаю, интересно или нет, понравилось - не понравилось. А копаться в себе - напряг. Коллеги, вы не сталкивались с душевной скупостью наших детей?

Одинец К.А.: Хавкина Т.А. пишет: А учим ли мы наших детей анализировать не только факты, но чувства? а разве рефлексия не может быть чувственным осмыслением происходящего? Возможно, вы путаете рефлексию и анализ.

Пырина Светлана: Когда я писала о том, что рефлексия не достигла цели, как раз имела ввиду то , что я не почувствовала личностного приращения учащихся, а на следцующем уроке, это произошло. Рефлексия как процесс может быть удалена от урока по времени

Одинец К.А.: Пырина Светлана пишет: на следцующем уроке, это произошло Каким образом была Вами организована рефлексия на следующем уроке? Что, помимо чтения рассказа Брэдбери, способствовало рефлексивному осмыслению? Пырина Светлана пишет: Рефлексия как процесс может быть удалена от урока по времени Безусловно. Будет ли отличаться рефлексия спустя время от непосредственно происходящей вслед за событием?

Хавкина Т.А.: admin пишет: Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования? Формы проведения рефлексии разные. Смысл в другом - в ее анализе учителем. И исходя из результатов анализа, переосмысление целей, при этом не обязательно их переопределения. Если поставленные цели в процессе урока достигнуты, и этот вывод подтвержден рефлексией, зачем их переопределять? Если же рефлексия показывает обратное - материал не понят, не интересен, не вызывает никаих эмоций - надо пересматривать, переосмыслять и переопределять (как конкретный урок, так и цели образования вцелом)

Kuleshova G: Хавкина Т.А. пишет: Если поставленные цели в процессе урока достигнуты, и этот вывод подтвержден рефлексией, зачем их переопределять? Если же рефлексия показывает обратное - материал не понят, не интересен, не вызывает никаих эмоций - надо пересматривать, переосмыслять и переопределять (как конкретный урок, так и цели образования вцелом) Дело в том, что речь идет не только о целях учителя, а и о целях ученика. И не просто о том: понят или не понят матерал урока... В теме на форуме уже писалось много об этом.

Пырина Светлана: Мне кажется, что рефлексия, которая происходит здесь и сейчас. отличается от рефлексии удаленной по времени. Рефлексия , которая сейчас, часто строится на том, как восринято(уровень воприятия, это еще одна попытка мотивировать свой поиск). Рефлексия, которая наступит завтра, обращена уже к пониманию, понимание это накладывается на ассоциативно-эмоциональный ряд, возникший на первом этапе рефлексии.

А.В.Хуторской: Пырина Светлана пишет: Мне кажется, что рефлексия, которая происходит здесь и сейчас. отличается от рефлексии удаленной по времени. Рефлексия , которая сейчас, часто строится на том, как восринято(уровень воприятия, это еще одна попытка мотивировать свой поиск). Рефлексия, которая наступит завтра, обращена уже к пониманию, понимание это накладывается на ассоциативно-эмоциональный ряд, возникший на первом этапе рефлексии. Просто супер! Я серьёзно. Но супером, на мой взгляд, является не столько данное суждение, а путь, к которому оно относится. Этот путь я бы назвал динамикой рефлексии, или более традиционно - рефлексивный процесс. Но процесс не в смысле достаточно короткого процесса, который неизбежно закончится и перейдёт в другой вид деятельности, а процесс чередования рефлексивных и других образовательных процессов, протяженных во времени. Считаю важным продолжить выяснение типов рефлексии, относящихся к разным моментам образовательного движения. Зачем это нужно? Для того, чтобы потом сконструировать соответствующую методику для учеников. Например, одно дело, когда детям предлагается осознать свои мысли-чувства, когда они увидели эффектный опыт или столкнулись с противоречием, другое - когда им предложено вспомнить об этом после некоего разбора, решения задач или чего-либо другого. Два (а может быть больше) типов рефлексий должны иметь каждый свои задачи, и свой результат.

Пырина Светлана: "Всем людям должны быть по силам все мысли"-Х.-Л. Борхес Урок есть драматическое действие, развернутое во времени и пространстве. Каждый урок имеет свою композицию.( Экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка). Драматическое действие, как известно, содержит интригу и конфликт.(познавательный, смысловой-столкновение разных точек зрения, разных путей решения). Каково место и роль рефлексии в драматургии урока? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо понять, в чем назначение рефлексии. Мне кажется, что одно из ее главных назначений-это вырабатывание собственного духовного опыта. Рефлексия должна побуждать к творчеству и исследованию. Традиционным уже стало проводить рефлексивный процесс в финале урока. Перед учениками ставятся вопросы оценочного характера: что было самым трудным на уроке, что принесло наибольшее удовлетворение(вопросы на осознание собственной деятельности), ставятся вопросы, позволяющие определить уровень эмоционального восприятия, затем могут быть заданы вопросы на осмысление... Мне думается, что с процесса рефлексии урок может начинаться. Есть тема урока , есть эпиграф. Осмысли взаимосвязь, определи цели, которые будем решать(приемы работы могут быть различными: подбор ассоциаций, поиск ключевых слов и т.д.) Такое начало урока будет проходить, имея в своем подтексте рефлесивный процесс, рефлексия выведет на мотивацию, ради чего стоит искать ответы на вопросы. Поиск будет учеником продолжен, если он личностно-мотивирован. Такую мотивировку может создать рефлексия в начале урока. А далее рефлексия становится необходимым элементом на протяжении всего урока(именно она задает цель движения). Вывод: Рефлексия ведет ученика по пути познания, становится структурным содержательным элементом урока. Рефлексия в зависимости от того, какие задачи решает делится на несколько типов: экспозиционная рефлексия, рефлексия-завязка, рефлексия, сопровождающая развитие действия, рефлексия-кульминация, рефлексия -развязка. А возможен ли урок-рефлексия? Если да, то каково его место в образовательном движении?

Хавкина Т.А.: Процесс самопознания себя и своих внутренних психических актов и состояний - довольно сложная процедура. Не каждый умеет сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Да и всегда ли это оправдвно? Целесообразно ли осуществлять эти сложные акты на каждом уроке? Не надо забывать, что после урока нашего, ребенок идет на следующий. А если в процессе рефлексии ученик поймет свою несостоятельность и с этим эмоциональным состоянием придет на урок, как он будет чувствовать себя? Не каждый может переключаться и моментально забывать негативные моменты. Может для рефлексии созидательной надо дорости, приобрести внутренний опыт. Рефлексия — это не просто знание или понимание человеком самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают меня, мои личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Архипова Татьяна: Здравствуйте, коллеги! Хавкина Т.А. пишет: А если в процессе рефлексии ученик поймет свою несостоятельность и с этим эмоциональным состоянием придет на урок, как он будет чувствовать себя? Не каждый может переключаться и моментально забывать негативные моменты. На мой взгляд, рефлексия предполагает выявление сильных и слабых сторон конкретной ситуации, поиск путей решения проблем, которые возникли. Вряд ли можно говорить, что рефлексия выявляет несостоятельность, напротив - помогает искать в себе лучшее, стремиться к дальнейшим победам! Не получилось сегодня, вернись к этому завтра, и всё обязательно удастся! Спасибо.

Хавкина Т.А.: Архипова Татьяна пишет: Вряд ли можно говорить, что рефлексия выявляет несостоятельность, напротив - помогает искать в себе лучшее, стремиться к дальнейшим победам! Не получилось сегодня, вернись к этому завтра, и всё обязательно удастся! Даже взрослый человек не всегда может настроить себя на позитивный лад, после того как пережил собственную неудачу. Я, например, долго переживаю такие моменты, хотя умею найти в пережитом и положительные стороны.

elen: Рефлексия должна соответствовать естественному желанию ребенка "копаться" в себе здесь и сейчас

Королева Ольга: Коллеги, нередко вижу на уроках применение рефлексии как дань модному течению. Как правило это самая плохая реализация рефлексивных элементов. Вплоть до того: "Дети, если вам урок понравился, поднимите зеленую карточку, а если не понравился - красную". Отчего это происходит? Как объяснить учителю, что он неправ? Как объяснить, чтобы ему захотелось почитать, посмотреть ... А вдруг еще и обидится? Доступно умение вести рефлексию на уроке каждому учителю или это возможно только тем, у кого on-line внутренняя рефлексия?



полная версия страницы