Форум » Проблемы образования » Компетенции в образовании: проблемы проектирования » Ответить

Компетенции в образовании: проблемы проектирования

А.В.Хуторской: Научных исследований по проблематике компетенций всё больше и больше. Но чаще всего под компетенциями понимаются обычные ЗУНы и другие достаточно разработанные ранее педагогические вопросы. В чём уникальность компетенций? Какова их действительная роль в модернизации образования? Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить?

Ответов - 53, стр: 1 2 All

Крылова Н.Ю.: Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности адаптироваться к новым условиям жизни, анализировать ситуацию, уметь владеть средствами коммуникации, оценивать и находить пути решения возникающих проблем, адекватно изменять свою деятельность, добывать информацию и эффективно использовать ее . Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. В перечне компетенций, предложенном Советом Европы, выделены 4 ключевые: социальная, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная. Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении: - отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни; - быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования; - задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности; - задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности; - быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования; - соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; - представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Озеркова: Мне, например, интересны проблемы взаимовлияния компетенций. Например, в каком порядке их лучше формировать (только не говорите мне, что сразу все одновременно - это физически невозможно, реально все равно будет последовательное переключение между несколькими компетенциями). То, что компетенции - не ЗУН, для меня очевидно, даже если говорить об учебно-познавательной и информационной компетенциях. Пример - я веду кружок, который называется "Компьютерные игры изнутри" (то есть программирование занимательных задач). Рекомендованные в методичках задачи мы практически не решаем и не разбираем, то есть ЗУНами как таковыми не занимаемся. Но при этом у ребят неплохие результаты на олимпиадах, а практически все, прошедшие через кружок, становятся профессиональными программистами.

Свитова Т. В.: Озеркова пишет: Мне, например, интересны проблемы взаимовлияния компетенций. Например, в каком порядке их лучше формировать (только не говорите мне, что сразу все одновременно - это физически невозможно, реально все равно будет последовательное переключение между несколькими компетенциями). С одной стороны, трудно говорить о порядке овладения компетенциями – именно по той причине, что они взаимосвязаны (и стОит ли?). С другой стороны – порядок может обуславливаться стандартами, учебными планами, личными целями учителя и ученика. Если говорить о формах, это могут быть блоки занятий/заданий, развивающие определенные компетенции.


Kuleshova G: Свитова Т. В. пишет: С другой стороны – порядок может обуславливаться стандартами, учебными планами, личными целями учителя и ученика. Может ли это быть обусловлено средой и технологией, в которой осуществляется деятельность?

Озеркова: Технологией - да, но, по-моему в большей степени парадигмой (как ни заездили это слово в последнее время, но мне трудно подобрать лучшее.

Свитова Т. В.: Озеркова пишет: Технологией - да, но, по-моему в большей степени парадигмой (как ни заездили это слово в последнее время, но мне трудно подобрать лучшее. Возможно, Ирина Александровна. Но «обусловлено парадигмой» - это внешняя заданность. Как и учебные планы, от которых никуда не деться. Но если учебные планы проверяют и часто педагоги боятся от них отступить, то где «прописано» развитие компетенций (включая их виды)? В стандартах это именуется ЗУНами, говорится о моделях выпускников и т.п. И никто не пойдет проверять, как у Вас протекает внутренний образовательный процесс. И никто не обратит внимание на то, что одна компетенция на уроках развивалась больше, чем другая. И никто не обвинит в том, что Вы это сделали не в том порядке. Поэтому в данной ситуации только Вы и Ваши ученики могут установить порядок их освоения.

Свитова Т. В.: Kuleshova G пишет: Может ли это быть обусловлено средой и технологией, в которой осуществляется деятельность? Несомненно, Галина Михайловна. Очередность и степень развития компетенций обусловлены также и средой, и технологией. Например, информационный, социальный, предметный компоненты, которые составляют развивающую образовательную среду, могут быть выражены в различной степени. Если в большей степени в среде выделяется информационный компонент, то вполне логично, что это – наиболее естественное «поле» для развития информационных компетенций. В то же время, есть смысл задуматься над их предметным заполнением. Так можно увидеть пробелы и направить усилия на их восполнение. То же самое и с технологией. Если в технологии деятельности «страдают» способы её выполнения, то очередность – за организационными компетенциями. Иначе говоря, порядок освоения компетенций (помимо заданных условий) – дело индивидуальной образовательной траектории

Kuleshova G: Свитова Т. В. пишет: Иначе говоря, порядок освоения компетенций (помимо заданных условий) – дело индивидуальной образовательной траектории Татьяна Викторовна! Здесь впору мне аплодировать Вам! Компетентностный подход к педагогическому сопровождению ИОТ и ИОП мной разрабатывается и уже понемногу апробируется на очных и дистанционных курсах. В своём докладе, который сегодня-завтра сделаю, говорится об этом опыте. Говорить об индивидуальной образовательной траектории ученика и методике её организации нужно и в связи с тем, что, как я вижу, можно по крайней мере охватить целостно человека, который в образовательной деятельности может проявить себя сразу в нескольких видах ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это проявление зачастую первый шаг к развитию той или иной компетентности. А само проявление- это уже элемент формирования, причем, некоторые компетентности я, например, могу проследить в динамике. Пусть это всего 10-дневный курс. Может быть, это Вас смутит, но в прошедшем недавно курсе по «Инновационным педагогическим системам» в связи с организацией условий для реализации ИОТ ученицы- педагога я смогла спроектировать возможное проявление необходимых 6-ти ключевых, 25-ти общепредметных, расширяющих основные шесть и 88-ми предметных, которые возможны именно как компетенции на дистанционном курсе. Вот такое «древо» получилось! А потом проанализировала показатели продвижения по ИОТ, выявив те компетенции, в которых было наиболее устойчивое продвижение в течение всего курса, начиная с первого задания и с чем это связано. Как и на что повлияла методика организации ИОТ . В чем и в связи с чем было переменное продвижение (с остановками) и в чем не было проявлений вообще. Фиксирование результатов продвижения велось с помощью метода ключевых слов при анализе выполненных заданий, работе на форуме, но в большей степени через анализ рефлексии. Конечно, всё это я говорю не просто об организации ИОТ в обычном понимании как наборе курсов, работе по ИУП, а о реализации личностного потенциала ученика в образовании. Доказываю, что лучше всего, эффективнее это получается пока в дистанционном эвристическом обучении.

Kuleshova G: Озеркова пишет: Например, в каком порядке их лучше формировать (только не говорите мне, что сразу все одновременно - это физически невозможно, реально все равно будет последовательное переключение между несколькими компетенциями). Формирование процесс, связанный со временем, иногда со всей жизнью. Порядка здесь быть не может. Тем они и отличаются от ЗУНов... Мне кажется, что "главнее" вопрос не столько формирования, сколько создания условий для проявления, фиксации продвижений, мотивации их осуществления.

Котова Г.Л.: Меня интересует проблема достижения компетенций (в частности компетенций гражданственности) средствами воспитательной работы и дополнительного образования. Ведь если мы запираем понятие "компетенции" в дидактику, то ряд из них (ценностно-смысловые, общекультурные и т.д.) теряют в некоторой степени свой глубокий смысл... Несколько лет я пробую создать такие условия, чтобы обнаружить динамику показателей индикаторов сформированности гражданской компетентности у студентов

Татьяна Смирнова: Котова Г.Л. пишет: Ведь если мы запираем понятие "компетенции" в дидактику, то ряд из них (ценностно-смысловые, общекультурные и т.д.) теряют в некоторой степени свой глубокий смысл... Дидактика должна определить структуру содержания данной компетенции, для того, чтобы учащийся мог впоследствии жить как гражданин. Зная структуру данной компетенции можно будет говорить о ее сформированности или, наоборот, несформированности. «Глубокий смысл», по моему мнению, в том, что дидактика не может оторвать это содержание от социального, общественного мнения, т.е. просто не может «запереть» это в себе. Здесь можно говорить о проблеме «неустойчивости» компетенций, их подвижности в зависимости от общественной позиции. Как за этим следить? Кто определит, что данная позиция (в отношении структуры той или иной компетенции) в действительности отражает социально-востребованные взгляды?

Kuleshova G: Котова Г.Л. пишет: Меня интересует проблема достижения компетенций (в частности компетенций гражданственности) средствами воспитательной работы и дополнительного образования. Вот-вот. И здесь интересна проблема интеграции. Как говорилось, нет общего и дополнительного образования- человек-то один... Если компетенции-это целостность, то нужен и профессионал, которому будет интересно и важно "собирать" человека и развитие его, например, гражданственности. Этот человек называется тьютор. А проблема тьюторства остается доселе нерешенной. Или решаемой под углом психолого-педагогической помощи неблагополучным детям...

Котова Г.Л.: Kuleshova G пишет: проблема тьюторства остается доселе нерешенной. Или решаемой под углом психолого-педагогической помощи неблагополучным детям... к сожалению, это так... часто все старания направлены на формирование у ВСЕХ детей надпредметных, образовательных компетенций, а к неблагополучным детям подход другой - у них (почему-то ТОЛЬКО у них) должна быть развита, например, социокультурная компетенция, чтобы легче адаптироваться в обществе и т.п...

Свитова Т. В.: Котова Г.Л. пишет: Несколько лет я пробую создать такие условия, чтобы обнаружить динамику показателей индикаторов сформированности гражданской компетентности у студентов Галина Леонидовна, а какие показатели сформированности гражданской компетентности Вами выделены?

Кучер О.А.: Уникальность компетенций, на мой взгляд, в особенности измерения.В основе компетентностного обучения - парадигма качества в образования, но не количества как в ЗУНах. Думаю, что сложность внедрения компетентностоного подхода в сохранении в школьной практике формального по сути количественного "зуновского " оценивания результатов оценивания. Уровень сфрмированности компетентностей я как учитель могу определить .... при встрече с випускниками. В своей работе использую 25-часовой элективий курс "Методика изучения общественних дисциплин" в 10 классе. О нем положительно отзываются ученики-призеры олимпиад и конкурсов и випускники - успешние студенты и специалисты. Появилась мысль о соотношении компетенций и ЗУнов как стратегии и тактике в образовании...

Татьяна Смирнова: Кучер О.А. пишет: Уникальность компетенций, на мой взгляд, в особенности измерения.В основе компетентностного обучения - парадигма качества в образования, но не количества как в ЗУНах. Хороший довод «уникальности». Постараюсь выразить свой. Уникальность компетенции в том, что она является субъектной характеристикой ученика. Это непосредственный опыт самого индивида, знания и умения им полученные, навыки его практической деятельности, его личное отношение к необходимости овладения этим опытом и т.д. Компетентностный подход к образованию является ориентированный непосредственно на человека. В нем главная роль отводится ученику, индивиду, как участнику образовательного процесса и его ориентиру. В отличие от знаниевого подхода, где ориентация идет на ЗУНы как объекты, которые должен усвоить ученик. Если индивид овладел ЗУНами в определенной области, то не значит, что он сможет стать профессионалом, специалистом в каком-либо деле. Т.к. обучение было направлено на получение им знаний, умений и навыков, которые он благополучно и получил. Всё. Если же индивид овладел компетенцией в той или иной области, то это отличает его как минимум как достойного работника или гражданина (в зависимости от компетенции). Но, тем не менее, насколько он будет компетентным в этой области заслуга сформированности не одной компетенции, а их целого ряда. Еще одна проблема: каков он «обязательный минимум» компетенций?

Kuleshova G: Кучер О.А. пишет: Уровень сфрмированности компетентностей я как учитель могу определить .... при встрече с випускниками. Ольга Андрониковна! А нельзя ли как-то приблизить это событие? Может, не брать "абсолютную" сформированность- так можно дойти до абсурда, посвятив свою педагогическую жизнь ожиданиям, а не радостям проявлений этих компетентностей в "мелочах"?

Кучер О.А.: Kuleshova G Kuleshova G пишет: радостям проявлений этих компетентностей в "мелочах"? Вероятнне всего, под значеним "мелочи"(трудно квалифицировать указанное слово как понятие) Вы как и я понимаете тоже компетентности, но на различных этапах сформированности. В классах, где я работаю, провожу мониторинг сформированности гражданской компетентности. Технология простая:анкетирование в начале и конце года. Констатирую позитивную динамику. Но нельзя не делать паправку на субъктивный фактор: человеку вообще должно быть свойственно быть оцененным положительно. Есть и проявления формализма. Компетентности же выпускника более объктивны, его портфолио наполняется осознанным, самостоятельным "продуктом". Школьником мы руководим, направляем. Как отличить делающих "как все", из опасения,"кабы чего не вышло..." от самодостаточных. Будем работать и думать как научить ВСЕМУ доброму и вечному.

Шарков С.Г.: Я работаю в Эстонии в городе Нарва на границе с Россией. С 2002 года мы работаем по учебной программе, в основу которой положено именно формирование компетенций. Там и задам т.н. "обязательный минимум" компетенций. Познакомиться можно здесь: http://www.ekk.edu.ee/oppekavad/dokumendid/oppekava_vene_keeles.pdf (статья 6 - 9).

А.В.Хуторской: Шарков С.Г. пишет: С 2002 года мы работаем по учебной программе, в основу которой положено именно формирование компетенций. Там и задам т.н. "обязательный минимум" компетенций. На мой взгляд, в этом документе компетенции лишь обозначены, сами же программы в большинстве своём представляют собой обычные перечни понятий, знаний и умений. Исключением является курс "Человековедение", где содержание программы включает компетентностную составляющую. К тому же в программах полностью отсутствует упоминание об измерителях образовательных результатов. А как тогда учителю проверять овладение учениками компетенциями? Т.е. получается проблема, которую надо осознать и решить: как должна выглядеть учебная программа компетентностной ориентации? Какова должна быть её структура? Как понятийная часть программы должна быть представлена в ракурсе компетенций?

Свитова Т. В.: Если говорить о традиционном понимании ЗУНов, то собственный образовательный опыт (до определенного периода) подсказывает мне, что под ними подразумевается «технологический» знаниевый комплекс, содержание которого является в большей степени конкретно-предметным. Непосредственно о компетентности начинают говорить, как правило, уже в профессиональной/практической деятельности. В Школе (в данном контексте под этим словом я подразумеваю все уровни образования) обучают «чистым» ЗУНам, а в реальной деятельности требуется иное, нечто бОльшее. Причем успешное выполнение этого «бОльшего» зависит, как правило, от оргдеятельностных качеств личности: от умения извлечь и применить ЗУНы, адаптироваться к нестандартной ситуации. Отсюда следует, что компетентность – прежде всего личностное качество, позволяющее решать различные предметные задачи. В этом и состоит уникальность компетенций (из триады знания-умения-навыки к компетентности ближе умения и навыки, но часто это не воспринимается как ОПЫТ деятельности). Проблемой, возникающей в такой ситуации, мне видится интеграция учебной и профессиональной (в средней школе – практической, реальной) деятельности. Возможным её решением может быть усиление применения форм обучения, которые погружают в действительность, активную деятельность – проекты, практика, факультативные занятия (элективные курсы) и т.п.

Kuleshova G: Свитова Т. В. пишет: Возможным её решением может быть усиление применения форм обучения, которые погружают в действительность, активную деятельность – проекты, практика, факультативные занятия (элективные курсы) и т.п. Согласна, Татьяна Викторовна! Можно добавить, что "деятельность, имеющая целью участие ученика в конструировании всех элементов собственного образования» может дать возможности более эффективного решения проблем. Это эвристическая образовательная деятельность...

Kuleshova G: А.В.Хуторской пишет: В чём уникальность компетенций? Какова их действительная роль в модернизации образования? Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить? • Думаю, что уникальность компетенций состоит в целостном охвате всего личностного по-тенциала человека • Компетенции- это образ, идеал, образец, к которому, развиваясь, ученик идет и стано-вится компетентным. Знания, умения и навыки при компетентностном подходе стано-вятся «живыми», очеловечиваются мотивациями, ценностными ориентациями и уста-новками. Меня, например, остановило это определение Дж. Равенна: компетентности суть «мотивирован-ные способности». Это очень важно, потому что, зная этот образ или «вектор образовательного движения», есть смысл человеческий мотив использовать, реализовывать свой потенциал, свои способности. Это прояснение личностного смысла обучения. Поэтому, на мой взгляд, роль компетентностного подхода в модернизации образования очень велика. Для меня актуальна научная проблема соединения принципа индивидуальной образовательной траектории ученика как фундаментальной основы эвристического обучения с возможностью про-ектирования личностного смысла образования, выраженного через своеобразные целостные и интегрированные стандарты- ключевые и общепредметные компетенции. Данные стандарты могут стать и основой для мониторинга результатов продвижения не только в ЗУНах, но и в «окрашенных» личностным опытом компетентностях. Данную связь я исследую и экспериментально подтверждаю в своей работе.

Кучер О.А.: А.В.Хуторской пишет: Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить? На мой взгляд, сложной является проблема определения критериев формального оценивания компетентностей. Пока на практике-это сравнительный мониторинг(анкетирование в начале и конце года), портфолио. Есть две опасные крайнасти-заболтать хорошую идею либо формализировать(в данном случае - подменить компетентности зунами ). Коллеги-учителя, ученые, поделитесь опытом и суждениями.

А.В.Хуторской: Кучер О.А. пишет: На мой взгляд, сложной является проблема определения критериев формального оценивания компетентностей. Ну так и давайте эту проблему решать! Предложите аргументированные критерии оценивания компетентностей ученика в случае изучения конкретной темы отдельного учебного предмета.

Озеркова: У меня вот возникла идея проведения компетентностной олимпиады для школьников - своего рода марафон, так как за один час многое не определишь. Разговаривала с завучами в своей гимназии. Понимания не нашла.

Котова Г.Л.: Озеркова пишет: У меня вот возникла идея проведения компетентностной олимпиады для школьников - своего рода марафон, так как за один час многое не определишь. Разговаривала с завучами в своей гимназии. Понимания не нашла. это всё связано с тем, что традиционно само выражение "школьная олимпиада" отождествляется не столько даже со смотром ЗУНов учащихся, сколько просто рассмотрению сколько знаний дети имеют вне рамок школьной программы... и это происходит даже тогда, когда в пояснительной записке есть упоминание компетентностного подхода.... потому что так проще (по линии наименьшего сопротивления)

Aktrsandrova E.A.: Озеркова пишет: У меня вот возникла идея проведения компетентностной олимпиады для школьников - своего рода марафон, так как за один час многое не определишь. Разговаривала с завучами в своей гимназии. Понимания не нашла.[/quo Ядумаю, что Вам всётаки стоит провести подобную олимпиаду (хотя бы параллельно с традиционной).Ведь не могут Вам запретить во внеурочное время пригласить ребят на дополнительные занятия. Самое главное - найти понимание среди учеников. Ещё один совет - попробуйте найти поддержку в городском методическом отделе. Может быть там просто и не догадываются о возможности проведения подобных олимпиад?

Лопачева Л.Ю.: Кучер О.А. пишет: На мой взгляд, сложной является проблема определения критериев формального оценивания компетентностей. Пока на практике-это сравнительный мониторинг(анкетирование в начале и конце года), портфолио. Есть две опасные крайнасти-заболтать хорошую идею либо формализировать(в данном случае - подменить компетентности зунами ). Коллеги-учителя, ученые, поделитесь опытом и суждениями. Коллеги, а не адаптировать ли к школьым условиям для этого вузовскую систему зачетных единиц? Если кто-то пробовал, хотелось бы познакомиться с опытом! Спасибо!

А.Д.Король: А.В.Хуторской пишет: В чём уникальность компетенций? Какова их действительная роль в модернизации образования? Полностью согласен с мнением Кучер О.А. в том, что компетенция - личностная сфера качественная, нежели количественная. Точнее, алгебраическая сумма знаний и умений учащегося по какой-либо теме любого предмета не отражает личностный потенциал ученика, который может быть реализован в пределах данной темы. Почему? Ответ кроется в особенности сегодняшнего образования, которое сохранило на всем своем многовековом пути передаточный характер. Задача школы сегодня – не передавать ученику определенную сумму знаний и умений по образцу и тем самым готовить его к жизни в мире, который меняется гораздо быстрее, чем передаются вышеупомянутые знания, а учить школьника учиться, быть творцом, способным участвовать в построении этого мира. Поэтому, компетенции должны включать к себя: 1) личностный инвариант ученика, соотношение личностного и государственного; 2) синтез теории и практики.

ussrex: А.Д.Король пишет: Ответ кроется в особенности сегодняшнего образования, которое сохранило на всем своем многовековом пути передаточный характер. Задача школы сегодня – не передавать ученику определенную сумму знаний и умений по образцу и тем самым готовить его к жизни в мире, который меняется гораздо быстрее, чем передаются вышеупомянутые знания, а учить школьника учиться, быть творцом, способным участвовать в построении этого мира. Супер! То есть если следовать вашей логике, то научить плавать можно только бросив человека в воду - пусть учится барахтаться. А подготовить хорошего боксера можно лишь одним способом: выставить новичка против профессионала. Пусть в процессе учится учиться. Что, передергиваю? А вы с охаиванием ЗУНов напару с Хуторским не передергиваете? Рано списывать со счетов достижения традиционной школы! Что за менталитет такой, чуть что - перестройка! Всё поломать и строить снова! Такое чувство, будто огромный откат распиливается. Ведь у нас была Школа, и пусть здание её постарело, покрылось трещинами. Но ведь вместо того, чтобы заделать щели, обновить фасад, "иноваторы", вроде вас с Хуторским предлагают это здание развалить к чёрту и строить новое. При этом не имеют не только материалов и средств для строительства, но даже проекта и сметы... А в результате ученики и учителя останутся под открытым небом.

А.Д.Король: Если учащийся пассивен в приобретении направленных на него знаний (по сути - информации, отчужденной от индивидуальных особенностей учащегося), то КПД преобразования информации в знания посредством внутреннего диалога будет невысокой и сформированные знания не получают готовности быть реализованными практически. В то же время реализация личностного потенциала учащегося подразумевает его деятельность «изнутри», направленную на раскрытие индивидуальных, творческих способностей. Таким образом, два вектора: информация или обезличенное знание, направленные на учащегося, и деятельность учащегося, исходящая «от него» препятствуют формированию образовательной компетентности. Единый источник знаний и творчества, обобщенных видов деятельности учащегося заключен в едином, а не «половинчатом» подходе к личности, в самой личности, а не в не ее. Как считают коллеги?

Свитова Т. В.: А.Д.Король пишет: Таким образом, два вектора: информация или обезличенное знание, направленные на учащегося, и деятельность учащегося, исходящая «от него» препятствуют формированию образовательной компетентности. Полагаю, что формированию образовательной компетентности препятствует именно информация или обезличенное знание, направленные на учащегося. Несчастный учащийся! Не спрашивая его, на него направляют поток информации и удивляются, почему он пассивен. Активность в этом случае может проявляться, наверное, разве что в самообороне от таких знаний… Полностью согласна с Вами, Андрей Дмитриевич, что единый источник – это прежде всего сама личность. И когда проявится потребность, мотивация, тогда и начнется конструктивное, позитивное познание. Кроме того, мне кажется, что проблемность реализации компетентностного подхода заключается именно в «направленности». Направленные на учащегося знания; деятельность «изнутри», направленная на раскрытие индивидуальных, творческих способностей. Наверное, более точной была бы формулировка: деятельность, способствующая раскрытию индивидуальных, творческих способностей, в результате проявления которых приобретаются Знания. Эти ЗУНы в процессе свободного, не стесненного, не закомплексованного проявления способностей приобретают личностную окраску и уже больше становятся похожи на компетентности.

Татьяна Кожухова: Свитова Т. В. пишет: И когда проявится потребность, мотивация, тогда и начнется конструктивное, позитивное познание. Именно так, только с появлением потребности сделать шаг, начинается движение, процесс познания. "Когда есть желание, найдётся путь" -поговорка отражает первостепенное значение мотивации. Об этом же говорит и Николай Бердяев: "«Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном и творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне» И только эмоционально окрашенной сотворчеством ситуацией можно начать этот процесс позитивного познания, обогащающий и учителя и ученика! Стеснённость исчезнет, ученик увлеченный станет вопрошаюшим. Но сумма знаний и умений педагога о способах формирования положительной мотивации есть только необходимое, но далеко не достаточное условие для того, чтобы "процесс пошёл"! Личностные качества педагога, стиль его деятельности важны, непрерывный поиск и вера в ученика, даже если у того пока "глазки не горят вдохновением". Каждый новый урок - с чистого листа! Все дети талантливы! Творим вместе. Аргументировать критерии компетентности обучающегося при изучении конкретной темы... видимо надо начинать с аргументации собственных критериев компетенций по организации занятий по этой теме... Попробуем! Преподаватель СПб филиала СГА,

Передериева Е.В.: Компетенции определяют успешность ученика. Успешность определяется на сегодняшний день не только ЗУНами, но и адаптацией ребенка, способностью применить полученные знания на практике в повседневной жизни. Иногда ребенок недостаточно успешен на уроках, а на факультативных занятиях он прекрасно работает, например, с микроскопом - лучше всех. Окрыленный удачей, старается на уроках - и мы получаем положительную динамику. Согласна с Татьяной Кожуховой - все дети талантливы.

Межина О.Ю.: Самым основным критерием компетенций может служить применение ЗУН, ведь превоначально быть компетентным, значит умение своевременно и удачно использовать приобретенные знания и умения на практике, таким образом поступки могут раскрывать уровень сформрованности компентенций.

Селезнева М.В.: А каким образом отслеживать уровень сформированности компетенций? Должен быть конкретный набор критериев. Например, информационную компетенцию можно отследить через самостоятельный выбор учеником круга источников, необходимых для поиска недостающей ему информации или проведенное сравнение информационных единиц; в коммуникативной компетенции возможен вариант оценивания продуктивности работы в группе. А как отследить сформированность ценностно-смысловой или общекультурной компетенций?

А.В.Хуторской: Селезнева М.В. пишет: А как отследить сформированность ценностно-смысловой или общекультурной компетенций? Видимо, только через детализацию этих компетенций на её составные (предметные) компетенции. Общая культура человека (ученика) состоит из определённой (какой?) совокупности компетенций. Вот их уже и можно замерить. Аналогично со смыслами и целями - по отношению к конкретному предмету можно проверить умения и опыт постановки целей ученика..

Архипова Т.А.: Доброго времени суток, уважаемые коллеги! На мой взгляд, в первую очередь необходимо сформировать так называемую ЛИЧНОСТНУЮ компетенцию, то есть определить личную необходимость получения конкретных знаний по конкретной теме или предмету. В этом случае можно говорить о формуле "ЗНАЮ-НЕ ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ". И критерии оценки уровня приращений, наверное, логично формулировать вместе с учеником.

Абызова С.В.: А.В.Хуторской пишет: В чём уникальность компетенций? Они развивают способности: способность учиться, способность общаться, способность к деятельности. А.В.Хуторской пишет: Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить? Учить учиться! Уметь видеть проблему, уметь ее формулировать, уметь жить в социуме, уметь ладить с каждым, даже, если он тебе не нравится. Сейчас мало знать, нужно уметь применить свои знания в жизнь



полная версия страницы