Форум » Проблемы образования » Компетенции в образовании: проблемы проектирования » Ответить

Компетенции в образовании: проблемы проектирования

А.В.Хуторской: Научных исследований по проблематике компетенций всё больше и больше. Но чаще всего под компетенциями понимаются обычные ЗУНы и другие достаточно разработанные ранее педагогические вопросы. В чём уникальность компетенций? Какова их действительная роль в модернизации образования? Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить?

Ответов - 53, стр: 1 2 All

Крылова Н.Ю.: Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности адаптироваться к новым условиям жизни, анализировать ситуацию, уметь владеть средствами коммуникации, оценивать и находить пути решения возникающих проблем, адекватно изменять свою деятельность, добывать информацию и эффективно использовать ее . Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. В перечне компетенций, предложенном Советом Европы, выделены 4 ключевые: социальная, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная. Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении: - отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни; - быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования; - задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности; - задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности; - быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования; - соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; - представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Озеркова: Мне, например, интересны проблемы взаимовлияния компетенций. Например, в каком порядке их лучше формировать (только не говорите мне, что сразу все одновременно - это физически невозможно, реально все равно будет последовательное переключение между несколькими компетенциями). То, что компетенции - не ЗУН, для меня очевидно, даже если говорить об учебно-познавательной и информационной компетенциях. Пример - я веду кружок, который называется "Компьютерные игры изнутри" (то есть программирование занимательных задач). Рекомендованные в методичках задачи мы практически не решаем и не разбираем, то есть ЗУНами как таковыми не занимаемся. Но при этом у ребят неплохие результаты на олимпиадах, а практически все, прошедшие через кружок, становятся профессиональными программистами.

Свитова Т. В.: Озеркова пишет: Мне, например, интересны проблемы взаимовлияния компетенций. Например, в каком порядке их лучше формировать (только не говорите мне, что сразу все одновременно - это физически невозможно, реально все равно будет последовательное переключение между несколькими компетенциями). С одной стороны, трудно говорить о порядке овладения компетенциями – именно по той причине, что они взаимосвязаны (и стОит ли?). С другой стороны – порядок может обуславливаться стандартами, учебными планами, личными целями учителя и ученика. Если говорить о формах, это могут быть блоки занятий/заданий, развивающие определенные компетенции.


Kuleshova G: Свитова Т. В. пишет: С другой стороны – порядок может обуславливаться стандартами, учебными планами, личными целями учителя и ученика. Может ли это быть обусловлено средой и технологией, в которой осуществляется деятельность?

Озеркова: Технологией - да, но, по-моему в большей степени парадигмой (как ни заездили это слово в последнее время, но мне трудно подобрать лучшее.

Свитова Т. В.: Озеркова пишет: Технологией - да, но, по-моему в большей степени парадигмой (как ни заездили это слово в последнее время, но мне трудно подобрать лучшее. Возможно, Ирина Александровна. Но «обусловлено парадигмой» - это внешняя заданность. Как и учебные планы, от которых никуда не деться. Но если учебные планы проверяют и часто педагоги боятся от них отступить, то где «прописано» развитие компетенций (включая их виды)? В стандартах это именуется ЗУНами, говорится о моделях выпускников и т.п. И никто не пойдет проверять, как у Вас протекает внутренний образовательный процесс. И никто не обратит внимание на то, что одна компетенция на уроках развивалась больше, чем другая. И никто не обвинит в том, что Вы это сделали не в том порядке. Поэтому в данной ситуации только Вы и Ваши ученики могут установить порядок их освоения.

Свитова Т. В.: Kuleshova G пишет: Может ли это быть обусловлено средой и технологией, в которой осуществляется деятельность? Несомненно, Галина Михайловна. Очередность и степень развития компетенций обусловлены также и средой, и технологией. Например, информационный, социальный, предметный компоненты, которые составляют развивающую образовательную среду, могут быть выражены в различной степени. Если в большей степени в среде выделяется информационный компонент, то вполне логично, что это – наиболее естественное «поле» для развития информационных компетенций. В то же время, есть смысл задуматься над их предметным заполнением. Так можно увидеть пробелы и направить усилия на их восполнение. То же самое и с технологией. Если в технологии деятельности «страдают» способы её выполнения, то очередность – за организационными компетенциями. Иначе говоря, порядок освоения компетенций (помимо заданных условий) – дело индивидуальной образовательной траектории

Kuleshova G: Свитова Т. В. пишет: Иначе говоря, порядок освоения компетенций (помимо заданных условий) – дело индивидуальной образовательной траектории Татьяна Викторовна! Здесь впору мне аплодировать Вам! Компетентностный подход к педагогическому сопровождению ИОТ и ИОП мной разрабатывается и уже понемногу апробируется на очных и дистанционных курсах. В своём докладе, который сегодня-завтра сделаю, говорится об этом опыте. Говорить об индивидуальной образовательной траектории ученика и методике её организации нужно и в связи с тем, что, как я вижу, можно по крайней мере охватить целостно человека, который в образовательной деятельности может проявить себя сразу в нескольких видах ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это проявление зачастую первый шаг к развитию той или иной компетентности. А само проявление- это уже элемент формирования, причем, некоторые компетентности я, например, могу проследить в динамике. Пусть это всего 10-дневный курс. Может быть, это Вас смутит, но в прошедшем недавно курсе по «Инновационным педагогическим системам» в связи с организацией условий для реализации ИОТ ученицы- педагога я смогла спроектировать возможное проявление необходимых 6-ти ключевых, 25-ти общепредметных, расширяющих основные шесть и 88-ми предметных, которые возможны именно как компетенции на дистанционном курсе. Вот такое «древо» получилось! А потом проанализировала показатели продвижения по ИОТ, выявив те компетенции, в которых было наиболее устойчивое продвижение в течение всего курса, начиная с первого задания и с чем это связано. Как и на что повлияла методика организации ИОТ . В чем и в связи с чем было переменное продвижение (с остановками) и в чем не было проявлений вообще. Фиксирование результатов продвижения велось с помощью метода ключевых слов при анализе выполненных заданий, работе на форуме, но в большей степени через анализ рефлексии. Конечно, всё это я говорю не просто об организации ИОТ в обычном понимании как наборе курсов, работе по ИУП, а о реализации личностного потенциала ученика в образовании. Доказываю, что лучше всего, эффективнее это получается пока в дистанционном эвристическом обучении.

Kuleshova G: Озеркова пишет: Например, в каком порядке их лучше формировать (только не говорите мне, что сразу все одновременно - это физически невозможно, реально все равно будет последовательное переключение между несколькими компетенциями). Формирование процесс, связанный со временем, иногда со всей жизнью. Порядка здесь быть не может. Тем они и отличаются от ЗУНов... Мне кажется, что "главнее" вопрос не столько формирования, сколько создания условий для проявления, фиксации продвижений, мотивации их осуществления.

Котова Г.Л.: Меня интересует проблема достижения компетенций (в частности компетенций гражданственности) средствами воспитательной работы и дополнительного образования. Ведь если мы запираем понятие "компетенции" в дидактику, то ряд из них (ценностно-смысловые, общекультурные и т.д.) теряют в некоторой степени свой глубокий смысл... Несколько лет я пробую создать такие условия, чтобы обнаружить динамику показателей индикаторов сформированности гражданской компетентности у студентов

Татьяна Смирнова: Котова Г.Л. пишет: Ведь если мы запираем понятие "компетенции" в дидактику, то ряд из них (ценностно-смысловые, общекультурные и т.д.) теряют в некоторой степени свой глубокий смысл... Дидактика должна определить структуру содержания данной компетенции, для того, чтобы учащийся мог впоследствии жить как гражданин. Зная структуру данной компетенции можно будет говорить о ее сформированности или, наоборот, несформированности. «Глубокий смысл», по моему мнению, в том, что дидактика не может оторвать это содержание от социального, общественного мнения, т.е. просто не может «запереть» это в себе. Здесь можно говорить о проблеме «неустойчивости» компетенций, их подвижности в зависимости от общественной позиции. Как за этим следить? Кто определит, что данная позиция (в отношении структуры той или иной компетенции) в действительности отражает социально-востребованные взгляды?

Kuleshova G: Котова Г.Л. пишет: Меня интересует проблема достижения компетенций (в частности компетенций гражданственности) средствами воспитательной работы и дополнительного образования. Вот-вот. И здесь интересна проблема интеграции. Как говорилось, нет общего и дополнительного образования- человек-то один... Если компетенции-это целостность, то нужен и профессионал, которому будет интересно и важно "собирать" человека и развитие его, например, гражданственности. Этот человек называется тьютор. А проблема тьюторства остается доселе нерешенной. Или решаемой под углом психолого-педагогической помощи неблагополучным детям...

Котова Г.Л.: Kuleshova G пишет: проблема тьюторства остается доселе нерешенной. Или решаемой под углом психолого-педагогической помощи неблагополучным детям... к сожалению, это так... часто все старания направлены на формирование у ВСЕХ детей надпредметных, образовательных компетенций, а к неблагополучным детям подход другой - у них (почему-то ТОЛЬКО у них) должна быть развита, например, социокультурная компетенция, чтобы легче адаптироваться в обществе и т.п...

Свитова Т. В.: Котова Г.Л. пишет: Несколько лет я пробую создать такие условия, чтобы обнаружить динамику показателей индикаторов сформированности гражданской компетентности у студентов Галина Леонидовна, а какие показатели сформированности гражданской компетентности Вами выделены?

Кучер О.А.: Уникальность компетенций, на мой взгляд, в особенности измерения.В основе компетентностного обучения - парадигма качества в образования, но не количества как в ЗУНах. Думаю, что сложность внедрения компетентностоного подхода в сохранении в школьной практике формального по сути количественного "зуновского " оценивания результатов оценивания. Уровень сфрмированности компетентностей я как учитель могу определить .... при встрече с випускниками. В своей работе использую 25-часовой элективий курс "Методика изучения общественних дисциплин" в 10 классе. О нем положительно отзываются ученики-призеры олимпиад и конкурсов и випускники - успешние студенты и специалисты. Появилась мысль о соотношении компетенций и ЗУнов как стратегии и тактике в образовании...

Татьяна Смирнова: Кучер О.А. пишет: Уникальность компетенций, на мой взгляд, в особенности измерения.В основе компетентностного обучения - парадигма качества в образования, но не количества как в ЗУНах. Хороший довод «уникальности». Постараюсь выразить свой. Уникальность компетенции в том, что она является субъектной характеристикой ученика. Это непосредственный опыт самого индивида, знания и умения им полученные, навыки его практической деятельности, его личное отношение к необходимости овладения этим опытом и т.д. Компетентностный подход к образованию является ориентированный непосредственно на человека. В нем главная роль отводится ученику, индивиду, как участнику образовательного процесса и его ориентиру. В отличие от знаниевого подхода, где ориентация идет на ЗУНы как объекты, которые должен усвоить ученик. Если индивид овладел ЗУНами в определенной области, то не значит, что он сможет стать профессионалом, специалистом в каком-либо деле. Т.к. обучение было направлено на получение им знаний, умений и навыков, которые он благополучно и получил. Всё. Если же индивид овладел компетенцией в той или иной области, то это отличает его как минимум как достойного работника или гражданина (в зависимости от компетенции). Но, тем не менее, насколько он будет компетентным в этой области заслуга сформированности не одной компетенции, а их целого ряда. Еще одна проблема: каков он «обязательный минимум» компетенций?

Kuleshova G: Кучер О.А. пишет: Уровень сфрмированности компетентностей я как учитель могу определить .... при встрече с випускниками. Ольга Андрониковна! А нельзя ли как-то приблизить это событие? Может, не брать "абсолютную" сформированность- так можно дойти до абсурда, посвятив свою педагогическую жизнь ожиданиям, а не радостям проявлений этих компетентностей в "мелочах"?

Кучер О.А.: Kuleshova G Kuleshova G пишет: радостям проявлений этих компетентностей в "мелочах"? Вероятнне всего, под значеним "мелочи"(трудно квалифицировать указанное слово как понятие) Вы как и я понимаете тоже компетентности, но на различных этапах сформированности. В классах, где я работаю, провожу мониторинг сформированности гражданской компетентности. Технология простая:анкетирование в начале и конце года. Констатирую позитивную динамику. Но нельзя не делать паправку на субъктивный фактор: человеку вообще должно быть свойственно быть оцененным положительно. Есть и проявления формализма. Компетентности же выпускника более объктивны, его портфолио наполняется осознанным, самостоятельным "продуктом". Школьником мы руководим, направляем. Как отличить делающих "как все", из опасения,"кабы чего не вышло..." от самодостаточных. Будем работать и думать как научить ВСЕМУ доброму и вечному.

Шарков С.Г.: Я работаю в Эстонии в городе Нарва на границе с Россией. С 2002 года мы работаем по учебной программе, в основу которой положено именно формирование компетенций. Там и задам т.н. "обязательный минимум" компетенций. Познакомиться можно здесь: http://www.ekk.edu.ee/oppekavad/dokumendid/oppekava_vene_keeles.pdf (статья 6 - 9).

А.В.Хуторской: Шарков С.Г. пишет: С 2002 года мы работаем по учебной программе, в основу которой положено именно формирование компетенций. Там и задам т.н. "обязательный минимум" компетенций. На мой взгляд, в этом документе компетенции лишь обозначены, сами же программы в большинстве своём представляют собой обычные перечни понятий, знаний и умений. Исключением является курс "Человековедение", где содержание программы включает компетентностную составляющую. К тому же в программах полностью отсутствует упоминание об измерителях образовательных результатов. А как тогда учителю проверять овладение учениками компетенциями? Т.е. получается проблема, которую надо осознать и решить: как должна выглядеть учебная программа компетентностной ориентации? Какова должна быть её структура? Как понятийная часть программы должна быть представлена в ракурсе компетенций?

Свитова Т. В.: Если говорить о традиционном понимании ЗУНов, то собственный образовательный опыт (до определенного периода) подсказывает мне, что под ними подразумевается «технологический» знаниевый комплекс, содержание которого является в большей степени конкретно-предметным. Непосредственно о компетентности начинают говорить, как правило, уже в профессиональной/практической деятельности. В Школе (в данном контексте под этим словом я подразумеваю все уровни образования) обучают «чистым» ЗУНам, а в реальной деятельности требуется иное, нечто бОльшее. Причем успешное выполнение этого «бОльшего» зависит, как правило, от оргдеятельностных качеств личности: от умения извлечь и применить ЗУНы, адаптироваться к нестандартной ситуации. Отсюда следует, что компетентность – прежде всего личностное качество, позволяющее решать различные предметные задачи. В этом и состоит уникальность компетенций (из триады знания-умения-навыки к компетентности ближе умения и навыки, но часто это не воспринимается как ОПЫТ деятельности). Проблемой, возникающей в такой ситуации, мне видится интеграция учебной и профессиональной (в средней школе – практической, реальной) деятельности. Возможным её решением может быть усиление применения форм обучения, которые погружают в действительность, активную деятельность – проекты, практика, факультативные занятия (элективные курсы) и т.п.

Kuleshova G: Свитова Т. В. пишет: Возможным её решением может быть усиление применения форм обучения, которые погружают в действительность, активную деятельность – проекты, практика, факультативные занятия (элективные курсы) и т.п. Согласна, Татьяна Викторовна! Можно добавить, что "деятельность, имеющая целью участие ученика в конструировании всех элементов собственного образования» может дать возможности более эффективного решения проблем. Это эвристическая образовательная деятельность...

Kuleshova G: А.В.Хуторской пишет: В чём уникальность компетенций? Какова их действительная роль в модернизации образования? Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить? • Думаю, что уникальность компетенций состоит в целостном охвате всего личностного по-тенциала человека • Компетенции- это образ, идеал, образец, к которому, развиваясь, ученик идет и стано-вится компетентным. Знания, умения и навыки при компетентностном подходе стано-вятся «живыми», очеловечиваются мотивациями, ценностными ориентациями и уста-новками. Меня, например, остановило это определение Дж. Равенна: компетентности суть «мотивирован-ные способности». Это очень важно, потому что, зная этот образ или «вектор образовательного движения», есть смысл человеческий мотив использовать, реализовывать свой потенциал, свои способности. Это прояснение личностного смысла обучения. Поэтому, на мой взгляд, роль компетентностного подхода в модернизации образования очень велика. Для меня актуальна научная проблема соединения принципа индивидуальной образовательной траектории ученика как фундаментальной основы эвристического обучения с возможностью про-ектирования личностного смысла образования, выраженного через своеобразные целостные и интегрированные стандарты- ключевые и общепредметные компетенции. Данные стандарты могут стать и основой для мониторинга результатов продвижения не только в ЗУНах, но и в «окрашенных» личностным опытом компетентностях. Данную связь я исследую и экспериментально подтверждаю в своей работе.

Кучер О.А.: А.В.Хуторской пишет: Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить? На мой взгляд, сложной является проблема определения критериев формального оценивания компетентностей. Пока на практике-это сравнительный мониторинг(анкетирование в начале и конце года), портфолио. Есть две опасные крайнасти-заболтать хорошую идею либо формализировать(в данном случае - подменить компетентности зунами ). Коллеги-учителя, ученые, поделитесь опытом и суждениями.

А.В.Хуторской: Кучер О.А. пишет: На мой взгляд, сложной является проблема определения критериев формального оценивания компетентностей. Ну так и давайте эту проблему решать! Предложите аргументированные критерии оценивания компетентностей ученика в случае изучения конкретной темы отдельного учебного предмета.

Озеркова: У меня вот возникла идея проведения компетентностной олимпиады для школьников - своего рода марафон, так как за один час многое не определишь. Разговаривала с завучами в своей гимназии. Понимания не нашла.

Котова Г.Л.: Озеркова пишет: У меня вот возникла идея проведения компетентностной олимпиады для школьников - своего рода марафон, так как за один час многое не определишь. Разговаривала с завучами в своей гимназии. Понимания не нашла. это всё связано с тем, что традиционно само выражение "школьная олимпиада" отождествляется не столько даже со смотром ЗУНов учащихся, сколько просто рассмотрению сколько знаний дети имеют вне рамок школьной программы... и это происходит даже тогда, когда в пояснительной записке есть упоминание компетентностного подхода.... потому что так проще (по линии наименьшего сопротивления)

Aktrsandrova E.A.: Озеркова пишет: У меня вот возникла идея проведения компетентностной олимпиады для школьников - своего рода марафон, так как за один час многое не определишь. Разговаривала с завучами в своей гимназии. Понимания не нашла.[/quo Ядумаю, что Вам всётаки стоит провести подобную олимпиаду (хотя бы параллельно с традиционной).Ведь не могут Вам запретить во внеурочное время пригласить ребят на дополнительные занятия. Самое главное - найти понимание среди учеников. Ещё один совет - попробуйте найти поддержку в городском методическом отделе. Может быть там просто и не догадываются о возможности проведения подобных олимпиад?

Лопачева Л.Ю.: Кучер О.А. пишет: На мой взгляд, сложной является проблема определения критериев формального оценивания компетентностей. Пока на практике-это сравнительный мониторинг(анкетирование в начале и конце года), портфолио. Есть две опасные крайнасти-заболтать хорошую идею либо формализировать(в данном случае - подменить компетентности зунами ). Коллеги-учителя, ученые, поделитесь опытом и суждениями. Коллеги, а не адаптировать ли к школьым условиям для этого вузовскую систему зачетных единиц? Если кто-то пробовал, хотелось бы познакомиться с опытом! Спасибо!

А.Д.Король: А.В.Хуторской пишет: В чём уникальность компетенций? Какова их действительная роль в модернизации образования? Полностью согласен с мнением Кучер О.А. в том, что компетенция - личностная сфера качественная, нежели количественная. Точнее, алгебраическая сумма знаний и умений учащегося по какой-либо теме любого предмета не отражает личностный потенциал ученика, который может быть реализован в пределах данной темы. Почему? Ответ кроется в особенности сегодняшнего образования, которое сохранило на всем своем многовековом пути передаточный характер. Задача школы сегодня – не передавать ученику определенную сумму знаний и умений по образцу и тем самым готовить его к жизни в мире, который меняется гораздо быстрее, чем передаются вышеупомянутые знания, а учить школьника учиться, быть творцом, способным участвовать в построении этого мира. Поэтому, компетенции должны включать к себя: 1) личностный инвариант ученика, соотношение личностного и государственного; 2) синтез теории и практики.

ussrex: А.Д.Король пишет: Ответ кроется в особенности сегодняшнего образования, которое сохранило на всем своем многовековом пути передаточный характер. Задача школы сегодня – не передавать ученику определенную сумму знаний и умений по образцу и тем самым готовить его к жизни в мире, который меняется гораздо быстрее, чем передаются вышеупомянутые знания, а учить школьника учиться, быть творцом, способным участвовать в построении этого мира. Супер! То есть если следовать вашей логике, то научить плавать можно только бросив человека в воду - пусть учится барахтаться. А подготовить хорошего боксера можно лишь одним способом: выставить новичка против профессионала. Пусть в процессе учится учиться. Что, передергиваю? А вы с охаиванием ЗУНов напару с Хуторским не передергиваете? Рано списывать со счетов достижения традиционной школы! Что за менталитет такой, чуть что - перестройка! Всё поломать и строить снова! Такое чувство, будто огромный откат распиливается. Ведь у нас была Школа, и пусть здание её постарело, покрылось трещинами. Но ведь вместо того, чтобы заделать щели, обновить фасад, "иноваторы", вроде вас с Хуторским предлагают это здание развалить к чёрту и строить новое. При этом не имеют не только материалов и средств для строительства, но даже проекта и сметы... А в результате ученики и учителя останутся под открытым небом.

А.Д.Король: Если учащийся пассивен в приобретении направленных на него знаний (по сути - информации, отчужденной от индивидуальных особенностей учащегося), то КПД преобразования информации в знания посредством внутреннего диалога будет невысокой и сформированные знания не получают готовности быть реализованными практически. В то же время реализация личностного потенциала учащегося подразумевает его деятельность «изнутри», направленную на раскрытие индивидуальных, творческих способностей. Таким образом, два вектора: информация или обезличенное знание, направленные на учащегося, и деятельность учащегося, исходящая «от него» препятствуют формированию образовательной компетентности. Единый источник знаний и творчества, обобщенных видов деятельности учащегося заключен в едином, а не «половинчатом» подходе к личности, в самой личности, а не в не ее. Как считают коллеги?

Свитова Т. В.: А.Д.Король пишет: Таким образом, два вектора: информация или обезличенное знание, направленные на учащегося, и деятельность учащегося, исходящая «от него» препятствуют формированию образовательной компетентности. Полагаю, что формированию образовательной компетентности препятствует именно информация или обезличенное знание, направленные на учащегося. Несчастный учащийся! Не спрашивая его, на него направляют поток информации и удивляются, почему он пассивен. Активность в этом случае может проявляться, наверное, разве что в самообороне от таких знаний… Полностью согласна с Вами, Андрей Дмитриевич, что единый источник – это прежде всего сама личность. И когда проявится потребность, мотивация, тогда и начнется конструктивное, позитивное познание. Кроме того, мне кажется, что проблемность реализации компетентностного подхода заключается именно в «направленности». Направленные на учащегося знания; деятельность «изнутри», направленная на раскрытие индивидуальных, творческих способностей. Наверное, более точной была бы формулировка: деятельность, способствующая раскрытию индивидуальных, творческих способностей, в результате проявления которых приобретаются Знания. Эти ЗУНы в процессе свободного, не стесненного, не закомплексованного проявления способностей приобретают личностную окраску и уже больше становятся похожи на компетентности.

Татьяна Кожухова: Свитова Т. В. пишет: И когда проявится потребность, мотивация, тогда и начнется конструктивное, позитивное познание. Именно так, только с появлением потребности сделать шаг, начинается движение, процесс познания. "Когда есть желание, найдётся путь" -поговорка отражает первостепенное значение мотивации. Об этом же говорит и Николай Бердяев: "«Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном и творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне» И только эмоционально окрашенной сотворчеством ситуацией можно начать этот процесс позитивного познания, обогащающий и учителя и ученика! Стеснённость исчезнет, ученик увлеченный станет вопрошаюшим. Но сумма знаний и умений педагога о способах формирования положительной мотивации есть только необходимое, но далеко не достаточное условие для того, чтобы "процесс пошёл"! Личностные качества педагога, стиль его деятельности важны, непрерывный поиск и вера в ученика, даже если у того пока "глазки не горят вдохновением". Каждый новый урок - с чистого листа! Все дети талантливы! Творим вместе. Аргументировать критерии компетентности обучающегося при изучении конкретной темы... видимо надо начинать с аргументации собственных критериев компетенций по организации занятий по этой теме... Попробуем! Преподаватель СПб филиала СГА,

Передериева Е.В.: Компетенции определяют успешность ученика. Успешность определяется на сегодняшний день не только ЗУНами, но и адаптацией ребенка, способностью применить полученные знания на практике в повседневной жизни. Иногда ребенок недостаточно успешен на уроках, а на факультативных занятиях он прекрасно работает, например, с микроскопом - лучше всех. Окрыленный удачей, старается на уроках - и мы получаем положительную динамику. Согласна с Татьяной Кожуховой - все дети талантливы.

Межина О.Ю.: Самым основным критерием компетенций может служить применение ЗУН, ведь превоначально быть компетентным, значит умение своевременно и удачно использовать приобретенные знания и умения на практике, таким образом поступки могут раскрывать уровень сформрованности компентенций.

Селезнева М.В.: А каким образом отслеживать уровень сформированности компетенций? Должен быть конкретный набор критериев. Например, информационную компетенцию можно отследить через самостоятельный выбор учеником круга источников, необходимых для поиска недостающей ему информации или проведенное сравнение информационных единиц; в коммуникативной компетенции возможен вариант оценивания продуктивности работы в группе. А как отследить сформированность ценностно-смысловой или общекультурной компетенций?

А.В.Хуторской: Селезнева М.В. пишет: А как отследить сформированность ценностно-смысловой или общекультурной компетенций? Видимо, только через детализацию этих компетенций на её составные (предметные) компетенции. Общая культура человека (ученика) состоит из определённой (какой?) совокупности компетенций. Вот их уже и можно замерить. Аналогично со смыслами и целями - по отношению к конкретному предмету можно проверить умения и опыт постановки целей ученика..

Архипова Т.А.: Доброго времени суток, уважаемые коллеги! На мой взгляд, в первую очередь необходимо сформировать так называемую ЛИЧНОСТНУЮ компетенцию, то есть определить личную необходимость получения конкретных знаний по конкретной теме или предмету. В этом случае можно говорить о формуле "ЗНАЮ-НЕ ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ". И критерии оценки уровня приращений, наверное, логично формулировать вместе с учеником.

Абызова С.В.: А.В.Хуторской пишет: В чём уникальность компетенций? Они развивают способности: способность учиться, способность общаться, способность к деятельности. А.В.Хуторской пишет: Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить? Учить учиться! Уметь видеть проблему, уметь ее формулировать, уметь жить в социуме, уметь ладить с каждым, даже, если он тебе не нравится. Сейчас мало знать, нужно уметь применить свои знания в жизнь

zhuk: Абызова С.В. пишет: Учить учиться! Уметь видеть проблему, уметь ее формулировать, уметь жить в социуме, уметь ладить с каждым, даже, если он тебе не нравится. Сейчас мало знать, нужно уметь применить свои знания в жизнь. Я полностью согласна с автором. Но сразу возникает проблема, а как отследить научили мы учиться или нет. В различной литературе представлены всевозможные критерии отслеживания, причем довольно разносторонние. наиболее распространенные - это наблюдение, психометрия, тестирование, диагностика, опросники. Но не всегда эти способы эффективны. Например, одна из ключевых компетенций, развитие которой мы поставили перед собой в нашем профессиональном лицее - когнитивная компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию). Достаточно трудно найти критерии есть положительная динамика или нет, и как вообще ее развивать, если на начальном этапе она вообще не развита.

Файзуллина Людмила: В чём уникальность компетенций? Какова их действительная роль в модернизации образования? Какие научные проблемы по отношению к образовательным компетенциям действительно необходимо поставить и решить? "Великая ценность образования - это не знания, а действия" Г. Спенсер. В действии, а не в знаниях уникальность компетенций. Если раньше ценился объём информации, который "положили" в голову ученика, то сейчас ценится самостоятельное решение проблемной ситуации этим учеником. Это огромный скачок образования вперёд. Нельзя рассказать ученику абсолютно обо всём. Но можно научить его поискам информации, научить систематизации полученных знаний. Проблема в компетентностном подходе - как оценить результат образования. Причём, результат образования будет личностный. а не предметный. Может необходима индивидуальная система оценивания каждого ученика? Может стоит отойти от 5-бальной системы? Может стоит оценивать успехи учащихся по уровням: низкий, средний, высокий? Файзуллина

Соловьёва О.Г.: В этом году мы были свидетелями изменения значимости аттестата ученика при поступлении в ВУЗы. Наверное, всё же не истему оценивания стоит пересмотреть, а содержание образования. Значит, необходим именно компетентностный подход. Но не стоит ждать пока эти премены нагрянут. Компетентностный подход -необходимость времени. Проектный метод обучения вполне помогает решить задачу. В процессе проектной деятельности ученик применяет на практике полученные знания, решает проблему, находит выход и реализует задуманное. Ценность такой деятельности тем больше, чем более значимое её практическое применение. Скажем, на уроках биологии и химии ученики знакомятся с тяжёлыми металлами. А вот посмотреть влияние ионов тяжёлых металлов, они могут выполнив проект. Для этого закладывается опыт с комнатными растениями. Полив растений осуществляют водой, содержащей ионы свинца. Конечно, темы проектов должны формулировать ученики. Учителю нужно предусмотреть возможность внедрения проектной деятельности в образовательном процессе. Коллеги, как Вы считаете, какое количество времени должно отводится в расписании проектной деятельности?

Матвейчук Н.Н.: А.В.Хуторской пишет: В чём уникальность компетенций? Если сравнить компетенции с ЗУНами, то различие, на мой взгляд, такое. ЗУНы - представители двухмерного пространства, компетенции - трех- и более. При произнесении даже - знания, умения, навыки - я не слышу и не чувствую личностной составляющей. Компетенция - изначально МОЯ, Я ее готов расширять, я осознаю, где в ней начинается НЕ МОЕ ("это не моя компетенция"). Мы можем измерить составляющие компетенции. Она более интересна и многогранна, она более очеловечена, нежели сухие безликие ЗУНы.

Файзуллина Л.В.: Ключевые компетентности уникальны, "многофункциональны, надпредметны и многомерны". Многофункциональность - умение решать разные проблемы в разных областях, исполнение разных социальных ролей. Междисциплинарность - приобретение навыков и знаний в школе и во вне школы, применение этих знаний в различных ситуаций. Многомерность - оценивание не только знаний, но и способностей, различных умственных процессов. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: учебное исследование и проектирование. Так же требует совершенно иной системы оценки. В этом и есть уникальность компетенций.

А.В.Хуторской: 16.08.2012 9:54, алексей павлинов написал: > Здравствуйте Андрей Викторович! Вас беспокоит доцент кафедры моды и технологий Казанского-- национальн--ого исследоват--ельского технологич--еского университета Павлинов Алексей Викторович. В настоящее время я работаю над проблемой развития научно-исследовательских компетенций студентов. Для этой работы особый научный интерес представляют результаты исследований, проведенных под Вашим руководством и лично Вами, направленные на реализацию компетентностного подхода. Прочитал практически все Ваши работы а также ознакомился с результатами исследований других известных ученых по данной проблеме. Затем, пытаясь систематизировать и обобщить полученную информацию встретил определенные затруднения. Прежде всего терминологического характера.Можно ли будет посоветоваться с Вами относительно данных затруднений? Спасибо. -- А.В.Хуторской: Уважаемый Алексей Викторович! Вы можете прислать ваши вопросы, свои реплики к ним я напишу. Если же речь идёт о более серьёзном подходе, вам нужно будет оформить официальную консультацию в нашем Институте. Рекомендую выступить на нашем Учёном совете (дистанционно), тогда вы получите более широкое обсуждение и рекомендации - http://eidos-institute.ru/science/index.htm -- 16.08.2012 12:34, алексей павлинов написал: > Андрей Викторович, большое спасибо за Ваш отклик и приглашение. Если позволите, мы с коллегами подготовим соответствующий доклад. Очень хотелось бы получить Ваше мнение по трактовке терминов «компетентность» и «компетенции». Многие ученые либо просто «обходят» данный вопрос, либо связывают данные термины со способностями, личностными качествами и проч. Зимняя И.А. вообще под компетентностью понимает основывающуюся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленную социально-профессиональную жизнедеятельность человека !!! [Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.– 40с.]. Складывается такое чувство, что основополагающий термин современной образовательной системы не имеет своего однозначного, всеми принятого определения. Многие даже не пытаются в сущность понятия вникнуть. Зато дают виды компетенций, классифицируют их, даже не зная, что это такое и не затрудняясь раскрыть родовое понятие. Встретил, на мой взгляд,несколько «умных мыслей»: 1.«Разница между знающим и компетентным человеком интуитивно понятна каждому. Сравним, например, знающего врача и компетентного врача: знающий врач–знает и пытается лечить, тогда как компетентный врач–знает и вылечивает» [Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследований.–Томск: Изд-во Том. Ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. – С.300]. 2. Таким образом, компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определенной компетенции [Хуторской А.В.Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. — 3+е изд. — М.: 5 за знания, 2007. — С. 99]. 3. Компетенции, это вообще действительно к школе даже не имеют никакого отношения, это единицы правовой действительности. Компетенция вводит удерживает разграничение профессиональных деятельностей. Вот это ещё в рамках компетенции этой профессии, а это уже не в рамках. Поэтому компетенция это правовая действительность (Т.М.Ковалева) [Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm ]. Все больше убеждаюсь, что компетентность это понятие тесно связанное с практикой, с опытом человека, характеризует его как опытного человека. Думаю в этом направлении нужно «копать» и делать трактовку. Тогда как может выпускник вуза быть компетентным специалистом, не имея опыта практической деятельности? Андрей Викторович! Можно ли спросить, как Вы считаете, слово компетентность может употребляться во множественном числе? И еще, слово компетентный относится к человеку, обладающему компетентностью или компетенциями? Большое спасибо. -- А.В.Хуторской: Уважаемый Алексей Викторович! Понятия «компетентность» и «компетенции» в отечественном образовании появились недавно, должно пройти ещё лет 20-30, чтобы они устоялись (если они не исчезнут или не будут заменены на другие). Эти термины действительно многозначны, и это нормально. Компетенция в отношении специалиста - это не то же самое, что компетенция в отношении ученика. Во втором случае речь идёт об ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ компетенции, это термин - образовательная компетенция - я ввёл специально, чтобы отличать эти две сферы. В качестве примера - компетенция гражданина требует определённого возрастного ценза - 16, 18 лет. Но это не значит, что соответствующую компетентность не нужно развивать у младших школьников, в этом случае она будет являтья образовательной, а не правовой. Что же касается отличия «компетентность» и «компетенция», то я их довольно чётко разделил и значительная часть педагогического сообщества за 10 лет приняла такое разделение. Компетенция - это внешняя норма, компетентность - качество человека. Слово компетентность может употребляться во множественном числе. Поскольку нет одной компетентности, есть их совокупность по отношению к разным областям. Обладать нормой (точнее овладеть нормой) можно, тогда компетентный - это тот, кто обладает компетенцией. Но компетентным можно назвать и того, кто имеет соответствующие личностные качества - компетентности.

Павлинов А.: Я вот пока так считаю, компетентность это не опыт, но без него говорить о компетентности нельзя. О компетентности человека судят другие люди, оценивая результаты той или иной деятельности, это некая характеристика качества деятельности, постоянства результатов этой деятельности, а не характеристика самого человека. При этом компетентность не всегда основывается на знаниях и личностных качествах. Примеров - миллион. Самый яркий когда музыканты "самоучки" даже не знающие нотной грамоты создают всемирно известные произведения. В этом планеинтересно, на мой взгляд, про компетентность сказала М.А. Холодная называя ее начальным уровнем одаренности человека. Никакого компетентного специалиста поэтому в вузе быть не может, поскольку ни у кого нет оснований назвать того или иного студента таковым. А та жалкая практика, которая осуществляется в период проф обучения, позволяет лишь получить зачатки умений и навыков. Другое дело научно-исследовательская компетентность - студенты вынуждены в той или иной мере заниматься наукой постоянно (чего конечно нет в реальной практике), и 4-5 лет - это уже реальный срок освоения способов научно-исследовательской деятельности. И здесь уже преподаватель может оценивать результаты этой деятельности, ее успешность (мне кажется это основа компетентности). Поэтому противоречий тут нет. Компетентность это не качество человека, а характеристика результатов выполняемой им деятельности. Это мера качества результатов деятельности. А поскольку деятельность всегда осуществляет человек, то в речи употребляют выражение компетентный специалист, что означает что результаты его профессиональной деятельности всегда успешны. Так например если про человека копающего ямы говорят компетентный специалист, это не значит что он обладает великолепными знаниями (о почве, инструментах и проч.) или какими то особенными личностными качествами - нет, у него просто получаются хорошие ямы. Как он это делает - это другой вопрос, талант, благоприятное стечение обстоятельств, либо действительно, его личностное развтие способствовало этому. Но в сущности нам это не интересно когда мы говорим о компетентности, нам все равно как и что он будет делать, все равно каков его моральный облик и т.п. нас интересует лишь чтобы работы была сделана качественно и в срок, т.е. деятельность этого специалиста была успешной. И если это так, то он компетентный. Компетентность это закрепление на уровне образовательной системы расхожей американской фразы "это просто бизнес", когда человек не важен, а важен его вклад в дело. Таким образом при компетентностном подходе знания, умения и навыки, а уж тем более личностные качества, культурное развитие человека, его стремление к совершенствованию - не имеют доминирующего значения. Нужен лишь их определенный минимальный набор, который позволит осуществлять деятельность успешно. Компетентность это игра в пазлы - подошел, значит компетентный. А остальной мир который создается при составлении всей картинки не является задачей образовательной системы.

Игорь: В обычной жизни, компетентным называют того, кто имеет положительный опыт в решении задач, проблем в рассматриваемой области. Этого и будут ожидать от человека, названным компетентным. Иметь положительный опыт означает наличие у человека созданного им лично продукта, оцененного положительно и востребованного людьми (пользователями, заказчиками и т.д.). С этой точки зрения, компетентность - это перечень созданных им лично продуктов (в рассматриваемой предметной области), который должен иметь человек в своём портфолио. И система оценки сводится к простому процессу: есть продукт, востребованный людьми - владеет компетенцией.

Е.Е. Панова: Ядром компетенций являются прежде всего умения. Их сочетания и взаимосвязь образуют внутренюю структуру компетенции. Можно сказать, что компетенция как бы трансформирует имеющиеся знания, адаптируя их к конкретному предмету и условиям. В образовании компетенции призваны взрастить успешную в жизни и творческую в профессиональной деятельности личность.

Е.Е. Панова: Быть компетентным - значит быть знающим, сведущим в каком то вопросе. Компетенция - круг полномочий, круг вопросов в которых хорошо осведомлен: способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности. Принципиальным отличием компетентностей от знаний, умений и навыков является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности.

А.В.Хуторской: Предлагаю вашему вниманию свою книжку: Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»). Предисловие Глава I. Для чего нужны компетенции? 1.1. Договор между социумом и личностью 1.2. Предыстория компетентностного подхода 1.3. Научная школа человекосообразного образования 1.4. Заказчики компетентностного подхода Глава II. Что такое компетенции? 2.1. Образовательные и профессиональные компетенции 2.2. Отличие компетенций от компетентностей 2.3. Основной параметр компетенции - личный опыт 2.4. Функции компетенций 2.5. Структура компетенции Глава III. Типология компетенций. 3.1. Ключевые компетенции 3.2. Универсальные компетенции 3.3. Метапредметные компетенции 3.4. Предметные компетенции Глава IV. Проектирование компетенций. 4.1. Компетенции в нынешних стандартах (ФГОСах) 4.2. Технология конструирования компетенций 4.3. Динамика развития компетенций и компетентностей 4.4. Компетентностный подход как инновация Глава V. Компетентностное обучение. 5.1. Деятельностная форма представления компетенций 5.2. Что такое компетентностные результаты обучения? 5.3. Диагностика и оценка компетентностей 5.4. Исследовательские компетенции 5.5. Повышение квалификации педагогов Литература Приложения Купить книгу можно здесь: http://www.eidos.ru/shop/ebooks/610131/index.htm

А.В.Хуторской: Компетентностный подход заложен в вузовских стандартах. Однако, обучение в вузах далеко от компетентностного. Наш Институт образования человека проводит семинары по методике компетентностного обучения: Для вузов: http://eidos-institute.ru/seminars/zakaz/catalog/874301/EidosInstitute_VuzSeminar2016.pdf Для Ссузов: http://иоч.рф/seminars/zakaz/catalog/874301/EidosInstitute_VuzSeminar2016.pdf

А.В.Хуторской: Приглашаю в группу на Фейсбуке: Компетентностный подход в образовании. Общедоступная группа // Научная школа А.В. Хуторского. Аккаунт в социальной сети Фейсбук. URL: https://www.facebook.com/groups/eidos.competence/



полная версия страницы