Форум » Проблемы образования » Содержание образования: "Психогигиена" » Ответить

Содержание образования: "Психогигиена"

Волков С.Д.: Нашел ваш сайт случайно, а что-то такое ищу уже давно. Мне представляется, что общество начинает задыхаться от собственной психологической некомпетентности. Наркомания, преступность, немотивированная агрессия, эпидемия неврозов и других психологических проблем, даже большинство социальных проблем - в значительной степени оттуда. С другой стороны, накопленная на сегодня база психотерапевтических техник (в самом широком смысле - от НЛП и ОС до традиционных) позволяет отобрать наиболее доступные и эффективные приемы. С третьей стороны, ваша концепция ДО и сообщество, на мой взгляд, способны разработать и внедрить совершенно новую подсистему образования - "Психогигиену" или "Основы психологической адаптации", которая могла бы оказаться даже важнейшей в процессе образования как "вселения" человека в мир... Для затравки обсуждения: содержание предмета(?) могло бы включать "Основы психологии" (min), "Эмоциональные и психологические проблемы" (побольше), "Приемы психической саморегуляции" (до 2/3). Важно: не только для детей - для всех возрастов!

Ответов - 12

А.В.Хуторской: Волков С.Д. пишет: ваша концепция ДО и сообщество, на мой взгляд, способны разработать и внедрить совершенно новую подсистему образования - "Психогигиену" С точки зрения человекосообразности образования эта сфера, конечно, может быть рассмотрена. Но необходима не умозрительная цель, а обоснованная постановка проблемы для обсуждения. Просто призвать кого-либо разрабатывать что-либо не совсем продуктивно. Обоснуйте проблему, наметьте пути решения, тогда к этому участники могут и отнестись. И ещё. Волков С.Д. пишет: содержание предмета(?) могло бы включать "Основы психологии" Мне думается, что скорее наоборот, психология содержит психогигиену.

Волков С.Д.: Я не работаю в сфере образования и слабо представляю, как сейчас обстоит дело с психологическим просвещением в средней и высшей школе, но подозреваю, что никак. Академическая психология, к сожалению, во многом сохраняет черты жреческой, закрытой науки. Те сведения, которые "все" получают из книг на развалах, телепередач и Интернет-ресурсов, больше относятся к эзотерике или предназначены для продвижения платных услуг разнообразных "психологических центров". А.В.Хуторской пишет: Мне думается, что скорее наоборот, психология содержит психогигиену. Я рад был бы согласиться с Вами: психология должна содержать психогигиену. Но - увы. Я ее там не нашел. Может, я плохо искал; а может, я неверно понимаю, что такое психогигиена. Я понимаю психогигиену (по аналогии с санитарной гигиеной) как общедоступный комплекс знаний об основных законах функционирования психики, о причинах возникновения наиболее распространенных психических аберраций, о приемах и методиках психической саморегуляции. Особо отмечаю - саморегуляции. За полгода довольно активных поисков мне удалось найти всего один интернет-проект, хоть как-то удовлетворяющий обеим требованиям - саморегуляция и общедоступность. Что касается "путей решения", то я могу сделать лишь самые общие предположения. Программой-максимум может быть разработка учебника или пособия + методики преподавания. Начинать надо с возможно более широкого обсуждения проекта в целом с привлечением как "потребителей" (учащихся, студентов, взрослых (а как еще сказать?)) и преподавателей, так и психологов. В последнем мог бы принять участие и я; но вначале надо решить, где лучше концентрировать обсуждение - на этом форуме или на других площадках. Обоснование проблемы. Актуальность этой проблемы я считал очевидной, но видимо ошибался. Возможно, играет свою роль и специфика вашего "контингента" - вы работаете с людьми, стремящимися к чему-то, а таких, к сожалению, очень мало... Абсолютное же большинство не имеет в своей жизни удовлетворяющих их и доступных хотя бы гипотетически целей - именно отсюда алкоголь, наркотики, криминал, бытовая агрессия и т.д.. "Власть тьмы", демонов подсознания; уже само осознание того, откуда приходят деструктивные импульсы, оказывает определенный тормозящий эффект (я не говорю о психотерапевтическом эффекте - это дело врачей).

А.В.Хуторской: Читал ваш текст и почему-то вспомнил поэта Бездомного, который всех на полном серьёзе убеждал в необходимости быстрее ловить проходимца-консультанта Воланда, но при всей правде и серьёзности его слов его никто серьёзно не воспринимал. Я не сомневаюсь, что приемы и методики психической саморегуляции - должны быть атрибутом уже общего среднего образования. Любому человеку важно разбираться со своей психикой и понимать чужую. Правда, я не считаю, что добиться этого можно лишь с помощью знаний. Но когда вы предлагаете на научном форуме быстро разработать и продвигать проект, это не соотвтетствует установившимся подходам к исследованиям. Сначала выделяется объект, в нём - предмет. Делается диагностика, формулируется проблема, цель, гипотеза и т.д. А когда со всем этим появляется какая-то ясность, тогда и только тогда прорабатывается тот или иной проект. Поэтому, если вы всё это пишите не просто так, то с этого и начинайте, а не пропускайте всего, считая очевидным. Ничего здесь не очевидно.


Волков С.Д.: А.В.Хуторской пишет: Правда, я не считаю, что добиться этого можно лишь с помощью знаний. Позволю себе отметить, что внедрение санитарной гигиены в обыденную культуру начиналось с "санитарного просвещения", с популяризации медицинских знаний. Да и сегодня санитарно-гигиеническая работа ведется больше в этом направлении. Далее, А.В.Хуторской пишет: Но когда вы предлагаете на научном форуме быстро разработать и продвигать проект, это не соотвтетствует установившимся подходам к исследованиям. Сначала выделяется объект, в нём - предмет. Делается диагностика, формулируется проблема, цель, гипотеза и т.д. Мне представляется, что эта работа психологической наукой уже сделана. Информационный раствор уже насыщен, нужна лишь затравка, и кристаллизация произойдет на удивление быстро. Сегодня для этого не хватает лишь сформулированного социального заказа. Возможен вопрос: "А почему же кристаллизация уже не началась?" Так она уже идет. Посмотрите на обилие околопсихологической литературы в торговле вообще (не только книжной); пробегитесь по блогосфере и i-сервисам "Вопрос-ответ" - общество жадно глотает любую психологическую информацию. Но "кристаллизация" распылена по множеству центров. Вот-вот выделится один оптимальный, и мне кажется, у "Эйдоса" есть все шансы и права стать этим единственным... Считаю необходимым обратить ваше внимание на одну особенность психотерапевтического (=психологического) сообщества - оно "мало заинтересовано" в распространении методик саморегуляции. Но оно достаточно адекватно и способно понять, что психогигиеническое просвещение в итоге приведет к расширению их рынка. "Исходя из вышеизложенного" считаю возможным начинать привлекать к обсуждению психологов. Для большей предметности предлагаю "болванку" программы действий: - обсуждение необходимости, возможности разработки и содержания образовательного конструкта(?) "Психогигиена"; - организация конкурса(?) на разработку концепции предмета "Психогигиена" с широким обсуждением в сети; - организация конкурса(?) методик и учебных пособий по предмету "Психогигиена". (Может создаться впечатление, что последние два пункта связаны с затратами. Не обязательно - призом может быть всего лишь рекомендации к публикации и к использованию от центра "Эйдос") Что касается исследований. В педагогике вообще исследования всегда совмещаются с процессом обучения - к сожалению, дети не ждут, пока ученые проведут свои исследования "как положено" Исследования, разумеется, будут вестись, и пособия будут корректироваться и даже меняться. Как всегда, на ходу и со скрипом. Но кому-то и с чего-то надо начинать?

А.В.Хуторской: Волков С.Д. пишет: Но кому-то и с чего-то надо начинать? Ещё раз обращаю внимание, с чего, на мой взгдяд (и не только на мой) надо начинать. С постановки проблем - образовательной или инновационной, например этой: Волков С.Д. пишет: Считаю необходимым обратить ваше внимание на одну особенность психотерапевтического (=психологического) сообщества - оно "мало заинтересовано" в распространении методик саморегуляции. Путь введения новых предметов - тупиковый! Это уже много раз всё было сделано и осмыслено, что нужно по-другому. Вы пытаетесь "протащить" уже имеющееся у вас понимание (необходимости психогигиены). Я же вам предлагаю сформулировать проблематику образования, которая актуальна (перечислить для кого, потому что именно они - заказчики!) Проверить, действительно ли этим заказчикам нужно то, о чем вы говорите, затем найти средства на реализацию заказа и его выполнение. А сейчас получается, что заказчик - это ВЫ. Тогда, что называется, вам и платить за реализацию этого заказа.

Волков С.Д.: Вы меня сравнили с Балабановым; мне было бы приятнее сранение с Левшой, пытавшимся убедить всех "Не надо ружья кирпичом чистить", или с Пастером, доходившим до приступов бешенства, пытаясь убедить хирургов в необходимости антисептики (при своей жизни безуспешно). Слаб человек, льстит он себе... Мне представляется, что в "Психогигиене" в первую очередь нуждаются подростки и юношество - чтобы хоть что-то увидеть в гормональном тумане, застилающем их возраст; - их родители, чтобы немного понять и себя со своими проблемами, и своих детей с их проблемами - в "обычной" семье очень много информации черпается из ученического рюзака; - их учителя и преподаватели - с более адекватным и психологически компетентным коллективом просто легче работать. - возможно, и центр "Эйдос": организация некоммерческая, но "хозрасчетная"(?), и услуги свои продает; можно было бы использовать волну интереса, которую уже используют издательства и доктор Курпатов (а может и самого Курпатова - у него присутствуют элементы саморегуляции); - если бы проект раскрутился на "Эйдосе", воэможно удалось бы убедить минобр, что и оно нуждается в "Психогигиене". Но вот с проверкой этого интереса, о которой Вы пишете, очередной "облом". Я надеялся его проверить в процессе обсуждения, а обсуждения нет. Следовательно, нет и интереса; и это не только на Вашем форуме. Может, время не пришло, или я не умею "подать", или сама идея - яйцо-болтун. В любом случае, спасибо Вам за интерес и "моральную поддержку". Извините за напрасно отнятое время. Всяческих успехов Вам и Вашему проекту. Проект действительно "правильный", с удовольствием поработал бы с Вами.

А.В.Хуторской: Волков С.Д. пишет: Проект действительно "правильный", с удовольствием поработал бы с Вами. Ну, так и работайте. Иначе действительно будет потеря времени. А для работы что нужно - организация инновационных процессов. Простым просвещением и правильными лозунгами сейчас мало чего добъешся. Нужен грамотный проект, его научное обоснование, "промоушн" и т.д. Вот, например, разработайте 10-дневный дистанционный курс по вашей теме по типу уже имеющихся - http://eidos.ru/courses/index.htm, посмотрим спрос, тогда можно и дальше двигаться.

Волков С.Д.: Ну что-ж, конкретно и ясно. "Назвался груздем, полезай в кузов". Роюсь в сайте, ищу "материалы в помощь". Насколько разобрался, надо купить какой-то комплект в качестве образца. Или я ошибаюсь?

А.В.Хуторской: Приобрести материалы, конечно, можно. Но лучший способ понять технологию разработки дистанционного курса - это принять участие хотя бы в одном из них. Все остальные варианты - когда люди просто предлагали свои материалы курса для его проведения - не подходили ни разу. Слишком много иллюзий о дистанционных занятиях у тех, кто в них не участвовал. А на наших курсах к тому же совсем особая - оргдеятельностная технология проведения занятий.

Передериева Е.В.: На мой взгляд в понятии "Психогигиена" сосредоточено сразу несколько направлений в работе школы: профилактика возникновения вредных привычек и употребления ПАВ(психоактивных веществ), курс психологии, нравственно - патриотическое направление и т.д. В моей практике наиболее эффективна данная работа проходила с использованием тренингов, предложенных в Институте Повышения Квалификации, причем преподаватели предварительно обучались на одноименных курсах. Главный принцип в такой работе - "не навреди" (это мнение специалистов). Кстати говоря, они часто с профилактической целью проводят занятия с ребятами. Любая анкета по данной проблеме должна быть согласована с ними(врачами, например).

Архипова Т.А.: Добрый день, коллеги! По-моему, психогигиена, являясь разделом гигиены, предполагает, в первую очередь, психологическое сопровождение всех участников педагогического процесса. Важно научиться "отбирать" психологический материал, то есть работать с информацией, людьми и т.д. с максимальными возможностями сохранения собственного психического здоровья. В плане социализации, выбора пути (профиля), снятия напряжения во время учёбы и экзаменов "пальма первенства" принадлежит нашим психологам. А вот инфогигиена - это уже область деятельности педагога. И дело здесь не только в анкетах, опросах и пр.

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! На мой взгляд, я бы выделила основные направления работы по психогигиене не только в образовательных учреждениях, но и других социальных сферах. 1. психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, "телефонов доверия" и прочих организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; 2. массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; 3. информирование населения, и пр. Я думаю, что специальными задачами современной психогигиены и психопрофилактики - является помощь в кризисных ситуациях производственного, учебного или семейного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями, и пр.



полная версия страницы