Форум » Проблемы образования » Профильное обучение » Ответить

Профильное обучение

Передериева Е.В.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить эффективность профильного обучения. Есть ли здесь, по вашему мнению, свои плюсы или минусы?

Ответов - 94, стр: 1 2 3 All

Новикова Г.Г.: Здравствуйте! В нашей школе профильное обучение в 10-11 классах. В конце обучения 8 класса предлагаем перечень элективных курсов, которые ребята выбирают, а в 9 классе проходят их. Для этого специально имеются зачетные книжки у каждого ученика, где отмечаются результат по элективному курсу например: выполнил творческую работу. Когда подходит пора экзаменов ребята сдают экзамен по профилю, т.е. если это социально-экономический то сдают на выбор или географию или обществознание. В 10-11 проходят зачётные недели последняя неделя декабря (зимняя сессия) и в начале июня (летняя сессия) результаты фиксируются в зачётных книжках.

Архипова Т.А.: Здравствуйте! Только ЗА профильное обучение. Сама работаю в профильном ОУ. Гуманитарный, естественный, экономический, физико-математический профили обеспечивают не только "углублённое изучение отдельных предметов", но и позволяют создать особые условия для реализации личных возможностей и в учебном, и в творческом процессе. Первый год идёт формирование индивидуального учебного плана, адаптация и определение профиля обучения, а на втором и третьем году (10 и 11 классы соответственно) учащиеся осваивают программы углублённого обучения и готовятся к поступлению в вузы. Такое осознанное получение образования даёт высокие результаты. И учителя чётко знают, каких результатов им ждать и к чему готовить своих ребят!

Передериева Е.В.: Архипова Т.А. пишет: Только ЗА профильное обучение. Я также являюсь сторонницей профильного обучения, но меня беспокоит такая проблема: очень хорошо, когда ребенок точно знает с 8 класса, что будет, например, архитектором. Однако у некоторых учеников меняются приоритеты. Как быть в этом случае?


Архипова Т.А.: Думаю, дать ребёнку возможность изменить выбор. За первый год обучения в нашем ОУ ребята могут попробовать свои силы в разных областях. Профиль окончательно определяют в 10 классе.

zhuk: Согласна с коллегами - профильное обучение необходимо, потому что дает возможность оценить свои способности, избежать возможных ошибок, связанных с выбором профессии, на этапе школьного обучения. Предлагаю обсудить еще один момент. В настоящее время работаю в Профессиональном лицее, куда обучающиеся поступают после окончания 9 класса. Часть из них сегодня выбирают начальное профессиональное образование, так как боятся ЕГЭ. При профориентационной работе столкнулась с тем, что многие неосознанно выбирают будущую професссию, ничего о ней не зная. Отсюда возникают проблемы адаптации, пропадает желание учиться, начинается поиск другой профессии, специальности. Считаю, что одно из решений проблемы - это предпрофильное обучение в 8-9 классах или обязательное введение спецкурса "В мире профессий" (и его реальное проведение!). Хочется узнать Ваше мнение.

Передериева Е.В.: zhuk пишет: одно из решений проблемы - это предпрофильное обучение в 8-9 классах или обязательное введение спецкурса "В мире профессий" Прочитав ваш отзыв, с радостью подумала - хорошо, что у нас в гимназии этот спецкурс есть. Только название у него немного другое - "Профориентация". Он преподается ученикам 8 классов из расчета 1 час в неделю. Дополнительно к ребятам приходят специалисты - психологи, тестируют желающих. Как правило, по результатам теста можно определить способности в нескольких направлениях (например, врач - юрист). Абсолютно согласна с вами, что ребенок должен больше знать о будущей профессии. У меня сложилось впечатление, выбор ученика может в значительной мере зависеть от мнения родителей, друзей.

Tatarnikova_O_A: zhuk пишет: Предлагаю обсудить еще один момент. В настоящее время работаю в Профессиональном лицее, куда обучающиеся поступают после окончания 9 класса. Часть из них сегодня выбирают начальное профессиональное образование, так как боятся ЕГЭ. При профориентационной работе столкнулась с тем, что многие неосознанно выбирают будущую професссию, ничего о ней не зная. Уважаемая, Лариса Владимировна! Я тоже столкнулось с проблемой аналогичной вашей, я работаю в педагогическом колледже и в последние два-три года в нашем колледже вырос набор учащихся на базе 9 классов. Я преподаватель двух предметов: физики и информатики, но одновременно еще являюсь куратором группы нынешнего набора (база 9). Когда я разговариваю с детьми за чем вы проишли обучаться в колледж очень частый ответ- страх перед ЕГЭ. А на вопрос о том как вы выбирали специальность, отвечают либо родители посоветовали, либо куда прошли по баллам. При этом начинаешь задумываться будет ли у этих учеников стимул учиться, пока, я думаю, их стимулировать будет страх возврата в обычную школу. А о том, что вы говорили о введении предпрофильного обучения в 8-9 классах ,то у нас такая работа ведется. А на первых курсах активно идет развитие такой дисциплины как "Введение в специальность".

Орлова И.А.: Здравствуйте! Вижу сторонников профильного обучения много. В нашей школе 3 года назад открыли Социально-психологический профиль. Работа была проделана колоссальная. В этом году мы выпустили «первопроходцев». Конечно, в течение обучения были и проблемы, но это показалось мелочью, когда после окончания школы многие ребята выбрали специальности, связанные с данным профилем.

Передериева Е.В.: Если есть такая возможность, мне очень было бы интересно узнать мнение этих детей, первыми прошедших профильное обучение и их родителей.

Орлова И.А.: Анкетирование, опрос проводились несколько раз в течение всего обучения. Сначала мнения были различны (на тот момент был набран один 10 класс, поэтому большого выбора у ребят не было). Но, к окончанию 11 класса почти 95% будущих выпускников высказали "спасибо", мнения родителей так и остались в отношении 50/50.

Файзуллаева: Добрый вечер! Я работаю в лицее , в котором предметы, такие как физика, математика химия, черчение, информатика преподаются на профильном уровне. Большее внимание, конечно, уделяется математике. На втором месте стоит физика. Несмотря на то, что технические предметы находятся на особом положении в нашем лицее, история, география, русский, литература, английский язык не в обиде, так как все учителя-предметники имеют возможность в рамках профильного обучения создать свои курсы и представить их для ребят. Ребята выбирают то, что им понравилось. Например, в 10-м классе они могут в течение года пройти два профильных курса (по выбору). В 11-м классе их тоже 2. Таким образом, они имеют возможность пройти 4 различных профильных курса. Конечно, за полгода мало в чем можно разобраться, но определиться в выборе своей будущей деятельности,научиться общим принципам деятельности такие курсы дают. Вспомните себя в выпускном классе, когда вам нужно было выбирать, кем стать, могли вы тогда точно сказать, чем вы могли бы заниматься. Так и сегодняшние дети - на распутье. Может быть, посетив эти курсы, ребята мало узнают о профессиях, но во всяком случае определятся с видами дейтельности, т.е. с тем, чем им нравится заниматься, а чем нет.

zhuk: Здравствуйте! Да, в настоящее время - профильное обучение может стать первым шагом для учащихся в выборе профессии. Но меня волнует такой вопрос. В профильных классах на главные предметы отводится достаточно времени, а на остальные.... В течение двух лет я работала в социально-гуманитарном классе, на физику мне дали всего 1 час в неделю. Вот и подумайте, чему бы я смогла научить учеников за два года. Честно, практически не чему, если бы у меня не болела душа, если бы я не знала этих ребят с 7 класса, их способности, их увлечения. На каждом уроке я так преподносила материал, что всегда оставался вопрос "а дальше?". Учащиеся дома искали ответ, увлекаясь найденным материалом. Они все с успехом, в моем понимании, окончили школу, получили необходимый запас знаний по физике. Две ученицы из этого класса сдавали экзамен по физике - обе сдали успешно и поступили в вузы на бюджетную основу( получили сертификат по физике 43 и 51 балл). Да это моя победа, но сколько трудов, терпения мне это стоило. Дополнительных занятий по моему предмету в данном профиле нет, а как быть ученикам, если им возможно придется сдавать экзамен по моему предмету (сертификат необходим в вузе). Хотелось бы услышать от коллег, как у них ведется преподавание непрофильных предметов и есть дополнительные занятия.

Селезнева М.В.: Уважаемые коллеги! Очень рада, что у профильного обучения так много сторонников. Профильное обучение помогает глубже овладеть теми дисциплинами, которые будут необходимы при получении профессии. Я работаю в классе социально-гуманитарного профиля. В этом учебном году у нас второй набор. Два года назад пришлось решать массу вопросов: программы, методики, учебно-методические комплексы. Всё происходило практически интуитивно. Теперь работать стало намного легче. Выпускники этого года успешно поступили в ВУЗы соответствующего профиля. Судя по постам на форуме, определились две проблемы: первая - как помочь ребёнку определиться, на каком профиле ему учиться, и вторая-как обучать с минимальным количеством часов тем предметам, которые являются непрофильными. Мне кажется, решение этого вопроса - в грамотной организации предпрофильной подготовки в 9 классах и грамотном психологическом сопровождении в вопросах профориентации.

Передериева Е.В.: Селезнева М.В. пишет: определились две проблемы: первая - как помочь ребёнку определиться, на каком профиле ему учиться, и вторая-как обучать с минимальным количеством часов тем предметам, которые являются непрофильными. У нас предлагаются элективные курсы для учеников 9 - 10 классов, являющиеся профильными. За один учебный год ученик 9 класса посещает не менее 3 спецкурсов. После прохождения каждого курса пишется курсовая работа и выдается сертификат для портфолио.

Селезнева М.В.: У нас схожая система организации предпрофильной подготовки девятиклассников. Только спецкурсов 4. Но как быть десятикласснику, если его профессиональный выбор лежит между двумя профилями? Экономисту, например, и математика, и обществознание нужны. Выход-индивидуальная образовательная траектория?

Goncharova: Уважаемые коллеги! Профильным обучением занимаюсь последние 15 лет, работая в профильных 8-11 классах с углубленным изучением математики и физики. Наблюдаю, как развитие интереса к математике способствует и воспитательному аспекту моих учеников. Это немаловажно. Хотелось бы реализовать в скором будущем проект по созданию современной культурной среды для воспитания будущего поколения. Поэтому обучение и воспитание учащихся строю на основе развития человеческих качеств по программе "Проектирование будущего".

Шевердина Т.В.: Уважаемые коллеги! Я сама и моя дочь (студентка биологического факультета) выпускницы профильного физико-математического класса, выбор был сделан осознано, а с первого дня педагогической деятельности преподаю в профильных классах. Профильное обучение это очень хорошо, его необходимо развивать и дальше. А если ребенок решит поступать не профилю класса, то сейчас большое количество курсов, которые ему помогут – было бы желание.

Tatarnikova_O_A: Шевердина Т.В. пишет: А если ребенок решит поступать не по профилю класса, то сейчас большое количество курсов, которые ему помогут – было бы желание. Мне кажется, надо идти от обратного, т.е. проводить большую работу с детьми по выбору профиля, чтобы потом не пользваться разными курсами и не учиться в пустую в данном профиле, а использовать каждый свой шанс и и все время для получения полезных и нужных знаний. Вы, конечно, можите сказать, что зания все полезны, но на данном этапе для них необходимо получить базу знаний, которые им пригодятся для получения будущей профессии.

Шевердина Т.В.: Tatarnikova_O_A пишет: Мне кажется, надо идти от обратного, т.е. проводить большую работу с детьми по выбору профиля, чтобы потом не пользваться разными курсами и не учиться в пустую в данном профиле Уважаемая Олеся Александровна! Легко рассуждать, когда Ваш ребенок не стоял перед выбором кем быть. Ни один курс в этом помочь не сможет. В теории все хорошо, а вот на практике… За десять месяцев интересы моего ребенка изменились с теории музыки, сказались одиннадцать лет обучения в музыкальной школе и любовь к учителю сольфеджио, до биолога… Какой профиль должен быть при обучении? Я повторюсь: в теории все хорошо, а на практике не все так гладко. Но это не значит, что профильного обучения не должно быть. Оно должно быть! А элективные курсы преподаваемые в профильных классах помогают ребенку, если его выбор не связан с профилем.

Tatarnikova_O_A: Шевердина Т.В. пишет: Легко рассуждать, когда Ваш ребенок не стоял перед выбором кем быть. Ни один курс в этом помочь не сможет. В теории все хорошо, а вот на практике… Уважаемая Татьяна Викторовна! Ваши личные чувства мне совершенно знакомы. Мой муж также учился в профильном классе(педегогическом), закончил музыкальную школу, поступил в музыкальное учильще, а только потом понял, что это не его стихия и всеми возможными усилиями поступил на физика-математический факультет. Я то вам хотела сказать о том, что он до сих пор вспоминает школу и ругает себя за то, что он неучился в физико-математическом классе. Конечно ничего в жизни не бывает зря и музыкальное образование ему очень помогает в жизни. И никто не говорит, что профиля не должно быть, работа по выбору профиля должна проходить более активнее!

Передериева Е.В.: Tatarnikova_O_A пишет: И никто не говорит, что профиля не должно быть, работа по выбору профиля должна проходить более активнее! Складывается впечатление, проблема состоит не только в самом выборе профиля. Важно научить ребенка определяться с выбором, иметь свою точку зрения, презентовать результаты своего труда. Иными словами, сначала нужно помочь ученику в самореализации, затем только можно определяться с профилем.

Низамова О. И.: Как Шевердина Т.В. пишет: в теории все хорошо, а на практике не все так гладко. Я с ней абсолютно согласна! Более 5 лет преподаю информатику в профильных классах и, конечно, я за профиль. Согласна со всеми предыдущими выступающими о достоинствах профильного обучения, выскажу свое мнение о наболевшем. В теории каждый ребенок может выбрать тот профиль, который ему нужен. В действительности никто его не открывает для 1-3 человек и очень редко совмещают несколько профилей в одном классе. Следующий момент: при выборе профиля родители и ребенок больше ориентируются на сдачу ЕГЭ, где больше часов отводится на изучение математики и русского языка, т. к. эти экзамены обязательны при поступлении в любой вуз. Думаю, что профиль в школе не влияет на выбор сегодняшним учеником будущей професии, всё зависит от проходных баллов по ЕГЭ, куда он сможет поступить. Еще, в социально-гуманитарном профиле вообще нет часов на изучение информатики. Как это может быть в наше время?! В этом учебном году в связи с оптимизацией ОУ сократились часы на элективные курсы, кружковую работу, факультативы. Это очень отрицательно сказывается на обучение в профильных классах.

Колотеева С.В.: "За" или "против" мы за профильное обучение - это уже не столь важно. Практически все общеобразовательные учреждения перешли на профильное и предпрофильное образование. Это конечно правильно. Надо работать над профессиональным самоопределением старшеклассников с 9 - го класса. Мы не готовим ребенка к профессии, мы не навязываем ему направление. Мы готовим ученика к тому, что он рано или поздно встанет перед выбором и к этому надо подойти со всей серьезностью. Вариантов выбора профессии много, и, к сожалению, доминируют: совет родителей, материальное положение (многие ВУЗы не доступны), а также общественное мнение, а к чему склонен выпускник, к сожалению, порой не имеет значения.

Селезнева М.В.: Никто не спорит: молодым людям в 16 лет трудно определиться с выбором профессии. В этом вопросе должны помочь психологи, есть методики позволяющие определить профессиональные предпочтения. А как преодолеть представления о престижности той или иной профессии? Это действительно проблема. Многие выпускники в угоду моде выбирают не ту профессию, в которой они действительно преуспели бы, а ту которая сегодня престижна. Итог: работа не по специальности или статус безработного.

Орлова И.А.: В нашей школе, начиная с 8-го класса, ребята могут изучать практически любой предмет на занятиях элективных курсов. Это еще не профильное обучение, но уже подготовка к нему. На элективных курсах преподаватель глубже, чем на обычных уроках, раскрывает отдельные темы, подбирает интересные материалы, рекомендует полезные пособия и книги. По окончании обучения ребята выполняют задание – группой или индивидуально.

Колотеева С.В.: Надо еще и учитывать географический фактор. Помимо желания, способностей, склонностей важную роль играет востребованность профессии. Не в каждом районе нужны агрономы, специализирующие на выращивании бананов В этом, конечно + профильного обучения. Я сама несколько лет подряд вела элективный курс по психологии в 9-х классах "В поисках своего призвания", поэтому полностью поддерживаю данное начинание.

Орлова И.А.: Колотеева С.В. пишет: Надо еще и учитывать географический фактор. Совершенно с вами согласна. Есть конечно и универсальные профили, например, в нашей школе Социально-психологический профиль.

Орлова И.А.: При наборе в 10-й профильный класс для нас главным является даже не результат, с которым школьник подошел к этому этапу, а его интересы, склонности, отношение к учебе. Мы оцениваем портфолио, изучаем творческие работы, доклады, рефераты учащегося. Разумеется, учитываются и конкретные показатели: общая успеваемость и итоги выпускных экзаменов за 9-й класс, отметки по предметам, которые будут в профиле основными. Помимо этого, с каждым проводится индивидуальное собеседование. Имеет значение и мнение психолога, данные предварительного анкетирования, тестирования.

Передериева Е.В.: Нашим "Дизайнерам", с 8 класса была предложена курсовая подготовка, осуществляемая специалистами ВУЗа, на базе гимназии. Удобство состояло в том, что дети обучались в привычной обстановке на протяжении 2 лет.

Архипова Т.А.: Доброго времени, уважаемые коллеги! Через два года нашему образовательному учреждению исполнится двадцать лет. В 1991 году Лицей города Шелехова был открыт как инновационное профильное ОУ. Сегодня реализуются программы профильной подготовки учащихся по следующим направлениям: физико-математическое, гуманитарное, экономическое и естественнонаучное. Образовательная программа лицейских классов (групп) предполагает комбинацию базовых, профильных и элективных курсов, обязательных курсов общекультурной направленности: МХК, этикет, психология, риторика. Дополнительное образование обеспечивается деятельностью 14-ти кружков и секций. Банк учебных программ представлен авторскими программами – 9,6 %, адаптированными программами – 84 %, традиционными с коррективами – 8,4 %. Являясь выпускницей этого ОУ, с уверенностью могу сказать, что правильно выбранный профиль определяет не просто профессию, а жизненный путь. И это заслуга Педагогов, Психологов, обеспечивающих грамотное сопровождение на протяжении всего периода обучения практически каждого участника педпроцесса. Конечно, большое значение имеют накопленные традиции профильного обучения. Лицей отличает не только "накатанность колеи", но и постоянное стремление вперёд. Девиз (теперь уже и моих!) учеников - традиции+современность=успех будущей жизни.

Орлова И.А.: Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению обучающегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору (элективных курсов). Основная функция курсов по выбору - профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ребенка перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения "поля возможностей и ответственности".

bosira1: Вначале проведено тестирование учашихся какой профиль необходим. Затем преподавателями школы разработаны элективные курсы, курсы для дополнительного образования, которые предлагаются школьникам на выбор. Дифференциация содержания образования достигается: за счет введения базового и профильного уровня преподавания; за счет разработки системы элективных курсов; за счет использования возможностей системы дополнительного образования. Профильные дисциплины, элективные курсы ведут преподаватели школы не только очно, но и с помощью дистанционных технологий. Каждый школьник получает доступ к ресурсам, что позволяет ему обмениваться информацией с другими учащимися и преподавателями. Для отслеживания результатов профильного обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей работы, администрацией школы проводится анкетирование учащихся, родителей и педагогов, зачеты по профильным предметам, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система профильного обучения. Я, как преподаватель информатики веду элективные курсы "Делопроизводство", "Будущий абитуриент", "Создание Web - страниц", "Web - дизайн". 30 из 52 выпускников поступили в ВУзы на отделения "Компьютерные системы и сети", "Телекоммуникации", "Системы автоматизированного проектирования". Думаю, что эффективность профильного обучения наглядна.

Низамова О. И.: В нашей школе имеются физико-математический, универсальный и социально-гуманиарный классы. Отбор в профильные классы осуществляется по индивидуальному собеседованию с каждым учеником, учитываются оценки за 9 класс и конультация психолога. Родители и дети очень довольны обучением в профильных классах.

Передериева Е.В.: Низамова О. И. пишет: Отбор в профильные классы осуществляется по индивидуальному собеседованию с каждым учеником, учитываются оценки за 9 класс и конультация психолога. У нас отбор происходит практически также, но дополнительно ученик предъявляет сертификаты о прохождении трех элективных (желательно профильных) курсах.

Адаменко С.: Добрый день! Абсолютно согласна с коллегами. Профильное обучение – ведь это своеобразная оценка, когда обучаясь, можно попробовать себя в каком-то новом качестве. В этом году сама веду курс «Твоя профессиональная карьера». По личной статистике, среди 46 учеников 8 классов с профессией точно определились – 8%, а среди 48 учеников 9 классов точно знают о своей будущей профессии 14% ребят. Что же касается юношей и девушек, то из 94 человек (соотношение равное), юношей, уверенных в своем выборе в два раза больше, чем девушек. В нашей школе с 2002 по 2008 годы был введен оборонно-спортивный профиль. Скажу Вам честно, работа в школе просто кипела: проекты, разного рода и уровня соревнования, выезды, тренировки, поиски средств, экипировка, походы… всего не перечесть… Да, сложностей была масса, но было интересно и важно ВСЕМ и педагогам, и детям, и родителям то, как будет строиться дальнейшая жизнь выпускников, куда они поступят, как будут применять полученные за три года знания и умения. И был результат: выпускники поступали по профилю, мы имеем высокие показатели и отличные отзывы. А сегодня, благодаря сокращению (мы ведь всегда сначала сделаем, потом подумаем) в школе отменили профиль (пострадала не только наша школа, а многие), из-за уменьшения количества детей в городе осталась тройка школ, имеющая 10 и 11 классы, и мы сразу почувствовали, чего же мы лишились… Когда, как не на этапе взросления необходимо помочь ребятам, пусть они пробуют себя здесь, тогда и осмыслить выбор будет легче, а знания – они любые всегда в жизни пригодятся! Удачи всем! Главное - сделать правильный выбор!!!

Толмачева Н.В.: В профильном (физико-матемтическом) классе работаю третий год. В прошлом году были первые выпускники профильной школы. Хочется отметить, как нравится работать в таких классах. Дети сделали правильный выбор, всегда мотивированы, готовятся к урокам. В такие классы на урок идешь с радостью и уходишь с удовлетвоением. На подготовку к занятиям в профильных классах я затрачиваю от 1 - 3 часов. Пересматриваю всю методическую литературу, особенно, с отметкой "профильная школа". Нахожу материал в Интернете (тесты). Хороший материал в литературе от компании Microsoft.

Передериева Е.В.: Адаменко С. пишет: А сегодня, благодаря сокращению (мы ведь всегда сначала сделаем, потом подумаем) в школе отменили профиль (пострадала не только наша школа, а многие), из-за уменьшения количества детей в городе осталась тройка школ, имеющая 10 и 11 классы, и мы сразу почувствовали, чего же мы лишились… Здравствуйте, Светлана Владимировна! Пробовали ли вы опубликовать ваш опыт? Если так сложилась ситуация (уверена, что это временное явление, потому что мы пережили похожий период), может быть другие учебные заведения претворят в жизнь ваши наработки?

Fomenko1957: Работаю в профильных классах 8 год, это у меня 4 выпуск. И каждый год, когда формируют 10 классы, возникает проблема психологической адаптации. Но еще три года назад, мы переходили в 10 класс, и у нас родилась идея профильного элективного обучения. Вот простор и для дистанционного обучения, и для нормального психологического климата, и для индивидуального сопровождения учащихся. Но эта идея не прижилась, причина одна ученики не воспринимают элективные курсы, как предмет.

Орлова И.А.: Fomenko1957 пишет: Но эта идея не прижилась, причина одна ученики не воспринимают элективные курсы, как предмет. К сожалению, наши 8-9тиклассники сначала считали, что элективные курсы не обязательные (многие делали акцент на то, что нет в расписании). Сейчас же этих проблем нет.

Fomenko1957: Орлова И.А. пишет: К сожалению, наши 8-9тиклассники сначала считали, что элективные курсы не обязательные (многие делали акцент на то, что нет в расписании). Сейчас же этих проблем нет. Проблем нет в чем? Профильное обучение - это очень хорошо. Я конечно за. Я говорю о системе профильного обучения. Оно предполагает раннюю профильную ориентацию ученика, с 7-9 классов. А если этого нет, а ребенок одаренный и он идет в тот класс, который ему, либо педагоги, либо родители выберут. Проблема! И еще один фактор, часть детей, более 20%, мы в школе ежегодно проводим тестирование, по какому принципу дети выбирают профиль, идут в классы по иным мотивам, например друг пошел, или учитель нравится. Как решить этот не маленький процент. О каком индивидуальном сопровождении мы можем говорить. Вот и учаться наши дети не в 11 классе, а в лицеях при университетах.

Адаменко С.: Здравствуйте, Елена Валентиновна! Большим количеством публикаций похвастаться не могу (воспитываю трех очаровательных дочек, строю дом… есть свой бизнес), но некоторые статьи нашли свое применение. В декабре 2005 года выиграла грант Новосибирского центра общественных инициатив, получила премию, и благодаря этому – приняла участие в работе Всероссийского семинара по воспитательной работе (г.Москва), где на секции обобщала опыт работы профильного класса МЧС «Юный спасатель». Написала две книги, пишу авторские сценарии мероприятий по военно-патриотическому воспитанию (много стихотворных форм), пополняя свою копилку и приобретая неподдельный опыт. Сегодня в работе третья книга – методическое пособие, которая и станет большим итогом (хочется верить, что не финалом) проделанной работы. Ведь именно благодаря профильному обучению наша школа выиграла федеральный грант 1 миллион рублей, а также – три проекта на общую сумму 300.000 рублей. Деньги немалые, и результат работы – реализованные проекты, активность учеников и желание продолжать работу. СПАСИБО ЗА ВОПРОС! Удачи Вам!!!

belochka757: Наша школа одна из первых в городе начала работу по внедрениюэлективных курсов.Педагоги разрабатывали программы курсов, затем они рецензировались и проходили экспертизу в Экспертном совете.На каждый курс была написана реклама.Каждому ребенку и его родителям была выдана на собрании листовка с перечнем курсов и рекламой на них. Обсудив дома предложенные курсы, семья выбирала тот набор элективов, который ученик будет посещать в следующем году.В начале сентября, они подтверждали свой выбор или заменяли на другие. Учителю было ясно, выбрали его курс или нет.Некоторые сначала возмущались, а потом поняли , что надо думать и что- то менять.Сегодня у нас огромный перечень элективных предметов , который позволяет удовлетворить разноообразные потребности учеников и помочь им правильно и осознанно выбрать профессию.Векшина Н.З.

Передериева Е.В.: Орлова И.А. пишет: К сожалению, наши 8-9тиклассники сначала считали, что элективные курсы не обязательные (многие делали акцент на то, что нет в расписании). Сейчас же этих проблем нет. Не могли бы вы поделиться опытом, как вы решали эти проблемы? Наверняка они возникали у многих преподавателей.

Орлова И.А.: В сентябре каждого года у нас проходит "Ярмарка элективных курсов", где учителя и ученики, прошедшие курс, презентуют свой элективный курс. Презентации проходят в разных формах: мастер-класс, реклама, демонстрация итоговых работ ребят и др. Также все элективные курсы включены в расписание и т.д.

Исаева О.Ю.: belochka757 пишет: Никто не спорит: молодым людям в 16 лет трудно определиться с выбором профессии. В этом вопросе должны помочь психологи, есть методики позволяющие определить профессиональные предпочтения. Психологическое сопровождение по профессиональному самоопределению ориентирует ребенка на выбор профессии, на осознанный выбор профессионального пути, а дальше профильное обучение чаще всего однобокое. Ребенок усиленно готовится к ЕГЭ для поступления в ВУЗ, а на развитие профессиональных интересов, либо не хватает времени и сил, либо нет соответствующих образовательных условий (нет специалистов, нет элективного курса)

Селезнева М.В.: Исаева О.Ю. пишет: Психологическое сопровождение по профессиональному самоопределению ориентирует ребенка на выбор профессии, на осознанный выбор профессионального пути, а дальше профильное обучение чаще всего однобокое. Поясните мысль, уважаемая Ольга Юрьевна, как профильное обучение может быть однобоким?

Архипова Т.А.: Доброго времени, коллеги! Наше образовательное учреждение работает по иной схеме. Мы стараемся идти от потребностей самого ребёнка (в некоторых случаях - от запроса родителей). В конце учебного года проводится опрос, результаты которого определяют необходимость того или иного курса. Только после этого разрабатываются программы и вводятся сами курсы. С расписанием проблем не возникает. Профильность учреждения позволяет вынести все элективы и факультативы во вторую половину дня.

Передериева Е.В.: Здравствуйте, дорогие коллеги! У нас в начале учебного года практически каждый преподаватель (учитель или специалист ВУЗа) предлагает от одного до нескольких элективных курсов для учеников 9 - 10 классов. По результатам выбора формируется расписание. Причем, посетив курс в первый раз, ребенок может его сменить на другой или остаться на все время обучения.

Архипова Т.А.: Наряду с презентацией элективных и факультативных курсов интересно было бы провести День открытых дверей, когда учащиеся самостоятельно формируют расписание и идут по кабинетам по собственному желанию. Это и будет реальная картина востребованности курса.

Передериева Е.В.: Спасибо за интересную идею, Татьяна Анатольевна! Действительно, степень востребованности курсов у нас значительно отличается - она варьирует от 3 до 40 человек на один курс. При этом минимальное количество слушателей - не менее 7 человек. Если дети не выбирают данную тему для изучения, у автора есть целый год для того, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию.

Орлова И.А.: Передериева Е.В. пишет: минимальное количество слушателей - не менее 7 человек Семь - это уже хорошо. В нашем районе в школах группа формируется при наличии не менее 15 человек. Делайте выводы.

Передериева Е.В.: Орлова И.А. пишет: В нашем районе в школах группа формируется при наличии не менее 15 человек. Делайте выводы. Большое спасибо за отзыв! Мы максимально стараемся идти навстречу ребенку. Согласитесь, если прохождение курса не состоялось вследствие недобора детей, а формирование этих компетенций является для ученика потребностью, можно позаниматься в индивидуальном порядке. Но 7 человек, как утверждают психологи, могут стать хорошей командой и лишать их возможности обучения в меньшем по количеству коллективе нет необходимости. Предупреждая следующий вопрос, сразу напишу, что мы с этого учебного года вошли в эксперимент по новой оплате труда для учителей.

Орлова И.А.: Передериева Е.В. пишет: Но 7 человек, как утверждают психологи, могут стать хорошей командой Может вы и правы. В этом учебном году ситуация еще более ухудшилась в связи с оптимизацией. Поэтому никто не спрашивает, нужно это ребенку или нет. Классы закрывают, не говоря уже о группах элективных курсов.

Орлова И.А.: Несомненно, элективные курсы – лучшая почва для реализации личностно-ориентированного подхода, полноценного учёта интересов учащихся, позволяющая определиться со специальностью и понять, какая профессия им больше подходит. Кроме того, элективные курсы дают отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала.

Передериева Е.В.: Спасибо, Ирина Александровна! Я совершенно согласна с вами, что элективные курсы необходимы для реализации личностно - ориентированного подхода. Действительно, это прекрасная возможность использования новейших технологий. Но совершенно неожиданно появился такой вопрос: как вы думаете, уважаемые коллеги, насколько элективные курсы соотносятся с человеко - сообразностью образования?

Селезнева М.В.: Передериева Е.В. пишет: "...насколько элективные курсы соотносятся с человеко - сообразностью образования?" Если содержание элективного курса реализуется через активные деятельностные формы обучения, то он отвечает принципу человеко сообразности.

Орлова И.А.: Передериева Е.В. пишет: как вы думаете, уважаемые коллеги, насколько элективные курсы соотносятся с человеко - сообразностью образования? Элективные курсы затрагивают самые разные области человеческой деятельности, благодаря чему дети могут приобретать знания в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценки результативности и навыки решения актуальных вопросов современности, связанных, например, с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы, информационно-коммуникационными технологиями, иностранными языками. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с миром профессий и достигается связь теории с практикой.

Архипова Т.А.: Орлова И.А. пишет: Через приобретаемый опыт происходит знакомство с миром профессий и достигается связь теории с практикой. Элективные курсы отличает именно прикладная направленность, практический характер. Это связано не только с профессией, но и с возможностью закрепить полученные теоретические знания и применить их в конкретной ситуации.

Передериева Е.В.: Архипова Т.А. пишет: Это связано не только с профессией, но и с возможностью закрепить полученные теоретические знания и применить их в конкретной ситуации. Совершенно согласна с вами, коллеги! Как вы думаете, будет ли возможность закрепления полученных теоретических знаний и применения их в конкретной ситуации, способствовать свободному ориентированию в социуме наших сегодняшних учеников?

Селезнева М.В.: Архипова Т.А. пишет: "Элективные курсы отличает именно прикладная направленность, практический характер. Это связано не только с профессией, но и с возможностью закрепить полученные теоретические знания и применить их в конкретной ситуации". Классификация элективных курсов, данная И.А. Орловой, убедительно доказывает, что их содержание не только связано с закреплением теоретических знаний, но и с релизацией индивидуальных образовательных интересов учащихся.

Орлова И.А.: Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым обучающимся содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Архипова Т.А.: Орлова И.А. пишет: Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым обучающимся содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Профильное обучение предусматривает формирование индивидуального учебного плана учащегося, глубокое овладение выбранными учебными предметами и завершение базовой подготовки учащихся по непрофилирующим направлениям. В основе данного подхода лежит выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: • курсы базового уровня; • профильные курсы; • элективные курсы (спецкурсы или курсы углубленного изучения). Базовые курсы предназначены для завершения базового образования учащихся по непрофилирующим предметам или областям, они могут быть интегративными. Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в выбранной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального). Профильным курсом может быть и традиционный курс углубленного изучения предмета. Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе элективных курсов.

Орлова И.А.: По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных обучающихся повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет ребенку, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.

Орлова И.А.: Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение обучающимися образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут быть «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».

Передериева Е.В.: Здравствуйте, дорогие коллеги! С большим интересом прочитала ваши сообщения. Действительно, если представить модель картины окружающего мира наших учеников в виде мозаики, недостающие звенья ее "заполняются" при прохождении элективных курсов в системе профильного обучения. Таким образом, прогнозируемые результаты могут быть следующими: понимание учениками целостной картины окружающего мира, определение в ней своей индивидуальной траектории и как, следствие, самоактуализация (замечательное определение! ) - "...это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы..."

Передериева Е.В.: Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется одинаково - по результатам ЕГЭ. Как вы считаете, уважаемые коллеги, оправдывает ли себя в плане успешной адаптации выпускников подобный подход?

Селезнева М.В.: Передериева Е.В. пишет: "Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется одинаково - по результатам ЕГЭ. Как вы считаете, уважаемые коллеги, оправдывает ли себя в плане успешной адаптации выпускников подобный подход?" Абсолютно не оправдывает. Необходим учёт достижений учащегося в научно-практических конференциях, олимпиадах, разного рода проектах и т.д.

АношинаО.Г.: Передериева Е.В. пишет: Предлагаю обсудить эффективность профильного обучения. Есть ли здесь, по вашему мнению, свои плюсы или минусы? Профильное обучение предусматривает использование телекоммуникационных технологий. Телекоммуникации многофункциональны, оперативны, продуктивны.Они дают возможность быстрой и эффективной творческой самореализации учащихся, наличие для них индивидуальной профильной образовательной траектории. Участие в различных олимпиадах, конкурсах и проектах, позволяет определиться с выбором профиля для дальнейшего обучения. Участвуя в дистанционных мероприятиях, выстраивается индивидуальная траектория обучения, которая эффективно влияет на результат профильного обучения.

Бородавко Е.П.: АношинаО.Г. пишет: Участие в различных олимпиадах, конкурсах и проектах, позволяет определиться с выбором профиля для дальнейшего обучения. Участвуя в дистанционных мероприятиях, выстраивается индивидуальная траектория обучения, которая эффективно влияет на результат профильного обучения. Полный "круговорот" получается. Участие в олимпиадах, конкурсах и проектах помогает учащимся определиться с профилем дальнейшего обучения. А результатом профильного обучения является участие в дистанционных мероприятиях (опять же олимпиадах, конкурсах и т. д.) Так в чем же по вашему суть профильного обучения? Для того, чтобы участвовать в разного рода мероприятиях?

Передериева Е.В.: Бородавко Е.П. пишет: Полный "круговорот" получается. Участие в олимпиадах, конкурсах и проектах помогает учащимся определиться с профилем дальнейшего обучения. А результатом профильного обучения является участие в дистанционных мероприятиях (опять же олимпиадах, конкурсах и т. д.) Это, скорее всего, движение не по замкнутому кругу, а по спирали, где каждый новый виток охватывает все большее пространство компетенций ученика, приобретенных в процессе творческого "роста" после прохождения очередных конкурсов и олимпиад. Бородавко Е.П. пишет: Так в чем же по вашему суть профильного обучения? Для того, чтобы участвовать в разного рода мероприятиях? Может быть, участие в разного рода мероприятих (формирование исследовательской и коммуникативной компетенции и т.д.) способствует адаптации ученика в окружающем мире?

АношинаО.Г.: Так в чем же по вашему суть профильного обучения? Профильное обучение преследует следующие цели: - создание условий для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; - способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обес- печение преемственности между общим и профессиональным образованием; - расширение возможности социализации учащихся, более эффективно подготовить выпускников средней школы.

Бородавко Е.П.: Говоря простыми словами - профильное образование - это реализация человекосообразного типа образования, обеспечивающего личностную самореализацию человека. А цели и смыслы образования направлены на реализацию человеческого потенциала. И естественно, каждый ученик выбирает свою систему координат и индивидуальную траекторию движения по отношению к ней.

Передериева Е.В.: Бородавко Е.П. пишет: Говоря простыми словами - профильное образование - это реализация человекосообразного типа образования, обеспечивающего личностную самореализацию человека. Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить проблемы профильного образования, которые могут встретиться в процессе достижения данной цели.

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность изучения разнообразных учебных курсов, которые должны включать в себя гибкую систему профильного обучения. Согласно рекомендациям Министерства образования РФ могут существовать несколько вариантов или моделей профильного обучения. Модель внутришкольной профилизации - однопрофильная или многопрофильная отдельная школа. Модель сетевой организации, когда профильное обучение осуществляется за счёт целенаправленного и организованного использования образовательных ресурсов ряда образовательных учреждений. Например, объединение нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая выполняет роль «ресурсного центра». Возможна кооперация школы с иными образовательными учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. Концепция профильной школы предполагает, что необходимым условием профилизации старшей школы является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору, указывая, что их основная функция профориентационная. Число таких курсов должно быть достаточно значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями и вводиться постепенно. Одна из ключевых проблем профильной школы изучение дисциплин, не относящихся к выбранному профилю. Речь идёт о базовом (в отличие от профильного) уровне изучения того или иного предмета. Базовые общеобразовательные курсы обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. В условиях неизбежного дефицита учебных часов, отведенных на непрофильные дисциплины, проблемой является определение обязательного минимума содержания для базового уровня. А главное целей и задач изучения таких дисциплин в профильной школе. Уважаемые коллеги, выскажите свое мнение по этому вопросу.

Передериева Е.В.: Бородавко Е.П. пишет: В условиях неизбежного дефицита учебных часов, отведенных на непрофильные дисциплины, проблемой является определение обязательного минимума содержания для базового уровня. А главное целей и задач изучения таких дисциплин в профильной школе. Определяя обязательный минимум содержания для базового уровня необходимо также уделить большое внимание формам, методам и видам контроля качества образования. При проведения мониторинга, например, максимальный объем заданий должен предлагаться учащимся, выбравшим профильное направление и минимальный - при изучении базового уровня.

Селезнева М.В.: Передериева Е.В. пишет: "Определяя обязательный минимум содержания для базового уровня необходимо также уделить большое внимание формам, методам и видам контроля качества образования. При проведения мониторинга, например, максимальный объем заданий должен предлагаться учащимся, выбравшим профильное направление и минимальный - при изучении базового уровня". Но тогда и ЕГЭ должен быть двухуровневым: в контрольно-измерительных материалах должны содержаться указания, какие задания относятся к базовому, а какие- к профильному уровням. Деление не должно быть формальным по типу: задания А-базовый уровень, задания В и С-профильный.

Передериева Е.В.: Селезнева М.В. пишет: Но тогда и ЕГЭ должен быть двухуровневым: в контрольно-измерительных материалах должны содержаться указания, какие задания относятся к базовому, а какие- к профильному уровням. Деление не должно быть формальным по типу: задания А-базовый уровень, задания В и С-профильный. Совершенно согласна с интересным предложением Маргариты Викторовны, но каким образом тогда должны оцениваться работы выпускников (абитуриентов)?

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! Но на сегоднешний день мы не имеем никакого двухуровнего ЕГЭ. Как быть в этой ситуации? Никто сегодня, при сдачи ЕГЭ выпускниками, не учитывает профилильность их обучения. Да, есть части А, В, С. Но критерии оценки одинаковы для всех.

KuzminVA: Я вообще не понимаю, к чему эти разговоры об двухуровневости ЕГЭ и т.д. Толку-то от этого! ФИПИ всё-равно оставит всё как есть! Кроме того, ну пусть будет часть С профильной. Кто эту часть составлять будет для всего многообразия профилей? Кто будет платить за это деньги? ЕГЭ и есть ЕГЭ. Он ЕДИН для всех! И части для всех ЕДИНЫ! Глупостей не пишите! Хочется профилей, есть профильные экзамены в ведущих ВУЗах, готовьте к ним! В чём вопрос-то?

Передериева Е.В.: Бородавко Е.П. пишет: В условиях неизбежного дефицита учебных часов, отведенных на непрофильные дисциплины, проблемой является определение обязательного минимума содержания для базового уровня. А главное целей и задач изучения таких дисциплин в профильной школе. Уважаемые коллеги, выскажите свое мнение по этому вопросу. KuzminVA пишет: ЕГЭ и есть ЕГЭ. Он ЕДИН для всех! И части для всех ЕДИНЫ! Глупостей не пишите! Хочется профилей, есть профильные экзамены в ведущих ВУЗах, готовьте к ним! В чём вопрос-то? Уважаемый Владимир Александрович! По - моему, мы сейчас наблюдали не "глупости", а метод эвристического диалога для коллективного поиска оригинальных идей называемый "мозговым штурмом". Спасибо всем коллегам, выразившим свое отношение к проблеме.

KuzminVA: Передериева Е.В. пишет: мы сейчас наблюдали не "глупости", а метод эвристического диалога для коллективного поиска оригинальных идей называемый "мозговым штурмом" Любой метод используется прежде всего для достижения определенной цели! Если Вами была поставлена цель - поиск оригинальных решений, то и "флаг в руки"! :) Только вот к чему эти ИДЕИ, если они не воплотятся в реальные МАТЕРИАЛЬНЫЕ результаты? Только ради того, что бы поговорить о чём-то? :)

Передериева Е.В.: KuzminVA пишет: Только вот к чему эти ИДЕИ, если они не воплотятся в реальные МАТЕРИАЛЬНЫЕ результаты? Только ради того, что бы поговорить о чём-то? :) ЕГЭ также не всегда был "материальным результатом", сначала появилась идея.

KuzminVA: Передериева Е.В. пишет: ЕГЭ также не всегда был "материальным результатом", сначала появилась идея. Бесспорно! Как и идея о всеобщем равенстве, коммунизме! Только вот не каждая идея может быть реализована! Или же хорошие идеи у нас реализует через за....у! Поэтому я и пишу о том, что нужно задаваться идеями, которые ВЫ ЛИЧНО и ВАШИ КОЛЛЕГИ могут воплотить в жизнь РЕАЛЬНО уже сейчас! А не надеяться на "дядю". Думайте, форум прочитает чиновник ФИПИ или Мин. Обр. и тут же её возьмет на вооружение? :))) Умиляюсь, иногда, коллеги, Вашей окрыленности и "полетом мыслей"! :)

KuzminVA: Проблемами же, которыми можно реально задаться могут быть: - реализация профильного обучения в старших классах средней школы, формы, методы, средства; - реализация профильного обучения с использованием дистанционной формы, средства, методы; - использование дидактической эвристики в профильном обучении; - контроль профильной подготовки учащихся в обход ЕГЭ и т.д.

KuzminVA: Считаю, что при постановке каких-либо целей, нужно задаваться вопросом: "А что Я ЛИЧНО СЕЙЧАС могу сделать для того, чтобы..."?, а не: "Что можно сделать, для того что бы..."?. Тогда только любая дискуссия в форуме превратиться в плодотворное обсуждение!

Передериева Е.В.: KuzminVA пишет: Умиляюсь, иногда, коллеги, Вашей окрыленности и "полетом мыслей"! :) Это у нас еще есть. После проведения праздника, посвященного декаде энергосбережения и получения международного звания ШПИРЭ - школы, в наш адрес поступило предложение о сотрудничестве от коллег из Болгарии. Сегодня на городском празднике мы представляли коллекцию платьев в номинации "Мусорная мода" с передачей их в последующем в театральный кружок для постановки спектакля "Золушка". Это только события прошедшей недели. Прежде всего - позитив, без него не было бы и окрыленности и достигнутых результатов в области экологического образования. KuzminVA пишет: Проблемами же, которыми можно реально задаться могут быть: - реализация профильного обучения в старших классах средней школы, формы, методы, средства; - реализация профильного обучения с использованием дистанционной формы, средства, методы; - использование дидактической эвристики в профильном обучении; - контроль профильной подготовки учащихся в обход ЕГЭ и т.д. Спасибо, Владимир Александрович! Очень интересные проблемы, можно обсудить поиск путей их решения. Если это возможно, напишите, пожалуйста подробнее о контроле профильной подготовки учащихся в обход ЕГЭ?

KuzminVA: В первом приближении, можно сделать следующее: - на базе профильного класса самостоятельно организовать экзамен по ведущим дисциплинам. При этом составителем заданий экзамена может быть учитель-предметник или сторонний специалист по данному профилю (например преподаватель ВУЗа). Экзамен можно провести в виде тестирования (но по моему мнению такая форма неприемлема по ряду причин, рассмотрение которых выходит за рамки данного обсуждения), в виде защиты проекта (вот это гораздо лучше), письменного или устного экзамена. Проблема: как применить метод проектов в контроле ЗУН по профильной дисциплине? Какие профили наиболее хороши для этого? - организовать учащихся для участия в олимпиадах ведущих ВУЗов (например для медицинского профиля в заочной олимпиаде РГМУ им. Пирогова, олимпиаде "Покори Воробьёвы Горы"). Проблема: как быть с теми учениками, которые не могут принять участия в олимпиадах высокого уровня? Первое приближение: организовать их для участия в дистанционных эвристических олимпиадах? То есть, мы видим, что поставленная проблема может быть решена КАЖДЫМ ПЕДАГОГОМ на практике уже на данный момент! По ходу обсуждения проблемы возникают новые, частные проблемы, которые также требуют решения.

Передериева Е.В.: KuzminVA пишет: Проблема: как применить метод проектов в контроле ЗУН по профильной дисциплине? Какие профили наиболее хороши для этого? Действительно, метод проектов можно успешно применять в профильном обучении, используя различные виды деятельности: когнитивные, организационные, креативные, коммуникативные. Индивидуальный проект способствует созданию индивидуальной образовательной траектории ребенка и позволяет объективно оценить ЗУНы. Однако, если проект выполнялся группой учеников, возникают затруднения с оцениванием ЗУНов каждого участника в отдельности. Дополнительно можно использовать мониторинг, тьютерское сопровождение профильного обучения, применение ИКТ - технологий для контроля ЗУН в виде тестовых программ. Метод проектов можно использовать для оценивания в группах любого профиля, особенно для естественнонаучного.

Крылова Н.Ю.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! В нашей школе профильное обучение на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов: •базовые общеобразовательные, •профильные •элективные Однако, из-за того, что школа сельская и количество классов 1-2, обучение ведется только по двум профилям: •физико - математический профиль - физика, алгебра, геометрия; •социально-экономический профиль - история, обществознание, экономика и др. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Профильное обучение создало все условия для учащихся. Как показывает практика нашей школы, ребята из профильных классов экзамены сдают намного лучше, чем в традиционных классах и успешно поступают в престижные учебные заведения. Но в любом деле есть свои «плюсы» и «минусы». Главное, что бы для каждого ученика этих «плюсов» было больше, чем «минусов». «Минусы» профильного обучения: - не все ребята к окончанию 9 класса могут определиться: куда пойти учиться после девятого класса; - отсутствие возможностей для введения профильного обучения в полном объеме в условиях сельской школы. Следовательно, если в «своей» школе нет того профиля, который выбран, нужно либо менять школу, либо менять профиль; - увеличение нагрузки старшеклассников от введения профиля; - низкое качество нормативно-правового и научно-методического обеспечения; - практическое отсутствие учебно-методической литературы по профилю; - недобор знаний по предметам, остающимся «за бортом» выбранного профиля. Едва ли можно при такой подготовке считать себя образованным человеком. «Плюсы» профильного обучения. - более углублённое изучение предметов, необходимых для дальнейшего обучения в ВУЗах; - учёт индивидуальных склонностей и способностей школьников; - расширение творческих возможностей учителя: он всегда может предложить ученикам авторские спецкурсы; - часть учеников делают осознанный и ответственный выбор профессии.

Файзуллина Л.В.: Я за профильное обучение в старших классах. Крылова Н.Ю. пишет: «Минусы» профильного обучения: - не все ребята к окончанию 9 класса могут определиться: куда пойти учиться после девятого класса; В таких случаях в нашей гимназии есть синергетические классы. Ребятам преподается курс синергетики. Дополнительно каждый выбирает элективные курсы любого направления. В итоге ребёнок делает осознанный выбор.

Garshina TA: Профильное обучение дает возможность детям подойти более осознано к выбору дальнейшего профессионального пути. В нашем лицее начиная с 2005 года реализуется программа профильного обучения в системе "Школа-ВУЗ-Предприятие". Спонсорами выступает градообразующее предприятие ОАО СНОС. Профильные предметы - математика,физика, химия, информатика. Дети 4 дня занимаются в школе, 2 дня - в ВУЗе (СФ УГНТУ).

Малышева О.К: Я за профильное обучение, но против того как оно сейчас организовано. Может при переходе на профильное обучение в старшей школе стоит отказаться от распределения учащихся по классам.

Мугалимов: Добрый вечер! На мой взгляд от профильного обучения в основном плюсы. Есть небольшое но , иногда на элективных курсах занимаются к подготовке к ЕГЭ. С уважением Мугалимов Д.Т.

Тануркова Е.И.: Профильному обучению на третьей ступени обязательно должна предшествовать предпрофильная подготовка и системная профориентационная работа, которая поможет правильно выбрать выпускникам основной школы направление и форму дальнейшего обучение. В нашем городе центром профориентационной работы является учебно-производственный комбинат. Вместо традиционных уроков технологии учащиеся 9 классов школ города знакомятся с основами различных профессий, получают консультации психолога. По окончании основной школы выпускники поучают рекомендации специалиста по профориентации по дальнейшему обучению. Учащиеся старшей ступени в соответствии с профилем обучения на базе УПК проходят первые профессиональные пробы , изучают практико ориентированные элективные курсы. Всё это подводит выпускников к осознанному выбору профессии и готовит для для обучения в учреждениях профессионального образования.



полная версия страницы