Форум » Проблемы образования » Профильное обучение » Ответить

Профильное обучение

Передериева Е.В.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить эффективность профильного обучения. Есть ли здесь, по вашему мнению, свои плюсы или минусы?

Ответов - 94, стр: 1 2 3 All

Адаменко С.: Здравствуйте, Елена Валентиновна! Большим количеством публикаций похвастаться не могу (воспитываю трех очаровательных дочек, строю дом… есть свой бизнес), но некоторые статьи нашли свое применение. В декабре 2005 года выиграла грант Новосибирского центра общественных инициатив, получила премию, и благодаря этому – приняла участие в работе Всероссийского семинара по воспитательной работе (г.Москва), где на секции обобщала опыт работы профильного класса МЧС «Юный спасатель». Написала две книги, пишу авторские сценарии мероприятий по военно-патриотическому воспитанию (много стихотворных форм), пополняя свою копилку и приобретая неподдельный опыт. Сегодня в работе третья книга – методическое пособие, которая и станет большим итогом (хочется верить, что не финалом) проделанной работы. Ведь именно благодаря профильному обучению наша школа выиграла федеральный грант 1 миллион рублей, а также – три проекта на общую сумму 300.000 рублей. Деньги немалые, и результат работы – реализованные проекты, активность учеников и желание продолжать работу. СПАСИБО ЗА ВОПРОС! Удачи Вам!!!

belochka757: Наша школа одна из первых в городе начала работу по внедрениюэлективных курсов.Педагоги разрабатывали программы курсов, затем они рецензировались и проходили экспертизу в Экспертном совете.На каждый курс была написана реклама.Каждому ребенку и его родителям была выдана на собрании листовка с перечнем курсов и рекламой на них. Обсудив дома предложенные курсы, семья выбирала тот набор элективов, который ученик будет посещать в следующем году.В начале сентября, они подтверждали свой выбор или заменяли на другие. Учителю было ясно, выбрали его курс или нет.Некоторые сначала возмущались, а потом поняли , что надо думать и что- то менять.Сегодня у нас огромный перечень элективных предметов , который позволяет удовлетворить разноообразные потребности учеников и помочь им правильно и осознанно выбрать профессию.Векшина Н.З.

Передериева Е.В.: Орлова И.А. пишет: К сожалению, наши 8-9тиклассники сначала считали, что элективные курсы не обязательные (многие делали акцент на то, что нет в расписании). Сейчас же этих проблем нет. Не могли бы вы поделиться опытом, как вы решали эти проблемы? Наверняка они возникали у многих преподавателей.


Орлова И.А.: В сентябре каждого года у нас проходит "Ярмарка элективных курсов", где учителя и ученики, прошедшие курс, презентуют свой элективный курс. Презентации проходят в разных формах: мастер-класс, реклама, демонстрация итоговых работ ребят и др. Также все элективные курсы включены в расписание и т.д.

Исаева О.Ю.: belochka757 пишет: Никто не спорит: молодым людям в 16 лет трудно определиться с выбором профессии. В этом вопросе должны помочь психологи, есть методики позволяющие определить профессиональные предпочтения. Психологическое сопровождение по профессиональному самоопределению ориентирует ребенка на выбор профессии, на осознанный выбор профессионального пути, а дальше профильное обучение чаще всего однобокое. Ребенок усиленно готовится к ЕГЭ для поступления в ВУЗ, а на развитие профессиональных интересов, либо не хватает времени и сил, либо нет соответствующих образовательных условий (нет специалистов, нет элективного курса)

Селезнева М.В.: Исаева О.Ю. пишет: Психологическое сопровождение по профессиональному самоопределению ориентирует ребенка на выбор профессии, на осознанный выбор профессионального пути, а дальше профильное обучение чаще всего однобокое. Поясните мысль, уважаемая Ольга Юрьевна, как профильное обучение может быть однобоким?

Архипова Т.А.: Доброго времени, коллеги! Наше образовательное учреждение работает по иной схеме. Мы стараемся идти от потребностей самого ребёнка (в некоторых случаях - от запроса родителей). В конце учебного года проводится опрос, результаты которого определяют необходимость того или иного курса. Только после этого разрабатываются программы и вводятся сами курсы. С расписанием проблем не возникает. Профильность учреждения позволяет вынести все элективы и факультативы во вторую половину дня.

Передериева Е.В.: Здравствуйте, дорогие коллеги! У нас в начале учебного года практически каждый преподаватель (учитель или специалист ВУЗа) предлагает от одного до нескольких элективных курсов для учеников 9 - 10 классов. По результатам выбора формируется расписание. Причем, посетив курс в первый раз, ребенок может его сменить на другой или остаться на все время обучения.

Архипова Т.А.: Наряду с презентацией элективных и факультативных курсов интересно было бы провести День открытых дверей, когда учащиеся самостоятельно формируют расписание и идут по кабинетам по собственному желанию. Это и будет реальная картина востребованности курса.

Передериева Е.В.: Спасибо за интересную идею, Татьяна Анатольевна! Действительно, степень востребованности курсов у нас значительно отличается - она варьирует от 3 до 40 человек на один курс. При этом минимальное количество слушателей - не менее 7 человек. Если дети не выбирают данную тему для изучения, у автора есть целый год для того, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию.

Орлова И.А.: Передериева Е.В. пишет: минимальное количество слушателей - не менее 7 человек Семь - это уже хорошо. В нашем районе в школах группа формируется при наличии не менее 15 человек. Делайте выводы.

Передериева Е.В.: Орлова И.А. пишет: В нашем районе в школах группа формируется при наличии не менее 15 человек. Делайте выводы. Большое спасибо за отзыв! Мы максимально стараемся идти навстречу ребенку. Согласитесь, если прохождение курса не состоялось вследствие недобора детей, а формирование этих компетенций является для ученика потребностью, можно позаниматься в индивидуальном порядке. Но 7 человек, как утверждают психологи, могут стать хорошей командой и лишать их возможности обучения в меньшем по количеству коллективе нет необходимости. Предупреждая следующий вопрос, сразу напишу, что мы с этого учебного года вошли в эксперимент по новой оплате труда для учителей.

Орлова И.А.: Передериева Е.В. пишет: Но 7 человек, как утверждают психологи, могут стать хорошей командой Может вы и правы. В этом учебном году ситуация еще более ухудшилась в связи с оптимизацией. Поэтому никто не спрашивает, нужно это ребенку или нет. Классы закрывают, не говоря уже о группах элективных курсов.

Орлова И.А.: Несомненно, элективные курсы – лучшая почва для реализации личностно-ориентированного подхода, полноценного учёта интересов учащихся, позволяющая определиться со специальностью и понять, какая профессия им больше подходит. Кроме того, элективные курсы дают отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала.

Передериева Е.В.: Спасибо, Ирина Александровна! Я совершенно согласна с вами, что элективные курсы необходимы для реализации личностно - ориентированного подхода. Действительно, это прекрасная возможность использования новейших технологий. Но совершенно неожиданно появился такой вопрос: как вы думаете, уважаемые коллеги, насколько элективные курсы соотносятся с человеко - сообразностью образования?

Селезнева М.В.: Передериева Е.В. пишет: "...насколько элективные курсы соотносятся с человеко - сообразностью образования?" Если содержание элективного курса реализуется через активные деятельностные формы обучения, то он отвечает принципу человеко сообразности.

Орлова И.А.: Передериева Е.В. пишет: как вы думаете, уважаемые коллеги, насколько элективные курсы соотносятся с человеко - сообразностью образования? Элективные курсы затрагивают самые разные области человеческой деятельности, благодаря чему дети могут приобретать знания в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценки результативности и навыки решения актуальных вопросов современности, связанных, например, с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы, информационно-коммуникационными технологиями, иностранными языками. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с миром профессий и достигается связь теории с практикой.

Архипова Т.А.: Орлова И.А. пишет: Через приобретаемый опыт происходит знакомство с миром профессий и достигается связь теории с практикой. Элективные курсы отличает именно прикладная направленность, практический характер. Это связано не только с профессией, но и с возможностью закрепить полученные теоретические знания и применить их в конкретной ситуации.

Передериева Е.В.: Архипова Т.А. пишет: Это связано не только с профессией, но и с возможностью закрепить полученные теоретические знания и применить их в конкретной ситуации. Совершенно согласна с вами, коллеги! Как вы думаете, будет ли возможность закрепления полученных теоретических знаний и применения их в конкретной ситуации, способствовать свободному ориентированию в социуме наших сегодняшних учеников?

Селезнева М.В.: Архипова Т.А. пишет: "Элективные курсы отличает именно прикладная направленность, практический характер. Это связано не только с профессией, но и с возможностью закрепить полученные теоретические знания и применить их в конкретной ситуации". Классификация элективных курсов, данная И.А. Орловой, убедительно доказывает, что их содержание не только связано с закреплением теоретических знаний, но и с релизацией индивидуальных образовательных интересов учащихся.

Орлова И.А.: Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым обучающимся содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Архипова Т.А.: Орлова И.А. пишет: Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым обучающимся содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Профильное обучение предусматривает формирование индивидуального учебного плана учащегося, глубокое овладение выбранными учебными предметами и завершение базовой подготовки учащихся по непрофилирующим направлениям. В основе данного подхода лежит выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: • курсы базового уровня; • профильные курсы; • элективные курсы (спецкурсы или курсы углубленного изучения). Базовые курсы предназначены для завершения базового образования учащихся по непрофилирующим предметам или областям, они могут быть интегративными. Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в выбранной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального). Профильным курсом может быть и традиционный курс углубленного изучения предмета. Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе элективных курсов.

Орлова И.А.: По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных обучающихся повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет ребенку, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.

Орлова И.А.: Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение обучающимися образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут быть «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».

Передериева Е.В.: Здравствуйте, дорогие коллеги! С большим интересом прочитала ваши сообщения. Действительно, если представить модель картины окружающего мира наших учеников в виде мозаики, недостающие звенья ее "заполняются" при прохождении элективных курсов в системе профильного обучения. Таким образом, прогнозируемые результаты могут быть следующими: понимание учениками целостной картины окружающего мира, определение в ней своей индивидуальной траектории и как, следствие, самоактуализация (замечательное определение! ) - "...это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы..."

Передериева Е.В.: Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется одинаково - по результатам ЕГЭ. Как вы считаете, уважаемые коллеги, оправдывает ли себя в плане успешной адаптации выпускников подобный подход?

Селезнева М.В.: Передериева Е.В. пишет: "Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется одинаково - по результатам ЕГЭ. Как вы считаете, уважаемые коллеги, оправдывает ли себя в плане успешной адаптации выпускников подобный подход?" Абсолютно не оправдывает. Необходим учёт достижений учащегося в научно-практических конференциях, олимпиадах, разного рода проектах и т.д.

АношинаО.Г.: Передериева Е.В. пишет: Предлагаю обсудить эффективность профильного обучения. Есть ли здесь, по вашему мнению, свои плюсы или минусы? Профильное обучение предусматривает использование телекоммуникационных технологий. Телекоммуникации многофункциональны, оперативны, продуктивны.Они дают возможность быстрой и эффективной творческой самореализации учащихся, наличие для них индивидуальной профильной образовательной траектории. Участие в различных олимпиадах, конкурсах и проектах, позволяет определиться с выбором профиля для дальнейшего обучения. Участвуя в дистанционных мероприятиях, выстраивается индивидуальная траектория обучения, которая эффективно влияет на результат профильного обучения.

Бородавко Е.П.: АношинаО.Г. пишет: Участие в различных олимпиадах, конкурсах и проектах, позволяет определиться с выбором профиля для дальнейшего обучения. Участвуя в дистанционных мероприятиях, выстраивается индивидуальная траектория обучения, которая эффективно влияет на результат профильного обучения. Полный "круговорот" получается. Участие в олимпиадах, конкурсах и проектах помогает учащимся определиться с профилем дальнейшего обучения. А результатом профильного обучения является участие в дистанционных мероприятиях (опять же олимпиадах, конкурсах и т. д.) Так в чем же по вашему суть профильного обучения? Для того, чтобы участвовать в разного рода мероприятиях?

Передериева Е.В.: Бородавко Е.П. пишет: Полный "круговорот" получается. Участие в олимпиадах, конкурсах и проектах помогает учащимся определиться с профилем дальнейшего обучения. А результатом профильного обучения является участие в дистанционных мероприятиях (опять же олимпиадах, конкурсах и т. д.) Это, скорее всего, движение не по замкнутому кругу, а по спирали, где каждый новый виток охватывает все большее пространство компетенций ученика, приобретенных в процессе творческого "роста" после прохождения очередных конкурсов и олимпиад. Бородавко Е.П. пишет: Так в чем же по вашему суть профильного обучения? Для того, чтобы участвовать в разного рода мероприятиях? Может быть, участие в разного рода мероприятих (формирование исследовательской и коммуникативной компетенции и т.д.) способствует адаптации ученика в окружающем мире?

АношинаО.Г.: Так в чем же по вашему суть профильного обучения? Профильное обучение преследует следующие цели: - создание условий для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; - способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обес- печение преемственности между общим и профессиональным образованием; - расширение возможности социализации учащихся, более эффективно подготовить выпускников средней школы.

Бородавко Е.П.: Говоря простыми словами - профильное образование - это реализация человекосообразного типа образования, обеспечивающего личностную самореализацию человека. А цели и смыслы образования направлены на реализацию человеческого потенциала. И естественно, каждый ученик выбирает свою систему координат и индивидуальную траекторию движения по отношению к ней.

Передериева Е.В.: Бородавко Е.П. пишет: Говоря простыми словами - профильное образование - это реализация человекосообразного типа образования, обеспечивающего личностную самореализацию человека. Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить проблемы профильного образования, которые могут встретиться в процессе достижения данной цели.

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность изучения разнообразных учебных курсов, которые должны включать в себя гибкую систему профильного обучения. Согласно рекомендациям Министерства образования РФ могут существовать несколько вариантов или моделей профильного обучения. Модель внутришкольной профилизации - однопрофильная или многопрофильная отдельная школа. Модель сетевой организации, когда профильное обучение осуществляется за счёт целенаправленного и организованного использования образовательных ресурсов ряда образовательных учреждений. Например, объединение нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая выполняет роль «ресурсного центра». Возможна кооперация школы с иными образовательными учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. Концепция профильной школы предполагает, что необходимым условием профилизации старшей школы является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору, указывая, что их основная функция профориентационная. Число таких курсов должно быть достаточно значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями и вводиться постепенно. Одна из ключевых проблем профильной школы изучение дисциплин, не относящихся к выбранному профилю. Речь идёт о базовом (в отличие от профильного) уровне изучения того или иного предмета. Базовые общеобразовательные курсы обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. В условиях неизбежного дефицита учебных часов, отведенных на непрофильные дисциплины, проблемой является определение обязательного минимума содержания для базового уровня. А главное целей и задач изучения таких дисциплин в профильной школе. Уважаемые коллеги, выскажите свое мнение по этому вопросу.

Передериева Е.В.: Бородавко Е.П. пишет: В условиях неизбежного дефицита учебных часов, отведенных на непрофильные дисциплины, проблемой является определение обязательного минимума содержания для базового уровня. А главное целей и задач изучения таких дисциплин в профильной школе. Определяя обязательный минимум содержания для базового уровня необходимо также уделить большое внимание формам, методам и видам контроля качества образования. При проведения мониторинга, например, максимальный объем заданий должен предлагаться учащимся, выбравшим профильное направление и минимальный - при изучении базового уровня.

Селезнева М.В.: Передериева Е.В. пишет: "Определяя обязательный минимум содержания для базового уровня необходимо также уделить большое внимание формам, методам и видам контроля качества образования. При проведения мониторинга, например, максимальный объем заданий должен предлагаться учащимся, выбравшим профильное направление и минимальный - при изучении базового уровня". Но тогда и ЕГЭ должен быть двухуровневым: в контрольно-измерительных материалах должны содержаться указания, какие задания относятся к базовому, а какие- к профильному уровням. Деление не должно быть формальным по типу: задания А-базовый уровень, задания В и С-профильный.

Передериева Е.В.: Селезнева М.В. пишет: Но тогда и ЕГЭ должен быть двухуровневым: в контрольно-измерительных материалах должны содержаться указания, какие задания относятся к базовому, а какие- к профильному уровням. Деление не должно быть формальным по типу: задания А-базовый уровень, задания В и С-профильный. Совершенно согласна с интересным предложением Маргариты Викторовны, но каким образом тогда должны оцениваться работы выпускников (абитуриентов)?

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! Но на сегоднешний день мы не имеем никакого двухуровнего ЕГЭ. Как быть в этой ситуации? Никто сегодня, при сдачи ЕГЭ выпускниками, не учитывает профилильность их обучения. Да, есть части А, В, С. Но критерии оценки одинаковы для всех.

KuzminVA: Я вообще не понимаю, к чему эти разговоры об двухуровневости ЕГЭ и т.д. Толку-то от этого! ФИПИ всё-равно оставит всё как есть! Кроме того, ну пусть будет часть С профильной. Кто эту часть составлять будет для всего многообразия профилей? Кто будет платить за это деньги? ЕГЭ и есть ЕГЭ. Он ЕДИН для всех! И части для всех ЕДИНЫ! Глупостей не пишите! Хочется профилей, есть профильные экзамены в ведущих ВУЗах, готовьте к ним! В чём вопрос-то?

Передериева Е.В.: Бородавко Е.П. пишет: В условиях неизбежного дефицита учебных часов, отведенных на непрофильные дисциплины, проблемой является определение обязательного минимума содержания для базового уровня. А главное целей и задач изучения таких дисциплин в профильной школе. Уважаемые коллеги, выскажите свое мнение по этому вопросу. KuzminVA пишет: ЕГЭ и есть ЕГЭ. Он ЕДИН для всех! И части для всех ЕДИНЫ! Глупостей не пишите! Хочется профилей, есть профильные экзамены в ведущих ВУЗах, готовьте к ним! В чём вопрос-то? Уважаемый Владимир Александрович! По - моему, мы сейчас наблюдали не "глупости", а метод эвристического диалога для коллективного поиска оригинальных идей называемый "мозговым штурмом". Спасибо всем коллегам, выразившим свое отношение к проблеме.



полная версия страницы