Форум » Проблемы образования » Здоровье детей. Научить и не навредить: возможно? » Ответить

Здоровье детей. Научить и не навредить: возможно?

М.Дьякова: Общеизвестно, что состояние здоровья детей, в целом, оставляет желать лучшего. Особенно удручающе выглядит статистика об ухудшении здоровья детей в период их обучения в школе. Каким образом необходимо преобразовать учебно-воспитательный процесс, чтобы от слов о необходимости организации здоровьесберегающего обучения перейти к его осуществлению? Как это можно сделать уже сейчас, не дожидаясь специальных нормативных документов?

Ответов - 160, стр: 1 2 3 4 All

Крылова Н.Ю.: Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Перегрузка учащихся на уроке, вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Среди учителей часто применяется игровая технология. Широко используют в практике нестандартные уроки: уроки - игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки - экскурсии и другие. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

М.А. Липчанская: По-моему, для того чтобы сохранить здоровье детей, в первую очередь надо преобразовать не учебно-воспитательный процесс, а отдых от него . К сожалению, многие современные дети предпочитают отдыхать около телевизора или компьютера, вместо того, чтобы ходить в походы, играть в подвижные игры, общаться с друзьями и т.д. Лично я уверена, что ежедневные 2-3 (в лучшем случае!) часа боев с виртуальными монстрами оказывают гораздо большее разрушающее действие на физическое и психическое здоровье ребенка, чем несколько дополнительных часов английского (математики, информатики, ...) в неделю.

Хисаметдинов А.А.: М.А. Липчанская пишет: Лично я уверена, что ежедневные 2-3 (в лучшем случае!) часа боев с виртуальными монстрами оказывают гораздо большее разрушающее действие на физическое и психическое здоровье ребенка, чем несколько дополнительных часов английского (математики, информатики, ...) в неделю. По-моему некорректное сравнение - т.к. какая разница сидит он делает программу в Паскале, или дерется в Quake, оба вида деятельности- то, за компьютером, и работая на ЯП он устанет ГОРАЗДО больше уверяю Вас. А вот что касаемо нормально организованных тренажерных залов в школе, вот это да! Развивать мат.техническую базу в школах надо, и конечно педагога физкультурника хорошего. Все!


М.А. Липчанская: Хисаметдинов А.А. пишет: По-моему некорректное сравнение - т.к. какая разница сидит он делает программу в Паскале, или дерется в Quake, оба вида деятельности- то, за компьютером Во-первых, деятельность не совсем одинаковая - разная эмоциональная, психологическая, а следовательно - гормональная нагрузка на организм. Разный воспитательный эффект. Во-вторых, детей, которые ежедневно тратят несколько часов на программирование на Паскале - единицы, а тех, кто тратит то же время на Quake и иже с ними - тысячи тасяч. Так что ряды больных школьников (если рассматривать проблему только с позиции влияния компьютера) пополняются практически исключительно за счет квакеров со товарищи . В третьих, обычно если ребенок по собственной инициативе часами напролет занимается умственной деятельностью, ему позволяют вести такой образ жизни его ресурсы здоровья - работоспособность, выносливость и т.д. Хисаметдинов А.А. пишет: А вот что касаемо нормально организованных тренажерных залов в школе, вот это да! Пока мы будем организовывать тренажерные залы, в школах ни одного здорового ребенка не останется! По-моему, правильнее всего начинать работу с родителями - объяснить им, что если любимое чадо, прийдя из школы, на несколько часов воцаряется перед компьютером или телевизором - это не есть хорошо.

Абдуллина Альфия: М.А. Липчанская пишет: По-моему, правильнее всего начинать работу с родителями - объяснить им, что если любимое чадо, прийдя из школы, на несколько часов воцаряется перед компьютером или телевизором - это не есть хорошо. Такую работу я уже проводила - опять в том же случае, что многочасовая работа на компьютере вредна. Конечно, было вынесено предложение - ограничивать спонсирование детей, путем выдачи денег только в образовательных целях – если уж они, и сидят за компьютером, то пусть уж занимаются исследованиями. Родители, конечно, многие не аплодировали этому, аргументируя тем, что некоторые дети вообще не сидят за компами так много. Но все равно, исследованиями заниматься все-таки нужно, пусть даже они будут и скудными. Я согласна, что компьютерные игры и общение в чатах расслабляют, но только в меру. Пусть лучше живут реальной жизнью, глаза будут здоровее.

М.Дьякова: Уважаемый коллега (простите, не знаю, как Вас зовут)! Вы пишите: Хисаметдинов А.А. пишет: А вот что касаемо нормально организованных тренажерных залов в школе, вот это да! Развивать мат.техническую базу в школах надо, и конечно педагога физкультурника хорошего. Все! Никто никогда не возражал против хорошей материально-технической базы школ и хороших учителей физкультуры. Но! Однажды мне попался материал, в котором речь шла о том, что нигде нет таких жестоких уроков физкультуры, как в наших школах. К сожалению, это видела не только в печати. но и в реальных школах. Не всегда есть возможность, кроме того, найти оптимальное место для этих уроков в расписании и тогда они только отвлекают детей от занятий на следующих уроках. Наконец, главное, решат ли проблему только уроки физкультуры. если на уроках по другим предметам всё останется незыблемым? Спасибо! Дьякова Маргарита Борисовна

Шулепова Т.В.: М.Дьякова пишет: Наконец, главное, решат ли проблему только уроки физкультуры. если на уроках по другим предметам всё останется незыблемым? В связи с этим возникло предложение (пожелание) пересмотреть содержание программного материала. Думаю, что каждый учитель может назвать несколько тем из школьного курса, абсолютно оторванных от жизни, умозрительных. Сталкивалась с учебниками разных авторов. Излишняя псевдонаучность, формат ( а по биологии один из учебников формата А4), отсутсвтие или малое количество иллюстраций, описание сугубо научных вопросов (например, изучение по биологии отд. Оксифотобактерии, многих действаительно научных терминов, в одном из параграфов учебника по биологии 6 класса на 1,5 страницах текста я насчитала 25 терминов!!) Столкнулась с тем, что ученики 9-11 классов в массе не любят биологию(!), пыталась выяснить причины. Отвечают, что вот во время урока материал понятен и усваивается практически полностью. Начинается этап повторения дома, дети не понимают текста учебника. Создается момент неуспеха. Ведь в старших классах невозможно быть успешным только за счет учителя! Практически каждый урок приходится переводить с русского на русский. Это здоровьесбережение? Составление расписания. Положено наиболее "трудные" уроки проставлять в начале недели, а на практике .... У моего 5 класса в пятницу последним уроком консультация по математике! Вторая смена, урок заканчивается в 18.45. Здоровьесбережение? Порядок ведения урока. Опрос - репродуктивный, новая тема, затрагивание лишь интеллектуальной сферы ребенка, нехватка времени на физминутки, итог урока, запись д/з на перемене. Будь здоров, ученик! Физкультура, калечащая психику ребенка. Девочка Аня крупная, неуклюжая. Сдача норматива, Аня не справляется на "5", даже на "4". Травма + насмешки одноклассников. Отсутствие системы проведения уроков на улице. Однообразие уроков: легкая атлетика, пионербол... Просто плохое исходное здоровье. Нездоровье семьи (психологическое) и пр... Вывод - учитывать все факторы.

Абдуллина Альфия: Шулепова Т.В. пишет: Физкультура, калечащая психику ребенка Ой, не говорите что, правда, то, правда. Если раньше 2-3 человека из класса не могли пробежать кросс, то сейчас после первого круга валятся практически все и говорят: «Делайте, что хотите с нами, дальше бежать не можем». И не поймешь, то ли они симулируют, то ли, правда - трудно.

Васильева И.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: По-моему, для того чтобы сохранить здоровье детей, в первую очередь надо преобразовать не учебно-воспитательный процесс, а отдых от него Согласна с этим мнением. Вместо того, чтобы разгрузить детей от выполнения многочасовых домашних заданий, нам, учителям, сказали задавать еще домашнее задание по технологии, музыке, изо, физкультуре. Самое интересное, что все задания должны быть творческого характера. Всегда задаюсь вопросом: Когда же детям отдыхать?

М.Дьякова: Мария Анатольевна! Я не стану с Вами спорить по поводу того. что проблема здоровья вообще, и здоровья детей. в частности, - это комплексная проблема и решать её надо комплексно. Однако, то, что касается внешкольных занятий детей в большей мере пока сфера семьи. её отношения к этой проблеме. Школа должна работать с родителями, а в старшей школе и с ученикми, на этот предмет. Но, представляется, что это тема очень важного, но отдельного разговора. Эту проблему мы можем обсуждать параллельно. Я же предлагала обсудить в этом аспекте возможности именно учебно-воспитательного процесса. Спасибо!

М.А. Липчанская: М.Дьякова пишет: Я же предлагала обсудить в этом аспекте возможности именно учебно-воспитательного процесса. Маргарита Борисовна, давайте определимся, что для Вас первично и наиболее ценно: здоровьесберегающие педагогические технологии (как предмет Вашего научного интереса) или здоровье ребенка? Уверена, что второе . Нельзя поделить ребенка пополам (половина - в школе, другая половина - вне школы), он - целый! И если его здоровье гробит телевизор и компьютерные игры (а я уверена, что это две главные причины), то, сколько бы новых технологий мы не внедрили в учебно-воспитательный процесс, проблема останется на своем месте. Так что давйте все-таки решать проблему, а не искать себе интеллектуальные развлечения.

Тагиро И.Х.: М.А. Липчанская пишет: сожалению, многие современные дети предпочитают отдыхать около телевизора или компьютера, вместо того, чтобы ходить в походы, играть в подвижные игры, общаться с друзьями и т.д. Действительно роль подвижных игр на свежем воздухе уходит на второй план, а на первом плане компьютерные игры и просмотр мультиков и кинофильмов сомнительного содержания. Почему то дети на это уделяют больше времени и сил чем на подготовку к учебным занятиям. В последние годы даже в сельской местности не увидишь детей играющих в футбол, хоккей, катающихся на лыжах. Дети сидят, уткнувшись на экран телевизора или компьютера, а родители позволяют. Мой опыт работы в школе подсказывает, что работу нужно начинать с родителей учащихся. Необходимо научить родителей как правильно распределять свободное время своего ребенка и только потом, работать с детьми. Утверждают, что учащиеся загружены учебой, лучше уж быть загруженными учебным процессом, чем тусоваться на улице увлекаясь наркотиками. В нашем лицее для старшеклассников организованы дополнительные учебные занятия шесть часов и шесть часов в неделю спортивные занятия (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.) Ребята с удовольствием посещают как учебные занятия, так и спортивные. Ухудшения здоровья подростков за последние 5 лет не наблюдалось.

БабуринаС.Н.: М.А. Липчанская пишет: По-моему, для того чтобы сохранить здоровье детей, в первую очередь надо преобразовать не учебно-воспитательный процесс, а отдых от него Совершенно с Вами согласна. Дети не умеют отдыхать. Нужны освобожденные классные руководители или воспитатели, которые могли помочь детям научиться организовывать свой отдых.

Крылова Н.Ю.: БабуринаС.Н. пишет: Совершенно с Вами согласна. Дети не умеют отдыхать. Нужны освобожденные классные руководители или воспитатели, которые могли помочь детям научиться организовывать свой отдых. Здравствуйте, коллеги! На мой взгляд классный воспитатель или освобожденный классный руководитель, как правило, необходим в сложном коллективе, где имеются дезадаптированные дети с низким уровнем воспитанности, знаний и умений, а также в ситуации перехода из начальной в среднюю школу. У нас же практически все педагоги являются классными руководителями, одной из главных функций которых является организационно–координирующая, направленая на непосредственную организацию разнообразных форм внеурочной деятельности школьников (в том числе и отдыха учащихся).

Борзова О.А.: Доброго времени суток,коллеги! Здоровьесбережение должно стать самоцелью детей "с малых ногтей", т.к. это дар и его не купишь и взаймы не возьмешь! Сначала родителям надо прививать стремление к здоровому образу жизни и желание быть здоровыми! А детям своим поведением и примером прививать здоровый образ жизни и на уроках и вне уроков. Да безусловно должны быть и учебники-тетради поменьше весом и физкультминутки на уроках,но если семья не заботиться о здоровье своего чада,то школе и учителям остается только средствами предмета и своим примером влиять на детей.

Фионина Л.Е.: В последние два года я все время сталкиваюсь с одной и тойже проблемой - колосальная загрузка детей при изучении школьных дисциплин. Факт того что ИТ-технологии стали широко внедряться в учебный процесс ни для кого не секрет. многие учителя применяют технологию презентаций и докладов на своих уроках, как элементы проектной деятельности учащихся по предмету. Ученику приходится дополнительно к уроку готовить презентации или печатные доклады с иллюстрациями, чтобы получить хорошую оценку. А на уроках информатики мы проходим правила оформления текстов, требования к эффективным презентациям, которые учащимися нигде потом, как показывсает практика не востребованы, потому что на других предметах этого не требуют. Уважаемые учителя, давайте объединимся! Пусть ребенок делает реферат, презентацию или т.п. по предмету, давайте ставить ему две оценки за работу - учитель-предметник, за содержание, учитель информатики за оформление и соответствие требованию эффективности, эргономики и т.д. с точки зрения здоровьесберегающей технологии получаем время на выполнение одной работы - а оценку сразу по двум предметам. А ведь таких межпредметных связей можно включтить в одну работу и больше (третий компонент - математические расчеты), например, в презентацию-доклад об исторической битве включить расчеты возможностей исхода при разной раскладке вооружения противоборствующих сторон, в презентацию технологического процесса выплавки стали - расчеты времени плавки при различных параметрах давления и температуры нагрева и т.д.

Хисаметдинов А.А.: Доброго времени суток Маргарита Борисовна! Хисаметдинов Азат Анварович (извините что только аббревиатура, но это проблема администраторов сайта) учитель физики и информатики в гимназии. М.Дьякова пишет: Однажды мне попался материал, в котором речь шла о том, что нигде нет таких жестоких уроков физкультуры, как в наших школах. К сожалению, это видела не только в печати. но и в реальных школах. Не знаю, насчет жестокости на физкультуре (может учителя такие, из спорта высших достижений, там действительно это работа на износ), но у нас с этим все отлично. Специализируемся на баскетболе, куча детей, некоторые размером чуть больше баскетбольного мяча почти боготворят нашего учителя физкультуры Повераева Константина Николаевича! (это не реклама, а действительно так ) Наконец, главное, решат ли проблему только уроки физкультуры. если на уроках по другим предметам всё останется незыблемым? Выдержка из должностной инструкции учителя "-Ответственность: сбережение жизни и здоровья учащихся во время учебного процесса; - соблюдение прав и свобод учащихся. Обязанность - вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий осуществления учебного процесса, а также доводит до ведома зав. кабинетом, администрации обо всех недостатках в обеспечении учебного процесса, снижающих трудоспособность учащихся" Все подписывались - надо соблюдать. Фионина Л.Е. пишет: А на уроках информатики мы проходим правила оформления текстов, требования к эффективным презентациям, которые учащимися нигде потом, как показывсает практика не востребованы, потому что на других предметах этого не требуют. Уважаемые учителя, давайте объединимся! Пусть ребенок делает реферат, презентацию или т.п. по предмету, давайте ставить ему две оценки за работу - учитель-предметник, за содержание, учитель информатики за оформление и соответствие требованию эффективности, Давайте! Я уже так делаю.

М.Дьякова: Азат Анварович! Хисаметдинов А.А. пишет: Не знаю, насчет жестокости на физкультуре (может учителя такие, из спорта высших достижений, там действительно это работа на износ), но у нас с этим все отлично. Специализируемся на баскетболе, куча детей, некоторые размером чуть больше баскетбольного мяча почти боготворят нашего учителя физкультуры Повераева Константина Николаевича! (это не реклама, а действительно так Я охотно верю, что это не реклама. И. думаю, не только Вашим детям так повезло. Тут ларчик просто открывался: всем известна роль учителя в эффекивности учебного процесса. Далее в вашем сообщении развивается, по сути, та же проблема: Хисаметдинов А.А. пишет: Выдержка из должностной инструкции учителя "-Ответственность: сбережение жизни и здоровья учащихся во время учебного процесса; - соблюдение прав и свобод учащихся. Обязанность - вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий осуществления учебного процесса, а также доводит до ведома зав. кабинетом, администрации обо всех недостатках в обеспечении учебного процесса, снижающих трудоспособность учащихся" Все подписывались - надо соблюдать. Как понимают подписывающиеся учителя, что значит - беречь здоровье ребёнка? Если довести информацию до сведения зав. кабинетом, администрации - Вы уверены. что обязательно что-то изменится? Получается так: попали дети в хорошую школу. к хорошим учителям - ничего особенно не надо делать - здоровье будет в порядке, а если со школой не повезло?... Спасибо!

Насырова Т.Я.: Фионина Л.Е. пишет: В последние два года я все время сталкиваюсь с одной и тойже проблемой - колосальная загрузка детей при изучении школьных дисциплин В день учителя во многих школах проводят день самоуправления, провели и мы. Было всего 4 урока. причем легкие и интерсные: музыка, ИЗО, русский и математика, мы даже "не напрягались", но так при этом устали, как-буд-то отработали смену. Мне почему -то всегда жалко детей. особенно старшеклассников, такая колоссальная нагрузка у них, "нагружают " до последнего дня предметами, которые им не нужны для поступления. это такой сложный вопрос, когда я училась мне казалось, что такой непосильной нагрузки не было. я понимаю, что это требования сегодняшнего дня, но дети и здоровье все-таки главнее, чем знания. Првда, ученикам я этого не скажу

Волкова О.Н.: Фионина Л.Е. пишет: Уважаемые учителя, давайте объединимся! В борьбе за здоровье детей надо объединяться, не только учителям и родителям, но и детям. В превую очередь нужно проводить с ними работу. Учить их правильно отдыхать, дозировать время работы за компьютером, менять вид деятельности, проводить определённое время на воздухе, проводить физкульминутки. Родители не могут всё время их контролировать в домашней обстановке, так же как и учителя.

Васильева ОС: Волкова О.Н. пишет: В борьбе за здоровье детей надо объединяться, не только учителям и родителям, но и детям. В превую очередь нужно проводить с ними работу. Учить их Все верно! Я согласна с коллегой! Их надо учить быть здоровым, заботиться о своем здоровье! В нашей школе проводятся недели Здоровья, на которых проводим классные часы, фиточаепитие (обязательно раз в день). Назначаются ответственные ребята за проведение на уроках физминуток, раздают витамины, и т.д. По окончании недели здоровья, ребята сдают различные материалы (рисунки, эссе, листовки, плакаты - в зависимости от класса), Также проводили в школе День Кефира! Получился интересный и веселый праздинк, обязательно из каждого праздника ребенок должен выносить и пищу для ума!

Фионина Л.Е.: Применение ИТ на предметных уроках в школе набирает обороты. Учащимся предлагают работы по оформлению рефератов, докладов, презентаций, программ по тем или иным темам. На уроках информатики мы с учениками проходим правила оформления печатных работ, требования к эффективности создаваемой презентации, которые зачастую не востребованы на предметных уроках. получается, что учаник создает одновременно две работы, одну по информатике, другую по предмету даже не видя взаимосвязь между ними. Уважаемые коллеги, давайте объединяться! пусть наш ученик делает одну работу за которую он може получить несколько оценок по разным предметам - это и будет нашим с вами вариантом здоровьесберегающей технологии обучения. например, выполняя презентацию к докладу по истории о инсторическом сражении ученик может получить оценку по истории за содержательную часть доклада и представленного материала, по информатике за соблюдение требований к оформлению и вариантивность использования технологий при создании презентации, можно добавить и оценку по математике, если включить в доклад расчеты по исходу сражения при различных вариантах вооружения (вывод математических закономерностей, определение значения функций при различных исходных данных) и многое другое.

М.Дьякова: Фионина Л.Е. пишет: Применение ИТ на предметных уроках в школе набирает обороты. У широкого распространения ИТ, как у медали, две стороны. Первая - это рационализация. оптимизация учебной деятельности. Вторая - значительные психо-эмоциональные нагрузки, нагрузки на зрение и при этом никто не соблюдает санитарно-гигиенические нормы. Да и как их соблюдать, работая, например, с электронными учебниками. Более того, оценивая эффективность деятельности учителей и преподавателей вузов, уже довольно часто учитывают, как часто и что используется на занятиях, как обеспечен УВП информацией на электронных носителях. И вряд ли можно сейчас всё это повернуть вспять. Поэтому Ваш тезис о необходимости использования комплексных заданий и комплексной же их оценки представляется, в рассматриваемом аспекте, продуктивным. Можно ли сделать ещё что-либо в рамках одного предмета или с позиций комплексного подхода, что возможно, кроме добавления возможностей информатики? Спасибо!

Иванова Л.А.: М.Дьякова пишет: Можно ли сделать ещё что-либо в рамках одного предмета или с позиций комплексного подхода, что возможно, кроме добавления возможностей информатики? В нашей школе применялся подход к образованию методом погружения в старших классах. Неделя - гуманитарных наук, неделя - естественно математических дисциплин. Этот метод дает разгрузку в объеме домашних заданий, одновременно увеличивая интенсивность урока.

М.Дьякова: Мария Анатольевна! М.А. Липчанская пишет: Маргарита Борисовна, давайте определимся, что для Вас первично и наиболее ценно: здоровьесберегающие педагогические технологии (как предмет Вашего научного интереса) или здоровье ребенка? Уверена, что второе . Нельзя поделить ребенка пополам (половина - в школе, другая половина - вне школы), он - целый! И если его здоровье гробит телевизор и компьютерные игры (а я уверена, что это две главные причины), то, сколько бы новых технологий мы не внедрили в учебно-воспитательный процесс, проблема останется на своем месте. Я уже писала, что не буду с Вами спорить: М.Дьякова пишет: Я не стану с Вами спорить по поводу того. что проблема здоровья вообще, и здоровья детей. в частности, - это комплексная проблема и решать её надо комплексно. Могу только повторить, что согласна - эту проблему должны решать вместе и семья и школа. Однако, комплесное решение проблемв семьей и школой требует рассмотрения самых различных аспектов: медицинских (гигиенических, физиологических....), психологических, экономических, социальных, педагогических... В рамках нашего форума это маловероятно. Кроме того, определяю предмет разговора. исходя из названия темы: научить.... Конечно, то, чем ребёнок занимается вне школы, тоже может быть регламентировано школой, особенно в плане воспитательной работы или рациональной организации деятельности школьников, о чём, например, пишет: Тагиро И.Х. пишет: В нашем лицее для старшеклассников организованы дополнительные учебные занятия шесть часов и шесть часов в неделю спортивные занятия (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.) Ребята с удовольствием посещают как учебные занятия, так и спортивные. Ухудшения здоровья подростков за последние 5 лет не наблюдалось. Или: Иванова Л.А. пишет: В нашей школе применялся подход к образованию методом погружения в старших классах. Неделя - гуманитарных наук, неделя - естественно математических дисциплин. Этот метод дает разгрузку в объеме домашних заданий, одновременно увеличивая интенсивность урока. Таким образом, сейчас можно сделать выводы, из писем коллег, что здоровьесберегающий учебный процесс должен быть рационально организован (как можно точно определить, что это такое?), должен быть реализован комплексный подход (каковы границы его применения?), использование погружения (что под ним понимать - подряд идущие уроки по одной дисциплине, или это междисциплинарное погружение в проблему?). Спасибо!

Насырова Т.Я.: Иванова Л.А. пишет: В нашей школе применялся подход к образованию методом погружения в старших классах. Неделя - гуманитарных наук, неделя - естественно математических дисциплин. Этот метод дает разгрузку в объеме домашних заданий, одновременно увеличивая интенсивность урока. замечательная идея, вроде бы на первый взгляд. Но... А как же разнообразие? а если это предмет, который ты не любишь и не понимаешь ибудет проводится ЦЕЛУЮ НЕДЕЛЮ? Я всегда стараюсьставить себя на место ученика, бедный гуманитарий, для него неделя естественно математических дисциплин будет длится вечно

БабуринаС.Н.: М.Дьякова пишет: У широкого распространения ИТ, как у медали, две стороны. Первая - это рационализация. оптимизация учебной деятельности. Вторая - значительные психо-эмоциональные нагрузки... В целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья необходимо проводить психофизическую тренировку. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видах дыхательных упражнений. В течение дня учащиеся много работают, но чтобы они не переутомлялись, необходимо научить их «расслабляться». Правильное расслабление мышц связано с ощущением отдыха. Кратковременный отдых, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность.Психофизическая тренировка необходима для школьников, так как она учит детей самовоздействию на свой организм, а это очень важно для здоровья.

Чащина О. И.: М. Дьякова пишет: цитата: "Как это можно сделать сейчас не дожидаясь нормативных документов." Как показывают медицинские обслелдования, у большинства детей с возрастом снижается зрение, при одновременном нарушении осанки. Поэтом на уроках с сильным статическим напряжением можно применять специальные упражнения которые хорошо разработаны валеологами. Эти методики доступны любому учителю на своем уроке и отнимут немного времени.

БукинаС.Ю. : М.Дьякова пишет: Как это можно сделать уже сейчас, не дожидаясь специальных нормативных документов? моу мнение такое, наша школа расположена в зоне экологического неблагополучия из этого вышло создание вариативной части программы по физической культуре, в которую мы включили подвижные игры, асаны, дыхательную гимнастику. Все это принесло положительный результат на наших детей. У нас есть положительные сдвиги. Дети стали меньше болеть, у многих произошли положительные изменения в осанке. эта программа одобрена валеологами и медиками нашего города.

М.Дьякова: Уважаемые коллеги! Благодарю вас за интерес к теме, однако предлагаемые вами варианты: Чащина О. И. пишет: Как показывают медицинские обслелдования, у большинства детей с возрастом снижается зрение, при одновременном нарушении осанки. Поэтом на уроках с сильным статическим напряжением можно применять специальные упражнения которые хорошо разработаны валеологами. Эти методики доступны любому учителю на своем уроке и отнимут немного времени. И БукинаС.Ю. пишет: наша школа расположена в зоне экологического неблагополучия из этого вышло создание вариативной части программы по физической культуре, в которую мы включили подвижные игры, асаны, дыхательную гимнастику. Все это принесло положительный результат на наших детей. У нас есть положительные сдвиги. Дети стали меньше болеть, у многих произошли положительные изменения в осанке. эта программа одобрена валеологами и медиками нашего города. несомненно полезны, важны и нужны, направлены на сохранение здоровья детей! Но! затрагивают ли они сущность учебного процесса: его содержание, структуру, по отдельным учебным предметам? Можно ли обойтись без этого, только уповая на физическую культуру и дыхательную гимпастику? Будут ли в этом случае учтены и использованы все ресурсы школы с позиций человекосообразного обучения? Спасибо!

Лукашова М.К.: Одним из главных здоровьесберегающих факторов должно стать строгое дозированное домашнее задание. Формально эти требования присутствуют, но на практике каждый учитель считает свой предмет главным, и кроме обязательного домашнего задания дает дополнительное, за выполнение которого берутся хорошо успевающие дети. А это одни обычно одни и те же лица по разным предметам. Ребенок не в состоянии самостоятельно отследить уровень своей нагрузки.

М.Дьякова: Уважаемые коллеги! Думаю, что ваши предложения уже касаются непосредственно учебного процесса по каждой дисциплине и к тому, что мы сформулировали ранее, учитывая высказывания коллег, получаем существенное добавление. Однако теперь возникает вопрос - как? Лукашова М.К. пишет: Одним из главных здоровьесберегающих факторов должно стать строгое дозированное домашнее задание. Формально эти требования присутствуют, но на практике каждый учитель считает свой предмет главным, и кроме обязательного домашнего задания дает дополнительное, за выполнение которого берутся хорошо успевающие дети. А это одни обычно одни и те же лица по разным предметам. Ребенок не в состоянии самостоятельно отследить уровень своей нагрузки. Как надо работать с учителями, чтобы они поняли необходимость учитывать возможности и интересы ученика? Как надо работать с учителями, чтобы они поняли, что учебный предмет, которым является главным для них - не обязательно будет главным для других? Как учить, помня медицинский постулат "не навреди"? Богданов П.Е пишет: Учить учиться, учить планировать время, выбирать главное и отметать второстепенное. В медицине известен постула: "не навреди". Это касается и школы. Каким образом, когда учить этому учеников? Каким образом научить этому учителей: настоящих и будущих? Спасибо!

Богданов П.Е: М.Дьякова пишет: Каким образом, когда учить этому учеников? Учеников учить на каждой ступени обучения. Важная роль в этом отводится обучению родителей правильно организовать учебу ребенка. Пусть это будет ликбез. Бояться общения с родителями не надо. С точки зрения большинства родителей - отдал ребенка в школу, а там все знают, дадут знания, умения, навыки, научат рефлексии. И их роль на этом как бы заканчивается. Ребенок в школе, родители спокойны. Один из приемов, который я предлагаю обучающимся старших классов в подготовке домашних заданий. Известно, что по окончании учебного дня только 25% приобретенных знаний остается в голове. Предлагаю следующеею Пришли домой после школы и, прежде чем поднести ложку ко рту, возьмите свой конспект и с карандашем прочитайте, задайте себе вопросы, если нет ответа, ставьте галочку на полях. Надо уточнить. В компьтерной технике применяется такое понятие, как регенерация памяти. В данном случае получается тот же эффект. На следующий день подойдите и уточните неясные моменты. Это касается не только моего предмета, хотя он тоже очень важен. Сложно тем ученикам, у которых между уроками проходит неделя. Использование моего метода приведет к тому, что ученик меньше времени будет затрачивать на подготовку к предметами, тем самым, увеличит время на подготовку более трудных заданий. Важно когда ученики распределяют свое время согласно расписанию уроков. Можно готовить предметы в незагруженный день. А для учебы учителей есть курсы повышения квалификации, саообразование, наконец личный опыт.

М.Дьякова: Уважаемые коллеги! Богданов П.Е пишет: Учеников учить на каждой ступени обучения Безусловно, но как и чему? Богданов П.Е пишет: Важная роль в этом отводится обучению родителей правильно организовать учебу ребенка. Пусть это будет ликбез. Бояться общения с родителями не надо. Ликбез для родителей - это важно. Каким он может быть? Богданов П.Е пишет: Один из приемов, который я предлагаю обучающимся старших классов в подготовке домашних заданий. Ваш пример о рациональных подходах к выполнению домашнего задания, это интересно и важно, но как быть на уроках? Как и чему нужно научить школьников, чтобы они могли реализовать ИОТ как одно из оптимальных здоровьесберегающих направлений в образовании? Богданов П.Е пишет: А для учебы учителей есть курсы повышения квалификации Естественно. Вот только жаль, мне до сих не приходилось знать о курсах, на которых учителей учат учить школьников учиться. Спасибо!

pavlovasa: М.Дьякова пишет: Ликбез для родителей - это важно. Каким он может быть? Работая с родителями, я часто с удивлением обнаруживаю, что родителей можно и нужно учить абсолютно всему, им катастрафически не хватает знаний по психологии, они не понимают, как надо реагировать на капризы младших школьников, на подростковые провокации и т.д. О влиянии телевизора и компьютера на здоровье ребенка, о пользе прогулок и т.д. Мне помогают книги Н. И.Дереклеевой "Родительские собрания".

Красивоглазая: Всем хороша наша школа! В коридорах цветы и мягкие диваны, ковры и мягкие игрушки на них. Раз в полугодие - день Здоровья, раз в четверть - соревнования "Мама, пмпа, я - спортивная семья". Летом, для нуждающихся в санаторно-курортном лечении - выезд в Крым на 21 день. На уроках физминутки. После уроков в ГПД прогулки. А дети БОЛЕЮТ!!!

Шулепова Т.В.: Да просто тут столько факторов, которые и учесть то сложно! Многие коллеги уже перечилили: - неправильная организация труда учителем, - отсутствие физических нагрузок в школе и дома, - телевизор и компьютер (мое мнение - просто нет альтернативы. Я вот силком выгоняю своих детей на улицу каждый день, а потом с трудом загоняю обратно... Обидно, но гуляют они почти всегда только вдвоем), - отсутствие соответствующей школьной мебели (парты в кабинетах средней школы одинаковой высоты практически везде), - во многих местах несоответствующее освещение (работала в школе, где в кабинете у меня работало 3 лампы из 16, и вариант был лишь один - покупать лампы самой и самой же нанимать электрика), - учебная нагрузка не соответствует мыслимым и немыслимым нормам (дочь учится в 5 классе до 3 часов каждый день, а потом до 7-8 делает уроки), - уроки физкультуры формальны (есть официальное деление на 3 группы: специальную, основную, подготовительную, но на практике отличия только в том, что дети из специальной сидят на лавочках во время урока), - сложность программного материала (говорю по своему предмету - биологии), - наследственность и исходное здоровье ребёнка. Обратите внимание, что я взяла лишь ограниченное число факторов, причем основная их часть зависит от школы, учителя и системы образования.

Камышлова Е.П.: Уже в 1 класс дети приходят с заболеваниями различной степени тяжести. Красивоглазая пишет: На уроках физминутки. После уроков в ГПД прогулки. А дети БОЛЕЮТ!!! В школе ученики проводят в среднем 4-6 часов. А остальное время?... Думаю, проблему не решить без взаимосотрудничества педагоги - родители. (вопрос выполнения домашнего задания втом числе)

оданович М.В.: ПЕречисленные факторы аполне можно рещить не дожидаясь нормативных документов, сделать расписание согласно санитарным нормам для пятиклассников; отобрать материал по биологии, чтобы он быо нескучным и интересным, тогда и трудности будут не заметны; уроки физкультуры пррводить как положено для специадбных групп, тем более,ч то эти занятия тариифицируются. Бесспорно, одно в школе должны быть созданы условия для занятия любительским спортом. Ухудшение здоровья во многом зависит от экологических факторов, ухудшения состояния окружающей среды; от ухудшения качества пищи и питания большинства детей, а это уже проблемы, которые необходимо решать в маштабах страны.

Файзуллина Л.В.: оданович М.В. пишет: [Бесспорно, одно в школе должны быть созданы условия для занятия любительским спортом.] Это правильно. У нас в школе один спортзал. Площадки на улице нет (просто нет места для спортивной площадки). Классов много. В спортзале занимаются по два класса одновременно. Много травм (переломы рук, ушибы и т.д.). Это сбережение здоровья детей? А ещё третий час физкультуры ввели.



полная версия страницы