Форум » Проблемы образования » Здоровье детей. Научить и не навредить: возможно? » Ответить

Здоровье детей. Научить и не навредить: возможно?

М.Дьякова: Общеизвестно, что состояние здоровья детей, в целом, оставляет желать лучшего. Особенно удручающе выглядит статистика об ухудшении здоровья детей в период их обучения в школе. Каким образом необходимо преобразовать учебно-воспитательный процесс, чтобы от слов о необходимости организации здоровьесберегающего обучения перейти к его осуществлению? Как это можно сделать уже сейчас, не дожидаясь специальных нормативных документов?

Ответов - 160, стр: 1 2 3 4 All

Gurovskaya: И родители, и учителя хотят видеть детей здоровыми. И те, и другие прилагают немалые усилия на укрепление и сохранение здоровья своих подопечных. А дети болеют. Возможно ли организовать учебный процесс таким образом, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону? М.Дъякова пишет: Как это можно сделать уже сейчас, не дожидаясь специальных нормативных документов? Оплачивать учителю внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Материально заинтересовать учителя (за счёт стимулирующего фонда). Результат обязательно будет.

parshina: Фионина Л.Е. пишет: Применение ИТ на предметных уроках в школе набирает обороты Только вегда ли это применение обосновано? Мне кажется, надо хорошо подумать, стоит ли на данном уроке применять ИТ или можно достичь результатов используя традиционную методику. Да и детское здоровье пожалеть. Файзуллина Л.В. пишет: А ещё третий час физкультуры ввели. А базы для занятий часто нет. И получается лишний урок в расписании, а для детского здоровья толку никакого.

Шулепова Т.В.: Вот и я хотела сказать о том же... Что большинство проблем, зависящих от школы, можно решить самой школой. Про предмет- основная проблема биологов города в том, что нам навязывают учебник и соответствующую программу. Решили, что будем бунтовать. А отбором материала занимаемся каждый день. Кто по необходимости, кто по призванию.


оданович М.В.: Шулепова Т.В. пишет: Про предмет- основная проблема биологов города в том, что нам навязывают учебник и соответствующую программу. Решили, что будем бунтовать. А отбором материала занимаемся каждый день. Кто по необходимости, кто по призванию. У каждого учителя согласно закону об образовании есть право выбора метродического комплекта, главное условие, чтобы учебник был рекомендован и допущен комитетом по образованию (министерством). Бунтовать не надо, нужно быть законопослушными гражданами.

М88: Шулепова Т.В. пишет: Дети не умеют отдыхать. Дети не не умеют отдыхать, а лишены этой возможности по воле государства, так как оно сняло с себя функцию бесплатного предоставления возможности реализовать детские мечты и желания. А отсюда виртуальный мир, сидячий образ жизни, "дворовые сборища" и т.д. Все государственные программы остаются нереализованными, а если внедряются, то только в мегаполисах. Провинциальному ребенку - остаточный принцип в лучшем случае, а то и ничего. К "золотому детству", абсолютно здоровым детям не вернуться, так как принцип жизни заложен генетически и социально обусловлен, можно сказать обречен. Единственное, что можно предложить - мотивировать детей на здоровый образ жизни, а через что - остается вопросом.....?

Константинова Надя: 5. Каким образом, когда учить учеников «планировать время», «учить учиться»? Тагиро И.Х. пишет: Цитата: мой опыт работы в школе подсказывает, что работу нужно начинать с родителей и учащихся. Необходимо научить родителей как правильно распределять свободное время своего ребёнка и только потом, работать с детьми. Я согласна, что работу нужно начинать с родителей и учащихся. И начинать надо с первого класса. На мой взгляд, необходимо научить родителей вместе с детьми составлять распорядок дня ребёнка ежедневно. Это дисциплинирует ребёнка, а родители совместно с детьми научатся рационально распределять своё время в течении дня. Кроме этого, я считаю, что необходимо делать упор на правильную организацию отдыха детей. Какой ребёнок откажется от прогулки на свежем воздухе? Пусть это будет не просто прогулка, а ещё и занятие различными видами спорта в зависимости от времени года. Иванова А.А. пишет: Цитата: В нашей школе применялся метод погружения в старших классах. Неделя гуманитарных наук, неделя – естественно математических дисциплин. Этот метод даёт разгрузку в объёме домашних заданий, одновременно увеличивая интенсивность урока. Я поддерживаю такой метод организации учебного процесса . Я бы назвала его блочным. В каждый блок должно входить не более 2 – 3 предметов, связанных между собой. Например, геометрия – черчение, физика – математика, история – география и т.д. Т.е. тот материал, который учащиеся изучают в течении года, в блоке они будут изучать за короткое время, например, месяц. Это позволит учащимся меньше тратить времени на подготовку домашних заданий, изучение предмета будет более эффективным, а время будет использоваться более рационально. Для более успешного усвоения учащимися учебного материала можно использовать различные методики развития памяти, внимания, мышления, навыков быстрого чтения и т.п. На сколько реально в условиях современной школы введение такой блочной системы?

Николаева Люда: Тагиро И.Х. пишет: «действительно роль подвижных игр на свежем воздухе уходит на второй план, а на первом плане компьютерные игры и просмотр мультиков и кинофильмов сомнительного содержания. Почему то дети на это уделяют больше времени и сил чем на подготовку к учебным занятиям. В последние годы даже в сельской местности не увидишь детей играющих в футбол, хоккей, катающихся на лыжах… Мой опыт работы в школе подсказывает, что работу нужно начинать с родителей учащихся …» Действительно это так, то, что подвижные игры уходят на второй план, а на первом плане остаются компьютерные игры и просмотр телевизора. Но это зависит не только от родителей учащихся, но и от самих учителей, так как большую часть времени они проводят в образовательных учреждениях и в окружении педагогов. Поэтому стоило бы подумать, как можно организовать учебную и досуговую деятельность учащихся учителям и классным руководителям. Александр Фадеев в романе «Молодая гвардия» писал: «Учитель! Слово-то такое!... В нашей стране, где учится каждый ребёнок, учитель- это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа - в руках учителя, в его золотом сердце». Современный классный руководитель должен обладать разнообразными свойствами и чертами профессионала-педагога, которые помогают ему оказывать положительное влияние на развитие личности учащихся и добиваться оптимальных результатов в обучении и воспитании растущего человека. Смею оспорить тот факт, что дети уделяют больше времени и сил на компьютерные игры и просмотр мультфильмов и кинофильмов сомнительного содержания, чем на подготовку к учебным занятиям. Потому что, исходя из моего опыта работы, можно сказать, что больше времени они проводят за компьютерами, выполняя разные виды домашних заданий, требовавших только сдачи в электронном виде, а меньше времени проводят за тетрадками. После этого следует ухудшение зрения, здоровья ученика. Поэтому в образовательных учреждениях предлагаются разные виды секции спортивных типов, что повышает здоровый образ жизни подростков.

Борода Н.Ю.: Николаева Люда пишет: Тагиро И.Х. пишет: «действительно роль подвижных игр на свежем воздухе уходит на второй план, а на первом плане компьютерные игры и просмотр мультиков и кинофильмов сомнительного содержания. Почему то дети на это уделяют больше времени и сил чем на подготовку к учебным занятиям. В последние годы даже в сельской местности не увидишь детей играющих в футбол, хоккей, катающихся на лыжах… Мой опыт работы в школе подсказывает, что работу нужно начинать с родителей учащихся …» Хотела бы возразить автору. Я живу в маленьком хуторе, школа маленькая, о спортзале остается только мечтать. Все уроки физкультуры и перемены дети проводят на открытом воздухе. После уроков мяч приходиться забирать, чтобы отправить детей домой, компьютер есть далеко не у каждого. Заболеваемость детей невысокая. Но работая над проектом с учащимися, мы провели исследование среди учащихся школы. Результаты показали, что большинство детей в начальной школе имеют недостаточный вес для свонго возраста, а учащиеся старшей ступени уже имеют избыточный вес. В ходе исследования мы выяснили, что в основном проблемы возникают из-за неправильного и однообразного питания учащихся, недостатка витаминов. Большинство родителей в сельской местности не работают, денег не хватает на оплату горячего питания, государство выделяет совсем смешные суммы. Мне кажется, необходимо обратить внимание всех руководителей на эту проблему!

Киселёва О.В.: Доброй ночи всем! Образовательная область "Технология" имеет прямое отношение к этому вопросу. Т.к. в программе есть раздел "Кулинария", где школьники изучают вопросы физиологии, рационального питания, качества пищевых продуктов, санитарии и гигиены. Именно питание обязательное условие здоровья человека. А реклама призывает нас вместо полноценного обеда употреблять лапшу "Доширак"бульонные кубики и т.д. Вопросы здорового питания вообще мало кого интересуют. Мои уроки по "Кулинарии" позволяют не только теоретически, но и практически формировать здоровый образ жизни. Давайте обсудим разные подходы к решению этой непростой проблемы.

БабуринаС.Н.: Киселёва О.В. пишет: Именно питание обязательное условие здоровья человека. Неправильное питание - это еще одна причина ухудшения здоровья детей. Чипсы, сухарики, газировка, шоколад - вот чем дети питаются каждый день. Они должны понять: чтобы сохранить свое здоровье, нужно правильно питаться. Для учащихся начальной школы есть замечательная программа "Разговор о правильном питании". Программа «Разговор о правильном питании» (авторы М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой) не только интересна сама по себе, но и полезна для детей, т.к. далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о необходимости правильного питания. Программа предполагает активное вовлечение родителей в учебный процесс. Обучаясь по этой программе, дети начинают понимать, что необходимо заботиться о себе, о своем здоровье.

Григорьева Г.Д.: С первого дня пребывания ребенка в школе необходимо научить его быть в ладу с собой, с окружающим миром. Учителем должны быть созданы комфортные условия на уроке для сохранения (и даже восстановления) душевного и эмоционального благополучия ребенка. С этой целью я провожу в 1-м классе уроки " Введение в школьную жизнь" (автор Г.А. Цукерман). При подготовке урока включаю в него физминутки для формирования правильной осанки, упражнения, способствующие снятию общего утомления, моторной напряженности мышц рук и развивающие гибкость и подвижность пальцев, упражнения на укрепление глазодвигательных мышц, на снятие зрительного утомления, упражнения на расслабление глаз, общеукрепляющие упражнения для глаз. А как вы это делаете? Спасибо.

Давиденко Н.В.: Николаева Люда пишет: "большую часть времени они (дети) проводят в образовательных учреждениях и в окружении педагогов". Следовательно, школа должна решать вопрос по организации системы работы по укреплению и сохранению здоровья учащихся.Интенсивное физическое и психическое развитие ребенка приходится на период обучения в школе. Сегодня педагогическая общественность осознает, что учитель может сделать для здоровья ребенка так же много, как врач. Здоровье детей зависит от грамотности в вопросах здоровья родителей, учителей и администрации школ. В свою практику работы внедряю здоровьесберегающие технологии. На уроке дети не сидят все время, происходит смена динамических поз: встают, передвигаются по классу. Обязательны физминутки на общее мышечное расслабление, гимнастика для кисти рук, для глаз. Активные игры на переменах. Уроки-экскурсии на свежем воздухе, динамические паузы. Уроки физической культуры посещают все дети, даже те, у которых есть освобождение после болезни- учитель физической культуры составляет для них отдельную программу. Контроль за питанием. Своевременные медицинские услуги школьного фельдшера. Консультации для родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка. И самое главное- самообразование по данному вопросу, возможность применить новые знания на практике. Совокупность всех этих мер по сохранению здоровья ребенка дает положительные результаты. Остро стоит вопрос спортивных секций в школе для учащихся младшего школьного возраста.

Чурикова М.А.: так много разговоров..и мало действий..вряд ли кому-то это действительно нужно..а уж детям меньше других..они не заинтересованны в изменениях..не мы ли им пример?

Григорьева Г.Д.: Чурикова М.А. пишет: так много разговоров..и мало действий..вряд ли кому-то это действительно нужно..а уж детям меньше других..они не заинтересованны в изменениях..не мы ли им пример? Я Вас не поняла. Почему нужно слушать и ждать? Надо действовать!!! Детям это нужно для сохранения их здоровья. Ничего не надо менять, нужно применять. Я в своей практике успешно использую здоровьесберегающую технологию д.м.н., профессора В.Ф. Базарного. Обучение по технологии В.Ф. Базарного ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению здоровья, т.е. все признаки, характерные для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Литература:Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс – контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.- 176 с.: ил. Стр.106-108.

Васильева И.В.: Григорьева Г.Д. пишет: Я в своей практике успешно использую здоровьесберегающую технологию д.м.н., профессора В.Ф. Базарного. Но использование здоровьеесберегающей технологии - это капля в море. Вы стараетесь бороться в одиночку, а надо сообща. Здесь и проблема нашего государства. Вы делаете упражнения на осанку, а парта не подходит ребенку. Вы следите за зрением, а свет падает не с той стороны, особенно для леворуких детей (а их сейчас много, и для каждого на столе должна стоять настольная лампа). И таких примеров много. И пока государство не задумается над этой проблемой, мы с вами будем биться о камни.

Киселёва О.В.: Дорогие коллеги, здравствуйте! Острота проблемы сохранения здоровья детей даёт основание для того, чтобы обсуждать разные подходы к решению этой непростой проблемы. Мы не должны забывать, что главная задача школы - обеспечить условия для формирования здорового образа посредством приобретения определённых знаний, воспитания бережного отношения к своему здоровью. В ответ на возражение Чуриковой М.А. кратко расскажу о свой действиях в этом направлении. Важной составной частью физического воспитания на моих уроках технологии являютсяфизические упражнения в режиме учебного дня. Это вводная гимнастика, физкультурные паузы и микропаузы, которые повышают работоспособность. Вводная гимнастика - эффективная форма ускоренного включения учащихся в учебно-трудовой день. Она активизирует обмен веществ и быстро ускояет продукты распада накопившиеся за ночь. Систиматическое выполнение гимнастики улучшает кровообращение. укрепляет сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную системы и т. д. длительность вводной гимнастики 5 мин. В конце гимнастики должны быть движения, которые по своему темпу сходны с характером предстоящей деятельности. Заметила, что "малые формы" физ. культуры на уроках технологии повышают работоспособность учащихся, а урок проходит продотворно и эффективно. Уважаемая Чурикова М.А., а какие действия предпринимаете Вы в плане укрепления здоровья ваших учеников? Пишите. Жду. Киселёва О.В.

Камышлова Е.П.: Киселёва О.В. пишет: Мы не должны забывать, что главная задача школы - обеспечить условия для формирования здорового образа посредством приобретения определённых знаний, воспитания бережного отношения к своему здоровью. У учеников должна быть потребность к здоровому образу жизни. Многие дети беспечны: могут придти в холодную погоду без шарфов, варежек, не думая о последствиях. На уроках, классных часах учитель, обсуждая с детьми вопросы связанные с укреплением здоровья, с тем, что ему вредит, делает эту проблему актуальной. Если постоянно возвращаться к этому вопросу, интерес не угасает. Конечно, знаний недостаточно, необходимо "вооржить " практическими умениями, навыками. Когда говорим о том, что по утрам надо делать зарядку, то полезно будет, чтобы дети обсудили с учителем и разработали комплекс упражнений для разных мышц. "Как избежать усталости во время выполнения домашних заданий? Чем вредны чипсы, сухарики? "и т.д. - все эти вопросы надо обязательно обсуждать и с ребятами, и с родителями.

Tatarnikova_O_A: Дорогие коллеги, здравствуйте! Впоследнее время особенно актуальным стало знание санитарных норм по длительности применения на уроках различных технических средств обучения, в том числе компьютеров. Я тоже некоторое время собирала информацию об этом и у меня сложилось устойчивое мнение, что должна быть тщательная проверка хорошими детскими врачами всей информации о здоровьесберегающих технологиях. Те же тренажеры для глаз - они не усугубляют невнимательность детей Вашей школы? Вообще, какие позитивные результаты Вы получили за последние годы? На мой вхгляд, образование будет способствовать укреплению здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Давиденко Н.В.: Физическое и психическое формирование детей приходится на период обучения в школе. Учитель в сотрудничестве с администрацией должен правильно распределить учебную нагрузку детей: на неделе должны быть дни интенсивной нагрузки (вторник, четверг), облегченный день (среда). Ослабленным детям, согласно индивидуальному учебному плану, можно давать дополнительный выходной раз в неделю (месяц, четверть). Если учитель хочет сохранить здоровье ребенка на период обучения в школе, он должен быть гибким, мобильным, просвещенным в этом вопросе

Алсаева Н.С.: Говорить о здоровье современных детей очень сложно. Сложно потому, что по статистике нашей школы и города, абсолютно здоровых первоклашек всего от 5 до 10%. И в первую очередь, конечно, приходится думать о здоровье детей. Что делаем мы у себя в школе? Во первых, детальное изучение медицинских карт вместе с врачом, постановка на учёт. Во-вторых, индивидуальные беседы с родителями об особенностях развития до школы. Учебный план по каждому классу, право ребёнка на выбор дополнительных предметов. Индивидуальный учебный план не должен превышать предельно допутимую норму. Правильно составленное расписание с учётом недельной кривой, согласно СанПИНов. 1-я четверть проходит в облегчённой форме. - по 3 урока, а 4-ый - в форме нестандартных уроков. Дополнительные каникулы для первоклашек в феврале месяце. Конечно, самое главное выполнение санитарно-гигиенических требований - посадка, проветривание и влажная уборка классных комнат, проведение физминуток и физпауз. С прошлого учебного года мы стали вводить в практику здоровьесберегающую технологию д.м.н. В.Ф.БАЗАРНОГО. Конечно, всё выше перечисленное не будет иметь результата, если учитель не будет подходить индивидуально к каждому ребёнку. С уважением, учитель начальных классов Наталья Сергеевна.

Алсаева Н.С.: Говоря о здоровье детей, не могу оставить без внимания наши учебники. У кого дети ходят в 1 или во 2 класс, знают, а у кого не ходят, поинтересуйтесть, сколько весит портфель ученика? Почему-то он с каждым годом становится тяжелее и тяжелее. Впервые мои родители этот вопрос подняли 10 лет назад. Если сравнить учебники, которые были 20-25 лет назад и учебники нынешнего поколения, то они очень сильно отличаются. Отличаются размером, т.е. форматом (А4), толщиной, количеством. Каждый учебник имеет обязательно печатные рабочие тетради в нескольких экземплярах. А ещё спортивная форма, и многое другое... Где же здесь будет здоровье? Выход мы находим в следующем - не носим учебники или частьучебников домой. Тогда что родители знают о нашем учебном процессе? Парадокс современности. Как Вы выходите из такого положения? Спасибо! С уважением, Наталья Сергеевна.

Кочкина Е. К.: Говоря о здоровье детей, многие называют различные причины ухудшения физического состояния современного школьника. М.А. Липчанская пишет: И если его здоровье гробит телевизор и компьютерные игры (а я уверена, что это две главные причины), Если мне память не изменяет, то лет двадцать назад компьютеров практически не было, а по телевидению, кроме лозунгов: "Перестройка, гласность, ускорение" смотреть было не на что, однако вопрос о скалиозе, миопии стоял не менее остро. Алсаева Н.С. пишет: не могу оставить без внимания наши учебники. У кого дети ходят в 1 или во 2 класс, знают, а у кого не ходят, поинтересуйтесть, сколько весит портфель ученика? Действительно! Мой младший сын ученик начальной школы. Его портфель с трудом поднимает отец. Как быть? Мне кажется, что в школе, для учащихся начальных классов необходимо иметь дополнительный комплект учебников и проблема с весом портфеля будет решена. По условиям форума материально - техническая база образовательных учреждений не является предметом обсуждения.

Алсаева Н.С.: Кочкина Е. К. пишет: Действительно! Мой младший сын ученик начальной школы. Его портфель с трудом поднимает отец. Как быть? Мне кажется, что в школе, для учащихся начальных классов необходимо иметь дополнительный комплект учебников и проблема с весом портфеля будет решена. По условиям форума материально - техническая база образовательных учреждений не является предметом обсуждения. Спасибо за отклик, Коллега!Позволить дополнительный комплект не могут себе родители, т.к. посмотрите на цену комплекта. И вопрос здесь не о материальной базе образовательного учреждения, а вопрос большей частью касается самих авторов комплектов. Разрабатывая учебные комплекты, наверное, надо подумать и о здоровье тех малышей, кому их носить, ведь не каждый родитель может привести и забрать чадо домой. Я понимаю, что новые учебники разрабатываются из благих намерений, но и про тех, кому по ним учиться, тоже не надо забывать. С уважением, Наталья Сергеевна.

Бондаренко Ю.А.: "В нашем понимании у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но каждому человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. " Эту цитату я взяла из положения о научной школе А.В.Хуторского. Относится она к принципу человекосообразности. То есть такая ценность, как здоровье, определяется самим человеком. И именно он должен решать, каким образом ему двигаться вперед и какой дорогой, чтобы сохранить свою ценность - здоровье. А мы учителя можем помочь выбрать правильный путь. Кстати, ДО здесь очень важно. Человек решает: в каком темпе и как ему работать, чтобы не навредить своему здоровью.

Матвейчук Н.Н.: Бондаренко Ю.А. пишет: То есть такая ценность, как здоровье, определяется самим человеком. И именно он должен решать, каким образом ему двигаться вперед и какой дорогой, чтобы сохранить свою ценность - здоровье. А мы учителя можем помочь выбрать правильный путь. И в первую очередь личным примером. Как часто сами учителя выбираются на лыжню, на пробежку, заходят в школьный тренажерный зал? Пока у детей не будет интереса к движению, никакие нормативные документы и здоровьесберегающие технологии не будут реализованы. Как замотивировать ребенка на сохранение собственного здоровья?

Степанюк Е.А.: Что в этом направлении может сделать школа сама? 1. Мои (я классный руководитель) шестиклассники носят портфели до 6-7 кг. Хорошо бы второй комплект учебников, пока не все разделили на части. 2. Дети долго учаться, а не все едят. Из-за этого плохо думают. Они просто о еде думают. Наладить бы поставки хотя бы фруктов, сока - небольшой ланч подкрепил бы силы. А денег на бесплатное питание у школ всё меньше и меньше. Может тогда сок с яблоком родители бы оплатили? 3. На переменах нужны организованные малоподвижные игры! Смена деятельности - лучший отдых. В школах нужны зимние сады. Стены оптимизированные, а не как в поликлинике советских времён. 4. Домашнее задание свести к минимуму, ребята много тратят на него времени. Гулять не успевают. А те, кто гуляет, не успевают сделать домашнее задание. 5. Количество детей в классах в идеальном виде - 15 человек!!! Так можно будет с каждым и не один раз о многом успеть поразмышлять. А домашние работы тогда в основном творческие будут. 6. И очень важно - создать психологически спокойную атмосферу. Можно ведь и журить, но так что ребёнок поймет, спасибо скажет и не обидется. Никогда не кричать, не ругаться громко на детей! "Грубость - это духовное бессилие". 7. Физкультминутки - это само собой.

Давиденко Н.В.: Бондаренко Ю.А. пишет:"Человек решает: в каком темпе и как ему работать, чтобы не навредить своему здоровью". Согласна. Быть здоровым, сохранить свое здоровье - каждый понимает по своему. Учитель предлагает разные варианты, родители и дети выбирают то, что считают необходимым и важным для себя в вопросе сохранения здоровья.

Алсаева Н.С.: Здоровье детей в школе, конечно, в первую очередь зависит от учителя. Комфортный психологический климат на уроке дорогого стоит. Если ребёнку нравится общение с учителем и детьми, он с радостью идёт в школу, ждёт встречи, то и настроение у него приподнятое. А значит и болеет реже. Ко всему сказанному выше хочется добавить, что учителю просто необходимо чувство юмора, т.к. без него в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание. Разве это не создаёт атмосферу, в которой каждый чувствует себя хорошо в классном коллективе, независимо от своих способностей, внешности, одежды... Не только у взрослых, но и у детей при плохом настроении нередко ухудшается самочувствие, всё валится из рук. Хорошее же, наоборот, придаёт сил, вселяет уверенность. Поэтому одной из главных задач учителя считаю создание в детском коллективе комфортного психологического климата как залога хдоровья учащихся.

Хавкина Т.А.: Бондаренко Ю.А. пишет:"Человек решает: в каком темпе и как ему работать, чтобы не навредить своему здоровью". Это взрослый человек решает, да и то не всегда. Много среди нас трудоголиков, не умеющих вовремя остановиться, изнуряющих себя работой. Сохранить здоровье детей - наша задача. Существуют, разработанные специалистами здоровьесберегающие технологии. В прошлом году в нашей школе проходил педсовет на эту тему, который я готовила. Признаюсь, при подготовке педсовета, узнала много нового для себя. Девизом для учителя должны стать слоа "Не навреди, обучая"

Бондаренко Ю.А.: Хавкина Т.А. пишет: Девизом для учителя должны стать слоа "Не навреди, обучая" Очень хороший девиз, который уже набил оскомину на языке. К сожалению, мы не всегда способны его придерживаться, несмотря на всю его правильность. Мне хочется сказать, что изменяющийся мир диктует нам свои условия, а наша задача подстроиться под него, и научить детей, как в нем адаптироваться. Но ведь данная научная школа говорит о человекосообразности обучения. Значит мы должны найти компромисс: как внедрять ДО и при этом не навредить здоровью ребенка

Кинцель А.Е.: Хавкина Т.А. пишет: Сохранить здоровье детей - наша задача. Существуют, разработанные специалистами здоровьесберегающие технологии. В прошлом году в нашей школе проходил педсовет на эту тему, который я готовила. Признаюсь, при подготовке педсовета, узнала много нового для себя. Знать - это одно, а применять в своей деятельности - совершенно иное. Мы живем в бешенном ритме и к этому ритму подстраиваем своих детей, даже не замечая этого.

Алсаева Н.С.: Дорогие коллеги! Хочется продолжить разговор на заданную тему. В нашей школе 2 раза в год проводят мониторинг физического развития. В малом спортивном зале группы детей занимаются реабилитационной физкультурой, дети с проблемным здоровьем занимаются в группах ЛФК. Тесную связь поддерживаем с детской поликлиникой, с городским оздоровительным центром, куда наши дети ходят плавать в бассейн. Особое место отводим спортивным праздникам. Это традиционные "Папа, мама и я - спортивная семья", "Весёлые старты", Дни здоровья и т.д. Надо помнить, что качество здоровья ребёнка обуславливает уровень его общего развития. И в этом залог его успеха!

Хороших И.В.: Уважаемые педагоги! З Д Р А В С Т В У Й Т Е ! Хочу начать с того, что работаю в школе, которая является областной экспериментальной площадкой по программе «Здоровье и образование» уже на протяжении пяти лет. Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процесс, позволило снизить заболеваемость учащихся, в среднем по школе, на 25%. Это очень высокий показатель по сохранению здоровья учащихся не только в городе, но и в области. Программа «Школа-территоря здоровья», реализуемая в нашем учебном заведении, позволила привлечь учащихся с других территорий города для обучения в нашей школе, а это в наше время дорогого стоит. Поскольку большую часть времени ученик проводит в школе, а учитель, классный руководитель находится рядом с ним по времени, в основном, больше чем родители, то и вопрос здоровья - один из главных вопросов школы. Иногда, классный руководитель знает о здоровье ребенка больше, чем мама и папа. По-этому, в школе особое место отводится пропаганде здорового образа жизни. Каждый год школа проводит городские семинары по данной проблеме, выступает на различных форумах и конференциях. Распространены среди учителей города методические пособия по проведению физминуток на уроке, разработки мероприятий и классных часов. В планах - издание сборника, практического пособия «Здоровье и образование». Но! Есть Но! В школе второй год нет медицинского работника! Это проблема всего нашего города. На большой объем работы, за маленькую зарплату желающих работать в школе нет. Учитель делает все возможное (и невозможное) для сохранения здоровья своих учеников, но гарантию о том, что ребенку, по необходимости, будет оказана помощь ни ученику, ни родителям дать не может!

Алсаева Н.С.: Хороших И.В. пишет: Но! Есть Но! В школе второй год нет медицинского работника! Это проблема всего нашего города. Уважаемая Хороших И.В.! Рада приветствовать свою землячку и пожелать творческих успехов! Мне приятно было из вашего письма узнать о том, что Вы в школе делаете для детей в рамках сбережения здоровья. И как печально, что вашу работу омрачает тот факт, как отсутствие медицинского работника. Действительно, когда нет врача в школе - это нонсон! А тем более в таком городе, как Ваш! Ведь Ангарск - это крупный промышленный город со своей инфраструктурой. Город, где достойное место занимает не только образование, но и медицина. Печально за ангарчан. В нашей школе, где обучается чуть больше 800 человек, есть врач, а в этом году открыли ещё и процедурный кабинет, где детям проводят назначенные процедуры. Наш Врач, Галина Александровна, проводит большую работу по пропаганде здорового образа жизни и профилактике различных заболеваний. Она также помогает детям при подготовке к различным конкурсам, где вопросы медицины занимают определённое место.

учитель химии: Уважаемые коллеги, добрый день! Я работаю в обычной школе, в которой как и у всех проблемы со здоровьем учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии, на мой взгляд имеют основную цель - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся. ЗЗОТ подразделяются на три подгруппы: -организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; -психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; -учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья студентов, по мотивации их к ведению здорового образа жизни, по предупреждению вредных привычек. Предусматривается проведение организационно-воспитательной работы с учениками после уроков, просвещение их родителей. Соблюдении данных типов ЗЗОТ улучшит состояние здоровья учащихся

Хавкина Т.А.: М.Дьякова пишет: Каким образом необходимо преобразовать учебно-воспитательный процесс, чтобы от слов о необходимости организации здоровьесберегающего обучения перейти к его осуществлению? Какие факторы, связанные с учебным процессом оказывают вредное воздействие на здоровье детей? Это: - интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, а именно - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.), реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По статистике за последние 50 лет в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса. - несоответствие методик обучения возрастным особенностям школьников ... можно перечислять дальше. Что делать на нашем школьном уровне? Ведь именно мы, учителя, а не министры и методисты ежедневно сталкиваемся с проблемой нарастоящего нездоровья наших учеников, как физического, так и эмоционального. Много учебно-организационных вопросов можно решить на уровне администрации: -объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника -расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году -организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) -объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) -особенности устава школы и норм жизни школы -медицинское и психологическое обеспечение школы -участие родителей учащихся в жизни школы -стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» -психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» -интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы -наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся Вопросы, которые призван решать сам учитель на уроке: -Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. -Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. -Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. - Наоборот: частая череда сменодной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий. - Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут. -Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех. -Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. -Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения. -Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы). -Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. -Психологический климат на уроке. Взаимоотношения между учителем и учениками: комфорт – напряжение сотрудничество – авторитарность индивидуальные – фронтальные учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный) Между учениками сотрудничество - соперничество дружелюбие - враждебность заинтересованность - безразличие активность - пассивность Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п. В процессе урока обращать внимание на следующее: Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Темп окончания урока: - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное до звонка

Камышлова Е.П.: Алсаева Н.С. пишет: Отличаются размером, т.е. форматом (А4), толщиной, количеством. Учитывая, что расписание составлено грамотно, учебник теперь в 2 - 3 частях, а ощущение, что в портфеле учебники и тетради теперь занимают больше места. М.Дьякова пишет: Каким образом необходимо преобразовать учебно-воспитательный процесс, чтобы от слов о необходимости организации здоровьесберегающего обучения перейти к его осуществлению? Существуют такие количественные и качественные показатели работоспособности: 1 фаза работоспособности(повышенная активность)- 5-7 минут от начала урока; 2 фаза оптимальной работоспособности - первые 20 минут урока; 3 фаза работоспособностьи (компенсирование)- 22-34 минуты урока; 4 фаза (некомпенсированное утомление) - после 34 минуты урока. Исходя из этого рекомендуется проводить физкультминутки, физкультпаузы, упражнения для мелких мышц глаз,рук в момент перехода из одной фазы в другую - на 7, 15, 22, 34 минуте урока.

Алсаева Н.С.: Камышлова Е.П. пишет: Учитывая, что расписание составлено грамотно, учебник теперь в 2 - 3 частях, а ощущение, что в портфеле учебники и тетради теперь занимают больше места. Уважаемая коллега! Абсолютно с Вами согласна. Учитывать надо всё: и грамотно составленное расписание согласно СанПИНов, и что учебники состоят из нескольких частей. Но есть парадокс: дети всегда боятся, да и не только дети, вдруг понадобится этот учебник и несут всё, что можно. Конечно, это вопрос организационный и он со временем наладится. И тем не менее есть программы и учебные комплекты, которые предполагают изучение материала, которое находится то в одном учебнике, а назавтра мы должны изучать материал, который написан в другой части. Вот и начинается у нас неразбериха с учебниками. И чтобы этого не было, дети вынуждены носить все учебники. Вот что интересно. А главное, речь идёт о малышах 1 и 2 классов, которые ещё не могут контролировать и организовывать себя без помощи взрослых. С уважением, Наталья Сергеевна.

Нуриманова Ф.К.: М.Дьякова пишет: Каким образом необходимо преобразовать учебно-воспитательный процесс, чтобы от слов о необходимости организации здоровьесберегающего обучения перейти к его осуществлению? Я хочу еще акцентировать внимание на сохранении психологического здоровья у учащихся. Прежде всего дети должны учиться с удовольствием, получая радость от общения и учебы. Обучение должно быть свободно от неблагоприятных факторов и стрессов, воздействующих на психику ребенка. Огромную роль играет эмоциональная среда обучения (спокойная и доброжелательная обстановка, позитивные взаимоотношения, радость от достигнутого, внимание к развивающейся личности). Это и можем назвать, прежде всего, обучение созданием условий для полноценного психического и личностного развития каждого ребенка и сохранения его психологического здоровья.

Носова Ж.Е.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я работаю в общеобразовательной школе, в классах коррекционно-развивающего обучения охраны зрения. В таких классах обучаются дети, с различными заболеваниями глаз. В кождом классе не более 12 человек. С детьми работает врач- офтальмолог, массажист. Ежедневно проводятся физеотерапевтические процедуры. В таких классах работает группа продленного дня, проводятся занятия лечебной физкультуры, специальные коррекционно-развивающие занятия. На уроках в таких классах обязательны физкульт-минутки, зарядка для глаз, релаксационные паузы.Каждый учитель-предметник так строит свой урок, чтобы больше было устной работы на уроках.



полная версия страницы