Форум » Проблемы образования » Здоровье детей. Научить и не навредить: возможно? » Ответить

Здоровье детей. Научить и не навредить: возможно?

М.Дьякова: Общеизвестно, что состояние здоровья детей, в целом, оставляет желать лучшего. Особенно удручающе выглядит статистика об ухудшении здоровья детей в период их обучения в школе. Каким образом необходимо преобразовать учебно-воспитательный процесс, чтобы от слов о необходимости организации здоровьесберегающего обучения перейти к его осуществлению? Как это можно сделать уже сейчас, не дожидаясь специальных нормативных документов?

Ответов - 160, стр: 1 2 3 4 All

учитель: Впервые на данном форуме. Материал интересен и полезен. Но опираясь на опыт работы в массовой школе, могу сказать, что многие учителя не обременяют себя проблемой здоровьесбережения, относясь к вопросу формально. Считаю, что необходимо уделять больше внимания на курсах переподготовки учителей изучению теории и технологии здоровьесберегающего обучения.

учитель: Впервые на данном форуме. Материал интересен и полезен. Но опираясь на опыт работы в массовой школе, могу сказать, что многие учителя не обременяют себя проблемой здоровьесбережения, относясь к вопросу формально. Считаю, что необходимо уделять больше внимания на курсах переподготовки учителей изучению теории и технологии здоровьесберегающего обучения.

Оксана: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Действительно, проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что именно учитель в состоянии сделать для современного ученика больше, чем врач (тем более, что оказывается есть школы, где оного и нет совсем).Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности мед. работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников. А для этого он должен не только в совершенстве знать свой предмет, но и владеть теорией и технологией здоровьесберегающего обучения.


Гайфулина Г.Н.: В школе работаю совсем недавно, сразу после унивеситета. Для того, чтобы сохранить здоровье детей на своих уроках (в 5 классах) проводила небольшие пятиминутки. Так как у них еще идет период адаптации к среднему звену школы, больше нагрузок чем в начальной школе, то они быстрее устают. И если вижу, что они устали делаем небольшую разминку в виде игры. Слежу затем как они сидят.

Дубина О.А.: М.А. Липчанская пишет: в первую очередь надо преобразовать не учебно-воспитательный процесс, а отдых от него Не знаю, на сколько в первую очередь, но это тоже необходимый компонент. мы решаем эту задачу так: на каникулах мы стараемся выезжать в купальню, обязательно проводим Веселые старты, причем в команде участвуют не только дети, но и их родители(!). Традиционным у нас является День именинника. Во-первых, мы заменили конкурсы на более подвижные (что- то вроде эстафет), во-вторых, мы с родителями пересмотрели меню. Вместо лимонадов и конфет, ягодные морсы, оформленные в виде коктейлей, композиции из фруктов или фруктовые салаты. Иногда мы проводим конкурсы-дегустации "Здоровое питание", где определяем самое вкусное, здоровое и оригинальное блюдо. Хороши и праздники на улице: " Здравствуй, осень!", "Масленица" главное, чтобы все это было в системе, а не эпизодически.

Дубина О.А.: Лукашова М.К. пишет: Формально эти требования присутствуют, но на практике каждый учитель считает свой предмет главным, и кроме обязательного домашнего задания дает дополнительное, за выполнение которого берутся хорошо успевающие дети. Целесообразно для таких детей продумывать дифференцированное домашнее задание. Вместо обязательного задания предложить по этой же теме, но, например, эвристического или исследовательского характера, пусть небольшого по объему. Пользы будет гораздо больше. Что касается семьи, безусловно, такую работу проводить проосто необходимо. Имею печальный опыт. Несколько лет назад в рамках факультатива я вела занятия по валеологии. Мы проводили много опытов, выполняли разные практические работы, ставили сценки, даже проводили опыт с "курящей бутылкой" Все было достаточно наглядно. Учитывая восприимчивость младших школьников, я рассчитывала на положительный эффект. Одним из лучших учеников был мой сосед по лестничной площадке. Сейчас ему двадцать лет, и он все равно курит. (Семья некурящая). Возможно, если бы я работала еще и семьями этих детей, результаты были несколько иными.

Дубина О.А.: Проблема сохранения здоровья школьников остается актуальной как для родителей, так и для учителей. Известно, что уровень здоровья учащихся во многом зависит от нравственной атмосферы школы, от методов работы учителя, от того, как он строит свои взаимоотношения с детьми. Так, отказ от авторитарного стиля воспитания - один из шагов по сохранению здоровья школьников. Второй шаг - психологическая мобилизация школьников на самооздоровление. Для самооздоровления человеку необходимо иметь благоприятный душевный настрой. Приходится много слышать о том, что перегрузка школьников учебной деятельностью приводит к ухудшению их здоровья. Поэтому многие считают, что такую нагрузку необходимо сократить. Но я считаю, что этот процесс нужно не сокращать, а совершенствовать. Нужно переходить к учебе интересной, развивающей ум и вызывающей положительные эмоции, включающее в себя внедрение и развитие элементов самообразования и всемерное поощрение творческого подхода к учебе. Это могут быть исследовательские работы, разные типы проектов, различные эвристические задания, олимпиады и даже дистанционное обучение. Именно такое обучение создает тот самый душевный настрой, котрый является бальзамом для здоровья. Важно помнить, что лучше всего убеждает личный пример любимого учителя. В связи с этим, учителю необходимо стать человеком, показывающим личный пример ответственного отношения к собственному здоровью. Пропагандируя здоровый образ жизни, он должен не в последнюю очередь ссылаться на сделанные им самим шаги для собственного оздоровления.

Иванова Г.А.: Дубина О.А. пишет: Известно, что уровень здоровья учащихся во многом зависит от нравственной атмосферы школы, от методов работы учителя, от того, как он строит свои взаимоотношения с детьми. Хотелось бы добавить, что и от здоровья самих учителей тоже. Многие ли из нас следят за своим здоровьем не с помощью лекарств, а физической нагрузки - фитнесса, шейпинга? У больных учителей не может быть здоровых учеников.

Кинцель А.Е.: Иванова Г.А. пишет: Хотелось бы добавить, что и от здоровья самих учителей тоже. Многие ли из нас следят за своим здоровьем не с помощью лекарств, а физической нагрузки - фитнесса, шейпинга? У больных учителей не может быть здоровых учеников. А как же слепые учителя, как академики, пищущие книги, по которым учатся?

Поздина Е.А.: М.Дьякова пишет: Общеизвестно, что состояние здоровья детей, в целом, оставляет желать лучшего. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Принято считать, что напряженная ситуация со здоровьем школьников возникла лишь в последние годы. Однако это не так. Школа и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на ... здоровье не только детей, но и на взрослых. click herehttp://upr.1september.ru/2005/17/7.htm Школа - это основной этап в жизни детей и процессы, происходящие в его организме тоже происходят в это время. Поэтому винить школу в ухудшении здоровья учащихся не совсем верно. Я уверена, что каждый учитель на своем уроке следит за сохранением здоровья своих подопечных, но как уберечь это здоровье, если дома ребенок не получает полноценного питания, физической подготовки, что делать ребенку, если у него неблагополучная семья (побои, пьянство и т.д.) Я думаю, что сваливать все на школу не верно и ошибочно.

маринанедумова: Какие направления здоровьесбережения мы разрабатываем? • Улучшение педагогических и материально-технических условий обучения. • Снижение негативного влияния учебной нагрузки за счет применения деятельностных подходов. • Методическая поддержка здоровьесберегающей деятельности. • Психологическая поддержка учащихся. • Мониторинг здоровья и развития школьников. Улучшение педагогических условий обучения. • Соблюдение норм допустимой аудиторной нагрузки при составлении учебного расписания. • Рациональное распределение предметов по сложности усвоения (в течение дня и рабочей недели). • Соблюдение норм дозировки домашних заданий. • Организация специального здоровьесберегающего режима в начальных классах, включающего с 8 до 14 часов помимо уроков две прогулки, два приема пищи, самоподготовку (№ 1486). • Организация образования в режиме «Школы полного дня», сочетающего учебу, самоподготовку, прогулки, спортивные часы, коррекционно-развивающие занятия, занятия в кружках и секциях, экскурсии (№ 1486). Улучшение материально-технических условий обучения в ГОУ ЦО № 1486 и №1682. • Создание гармоничной эстетической среды школы – поддержка хорошего настроения и комфортного состояния детей. • Контроль материальной среды с точки зрения безопасности пребывания ребенка в школе, достижение нормального функционирования всех систем жизнеобеспечения. • Контроль соблюдения санитарно-гигиенического режима (чистота и стерильность помещений и мебели, посуды, санитарных узлов), контроль уровня освещенности, соответствия мебели росту учащихся. • Поддержание температурного режима в вентиляционных системах, проветривание помещений и рекреаций. • Соблюдение здорового питьевого режима и режима приема пищи. Методическая поддержка здоровьесберегающей деятельности. • Использование программы «Уроки здоровья» в начальных классах. • Методическое руководство проектной деятельностью учащихся по проблемам экологии и ЗОЖ (1486, 1682). • Использование алгоритма анализа урока с позиций здоровьесбережения (№ 1682). • Составление сценариев праздников по охране здоровья и соблюдению ЗОЖ (1486). • Методическая копилка памяток, плакатов, брошюр по охране здоровья детей (осанка, зрение, здоровый режим, закалка, зарядка и др.) № 1682. • Комплексно-целевые программы лектория родительского Всеобуча по поддержке здоровья школьников (с участием медиков, педагогов, психологов) № 1486. Психологическая поддержка учащихся в ГОУ ЦО № 1486, №1682. • Сотрудничество с семьей по вопросам сохранности здоровья, закалки, соблюдения режима дня. • Психологический анализ урока, выявление его эмоциональной насыщенности, рекомендации учителям. • Учет нейрофизиологических особенностей школьников, рекомендации учителям и родителям. • Проведение мероприятий по повышению комфортности обучения. • Сотрудничество с медицинскими учреждениями по вопросам профилактики здоровья школьников. • Применение методик игровой терапии общения. • Арттерапия для детей, перенесших стрессовые ситуации. • Психологическая реабилитация посредством бесед и тренингов. • Просветительская деятельность по вопросам сохранения психического и физического здоровья. Мониторинг здоровья и развития школьников в ГОУ ЦО № 1682. • Исследования здоровья учащихся показали, что к 2008 году более 17% составили дети с высоким уровнем здоровья - дети, которые практически не болеют. • Наблюдается положительная динамика в состоянии этого показателя. • Наиболее благоприятными в этом отношении представляются учащиеся 9-11 классов. • Причиной является интегрированная деятельность всех педагогов ЦО по созданию здровьесберегающей образовательной среды. В начальных классах ГОУ ЦО № 1682 учителями проводятся занятия по курсу «Школа здоровья». • Уроки здоровья направлены привитие навыков бережного отношения к собственному организму ( это закалка, оптимальное снижение учебных нагрузок, последовательное чередование занятий и отдыха, правила личной гигиены и др.). • Наблюдения за учащимися 1 ступени показали, что показатель высокого уровня здоровья (практически не болеющие дети), возрос по сравнению с предыдущим годом на 2,7%. Анализ данных мониторинга показателей здоровья. • Выявлено, что более 51% от всего количества учащихся школы составляют дети с хорошим уровнем здоровья. • Это дети, которые болеют простудными заболеваниями только 1-2 недели в течение всего учебного года. • Высокий и хороший уровни здоровья в большой степени наблюдаются у учащихся гимназических и лицейских классов. • Это означает, что школьная среда является здоровьесберегающей, а увеличение учебной нагрузки не ухудшает здоровье учащихся.

Жарич Л.А.: Примерно пять лет назад мы, учителя-предметники, начали бить тревогу по поводу того, что здоровье школьников резко ухудшается. К нам на помощь пришли мед. работники, фитнес-инструктора, учителя физической культуры. Мед. работники провели свои исследования и выдали результаты и рекомендации. Мы начали их выполнять. На переменах члены школьного самоуправления (министерство здравоохранения) проводят физкульт. минутки(сначала ученики делали неохотно , потом привыкли). Огромную роль сыграли беседы с родителями. В школе организована спец. мед. группа, которая занимается дополнительно уроком физкультуры. На переменах открыты спортивные залы(у нас их два), усилилась работа психолога. Но этого оказалось мало, если и была положительная динамика улучшения показателей здоровья, то очень низкая. Вторым шагом были мешочки, наполненные крупой, которые во время урока школьники клали на голову, тем самым корректируя свою осанку. Но и этого оказалось мало. Всё каникулярное время решили проводить на стадионах, за городом, на лыжных базах, бассейнах... Спустя некоторое время кривая статистики ОРЗ пошла вниз! Считаю, что здоровье ученика измеряется не только физическими, но и нравственно-психологическими критериями. Иными словами, ребенок не может быть полноценно развитым при дисбалансе данных факторов. Один пример. Как-то получилось, что учителя школы не справились за 5 минут с легким тестом на внимание. Делая выводы, пришли к тому, что все тесты, используемые учителями школы, являются не сертифицированными. Давая самостоятельные работы на 10 минут, нужно давать себе отчет, достаточно ли времени на выполнение этих заданий. И теперь все учителя нашей школы могут с уверенность сказать: научить и не навредить- это возможно. Данную проблему нужно решать комплексно, ни в коем случае не останавливаясь на достигнутом.

Жарич Л.А.: Поздина Е.А. пишет: Я думаю, что сваливать все на школу не верно и ошибочно. Я с вами полностью согласна, нужно обратить внимание родителей и государства на эту проблему. Родители не хотят занять детей во второй половине дня , потому что им выгодно (не нужно водить детей, сидеть и ждать когда занятия закончатся. Но есть вторая проблема - платное дополнительное образование. Не все могут позволить отдать 1200 рублей в месяц за занятия в бассейне. А государство не должно экономить на своем будущем.

маринанедумова: Важнейшими задачами, которые решает наш ЦО, является создание условий для психолого-педагогической поддержки и реабилитации детей и подростков, формирование свободной, мыслящей, физически здоровой личности. При работе с социально незащищенными воспитанниками педагоги ЦО выделяют в качестве приоритетного направления технологию здоровьесбережения, что включает в себя личностный подход к воспитаннику, оздоровительную работу, активизацию эмоционально-нравственного компонента, внедрение в систему работы методов психолого-педагогического и социального мониторинга.

Передериева Е.В.: Для того, чтобы ученики задумались о здоровом образе жизни, учитель и родители в первую очередь должны показать положительный пример. Доказано, что страдают и ученики, и учителя в процессе обучения от практически одинаковых заболеваний: опорно - двигательной, пищеварительной систем и т.д. У нас для учителей предложены танцевальные занятия два раза в неделю. С родителями в этом направлении можно работать индивидуально или на тематических родительских собраниях. Большое значение имеет расписание для всех участников образовательного процесса. Для первоклассников - начало занятий в 9 часов. Для учителей и учеников создается оптимальное расписание. И конечно, же физкультминутки должны проводиться во всех классах - с 1 по 11, причем учителю желательно также на них получить заряд энергии.

маринанедумова: При профилактичской работе по предупреждению завмсимсти воспианников от психоактивных веществ как одному из направлений по поддержке здоровья мы проводим регулярные семинары по теме: "Интерактивные психолого-педагогические технологии организации профилактической работы с учащимися". Производим анализ открытых, занятий, классных часов, тренингов, ролевых игр, иллюстрирующих работу по формированию здорового образа жизни. Организуем участие в месячнике, посвященному здоровому образу жизни В ЦО работает дискуссионный клуб с учащимися «Школа полного дня – зона безопасности или ограничение свободы» Организуем тренинги: «Ответственное поведение – ресурс безопасности здоровья». Запланировали тематическое родительское собрание: «Признаки аддиктивного поведения школьника». Родительское собрание – проект «Принципы позитивного воспитания» Тематическое родительское собрание: «Режим дня подростка – залог физического и социального здоровья ребенка».

Fomenko1957: Хочу отделаться цитатой, здоровье - это образ мыслей и жизни, болеют не те кто мало занимается спортом, а те кто злоупотребляют своим здоровьем. Уже давно замечено, ученый за столом тратит подчас больше сил на создание нового и болеет меньше, чем рабочий занятый физическим трудом.

Передериева Е.В.: По - моему, учитель может своим примером отношения к своему здоровью научить детей многому. А с родителями можно работать индивидуально или на тематических родительских собраниях.

Лопатина Ирина : Я за здоровьесберегающие технологии и могла бы написать много примеров внедрения здоровьесберегающих технологий, но .... Я и другие учителя сложных предметов(математика, физика и т.д.), работающие в 10-11 классах , говоря на эту тему, пришли к выводу, что мы являемся губителями здоровья учеников, мы поставлены в такие рамки. Ребёнок хочет получить высокий балл на ЕГЭ, для этого он должен "пахать" денно и ночно, решать, учить, решать... Если он этого не будет делать, он не получит высокого балла. Какой же я здоровьесберегающий учитель? Я загружаю этого ученика и я не одна... Как совместить высокий балл и здоровье? И ещё из наблюдений: Обращали ли вы внимание кто у нас самые здоровые дети, без хронических заболеваний- это ученики, которые учатся слабо, денег на бассейны родители не дают, компьютеры не покупают,в кружки, секции не ходят, весной- они самые красивые-загорелые, а главное- здоровые, зрение в норме. А ученик- отличник- бледен, вял, со зрением проблемы и куча хронических заболеваний! Всё это я пишу не для того, чтобы быть со всеми участниками форума не согласной, а для того, чтобы услышать ответ на ворос "Как же не навредить?"

Tatarnikova_O_A: Лопатина Ирина пишет: Как совместить высокий балл и здоровье? Я согласна с вами совершенно уважаемая , Ирина Степановна! Очень трудно найти компромис между хорошей учебой и хорошим здоровьем! Чем - нибудь в нашей жизни необходимо жертвовать. Мы, действительно поставлены в жесткие рамки. Мы прекрасно осознаем, что нагрузка у детей очень большая, что дети, добросовестно относящиеся к учебе, очень мало двигаются, мало гуляют на улице и м. др. Здоровье детей- это здоровье будущего поколения! Переходя на ДО, мы снова уменьшаем время активного препровождения детей? Как быть в этой ситуации, одно развивается, другое страдает.

Передериева Е.В.: Доказано, что увлеченные творческим процессом преподаватели и ученики, проводящие исследовательскую деятельность, меньше болеют и более продуктивно работают. Главное - увлечь ребенка, чтобы обучение было в радость и сделать его успешным.

Лопатина Ирина : Передериева Е.В. пишет: увлеченные творческим процессом преподаватели и ученики, проводящие исследовательскую деятельность, меньше болеют и более продуктивно работают. Главное - увлечь ребенка, чтобы обучение было в радость и сделать его успешным. Спасибо, Передериевой Е.В. Я поняла теперь, почему я ЖИВУ!

Лаптева М.А.: Действительно, не болеют те, кто больше двигается. Проведите тысячи семинаров, лекций, посадите педагогов в лекционные залы и отнимите лишние минуты их жизни. Теория, не спорю, нужна. Но есть ли от этого польза? У нас в школе очень большой уровень заболеваемости, особенно ОРВИ. В микрорайоне 2 года назад открыли спортшколу. Есть спортивные секции. Часть подростков занимается там. Но они и до этого не болели. Значит занятия спортом не особо влияют на заболеваемость. В целях здоровьесбережения у нас в школе все перемены по 15 минут. С малышами проводим подвижные минутки, тем, что постарше, это все скучно. Включали танцевальную музыку, но танцевать ребята тоже не хотят. Регулярно проводим дни здоровья. Заболеваемость не уменьшается. Здорово, когда есть энтузиасты-специалисты, а что делать основной массе школьников, если большая часть педагогов - пенсионеры, которые ведут по 2-3 предмета? Значит, вторая проблема - кадровая. Администрация школы регулярно выделяет средства на витаминизацию, следит за режимом питания. Казалось бы, все в порядке? Заболеваемость не уменьшается.Вся проблема в перегруженности школьников. Не может идти речь о здоровьесбережении, если перегрузка учеников заложена изначально учебным планом. Нигде нет такого большого количества изучаемых предметов, как в России. А перемены по 15 минут только задерживают детей в ограниченном пространстве школы.

Садретдинова И. Р: Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Действительно, статистика ухудшения здоровья школьников ужасающая. Я думаю, что этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени. Каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Я считаю, что программы перегружены. Необходимо внедрять новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. На своих уроках активно использую физкультминутки , слежу за осанкой учащихся, подбираю и дозирую учебный материал исходя из учебных возможностей класса, выбираю разные виды деятельности , позволяющие снять утомляемость.

Садретдинова И. Р: Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Действительно, статистика ухудшения здоровья школьников ужасающая. Я думаю, что этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени. Каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Я считаю, что программы перегружены. Необходимо внедрять новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. На своих уроках активно использую физкультминутки , слежу за осанкой учащихся, подбираю и дозирую учебный материал исходя из учебных возможностей класса, выбираю разные виды деятельности , позволяющие снять утомляемость.

Садретдинова И. Р: Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Действительно, статистика ухудшения здоровья школьников ужасающая. Я думаю, что этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени. Каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Я считаю, что программы перегружены. Необходимо внедрять новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. На своих уроках активно использую физкультминутки , слежу за осанкой учащихся, подбираю и дозирую учебный материал исходя из учебных возможностей класса, выбираю разные виды деятельности , позволяющие снять утомляемость.

Садретдинова И. Р: Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Действительно, статистика ухудшения здоровья школьников ужасающая. Я думаю, что этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени. Каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Я считаю, что программы перегружены. Необходимо внедрять новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. На своих уроках активно использую физкультминутки , слежу за осанкой учащихся, подбираю и дозирую учебный материал исходя из учебных возможностей класса, выбираю разные виды деятельности , позволяющие снять утомляемость.

Передериева Е.В.: Здоровье человека на 20, а по некоторым данным, и 40 процентов определяет состояние окружающей среды. Естественно, жители мегаполиса, обычно страдают от неблагополучной экологической обстановки больше. У нас в гимназии определяются следующие здоровьесберегающие технологии: - медико - гигиенические; - физкультурно - оздоровительные; - образовательные; - обеспечения безопасности жизнедеятельности; - социально - адаптирующие и личностно развивающие; - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ. Может быть, стоит подойти к проблеме сбережения здоровья более глобально? В летнее время ученики, участвовавшие в работе рембригады оформили на две клумбы больше, посадили деревья(зеленый барьер отделяет нашу гимназию от трассы, снижает уровень шума, производимого транспортом). Занимаемся энергосбережением - экономим топливные ресурсы, уменьшаются выбросы углекислого газа в атмосферу (у нас каменный уголь сжигается на ВТЭЦ). Мы решаем с учениками проблему мусора, участвуя в городском конкурсе, и узнаем, что у нас будет в ближайшем будущем завод по переработке твердых бытовых отходов. Конечно, все компоненты здоровьесбережения должны применяться в комплексе для достижения результата, здесь опять же должны сотрудничать, работая в едином направлении все специалисты: медики, психолого - логопедическая служба(если таковая имеется), экологи и т.д., обучая и проводя консультации с родителями. Любопытный факт: на фоне неблагополучной в городе обстановки по ОРВИ, в одном классе дети практически присутствуют стопроцентно. Учитель уверяет, что особых мер они не принимают и ссылается на благотворное влияние огромного растения - Монстеры, стоящей в классе, которая, как известно, выделяет вещества, очищающие воздух от микробов. В классе, где много герани, также практически все дети на месте. Совпадение или еще один пример применения экологических здоровьесберегающих технологий?

Крылова Н.Ю.: М.Дьякова пишет: Общеизвестно, что состояние здоровья детей, в целом, оставляет желать лучшего. Особенно удручающе выглядит статистика об ухудшении здоровья детей в период их обучения в школе. Каким образом необходимо преобразовать учебно-воспитательный процесс, чтобы от слов о необходимости организации здоровьесберегающего обучения перейти к его осуществлению? Как это можно сделать уже сейчас, не дожидаясь специальных нормативных документов? Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструировать и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка. В задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, входят физическая рекреация и восстановление умственной работоспособности. Поэтому в школе, где я работаю, основными формами физкультурно-оздоровительной работы с учащимися являются: - гимнастика до занятий; - физкультурные минутки, работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках, дыхательная гимнастика на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки; - физические упражнения, подвижные и народные игры в перерывах между уроками; - ежедневные занятия физическими упражнениями (спортивный час) в группах продлённого дня; - проведение классных часов о значении физкультуры в жизни человека; - соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Использование этих форм возможно только при соблюдении всех гигиенических условий, обеспечивающих оздоровительный эффект.

Лаптева М.А.: Мы говорим об увеличении двигательной активности, и это правильно на 100%. Во многих школах в учебный план введен третий час физкультуры. В передовых школах, где достаточно средств, есть группы лечебной физкультуры. И это - за счет часов школьного компонента. Время требует сократить количество часов на такие предметы, как ОБЖ, музыка и ИЗО в среднем звене. Опрос в школе показал, что на этих предметы, начиная с 7 класса, основная часть школьников работает формально. У нас есть замечательный педагог: Балдова Н.Н., которая ведет уже много лет 2 предмета - ОБЖ и ИЗО. Талантливый педагог, каждый урок которой - праздник. Но с 6-7 класса происходит перераспределение интересов учащихся и было бы больше пользы эти часы отдать на изостудию для желающих, а остальных отправить в секции, на танцы, куда угодно, лишь бы польза была здоровью. Что касается ОБЖ, то раньше эти вопросы решались на классных часах (вспомните уроки гражданской обороны) и знали дети не меньше современных. Программы по физике, химии перегружены понятиями. Получив такой объем информации школьники не знают, что с ним делать. Может быть вернемся к традиционно-прочному: лучше меньше, да лучше?

Першикова А. В.: Необходимым условием развития и становления личности является достаточная двигательная активность.В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе,дома и др. причин у большинства учеников отмечается дефицит движений.Общая двигательная активность учащихся с поступлением в школу падает почти на 50%.Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления,развивающиеся у учеников при продолжительном и напряженном умственном труде-это активная и определенным образом организованная в семье физическая активность( плюс школьная).Двигательный режим школьника должен складываться из подвижных игр на школьных переменах,уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после уроков, занятий в спортивных секциях, активного отдыха в выходные дни и в каникулы.В литературе описано следующее наблюдение: у учеников 14 -15 лет не занимающихся физическими упражнениями,становая сила(сила мышц спины) в течение года увеличилась на8,7кг;у подростков того же возраста,занимающихся физкультурой в порядке учебных заведений,-13 кг,а у занимающихся кроме уроков физкультуры еще и в секциях-на 23 кг.

маринанедумова: Педагогов волнует вопрос о результативно методе, с помощью которого можно работать с детьми , не травмируя их, а повышая комфортность самоощущения. После многотрудного, многопроблемного анализа сложившейся ситуации нами был сделан выбор в сторону использования методики комплексного эмоционального воздействия на ребенка с целью повышения его комфортного самоощущения в школе. Содержание работы включает: объективную оценку учителем возможностей воспитанника с опорой на «Я-концепцию» каждого. Конечно же, учитываются возрастные, мотивационные и психофизиологические особенности личности воспитанников. Использовались методы постановки воспитанника в ситуацию выбора и взаимопомощи, метод сотрудничества, метод диалогического общения. Учитывался различный уровень готовности детей к обучению, так, при решении учебных задач использовался метод интерпретирования полученных фактов (от целого к частному, от частного к целому). При планировании и отборе учебного материала производилась опора на эмоциональный опыт ребенка. Кроме традиционных задач, использовались задачи с внеучебным содержанием. Комплексность воздействия обеспечивалась одновременным влиянием на эмоции, волю, интеллект, сенсорику ребенка посредством использования личностно-ориентированных психологических приемов работы, вовлечения в интерактивные игры, постановки в проблемные ситуации. Наблюдения нашего психолога за воспитанниками п показали, что перечисленные выше методы реально способствовали повышению их комфортности, улучшению психофизического состояния и настроения.

маринанедумова: Тема заголовка "Здоровый уклад школы. Здоровая дружественная среда!" представляет иннвционый модуль нашей эесперментальной площадки в состве ГЭП. Учащиеся занимаются прктированием в области здоровьесбережения, подготавливаются организационные масштабные педаогческие пректы, проводятся клубные и классные часы по формированию навыков ЗОЖ.

Передериева Е.В.: Мы с этой темой каждый год выходим на Форум педагогических инициатив, организованном Институтом повышения квалификации. Это всегда большое событие для нас, возможность оценить свой опыт и опыт коллег.

БабуринаС.Н.: В этом году ко мне пришли первоклашки. И ни одного учащегося с 1 группой здоровья! Где они успели потерять здоровье? 12 человек со 2 группой и 13 человек с 3 группой здоровья. Учащиеся начальной школы находятся в школе 4 часа (4 урока в день). Где они находятся остальные 20 часов? Целый день дети предоставлены сами себе, так как родители занимаются зарабатыванием денег. Все таки думаю нужно начинать с семьи. Родители несут всю ответственность за воспитание, обучение и здоровье своих детей. А мы являемся их помощниками. В школе проводятся мероприятия по здоровьесбережению учащихся, на уроках говорим о здоровье, проводим физминутки, зарядку для глаз, дыхательную гимнастику и др. Может возложим на себя еще обязанности родителей, врачей и др.?

Передериева Е.В.: БабуринаС.Н. пишет: И ни одного учащегося с 1 группой здоровья! А если мы вспомним, что у большинства из них уже есть 2 - 3 диагноза (может быть, таких как дискинезия, кариес, но все таки они есть)? Согласна с вами, без сотрудничества с родителями здесь не обойтись, мы их действительно не заменим ребенку. Обязанности же врачей мы на себя брать не можем - по правилам Техники безопасности и Охраны труда мы не имеем права лечить, можно лишь оказать первую помощь и то в некоторых случаях только с разрешения самого ребенка (по крайней мере таковы правила ОТ).

Лаптева М.А.: БабуринаС.Н. пишет: Родители несут всю ответственность за воспитание, обучение и здоровье своих детей С нас, педагогов, ответственность тоже никто не снимет. А значит нужно решать этот вопрос совместными усилиями. И самый лучший вариант - наглядный пример. Мы в школе практикуем праздники "Мама, папа, я - спортивная семья". Педагоги школы по возможности принимают участие вместе с ребятами в кроссах и спортивных праздниках. Следующий этап - приобщение к спортивным соревнованиям родителей учащихся. Пока это только на уровне начальных классов. Родители постарше в лучшем случае соглашаются поработать в составе жюри.

lili197011: «Omnia mia mecum porto» (лат. – «Все свое ношу с собой») сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека – он сам, его здоровье. Ухудшение здоровья детей нашей школы стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль. Прежде всего – семья, родители, затем школа. Мне очень нравится данная метафора, поэтому я ее поместила. В нашей школе действительно очень многое делается для поддержания здоровья учащихся: создан Центр здоровья,В школе функционирует проблемная группа “Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья”. Цель: повышение профессиональной компетенции учителей. Для обучения детей основам здорового образа жизни в школе введены: • факультатив «Здоровый образ жизни», 5-6 классы; • факультатив «Учебно-исследовательская деятельность в области ЗОЖ», 10 класс; • курсы по выбору :«Учебно-исследовательская деятельность в области ЗОЖ»; «Организм человека в цифрах», “Экология дома», «Психология общения», «Основы жизнедеятельности организма»; • введен валеологический компонент в следующие предметы: физика, биология, технология, французский язык, русский язык, литература, история, обществознание, математика. Открыт массажный кабинет (62 ребенка ежегодно проходят курс массажа). Для детей, имеющих нарушения зрения организована «Школа для глаз». Работает логопедическая группа по корректировки речи.

Прокопенко М. Л.: Здоровьесберегающие технологии применяются в нашей школе. Утро начинается с зарядки. Перемены по 20 минут. Уроки по 35. Физкультминутки и упражнения для глаз обязательны. У первоклассников 3-й урок – динамический час на свежем воздухе и пятидневка. Уроки физкультуры при хорошей погоде весной и осенью проходят на улице (мы живем на Крайнем Севере). В школе работает бассейн, два спортивных зала, есть секция дзюдо и уроки ритмики. Учителя отметки ставят зеленой пастой. Я работаю по программе «21век» - это здоровьесберегающая программа, которая соответствует возрастным и индивидуальным возможностям ребенка Дети много и долго пишут на уроках. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц. На уроках применяю пальчиковую гимнастику с предметами.

Передериева Е.В.: Прокопенко М. Л. пишет: Перемены по 20 минут. Расскажите, пожалуйста, как организованы дети, когда они находятся на переменах. У нас перемены по 15 минут и мы стараемся занять детей, предлагая активные формы отдыха.



полная версия страницы