Форум » Проблемы образования » Культура речи педагогов » Ответить

Культура речи педагогов

Шерстобитова Т. В.: «Либерализация норм литературной речи, снижение общей культуры владения словом, разрушение языковых традиций и речевой среды, массовое насаждение чужой и чуждой нам культуры – печальные приметы времени». Какие требования к своей речи должен предъявлять современный учитель? Сформулируйте вопрос или утверждение по проблемам культуры речи учителей и учеников сегодняшнего дня.

Ответов - 16

Родионов: Культура речи состоит не только в использовании большого числа слов, строящих повествование, но и в том, как произносятся эти слова, каковы интонация, громкость, темп речи. Педагог и к этим сторонам речи ребенка должен относиться с пристальным вниманием. При этом нельзя забывать об удивительной подражательности маленьких детей. Если педагог говорит, четко произнося слова, если его интонации интеллигентны (глубоки, многообразны и др.), если у него хороший темп речи, то дети, несомненно, подражая, усвоят особенности речевой экспрессии своего педагога.

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи. Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Среди требований к речи педагога, я бы, выделила следующее: Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики. Недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) Богатство – богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Хотелось бы услышать вашу точку зрения, уважаемые коллеги.

Шерстобитова Т. В.: Бородавко Е.П. пишет: Среди требований к речи педагога, я бы, выделила следующее: Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка. Хотелось бы подробнее обсудить с Вами проблемы нормированности речи. Как выработать современному педагогу правильный подход к соблюдению норм, как не поддаться настроениям общества "говори, как хочешь"? Как правильно преподнести эти нормы своим ученикам, чтобы у них не вызвать неприятия, чтобы они не чувствовали, что к их речи придираются?


Матвейчук Н.Н.: Шерстобитова Т. В. пишет: как не поддаться настроениям общества "говори, как хочешь"? Помните Н.А. Некрасова? Сейте разумное, доброе, вечное... Как можно "сеять", если мы будем "говорить, как хотим"? Это невозможно! "Вечное" не прорастет. Значит, должна быть убежденность в своей миссии, в своей человеческой задаче. Если я знаю. что и как я буду делать и делаю, настроения общества меня точно не одолеют. А еще, наверное, нужно чаще читать классиков. Для думающих людей - прекрасное чтение!

Т.П.: Для меня так же актуальна проблема культуры речи иного плана. Родной мой язык русский, в быту, со знакомыми, в семье я говорю по русски. А всю методическую, учебную, справочную литературу читаю на украинском (другой практически нет), все отчеты-планы, заметки-статьи пишу на украинском. Так вот проблема в том, что я говорю одновременно и на русском и на украинском. При чем суржиком (смесью) это я не могу назвать. Украинской в моей речи является научно-методическая часть, а эмоционально-образная часть - русская. Как вы считаете это плохо или нормально (были же биязычные школы, в истории Украины точно, в Австрийской империи обычное дело), и если нужно выбирать, то как - я думаю одновременно по русски и по украински (слово русское, слово украинское)? Или такая проблема культуры речи учителя совсем не актуальна для многонациональной Российской федерации?

Крылова Н.Ю.: Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Перед учителем стоит серьезная задача, он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания. Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса учителя. Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Важнейшими профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью.

Файзуллина Л.В.: Крылова Н.Ю. пишет: Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Поэтому в нашем школьном НМО учителей эстетического цикла обязательно в каникулы проводим мастер-классы "Голос - инструмент учителя". Учимся управлять голосом. Говорить правильно, сосредотачивая энергию голоса в правильных точках. Это позволяет голос сделать более наполненным, бархатным и сильным. Голос "не срывается".

Garshina TA: Жизнь сталкивает каждого из нас с разными людьми. Одной из определяющих комфортности общения с людьми является речь. В школе чаще всего встречаемся со следующими типами языковой культуры:литературно-разговорный, "средне литературный", высококультурный (элитный) речевой. Важно помнить, что с детьми разного возраста мы должны вести разную тактику ведения беседы. Речь учителя должна быть научной, но в то же время доступной и понятной учащимся. .

Деттерер Е.Е.: Хочется отметить, что идёт общее снижение культуры речи, не только среди учителей. Но, в силу профессии, учитель не может себе позволить говорить не правильно. И если в школе он мало уделял внимания русскому языку, то исправить ситуацию в высшем учебном заведении (если он учится не на филологическом факультете), практически невозможно, так как русский язык не является основным в специальности, на его изучение выделяется очень мало времени и решить эту проблему можно только занимаясь самообразованием. Очень хочется, чтобы в современной школе могли грамотно писать и говорить не только учителя русского языка и литературы, думаю, что родному языку следует уделять больше не только в школе, но и в педагогических вузах.

Заостровных Марина В: Здравстуйте, уважаемые коллеги! Культура речи-это уже национальная проблема. Здесь давно нужны координальные меры на государственном уровне. А мы наблюдаем обратное: количество часов русского языка и литературного чтения сокращается, ограничение библиотечного фонда. Сокращение ставок библиотекарей. Я понимаю, что этими моими претензиями проблему не поправишь. Поэтому , как учитель начальных классов , имею следующую программу, целью которой является фрмирование не только читатаельской компетентности, но и развитие речи. 1. обязательное ведение внеклассного чтения, начиная с первого класса после букварного периода. 2. работа с толковым словарём ( с 1 класса), словарём синонимов, орфоэпическим, фразеологическим. 3. Участие в олимпиадах всех уровней (школьный, городской, всероссийский) 4. Участие в городском литературном конкурсе "Серебряное пёрышко". 5. Обязательные тематические библиотечные часы.

Куренкова Т.Н.: Добрый день. Слово учителя остаётся самым действенным средством, несмотря на усиленную компьтеризацию, информатизацию образования. На мой взгляд, именно умение быть убедительным (нужное слово, тон) является связующим звеном между ребёнком и учителем. В век ИКТ всю необходимую информацию ребёнок найдёт за считанные секунды..., а вот человеческая речь , как образец- весомая ценность. Мне повезло с учителями. я с благодарностью вспоминаю учителя литературы и истории. Живой интерес к слову учителя возник у меня со школьной скамьи. Каждая мысль учителя понятна, хочется подражпть манере говорить... да и вообще словесная коммуникация сделала своё дело, учитель стал для меня образцом!

Солодков В.В.: Добрый день! Довольно часто мы сами становимся заложниками "новояза", который активно внедряется в нашу речь. Порой педагог сам не замечает, как у него на занятиях все это вылетает из уст. Мы вышли из этого положения следующим образом - занятия педагога снимаем на видео и у него есть возможность самому посмотреть на себя со стороны и отметить те ошибки, которые он допустил во время проведения занятий. В особенности это относится к начинающим педагогам. Волнение и неуверенность часто играет с нами злые шутки.

Курочкина Н.Н.: Речь педагога существует не сама по себе, она отражение внутреннего мира интеллектуального и духовного развития его личности. Речь педагога - важная часть профессиональной культуры, которая в свою очередь является общечеловеческой культурой. Вот почему для тех, кто решил посвятить себя педагогической профессии, так важна речевая культура. Живое общение педагога и обучающегося поможет выработать правильное поведение, отношение, личностную позицию, научит и направит.

Kraboter: В различных школах уровень педагогов разный. Надеюсь, что большинство учителей уважают себя и свой труд и стараюсь само совершенствовать свою речь, то как они преподносят информацию

Тануркова Е.И.: В поликультурном обществе в Приднестровье нередко можно услышать речь, в которой перемешаны русские, украинские, молдавские слова и выражения. А если это ещё "украшено" новейшими словечками, то точно требуется дешифратор. Особенно неприятно, когда такая речь звучит из уст учителя или руководителя. Это слышат и повторяют его ученики. Как русский человек, стараюсь бороться с этим. Но здесь нужен такт. Придумала следующий приём: на педсоветах, совещаниях завучей в конце раздаю весёлые картинки, тексты перевёртыши, цитаты-перлы. Все с юмором воспринимают, стараются не допускать больше таких ошибок. Замечу, что материала требуется много, и делать это нужно систематично.

Tatyana Kimovna: Работаю со студентами-будущими учителями. Не так давно выходом в целом на профессиональную культуру педагога стало горячее обсуждение со студентами ролика из интернета http://www.youtube.com/watch?v=5wy2zryT37E Вопрос, с которого начали обсуждение культуры речи: может ли учитель использовать в своей речи студенческий сленг? Насколько уместно это в представленном ролике? Далее: какие приемы использует учитель в целях воспитания и насколько это целесообразно? Интересно услышать мнение коллег, уверена, что анализ ролика поможет нам в профессиональном развитии.



полная версия страницы