Форум » Проблемы образования » Инновации в образовании: родитель как субъект учебного процесса » Ответить

Инновации в образовании: родитель как субъект учебного процесса

А.Д.Король: В чем роль и функции родителя как субъекта учебного процесса? Какие инновационные услуги востребованы родителями? Нужна ли родителю программа сопровождения индивидуальной образовательной траектории ребенка?

Ответов - 24

elena: Роль и функция родителя в учебном процессе обучаемого огромная, без родительской поддержки невозможно эффективно воздействовать на учащегося. Все довно известно, что ребенок смотрит на учителя глазами своих родителей. И отношение к школе тоже складывается из мнения отцов и матерей, поэтому очень важно наладить контакт с родителями, но в современном мире, где процветают потребительские запросы, это сделать трудно.

М88: elena пишет: ребенок смотрит на учителя глазами своих родителей Позвольте не согласиться. Современный отпрыск, в отличие от детей ХХ века (родительских, государственных), имеет на мир свой "продвинутый" взгляд, чаще всего не совпадающий с "отцовским", поэтому на учителя родители смотрят глазами детей и участвуют в образовательном процессе с позиции ребенка и своего субъективного мнения. Но мы считаем , что роль родителей в обучении и воспитании мегаглобальна!

elena: Да, я согласна, что на учителя родители смотрят глазами детей, но мнение об учителе у ребенка формируется благодаря родителям. Вот и получается своеобразное кривое зеркало, а родители нуждаются в "прямом" изображении, возмозно, вот здесь и помогли бы интернет-возмозности. Мне кажется, что заглянуть в электронный журнал найдут время большинство родителей.


Барышева Л. В.: Мне кажется, что заглянуть в электронный журнал найдут время большинство родителей. Есть вероятность, что тогда в бумажный дневник не заглянут. А 99,9% учителей на уроках работают с бумажным дневником. Какие инновационные услуги востребованы родителями? Интересно узнать ответ на этот вопрос. Предлагаю каждому участнику форума ответить на следующий вопрос как родитель: "Какие услуги Вы бы хотели получить от школы, где учится ваш ребёнок?" С уважением, Людмила Владимировна

М88: Барышева Л. В. пишет: Какие услуги Вы бы хотели получить от школы, где учится ваш ребёнок?" Мы считаем, что относить образовательное учреждение к сфере услуг не совсем этично. Хотя в нашем государстве стараются перевести школы в разряд "обслуживающего персонала." Поэтому ребенок должен получить не услугу, а знания.

А.Д.Король: Уважаемые коллеги! М88 пишет: Мы считаем Тематика нашей конференции основана на таких ключевых понятиях сегодняшнего содержания образования, как личностная ориентация учащегося и учителя, индивидуальная образовательная траектория и др. инновационных понятиях. Признание уникальности каждого мнения человека - это обращение к его "Я" и от "Я", а не "Мы". А формат конференции - не соревнование команд. а возможность каждому участнику лично высказать свое мнение.

Прокопенко М. Л.: М88 пишет: Мы считаем, что относить образовательное учреждение к сфере услуг не совсем этично Здравствуйте! Много лет подряд администрация нашей школы нам говорила, что мы предоставляем услуги для родителей. Но никогда не было речи, что родители – это наши клиенты. Никогда никто не говорил о потребностях наших родителей. Мы не знаем, что желают родители наших учеников? Мы не спрашиваем, с какой целью привели они своего ребенка в школу. Думаю, что первое родительское собрание надо с этого и начинать. С уважением Прокопенко Марина Лазаревна.

Скрипкина Ю.В.: Прокопенко М. Л. пишет: Мы не спрашиваем, с какой целью привели они своего ребенка в школу. Думаю, что первое родительское собрание надо с этого и начинать. Действительно, поддержу Марину Лазаревну - выяснив те цели, которые поставил родитель для себя, можно будет привлечь их в союзники! Кому-то важнее оценки, а кому-то творчество, а третий вообще ставит цели - оградить от негативного влияния, максимально занять ребенка в школе. Интересно, сами родители смогут сформулировать свои цели? И также интересно было бы сопоставить уели родителей одного класса между собой, проанализировать.

elena: Согласна на все 100% с М88. Надоело быть в услужении. Мы, действилельно, всем все должны и за все отвечаем, а родители только "потребляют".

А.Д.Король: Уважаемые коллеги! На мой взгляд, мы немного отклоняемся от темы обсуждения: функции родителя в процессе обучения ребенка. То, что роль родителя "мегаглобальна" - наверное, почти бесспорно. Об этом свидетельтсвуют все достижения хотя бы психологии развития: механизмы имитации, копирования, подражания, и др. - никто не отменял. Тем более, что сегодняшний мир - глобально другой, поскольку никогда еще мировые изменения так кардинально не затрагивали самого человека: его мышление, сознание, "Я-концепцию" личности человека. Децентрализация устоев многих сфер общества просто определяют новые функции родителя, повышая его субъектность, вовлеченность в процесс образования. Классическая функция "контроля" (дневника, выполнения домашнего задания и др.) - наверное, не самая главная. Например, сегодня все более становится востребован для родителя заказ на разработку индивидуальной программы развития ребенка, диагностику его личностных качеств, индивидуальное сопровождение. Отсутствие личностной направленности в образовании, а проще - неэффективная передача информации учащемуся посредством школьных предметов (информации слишком много, и она меняется быстрее, чем достигнет адресата) не удовлетворяют потребностям личности выпускника. Его личностным качествам: когнитивным, креативным, организационно-деятельностным (например, ставить перед собой цели, выбирать необходимые для этого формы и методы, анализировать полученные результаты). Вот потому и школа - основной, но уже не единственный источник образования. А, значит, функции школы уже распределяются на других субъектов образования, включая родителя. Какие еще мы можем выделить потребности родителя? В каких видах образовательных услуг они могут проявиться? Какова практика вовлечения родителя в учебный процесс?

Матвейчук Н.Н.: *PRIVAT*

Прокопенко М. Л.: А.Д.Король пишет: Нужна ли родителю программа сопровождения индивидуальной образовательной траектории ребенка? Думаю, что необходима. В нашей группе детского сада ( у дочки) одни родители выбирают платный английский язык, другие хореографию и вокал ( платный), третьи логопеда, а есть и такие, кто водит детей в спортивные секции и на бальные танцы. Все хотят развивать своего ребенка. Люди платят деньги за услуги. Но мало кто знает, чтобы получить результат, надо планировать и ставить цели, т.е. нужна индивидуальная программа развития и обучения для каждого маленького человечка. С уважением Прокопенко Марина Лазаревна.

Барышева Л. В.: Андрей Дмитриевич пишет: сегодня все более становится востребован для родителя заказ на разработку индивидуальной программы развития ребенка, диагностику его личностных качеств, индивидуальное сопровождение. Ну Вы и написали!!! По-моему, ни один родитель над этим не задумывается. Но соглашусь, что должен задуматься. Допустим убедили родителей и они задумались. Тогда возникает вторая сторона этой "монеты" - кто будет это всё анализировать, как это будет всё оплачиваться? Выходит, что школа не готова работать с родителями по новым законам из-за несовершенной системы фмнансирования??? С уважением, Людмила Владимировна.

Алена Маслакова: А.Д.Король пишет: Например, сегодня все более становится востребован для родителя заказ на разработку индивидуальной программы развития ребенка, диагностику его личностных качеств, индивидуальное сопровождение. Барышева Л. В. пишет: Ну Вы и написали!!! По-моему, ни один родитель над этим не задумывается. Задумываются! Еще как! Они это по-другому обзывают, но очень просят. У меня много таких родителей.

Скрипкина Ю.В.: Алена Маслакова пишет: У меня много таких родителей. А что Вы предлагаете таким родителям? У Вас есть понимание, алгоритм, может быть, как с ними работать?

Алена Маслакова: Скрипкина Ю.В. пишет: А что Вы предлагаете таким родителям? У Вас есть понимание, алгоритм, может быть, как с ними работать? В начале года совместно с психологом проводим диагностики ребят, смотрим, что для каждого из них наиболее проблемно, а затем в плане работы с классом провожу цели для каждого ученика. Спрашиваю родителей по наиболее актуальным проблемам с ребенком, оказываем совместно с психологом консультативную помощь. На каждого ребенка имею что-то вроде личной карточки, где отмечаю основные моменты его достижений, проблемных моментов, а затем с родителями эти карточки прорабатываем.Родители знают и видят своего ребенка одним, мы, педагоги, видим его другим. Поэтому важно действовать совместно.

Скрипкина Ю.В.: Алена Маслакова пишет: В начале года совместно с психологом проводим диагностики ребят, смотрим, что для каждого из них наиболее проблемно, а затем в плане работы с классом провожу цели для каждого ученика. Хотелось бы уточнить: а) какова роль в этой процедуре самих детей? Что за цели вы прорабатываете? Кто их ставит? Дети? Сами родители? б) фиксация проблем - это важно. А фиксируете ли вы успехи, склонности, чтобы их развивать? Алена Маслакова пишет: Родители знают и видят своего ребенка одним, мы, педагоги, видим его другим. Поэтому важно действовать совместно. Очень важное замечание, на мой взгляд! А как сами родители могут действовать? Есть какие-то для них предложения, кроме консультации?

Одинец К.А.: Барышева Л. В. пишет: По-моему, ни один родитель над этим не задумывается. И задумываются, и работают над разработкой ИОТ своих детей! Современный родитель заинтересован в том, чтобы его ребёнок приходил в школу осмысленно,был мотивирован на получение необходимых для успешного будущего знаний, учился учиться самостоятельно. Другое дело, что не все знают как это делать. Здесь возникает потребность в квалифицированной помощи педагога, который совместно с родителями создаст условия для разработки ИОТ.

Файзуллина Л.В.: Родители становятся активными участниками образовательного процесса. В нашей гимназии действует система родительских заказов. Инициативная группа родителей продумывает заказ школе, на родительских собраниях утверждается этот заказ и родители выбирают учителей. В процессе обучения родители на собраниях выслушивают отчёт этих преподавателей. Родители вправе поменять педагога, ввести дополнительные занятия и т.д. Таким образом родители выступают в роли тьютера для детей своего класса. Файзуллина Л.В.

Kudryshova: Читаю и завидую. Наши обучающиеся в 15-16 лет родителей по сути не видят, те на них влияния оказать не могут. Вот и воспитываем сами. Если же родители заинтересованы в образовании для своих детей, то главное выработать одинаковые требования к ним со стороны родителей и педагогов а там и образовательная траектория строится и система воспитания.

Файзуллина Л.В.: Я бы хотела добавить, что не все классы работают по родительским заказам. А те, где родители активны и классный руководитель поддерживает начинания родителей. Но всегда эта деятельность приводит к отличному результату. В старших классах уже сами учащиеся разрабатывают свою программу, несут за её реализацию ответственность. С уважением, Людмила Файзуллина

Матвейчук Н.Н.: А.Д.Король пишет: Какие инновационные услуги востребованы родителями? Поскольку я работаю в учреждении дополнительного образования, то цель наша создать условия для развития творческих способностей детей различной направленности. И поскольку услуг инновационных для родителей пока нет, есть совместные мероприятия, работающие на сплочение детей и родителей. Это мастер-классы для детей и родителей, постоянные открытые занятия, концерты. В последнее время дети вместе с родителями участвуют в дистанционном конкурсе "Азбука вежливости", причем для родителей - своя ветвь конкурса. В планах организовать участие родителей в дистанционных олимпиадах. А вообще-то странно это несколько звучит - инновационные услуги для родителей, Андрей Дмитриевич, когда нам с ними нужно сотрудничать. Сегодня встретила бывшую родительницу, я у ее сына была когда-то классным руководителем. Долго говорили о том, как мы здорово, интересно жили... без инновационных услуг. Инновационные услуги для родителей - это уже неотъемлемая часть сегодняшнего дня?

Gurovskaya: А.Д.Король пишет: Какие еще мы можем выделить потребности родителя? В начальных классах родители испытывают острую необходимость в квалифицированной помощи психолога и логопеда в первую очередь. На данный момент (я имею в виду школу, где я работаю) специалистов данного профиля нет. По-моему, нужна и специально разработанная прграмма работы с детьми, которые не усваивают учебный материал на должном уровне, но обучаются вместе со всеми, т.к. нет класса компенсирующего обучения. Причины неудач ребёнка в учебном процессе должны быть чётко сформулированы для родителя и намечены конкретные пути по их устранению. Сделать это не всегда возможно. Одному учителю не решить эти проблемы. Мы работаем с такими детьми и их родителями, а результата, который бы нас устроил, нет. Учителю надо помочь в определении причин отставания в усвоении учебного материала отдельного ученика.

Матвейчук Н.Н.: Матвейчук Н.Н. пишет: Инновационные услуги для родителей - это уже неотъемлемая часть сегодняшнего дня? Цитирую сама себя. В голове все крутится дистанционный урок для первоклассников, который я прожила как локальный координатор. Вновь прхожу к выводу, что родители, зачастую, "растут" вместе со своим ребенком. Если ребенок в первом класее, то родители очень часто такие же "дети". Со своими эмоциями, капризами, упрямством и искренней радостью, когда все получилось. Я с этим всем столкнулась напрямую. Поэтому, организовывая инновационные услуги для родителей, необходимо учитывать их родительскую психологическую зрелость.



полная версия страницы