Форум » Проблемы образования » "плюсы" и "минусы" средств телекоммуникаций в образовании. » Ответить

"плюсы" и "минусы" средств телекоммуникаций в образовании.

elena: В своей статье «Способны ли телекоммуникации повлиять на цели образования?» А.Д.Король показывает плюсы и минусы такого образования. Так к минусам он относит: 1«Основа «сетевой личности» – информация, а не знание»; 2«утрачиванием человека»; 3«уменьшению мотивации к общению и самопознанию»; 4«представляет собой односложные и зачастую короткие предложения, отдельные разрозненные полилогичные реплики-суждения, которые зачастую сводятся к повторению уже известных смыслов и мнений участников общения. Налицо не только смысловая, но и временная разобщенность высказываний его участников»; 5«диалога как протяженной во времени и пространстве сюжетной линии, по сути, в средствах телекоммуникаций нет»; 6«феномен «сетевой личности» - торжество монолога и манипуляций, снижения рефлксивности мышления человека»; 7«рост заимствований из сети Интернет свидетельствует о развитии шаблонности мышления школьника»; 8«справедливости ради следует также отметить, что процент творчества в коллективном продукте менее выражен, нежели в продукте индивидуальном». Я бы добавила еще и то, что средства телекоммуникаций приемлемы не для всех типов мышления. К плюсам он относит: 1«однако, именно в информатизации образования коренится возможность разрешения всех этих вопросов, подобно тому, как в любой болезни присутствует элемент, позволяющий от нее, болезни, излечиться. Речь идет об индивидуализации обучения учащегося, возможности создания им личностно-значимого продукта. Другими словами, о возможности творческой самореализации учащегося посредством телекоммуникаций»; 2«представления ученика о том, как его образовательный продукт оценивают другие субъекты образовательного процесса: ученик, учитель, родитель, существенно влияют на его индивидуальную образовательную траекторию». В этом-то и заключается человекосообразный смысл телекоммуникаций в учебном процессе – предоставить учащемуся возможность самореализации, которая невозможна без получения «обратной связи» - информации от других о том, каков его образовательный продукт»; 3«в этом случае не обмен информацией является главной доминантой обучения, включая дистантные его формы, а продуктивная и коммуникативная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций»; «демонстрация образовательной продукции учеников, имеющая мотив к учебному общению, является образовательным принципом «продукт ученика глазами другого учащегося»; 4«интерактивность взаимодействия субъектов образования определяет и качество, и количество создаваемой учащимися продукции. Существует два вида образовательных продукта учащегося. Первый – содержание конкретного выполненного задания, суждения учащихся, рефлексивные записи участников урока, выполненные задания дистанционного учителя и др. Второй – коммуникативный продукт. Образовательным коммуникативным продуктом учащегося является его вопросы, ответы, суждения, доказательства, опровержения»; 5«в средствах телекоммуникаций каждый участник выступает в роли; а) организатора обсуждений; б) участника обсуждений. Организатор коммуникаций формулирует и размещает на форуме собственные цели, проблемные вопросы, утверждения, выполненные задания по теме занятия. Участник коммуникаций высказывает свои собственные суждения в отношении поднятых вопросов: формулирует «за» и «против» в них. Выступает рецензентом высказываний: а) собственных; б) других участников форума коллег, ведущего курса. Доказывает согласие или несогласие собственной позиции с позицией другого участника, находит слабые уязвимые места в рассуждениях других участников. На очном уроке традиционная доска не может в полной мере служить местом «встреч» ученических продуктов»; 6«в горизонтальных Интернет-диалогах реализуется не только мотивационная, но и рефлексивная, а, значит, эмоционально-ценностная функция общения субъектов образовательного процесса. Ведь рефлексия подразумевает не только целевую функцию - отделение знания от незнания, но и осознание собственных границ личности, важнейшую мировоззренческую функцию»; 7«коллективное обсуждение группы усиливает первоначальные установки каждого из членов этой группы»;. 8«творческий компонент каждого участника «надстраивается» и усиливается благодаря сравнению учащимся его собственного индивидуального образовательного продукта с общим коллективным продуктом дистантного класса. А это означает больший рефлексивный и ценностный компонент обобщенного продукта учащегося, достраиваемого из сравнения индивидуального с коллективным, «своего» и «чужого»»; 9«ученик может обратиться в сети не только к учебному заданию, размещенному на форуме его персонального аккаунта, но и прокомментировать увлечения, отнестись к высказываниям на «стене» другого учащегося, просмотреть альбом его фотографий»; 10«еще одной перспективной формой организации учебного сетевого процесса является организация и проведение в закрытых группах уроков». Итак, рассматривая чаши весов, мы видим, что плюсов больше и телекоммуникационное образование имеет преимущество над традиционным. НО «чаши» еще неполны, и в каждую можно докладывать. Уважаемые коллеги, как вы думаете, какая наполниться раньше и перевесит окончательно?

Ответов - 1 новых

Мугалимов: Добрый вечер! О информационных и телекоммуникационных технологиях начали говорить недавно. На мой взгляд, использование информационных и телекоммуникационных технологий непременно будут повлиять на цели образования. Этого хотим или нет, телекоммуникационные технологии это - сегодняшний и завтрашний день. Пусть она не нравиться некоторым учителям, родителям, может быть и некоторым школьникам. К основным минусам я привел бы цитату «рост заимствований из сети Интернет свидетельствует о развитии шаблонности мышления школьника»; Сильным плюсом является цитата представления ученика о том, как его образовательный продукт оценивают другие субъекты образовательного процесса: ученик, учитель, родитель, существенно влияют на его индивидуальную образовательную траекторию». В этом-то и заключается человекосообразный смысл телекоммуникаций в учебном процессе – предоставить учащемуся возможность самореализации, которая невозможна без получения «обратной связи» - информации от других о том, каков его образовательный продукт»; С уважением Мугалимов Д.Т.



полная версия страницы