Форум » Философия и методология образования » Кому и зачем необходимо образование? » Ответить

Кому и зачем необходимо образование?

admin: Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Какова их роль в определении смысла и целей образования?

Ответов - 96, стр: 1 2 3 All

Oxrim: Один согласен выполнить работу за рубыль, другой - за два (ту же работу, с тем же качеством, возможно в другие сроки). Их отличает подготовленность к выполнению этой работы. (Например, художник напишет ваш портрет за 1 час за 1р., а манеджер по продажам согласится за 10р. Согласитесь ли вы с качеством работы от менеджера? ) В условиях конуренции побеждает первый - это определяет цель образования для заказчика рабочей силы (в условиях плановой экономики - государство, что определило грандиозное развтие системы образования в СССР).

Одинец К.А.: Традиционно образование выполняет социальный заказ общества, государства, соответственно, цели должны быть направлены на формирование человека, соответствующего основным ценностям и идеям заказчика. По-моему, образовался разрыв между желаемым и действительным. С одной стороны - заказчик-государство по-прежнему нацелен на получение готового продукта - гражданина, с другой - реалии, требующие умения быстро реагировать на постоянно меняющуюся действительность, умения обрабатывать и интерпретировать информацию, создавать и осознавать множественность смыслов. В такой ситуации человек сам становится заказчиком и полноправным участником своего образования. Если образование не соответствует осознаваемым целям - возникает конфликт. Целью образования должно стать самообразование, осознание себя в мире и мира в себе.

А.В.Хуторской: Одинец К.А. пишет: В такой ситуации человек сам становится заказчиком и полноправным участником своего образования. До этих пор я понимаю логику изложения. А следующие 2 предложения - как-то о другом: Одинец К.А. пишет: Если образование не соответствует осознаваемым целям - возникает конфликт. Если чьё образование? Государства? Чьим осознаваемым целям? Человека? Одинец К.А. пишет: Целью образования должно стать самообразование, осознание себя в мире и мира в себе. А это вообще типа заклинания. Непонятно, откуда появилось такое утверждение. Гипнотизируете, что-ли, Карина Аскеровна?


Одинец К.А.: А.В.Хуторской пишет: это вообще типа заклинания. Непонятно, откуда появилось такое утверждение. Гипнотизируете, что-ли Согласна с Вами, Андрей Викторович, звучит как заклинание. Иногда и камлания шаманов достигают успеха... А если серьезно, то без личностного осмысления ценности получаемого знания, полноценное образование невозможно (простите за банальность). Впорос в том, как сделать, чтобы цели были осознаваемыми. Мне часто приходится разговаривать на эту тему с учениками. Только единицы точно представляют своё будущее, имеют определенные целеустремления и связанные с ними притязания. Большинство же пассивно соглашается (или делает вид, что соглашается) с авторитетностью суждений взрослых. Пока заказчиком образования не станет главный его субъект - ученик, образование будет заходить в тупик.

А.В.Хуторской: Одинец К.А. пишет: Впорос в том, как сделать, чтобы цели были осознаваемыми. Мне часто приходится разговаривать на эту тему с учениками. Только единицы точно представляют своё будущее, имеют определенные целеустремления Понимаете, спрашивать о целях на будущее у человека, которому никогда не предлагали поставить цель всего лишь на один урок, т.е. просто не учили ему этому нигде, какой вы ещё хотите результат получить?! Это всё равно что придти на поле к футболистам и предложить им сказать, что они думают об изменении в будущем климата Сахары. Да они посмотрят на тебя как на ненормального...

DeryshevaIE: Одинец К.А. пишет: Впорос в том, как сделать, чтобы цели были осознаваемыми. Мне часто приходится разговаривать на эту тему с учениками. Только единицы точно представляют своё будущее, имеют определенные целеустремления и связанные с ними притязания. Причина этого не только в том, что, по справедливому замечанию А.В. Хуторского, детей чаще всего никто не учил целеполаганию, но и в особенностях подростковой психологии. Отечественный классик психолигии старшеклассников И.С. Кон выделяет "ближнюю" и "дальнюю" перспективы и говорит, о том, что подростку не свойственно строить планы на продолжительный период времени. Спросите у подростка о целях на ближайшее будущее, он, вам сможет ответить, но что касается таких временных промежутков как 1-2 года, здесь вы редко услышите четкий ответ. Другое дело, что педагоги, психологи могут влияь на развитие видения "дальней" перспективы.

Халикова З.Г.: если спросить ученика - зачем ему образование? он ответит - поступить в Вуз и все... других целей у него нет. никто не будет говорить, что он хотел бы стать самодостаточной личностью, разносторонне развитой, если это напоминаешь, он согласится с этим. а учитель- сегодня поставлен в такие условия с ЕГЭ, что не удивительно, зачастую цель своей деятельности он видит в натаскивании к экзамену ( вынужден, когда учителю говорят , что оценка его деятельности - это результаты ЕГЭ) я конечно, с этим не соглашусь никогда , даже если мой ученик сдал вместо пятерки на худшую оценку( разные бывают обстоятельства), но если он сложился как личность , я буду им гордиться, пусть даже если меня "проработают" на педсовете . "Отличник" по знаниям -это не главная цель образования...

Скрипкина Ю.В.: Халикова З.Г. пишет: никто не будет говорить, что он хотел бы стать самодостаточной личностью, разносторонне развитой, если это напоминаешь, он согласится с этим. Не соглашусь, позвольте, во всем с Вашими оценками. Вы спросите, например, ученика начальной школы или дошколенка. Скорее всего, Вы услышите совершенно другие мнения - что-то про интересное и непонятное вокруг, про пример друзей и родителей, про желание узнать новое, полететь к другим Мирам... То есть малыш приходит со своими целями в школу, очень идеалистическими. Тогда вопрос - почему старшеклассник (чаще, чем хотелось бы) ответит именно так, как Вы написали? Кто "ломает" ребенка? Школа? Родители? Общество? Какая из этих абстракций?

Одинец К.А.: Скрипкина Ю.В. пишет: Кто "ломает" ребенка? Некоторые мои выпускники 2006 года ответили на этот вопрос так: "Родители сказали, что так будет лучше. Получишь сначала такую специальность, а потом делай что хочешь". Ответы стандартные, почти под копирку. Беседовала с ученицей 9 класса и ее мамой. Мама в течение полутора часов расписывала прелести будущей профессии дочери. Дочь молчала... Конечно, общество тоже может диктовать определенную конъюнктуру, но сильнее давления родителей пока еще ничего не придумано.

olga-sorokina: Скрипкина Ю.В. пишет: Кто "ломает" ребенка? Школа? Родители? Общество? Какая из этих абстракций? Вряд ли можно согласиться со словом "абстракция" в данном контексте. И все эти реалии и "ломают" ребенка. Возьмем, к примеру,школьного учителя. Что волнует его, когда он готовится к уроку? А волнует: КАК тему дать, КАКИМ образом преподнести? И очень мало кто беспокоится: а ЗАЧЕМ давать? Парадокс, но многие учителя признаются, что им сложно сформулировать цели в плане урока. И администраторы школ, просматривая планы уроков, обращают внимание именно на наличие целей урока, потому что их часто не оказывается. Родители тоже вносят свою лепту, либо не желая считаться с интересами самого ребенка, воображая, что все о его будущем они знают лучше; либо ставя собственного сына или дочь в положение вечного ведомого, подчиненного, лишая его всяческого целеустремления. Общество тоже вносит свои коррективы. Многие опускают руки, поняв, что желаемое не может быть достигнуто,например, по материальным причинам.

Пожарская: Скрипкина Ю.В. пишет: Вы спросите, например, ученика начальной школы или дошколенка. Скорее всего, Вы услышите совершенно другие мнения - что-то про интересное и непонятное вокруг, про пример друзей и родителей, про желание узнать новое, полететь к другим Мирам... Полностью согласна с автором этих слов. Вот только интересно, как бы организовать образование таким образом, чтобы учитывая мнение родителей, заказ государства и т. д. и т. п. не разрушить тонкие, светлые и великие запросы малыша? Всё имеет свою цену. И если оказалось, что научив ребёнка читать, считать мы притупили в нём любознательность и желание учиться, то не слишком ли высокая это цена?

А.В.Хуторской: Халикова З.Г. пишет: если спросить ученика - зачем ему образование? он ответит - поступить в Вуз и все... других целей у него нет Да и эта называемая учеником цель - НЕ ЕГО ЦЕЛЬ! Это важно понять! Потому что мы, конечно, можем попытаться вместо поступления в вуз шаманить и читать заклинанья ученикам про другие ориентиры, они тогда другие будут повторять "цели", например: "Моя цель - светлое будущее". И это тоже будет НЕ ЕГО ЦЕЛЬ! А что значит "МОЯ ЦЕЛЬ"?

Шулепова Т.В.: А.В.Хуторской пишет: А что значит "МОЯ ЦЕЛЬ"? Простая методика (почерпнута из МЛМ образования). Написать список из 10 наиболее важных для Вас целей. Затем к каждой написанной задать вопрос ЗАЧЕМ? Получить у самого себя ответ. Снова задать вопрос ЗАЧЕМ? Получить ответ. Тот ответ, на вопрос к которому ответа дать не удастся, и будет истинной целью. Цель должна быть за пределами жизни, говорят некоторые. То есть такой, достижение которой желаемо, но неосуществимо в течение жизни. Если цель конечна, то это не цель. Цель должна быть факелом, что ведет, свечой, что не дает присесть на пятую точку и остановиться.

Galanov: Халикова З.Г. пишет: а учитель- сегодня поставлен в такие условия с ЕГЭ, что не удивительно, зачастую цель своей деятельности он видит в натаскивании к экзамену ( вынужден, когда учителю говорят , что оценка его деятельности - это результаты ЕГЭ) я конечно, с этим не соглашусь никогда Нет. Учитель сам иногда ставит себя в такие ситуации, из которых чтобы выбраться нужна помощь, авральное состояние. Подготовку к ЕГЭ, как и, например, к олимпиадам (начнем обсуждать олимпиады и тут услышим, что это не нужно никому, это не показатель работы ученика и учителя) можно сделать плановой, управляемой. А методику подготовки творческой.

Липчанская М.А.: Заказчиков почти всегда бывает несколько. Если мы говорим о школе, то заказчиками выступает, с одной стороны – государство, которое вкладывает в систему образования деньги (суммы предлагаю не обсуждать) и хочет, чтобы за эти деньги школа подготовила граждан, обладающих определенными качествами. С другой стороны, заказчики образования – это родители, которые доверили учреждению образования свое чадо и хотят, чтобы оное учреждение помогло им в воспитании будущего наследника и продолжателя рода. Ну и, наконец, заказчиком образования является сам ребенок, который, придя в школу, хочет, чтобы в чем-то она ему помогала, в чем-то – не мешала. В идеале каждый заказчик должен помнить о существовании остальных; понимать, что они, вкладывая в развитие системы определенные ресурсы, преследуют СВОИ цели, и уважать эти цели (разумеется, если цели находятся в рамках законов нравственных и юридических). Только в таких условиях можно заниматься поисками смысла и целей в образовании.

Скрипкина Ю.В.: Липчанская М.А. пишет: В идеале каждый заказчик должен помнить о существовании остальных; Мы говорим о заказчиках и об образовании, как о плановой отрасли. А ведь есть еще рынок профессий, рынок реальных потребностей. Заказ государства, например, - пополнение регулярной армии вместо высшего образования. А на рынке, например, есть спрос на высококвалифицированных прикладников. Мне кажется, в данный момент это серьезное противоречие (нежелание следовать законам рынка, неумение влиять на рынок, если хотите). Другой вопрос - что в этой ситуации должна делать школа, и что она должна делать в перспективе. Давать универсальное образование? Мобильно меняться под спрос/предложение на рынке труда?

Яковлева Н.В.: DeryshevaIE пишет: если спросить ученика - зачем ему образование? он ответит - поступить в Вуз и все... других целей у него нет. Согласна. Обратите внимания на то кто сейчас востребован на рынке труда - человек с высшим образованием. А дальше творится непонятное. Мало кто из получивших высшее образование находит работу по специальности. Главное корочка. поэтому наши институты штурмуют абитуриенты, заранее знающие, что работать по данной специальности они не будут. Скрипкина Ю.В. пишет: Заказ государства, например, - пополнение регулярной армии вместо высшего образования. А на рынке, например, есть спрос на высококвалифицированных прикладников. Мне кажется, в данный момент это серьезное противоречие (нежелание следовать законам рынка, неумение влиять на рынок, если хотите). И это именно так.

А.В.Хуторской: Липчанская М.А. пишет: Если мы говорим о школе, то заказчиками выступает, с одной стороны – государство, которое вкладывает в систему образования А что такое, по-вашему, государство? И откуда у него деньги? Уж не из карманов ли других заказчиков? Например, ЦДО "Эйдос" регулярно перечисляет государству энную сумму, вместо того, чтобы выплатить её педагогам или обучить на неё дополнительно учеников, например, тех, у кого не так много денег. Перечисляемые налоги, кстати, сопоставимы с зарплатным фондом, точнее составляют более трети от этого фонда. Всё это дает не только моральное, но и материальное право нам участвовать как минимум в трети заказа государства на образование. А если взять ещё других заказчиков? Что там останется от собственно государственного? И тогда кто и сколько должен определять в заказе на образование?

Липчанская М.А.: А.В.Хуторской пишет: И откуда у него деньги? Уж не из карманов ли других заказчиков? Даже если рассматривать вопрос выплаты налогов с абсолютно эгоистических позиций (т.е. искать в нем только свои интересы), то я бы ответила, что выплата налогов дает мне право требовать от государства обеспечить мне социальную защиту в ситуациях, в которых я самостоятельно помочь себе не смогу (заболею, например), но ни в коем случае не дает права замещать государственные интересы своими личными нуждами. Звучит, наверное, излишне пафосно, хотя я имею в виду вполне будничные вещи. Под государственными интересами я понимаю потребности, имеющиеся у подавляющего большинства людей - в стабильности, мире, безопасности. Как ни парадоксально, эти потребности могут вступать в конфликт с чьими-то личными интересами(например, человек хочет жить в мире, но не хочет служить в армии). Вот тут-то и возникает необходимость в компромиссе и взаимоуважении, о которых я писала.

А.В.Хуторской: Липчанская М.А. пишет: но ни в коем случае не дает права замещать государственные интересы своими личными нуждами. Для чего нужны государственные интересы, которые не имеют отношения к личным нуждам граждан? Или, конкретизируя к нашей сфере: Для чего нужно образование, которое не имеет отношения к нуждам учеников, т.е. тех, кто образовывается?

Хисаметдинов А.А.: А.В.Хуторской пишет: Для чего нужны государственные интересы, которые не имеют отношения к личным нуждам граждан? Или, конкретизируя к нашей сфере: Для чего нужно образование, которое не имеет отношения к нуждам учеников, т.е. тех, кто образовывается? Заказчиком является всегда человек, так он устроен, не видел ни одного человека который бы сказал: государству нужен врач-пойду во врачи, или военный - пойду в военные. Цели образования у каждого свои (можно сказать корыстные), чтобы было мне (как человеку или личности) хорошо. Чтоб я получил удовлетворение своих потребностей. И все. А вот каковы его потребности может определить и государство, и школа и семья, и религия и окружающая нас с ВАми Вселенная. Возьмем остров с туземцами, ( планету в космосе) - там оказался родитель с дитем. Человек из города, кушать охота - но нет навыков охоты, образования и т.п. Что он будет делать? Конечно учиться! Чему? Есть потребность в пище - как охотиться, изучать повадки зверей, местную флору и фауну. Резюмирую - только удовлетворение себя милого есть двигатель образования

Полищук С.Г.: Добрый вечер! Хисаметдинов А.А. пишет: Заказчиком является всегда человек, так он устроен, не видел ни одного человека который бы сказал: государству нужен врач-пойду во врачи, или военный - пойду в военные А каке профориентационная работа в школах? Когда сначала изучается рынок труда, затем анализируется профессиональная направленность личности и рекомендуется профессия. Например, для большинства воспитанников детских домов это и является выбором. Они не задумываются над тем для чего они получают образование, чаще скажут что и без него хорошо...

Озеркова: С точки зрения экономики, кто платит, тот и заказывает музыку, то есть в случае государственного образования есть безусловный приоритет интересов государства (другие попросту не учитываются). Вряд ли это хорошо, но это факт. На самом деле за учет или не учет своих интересов косвенно платят и другие, но эта плата не всегда очевидна. Так, с точки зрения цивилизации мы платим хищническим истреблением невосполнимых ресурсов, но когда будет заплачено сполна, плакать уже поздно будет. С точки зрения ученика мы платим за образование в первую очередь здоровьем и даже официальная статистика говорит, что это так (а родители и дети могут рассказать много больше). Вообще каждая сторона рассматривает данный вопрос как соотношения учета запросов и платы. И конечно, каждая сторона хотела бы получить больше, а заплатить меньше. Если плата, на взгляд некоторой стороны явно неадекватна, то тут и возникает противоречие. Если такие противоречия возникают у нескольких сторон сразу - тогда мы можем говорить о кризисе в образовании. В данном случае он налицо.

Хисаметдинов А.А.: Здравствуйте! Извините что не отвечал Вам, но ... Полищук С.Г. пишет: А каке профориентационная работа в школах? Когда сначала изучается рынок труда, затем анализируется профессиональная направленность личности и рекомендуется профессия. Вот сейчас на рынке не хватает сварщиков, сантехников, переводчиков, сотрудников милиции нормальных (какая там текучесть знаете же) и что где профориентация? Если Вы говорите о той формальной профориентационной работе то ДА она есть. А ученик не хочет этого, ему бы в банкиры или прокуроры. А ежели ему не надо образования, то это как сказать... сейчас не надо- потом надо станет, кто виноват что он несформировавшийся Митрофанушка. Это его проблемы, такой конечно двигателем не будет, только тормозом, но потом все равно осознает, пойдет учиться... неважно куда, но пойдет. А Вы в чем видите смысл образования? Кстати $ - тоже удовлетворение своих потребностей

Абдуллина Альфия: Хисаметдинов А.А. пишет: ему бы в банкиры или прокуроры Вот именно в банкиры и прокуроры, по-моему это от неуверенности в завтрашнем дне, но у многих "вся рука в рот не поместится". Тут надо работу проводить с родителями.

Хисаметдинов А.А.: Продолжу далее. Итак я остановился на том что смыслом является удовлетворение своих потребностей, как ни странно но никто и не попробовал опротестовать эту точку зрения. Хотя бы так : "Как с этой точки зрения понять человек образован или невежественен. Имеет ли значение куча дипломов или званий у индивидда по сравнению с другим но 3-я классами образования?" Скажу так - не имеет. Отчего же так. Невежественныым ты можешь быть и с дипломами если человек сам себя не познал! А познание идет через прозрение изнутри, когда человек включается в тот поток жизненного эфира который его окружает. Если человек ощущает себя включенным в жизнь окружающую его он образован иначе ему нужно учиться. Таким образом приходим к мысли что образование есть процесс самопознания, т.е. необходимого для процесса существования итак резюмирую опять: смысл образования есть удовлетворение своих потребностей ..

А.В.Хуторской: Хисаметдинов А.А. пишет: смысл образования есть удовлетворение своих потребностей .. Этот смысл лежит в парадигие "иметь", но есть противоположная смысловая парадигма "быть" (Э.Фромм). Собственно, именно она поставлена в философской основе данной научной школы.

Хисаметдинов А.А.: Даже если продолжить это предложение "смысл образования есть удовлетворение своих потребностей в самопознании" Вы писали в соседней ветке 1. Иметь образование. Обычно говорят - "дать образование" и строят целевую парадигму "передаточной" педагогики: учитель - дает, ученики - берут и как-бы имеют это самое образование. Результат - формируем потребителей и иждивенцев: "Мне недодали". Почему "имеют" и "недодали"? (это о своей позиции) Скорее речь идет о том прозрел ли человек или нет! Разве заявленная мною позиция формирует иждивенцев

А.В.Хуторской: Хисаметдинов А.А. пишет: Почему "имеют" и "недодали"? (это о своей позиции) Скорее речь идет о том прозрел ли человек или нет! Разве заявленная мною позиция формирует иждивенцев Да, на мой взгляд, такая позиция может формировать эгоцентризм и иждивенчество. А может и наоборот. Всё дело в "конечной" цели - если это собственное развитие, то для чего оно? Если для того, чтобы создать значимый для других продукт - это одно, если только для себя - другое.

Хисаметдинов А.А.: Прошу нижеследующее не считать офф-топом А.В.Хуторской пишет: Если для того, чтобы создать значимый для других продукт - это одно, если только для себя - другое. Что ж что имеем такие предпосылки: Да! я имею 2 высших образования. Но в силу того что окружающее меня бытие не позволяет чувствовать себя включенным в мир. Казалось бы почему так? Все предпосылки для довольства налицо: нормальная работа, получаю дивиденты как неплохой информатик, вследствие чего работаю в отделе образования, есть контакты и на уровне республики и в России. С точки зрения "Быть", я здесь! Отслеживаю и Вас в том числе, (случайности как Вы понимаете редки!) Да! я конечно с деревни, очем и заявил в самом первом сообщении в телеконференции, однако мне было любопытно как отреагирует педагогическое сообщество на мой экспромт. Стремясь к покою, Вы и Ваша школа стараетесь найти укромный уголок и фактически боитесь выйти из укрытия. Непонятный страх перед жизнью, и достаточной известностью в рамках РФ, новых испытаний убивает в вас дух поиска. Это уже видно извините меня из обычностью ваших заданий которые вы нам предложили, и в том духе который сопутствовал при всем конкурсе. Хотя чего же еще желать, ЦДО "Эйдос" давно уже является флагманом ДО РФ, но при этом именно Эйдос является с точки зрения обыкновенного обывателя коим являлся и я "потребителем", или же тем кто в открытую декларирует целями для педагогов "ИМЕТЬ" , неважно что корочку для педагога для аттестации (при этом совершенно непонятно котируется ли она на что справедливо заметил коллега Рямов), либо грамота (свидетельство) для ученика прошедшего курсы в ЦДО, мотивируя портфолио(которое кстати совершенно еще не опробовано и будут ли его вообще рассматривать?) или поступлением в ВУЗ (кстати, где итоги по поступлению Ваших воспитанников в ВУЗы?). Самое интересное здесь в том, что все предпосылки и вообще деятельность успешна на Российском уровне , однако мои суждения, впечатления о конкурсе для тех же работников образования, менеджеров от него совершенно не впечатлили оных. Отсюда вопрос: почему это так? Все наше воспитание и образование заставляет нас бояться быть непохожими на других, бояться противоречить общественному мнению и посягать на кумиров и традиции, коими в этой нише образования безусловно являетесь ВЫ. Разумеется участники конкурса в силу этой привычки и делятся своими впечатлениями, порой невпопад, на что Вы совершенно справедливо раздраженно реагируете. Итак имеем: я и в т.ч. большинство других участников конкурса совершенно справедливо признаются в том что мы не знаем что такое ДО, но думаю никто из присутствующих не считает себя ущербным, тем кому что - то "недодали"! Да я могу сказать за себя что в силу отсутствия Ине-та я никогда не создавал сайт, и мне безумно приятно что те 3 дня (которые я делал оный) не прошли даром (все таки 12 место, мое кстати любимое число!) При этом ориентируясь в совершенном информационном вакууме по поводу эвристики умудряемся создать курсы (которые и это совершенно возмутительно ИМХО называют 38 попугаев) и где же тут "БЫТЬ"? Не кажется ли что Вы противоречите себе? Как можно "БЫТЬ" не имея за пазухой чего-либо, без передачи оного нам??? По моему в Эйдосе присутствуют несовместимые вещи, как чистое администрирование с малой долей творчества, и выдающие на УРА результаты . Я просто поражаюсь этому. Как это Вы умудряетесь,я просто восхищен! А.В. Хуторский совершенно справедливо критикует ПНПО в ГосДуме, но при этом предлагает ли со своего полета (как академик, и где же эти эксперты от образования были раньше?) реальные действия, почему в ПНПО не прописано повальное повышение квалификации учителей, не декларированы цели и задачи нетрадиционного образования, коим конечно же является на данный момент ДО???? Совершенно непонятна ценовая политика, почему учителя (1- один) платит 500 руб за конкурс, который продолжается почти 2 (ДВА) месяца!!!! и учитель приобретает кучу положительных навыков и методик за это время, а ученик (1-один) должен платить 820!!!!!!!!!!! руб. за трехдневный курс зеленых педагогов. Пусть будет 1500-2000 руб. с учителя!!! , но ученики пусть платят меньше Вывод: Вы Андрей Викторович противоречите себе Извините конечно за столь прямое суждение но, образование — это не просто обучение. Обучение приносит умение, но не дает полноты восприятия. Обученный ум — всего лишь продолжение прошлого, такой ум не способен открыть новое. Поэтому для того, чтобы определить, каким должно быть правильное образование, нам нужно выяснить, в чем заключается смысл жизни, а смысл жизни центра я вижу как раз в этом "ИМЕТЬ"! Извините если я неправильно понял смысла жизни и за пунктуационные ошибки, "которые, впрочем, свойственны физику". Это всего лишь мое суждение которое, Вы можете не принять. Но такова как говориться "Се ля ви" . Я не виноват, мой девиз на конкурсе "Хочу научиться! Поэтому я здесь", и я очень большой сторонник ДО. Но вот такие мысли. Я совершенно уверяю в том что не являюсь агентом какой либо разведки, а просто учитель из глубинки (прошу вышенаписанное не считать софистикой, как говорит одна сотрудница "Риск-Нет" "ваше мнение мне глубоко враждебно, но я готов(а) отдать свою жизнь за него", разумеется виртуальную ))

Шулепова Т.В.: А.В.Хуторской пишет: Всё дело в "конечной" цели - если это собственное развитие, то для чего оно? Если для того, чтобы создать значимый для других продукт - это одно, если только для себя - другое. Вот моя конечная цель - личная свобода. У многих респондентов, что я опрашивала, личная цель подобна моей. Как, каким образом мой личный заказ может выполнить образование? Для меня обучение, познание нового - закономерный процесс, естественное любопытство. Образование загоняло, а теперь в силу профессии загоняет меня в жесткие рамки. Квалификация, зарплата, нормы. И просвета нет. Неужели целью образования было получить вот такое "футлярное" существо? Хисаметдинов А.А. пишет: Итак я остановился на том что смыслом является удовлетворение своих потребностей, как ни странно но никто и не попробовал опротестовать эту точку зрения. Вы знаете, прочитала Ваше замечание и подумала, а правда, ведь половина, если не 80 процентов моих устремлений направлено на себя. Прочла и думаю, для меня тоже первично - иметь, а не быть... Может быть это и неверно, но это данность. Разве заявленная мною позиция формирует иждивенцев Да нет, не сказала бы. Скорее, тут уместнее говорить об объективных причинах такой позиции. У Вас есть конкретный личный опыт - Ваше знание. Оно абсолютно верно для Вас. У меня - мое знание, моя позиция, и она тоже работает на меня и для меня. У Вас, Андрей Викторович, свой опыт - да, Вы создали свое детище - "Эйдос", который в определенной мере служит другим людям. Но он не может служить всем. И в какой-то мере его создание отвечало Вашим личным целям. Разве Вы не чувствуете гордости за то, что Вы - основатель? Чувство гордости - лично. И служит в том числе личным целям. Хисаметдинов А.А. пишет: Итак имеем: я и в т.ч. большинство других участников конкурса совершенно справедливо признаются в том что мы не знаем что такое ДО, но думаю никто из присутствующих не считает себя ущербным, тем кому что - то "недодали"! Азат Анварович! Полностью с Вами согласна! Ни ущербности, ни сожаления. А чувство легкой неудовлетворенности - да, есть. Поскольку чувствую себя кутенком, кинутым в прорубь. Карабкаюсь, плыву, но так неумело, что легкое чувство недовольства все же есть. Заметила, что приходится пробираться зачастую в инструкчиях сквозь дебри терминологии. Может быть это барахтанье и есть новый подход к смыслу образования/обучения?

Хисаметдинов А.А.: Шулепова Т.В. пишет: А чувство легкой неудовлетворенности - да, есть. Поскольку чувствую себя кутенком, кинутым в прорубь. Карабкаюсь, плыву, но так неумело, что легкое чувство недовольства все же есть. Заметила, что приходится пробираться зачастую в инструкчиях сквозь дебри терминологии. Может быть это барахтанье и есть новый подход к смыслу образования/обучения? Это мы чувствовали себя так в начале Татьяна Владимировна! Недовольство да( в прошлом), но чувство удовлетворенности ДА, мы почти прошли конкурс вот и рефлексируем, анализируем.

Борзова О.А.: А.В.Хуторской пишет об образовании и его цели: если это собственное развитие, то для чего оно? Если для того, чтобы создать значимый для других продукт - это одно, если только для себя - другое Образование - это то, что образуется в разуме и подсознании человека на выходе из школы. И это, как все правильно понимают, не набор ЗУНов или компетенций( новое название ЗУНов), а совсем другое у каждого свое личное мировоззение, а вот цели надо научить детей ставить еще в школе,а не на выпускном вечере или последнем звонке. Мой сын спросил меня зачем я поступила в магистратуру и снова учусь? "Мама - ты же уже училась и учишь других!? Зачем ты опять идешь учиться?Зачем это надо?" Я ответила,что если я не буду учиться постоянно,то устарею и не смогу правильно учить и воспитывать детей,потому что мир вокруг меняется". Как говорил кто-то из ученых "Чем меньше я знаю,тем меньше область моего незнания! И чем больше я знаю,тем больше область моего незнания!" Вывод первый, образование и потребность в нем возникает в нашем сознании при нехватке "пищи для ума!" Это особенность мозга,если он тренирован на работу (постоянную работу с информацией и т.п.), то клетки будут давать сигнал на работу всего организма и мы волей или неволей будем искать образование! С самого первого класса я говорила сыну,что учится он пошел в школу для СЕБЯ и ни для кого или чего другого!!! Да многое мы переживали при обучении и результат еще впереди,но то как идет его развитие и образование в его сознании и подсознании меня очень радует! Сын сам поставил себе цели и идет к ним, как бы я его не переубеждала, и сам занимается своим образованием,ко мне обращается лишь за советами в трудную минуту или радостными моментами успеха, чтобы самоутвердиться. Вывод второй, расставив приоритеты в начале пути образования детей( помочь им поставить эти цели должны родители и учителя начальной школы) мы получаем целеустремленную, образованную и развитую личность,а при правильном нравственном и духовном воспитании - человека,который будет человеком всегда!

Шулепова Т.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Это мы чувствовали себя так в начале Татьяна Владимировна! Недовольство да( в прошлом), но чувство удовлетворенности ДА, мы почти прошли конкурс вот и рефлексируем, анализируем. А лучше бы рассуждали по теме форума.))) Нужно Вам создать свою тему на форуме по теме рефлексии от конкурса!)) admin пишет: Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Какова их роль в определении смысла и целей образования? Что касается рода. Кажется, что родовые отношения утратили значение, поэтому, думаю, этот вопрос неактуален. Регион может и должен учитывать в направлниях развития нужды региона. Промышленный район, логично предлагать развитие технического направления в образовании. Аграрный - естественнонаучного. Государство должно перспективно оценивать подготовку специалистов. Может быть определять квоты для разных профессий. вспомните прорву юристов, подготовленных в прошедшие годы, или сонмы инженеров, не получивших работы сосответствующей специальности. Да, критикуем мы плановое хозяйство, но экономика, а образование его неотъемлемая часть, не может быть неплановой.

Макарова Л.П.: Больше всего образование необходимо самому учителю.Рост требований общества к качеству образования обусловливает значительное усложнение педагогической деятельности.Это проявляется в увеличении числа функций педагога,расширении содержания его деятельности.Необходимость фундаментальных знаний,работа с большими потоками информации,апробация новых технологий-все это делает обучение педагога,самообразование,повышение квалификации главным условием профессионализма.Только при этом условии педагог способен к сущностному пониманию образования ученика как создания человеческого образа.

olga-sorokina: Макарова Л.П. пишет: Больше всего образование необходимо самому учителю. Любопытное заявление. А разве наше образование и самообразование не мотивируется тем, что мы хотим повысить качество обучения ученика?

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Только при этом условии педагог способен к сущностному пониманию образования ученика как создания человеческого образа. Какие варианты (формы) образования позволят педагогу, наконец-то, соответствовать запросам всех потребителей процесса обучения? Можно ли удовлетворить всех? Нужно ли? Я вот в последние 2 месяца прошла, и пройду в ближайшие три недели, 3 курсов для учителей. 2 дистанционных, да 1 очные. Неужели, они серьезно увеличат мое соответствие запросам? Может, количество и переходит в качество, но сомневаюсь, что перйду к сущностному пониманию образования ученика как создания человеческого образа.

Макарова Л.П.: Процесс развития человека имеет скачкообразный характер, изменения происходят в периоды кризисные,накопленное количество новых знаний,опыта перейдет в качество.Другого не дано.Так что ждите и надейтесь,может быть сможете соответствовать запросам,прежде всего своим.А создание человеческого образа-это не метафора.Человек создан по образу и подобию Божьему.Православная педагогика и гуманитарная парадигма в педагогиге понимают это так,что образ Божий есть в каждом человеке,в каждом ученике.А подобие(быть подобным)-это процесс,в котором мы,педагоги,должны помочь ребенку соответствовать этому высокому назначению,т.е.создать образ человеческого в человеке.Я,например,на более примитивную роль не согласна.Мне нравится такая задача педагога.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: А подобие(быть подобным)-это процесс,в котором мы,педагоги,должны помочь ребенку соответствовать этому высокому назначению,т.е.создать образ человеческого в человеке. Высокая цель и высокая планка. Что тут скажешь? Мне, наверное, не дано.

Хисаметдинов А.А.: Шулепова Т.В. пишет: А лучше бы рассуждали по теме форума.))) Извините занесло Шулепова Т.В. пишет: Можно ли удовлетворить всех? Нужно ли? Удовлетворить всех невозможно, но время от времени делать это нужно, происходит эмоциональная и информационная подпитка организма, которая позволяет во многом взглянуть другими глазами на предыдущую свою деятельность.



полная версия страницы