Форум » Философия и методология образования » Кому и зачем необходимо образование? » Ответить

Кому и зачем необходимо образование?

admin: Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Какова их роль в определении смысла и целей образования?

Ответов - 96, стр: 1 2 3 All

Романов К.М.: Кому и зачем необходимо образование? Возвращаемся к данной теме. Все мы учимся чему -нибудь и как -нибудь. Шулепова Т.В. пишет: вот в последние 2 месяца прошла, и пройду в ближайшие три недели, 3 курсов для учителей. 2 дистанционных, да 1 очные. Неужели Вас так легко отпускают на курсы? И надо ли это.Хотя учиться конечно же надо, но количество не может перейти в качество.

olga-sorokina: Романов К.М. пишет: Неужели Вас так легко отпускают на курсы? И надо ли это.Хотя учиться конечно же надо, но количество не может перейти в качество. Ну, не так легко на самом деле. Поэтому и выбираем чаще дистанционные курсы, которые можно проходить "без отрыва от производства", хотя это достаточно тяжело: приходится работать по ночам. Если говорить о количестве, то оно напрямую зависит от интересов педагога, от его желания внедрить какие-либо приемы, методы и т.д. в свою практику. Есть курсы, которые необходимы, чтобы идти в ногу со временем, например, курсы компьютерной грамотности. Ну и как прикажете без этого обойтись? Так что иногда качество требует количества.

Макарова Л.П.: А не легче в своей школе организовать курсы?У нас учителя информатики обучают азам,потом приглашаем специалистов,и так беспрерывно.Всегда ведь приходят новые люди,уровень разный.Конечно,я согласна,что все равно самый эффективный путь-самообразование,потому что никто ,кроме нас,не знает ,какие пробелы нам мешают работать результативно,как и где их можно ликвидировать.У нас все это отражается в портфолио педагога,который участвует в рейтинге,по итогам рейтинга устанавливаются доплаты и надбавки педагогам.Профессиональная активность должна поощряться.И в каждой школе есть средства,они не велики,но все же.


Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: А не легче в своей школе организовать курсы? Можно конечно, но кабинет(ы) информатики обычно под самую завязку загружены, есть возможность проводить курсы только на каникулах

Макарова Л.П.: МЕжду уроками,всегда и везде учимся.Вот медиацентр открываем,будет попроще.Хотя сегодня каждый норовит урок с медиаподдержкой провести.Решили 5 проектор купить,донимают.Все-таки субсидии позволяют.Самостоятельно хозяйствуем,на ЖКХ сэкономили прилично,все растратим на прогресс.Удовольствие с такими педагогами работать,ты еще только думаешь,они уже освоили.Вот микроскоп с выходом на экран нашли,надо деньги искать.Поэтому и дети учатся и хотят еще и исследованиями заниматься.

А.В.Хуторской: Макарова Л.П., большинство ваших сообщений на форуме - это ваши попытки "делиться опытом". Мне думается, что вы могли быб ыть более успешны в обсуждении проблем как таковых, а не только в описании того что у вас "всё замечательно". Если же "об опыте", то важнее называть не результаты, а технологии их достижения - подробно, детально.

Макарова Л.П.: Спасибо за внимание к моим сообщениям.Андрей Викторович.Насколько возможно,я стараюсь рассказать о составляющих успеха,о реально обеспечивающих положительный результат шагах.Это не только модель нового успешного учреждения,но и его живая жизнь.

Макарова Л.П.: А актовый зал и видеопроектор?Изыскиваем всякую возможность.Зато когда конкурсы или конференции,мои учителя как умницы выглядят.Стоит это наших усилий.У нас тоже 2 смены,все забито,если кто ключ забудет на вахту сдать-все замы знают:срыв,бежим все ищем.И все равно проводим.Сделали 2 дня,когда нет седьмого и восьмого уроков,один-для планерки,другой-для методического часа.Все быть обязаны.Между сменами тоже можно кое-что успеть.Но методические мероприятия,обучающие проводим по запросам педагогов.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: У нас все это отражается в портфолио педагога,который участвует в рейтинге,по итогам рейтинга устанавливаются доплаты и надбавки педагогам.Профессиональная активность должна поощряться.И в каждой школе есть средства,они не велики,но все же. У вас, наверное, развитой капитализм. А у нас развивающийся только. Конечно, стремление к самообразованию должно поощряться, не как цель, а как средство повышения уровня образованности. Но для этого и руководитель д.б. информационно грамотным.

Хисаметдинов А.А.: Шулепова Т.В. пишет: Но для этого и руководитель д.б. информационно грамотным. Пришла на ум такая недавняя ситуация В общем есть ноутбук (выбил в прошлом году для кабинета физики) лето он лежал у директора дома, а недавно он мне заявил "Я был у зам.главы администрации по соц. вопросам, она сказала что директор должен быть грамотным и на столе у него должен лежать ноутбук , поэтому я Вам его не дам " Вот он и лежит в качестве атрибута современного директора Ладно бог с ним я в другой уже школе

Лобанова Л.В.: olga-sorokina пишет: Есть курсы, которые необходимы, чтобы идти в ногу со временем, например, курсы компьютерной грамотности. Ну и как прикажете без этого обойтись? Без курсов компьютерной грамотности никак не обойтись так, как основная цель компьютерной грамотности сформировать у учащихся и у учителя понятийный аппарат, необходимые для понимания и оценки окружающий их информационной среды, развитие целостной системы знаний.

Федорюк Л.В.: olga-sorokina пишет: Если говорить о количестве, то оно напрямую зависит от интересов педагога, от его желания внедрить какие-либо приемы, методы и т.д. в свою практику. Я бы слово количество исключила, когда говорят об образовании. Да , это мой путь к познанию, да ,в этом заинтересованы , каждый по-своему, и родитель, и общество. и государство. Мне бы тоже очень хотелось много пройти курсов, думаю, (не знаю , о каком количестве идет речь) что и работа по ночам не поможет. Процесс образования - это спланированный , трудоемкий и длительный процесс. За краткосрочные курсы получаем лишь представление. Да. я прошла курсы по использованию ИКТ в учебном процессе. была на семинарах, проводимых в регионе. И каждый раз думаю, что по этому направлению надо бы лет эдак 5 поучиться.

Шулепова Т.В.: Романов К.М. пишет: Неужели Вас так легко отпускают на курсы? И надо ли это.Хотя учиться конечно же надо, но количество не может перейти в качество. 2 курсов Центра "Эйдос", конкурс тоже можно рассматривать как курсы (итого 3). На них мне разрешения не нужно. Интересно просто. 1 курсы очные - "Система проверки заданий ЕГЭ" Сами понимаете, что не просто нужные - необходимые. А Качество есть, если к курсам относиться качественно.

Хавкина Т.А.: Романов К.М. пишет: Неужели Вас так легко отпускают на курсы? И надо ли это.Хотя учиться конечно же надо, но количество не может перейти в качество. Все очень индивидуально. А количество перерастает в качество, когда учитель, прошедший курсы, начинает активно внедрять новые формы работы. В каждой школе есть инициативная, творческая группа учителей. И руководители знают, что если таких людей послать на курсы, то результат будет. Просто одним доверяют, а другим не очень. Дистанционная форма может помочь учителям в повышении рейтинга. Пусть на Вас взглянут по новому коллеги и руководство. Выиграют в результате все - и учителя, и дети, и администрация. А по поводу того, что тяжело и работать приходится ночью, если учишься без отрыва от производства, так никто и не говорил, что будет легко. Мы сами для себя выбираем, надо это нам или нет.

оданович М.В.: Познание начинается с проявления ориентировочного рефлекса, который впервые определил И.П. Павлов, "Что такое?", осмысление значимости того, что познал. Далее попытка выбора ответа на вопрос Быть или не быть. Теперь попытаемся проиллюстрирровать выше сказанное наконкретном примере моего учатия в конкурсе "Дистанционныйучитель". Сначала была любознательность - что собой представляеь ДО, слышала, но не знала сущности. Далее поытка целеполагания для чего оно мне нужно для дальнейшей работы в школе. Наверно, когда проведу занятия дистанционных курсов окончательно для себя найду ответ на философский шекспировский вопрос. На данный момент перед мной соит выбор быть мне в нем, но ни коим образом не иметь. Также и наши ученики проходят свой путь выбора.

olga-sorokina: Если у человека есть желание научиться чему-нибудь, то и возможности он непременно найдет. Если такого желания нет, то все остальное бессмысленно. Более того, такие вот "ученики принудительного типа" дискредитируют потом саму идею учения, провозглашая, что было "скучно, нудно" и т.п. А сами по сути, даже не удосужились узнать, о чем речь была.

оданович М.В.: Если нет понимания значимости образования будь то ученик или учитель, образование будет стимулироваться предъявляьться на основе внешних стимулов. Для этого необходимо создать такую задачную ситуацию, чтобы для ученика возникло стремление и желание к образованию. В этом и заключается профессиональное мастерство педагога.

Хисаметдинов А.А.: оданович М.В. пишет: Для этого необходимо создать такую задачную ситуацию, чтобы для ученика возникло стремление и желание к образованию. Например как Вы видите типичную постановку задачи с точки зрения филолога.

оданович М.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Например как Вы видите типичную постановку задачи с точки зрения филолога. Постановка цели урока: Самостоятельно формулировать определение терминов, используя структуру определения (ключевая фраза + видовой признак) Сравнивать понятия, биологические объекты. далее список еще можно продолжить в зависимости от содержания урока. Постановка цели обучения в основной школе - формирование умений учебно-познаавтельной компетенции. Цель образования - создание условий обогащения опытв учащихся преодолевать арзнавательные. личностные, межличностные затруднения. Мне не совесм понятно , окончание ващей фразы -с точки зрения филолога .

оданович М.В.: оданович М.В. пишет: Цель образования - создание условий обогащения опытв учащихся преодолевать арзнавательные. личностные, межличностные затруднения. опечатка - преодолевать познавательные, личностные , межличностные затруднения.

Макарова Л.П.: Если учесть,что от образования зависит будущее общества:и его духовность, и его экономика - то цель общая - сохранение или возрождение духовного, интеллектуального потенциала нации,воспитание человека,способного к творческому созидательному труду на основе свободного и ответственного выбора.А уже каждый, кто занимается образованием должен конкретизировать эту общую цель, разработать систему перспективных целей,дальних, ближних и проч.У администрации - свои, у учителя нач.школы - свои,у воспитателя ГПД - свои.После этого выстраивается система задач,отбираются средства.

Хавкина Т.А.: admin пишет: Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Какова их роль в определении смысла и целей образования? "Бытие определяет сознание", равно как и смыслы и цели образования

Одинец К.А.: Хавкина Т.А. пишет: "Бытие определяет сознание", равно как и смыслы и цели образования Каждое общество вырабатывает собственный миф о Бытии, как Бытие может определять сознание, если оно само - продукт рефлексии человека о своем месте в мире? Давайте искать смыслы не вне, а внутри человека.

Горячева Л.Н.: admin пишет: Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Какова их роль в определении смысла и целей образования? Все вышеперечисленное это есть ни что иное как "социум", в котором находится маленький ребенок в начале своего образовательного пути. Социум должен создать себе подобного члена общества. Со всеми нормами и установками.И никто не спрашивает, а каким должен стать пришедший в мир ребенок.Программа закладывается еще до рождения, но участие, самое активное в реализации поставленной цели принимает школа. И именно с нее и спрос в конце концов.В течение длительного времени обучения из ребенка создают "бонсай"- растение, удобное для данной среды обитания.Это и печально.

Пырина Светлана: Образование-непременное условие существования цивилизации и культуры, человек-создатель и создание цивилизации и культуры, поэтому вне образование он недееспособен.

Архипова Татьяна: Образование - путевка в жизнь, фундамент, на котором строится вся дальнейшая жизнь человека, его профессиональные достижения, нравственные приоритеты и т.д.

Kenskin: Нет сомнения, что государство является формообразующей структурой или конструкцией общества. Приняв это положение, можно утверждать, что государство в своих крайних проявлениях по отношению к обществу представляется идеализированными скелетной или панцирной моделями. Иными словами, идеальная модель государства носит характер «скелета» или «панциря», оболочки (рис.I.5, I.6). Для первой модели характерна тесная взаимосвязь: «крепкое общество – сильное государство». Государственная «решетчатая», «скелетная», «реберная», «каркасная» система (рис.I.5) укрепляется и «подпитывается» за счет «мышц» – отраслей гуманитарной сферы, функционирование которых основывается на деятельности носителей инструментального знания – интеллектуалов. В свою очередь, «мышечная структура» общественного организма становится более рельефной и привлекательной для внешнего наблюдателя или «собеседника», если опирается на крепкие, устойчивые и сильные государственные структуры. Государство скелетного типа является достаточно гибким и значительно укрепляется общественными «мускулами» в гуманитарной и экономической сферах. Внутренние органы, «питающие государство и общество, удобно и прочно располагаются в определенных «местах», уменьшается возможность «теневых» видов деятельности. Скелетный тип государства создает абрис, структурирует, оформляет общество, придает ему определенный имидж и поддерживается «внутренними органами» экономики и «мускулатурой» общественных отраслей – науки, культуры, образования, здравоохранения, – всего того, что требует значительных вложений интеллектуального труда, т.е. отраслей интеллектуальных технологий. Государство «скелетного» типа весьма заинтересовано в подготовке интеллектуалов для пополнения и развития общественных институтов, укрепляющих позиции государства на международной арене и во внутренней жизни общества. Другая крайняя модель – панцирное государство. Государство «панцирного» типа включает в себя общество, «облекает» его, претендует и осуществляет претензию на право единственного представителя общества во всех сферах деятельности как вне, так и внутри общества. Деятельность общественных структур полностью направлена на укрепление государства, вне государства общественная деятельность обречена на диссидентство или остракизм как со стороны государства, так и со стороны других общественных структур, управляемых и образованных, как правило, государством. «Внутренние» органы «географически» не зафиксированы, что создает предпосылки к расцвету «теневой» деятельности. Государству, определяющему пути развития общества, становится лишней развитая общественная «мускулатура», подготовка интеллектуалов переносится в семью, возникают династии «умников», деятельность которых тщательно отслеживается и регулируется государственными органами безопасности. Оболочечная или панцирная модель государства характеризуется сдерживанием и регулированием гуманитарной сферы в нужном для государства направлении. Общественные институты не имеют влияния в обществе, основной является однолинейная должностная иерархия, общественный авторитет личности может проявиться только на государственном поприще. «Теневые» структуры, как правило, находятся под патронажем государственных институтов, силовых государственных структур и поэтому процветают. Внешние контакты осуществляются либо государством, либо с разрешения государства и весьма дозировано. Всякое самостоятельное проявление коммуникативности с внешним миром воспринимается как нелояльность по отношению к государству. Общественные деятели, как таковые, отсутствуют. Общественными деятелями называются либо политики, либо служащие государственных учреждений, имеющие статус государственных деятелей, т.е. облеченных правом выступать от имени государства. Эти деятели попеременно могут называться либо государственными, либо общественными деятелями, но и в том, и в другом случае они предпочитают говорить, что выступают от имени народа или выражают волю народа. Так принято. Так называемые ветви власти являются ветвями государственной власти (законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть). Средства массовой информации из общественного института превращаются в придаток государства и именуются «четвертой властью». Имеется и «пятая власть» – теневые структуры, исполняющие основные государственные роли при слабой легитимной власти. В этом случае, обычно в период накопления или перераспределения капитала, происходит интенсивная легитимизация «пятой власти» и перерастание ее в первые три ветви. Государство по этой модели всеми доступными средствами обеспечивает свое положение, добивается сохранения «status quo», поэтому для его «нормального» функционирования необходимо как можно больше профессионалов – носителей практического знания . Таким образом, не только обществу, но и государству весьма важен вектор высшего образования (рис. I.7), направленный либо на подготовку носителей инструментального знания, либо на подготовку носителей предметного знания. Большинство существующих государств соответствуют промежуточным моделям в общественных организмах своих стран. Превалирование черт той или иной модели может определяться по PR-индексу. Иными словами, если на международной арене наиболее известными являются государственные деятели данной страны, это означает, что страна управляется государством по модели, близкой к панцирному типу. Если внешние контакты равномерно осуществляются как государственными, так и бизнесовыми или общественными структурами, государство приближается к модели скелетного типа.

А.В.Хуторской: Kenskin , вы привели так сказать кусок статьи. А что вы хотите сказать или обсудить-то?

Бугай Ю.Г.: Смысл образования - помочь людям стать полезными членами общества, а также научить их ценить свое культурное наследие. Поэтому одна из первостепенных задач образования - научить человека правильно жить. Конечно, каждый человек обязан осознавать важность получения образования и должен стремиться к самообразованию. А семья, государство, человечество - это люди, которые должны понимать смысл и назначение образования.

Надежда Лимонникова: Что значит правильно жить и как этому научить? Для кого-то правильно жить означает вкладывать свои силы в других, помогать всем, а кто-то считает, что правильно заботиться о себе, добиваться личного успеха, богатства. Цели и смысл образования должны согласовываться с семьёй, государством, а строиться на вселенских принципах с учётом человекосообразности, т.е. того, что нужно каждому человеку, чтобы быть счастливым. Чтобы человек почувствовал, что он обязан осознавать важность получения образования, его к этому нужно привести. Ведь каждому человеку важнее понять, для чего он здесь и что ему дано, тогда он и обяжет себя образовываться и самообразовываться.

levlaw: образование - это образ который необходимо строить согласно законам, которые существуют в природе. коменский это понял! до сих пор его система живет , т.к, она естественная. (раньше заказчиками было государство, а теперь бизнес. встает интересная проблема: мы развиваем личность в педагогике или нам на эту личность на ... ть ! мы выполняем заказ тех кто платить.тогда это лицемерие научное!!!) ГДЕ ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА! т.о. смысл образования - это научить человека жить согласно всеобщим законам. хотя если законы геометрии противоречили бы нашим потребностям так же как законы нравственности, мы бы их нарушали каждый раз

Передериева Е.В.: По - моему, смысл образования заключается в понимании целостной картины окружающего мира, осознании своего положения в ней; формирования компетенций, отвечающих запросам общества для самореализации участника образовательного процесса.

Проклова О.М.: Если посмотреть значение слова "образование" по словарю В. И. Даля, то его смысл - давать вид, образ, улучшать, обтёсывать слагать нечто целое и т.д. Образование - это мощнейшее средство формирования не только и не столько умственных способностей, сколько духовной, эмоционально - чувственной стороны личности, в определённой мере программирующей её развитие и жизненный путь. В настоящее время новая миссия образования формулируется как спасительная. Считаю, что главным показателем образованного человека является социальная компетентность - способен ли человек устанавливать социальные контакты и взаимодействовать в больших и малых группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решении проблем страны, региона, человека. Проявлять нравственное отношение к другим, регулировать конфликты, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов. Социально компетентного ученика характеризует способность к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию. Человек только тогда способен понять других, когда понимает сам себя! Поэтому главный девиз - "найти дорогу к себе!".Другое дело, что как показывает современная практика, темпы развития современных технологий, объём новой информации и т.д. , буквально "захлёстывает" как ученика, так и учителя. Это требует как физических, так и психических усилий. И здесь, необходимо не потерять ученика, как личность. Ведь, ученик должен быть в первую очередь личностью, а не просто потребителем. Очень значимо на данном этапе - установить связь между традициями и новыми тенденциями, адаптировать новое без ущерба для своей индивидуальности, без потери своей независимости.... А всё это - ставит новые задачи перед учителями: "чему и как учить". И только тот учитель способен научить ребёнка чему - то новому, если постоянно учится чему - то сам, и это происходит из - за его внутренней потребности.

Tatarnikova_O_A: Я думаю, в первую очередь, образование нужно человеку, и кажый сам определяет степень своей образованности. Родитель как самый близкий человек для ученика, всегда будет желать лучшего своему чаду и посторается дать ему возможность получить 1 ступень качественного образованя в школе. А дальше дело кажого. Государство в данном случае может только регулировать линии образования на основании потребности в необходимых специалистах.

Селезнева М.В.: Социальный заказ на образование-это своего рода общественный договор, в котором каждая из сторон-семья, государство, человек представляют свои интересы, связанные с образованием. Он носит компромиссный характер.

Соловьёва О.Г.: цитата: Неужели Вас так легко отпускают на курсы? И надо ли это.Хотя учиться конечно же надо, но количество не может перейти в качество. Существует закон развития в природе. Пока мы стремимся к чему-то, переходим на новую ступень развития, мы можем учить других. Стационарное состояние не даёт качественного обучения учеников. Обучение на курсах помогает и более интересно построить уроки. Обучение на курсах компьютерной грамотности, например, способствует внерению проектной деятельности. Инновационный подход возможен, если личность развивается.

Передериева Е.В.: Соловьёва О.Г. пишет: Неужели Вас так легко отпускают на курсы? Учителей легко отпускают на курсовую подготовку в том случае, если легко осуществляется замена. У нас замена производится в обязательном порядке, поэтому на курсы отпускают регулярно, преподаватель может повышать свой уровень квалификации.

Селезнева М.В.: На курсы отпускают с удовольствием и даже обязывают их проходить. Только не все курсы отличаются качественной подготовкой. Хотелось бы иметь право выбора, причем с оплатой посредством государственного сертификата, а не из личного кармана.

Соловьёва О.Г.: Добрый вечер! Я не писала о том легко ли отпускают на курсы. Это цитата была. Смотрите текст выше по форуму, высказывания других участников. Я писала о развитии в ответ на высказывание. И опять скажу: "Развитие - движение". Педагог самосовершенствующийся намного больше даст своим ученикам. Согласны?

Смирнова О.Н.: Современное образование выполняет социальный заказ общества и государства. Любая система образования включает в себя две составляющие: информационную и воспитательную. В первом случае передается определенный объем информации, а сам процесс обучения сводится к решению вопросов: Чему учить? И как учить? От решения этих вопросов зависит содержание и метод всего обучения. Правила же воспитания выводятся из представлений о человеке и цели его существования. Бессмысленными останутся вопросы - чему учить и как учить - пока не будет дан ответ на вопрос: зачем учиться? И как учиться? От ответа на последние вопросы прямо зависят и задачи, и принципы, и методы, и само содержание любой педагогической системы. Если посмотреть на историю образования в России, то можно увидеть различные подходы к проблеме образования, различные способы его постановки, которые проистекали из понимания того, что для человека является самым важным и каковы смысл и цель его существования. На современном этапе обучение обязательно должно быть гуманным и человекосообразным. Смирнова О.Н.



полная версия страницы