Форум » Философия и методология образования » Типология целей в образовании » Ответить

Типология целей в образовании

admin: Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок. Каковы специфика и закономерности целеполагания в образовании на разных уровнях?

Ответов - 48, стр: 1 2 All

А.В.Хуторской: Таксономию педагогических целей в познавательной и эмоциональной областях предложил ещё Б.С.Блум. Вот фрагмент его таксономии целей обучения: 1.00. Знания: 1.10 знание специфик, 1.11 знание терминологии, 1.12 знание специфических факторов, 1.20 знание способов и смысла использования специфик, 1.21 знание конвенций, 1.22 знание направлений и последовательностей развития, 1.23 знание классификаций и категорий, 1.24 знание критериев, 1.25 знание методологии, 1.30 знание универсальностей и абстракций в специальности, 1.31 знание принципов и генерализаций, 1.32 знание теорий и структур. 2.00. Понимание: 2.10 трансляция, 2.20 интерпретация, 2.30 экстраполяция. 3.00. Синтез: 3.10 создание цельного сообщения, 3.20 создание плана или предложение множества операций, 3.30 дедукция множества абстрактных отношений. 6.00. Оценка: 6.10 заключение в условиях внутреннего доказательства, 6.20 заключение в условиях внешних критериев. После Блума вопросами типологии и таксономии образовательных целей ученые занимались мало. Мне известны работы болгарки Д.Толлингеровой, О.Е.Лебедева. Проблема такова: как сегодня должна проектироваться типология целей в образовании, в педагогических науках? Какие для этого могут\должны быть основания?

Сенькина СВ: Уважаемый Андрей Викторович! Пожалуйста поясните значение слова "таксономия", а то на первое ощущение этот список выглядит как таксомоторный счетчик... А.В.Хуторской пишет: После Блума вопросами типологии и таксономии образовательных целей ученые занимались мало. В принципе это и понятно, он тут так завернул, что так сразу и не разберешься. Скажите, а попроще что-нибудь есть или проще понять Блума?

А.В.Хуторской: Сенькина СВ пишет: Уважаемый Андрей Викторович! Пожалуйста поясните значение слова "таксономия", а то на первое ощущение этот список выглядит как таксомоторный счетчик Отвечаю. 1. Первое, слезьте с трехколесного велосипеда (ваш аватар), а то вы вопросы задаете на уровне ребенка. 2. Открываете http://www.yandex.ru и вставляете в окошко слово таксономия. Первым же в списке ссылка на сайт Википедия: Таксономия - иерархически выстроенная система целей и результатов от простой к сложной системе. Давайте, всё-таки, пытаться содержательные проблемы обсуждать, а не детские.


Мельникова Н.А.: А.В.Хуторской Уважаемый А.В.! Мне кажется, а может быть я ошибаюсь, вы несколько переоцениваете теоретическую подготовку педагогов. Далеко не всегда даже молодые педагоги показывают высокий уровень владения теорией педагогики. А уж учителя со стажем... В этом, наверное, есть и вина администраций ОУ, которые также уделяют вопросам теории мало внимания. Что поделаешь, текучка заедает. Вопрос целеполагания один из самых сложных в профессии педагога. Говоря с педагогами о процессе целеполагания и том, как он организуется, можно слово "таксономия" заменить на слово "дерево целей". Далеко не каждый директор Вам объяснит. что такое таксономия. Уже хорошо, что он что - то об этом слышал. Для того, чтобы процесс выработки главных целей и их разложения на цели 2,3,4 порядка был наглядным и понятным для педколлектив, можно цели ОУ на учебный год представить в виде дерева целей, в скобках пояснить (дерево целей = таксономия целей). Расписать показатели достижения каждой цели как на уровне ОУ, так и на уровне конкретного учителя и учащегося. Работа эта утомительная и требующая много времени и сил. Но она позволяет сделать более эффективным процесс принятия целей организации всем коллективом. Каждый педагог должен знать, что ему следует делать, чтобы ОУ приблизилось к выполнению той или иной цели хотя бы на чуть - чуть. а то ведь у нас часто цели ОУ сами по себе, а учителя сами по себе. Допустим, ставим задачу: охватить 85% учащихся гимназии участием в ДО проектах. Каждый педагог в плане работы с классом обозначает данную цель для себя и учащихся и отслеживает ее реализацию на протяжении года. Ставим цель: 35% педагогов становятся участниками профессиональных конкурсов, конференций и т.д. Админитсрация держит эту цифру на контроле, ведет ежемесячный мониторинг и т.д. И так по каждому показателю достижения глобальной для нас цели: "Развитие образовательной субъектности всех участников учебно - воспитательного процесса".

Баканова Н.Б.: А.В.Хуторской пишет: После Блума вопросами типологии и таксономии образовательных целей ученые занимались мало. Мне известны работы болгарки Д.Толлингеровой, О.Е.Лебедева. Могу сказать, что на сегодняшний день существует еще Пересмотренная таксономия Блума (доработал его ученик - Андерсон), а также Новая таксономия Марзано

А.В.Хуторской: Мельникова Н.А. пишет: Мне кажется, а может быть я ошибаюсь, вы несколько переоцениваете теоретическую подготовку педагогов. Я вообще ничего про теоретическую подготовку педагогов здесь не писал. Речь здесь идет о типологии целей. Мельникова Н.А. пишет: можно слово "таксономия" заменить на слово "дерево целей" Это не главное. Главное, сама система целей. Вот вы предложили в качестве одной из первых (главных?) целей - процентный охват учащихся участием в ДО. Должно ли это быть целью? Или это только один из показателей выполнения какой-либо другой цели? Что главное, что второстепенное? Прежде всего, с точки зрения человеко-сообразного образования?

оданович М.В.: А.В.Хуторской пишет: Проблема такова: как сегодня должна проектироваться типология целей в образовании, в педагогических науках? Какие для этого могут\должны быть основания? Во-первых типология целей, как планируемый результат деятельности, должны зависить от содержания деятельности (учебно-познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная). Во-вторых, потенциальные возможности учебных дисциплин отличаются для создания условий организации этих видов деятельности. В-третьих, цели должны отражать цели, организацию учеником деятельности на уроке (поставить цель, организацию и выбор пути реализации цели, преодолевать затруднения, анализировать собственные ошибки)

Хисаметдинов А.А.: А.В.Хуторской пишет: Вот вы предложили в качестве одной из первых (главных?) целей - процентный охват учащихся участием в ДО. Должно ли это быть целью? Или это только один из показателей выполнения какой-либо другой цели? Что главное, что второстепенное? Процентный охват учащихся ДО послужит выполнению следующих целей: Послужит отличным способом для удовлетворения многих учащихся своих смыслов в образовании. Даст материал для мониторинга качества ДО Отличная сводка для администрации ОУ "Отработка - наработка" методики и организации обучения для органа осуществляющего ДО Активное включение учащихся в информационное и образовательное пространство Возможность (в т.ч. и дополнительная) заработать педагогу ........ Главное конечно первое

оданович М.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Процентный охват учащихся ДО послужит выполнению следующих целей: Послужит отличным способом для удовлетворения многих учащихся своих смыслов в образовании. Даст материал для мониторинга качества ДО Разве может быть процентный охват учащихся мониторингом качества ДО? Наверно нет. Скорее всего о качестве ДО может свидетельствовать % повторно обучающихся на курсах ДО. Что касается определения интересов и с определенной доли вероятности смыслов, об этом может свидетельствовать не общий процент обучающихся, а рейтинг курсов.

Хисаметдинов А.А.: оданович М.В. пишет: Скорее всего о качестве ДО может свидетельствовать % повторно обучающихся на курсах ДО. Что касается определения интересов и с определенной доли вероятности смыслов, об этом может свидетельствовать не общий процент обучающихся, а рейтинг курсов. Да?! А как появится % повторно обучающихся при не%-ном охвате поначалу . И как составить рейтинг курсов при малой выборке участвующих?

olga-sorokina: admin пишет: Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок. Я думаю, здесь не хватает важнейшего уровня - ученик- личность. Ведь если он не ставит перед собой никаких целей, то ставить их на других уровнях бессмысленно.

оданович М.В.: olga-sorokina пишет: Я думаю, здесь не хватает важнейшего уровня - ученик- личность. Ведь если он не ставит перед собой никаких целей, то ставить их на других уровнях бессмысленно. Здесь также не хватает аще одного показателя ученик- индивидуальность.Х исаметдинов А.А пишет: И как составить рейтинг курсов при малой выборке участвующих? В этом случае даже маленькую выборку необходимо учитывать. Если значение ДО не в сборе денег, а создание дидактической среды для реализации индивидуальной траетории обучения.

Хисаметдинов А.А.: olga-sorokina пишет: Я думаю, здесь не хватает важнейшего уровня - ученик- личность. Ведь если он не ставит перед собой никаких целей, то ставить их на других уровнях бессмысленно. оданович М.В. пишет: Здесь также не хватает аще одного показателя ученик- индивидуальность Разумеется! А как же без этого. Оба этих показателя тождественны друг другу, но он может не ставить перед собой первоначально никаких целей, за него их устанавливают государство, родители, учителя. оданович М.В. пишет: В этом случае даже маленькую выборку необходимо учитывать. Ну не знаю . Малая выборка вряд ли будет служить показателем эффективности ДО курсов. Среду вы сможете смоделировать, но вот будет ли она работать Конечно экстраполировать чисто теоретически можно, но проверка на практике только при более широком применении. Впоследствии только ближе к старшему звену сам ученик должен устанавливать свое целеполагание.

olga-sorokina: Хисаметдинов А.А. пишет: Впоследствии только ближе к старшему звену сам ученик должен устанавливать свое целеполагание. Как раз в последнее время стараюсь привлекать учащихся к активному участию в целеполагании. И личные наблюдения позволяют утверждать, что ученики среднего звена более успешно справляются с постановкой и формулированием цели, чем старшие. Кроме того цели, которые ставят перед собой шестиклассники, более глубокие, чем те, которые выбираются девятиклассниками. Приведу пример сегодняшнего дня: в девятом классе цель звучала примерно так: "Получить хорошую оценку на уроке". В 6 классе встречались такие цели: " Научиться аргументированно спорить", "Изучить материал учебника по теме". Конечно, процесс этот для учащихся не из легких, но практика показывает, что если их не привлекать к участию в целеполагании в ранннем возрасте, то позднее это сделать будет еще сложнее.

Полищук С.Г.: Добрый день! admin пишет: Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок. Каковы специфика и закономерности целеполагания в образовании на разных уровнях? На мой взгляд, специфику будет определять уровень целеполагания: государственный, региональный, школьный... Цели, которые ставит государство, в большей степени ориентированы на всех потребителей образовательных целей, являются если не долгосрочными, то перспективными. Здесь отражается общий государственный и социальный заказ, строится общая опять же модель выпускника. Региональные цели вносят поправки с точки зрения своей территориальной единицы, включая особенности местности, населения, ресурсов и оформляя все это в виде регионального компонента Школьный уровень будет изменять или принимать цели в зависимости от типа ОУ: школа, лицей, кадетский корпус и т.п. Здесь цели ставят более конкретные и сроки изменяются от пермпективы до одного выпуска или даже перехода из класса в класс Целиучебного предмета определяются федеральным и краевым компонентами образовательного стандарта и тем как они воплотятся в планировании курса того или иного учителя. Поурочные цели еще более краткосрочны и соответствуют календарному планированию по предмету. Цели, направленные на ученика , его личность цели, уоторые ставит ученик перед собой должны находится в сфере личностнозначимых. Личностнозначимые цели должны в идеале соответствовать образовательным, где ученик выстраивал бы цепь следующего плана: усвоение темы урока - усвоение материала предмета - получение образования - соответствие модели выпускниква - гражданина - человека будущего. Я вот так понимаю, могу быть и не права.

оданович М.В.: Хисаметдинов А. А.пишет: Разумеется! А как же без этого. Оба этих показателя тождественны друг другу, но он может не ставить перед собой первоначально никаких целей, за него их устанавливают государство, родители, учителя. Понятие личность и индивидуальность, уважаемый коллега не тождественны друг другу. Личностью становятся. В этом случае цели устанавливаются изне (общество - ценности, родители и т.д.) Индивидуальность отстаивают. В этом случае цели определяются смыслами конкретного человека.

Хисаметдинов А.А.: оданович М.В. пишет: Понятие личность и индивидуальность, уважаемый коллега не тождественны друг другу. Как сказать Личность - человек, как носитель сознания - маска которую он носит, способствующая отражать внутренний мир человека. ("Личина" - Маска), и ею не становятся. Она есть всегда. Индивидуальность не отстаивают, так как индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого. Так же как и маски одного от другого. И все

оданович М.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Как сказать Личность - человек, как носитель сознания - маска которую он носит, способствующая отражать внутренний мир человека. ("Личина" - Маска), и ею не становятся. Она есть всегда. В педагогике есть понятие становление, формирование, развитие. В процессе жизнедеятельности происходит процесс становление личности, на который влияют ценности общества, а индивидуальность - это внутренний духовный мир человека. Если вы хотите в этом разобраться обратитесь к Российской педагогической энцикллопедии, к статье Асмолова А.Г., Петровского А.В. Личность (Т.1, с.253) "Индивидом рождаются. Личностью станровятся. Индивидуальность отстаивают." В общем то это вопросы методологии педагогики и они интересены тем, кто имеет стремление заниматься исследовательской деятельностью, желание написать диссертацию.

Хисаметдинов А.А.: К сожалению у меня нет под рукой РПЭ что бы цитировать оттуда. Я могу найти кучу статей и также их цитировать, но это не будет отражать мою индивидуальность, я просто надену чужую личину

Макарова Л.П.: Но мы работаем на форуме НШ,кроме того,эта терминология наша профессиональная,мы не можем не понимать,что все те понятия(простите за повтор)-совсем не одно и тоже.Например,правильно говорить "духовность человека",но никак нельзя "духовнсть личности".Как думаете,почему,Жонглирование словами?А как же известное:как вы яхту назовете,так она и поплывет.Порой, вольно трактуя значения.мы уходим от смыслов.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Но мы работаем на форуме НШ но это простите не означает что общение на форуме должно превратиться в неоднократное цитирование одних и тех же источников (особенно из в темы в тему), и идет не жонглирование словами, а поиск истины, что в философском понимании всегда сопровождается и собственными суждениями. Это к слову об индивидуальном подходе к личностному восприятию.

Шулепова Т.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: поиск истины, что в философском понимании всегда сопровождается и собственными суждениями. Азат Анварович! Так давайте искать её совместно! Возможно, мы создадим какой-нибудь новый термин, позволящий нам придти к согласию. Я вот далеко не согласна с обилием и необходимостью терминологии при всех дискуссиях по теме образования. Моё личное мнение.

Хисаметдинов А.А.: Шулепова Т.В. пишет: Азат Анварович! Так давайте искать её совместно! Возможно, мы создадим какой-нибудь новый термин, позволящий нам придти к согласию. Например опионистический консенсуализм, раздел философии о приходе противоположных по суждениям субъектов общения к общему согласию по всем вопросам.

Макарова Л.П.: А наука мешает в поиске истины?Или категорически нельзя никому это делать на научной основе?И что же плохого в этом?Простите опять за цитату:"Зачем же обдумывать обдуманное.Бери готовое и иди дальше.В этом сила человечества."(Л.Н.Толстой)Если я цитирую других,то лишь для того,чтобы выразить лучше свою собственную мысль.Или процедура дискуссии этого не допускает?

оданович М.В.: В процессе обучения ученик испытывает испытывает соедующие затруднения: познавательные, возникающие при организации и реализации учебно-познавательной деятельности личностные, возникающие при организации и реализации рефлексивной деятельности межличностные, возникающие при организации и реализации информационно-коммуникативной деятелности. Цель образования должно в создании условий для обогащения учеником опыта преодоления таких затруднений. На наш взгляд, одним из эффективных дидактических средств является решение задач, обеспечивающих эмпатийное восприятие действительности. Например, на уроке биологии по теме "Особенности высшей нервной деятельности человека", как элемент включения ученика в процесс целеполагания была предложена следующая звадача:Известнро, что конфликтные ситуации вызываются следующими факторамми; неуверенностью в будущем и в решении посталенных задач, сдерживанием целеустремленности; взамимотношением с родителями, учителями и другими людьми. Выберите, какие факторы для вас более значимы для порожднения конфликтной ситуации. Решение подобных задач способствует развитию не только информированности, но и активизирует поиск смыслов и определение значимости окружающих ребенка ценностей.

Хисаметдинов А.А.: Цель любой деятельности обозначается в идеальной действительности, субъектом этой деятельности и оформляется определёнными для субъекта средствами. * Мы решили (обозначили цель) написать статью (цикл статей в этом форуме) о целях образования, это решение каким-то образом оформлено и держится в нашем сознании. ** Школа решила (обозначила цель) учить всех на “отлично”. Это решение оформлено в соответствующих документах (они являются формами сознания школьного общества), или выделила специального человека для прослеживания выполнения этого решения (это тоже одна из форм обозначения цели группового субъекта деятельности). ***Государство решило построить демократию и заложило это решение в свою конституцию. **** Пара влюблённых решила иметь (родить) ребёнка и оформила (проявила) это решение в согласованном, понятном, покоряющем выражении взаимонаправленных взглядов глаз (это выражение есть форма сознания парного субъекта). Обозначение цели происходит через сопоставление следующих совокупностей. Первая совокупность - потребности субъекта, его интересы, нужды и т.д. Вторая совокупность - внешний (для субъекта) заказ, задание, поручение. Третья совокупность - средства субъекта, его умения, возможности и т. д. Четвёртая совокупность - ограничивающие условия, условия, при которых должна реализоваться цель, препятствующие обстоятельства, то, что необходимо учитывать как данное. Вопрос о том, чему учить, что именно должен освоить каждый ребёнок, тоже закладывается в целях образования, обозначенных государством. Однако, здесь становится существенным учёт возможностей и умений общества, а также реальные условия, обстоятельства, с которыми приходится считаться. Тут и вступают в дело ограничивающие условия из четтвертой совокупности. Интересно, что эти вопросы, осознанно или неосознанно, извращаются и вуалируются в реальной жизни. Одним из проявлений этого является распространённая идеология, предполагающая возможность выбора ребёнком уже в среднем звене школы учебных предметов для обязательного освоения. Или же существующая система оценок. Ведь «тройки» означают, что ребёнок что-то недоделал, недоосвоил, недопонял. Как же это сочетается с идеологией всеобуча? Уровневое обучение, образование классов выравнивания, создание школ или классов с уклоном, все эти и подобные отходы являются завуалированной формой отказа от всеобуча. С другой стороны, стремление развивать всех и во всём, управлять всеми процессами становления и формирования ребёнка есть игнорирование реальных условий, возможностей, границ достижений педагогической науки. Получаем интересную закономерность в приоритетности целей и и способах их достижения, она заключается в невозможности добиться приемлемого результата с точки зрения всех субъектов целеполагания.

Макарова Л.П.: Интересный подход:что мы тогда все здесь(в образовании)делаем?И насчет "троечников".Мне кажется,что именно эта категория учащихся самая нуждающаяся в нашей помощи.Не двоечники же,ну и ладно,-иногда успокаиваем мы себя.А их становится все больше.И больше становится обид на школу.Ведь среди них и те,кто чуть-чуть не двоечник,и те,кто чуть-чуть не хорошист.Наверное.одна из важнейших целей сегодня,организация процесса обучения,позволяющая им всем стать успешными.В каждом классе есть дети,которым ничто не сможет помешать учиться успешно,даже мы.Профессиональная помощь нужна именно тем,кто старается,но не дотягивает до хорошей оценки и отметки.Мы без стеснения говорим о том,что ученик не успевает,потому что не слушает,вертится,отвлекается,пропускает уроки и проч.Потрясает меня всегда заявление родителям-они безобразно ведут себя на моих уроках(не родители ли зарплату за урок получают?).Мы,готовясь к уроку,разве не знаем,что у нас есть проблемы?Почему же из урока в урок мы их не решить стараемся,а загоняем вглубь?Трусость,профессиональная несостоятельность?Пока мы не научимся честно себе сказать об этом,так и будем анализировать объективные причины.Главная методическая цель-развитие профессионального достоинства педагога.Только и только такой учительникогда между собой и детьми не поставит любые самые разобъективные причины.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Наверное.одна из важнейших целей сегодня,организация процесса обучения,позволяющая им всем стать успешными. Разумеется Вы правы. Насчет троечников я бы подискутировал конечно почему они такие с чем связано и пр., но думаю не стоит в рамкаэ этой темы. Макарова Л.П. пишет: В каждом классе есть дети,которым ничто не сможет помешать учиться успешно,даже мы А мы почему должны им мешать?

Макарова Л.П.: Про способных и мотивированных детей я сказала для обострения темы профессиональной помощи самым брошенным детям,троечникам.А это разве не относится к целям образования?Мы как всегда готовы глобальные цели рассматривать,а реальные ведь решать надо-поэтому они не в тему?

olga-sorokina: Я считаю, что роль учителя - видеть перпективы и проблемы каждого своего ученика, поэтому индивидуальные цели я бы поставила на первое место. Иногда учитель, сам того не желая, становится фактором, мешающим развитию отдельного ученика. Навешивание ярлыков ( например, "троечник") - дело простое. А вот задуматься о том, как ему выйти из этих искусственных рамок, способны не все, к сожалению. Рада, что Вы это тоже видите, значит, не относитесь к данной группе педагогов.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Мы как всегда готовы глобальные цели рассматривать,а реальные ведь решать надо-поэтому они не в тему? В этой ветке форума просто следует решать глобальные проблемы, а точечные цели ставить в своей частной практике. Иначе как придти к согласованному решению? olga-sorokina пишет: Я считаю, что роль учителя - видеть перпективы и проблемы каждого своего ученика Да, мониторинг приращений тут просто необходим. только дальше, по-моему, следует перейти от частного к общему - оценке приращений группы, класса, параллели, школы. Ибо только статистика - наука больших чисел - может дать реальную картину смещения результатов и целей во всем образовании.

Шулепова Т.В.: Интересные мысли Вы высказываете Азат Анварович! Анализируя Ваше высказывание, можно сделать несколько выводов (конечно, если посчитать его правильным или единственно верным, что спорно): 1. Существуют внутренние и внешние способы оформления целей. 2. Каждый уровень общества имеет свои цели. 3. Цели разных уровней часто не совпадают, иногда соподчиняются, иногда конфликтуют. 4. Существуют разные составляющие реализации целей (совокупности). 5. Без органичного взаимодействия составляющих достижение целей невозможно. 6. Невозможно в принципе добиться ДАЖЕ приемлемого (!) результата с разных точек зрения. Вообще ощущение безнадежности от поста. Надеюсь, что только у меня. Вопросы, возникшие при прочтении. Можно ли создать систему соответствия целей разных уровней? Необходима ли постановка целей отдельным уровнем общества? Как учесть уровень совпадения желательных и реальных предпосылок реализации цели? Каким образом постановку и реализацию целей разных уровней максимально приблизить к идеальной?

Хисаметдинов А.А.: Шулепова Т.В. пишет: Можно ли создать систему соответствия целей разных уровней? Необходима ли постановка целей отдельным уровнем общества? Как учесть уровень совпадения желательных и реальных предпосылок реализации цели? Каким образом постановку и реализацию целей разных уровней максимально приблизить к идеальной? Если ответить на эти вопросы Татьяна Владимировна то можно смело баллотироваться в Президенты. А жизнь вообще безнадежная штука, но живем ведь! И выводы Вы сделали бесспорные

оданович М.В.: Приопределении содержания цели, мы забываем о том, что она (цель) должна быть реальной и диагностичной, для того, чтоюбы можно судить о результативности деятельности или процесса. Азат Анварович пишет "Одним из проявлений этого является распространённая идеология, предполагающая возможность выбора ребёнком уже в среднем звене школы учебных предметов для обязательного освоения. Или же существующая система оценок. Ведь «тройки» означают, что ребёнок что-то недоделал, недоосвоил, недопонял. Как же это сочетается с идеологией всеобуча?" Обязательные предметы в школе не могут предметом выбора. Существующая в массовой практике система оценивания мало эффективна для диагностики затрудненений конкретного учениака. Для этого учителю в начале необходимо диагностировать и выявить те конкретные затруднения, который испытывает ребенок, а уже после поставив конкретную цель выстроить траекторию ее реализации лдля конкретного ученика. Индивидуальные потребности в сответсвии целевыми ориентирами общетсва (в настоящее время -это адаптация выпускника к жизни в обществе) я бы поставила также на первое место. Единственная трудность реализации индивидуалных целей - это наполняемость классов. В этом аспекте ДО имеет ряд преимуществ в реализации индивидуальных целей ученика.

Хисаметдинов А.А.: оданович М.В. пишет: Существующая в массовой практике система оценивания мало эффективна для диагностики затрудненений конкретного учениака. Для этого учителю в начале необходимо диагностировать и выявить те конкретные затруднения, который испытывает ребенок, а уже после поставив конкретную цель выстроить траекторию ее реализации лдля конкретного ученика. Означает ли это что многобалльность позволит добиться приемлемого результата обучения? оданович М.В. пишет: Индивидуальные потребности в сответсвии целевыми ориентирами общетсва (в настоящее время -это адаптация выпускника к жизни в обществе) я бы поставила также на первое место. Речь то ведь идет как раз о конфликте индивидуальных потребностей человека и общества в целом (и это ведь только частность!)

Макарова Л.П.: Так вот,чтобы не было такого конфликта или он был сведен к минимуму, необходимо ориентировать образование на общечеловеческие ценности, национальную духовную культуру. Для этого нам нужно освоить новые гуманитарные технологии и обучения, и воспитания.Мы должны создать в образовательном учреждении среду, формирующую личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации. Не сами ли мы порождаем возможность конфликта целей, продолжая работать по-старому,используя технологии идеологического воспитания, когда сама идеология уже умерла.

оданович М.В.: Хисаметдинов пишет: Означает ли это что многобалльность позволит добиться приемлемого результата обучения? Многобальность оценивания учебно-познавательной деятельности позволяет при удачной разработки критерией, диагностировать степень реализации поставленной цели. Цель - это планируемый результат. Результаты оцениваются по показателям с помощью шкалы, которая определяет содержание многобалльного оценивания. Цель урока будет при диагностике затруднений ученика направлена на конкретного ребенка, а не на гипотетических учеников класса.

Макарова Л.П.: Цель - это осознанный образ планируемого результата. Может ли она быть разной,если говорить о растущем человеке?!Но цель еще и основной мотив, направляющий нашу деятельность.Онованием постановки целей в образовании должно быть:1.Понимание человека как главного предмета профессиональной деятельности педагога.2.Не только ориентация на общечеловеческие ценности, но и воспитание человека, способного к их сохранению и воспроизводству.3.Воспитание целостной личности.4.Опережающий характер цели образования,подготовка к будущему "жизнетворчеству"человека(Е.В.Бондаревская)

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Опережающий характер цели образования,подготовка к будущему "жизнетворчеству"человека В новых условиях главными задачами образования являются формирование базовых знаний формирования умения самостоятельно учиться и профессионально совершенствоваться формирование мотивационной ориентации на продуктивно- контрибутивный процесс обучения. Для иллюстрации изменения главной парадигмы образования можносформулировать следующий образный тезис: “В учебном классе, подключенном к Интернет, учащийся имеет выбор, остаться ему в классе, или "уйти" в Интернет”. И если учителя не смогут удержать своих учеников в "классе", топоследние могут потеряться на просторах Интернет. Задачей национальной политики, и не только образования, должно быть создание национального культурно- информационного пространства. Это позволит сохранить нашу культуру для нового поколения, которое все больше информации и знаний будет получать из Интернет. Начальное образование уже должно учитывать дальнейшее сильное влияние Интернета на формирование сознания и менталитета нового человека и формировать соответствующую систему ценностей, ориентированную на существование в условиях открытого информационного общества и приоритеты в развитии национально- культурной информационной среды и ресурсов, которые должны оставлять национальные приоритеты даже в условиях естественной утечки “мозгов” и развития сети удаленной работы через Интернет - "телеработы".

Макарова Л.П.: Конечно,это архиважно. Это задачи одного из направлений нашей педагогической образовательной деятельности. У другого направления или субъекта будут другие. Но в результате(а цель - это и есть проецируемый результат) мы все должны думать об одном и работать на это единственное важное - создание условий для создания учеником в себе , из себя Человека культуры(культура в самом широком смысле).



полная версия страницы