Форум » Философия и методология образования » Что такое образование? » Ответить

Что такое образование?

Orij:

Ответов - 67, стр: 1 2 All

А.В.Хуторской: Вопрос, конечно, интересный Я согласен, что нужно определить понятия, прежде чем применять их. И хотя я не считаю, что обязательно надо приходить к каким-то общим или единым пониманиям образования, но обозначить позиции не помешает. Вот мое понимание: Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания.

Orij: А.В.Хуторской пишет: Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания. Не сочтите за пустое критиканство - просто для себя через вопросы пробую уяснить смысл: В каком направлении? Сознательно или неосознанно тоже подходит под это определение? А если человек деградирует? Он тоже образовывается? ...Буду думать над своими определениями, для начала, думаю, неплохо бы посмотреть контексты у классиков и в толковом словаре.

А.В.Хуторской: Orij пишет: В каком направлении? Сознательно или неосознанно тоже подходит под это определение? Тоже подходит. Orij пишет: А если человек деградирует? Он тоже образовывается? Образовывается человек, на мой взгляд, всегда. Что касается деградации - это тоже новообразование по отношению к предыдущей стадии. Кроме того, это понятие - деградация - относительно. По отношению к разным точкам отсчета одно и то же явление может называться по-разному.


Orij: Приведите, пожалуйста, пример, из какой ПРАКТИЧЕСКОЙ точки отсчёта деградация может изменить свой знак? Если я правильно понимаю Деградация - это уменьшение способностей, уровня владения чем-то, уровня управляемой энергетики, по-большому счёту. Но давайте вернёмся к сути вопроса - о каком образовании идёт речь на форуме и будет идти речь на конференции.

А.В.Хуторской: Orij пишет: Приведите, пожалуйста, пример, из какой ПРАКТИЧЕСКОЙ точки отсчёта деградация может изменить свой знак? Например, с одной стороны уход человека "в себя" (в монастырь, в йогу, в секту, наркотики, др.) может означать его деградацию, с другой - это может, наоборот, расцениваться как его восхождение.

Orij: А.В.Хуторской пишет: Например, с одной стороны уход человека "в себя" (в монастырь, в йогу, в секту, наркотики, др.) может означать его деградацию, с другой - это может, наоборот, расцениваться как его восхождение. Ценю ваше мнение. Пришлось призадумться... Но повторю свое доморощенное определение (в словарь не заглядывал пока, чтобы не получитьс очередной комплимент в нетворческом подходе : "Деградация - это уменьшение способностей, уровня владения чем-то, уровня управляемой энергетики, по-большому счёту." Рассмотрим поданные вами примеры (я просто сейчас "вслух размышляю", однозначное решение ещё не сформировалось) с этой точки зрения. Итак - монастырь. Я думаю, что сам уход в монастырь, секту, йогу ничего относительно развития или деградации не означает... А значение имеет результат такого ухода относительно изменения его "характеристик" И полярность может измениться только в относительных градациях - например, добро-зло. А в случае уменьшения умения делать что-то, или уровня энергетики - откуда ни глянь, оно уменьшением и остается В случае с наркотиками вопрос стоит также, только шансов на деградацию на порядок больше. ...Я очень надеюсь, что мы совместно ищем истину через конструктив, а не доказываем кто из нас более творческая личность и более умный? А цель - для того, чтобы разработать концепцию образования или что-то в этом роде, правильно? (Пока-что не видел вашего ответа на вопрос о цели форума и конференции)

Orij: ...Возможно, вы имели в виду то, что могут улучшиться одни характеристики, и улучшиться другие? С этим согласен, тут в общем не скажешь о деградации личности или развитии личности идёт речь! Можно сказать только по отдельным параметрам, характеристикам. Уважаемый А.В. - вы согласны? ...Предлагаю в конце обсуждения выработать общими усилиями рабочую формулировку для данного форума (и конференции ?) как точку отсчёта. Причём, конечно же, эта формулировка может изменяться под влиянием дальнейших обсуждений.

А.В.Хуторской: Orij пишет: Пока-что не видел вашего ответа на вопрос о цели форума и конференции Свой ответ я привел здесь

Евгения Вдовина: Orij пишет: сам уход в монастырь, секту, йогу ничего относительно развития или деградации не означает... В связи с чем рискну спросить: значит ли это, что оценивание только по результату будет односторонним? Надо ли каким-то образом оценивать непосредственно процесс продвижения к этому результату? Есть ли какие-то иные критерии оценивания?

Orij: Перед тем, как начать о чем-то дискутировать – предлагаю определиться с предметом обсуждения. И уже вторым этапом говорить о целях оного. Итак, что же такое – образование? Что значит само слово? Что мы под ним подразумеваем? Какие есть варианты понимания слова? Какова его глубинная суть? А помогут нам в это, я думаю, и слова синонимы, слова-аналогии: Образование, обучение, воспитание, развитие, просвещение, подготовка … и даже дрессировка, натаскивание Вы смеётесь? А чем тогда, по-вашему занимаются уважаемые педагоги в большинстве образовательных учреждений? Прошу дополнить список близких слов и присылать свои варианты определений

Orij: Не пришлось далеко идти - по адресу http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование есть весьма неплохое определение. Дам сущностную часть, которая больше всего понравилась: Образование — духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. Более конкретная часть, но более низкого уровня: Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Основным путем получения образования остается обучение в различных учебных заведениях. Различают общее и специальное образование. Общее образование даёт знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии. Специальное — необходимые работнику определённой профессии и квалификации. (из БСЭ) Также там неплохо подана СТРУКТУРА понятий, которые соотносятся с образованием. : 1 Организации образования 2 Образовательные уровни 3 Отрасли образования 4 Научные направления в сфере образования 5 Практика образования 6 См.также 7 Ссылки Вопрос - согласны ли вы с такой трактовкой, опираясь на которую, т.е. имея более-менее согласованное общее понимание предмета, мы будем вести обсуждение? О каком именно образовании мы будем вести речь на форуме? О школьном? Школа - вуз? Вообще - об образовании в широком смысле слова?

А.В.Хуторской: Orij пишет: Не пришлось далеко идти - по адресу ... есть весьма неплохое определение. С позиций дидактической эвристики в подобных случаях применяется принципиально иной подход. Сначала человек сам создает продукт, например, определение, и лишь потом ищет к нему культурно-исторические аналоги, сравнивает их со своим и т.д. Конечно, сегодня, да и раньше более распространен другой подход – поиск готовых ответов. Про это ещё 300 лет назад Я.А.Коменский писал как об «огромном отклонении в школах». Он критиковал существующую ещё тогда школу за то, что она «не показывала самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор. И величайшей ученостью казалось знать о многом противоречивые мнения многих. Поэтому и получилось то, что весьма многие занимаются тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения, составляя науку наподобие лоскутного платья. К ним с упреком обращается Гораций: «О, подражатели, рабский скот!» И действительно, рабский скот, привыкший к тасканию чужих тяжестей» (Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – С.69).

Orij: Огромное спасибо за лестный отзыв о моей скромной персоне... Я весьма польщён, и восхищён! Я думаю, чем рассыпать комплименты -проще было бы просто дать свое определение понятия образования или покритиковать приведенное А вообще-то цель этой темы - определиться с точкой отсчёта. Можно даже в общих чертах. Чтобы можно было двигаться дальше - определять цели, методики и т.пр. И здесь не имеет значения, откуда взята мысль. Важен результат, суть. А над своим определением я думаю, и сразу выложу как только оформлю. Пока что я во многом согласен с приведенной мною цитатой Итак, уважаемый admin, конструктивные замечания, пожалуйста. Я горю желанием поработать над целями - а без этого (уже повторяюсь) сие невозможно

Tashkinova S.G.: Я была на лекции Л.Н. Горбуновой. Лариса Николаевна определила образование так: "Образование - расширение степеней свободы, позволяющее осуществить компетентный выбор жизненного пути". На мой взгляд, в этой формулировке заложено очень многое: и постановка (переопределение) собственной цели, и способность действовать сообразно этой цели, а если бы этой формулировки придерживались высокопоставленные чиновники, то не тяготились бы школы внешнезаданными целями.

А.В.Хуторской: Tashkinova S.G. пишет: если бы этой формулировки придерживались высокопоставленные чиновники, то не тяготились бы школы внешнезаданными целями Кесарю - кесарево, а чиновникам - чиновничье. Давайте за себя отвечать и делать. Если получится хорошо, то и чиновники, глядишь, обратят внимание. А для этого мало дать красивое определение, нужно простроить обоснованную модель, а также способы перехода к ней от действующей модели.

Макарова Л.П.: Согласна!!!Чиновники всегда такими будут и еще в образовании полно внешнего негатива,так что ж,нам остается только созерцать все это и думать,что все хорошее "не в этой жизни"?А мы разве пустое место?Это ведь мы каждый день заходим в класс и самым существенным образом влияем на многое в растущем человеке.Если бы мы всегда помнили,понимали и отвечали за те ожидания,с которыми приходит в школу ребенок и его родители.Они уверены,что отдают своего дитя в руки специалиста,который ему именно даст хорошее образование(обучит и поможет развиться заложенным в нем способностям).Все-таки наша главная цель-помочь человеку найти образ человека в себе и развить его.Для этого необходим поиск постоянный целесообразных и для -конкретного- человека-сообразных средств.Никакая методичка не поможет.У доктора тоже естьготовые препараты,но он же не назначает их всем подряд-для каждого свой,индивидуальное сочетание их.В каждой школе есть педагоги,которые точно знают,как опасно выбирать неверные технологии и ингридиенты-это учителя и физвоспитания.Их рецепты и инструкции-прекрасный пример результативности ,технологичности любого процесса.

Пономарева И.Н.: Tashkinova S.G. пишет: Я была на лекции Л.Н. Горбуновой. Лариса Николаевна определила образование так: "Образование - расширение степеней свободы, позволяющее осуществить компетентный выбор жизненного пути". . Мысль, на мой взгляд, очень правильная. Но возникает вопрос, а чем мы тогда занимаемся в школах? Прежде всего "даем знания". Это расширяет степени свободы? Да, в определенном смысле помогаем таким образом определиться с выбором жизненного пути. А методы, которые применяем, дают нам возможность в большей или меньшей степени сделать это. Так что, все в порядке?

Veselej: Пономарева И.Н. пишет: Но возникает вопрос, а чем мы тогда занимаемся в школах? Прежде всего "даем знания". Это расширяет степени свободы? Да, в определенном смысле помогаем таким образом определиться с выбором жизненного пути. А методы, которые применяем, дают нам возможность в большей или меньшей степени сделать это. Так что, все в порядке? Далеко Не, Вовсе НЕ! Знания не гарантируют понимания! А человеку для Действия нужно Понимание. Действующих без Понимания предостаточно. Пример. Практически полностью отсутствует понимание "Понимания" как явления у студентов. Проверял регулярно. У педагогов не проверял, но предполагаю - гипотеза! - что они на том же уровне. Извините, если кого обидел!

Veselej: Tashkinova S.G. пишет: Я была на лекции Л.Н. Горбуновой. Лариса Николаевна определила образование так: "Образование - расширение степеней свободы, позволяющее осуществить компетентный выбор жизненного пути". На мой взгляд, в этой формулировке заложено очень многое: и постановка (переопределение) собственной цели, и способность действовать сообразно этой цели, а если бы этой формулировки придерживались высокопоставленные чиновники, то не тяготились бы школы внешнезаданными целями. Уважаемая ЛН определила не Образование а следствие из него: "расширение степеней свободы..., позволяющее" и последствия следствия "компетентный выбор жизненного пути".

Svitova Tatiana: Orij пишет: "Я думаю, чем рассыпать комплименты -проще было бы просто дать свое определение понятия образования или покритиковать приведенное... цель этой темы - определиться с точкой отсчёта. " Что для Вас значит «определиться с точкой отсчета»? Как Вы себе это представляете? Если проще дать своё определение понятия и покритиковать другие, то зачем тогда нужно обсуждение на форуме? Может, проще и остаться на уровне «сказал – повторил»? И далее: "Чтобы можно было двигаться дальше - определять цели, методики и т.пр. " Как связано выше Вами сказанное с желанием определять методики? Определять новые методики на основе традиционно извлеченных понятий? Нет ли здесь противоречия с эвристической точки зрения?

Svitova Tatiana: Наверное, можно отталкиваться от имеющихся определений и двигаться через них к своему. Ведь ученик неизбежно будет пытаться сформулировать определение, опираясь на свои имеющиеся знания-мысли, принадлежащие другим. Насколько велик процент того, что он абстрагируется и будет извлекать только своё (другой вопрос, что он не может не воспроизводить дословно, а говорить своими словами)? Мало кому хочется испытывать по доброй воле «муки творчества» - перевешивает привычка, традиции. Кроме того, у учащихся часто встречаются проблемы с точным вербальным выражением своих мыслей. Им нужна отправная точка для суждений. С другой стороны этой отправной точкой может служить не подсказка-утверждение, а вопрос.

Шулепова Т.В.: Образование... Создание образа. С одной стороны абсолютно личное, а с другой - очень общее понятие. Личное - поскольку созданием образа занимается сам субъект. Общее - поскольку таких субъектов далеко не один, множество. Образ у субъекта может возникать на заданную тему - предметный образ. Он формируется из опыта обучения предмету в школе, например, или как результат общения на форуме на заданную тему. Образ может возникать на полученный личный опыт - образ семьи, например. Я совсем не собиралась уходить в сторону, но, по-моему образование - слишком широкое понятие, чем принято его считать обычно (имею в виду отрасль). А задача отрасли - соединить общественно ценные образы людей воедино, создав систему передачи образов, точнее систему формирования образов под дейтсвием других образов. Систему представлений. Конечно, есть сугубо практические умения и навыки, сухие знания (набор фактов). Но думаю, что их рольв становлении личности человека все же вторична, важнее его отношение к ним, его образ.

оданович М.В.: Образование процесс создания человеком своего образа, проявляющегося в различных его сферах (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, сфере саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной). Каждая из этих сфер по мнению профессора О.С. Гребенюка характкризуется способами и условиями формирования. Изменения в каждой из этих сфер и сотавляют сущность процесса образования человека в определенном возрасте.

А.В.Хуторской: Коллеги, попытаюсь зафиксировать ситуацию с выяснением сути образования в данном обсуждении. Во-первых, прежде или одновременно с поиском смысла и целей образования необходимо определить что есть само образование. Во-вторых, различные понимания образования могут иметь и разные же смыслы, цели. Антитезис: у разных пониманий образования может быть общий, единый смысл; различие возможно на уровне целей. В третьих, возникла проблема, которая получила разные позиции. Образование – всё то, что изменяется в человеке (А.В.Хуторской); образование – только позитивные (с определенной точки зрения) изменения (Orij). Четвертое. В ходе обсуждения прозвучали следующие структуры определения образования: Образование — духовный облик человека Образование — процесс и результат усвоения… Образование - расширение степеней свободы … Образование - процесс создания человеком своего образа… Пятое. Теперь надо попытаться: а) выявить другие принципиально отличающиеся структуры определений образования, б) переходить к выявлению смыслов и целей различных пониманий определения.

Калинина Ирина: А.В.Хуторской пишет: Теперь надо попытаться: а) выявить другие принципиально отличающиеся структуры определений образования, б) переходить к выявлению смыслов и целей различных пониманий определения. Считаю, что образование - естественная форма и содержание существования общества, при которых и опыт "сын ошибок трудных", и духовность, и Образ Божий - все передается. Другой вопрос как в разные времена понимали и организовывали процесс образования. Кто-то заложил классический фундамент, и участники форума на этих классиков благодарно ссылаются, кто-то устроил провокации, и нам теперь предстоит спорить, дискутировать по поводу сказанного и сделанного. А кто-то, ничего не говорил и не говорит, движется по пути практики, никого не трогает и ему почти никто не мешает, наслаждаясь процессом общения с детьми, увлеченно передавая свой опыт и мировоззрение. Смысл состоит в поиске формы, в диапозоне педагогической идеи (я проецирую свой опыт только на своих 25 мордашек, или на всю человеческую цивилизацию?), в возможности самореализовываться в тандеме: и педагогу и ученикам, ну и наконец, с радостью или ужасом видеть, что все твои потуги приносят какой-то осязаемый результат Отечеству.

А.В.Хуторской: Калинина Ирина пишет: Считаю, что образование - естественная форма и содержание существования общества, при которых и опыт "сын ошибок трудных", и духовность, и Образ Божий - все передается. Не всё передаётся. Иногда вообще ничего не передаётся, а лишь предстаёт перед учеником. А уж будет или нет осуществлена "трансляция" передаваемого, это зависит не от желания педагога, а от а) состояния или потребности или миссии ученика, б) открытия "канала" между ним и тем, кто передаёт", и) от условий и способов "передачи". Что касается моей лично позиции, то она отрицает "передаточную" педагогику, и выступает исключительно за средовый подход. Т.е. Учитель - это формирователь образовательной среды, но не ученика, он носитель способов взаимодействия с ней, и обучает этому инструментарию учеников. А что и как будет делать каждый ученик с этой средой - определяется не столько и не только учителем. Это позиция образования как выращивания, в противоположность позиции вращивания, которую предложил Л.С.Выготский. Калинина Ирина пишет: А кто-то, ничего не говорил и не говорит, движется по пути практики, никого не трогает и ему почти никто не мешает, наслаждаясь процессом общения с детьми, увлеченно передавая свой опыт и мировоззрение. Про "передачу опыта" я давно уже писал, что это невозможно по определению, опыт не передаётся, он может только происходить. Передавать же мировоззрение - вещь совершенно негуманная по отношению к ученикам. Если учитель думает, что его мировоззрение как раз то, какое должно быть\стать у своих учеников - это очень агрессивно по отношению к ним. Мировоззрение должно СКЛАДЫВАТЬСЯ у каждого ученика своё. Собственно, так оно и происходит, несмотря на то, что некоторые педагоги наивно думают, что они "передают" детям своё мировоззрение. А причина такой иллюзии педагога - как раз в его увечённости и неосознанности, которые заполняют туманом его невыраженную позицию. Ведь если рефлексивно покопаться, то такому педагогу нужно вовсе не образование самобытных людей, а его собственное наслаждение.

Калинина Ирина: А.В.Хуторской пишет: педагогу нужно вовсе не образование самобытных людей, а его собственное наслаждение. А разве нельзя сочетать в одном процессе и образование личности и самореализацию педагога?

Veselej: А.В.Хуторской пишет: Образование — духовный облик человека Образование — процесс и результат усвоения… Образование - расширение степеней свободы … Образование - процесс создания человеком своего образа… Есть простые "детские" вопросы, на которые нужно дать ответ тем, кто хочет ПОНЯТЬ Образование: - Откуда бралось, берется образование (возникало, возникает)? - Для чего нужно образование существа, называемого "человеком", но Человеком не являющимся? - Как устроено "образование" Человека в человеке, каковы этапы становления? - Что же такое Образование как процесс производства Человека в человеке? Это вопросы элементарного системного подхода для определения понятий. Вопросы о генезисе (происхождении), о назначении (функции), об устройстве (структуре) и о сущности.

Н.Н.Протченко: Образование – всеобщее благо для общества, государства и личности. Это не технический объект, обладающий высоким уровнем автономии, а живой организм, находящийся в тесной взаимосвязи с жизнью общества. Для достижения качественных перемен в образовании необходимо усилие всех структур общества при жестком государственном контроле. Такова мысль, вытекающая из современных публикаций по теме. У меня возникает вопрос: «Как согласуется ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ со стороны государства творческим подходом учителя направленным на индивидуальный подход к ученику.

Калинина Ирина: Н.Н.Протченко пишет: Что такое идеальное образование? Тупиковый вопрос. А разве так можно рассуждать о цивилизационных вещах? Идеальная нация, идеальная культура, идеальная субкультура... Я усваиваю сейчас другой подход: гуманное - негуманное.

Veselej: Калинина Ирина пишет: Тупиковый вопрос. А разве так можно рассуждать о цивилизационных вещах? Идеальная нация, идеальная культура, идеальная субкультура... Я усваиваю сейчас другой подход: гуманное - негуманное. Да именно так! Пока не будет понятий идеальных нации, культуры ... - не будет научного подхода. А разве можно СЕРЬЕЗНО рассуждать, не имея представлений об идеальных объектах? ОТВЕТ: Да, можно, в современной системе образования.

Калинина Ирина: Veselej пишет: Пока не будет понятий идеальных нации, культуры ... - не будет научного подхода С данными понятиями наука до конца еще не разобралась, значит нет еще научного подхода? Хуторской пишет, мне так представилось, что образование - это не наука, а многогранник человеческого бытия. Так что одной гранью науки тут не обойтись. Хотя нам хочется объяснять процесс образования только с научной точки зрения.

Хричева Светлана: 5. Научная школа А.В. Хуторского Раздел: «Модернизация образования», форум: «Философия и методология образования», Тема: что такое образование? Orij спрашивает: «Что же такое образование? Какие есть варианты понимания слова?» Образование – творческий и непрерывный процесс достижения человеком определённого культурного уровня. Orij пишет: Образование – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека. Эта мысль показалась мне интересной и позволила сформулировать собственное понимание рассматриваемого понятия. Для меня этот процесс ассоциируется с работой скульптора: от того, какой кусок глины он посчитает нужным взять и как он им распорядится (в какой части своего продукта решит его использовать), зависит качество его творения и дальнейшие перспективы (захочет ли он творить дальше?) Каждому субъекту образовательного процесса должны предъявляться свои требования. Например, преподаватель так должен преподнести информацию (этот самый кусок глины), чтобы его захотели взять. Для этого он сам должен непрерывно повышать уровень своей образованности. Студент должен не только правильно выбрать нужную ему информацию, но и эффективно употребить её для развития своей личности. Вопрос участникам форума: Что такое идеальное образование?

Шулепова Т.В.: Хричева Светлана пишет: Вопрос участникам форума: Что такое идеальное образование? Позволю привести мнение одного из своих знакомых - человека образованного, причем образованного по внутренней своей потребности, при этом не имеющего официальных дипломов: "По мне, так образование должно быть на уровне - научить писать-читать, и в свободное плавание! пусть человек образовывает себя сам, в соответствии со своими нуждами." Мне кажется нет понятия "идеальное" образование. Предлагаю личностнозначимое образование, индивидуальное. В этом смысле близкой к идеалу можно считать собственную образовательную траекторию ученика. Возможно, необходимо минимизировать набор ЗУНов в средней школе, вводить профильность раньше чем в 9-10 классе. Уменьшать обязательную и увеличивать инвариантную, с обязательным выбором учеником определенного количества курсов. При такой системе образование и будет личностно-значимым. Естественно, что в юном возрасте трудно сделать осознанный выбор необходимых знаний. Значит, нужна такая система обучения, при которой на любой ступени возможно было бы "добрать" недостающие курсы или убрать "ненужные". Суммируя вышесказанное, следует сказать, что "идеальное" образование - это образование с выбором.

Veselej: Шулепова Т.В. пишет: Мне кажется нет понятия "идеальное" образование. Предлагаю личностнозначимое образование, индивидуальное. В этом смысле близкой к идеалу можно считать собственную образовательную траекторию ученика. Предлагаю модель идеального образования: учителей-педагогов нет, а образование Человека идет! Как такое может быть - да это все было! В крестьянской семье: учителями были все, старшие браться и сестры, дедка с бабкой, соседские мальчишки - девчонки, соседи... Идеальное образование не требует супернавороченных гимназий, интерактивных досок, и тп. Более ранний пример - Сократ и то, образование, которое он давал, не занимаясь этим Специально! Так что Образ, Модель Идеального Образования есть. Уж извините.

Nataliy Nesterova: А.В.Хуторской пишет: Не всё передаётся. Иногда вообще ничего не передаётся, а лишь предстаёт перед учеником. А уж будет или нет осуществлена "трансляция" передаваемого, это зависит не от желания педагога, а от а) состояния или потребности или миссии ученика, б) открытия "канала" между ним и тем, кто передаёт", и) от условий и способов "передачи" Образование - это активный процесс "внутренней" переработки и присвоения (или неприсвоения) личностью "внешних" знаний, опыта, способов действий, отношений, традиций... Согласна, что среда может в большей или меньшей степени содействовать образованию, но "необразовательной" среды, на мой взгляд, нет. Не лучше ли в таком случае, говоря о роли учителя в образовании, говорить о "педагогизации" среды.

Тодоров: Он сказал следущее"Если мы дадим человеку одну рыбу,мы накормим его на день.Если мы его выучим ловить сам рыбу,накормим его на всю жизнь".Развитие ученика-важнее его обучения!ПРиоритет является не дилема-что надо учит,а как учить/Ellis,G.,B.Sinclair,2006/.Информационное "самонаблюдение",стойт в основе выбора личностной образовательной стратегией.Сегодня я буду самостоятельным,а завтра я оставлюсь в "руках учителя".Избор мой.Ето и основа поливалентного обучения.В нем учитель является "дискретным" руководителям процесса обучения.Вот вам и пример-Mind Maps - в варианте T.Buzan/2005/

оданович М.В.: Нет смысла выделять понятие идеальное образование. Создание собственого образа человека, способного адаптироваться в современных условиях, крититческии мыслящего, способного преодолевать жизненые затруднения. Реализация такого образования возможна в условиях профильной школы и развитой доступной для каждого ребенка системы учреждений дополнительного образования. Необходимы условия создания тдля ребенка выбора индивидуальной траектории становления кго личности.

Евгения Вдовина: Горячева Л.Н. пишет: Адаптация человека в мире на разных этапах его развития Согласно исследованию Белоусовой А.К. «адаптация – процесс взаимодействия человека и среды с целью поддержания равновесия по типу гомеостаза, а стратегии поведения анализируются как поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов саморегуляции». Автор считает, что личностные новообразования возможны только в неравновесной ситуации гомеореза, когда совершается качественный скачок, т.е. адаптация не способствует развитию. Как Вы относитесь к этому мнению? Значит ли это, что образование не может быть адаптивным?

Горячева Л.Н.: На мой взглят образование - это постоянная непрерывная социализация .Адаптация человека в мире на разных этапах его развития. Формирование личности.



полная версия страницы