Форум » Философия и методология образования » Что такое образование? » Ответить

Что такое образование?

Orij:

Ответов - 67, стр: 1 2 All

Veselej: Горячева Л.Н. пишет: На мой взглят образование - это постоянная непрерывная социализация .Адаптация человека в мире на разных этапах его развития. Формирование личности. Адаптация, формирование личности - Личины по-русски - может происходить и происходит и без образования Человека в человеке. Вывод: социализация может идти великолепно - что часто и бывает - а Образования Человека не происходит. Выходит из него "образованщина" (А.И.Солженицын).

Лобанова Л.В.: Образование - это современные образовательные ресурсы, основанные на информационных технологиях.

Veselej: Лобанова Л.В. пишет: Образование - это современные образовательные ресурсы, основанные на информационных технологиях. Вы действительно полагаете, что Образование без "современных образовательных ресурсов, основанных на ..." невозможно? И наши деды и прадеды, благодаря которым мы живем, были людьми необразованными?


d25: Не так важно, как можно точно определить термин "образование", то есть само слово не так принципиально важно (образование-воспитание-социализация). Важно, какое понятие обозначают этим словом, то есть концепция. А что касается слов, то у А.В.Хуторского значение "образования" намного ближе к значению "развития", чем к традиционным трактовкам "образования". А целом образование на уровне традиционного словоупотребления - это процесс и результат обучения (преимущественно, реже - воспитания и обучения) в учреждениях, ответственных за этот процесс (в системе образования).

Калинина Ирина: А.В.Хуторской пишет: Передавать же мировоззрение - вещь совершенно негуманная по отношению к ученикам. К сожалению это отношение приходится наблюдать ежедневно. Въедливые фразы, намеки, выводы "о том, что я знаю жизнь, а вы нет" сопровождают педагогические действия многих учителей. Не могу похвастаться и я, первое десятилетие работы в школе как флаг заносила в класс свое мировоззрение и приступала к передаче опыта не учитываю потребности учеников. А.В.Хуторской пишет: Не всё передаётся. Иногда вообще ничего не передаётся, а лишь предстаёт перед учеником Предстает и живет своей жизнью, но в определенные моменты начинает воздействовать. Мне много приходится общаться со своими выпускниками, это позволило провести некие наблюдения. Дети реагируют на такие поступки и слова учителя, о которых и не задумывался раньше, не старался "открыть канал". Личный пример, опыт сделали свое дело. Ясно, что воспитанник оттолкнулся от таких условий. которые я не контролировала, не прогнозировала, а только и рассчитывала на естество процесса.

А.В.Хуторской: Фрагмент из моей статьи в готовящемся к изданию сборнике трудов. Определений понятию «образование» существует множество. Ограничусь тем аспектом, которое ставит во главу угла этого понятия именно человека, причем человека без готового заранее заданного образа. В русле понимания человека как «семени неизвестного растения», имеющего потенциальный механизм саморазвития, предлагаю следующую исходную дефиницию: «Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания». Под образовыванием я понимаю процесс развития, становления, прироста человека, переход от потенциальной возможности к реальному существованию в человеке различных аспектов его содержания. В приведенной дефиниции в качестве существенных признаков образования выделяются процессуальность, продуктивность и внутренняя исходность образовательного процесса. Внешняя составляющая образовательного процесса носит характер среды, а также технологических рамок для деятельности образовывающегося человека. Понятие «тип образования» я использую для того, чтобы подчеркнуть, что не существует одного или одинакового типа образования для всех. Образование личностно- или наукоориентированное, светское или религиозное, культуросообразное или эвристическое – это разные типы образования, каждое из которых имеет свои цели, содержание, средства, систему контроля и оценки результатов. На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что для каждого типа образования существуют и свои закономерности, принципы, дидактические системы и т.п. Выявление и классификация различных типов образования – актуальная задача педагогических наук, которая ещё нуждается в решении. В качестве оснований для построения такой типологии необходимо определить исходные философские позиции: что есть человек, что есть мир, что такое образование человека по отношению к самому себе, к Богу, человечеству, культуре, наукам, окружающему миру и т.п.

Veselej: А.В.Хуторской пишет: «Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания». Под образовыванием я понимаю процесс развития, становления, прироста человека, переход от потенциальной возможности к реальному существованию в человеке различных аспектов его содержания. Ваше Определение можно раскрыть так: "образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком процесс развития, становления...." Предлагаю более простое определение: Образование есть становление Человека в человеке (читай в биоиде). Тогда становится понятной известная истина: Человеком может стать человек только рядом с Человеком - здесь уже не будет тавтологии. Далее: о каком человеке идет речь в определении? Гурджиев, например, насчитывал 7 форм человека. И затем можно обсуждать вопрос: а кого народ считал Человеком, а кого называл "нЕлюди". Понимаю, что данное мной определение не несет в себе "процессуальность, продуктивность и внутреннюю исходность", а следовательно, может быть признано ненаучным :-)

Калинина Ирина: А.В.Хуторской пишет: необходимо определить исходные философские позиции: что есть человек, что есть мир, что такое образование человека по отношению к самому себе, к Богу, человечеству, культуре, наукам, окружающему миру и т.п. Мне кажется, что наиболее четко данные философские позиции определены в религиозном образовании. Государственная концепция образования "эзоповым языком" пытается вещать тоже самое, не обижая атеистов, но суть, в принципе та же.

Калинина Ирина: Всегда интересовал вопрос: как личный опыт влияет на формирование педагогической системы в работе учителя? Пришла к выводу: практические результаты соотносятся с личным опытом, корректируются для достижения нереализованных в детстве потенциальных возможностей. Можем ли мы выйти на уровень объективной оценки своей педагогической деятельности, нейтрализовать субъективное начало в процессе образования? Процесс становления и прироста в образовании - за кем решающее слово: за учителем или учеником?

12яя: Образование - это внутренний процесс создания своего образа, единственного и неповторимого, происходящий в каждом человеке под влиянием среды: культурной, природной, обучающей.

Ulin: Мое мнение: Образование - это постепенное и непрерывное развитие личности по одной, нескольким или по всем одновременно составляющим. Где, основные составляюшие личности: Тело, Разум, Душа, Чувства, Дух. Образование человека начинается с момента рождения (по некоторым исследованиям и в утробе матери, но это трудно проверить), сначало тело - учимся двигать ручками-ножками, ходить-говорить, паралельно развиваем восприятие, речь, чувства... В семье, дети, с которыми родители много занимаются, отличаются от "брошенных" детей. Потом сад - развитие социализации в среде сверстников + все то что дает конкретный садик, образовательные программы у всех разные. Потом школа... Потом колледж-ВУЗ... Потом жизнь!!! НЕПРЕРЫВНОЕ образование

Передериева Е.В.: Перефразирую наиболее близкое для меня определение из Википедии: "Образование — это целенаправленное взаимодействие по формированию компетенций и повышению уровня компетентности участников познавательного процесса ."

Tatarnikova_O_A: Хочу дать свое определение образованию. Образование - это непрерывное формирование всех элементов образа человека через его деятельность (философски)!!!

Исаева О.Ю.: Образование – это процесс развития личности В процессе участвует педагог и обучаемый. Обучение помогает человек овладеть социально значимым опытом человечества. Основной путь образования – обучение. А вот каким оно будет зависит от педагога в большой степени.

Скрипкина Ю.В.: Исаева О.Ю. пишет: Основной путь образования – обучение. Различаете ли Вы в данном случае понятия "обучение" и "учение". И где место "самообразованию"? Также хотелось бы понять, как Вы соотносите, с одной стороны: Образование – это процесс развития личности , а с другой: Обучение помогает человек овладеть социально значимым опытом человечества. Если просто передается опыт, то в чем развитие личности?

Евгений Х: Скрипкина Ю.В. пишет: Различаете ли Вы в данном случае понятия "обучение" и "учение". И где место "самообразованию"? Образование - процесс, в котором предусматривается участие двух сторон (обучаемый и обучающий). Соответственно с этим имеем "ОБучение" и "учение". Самообразование - это не чисто "учение", здесь тоже присутствует "обучающий" - автор учебника, пособия, текста, картины, инструкции...

KuzminVA: Евгений Х пишет: Образование - процесс, в котором предусматривается участие двух сторон (обучаемый и обучающий). Соответственно с этим имеем "ОБучение" и "учение". Самообразование - это не чисто "учение", здесь тоже присутствует "обучающий" - автор учебника, пособия, текста, картины, инструкции... Бред! Полное смешение понятий! 1. Смешение понятий образование и обучение. 2. Непонимание понятий учение и преподавание. 3. Непонимание самообразования. Образование - процесс и результат познания окружающего мира действительности, мира внутреннего - духовного. Обучение одна из форм образования, так же как и самообразование! Обучение - деятельностная взаимосвязь учения и преподавания!

KuzminVA: Евгений Х пишет: Образование - процесс, в котором предусматривается участие двух сторон (обучаемый и обучающий). Соответственно с этим имеем "ОБучение" и "учение". Самообразование - это не чисто "учение", здесь тоже присутствует "обучающий" - автор учебника, пособия, текста, картины, инструкции... Бред! Полное смешение понятий! 1. Смешение понятий образование и обучение. 2. Непонимание понятий учение и преподавание. 3. Непонимание самообразования. Образование - процесс и результат познания окружающего мира действительности, мира внутреннего - духовного. Обучение одна из форм образования, так же как и самообразование! Обучение - деятельностная взаимосвязь учения и преподавания!

Fomenko1957: Исаева О.Ю. пишет: Образование - это непрерывное формирование всех элементов образа человека через его деятельность (философски)!!! Вопрос, а что тогда такое воспитание?

Rykunova_M_N: Образование - это создание своего индивидуального образа путем приобретения социального опыта, историко-культурных ценностей и реализация его. Каждый предметный образ может стать простым объектом или идеалом образования, к чему стремится человек. Не каждому суждено обрести идеальное образование.

Архипова Т.А.: Образование - по законодательству РФ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. Б.Ф. Скиннер: «Образование – это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились». Последнее - без комментариев...

KuzminVA: Архипова Т.А. пишет: Образование - по законодательству РФ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. Б.Ф. Скиннер: «Образование – это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились». Последнее - без комментариев... Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 :)

Селезнева М.В.: Образование- преобразование личного опыта в процессе соотнесения его с социальным опытом и историко-культурными ценностями.

Fomenko1957: Селезнева М.В. пишет: Образование- преобразование личного опыта в процессе соотнесения его с социальным опытом и историко-культурными ценностями. А какие вы предлагаете условия и методы, это ведь очень сложно постоянно сравнивать себя с общепринятым эквивалентом. Обычно сремление к идеалу, возможно примитивное сравнение (он лучше, богаче...). А вы предлагаете совершенствоание человека путем научного осмысления сябя и дествительности.

Селезнева М.В.: Мы использовали подобные методы при проектировании дистанционного урока: cравнение собственного образовательного продукта с культурно-историческим аналогом. Собственный образовательный продукт - это и есть личный опыт, приобретенный в педагогически организованной ситуации.

Калинина Ирина: Образование - процесс взаимодействия того, на кого направлено образование и тех, кто организует и реализует образования. Если интересы, мотивация, миссии субъектов пересекается - образование происходит, если нет - идет его имитация или антиобразование (разрушение личности).

Владимир: Если подойти философски (с позиции абсолютного идеализма), то раскрыть содержание понятия образования и воспитания – это значит раскрыть осуществление всеобщего духа в единичном субъекте в процессе его образования и воспитания.



полная версия страницы