Форум » Философия и методология образования » Что такое смысл образования? » Ответить

Что такое смысл образования?

А.В.Хуторской: Поскольку мы обсуждаем не просто цели образования, но смысл и цели образования, необходимо определить, что такое есть этот смысл, который задает (должен задавать) цели образования. Возможно, что могут быть (и уже сть) разные смыслы образования, каждый из которых реализуется соответствующей целевой парадигмой. Итак: Смысл – идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, ценность. Целостное содержание высказывания, несводимое к значениям его частей, но само определяющее эти значения. Что же касается разных смыслов, приведу, вспоминая Э.Фромма, для начала парочку противоположных смыслов в стиле "иметь или быть": 1. Иметь образование. Обычно говорят - "дать образование" и строят целевую парадигму "передаточной" педагогики: учитель - дает, ученики - берут и как-бы имеют это самое образование. Результат - формируем потребителей и иждивенцев: "Мне недодали". 2. Быть в образовании - противоположный смысл. Быть, значит бытийствовать, действовать, не дожидаясь, когда кто-то что-то тебе передаст. Это продуктивные целевые ориентиры, компетентностная парадигма, а также эвристическая - тоже сюда относится. Какие ещё есть смыслы? И как они связаны с целями образования?

Ответов - 71, стр: 1 2 All

Новикова Г.Г.: Смысл образования - для чего оно, что дадут полученные знания в школе. Очень часто ребята не осознают зачем им надо изучать отдельные предметы, в том объёме. Ведь они считают зачем мне нужно знать формулу бутана, где находится китайская стена и многое другое. Понимать начинают намного позже, когда им не хватает данных знаний и они начинают заниматься своим образованием с помощью интернета. Ведь жизнь постоянно меняется. И роль учителя они начинают осозновать, когда сами становятся взрослыми осознавая смысл жизни на этой большой планете.

Кулешова Г.М.: Андрей Викторович! Люблю я определения, что ни говори, и моя филогогическая ипостась здесь просыпается! Если оттолкнуться от Ожегова, то ещё кое-что можно осмыслить: есть и такое определение слова "смысл"- разумное основание (для цели). Вообще многое в этом слове от разума, постижения, понимания каких-то очень важных и фундаментальных основ. Продолжаю смыслы Э.Фрома и комментарии Андрея Викторовича и даю (осмелившись!) еще одно образное определение смысла: ЖИТЬ В ОБРАЗОВЫВАНИИ... "Быть" -это возможно сегодня, сейчас. А "жить"- это уже временнОе понятие. Кроме того-"образовывание"-тоже процесс во времени. Выдвигая этот смысл я всё себе самой обосновываю "свою" траекторию, то самое "самодвижение", которое в её основе лежит.

Одинец К.А.: Так же позволю себе цитаты (ну что поделаешь, если хорошие мысли успели повторить раньше!). «Смысл нельзя дать, его нужно найти»(В.Франкл) и далее: «это нечто, что мы проецируем в окружающие нас вещи, которые сами по себе нейтральны». Любой артефакт культуры должен быть осмыслен, то есть наделен смыслом в определенном контексте, который М.М. Бахтин называет «социальным миром-языком», вне контекста он бессмыслен, абсурден. Смысл образования - в обретении смысла. И, уж простите, (опять заклинания!) - в обретении себя. Открывая мир, осмысливая его, мы открываем, осмысливаем себя.


А.В.Хуторской: Когда-то, в эпоху перестройки и учителей-новаторов, мне довелось довольно сущностно и подробно поговорить с М.П. Щетининым. Так вот он расшифровывал СМЫСЛ как СОВМЕСТНУЮ МЫСЛЬ (вопрос - с кем совместную?). В продолжение: Человек - чело веков (ум столетий), Разум - единый ум.

Озеркова: Если уж влезать в философию, следует различать объективную сущность образования и субъективный смысл - отражение человеком (обществом) данной сущности. Приведу пример. Вот стоит пианино. Одна моя дочь воспринимает его, как инструмент для самовыражения, вторая - как инструмент для лазания, муж - как источник ужасных звуков и головной боли, я - как средство удовлетворения моих родительских амбиций и т. п. Но это на самом деле один и тот же предмет. Вот также и с образованием.

Svitova Tatiana: А. В. Хуторской пишет: "он (М. П. Щетинин) расшифровывал СМЫСЛ как СОВМЕСТНУЮ МЫСЛЬ (вопрос - с кем совместную?). Если говорить о личном смысле, то, может, это – мысль, рожденная в результате внутреннего диалога? А если это поиск общего смысла (или общих черт смысла каждого) для нескольких индивидов – то в результате внешнего? Моя версия: Смысл – действие, деятельность С МЫСЛЬЮ, с пониманием, с осознанием. Т.е.уяснить смысл образования – значит понять, какая основная МЫСЛЬ лежит у истоков образовательной деятельности.

А.В.Хуторской: В другой ветке предложил создать смыслологию - науку о смыслах.

Озеркова: С точки зрения философии каждый объект (а образование является именно объектом) имеет некоторую объективно наличествующую сущность, которая при рассмотрении конкретного экземпляра объекта воплощается в некотором явлении. Собственно, именно сущность определяет, чем данный объект отличается от любого другого (например, образование от простой передачи информации). То есть разумнее всего было бы попытаться изучить эту сущность. Однако, как только мы сталкиваемся с изучением чего-либо, мы также сталкиваемся и с субъективностью, ибо процесс познания без субъекта просто невозможен. Отсюда я дала бы следующее определение слова «смысл» - это отражение сущности (а не формы и не конкретного явления) некоторого объекта. Итак, смысл образования – это отражение сущности образования. Цель – это результат некоторого направленного движения какого-либо объекта. Этот результат всегда должен иметь средства диагностики, то есть определения, достигнута ли данная цель или нет. Не всегда этот результат можно задать точно. Например, пуля может попасть в середину мишени, а может и не в середину, но все же это будет попадание. Но средство диагностики должно быть всегда. Чем, на мой взгляд, цель отличается от задачи? Мне кажется, что не объемом («цель больше, чем, задача»), а наличием заданной исходной точки, начальных данных. Собственно, задача является задачей, если определены начальные данные и указано, что должно являться решением задачи. Это решение должно быть корректным, то есть обладать тремя свойствами, о которых часто забывают, а именно: существование, единственность, устойчивость. Это значим, что решение, во-первых, должно существовать в рамках заданной постановки задачи (а если иначе поставить, то может и не существовать!), во-вторых, должно быть единственным (это не значит, что ответ только один, это может быть и некоторое множество, но это значит, что мы не можем, решая одну и ту же задачу каждый раз получать разные решения) и в-третьих, при молом изменении начальных данных решение должно изменяться мало. В образовании конкретный учитель и конкретный ученик сталкиваются обычно именно с задачами (хотя и со стандартными), но на более высоких этажах иерархии задачи практически не ставятся (то, что спускается сверху, под видом задач, таковыми на самом деле не является). Какими же способами решаются задачи? Обычно чуть ли не единственным способом решения задач в образовании (во всяком случае единственным культивируемым) является логический, то есть строгая последовательность умозаключений, приводящая о начальных данных к результату. Но рискну заметить, что так стараются решать задачи только ученики, а отнюдь не учителя, и особенно не чиновники. В педагогике подобное явление соответствует выстраиванию образовательной технологии. Гораздо более популярными являются совсем другие способы. Например, достаточно часто используется ассоциативный способ решения, то есть ищется похожая задача и предполагается, что решить ее можно тем же способом и получить похожее решения. Крайнее выражение этой ситуации: у учителя Петровой дети хорошо сдают экзамены, так что я передеру ее методику и у меня тоже все будут хорошо сдавать. Есть еще такой способ решения, как простой перебор. На самом деле это далеко не худший способ решения, хотя часто неэкономный. Человек не компьютер, он не может быстро обсчитать тысячу вариантов, чтобы выбрать лучший. А в применении к образованию возникает еще и та проблема, что времени на ошибку попросту нет. Можно, конечно, решить делать так: попробую методику Иванова, а если не получится, тогда Петрова, а если нет, - так Сидорова. Так часто в школе внедряются инновации. Можно также пытаться при решении задч получать не наиболее точное, а наиболее вероятное решение. В этом случае критерием качества решения будет лучшая или худшая оценка вероятности. Надо сказать, что при этом можно получить как вполне хорошее, так и плохое решение, никак не удовлетворяющее принципам корректности. В качестве примера такого решения в области управления образованием я бы назвала введение ЕГЭ. В конце концов, решение может быть получено случайно. На самом деле так поступают не только двоечники, но и учителя: требуют совершенствования методик, ну так сделаем нечто и объявим инновацией, а что, разве не новое? Чем существенным случайный выбор отличается от решения, полученного в результате инсайта (творческого озарения), так это тем, что для случайного решения нет и не может быть никакого обоснования, тогда как для инсайтного решения такое обоснование (логическое, ассоциативное или другое) найти можно и нужно. Большинство учителей сами не умеют ставить себе цели и задачи, поэтому и не занимаются развитием этой компетенции в учащихся. Они обычно работают по схеме формализованная постановка задачи (дано) – решение. Следующим этапом в развитии должна была бы быть цепочка неформализованная постановка задачи (дано) – формализованная постановка задачи – решение. Теперь следует учить ставить задачи: постановка цели (дано) – постановка задачи – решение. И только теперь следует учить правильному целеполаганию: предметная область – постановка цели – постановка задачи – решение. Технология данного процесса, честно говорю, мной еще не получена и не освоена.

А.В.Хуторской: Озеркова пишет: Итак, смысл образования – это отражение сущности образования. Это важный, но не единственный признак смысла. Кроме того, быть отражаемым, ещё не значит стать отраженным. Вокруг полно смыслов, которые рядом ходящие люди не замечают, потому что для них эти смыслы не отразились. Я бы всё-таки считал смыслом м не отражение сущности, а саму сущность. Но что тогда есть сущность?

А.В.Хуторской: Озеркова пишет: Собственно, задача является задачей, если определены начальные данные и указано, что должно являться решением задачи. Это решение должно быть корректным, то есть обладать тремя свойствами, о которых часто забывают, а именно: существование, единственность, устойчивость. Это значим, что решение, во-первых, должно существовать в рамках заданной постановки задачи (а если иначе поставить, то может и не существовать!), во-вторых, должно быть единственным (это не значит, что ответ только один, это может быть и некоторое множество, но это значит, что мы не можем, решая одну и ту же задачу каждый раз получать разные решения) Вот уж не соглашусь, что решая одну и ту же задачу каждый раз нельзя получать разные решения. Да можно! У нас в эвристических олимпиадах так и происходит. Одну и ту же задачу по-разному может решить и один и несколько участников.

А.В.Хуторской: Озеркова пишет: Большинство учителей сами не умеют ставить себе цели и задачи, поэтому и не занимаются развитием этой компетенции в учащихся. А как же тренеры? Например, тренер по фигурному катанию совсем не обязательно сам должен уметь фигурно кататься. Тем не менее, он обучает этому и иногда успешно! Отсюда могу сделать вывод: чтобы учитель научил ученика ставить цели, он сам может этого и не уметь делать. Но что же тогда должен уметь учитель? Какие к нему нужны требования, чтобы даже нетворческий педагог мог помочь развить креативные способности ученика? Вот вам задача управления образованием. Сможете её поставить и\или решить?

Хисаметдинов А.А.: А.В.Хуторской пишет: Но что же тогда должен уметь учитель? Какие к нему нужны требования, чтобы даже нетворческий педагог мог помочь развить креативные способности ученика? Вот вам задача управления образованием. Сможете её поставить и\или решить? Учитель должен уметь: 1. Работать быстро и оперативно с источниками информации 2. Уметь найти консультантов чтобы поучится у них (раз он не креативный) 3. Обладать навыками менеджера. 4. Уметь перерабатывать информацию, анализом, синтезом оной. 5. Предмет само собой .... Коллеги что еще?

Макарова Л.П.: Учитель должен уметь многое.но главное-обладать профессиональным достоинством.определяющим иерархическую структуру.систему ценностных ориентаций педагога.мотивов педагогического труда.смыслов внутренней субъектной профессиональной позиции.Это задает правильную педагогическую тональность взаимоотношений с учащимися в процессе преобразования культурных смыслов.

Косивец О.В.: Хисаметдинов А.А. пишет: Учитель должен уметь: 1. Работать быстро и оперативно с источниками информации 2. Уметь найти консультантов чтобы поучится у них (раз он не креативный) 3. Обладать навыками менеджера. 4. Уметь перерабатывать информацию, анализом, синтезом оной. 5. Предмет само собой .... Коллеги что еще? А еще он должен уметь учить

Пономарева И.Н.: А.В.Хуторской пишет: А как же тренеры? Например, тренер по фигурному катанию совсем не обязательно сам должен уметь фигурно кататься. Тем не менее, он обучает этому и иногда успешно! Отсюда могу сделать вывод: чтобы учитель научил ученика ставить цели, он сам может этого и не уметь делать. Вы делаете выводы из частного случая. То есть человек, не умеющий плавать, учит других плавать! А если бы он плавать умел, то научил бы лучше, так как учил бы не только, зная теоретически, как это делается, а используя свои ощущения, зная детали, которые позволяют теоретические знания улучшить.Кое-то трудно объяснить словами, надо пережить, прочувствовать. Вы бы отдали своего ребенка учиться плавать к тому тренеру, который плавать не умеет? Или пошли бы учиться прыгать с парашютом к тому тренеру. который ни разу сам этого не делал? Можно ли, даже предъявив к учителю какие-то разумные требования, еще и добиться, чтобы он им соответствовал? Ну. ладно... Чисто теоретически. Я хочу развить креативные способности ученика, но не умею творчески подходить к делу. Я не смогу придумать самостоятельно задания для него, но могу взять готовые, разработанные творческими учеными. Найду их в книгах, в интернете, у знакомых. Главное, чтобы они подошли моему ученику. Можно попробовать: это задание он не может выполнить, это - его не интересует, а это - подойдет. (Учитель должен знать сферу интересов ученика, обладать интуицией). Задание ученик выполнил. Каков результат? Критерии оценки? Что дальше? Следующее? Или найти ему другого учителя? (Нет, это уже нестандартный подход) Учитель должен уметь найти нужную информацию. Посоветовать интересные курсы. И все-таки я не верю, что нетворчески работающий педагог без посторонней помощи смог бы хорошо развить креативные способности ученика. Или я не понимаю, что значит "нетворческий" ? Поясните, пожалуйста.

Хисаметдинов А.А.: Пономарева И.Н. пишет: И все-таки я не верю, что нетворчески работающий педагог без посторонней помощи смог бы хорошо развить креативные способности ученика. Конечно не сможет! Однако смысл управленца от образования (а учитель тоже он) в том, чтобы смог. Другое дело надо это ему или нет, здесь уже мотивация самого педагога включается. (Из нереализованного опыта работы в сфере высокотехнологического IT образования и бизнеса: 4 года назад в г.Уфа объявили конкурс на замещение вакантной должности зам. директора по образованию в Очень крупной федеральной компании, контингент обучающихся, круг клиентов - крупные предприятия и банки республики и соседних областех, технические менеджеры оных, конкурс был 50 чел. на место на 1 этапе, 3 - этапа: республиканский - и два федеральных, прошел первые два, на третьем не получилось - просто рассматривались мои документы, работа в прошлом, была ли связана со спецификой данной деятельности ) Это я к чему? При грамотном менеджменте можно добиться всего (почти всего ) Главное чтоб можно было научиться, и конечно с помощью.

Пономарева И.Н.: Хисаметдинов А.А. пишет: Однако смысл управленца от образования (а учитель тоже он) в том, чтобы смог. Итак, надо, чтобы смог. Может быть, мы даже сможем сделать, чтоб захотел - простимулируем его как-то, например. А надо ли? Может быть каждый пусть лучше каждый на своем месте выполняет то, что умеет наилучшим образом? Например, у нас есть учителя, которые. обучая по традиционной схеме добиваются хороших знаний(без которых не поступить в ВУЗ) и не губят при этом творческое начало в детях. Чувствуя их потребности, но не умея работать с ними в этом направлении, отправляют после уроков к специалисту, например, в кружок или на занятие в Центр "Одаренность и технологии". По-моему, это лучше, чем пытаться сделать то, что не сделаешь хорошо, что не входит в сферу твоих интересов и умений. Если человек. работая много лет , сам не пришел к мысли о необходимости развивать креативные возможности ученика, то помочь ему трудно.

Хисаметдинов А.А.: Пономарева И.Н. пишет: Чувствуя их потребности, но не умея работать с ними в этом направлении, отправляют после уроков к специалисту, например, в кружок или на занятие в Центр "Одаренность и технологии".По-моему, это лучше, чем пытаться сделать то, что не сделаешь хорошо, что не входит в сферу твоих интересов и умений. Целиком с этим согласен! Менеджментская функция учителя (администратора) и означает направление к специалисту, единственное что еще необходимо сделать - мониторинг таковых.

Хавкина Т.А.: Пономарева И.Н. пишет: То есть человек, не умеющий плавать, учит других плавать! А если бы он плавать умел, то научил бы лучше, так как учил бы не только, зная теоретически, как это делается, а используя свои ощущения, зная детали, которые позволяют теоретические знания улучшить. Вспомните "Театр" Сомерсета Моема. Супруг Джулии Ламберт был некудышним актером, но оказался вполне талантливым режиссером.Сам не умея играть на сцене талантливо, он четко улавливал фальш в игре других актеров. Теперь пример не литературный, а из жизни. В нашу школу периодически приглашают специалистов из метод. центра, знакомить нас учителей с инновациями в образовании. Методисты в школе не работают и далеки от того, как методики, которые они нам предлагают реально пройдут в реальном классе. Но они нас учат И спасибо им за это. После таких тренингов, проведенных не практикующими учителями, мы - учителя практикующие можем работать интереснее.

Мельникова Н.А.: Озеркова Цитата Чем, на мой взгляд, цель отличается от задачи? А вам не кажется, что задачи - это ступеньки на пути достижения цели? Это своеобразные подцели. В самой задаче заключается цель определенного этапа урока. Ведь, чтобы достичь конечной цели урока, надо поставить маленькие подцели для каждого его этапа, конечная цель достигается через решение малых целей. Умением разложить главную цель на задачи обладают далеко не все учителя. и этому надо специально учить. Есть педагоги, которые это на практике делают интуитивно и верно, но правильно и грамотно на бумагу перенести не могут. А, может быть. и не надо им этого уметь. Ведь их главная цель - научить ребенка. И если эта цель достигнута, а процесс соответсвует принципу "не навреди", то все хорошо. все - таки учитель в первую очередь должен хорошо учить. а потом. если останется время и будет желание, заниматься все остальным. Хотя профессиональное самосовершенствование - это вещь необходимая.

Пономарева И.Н.: Мельникова Н.А. пишет: Есть педагоги, которые это на практике делают интуитивно и верно, но правильно и грамотно на бумагу перенести не могут. А, может быть. и не надо им этого уметь. Ведь их главная цель - научить ребенка. И если эта цель достигнута, а процесс соответсвует принципу "не навреди", то все хорошо. Согласна с Вами. Считаю. что без интуитивного понимания проблемы и ее решения учитель не сможет правильно действовать. А вот научить его грамотно излагать свои мысли и действия, подводить научную основу под то, что интуитивно правильно он делает (хотя бы помочь ему в этом) - задача педагогических институтов и институтов повышения квалификации.

оданович М.В.: что такое смысл образования? Поиск ответа учеником на вопрос ради чего я учусь. Выбор учеником позиции избегания или преодоления трудностей; в определении целей, в проявлении ценностно-смыслового отношения.

Хавкина Т.А.: оданович М.В. пишет: что такое смысл образования Не углубляясь в филологию и философию, хочу обратить внимание на то, что для каждого субъекта образования - и смысл, и понимание различны. Что есть смысл оразования для наших детей? А для родителей? С целями намного проще. А, как заметил А.В. Хуторской:"Цель - всё же производная от смысла, а не отдельная от него сущность"

Макарова Л.П.: Согласуясь с выводами Н.М.Борыткоо том,что смыслы являются основанием субъектности педагога,мы рассматриваем в качестве детерминанты субъектного характера деятельности педагога ответственность за те изменения в развитии учащегося,которые возникают под влиянием его труда.Смысл труда учителя-реализация сущностной способности к созиданию другого,а через это -к самосовершенствованию(И.А.Колесникова).Смысл - служение ученику.А смысл образования ребенка - становление способности к самоопределению в социокультурных ценностях.Что обеспечит ему гармоничную жизнь.

olga-sorokina: Я думаю, что во многом смысл современного образования связан с преодолением сложившихся стереотипов. В нашей стране к образованию относятся как к статичной данности: получил один раз диплом или аттестат - все образован на всю оставшуюся жизнь. Но жизнь не стоит на месте, более того с развитием НТП она стремительно несется, и полученных знаний когда-нибудь станет недостаточно. Поэтому цель современного педагога - научить своих учеников постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться, показать им существующие возможности дла самообразования. Второй стереотип связан с потребительским отношением к образованию. Увы, привыкшие к бесплатному "сыру", наши ученики и родители по-прежнему считают, что учитель обязан им все ДАТЬ,понятие авторского права им чуждо, оплачивать нужные чаду курсы, не входящие в школьную программу они не стремятся. Дело даже не только в деньгах, а в пассивности родительской общественности, в нежелании помочь собственному ребенку овладеть глубокими знаниями. Нужно в корне менять отношение к образованию. В настоящее время ценится его формальное выражение - оценка или документ об образовании.

Хисаметдинов А.А.: Смысл образования для учителя - непрерывное творческая самореализация, — это не значит просто создавать поэмы, статуи или выпускать умных детей. Это такое состояние, в котором человеку может приоткрыться истина. А истина приходит, когда нет мыслей, нет беспокойства о себе, когда ум отдыхает, когда человек полностью спокоен, без принуждения или каких-нибудь уловок, когда приходит тишина, поскольку «я» бездействует, тогда приходит творчество. Единственная проблема в этом случае как добиться такого состояния в условиях школы

Макарова Л.П.: Найти школу,где созданы условия для творческого развития и самореализации педагога,где это включено в ценностно-смысловую парадигму политики руководства,где этот процесс стимулируется,где можно найти единомышленников.По первой части позвольте реплику:а как же известное:хороший художник-голодный художник?Или это о творческом голоде?

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: По первой части позвольте реплику:а как же известное:хороший художник-голодный художник?Или это о творческом голоде? Перенося на хороший творческий учитель - тот-который-зарабатывае немного Разумеется это не так. Но вот найти таку школы в которой: все включено в ценностно-смысловую парадигму политики руководства считаю Очень большой удачей.

оданович М.В.: С одной стороны в процессе познания самого себя и других людей смыслы особенно ярко выражаются в значениях объекта познания, через которые проявляются желания, стремления, отношения к другим людям. С другой стороны, как отмечает Николай Михайлович Борытко, "обнаружение и построение смыслов своего бытия - созидательная деятелность, подвижная основа человеческого бытия - событие, со-бытие". Цель, стоящая перед учителем - создать ситуации на уроке, в которых ребенок проживает смыслы сам. Поик смыслов обеспечивается рефлексивной способностью человека. Впервые в государственных стандартах выделяется как одна из задач - реализация рефлексивной деятельности на уроке.

Макарова Л.П.: Система смыслов представляет собой основание профессиональной позиции как инварианта педагогической деятельности.Умение проникнуть в исходный смысл ситуации гарантирует понимание того,"что именно следует технологически инструментовать"(И.А.Колесникова).Неосознанность смыслов рождает стихийность.бессмысленность действий,превращая педагога в средство,создавая условия для манипулирования собой.Таким образом,обращение к поиску смысла - основа формирования подлинно профессиональной позиции.Слабость противостояния учителя негативу тоже объясняется отсутствием смысла в каких-то действиях.Это вообще проблема,наиболее существенно влияющая на продуктивность труда педагога.Очень серьезно это отражается на самоощущениях,на получении удовлетворения от работы.Как тяжело учителю,не осознавая смыслов.выполнять распоряжения.ПОлучается и исполнение со слабым результатом,и раздражение на всех и вся.

Макарова Л.П.: В зависимости от того,какие ценности проповедует обучение и воспитание, определяются и цель, и смысл образования. Образование - это сфера социальная, в которой создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка, для профессиональной самореализации взрослого в процессе освоения ценностей культуры. Соответственно им, саморазвитие происходит как творение человеком себя, жизнетворчество как культурное творчество, как улучшение, культурное преобразование социума.Смысл образования как и всякие смыслы существует объективно, независимо от нас. Задача образования состоит в том, чтобы открыть ребенку мир ценностей, ввести его в мир культуры. Смыслы человек проживает сам,поэтому ценности становятся смыслами, когда переживаются, проживаются детьми. Значит, в содержание образования должны быть включены "смысловые единицы",созданы ситуации переживания их. Массовая практика складывается так, что учителя приходится убеждать с том, чтобы он хотя бы приобщал детей к миру прекрасного через посещение театра, концертного зала, выставок и т. д.Почему так происходит, что сегодня, не скрывая, педагог говорит о своем безразличии к миру искусства, к национальным традициям, к правилам этикета? Разве это перестало быть одной из ведущих составляющих его профессиональной компетентности?

оданович М.В.: Смысл образования - создание условий выбора и определения ребенком целей своего образования и средств их достижения. В этом аспекте, необходима реализация в школе компетентностного подхода. На этом пути инновационные школы делают первые шаги. Так как необходимо педагогу овладеть технологиями, которые обеспечивали этот подход. К таким технологиям относятся, блочно-модульная технология, технология ситуативного обучения , технология проектного обучения и эвристического обучения...... Какие еще??? Реализация любой технологии требует от учителя дидактических средств, а это весьма трудоемкий процесс.

Макарова Л.П.: Видимо, технологии должны выбираться такие, которые дают возможность ученику сравнивать себя и действительность с какой-то образцовой мерой, идеалом и стремиться к совершенству, без чего о смысле вообще нет смысла говорить. Все технологии должны содержать критерии добра и зла.Да, идеалы должны быть не ложными.Если мы хотим, чтобы дети не посрамили нашего имени на экзаменах - истинный это идеал или ложный?

grigri: Побродил по веткам нашего форума и набрался наглости высказаться! Конечно я обращаюсь не только к Хуторскому (и не только на этой ветке), но процитирую его: Какие ещё есть смыслы? И как они связаны с целями образования? Может все гораздо проще и сложнее? Не ищем ли мы удобных смыслов и целей для себя? Получается, как не крути, приблизительно так: 1. Смыл образования – образовывать, строить образы, т.е. относится к окружающему миру. Это и есть сущность образования. Поэтому и создается впечатление, что смыслы меняются. Ведь мир меняется! А суть то таже! И это объективная реальность, никому не дано ее изменить. Естественно, что каждый в этом мире движется со своей скоростью, достигает своего. Кто-то доказывает теоремы, кто-то открывает вещества, кто-то придумывает словосочетания … И каждый делает это сам, но смог бы он это делать если бы не было других? Помогает ли ему чужой опыт? 2.Цель образования – научиться писать, читать, считать, говорить, слушать. Для достижения этих целей и создаются образовательные институты. Создавались и будут создаваться. Эти институты были и есть разные (по форме и содержанию). Очевидно, что единственную лучшую (во всех смыслах) модель такого института создать невозможно. Конечно можно сказать, что поиски такой модели и есть смысл образования, но … Есть риск, что за оградами научных работ, смыслоопределяющих слов, выяснений кто правильно движется, будут потеряны образовательные цели - научиться писать, читать, считать, говорить, слушать. Если взять за гипотезу, что цели образования - научиться писать, читать, считать, говорить, слушать, то какова роль учителя, ученика, учебника, компьютера, нашего форума и т.д.?

А.В.Хуторской: grigri пишет: 1. Смыл образования – образовывать, строить образы, т.е. относится к окружающему миру. Это и есть сущность образования. Смыл образования – ещё и образовыватьСЯ. Т.е. образовывать себя. Смыслы будут различны от того, по отношению к чему задаётся образование. Поэтому необходимо вначале определить, что имеется ввиду под образованием. С другой стороны, смысл образованеия - это и есть его суть, основа содержания. Поэтому, если сначала определить смысл, то от него будет следовать и определение самого образования. Такая вот диалектика. grigri пишет: 2.Цель образования – научиться писать, читать, считать, говорить, слушать. Цель - всё же производная от смысла, а не отдельная от него сущность. Заметил, что смысл у вас выражен по отношению к другим (образовываТЬ), а цель - по отношению к себе (частица СЯ).

Пырина Светлана: Здравствуйте, уважаемый Андрей Викторович! Рада принять участие в форуме Научной школы О.Э. Мандельштам однажды сказал: "Образование есть школа быстрейших ассоциаций." Мои ассоциации к слову "смысл" : мысль, осмысление, преодоление, действие, рефлексия, личность, философия, идея, задача, поиск, открытие., творец, я-концепция.. Ассоциации к слову "образование" : образ, творение, сотворчество, метафора, открытость, диалог, учитель, ученик, познание, истина,открытие... Используя прием французских творческих мастерских, напишем текст, опираясь на полученные ассоциации. Творение смысла Учитель и ученик. Вечный диалог и вечный поиск себя, смысла своей деятельности... Образование. Вопросы и ответы . Преодолеваем, познаем, открываем, живем....

Одинец К.А.: Пырина Светлана пишет: Творение смысла Учитель и ученик. Вечный диалог и вечный поиск себя, смысла своей деятельности... Великолепные благие цели. А если Вам ученик в ответ скажет: «Смысла жизни не существует. Мы живем чтобы жить. Эта простая истина, и незачем было флудить». (см. http://eidos.fastbb.ru/?1-9-0-00000242-000-0-0-1193846136). Что Вы сделаете? Как Вы преодолеваете негативизм, разочарование? каким образом сокращаете расстояние от непонимания к пониманию?

Пырина Светлана: Ученикам-то как раз хочется верить в то, что все осмысленно. Негативизм сродни нигилизму. Двадцать с лишним лет работаю в школе и ни разу не встречала ученика, ктоторому бы был симпатичен нигилизм Базарова. Каким образом сокращать расстояние между непониманием и пониманием? Главное, чтобы ученики чувствовали твой интерес к жизни, к людям, чтобы урок не превращался в "дежурное блюдо". Пример последних дней: готовилась к уроку в 9-ом по теме "Романтизм как литературное направление. Особенности романтического сознания". Решила, что начну урок с чтения стихотворения В.С.Высоцкого "Я не люблю". Слушали с интересом, затем один юноша спросил:( а он всегда во всем сомневается) "А при чем здесь Высоцкий?" Решили, что к этому вопросу вернемся в конце урока. В этот день я читала стихи Высоцкого и в двух десятых классах уже в другом контексте. Вчера мне через Контакт пришло письмо от одной десятиклассницы, она еще раз спрашивала про стихи Высоцкого. Даже если стихотворение вызвало душевный отклик в 1-5 учениках-это уже начало большого пути к постижению смысла, к пониманию себя, мира.

Одинец К.А.: Пырина Светлана пишет: Ученикам-то как раз хочется верить в то, что все осмысленно. а предложенный мною текст написал как раз ученик. Безусловно, человек стремится к осмыслению жизни, всего происходящего, но не всегда делает это явно, не позволяет и другим вторгаться в эту область. Какие факторы влияют на открытие смыслов? Что конкретно может сделать учитель в рамках своей деятельности, чтобы деятельность ученика стала осмысленной?

Порозов Г.А.: Пырина Светлана пишет: Разгадывать смысл-это идти по лабиринту. Одинец К.А. пишет: человек стремится к осмыслению жизни, всего происходящего, но не всегда делает это явно, не позволяет и другим вторгаться в эту область. В подтверждение того, что обсуждение смысла образования перетекло в обсуждение чего-то более глобального.

Калинина Ирина: Одинец К.А. пишет: Что конкретно может сделать учитель в рамках своей деятельности, чтобы деятельность ученика стала осмысленной? Быть естественным: не заигрывать с детьми, не жаловаться на жизнь, не давить авторитетом. И знаете-ли, жить по тем принципам и законам, о которых с высоты учительского места вещаешь на уроке.

Калинина Ирина: Одинец К.А. пишет: Что конкретно может сделать учитель в рамках своей деятельности, чтобы деятельность ученика стала осмысленной? Быть естественным: не заигрывать с детьми, не жаловаться на жизнь, не давить авторитетом. И знаете-ли, жить по тем принципам и законам, о которых с высоты учительского места вещаешь на уроке.

Косивец О.В.: Одинец К.А. пишет: Как Вы преодолеваете негативизм, разочарование? каким образом сокращаете расстояние от непонимания к пониманию? Ищу причину. Обычно разочарование приходит, когда не оправдываются ожидания. Значит в них и надо покопатся. Не стоит менять мир вокруг и его жителей. Нужно изменить себя. А мир при этом изменится сам.

Порозов Г.А.: Косивец О.В. пишет: Нужно изменить себя. А мир при этом изменится сам. Мир не изменится. А изменить себя - это предать. Играть чужие роли. Никогда из этого ничего путнего не выходило. Всё выдающееся в этом мире сотворено людьми, которые были самими собой. И ни под кого не изменялись. Самые большие разочарования случаются от того, что другой человек приспособится к жизни, изменится, замаскируется в крайнем случае, и всё - не тот он уже. Не тот.

Иванова Г.А.: Косивец О.В. пишет: Нужно изменить себя. А мир при этом изменится сам. Это кажется очевидно нам, но дети об этом не задумываются, пока их не подтолкнёшь. А если действительно поняли, то помогает.

Порозов Г.А.: Косивец О.В. пишет: Не стоит менять мир вокруг и его жителей. Нужно изменить себя. А мир при этом изменится сам. Похоже, что это мнение присуще американскому образу жизни. И очень даже прививается на нашей российской действительности, благодаря идеям Дейла Карнеги и ему подобных. Неужели и до такой области как педагогика, это тоже добралось....

Косивец О.В.: Одинец К.А. пишет: А если Вам ученик в ответ скажет: «Смысла жизни не существует. Мы живем чтобы жить. Эта простая истина, и незачем было флудить». (см. http://eidos.borda.ru/?1-9-0-00000242-000-0-0-1193846136). Что Вы сделаете? Как Вы преодолеваете негативизм, разочарование? каким образом сокращаете расстояние от непонимания к пониманию Я бы предложила (может быть не явно) беседу на тему "Что значит жить?". Существовать? Плыть по течению? Быть щепкой? У того, кто высказался столькатегорично, наверняка есть цели, жизненные ценности, ориентиры. Однако есть и разочарования, нереализуемость. В диалоге такие проблемы всплывают и часто даже решаются.

А.В.Хуторской: Смысл - совместная мысль. Совместная с кем? Мысль о чём? Ответы на эти вопросы позволяют подойти к смыслу образования. Образование как образовывание. Совместная мысль об образовывании. Далее можно развивать это понимание.

Иванова Г.А.: А.В.Хуторской пишет: Смысл - совместная мысль. Совместная с кем? Мысль о чём? Совместная с самим собой - т.е. она, мысль, согласуется со всем, что есть я. А о чём - о деятельности. Все наши мысли - они выражаются в нашей деятельности, ведь сами по себе они не материальны. Мне так кажется. Поделитесь, пожалуйста, кто как думает. Спасибо.

Пырина Светлана: Учитель может разбудить в ученике стремление к познанию, готовых рецептов здесь не существует...Разгадывать смысл-это идти по лабиринту. В начале учебного года провела в старших классах Мастерскую "Лабиринт" по рассказам Борхеса. Карина,прочитайте рассказ Борхеса "Роза Парацельса".

Пырина Светлана: С кем можно совместить мысль? О чем должна быть эта мысль? Обучение-это совместная деятельность ученика и учителя, тогда это и совместная мыслительная деятельность того и другого. Возникает другой вопрос: "Как совместить эту мыслительную деятельность?" В свое время этой проблемой занялся Л.Н.Толстой. В одной из своих статей он поставил вопрос так" "Чему можно научиться у крестьянских детей?" О чем должна быть мысль? Одно безусловно эта мысль должна быть личностно аргументированна. Приставка со- выводит на диалогичность познания , а познание=осмыслению=пониманию себя и других, мира. Учитель не может знать все обо всем, нет одного единственного и правильного ответа на поставленные им вопросы, тогда учитель то же строитель, как и ученик, новой мысли...

Kuleshova G: Пырина Светлана пишет: Возникает другой вопрос: "Как совместить эту мыслительную деятельность?" Пырина Светлана пишет: О чем должна быть мысль? Одно безусловно эта мысль должна быть личностно аргументированна. Приставка со- выводит на диалогичность познания , а познание=осмыслению=пониманию себя и других, мира. Учитель не может знать все обо всем, нет одного единственного и правильного ответа на поставленные им вопросы, тогда учитель то же строитель, как и ученик, новой мысли... Отвечая на Ваши вопросы, приведу пример рефлексии одного курса. Это курс для педагогов. И общая мысль, и общее дело-это возможно через рефлексию- с одной стороны, и через интерактивный диалог на форуме о целях. Общих на курсе и личных образовательных участника. Для меня это становится с каждым разом очевиднее: "б) способы, благодаря которым Вы достигали эти цели, Сначала пыталась самоорганизоваться, после отпуска. Потом начались размышления, «копания» и затянуло. Комментарии ведущего курса сыграли свою роль. Я погрузилась. И кроме получения информации, пополнения знаний, я полюбила получать задания. А как результат, много времени проводила в размышлениях. Конечно, ленилась все записывать, потому что думать можно и выполняя другую работу. Главное, все эти десять дней я жила на курсе. Помню, как руководитель, обращала мое внимание на то, зачем я ввязалась в это дело. Как послушная ученица я всегда отвечала на этот вопрос. Долгое время «скрывая» от ведущего свои мысли. в) трудности и противоречия в достижении ваших целей. Трудности были до тех пор, пока не откорректировала свою цель (из визитки). Начала работать над своим развитием, воспитывала себя, первое время не проживала свои ответы. Больше это походило на отписки, хотя понимала, что это все не в мою пользу. А вот видимо когда осознала, что, зачем и куда все это ведет… ситуация изменилась. Это получается и с детьми. Как? Это уже методика, разработкой которой я занимаюсь. Посмотрите на форуме темы об индивидуальной образовательной траектории и программе. С уважением, Кулешова Галина Михайловна

Порозов Г.А.: Похоже, что годовые поиски смысла образования потеряли смысл..... Да и вообще, образование тоже утратило этот самый смысл. Смысл производной - это скорость. Смысл интеграла - это площадь. Смысл "Зайка моя" - не всё ли равно о чём петь. Остается то, с чего начали, СМЫСЛ СМЫСЛА???

Порозов Г.А.: Происходит это не очень быстро, но верно. Попробуйте выяснить смысл чего-то другого - результат будет тот же.

Белова Т. В: Добрый день всем! Хочется немного изменить тему разговора. Почему я в этой профессии? Какова моя моя роль?

Передериева Е.В.: Хуторской А.В. пишет: Совместная мысль об образовывании. Если мысль совместная - напрашивается вывод по интеграции мнений об образовывании всех участников данного процесса. Может быть, смысл в выработке общей стратегии достижения максимально возможного результата повышения уровня компетентности.

Смирнова О.Н.: Смысл образования в приобретении желания и способности обучаться и познавать окружающий мир всю свою жизнь. Поэтому образование должно научить ребенка "образовываться" самостоятельно, научить творчеству, в чем хорошо помогают эвристические задания.

Файзуллаева: Предлагаю еще два смысла в образовании; 1. Слыть в образовании - в хорошем смысле: быть в обществе людей знаменитым, почитаемым своими передовыми технологиями в педагогике. В такие школы отдают детей с удовольствием. В такую школу бывшие ее ученики приходят, чтобы поделиться своими радостями, достижениями. 2. Плыть против течения – прилагать усилия, не давать себе и окружающим повода лениться, опускать руки - «что хотят современные дети», «им ничего не нужно», - искать пути и способы тренировать себя и их в малом – сегодня, сейчас изучать окружающий мир. Кто знает, может быть это поможет им выстоять когда-нибудь в сложных ситуациях.

Адаменко С.: Деятельность человека стимулируется интересом. Следовательно, интерес — необыкновенная сила, неотъемлемая часть самого человека. Без самоинициативного интереса не может быть и смысла подлинного образования. Этот интерес побуждает человека творить произведения искусства, делать открытия, понимать себя и управлять собою и своим внешним миром, строить города, основывать науки, развивать культуру, создавать цивилизации, вести войну и устанавливать мир. Это есть то, что порождает в нем смысл и бытия и образования, и чувство долга, что дает ему право стать создателем и хозяином своей судьбы.

Передериева Е.В.: Ольга Анатольевна пишет: Плыть против течения – прилагать усилия, не давать себе и окружающим повода лениться, опускать руки - «что хотят современные дети», «им ничего не нужно», - искать пути и способы тренировать себя и их в малом – сегодня, сейчас изучать окружающий мир. Кто знает, может быть это поможет им выстоять когда-нибудь в сложных ситуациях. Совершенно с вами согласна, "тяжело в учении, легко в бою".

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! На мой взгляд, все достаточно просто. Смысл образования - в процессе построения системы знаний в культурном мире человека, направленном от причины к следствию (от системы знания - к проблеме).

KuzminVA: Бородавко Е.П. пишет: На мой взгляд, все достаточно просто. Светлые умы цивилизации ломают голову над этим не первый век! А тут, всё как просто! Во как!!! :))) Бородавко Е.П. пишет: в процессе построения системы знаний в культурном мире человека А есть еще какой-то мир человека, некультурный? Не дано мне столь витиеватую фразу понять! Сколько не ломал голову! :) Наукообразие!

Вельмовская Ольга: Толковый словарь русского языка Ушакова ОБРАЗОВА'ТЬСЯ, зу́юсь, зу́ешься, сов. (к образовываться) и несов. (в формах наст. вр.). 1. Получиться, возникнуть. В горах образовались трещины. На лбу образовалась страдальческая морщина. Л. Тлстй. Гений образуется (наст. вр.) 2. Сформироваться, составиться, организоваться. 3. Устроиться благополучно, уладиться, обойтись (разг.). 4. Получить образование, научиться чему-н. (разг.). Он … захотел образоваться. Л. Тлстй. Мы ищем смысл ОБЗАЗОВАНИЯ человека? А смысл образования ручья? Когда человек родился - он появился. Но не образовался. В процессе своего роста и развития он станет соответствовать какому-то образу "взрослого" человека. Вот тогда он образуется, состоится, проявится. А вот вопрос: какое будет это "образование", "проявление"? Роль учителя, родителей, взрослях и вообще общества - создать условия для образования полноценного человека, с полным спектром способностей (сверхспособностей в том числе), возможностей и пр., который четко представляет себе картину мира, является хозяином своей жизни и творцом своей судьбы.

Заостровных Марина В: Добрый вечер, уважаемые коллеги! В наше очень нрепростое время,когда от безнравственного поступка страдает огромное количество людей, смысл образования видится в том, чтобы научить анализировать. В жизни всё быстротечно, нет ничего постоянного. Кто будет успешным? Да тот, кто быстро проанализировал эти происходящие изменения , поставил перед собой новые цели и приступил к их осуществлению. Причём , не забывать никогда о нравственных ценностях. Таким образом, всё образование должно придерживаться следующей структкуры: учить определять и ставить цель, развитие аналитических способностей, развитие умений себя контролировать. А понятно это будет ученику, если не будет отрыва от жизни. Зачем это надо? Где пригодится? Что я с этим могу сделать?

Моисеева Г.Ю.: Смысл образования для меня заключается в следующем: 1. Воспитание благородного Человека, главным правилом жизни которого является «не делай другим того, чего себе не желаешь». 2. Помочь каждому ученику «откопать свой талант», осознать свои способности, возможности, развить их и реализовать. « Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его». (Екклесиаст, 2,22.) 3. Детям нужен навык правильного мышления. Всё начинается с мысли. «Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков» (Конфуций). Человек может многому научиться и многое узнать. Он может не только обогатить свои знания, но и научиться управлять своим поведением: сдерживать раздражение и злость, не разговаривать грубо, распознать плохую мысль и избавиться от неё.

Ольга Андреева: В любом акте деятельности или общения всегда существует специфически человеческое звено (значение), и таким опосредующим звеном является смысл. В образовании – культурный смысл. Культурная парадигма образования определяет базовые культурные ценности (альтруизм, другодоминантность, толерантность и др.) в качестве целей образования, основания образа мыслей и действий его субъектов. Поэтому и профессиональное сознание педагога предполагает понимание культурных основ всей сферы образования и своей деятельности. Общеизвестно, что фильтром восприятия окружающего мира является общая культура человека. И алгоритм поведения педагога не может быть выстроен вне индивидуального типа пребывания его в культуре. Вне его культурного модуса личности. Следовательно, педагогика должна знать, каков же современный механизм формирования общей культуры педагога? Как привести образование на более высокий уровень культуры? Я полагаю, что именно эти вопросы сегодня самые не решенные в системе образования.

Ольга Андреева: Почему сегодня так трудно воспитывать детей? Я думаю потому, что сегодня трудно разобраться в себе самому учителю. Может ли воспитывать Личность тот учитель, который сам для себя не определил экзистенциальные ценности – любовь, совесть, честь…. Часто говорят: «Трудные времена…» Я прочла блестящее объяснение этому у ольги Седаковой. «Когда зло принимает откровенно инфернальные формы, а невинные страдания превосходят все меры, как это было, допустим, при Гитлере и Сталине, то союз со злом или даже мирное с ним сосуществование становится для человека как бы естественным. Сегодняшняя ситуация сложнее: она пестрая и мутная. Времена инфернального зла, без стыда утверждали целесообразность зла любого масштаба, постулируя, что зло — это добро, если оно служит верной цели. Теперешнее время такого не говорит. Скорее уж оно говорит, что само это различение устарело, что все и не добро, и не зло, а что-то такое смешанное и невнятное, отчасти хорошее, отчасти дурное – как все мы, как весь этот грешный мир. Нет худа без добра – и добра нет без худа, как симметрично дополнил немудрящую пословицу Бродский – и предположил, что это и есть та новость, которую Россия несет Западу, тот “свет с Востока”, которого он ждал и наконец созрел до него. Созрел до старого цинизма софистов?» Насилие становится неприметным, носители его — анонимны. Кто, собственно говоря, тиран либерального общества? А жертв как будто и вовсе не видно. Как будто… Но их так много, они вокруг и везде… И часто в нашем, учительском корпусе.

Русинова И.А.: Ольга Андреева пишет: Почему сегодня так трудно воспитывать детей? Действительно, часто мы сами, взрослые, не учитываем простых человеческих ценностей, внушая ученику, что именно такое-то знание ему необходимо. Отсюда рождается нежелание учиться.

Ольга Андреева: Еще В. Франкл писал, что «образование должно давать человеку средства для обнаружения смыслов. Вместо этого, однако, образование часто вносит свою лепту в экзистенциальный вакуум». Мои исследования показывают, что педагоги, в большинстве своем, затрудняются в определении таких понятий, как свобода, не всегда готовы к размышлениям и рефлексии. В повседневной практике, отмечают учителя, они не всегда задумываются о проявлении свободы, ответственности или любви по отношению к учащимся. Не всегда задумываются, какими реальными и конкретными действиями можно и нужно воспитывать свободного человека, для чего необходима свобода в жизни человека вообще. В основном педагоги имеют лишь житейские представления о сути свободы, совести, любви или уникальности, или других феноменах человеческого существования. В этом, по-моему, и скрывается глубокая экзистенциальная проблема отношений учителя к своей профессии, со своим учеником: как я могу воспитывать свободного человека? насколько я понимаю, что значит свобода? Что значит совесть? Насколько я сам свободен и ответственен за свою свободу? Каким видят меня мои ученики? Я вижу, что процесс размышления о феноменах человеческого существования и ценностях образовательного процесса более важен, нежели знаниевый результат.

Русинова И.А.: Обучение пониманию, а не засорению головы ученика ненужной информацией - должно стать смыслом образования.

Кузнецова Любовь: Здесь для меня смысл трактуется скорее как замысел. Замысел о целях, содержании и способах действий по образовыванию с опорой на потребности – что нам (человеку, семье, стране, обществу, миру) нужно в итоге образования, что мы получим от образованного в соответствии с этим комплексом и какого человека. Совместная мысль нас всех, живущих и действующих в настоящее время. Во многом именно работа в школе привела меня к следующему выводу. Ни в жизни человека, ни в его окружении (и далее по восходящей к миру) нет того, и не задержится надолго то, что не соответствует его потребностям. Вопрос другой, все ли его потребности осознанны самим человеком, все ли они принимаются им (опять-таки далее по восходящей). И сколько времени понадобится человеку (далее везде) для того, чтобы разобраться в своих потребностях и их соответствии тому, что необходимо на самом деле. По-моему, при таком подходе к смыслу в образовательных системах появляется человек. Только в некоторых до него приходится добираться по длинной цепочке причинно-следственных связей.



полная версия страницы