Форум » Философия и методология образования » Что такое смысл образования? » Ответить

Что такое смысл образования?

А.В.Хуторской: Поскольку мы обсуждаем не просто цели образования, но смысл и цели образования, необходимо определить, что такое есть этот смысл, который задает (должен задавать) цели образования. Возможно, что могут быть (и уже сть) разные смыслы образования, каждый из которых реализуется соответствующей целевой парадигмой. Итак: Смысл – идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, ценность. Целостное содержание высказывания, несводимое к значениям его частей, но само определяющее эти значения. Что же касается разных смыслов, приведу, вспоминая Э.Фромма, для начала парочку противоположных смыслов в стиле "иметь или быть": 1. Иметь образование. Обычно говорят - "дать образование" и строят целевую парадигму "передаточной" педагогики: учитель - дает, ученики - берут и как-бы имеют это самое образование. Результат - формируем потребителей и иждивенцев: "Мне недодали". 2. Быть в образовании - противоположный смысл. Быть, значит бытийствовать, действовать, не дожидаясь, когда кто-то что-то тебе передаст. Это продуктивные целевые ориентиры, компетентностная парадигма, а также эвристическая - тоже сюда относится. Какие ещё есть смыслы? И как они связаны с целями образования?

Ответов - 71, стр: 1 2 All

Калинина Ирина: Одинец К.А. пишет: Что конкретно может сделать учитель в рамках своей деятельности, чтобы деятельность ученика стала осмысленной? Быть естественным: не заигрывать с детьми, не жаловаться на жизнь, не давить авторитетом. И знаете-ли, жить по тем принципам и законам, о которых с высоты учительского места вещаешь на уроке.

Калинина Ирина: Одинец К.А. пишет: Что конкретно может сделать учитель в рамках своей деятельности, чтобы деятельность ученика стала осмысленной? Быть естественным: не заигрывать с детьми, не жаловаться на жизнь, не давить авторитетом. И знаете-ли, жить по тем принципам и законам, о которых с высоты учительского места вещаешь на уроке.

Косивец О.В.: Одинец К.А. пишет: Как Вы преодолеваете негативизм, разочарование? каким образом сокращаете расстояние от непонимания к пониманию? Ищу причину. Обычно разочарование приходит, когда не оправдываются ожидания. Значит в них и надо покопатся. Не стоит менять мир вокруг и его жителей. Нужно изменить себя. А мир при этом изменится сам.


Порозов Г.А.: Косивец О.В. пишет: Нужно изменить себя. А мир при этом изменится сам. Мир не изменится. А изменить себя - это предать. Играть чужие роли. Никогда из этого ничего путнего не выходило. Всё выдающееся в этом мире сотворено людьми, которые были самими собой. И ни под кого не изменялись. Самые большие разочарования случаются от того, что другой человек приспособится к жизни, изменится, замаскируется в крайнем случае, и всё - не тот он уже. Не тот.

Иванова Г.А.: Косивец О.В. пишет: Нужно изменить себя. А мир при этом изменится сам. Это кажется очевидно нам, но дети об этом не задумываются, пока их не подтолкнёшь. А если действительно поняли, то помогает.

Порозов Г.А.: Косивец О.В. пишет: Не стоит менять мир вокруг и его жителей. Нужно изменить себя. А мир при этом изменится сам. Похоже, что это мнение присуще американскому образу жизни. И очень даже прививается на нашей российской действительности, благодаря идеям Дейла Карнеги и ему подобных. Неужели и до такой области как педагогика, это тоже добралось....

Косивец О.В.: Одинец К.А. пишет: А если Вам ученик в ответ скажет: «Смысла жизни не существует. Мы живем чтобы жить. Эта простая истина, и незачем было флудить». (см. http://eidos.borda.ru/?1-9-0-00000242-000-0-0-1193846136). Что Вы сделаете? Как Вы преодолеваете негативизм, разочарование? каким образом сокращаете расстояние от непонимания к пониманию Я бы предложила (может быть не явно) беседу на тему "Что значит жить?". Существовать? Плыть по течению? Быть щепкой? У того, кто высказался столькатегорично, наверняка есть цели, жизненные ценности, ориентиры. Однако есть и разочарования, нереализуемость. В диалоге такие проблемы всплывают и часто даже решаются.

А.В.Хуторской: Смысл - совместная мысль. Совместная с кем? Мысль о чём? Ответы на эти вопросы позволяют подойти к смыслу образования. Образование как образовывание. Совместная мысль об образовывании. Далее можно развивать это понимание.

Иванова Г.А.: А.В.Хуторской пишет: Смысл - совместная мысль. Совместная с кем? Мысль о чём? Совместная с самим собой - т.е. она, мысль, согласуется со всем, что есть я. А о чём - о деятельности. Все наши мысли - они выражаются в нашей деятельности, ведь сами по себе они не материальны. Мне так кажется. Поделитесь, пожалуйста, кто как думает. Спасибо.

Пырина Светлана: Учитель может разбудить в ученике стремление к познанию, готовых рецептов здесь не существует...Разгадывать смысл-это идти по лабиринту. В начале учебного года провела в старших классах Мастерскую "Лабиринт" по рассказам Борхеса. Карина,прочитайте рассказ Борхеса "Роза Парацельса".

Пырина Светлана: С кем можно совместить мысль? О чем должна быть эта мысль? Обучение-это совместная деятельность ученика и учителя, тогда это и совместная мыслительная деятельность того и другого. Возникает другой вопрос: "Как совместить эту мыслительную деятельность?" В свое время этой проблемой занялся Л.Н.Толстой. В одной из своих статей он поставил вопрос так" "Чему можно научиться у крестьянских детей?" О чем должна быть мысль? Одно безусловно эта мысль должна быть личностно аргументированна. Приставка со- выводит на диалогичность познания , а познание=осмыслению=пониманию себя и других, мира. Учитель не может знать все обо всем, нет одного единственного и правильного ответа на поставленные им вопросы, тогда учитель то же строитель, как и ученик, новой мысли...

Kuleshova G: Пырина Светлана пишет: Возникает другой вопрос: "Как совместить эту мыслительную деятельность?" Пырина Светлана пишет: О чем должна быть мысль? Одно безусловно эта мысль должна быть личностно аргументированна. Приставка со- выводит на диалогичность познания , а познание=осмыслению=пониманию себя и других, мира. Учитель не может знать все обо всем, нет одного единственного и правильного ответа на поставленные им вопросы, тогда учитель то же строитель, как и ученик, новой мысли... Отвечая на Ваши вопросы, приведу пример рефлексии одного курса. Это курс для педагогов. И общая мысль, и общее дело-это возможно через рефлексию- с одной стороны, и через интерактивный диалог на форуме о целях. Общих на курсе и личных образовательных участника. Для меня это становится с каждым разом очевиднее: "б) способы, благодаря которым Вы достигали эти цели, Сначала пыталась самоорганизоваться, после отпуска. Потом начались размышления, «копания» и затянуло. Комментарии ведущего курса сыграли свою роль. Я погрузилась. И кроме получения информации, пополнения знаний, я полюбила получать задания. А как результат, много времени проводила в размышлениях. Конечно, ленилась все записывать, потому что думать можно и выполняя другую работу. Главное, все эти десять дней я жила на курсе. Помню, как руководитель, обращала мое внимание на то, зачем я ввязалась в это дело. Как послушная ученица я всегда отвечала на этот вопрос. Долгое время «скрывая» от ведущего свои мысли. в) трудности и противоречия в достижении ваших целей. Трудности были до тех пор, пока не откорректировала свою цель (из визитки). Начала работать над своим развитием, воспитывала себя, первое время не проживала свои ответы. Больше это походило на отписки, хотя понимала, что это все не в мою пользу. А вот видимо когда осознала, что, зачем и куда все это ведет… ситуация изменилась. Это получается и с детьми. Как? Это уже методика, разработкой которой я занимаюсь. Посмотрите на форуме темы об индивидуальной образовательной траектории и программе. С уважением, Кулешова Галина Михайловна

Порозов Г.А.: Похоже, что годовые поиски смысла образования потеряли смысл..... Да и вообще, образование тоже утратило этот самый смысл. Смысл производной - это скорость. Смысл интеграла - это площадь. Смысл "Зайка моя" - не всё ли равно о чём петь. Остается то, с чего начали, СМЫСЛ СМЫСЛА???

Порозов Г.А.: Происходит это не очень быстро, но верно. Попробуйте выяснить смысл чего-то другого - результат будет тот же.

Белова Т. В: Добрый день всем! Хочется немного изменить тему разговора. Почему я в этой профессии? Какова моя моя роль?

Передериева Е.В.: Хуторской А.В. пишет: Совместная мысль об образовывании. Если мысль совместная - напрашивается вывод по интеграции мнений об образовывании всех участников данного процесса. Может быть, смысл в выработке общей стратегии достижения максимально возможного результата повышения уровня компетентности.

Смирнова О.Н.: Смысл образования в приобретении желания и способности обучаться и познавать окружающий мир всю свою жизнь. Поэтому образование должно научить ребенка "образовываться" самостоятельно, научить творчеству, в чем хорошо помогают эвристические задания.

Файзуллаева: Предлагаю еще два смысла в образовании; 1. Слыть в образовании - в хорошем смысле: быть в обществе людей знаменитым, почитаемым своими передовыми технологиями в педагогике. В такие школы отдают детей с удовольствием. В такую школу бывшие ее ученики приходят, чтобы поделиться своими радостями, достижениями. 2. Плыть против течения – прилагать усилия, не давать себе и окружающим повода лениться, опускать руки - «что хотят современные дети», «им ничего не нужно», - искать пути и способы тренировать себя и их в малом – сегодня, сейчас изучать окружающий мир. Кто знает, может быть это поможет им выстоять когда-нибудь в сложных ситуациях.

Адаменко С.: Деятельность человека стимулируется интересом. Следовательно, интерес — необыкновенная сила, неотъемлемая часть самого человека. Без самоинициативного интереса не может быть и смысла подлинного образования. Этот интерес побуждает человека творить произведения искусства, делать открытия, понимать себя и управлять собою и своим внешним миром, строить города, основывать науки, развивать культуру, создавать цивилизации, вести войну и устанавливать мир. Это есть то, что порождает в нем смысл и бытия и образования, и чувство долга, что дает ему право стать создателем и хозяином своей судьбы.

Передериева Е.В.: Ольга Анатольевна пишет: Плыть против течения – прилагать усилия, не давать себе и окружающим повода лениться, опускать руки - «что хотят современные дети», «им ничего не нужно», - искать пути и способы тренировать себя и их в малом – сегодня, сейчас изучать окружающий мир. Кто знает, может быть это поможет им выстоять когда-нибудь в сложных ситуациях. Совершенно с вами согласна, "тяжело в учении, легко в бою".

Бородавко Е.П.: Уважаемые коллеги! На мой взгляд, все достаточно просто. Смысл образования - в процессе построения системы знаний в культурном мире человека, направленном от причины к следствию (от системы знания - к проблеме).

KuzminVA: Бородавко Е.П. пишет: На мой взгляд, все достаточно просто. Светлые умы цивилизации ломают голову над этим не первый век! А тут, всё как просто! Во как!!! :))) Бородавко Е.П. пишет: в процессе построения системы знаний в культурном мире человека А есть еще какой-то мир человека, некультурный? Не дано мне столь витиеватую фразу понять! Сколько не ломал голову! :) Наукообразие!

Вельмовская Ольга: Толковый словарь русского языка Ушакова ОБРАЗОВА'ТЬСЯ, зу́юсь, зу́ешься, сов. (к образовываться) и несов. (в формах наст. вр.). 1. Получиться, возникнуть. В горах образовались трещины. На лбу образовалась страдальческая морщина. Л. Тлстй. Гений образуется (наст. вр.) 2. Сформироваться, составиться, организоваться. 3. Устроиться благополучно, уладиться, обойтись (разг.). 4. Получить образование, научиться чему-н. (разг.). Он … захотел образоваться. Л. Тлстй. Мы ищем смысл ОБЗАЗОВАНИЯ человека? А смысл образования ручья? Когда человек родился - он появился. Но не образовался. В процессе своего роста и развития он станет соответствовать какому-то образу "взрослого" человека. Вот тогда он образуется, состоится, проявится. А вот вопрос: какое будет это "образование", "проявление"? Роль учителя, родителей, взрослях и вообще общества - создать условия для образования полноценного человека, с полным спектром способностей (сверхспособностей в том числе), возможностей и пр., который четко представляет себе картину мира, является хозяином своей жизни и творцом своей судьбы.

Заостровных Марина В: Добрый вечер, уважаемые коллеги! В наше очень нрепростое время,когда от безнравственного поступка страдает огромное количество людей, смысл образования видится в том, чтобы научить анализировать. В жизни всё быстротечно, нет ничего постоянного. Кто будет успешным? Да тот, кто быстро проанализировал эти происходящие изменения , поставил перед собой новые цели и приступил к их осуществлению. Причём , не забывать никогда о нравственных ценностях. Таким образом, всё образование должно придерживаться следующей структкуры: учить определять и ставить цель, развитие аналитических способностей, развитие умений себя контролировать. А понятно это будет ученику, если не будет отрыва от жизни. Зачем это надо? Где пригодится? Что я с этим могу сделать?

Моисеева Г.Ю.: Смысл образования для меня заключается в следующем: 1. Воспитание благородного Человека, главным правилом жизни которого является «не делай другим того, чего себе не желаешь». 2. Помочь каждому ученику «откопать свой талант», осознать свои способности, возможности, развить их и реализовать. « Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его». (Екклесиаст, 2,22.) 3. Детям нужен навык правильного мышления. Всё начинается с мысли. «Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков» (Конфуций). Человек может многому научиться и многое узнать. Он может не только обогатить свои знания, но и научиться управлять своим поведением: сдерживать раздражение и злость, не разговаривать грубо, распознать плохую мысль и избавиться от неё.

Ольга Андреева: В любом акте деятельности или общения всегда существует специфически человеческое звено (значение), и таким опосредующим звеном является смысл. В образовании – культурный смысл. Культурная парадигма образования определяет базовые культурные ценности (альтруизм, другодоминантность, толерантность и др.) в качестве целей образования, основания образа мыслей и действий его субъектов. Поэтому и профессиональное сознание педагога предполагает понимание культурных основ всей сферы образования и своей деятельности. Общеизвестно, что фильтром восприятия окружающего мира является общая культура человека. И алгоритм поведения педагога не может быть выстроен вне индивидуального типа пребывания его в культуре. Вне его культурного модуса личности. Следовательно, педагогика должна знать, каков же современный механизм формирования общей культуры педагога? Как привести образование на более высокий уровень культуры? Я полагаю, что именно эти вопросы сегодня самые не решенные в системе образования.

Ольга Андреева: Почему сегодня так трудно воспитывать детей? Я думаю потому, что сегодня трудно разобраться в себе самому учителю. Может ли воспитывать Личность тот учитель, который сам для себя не определил экзистенциальные ценности – любовь, совесть, честь…. Часто говорят: «Трудные времена…» Я прочла блестящее объяснение этому у ольги Седаковой. «Когда зло принимает откровенно инфернальные формы, а невинные страдания превосходят все меры, как это было, допустим, при Гитлере и Сталине, то союз со злом или даже мирное с ним сосуществование становится для человека как бы естественным. Сегодняшняя ситуация сложнее: она пестрая и мутная. Времена инфернального зла, без стыда утверждали целесообразность зла любого масштаба, постулируя, что зло — это добро, если оно служит верной цели. Теперешнее время такого не говорит. Скорее уж оно говорит, что само это различение устарело, что все и не добро, и не зло, а что-то такое смешанное и невнятное, отчасти хорошее, отчасти дурное – как все мы, как весь этот грешный мир. Нет худа без добра – и добра нет без худа, как симметрично дополнил немудрящую пословицу Бродский – и предположил, что это и есть та новость, которую Россия несет Западу, тот “свет с Востока”, которого он ждал и наконец созрел до него. Созрел до старого цинизма софистов?» Насилие становится неприметным, носители его — анонимны. Кто, собственно говоря, тиран либерального общества? А жертв как будто и вовсе не видно. Как будто… Но их так много, они вокруг и везде… И часто в нашем, учительском корпусе.

Русинова И.А.: Ольга Андреева пишет: Почему сегодня так трудно воспитывать детей? Действительно, часто мы сами, взрослые, не учитываем простых человеческих ценностей, внушая ученику, что именно такое-то знание ему необходимо. Отсюда рождается нежелание учиться.

Ольга Андреева: Еще В. Франкл писал, что «образование должно давать человеку средства для обнаружения смыслов. Вместо этого, однако, образование часто вносит свою лепту в экзистенциальный вакуум». Мои исследования показывают, что педагоги, в большинстве своем, затрудняются в определении таких понятий, как свобода, не всегда готовы к размышлениям и рефлексии. В повседневной практике, отмечают учителя, они не всегда задумываются о проявлении свободы, ответственности или любви по отношению к учащимся. Не всегда задумываются, какими реальными и конкретными действиями можно и нужно воспитывать свободного человека, для чего необходима свобода в жизни человека вообще. В основном педагоги имеют лишь житейские представления о сути свободы, совести, любви или уникальности, или других феноменах человеческого существования. В этом, по-моему, и скрывается глубокая экзистенциальная проблема отношений учителя к своей профессии, со своим учеником: как я могу воспитывать свободного человека? насколько я понимаю, что значит свобода? Что значит совесть? Насколько я сам свободен и ответственен за свою свободу? Каким видят меня мои ученики? Я вижу, что процесс размышления о феноменах человеческого существования и ценностях образовательного процесса более важен, нежели знаниевый результат.

Русинова И.А.: Обучение пониманию, а не засорению головы ученика ненужной информацией - должно стать смыслом образования.

Кузнецова Любовь: Здесь для меня смысл трактуется скорее как замысел. Замысел о целях, содержании и способах действий по образовыванию с опорой на потребности – что нам (человеку, семье, стране, обществу, миру) нужно в итоге образования, что мы получим от образованного в соответствии с этим комплексом и какого человека. Совместная мысль нас всех, живущих и действующих в настоящее время. Во многом именно работа в школе привела меня к следующему выводу. Ни в жизни человека, ни в его окружении (и далее по восходящей к миру) нет того, и не задержится надолго то, что не соответствует его потребностям. Вопрос другой, все ли его потребности осознанны самим человеком, все ли они принимаются им (опять-таки далее по восходящей). И сколько времени понадобится человеку (далее везде) для того, чтобы разобраться в своих потребностях и их соответствии тому, что необходимо на самом деле. По-моему, при таком подходе к смыслу в образовательных системах появляется человек. Только в некоторых до него приходится добираться по длинной цепочке причинно-следственных связей.



полная версия страницы