Форум » Философия и методология образования » Компетенции человекосообразного образования » Ответить

Компетенции человекосообразного образования

А.В.Хуторской: Компетенция связывает потребности социума и человека. Как избежать крена в ту или другую строну? Как сделать, чтобы не только под социальные задачи происходило образование учащихся? Как учесть внутренний личностный "заказ" на образование при компетентностном подходе?

Ответов - 31

Belkeeva: - Как найти баланс между потребностями социума и учащегося в процессе внедрения компетентностного подхода? Думаю что нужно повести мониторинг коллектива педагогов, родителей, учащихся. - Как учесть внутренний личностный "заказ" на образование при компетентностном подходе? При введении мониторинга, работы психолога школы, бесед и конечно медицинского заключения. ===

Андреева Т.Н.: Анализируя свои желания и опираясь на собственные таланты и возможности, надо строить свою программу и смело её реализовывать.

Озеркова: Все равно ни один учитель не занимается развитием сразу всех компетенций одновременно, а выбирает одну-две опорных, от которых начинает. Почему бы ни быть опорными внутренним компетенциям (ценностным и саморазвития)? ПОдробнее - в моей статье.


Скрипкина Ю.В.: Озеркова пишет: Все равно ни один учитель не занимается развитием сразу всех компетенций одновременно, а выбирает одну-две опорных, от которых начинает. Не могу согласиться. Или не верно понимаю суть Вашего высказывания. Получается, что компетенции - нечто искусственное, привносимое учителем. То есть плавать учитель учит, а крестиком вышивать - нет. Разве, развивая, например, информационную компетенцию, я не влияю на компетенцию учебно-познавательную?

Озеркова: Скрипкина Ю.В. пишет: Озеркова пишет: цитата: Все равно ни один учитель не занимается развитием сразу всех компетенций одновременно, а выбирает одну-две опорных, от которых начинает. Не могу согласиться. Или не верно понимаю суть Вашего высказывания. Получается, что компетенции - нечто искусственное, привносимое учителем. То есть плавать учитель учит, а крестиком вышивать - нет. Разве, развивая, например, информационную компетенцию, я не влияю на компетенцию учебно-познавательную? Компетенция действительно может либо формироваться либо не формироваться в зависимости от сооттветсттвующий действий учителя. Иначе мы бы этот вопрос не обсуждали, так как любой учитель, начиная преподавать по любой методике повышал бы компетентность учащихся. Но на самом деле это не так. Я имела в виду именно то, что сказала - в каждый конкретный момент урока учитель явно развивает одну компетенцию и он всегда выбирает опорную компетенцию. Вот у Вас она - информационная (а вот я в последнее время стала идти от внутренних компетенций). Именно с помощью опорной компетенции учитель продвигается к формированию остальных компетенций.

Андрианова Г.А.: Уважаемые Юлия Владимировна, Ирина Александровна, прочитала Ваши суждения и задалась вопросом: А можно ли говорить о внешних и внутренних компетенциях? То есть под внешними мы будем понимать те, которые ориентированы на умение жить и взаимодействовать с социумом, обществом. Тогда под внутренними компетенциями что понимать? Ориентацию на внутренние ценности и умения человека, его гармонию жить в мире с собой? И получается, что учитель, приходя в школу и обучая детей все-таки отталикивается от своих имеющихся компетенций? Может ли он(а) научить компетенциям, не владея мии (не принимая их внутренне)?

А.В.Хуторской: Всё-таки, разделение на внешнее и внутреннее лучше употреблять не по отношению к компетенциям. Сами компетенции есть внешнияя (в основном) норма, а внутренне освоенная компетенция - это уже компетентность - личностное качество. Тогда КАЖДАЯ компетентность имеет внутреннюю принадлежность человеку.

Nikulina NA: Андрианова Г.А. пишет: И получается, что учитель, приходя в школу и обучая детей все-таки отталикивается от своих имеющихся компетенций? Может ли он(а) научить компетенциям, не владея мии (не принимая их внутренне)? Согласна с А.Г. Андрианоной. Считаю, что подход основанный на компетенциях изначально ставит на с в условия, когда компетенция социально-значима, а задача учителя сделать ее (компетенцию) личностно-значимой , т.е. внутренней потребностью ученика, а значит он сам (учитель) должен принимать их (компетенции) внутренне.

Георгий Тодоров: Личностная компетенция-ето времевой процесс утилитарного выбора какого-то действия.Она есть величина,которая характеризуется инвариатом времевым и пространственным параметром.Компетенцию мы в состояние формировать/как частью социальной интелигентности конкретного индивида/.Проявление одинако,всегда предопределяется морфологией конкретного интереса,желания,потребностей,нужд,детерминируемых образовательными условиями и традициями в стране.Она может быть рефлексивно-професиональная,рефлексивно-творческая/иновационная/.Она может иметь только рефлексивно-информационная база/вне понимания научной компетенции/,или сушествовать как основание самообучения.

Георгий Тодоров: Личностная компетенция,которая формируется у каждого ученика зависит от следущие положения:1.Компетентност педагога для формирования компетенции "времевого характера".2.Используя моделеи разного типа/например модель Страсбурского Университета для "оперативного"установления начальной степени компетентности ученика,поступающего в 1-ом классе/,дают достоверную оценку одного или другово усилия педагога,для развития времевой модели компетентности,в ходе предметного обучения.3.Компетенция всегда необходимо понимать,как узкая,предметная компетенция-к.на основе хуманитарных,математических и т.д предметов.Их объединяет степень общности научного знания и общая модель компетентности.Будтье смелее девочки в своих разсуждениях.Ето не спор,ето схоластика.Я хочу научит что-то новое.У кого не знаю.Помогите.

Озеркова: Почему же это компетенция узкопредметная? Я, например, умею ставить и решать задачи в абсолютно любой области, с которой сталкиваюсь. Хотя училась в математической школе. А чтобы узнать новое, записывайтесь к нам на курсы. Я не говорю, что изрекаю истину в последней инстанции - я ее ищу и получается достаточно успешно. Чего и Вам желаю.

warwara: Надо обучать не поверхностно, как сейчас -уменьшили количество часов по географии в 6 классе до одного часа, а все азы заложены именно в этом курсе, а объем материала оставили прежним. Как понимать? Какие знания получит ученик? Ведь надо знать какую то основу, чтобы на ней чччччччччччччччччто-либо строить. Раз нет основы -нет и знаний.

Шарков С.Г.: Самое интересное, что до конца не изучены ни потребности социума, ни потребности человека. Взять, например, географию (этот предмет мне наиболее близок). Какими географическими компетенциями должен обладать человек, чтобы стать успешным в обществе? Что нужно ему самому? Мы учим его пользоваться картой мира или страны. А сумеет ли он сориентироваться по карте города в чужом незнакомом городе? А если карта на незнакомом ему языке? А ведь этого нет в школьной программе.

Озеркова: То, о чем Вы пишете, и есть компетенции. Из опыта: компетентностный подход вполне можно применять, начиная с первого урока по новому предмету. Начните сначала: цель курса лично для каждого учащегося, поставьте задачу на урок (учащиеся, а не только учитель), И\изучили одно понятие - предложите свой способ применения этого понятия на практике и т. п. Часы - это всегда проблема, но компетентностный подход - один из возможных выходов.

А.Д.Король: Шарков С.Г. пишет: А ведь этого нет в школьной программе. Вот поэтому мы "здесь" и собрались, чтоб выработать подходы к реалдизации компетентностного подхода.

warwara: Мне кажется, что меняются постоянно и социум и потребности человека в соответствии с изменившимся социумом.Цели и задачи , стоящие перед предметом и учителем их воспроизводящим в жизнь меняются , но не очень. Вот должен человек получить знания о карте и школа должна дать этот объем таким, что бы в любой стране, с любой картой ученик мог бы справиться.Просто ели есть вполне определенное понятие о карте, устойчивое, достоверное, то и использовать его можно в самых не предсказуемых ситуациях.Вот только так сконцентрировать материал для ученика очень не просто...

А.В.Хуторской: warwara, мне кажется, что вы пытаетесь свести компетенции к знаниям, информации, материалу. А ведь это совсем не так. Пример с географической компетенцией - ориентация с помощью иноязычных карт - совсем не сводится к "концентрации материала". Разберитесь, пожалуйста, с сутью компетенций, она прежде всего - личностно-деятельностная, а не информационно-знаниевая.

Кучер О.А.: А.В.Хуторской пишет: Как учесть внутренний личностный "заказ" на образование при компетентностном подходе? Из опыта работы. Неоходимо постоянно вести диалог с учеником о нем самом. На этапе мотивации темы урока по истории, но чаще - по обществоведению, стремлюсь не забыть задать вопрос: "Какова значимость изучения темы для Вас, что полезного она привносит в Ваш жизненный опыт". В конце урока пока не спрашивала-опасаюсь болтовни, формализма. Вопросы творческих заданий часто личостно ориентирую через фомулировки:"Оцени...Изложи свое мнение, отношение ...Предложи свой вариант ответа...н т.п. " Сообщения об исторических личностях строятся учащимися как характеристика условий формирования, качеств, значимости деятельности.

А.Д.Король: Кучер О.А. пишет: Неоходимо постоянно вести диалог с учеником о нем самом. О том, что диалог - благо для образования, известно достаточно давно. Диалог в образовании, как известно, способствует формированию не только коммуникативных компетенций. Развитие, образование и воспитание духовно развитой, ответственной личности, способной критически мыслить, формирование некоего знания как проявление творчества, возможно, согласно М. М. Бахтину, когда есть два сознания, а, соответственно, именно только в процессе диалога. Причем диалог здесь выступает не просто педагогическим методом или формой, но становится приоритетным принципом образования. В вышеприведенной и других подобных формулировках диалога приоритетом, доминантой выступает логика учителя - учащийся следует за ней и лишен права первооткрывателя, выразителя собственных интенций и чаяний. Эвристический же диалог определяет приоритет личностного начала учащегося в его образовательной деятельности, а не учителя а, значит, является источником формирования опыта эмоционально-ценностного отношения школьника к действительности, опыта его творческой деятельности. Под эвристическим диалогом понимается постановка учащимся вопросов внешней образовательной среде на каждом из этапов его образовательной деятельности: на этапе целеполагания, выборе форм и методов, сообразных его культурно-историческим, психологическим особенностям. Вот уж, наверное, какой диалог, такое и образование!

А.Д.Король: А.В.Хуторской пишет: Компетенция связывает потребности социума и человека. Как избежать крена в ту или другую строну? Как сделать, чтобы не только под социальные задачи происходило образование учащихся? Как учесть внутренний личностный "заказ" на образование при компетентностном подходе? Практически все предпринимаемые попытки наполнить образовательный стандарт творческой и личностной составляющей в существующей знаниевой парадигме образования являются недостаточно эффективными. Смыслы и цели современного образования таковы, что его содержание является педагогически адаптированным социальным опытом, передаваемым учащемуся, без учета его культурных, психологических особенностей. Обращение к личности учащегося, его целям, потребностям и особенностям подразумевает предоставление школьнику возможности самому спрашивать, а не давать ответ на внешний вопрос, продиктованный внешней логикой и намерением. По сути, индивидуализация образования, воплощающая в себе учет личностных особенностей учащегося – это процесс вопрошания ученика на всех основных этапах эвристического обучения – постановки целей, познания объекта, создания собственного образовательного продукта, его сравнения с культурно-историческим аналогом, рефлексия. Оценивание компетентности учащегося как результата овладения им определенной компетенции – во многом оценивание его творческой, личностной деятельности. Всякая творческая деятельность может быть стандартизирована, «зафиксирована» и в знаниевых, и в деятельностных (по формированию знаний учащимся) «координатах». Во-первых, в самом вопросе уже заключено определенное знание. Это сам базис, предпосылка вопроса, выражающий определенный взгляд на явление, которое может быть традиционно оценено. Во-вторых, вопрос имеет ярко выраженную природу диалектического противоречия. Противоречивая сущность вопроса заключена в его антиномичности, в диалектической основе перехода от старого знания к новому. Данный переход от знания к незнанию в вопросе ученика отражает его творческую деятельность. Поэтому, если умный вопрос, словами Ф. Бэкона, представляет собой половину знания, то другой его условной половиной является процесс творческой деятельности вопрошающего. Данные две функции вопроса – знаниевая и творческо-деятельностная – позволяют рассматривать вопрос учащегося в качестве педагогической формы его ответа.

Галеева Н.Л.: Мне кажется, что уважаемый Андрей Викторович своим текстом от 16.08.07. направил обсуждение в сторону от практического направления решения заявленных проблем(возможно, и не желая этого). "Компетенция связывает потребности социума и человека" - пишет А.В. Эта фраза может быть прочитана минимум двумя разными способами. 1. Компетенция связывает социум и человека через потребности и того и другого. 2. Компетенция связывает социум с человеком. В первом варианте . действительно, сразу возникают те вопросы, которые идут в тексте дальше: как избежать крена и т.д. А если все-таки компетенция - это заказ общества к человеку-специалисту? Тогда последующие вопросы просто не возникают. Заказ общества - это отражение политики, экономики. морали общества. И все это будет в компетенциях. Если они будут правиильно сформулированы... Если мы в компетенциях учителя не пропишем личностную составляющую, то получим в лучшем случае модель носителя программ, пусть даже самых современных и инновационных. Именно поэтому в своем письме в МОН в июне я прописала три составляющих у каждой из компетенций учителя - когнитивную. операциональную и позиционно-ценностную (по Лернеру И.Я., Краевскому В.В., А.В.Хуторскому). Точно так же и у ученика. Например, реализация системы компетенций в бытовой сфере потребует 1. усвоение учащимися знаний о здоровье, о семье и т.д. (обучение) 2. овладение умениями в этой области ( обучение и упражнения, тренировка) 3. взращивание собственного отношения к этим вопросам ( воспитание) По-моему, такая система реализации компетентностного подхода в образованиии обеспечивает эволюцию в развитии образовательных систем. Компетенция, опирающаяся на "три опоры" :знания, умения, отношения ВКЛЮЧАЕТ человека. Учет всех трех составляющих не позволит возникнуть тому самому КРЕНУ, о котором мы все беспокоимся.

Евгения Вдовина: А.Д.Король пишет: индивидуализация образования, воплощающая в себе учет личностных особенностей учащегося – это процесс вопрошания ученика на всех основных этапах эвристического обучения – постановки целей, познания объекта, создания собственного образовательного продукта, его сравнения с культурно-историческим аналогом, рефлексия. Оценивание компетентности учащегося как результата овладения им определенной компетенции – во многом оценивание его творческой, личностной деятельности. Все это, безусловно, правильно, но как определить уровень самоорганизации ученика? Если в диалоге учитель все время вопрошает и "ведет" учащегося... И как оценить качество самого процесса деятельности (в т.ч. диалога), если компетентностный подход предполагает в первую очередь оценивание результата? Или оценивание процесса неактуально?

Калинина Ирина: А.В.Хуторской пишет: Компетенция связывает потребности социума и человека. Как избежать крена в ту или другую строну? Как сделать, чтобы не только под социальные задачи происходило образование учащихся? Как учесть внутренний личностный "заказ" на образование при компетентностном подходе? Я пока нашла только один ответ - чтение Пушкина, Толстого, Достоевского и соотношение "житийной" литературы с современностью. Почувствовав что-то по-настоящему, ребенок излечит себя от конъюктурного подхода к вещам. Хотя рационалистом тоже станет, в лучшем значении этого слова. Понимание, что жизнь приходяща, заставит его экономить силы, время для решения более важных задач. Личностный "заказ" школа обязана выполнять в первую очередь, т.к. весь компетентностный подход рухнет как карточный домик, если школа окончательно проигнорирует суть гармоничного развития "голова-душа-ноги".

Соловьёва О.Г.: Говоря о компетентностном подходе мы, несомненно, учитываем и потребности личности, и я бы всё-таки сказала развитие социума. поскольку потребности социума напрямую связаны с его развитием. Вспомните, каковы они были совсем ещё недавно. время диктует развитие и воспитание тех необходимых качеств обществу на данном этапе его развития. ИК компетенции сейчас на первом плане. А ведь ещё недавно это не было столь необходимым. Поэтому из всех запросов социума важно выделить наиболее значимые.

Файзуллина Людмила: Компетенция связывает потребности социума и человека. Как избежать крена в ту или другую строну? Как сделать, чтобы не только под социальные задачи происходило образование учащихся? Как учесть внутренний личностный "заказ" на образование при компетентностном подходе? Необходима тесное сотрудничество родителей и школы. Необходимы родительские заказы. Родители ставят перед школой определённые задачи в воспитании и образовании своих детей, встречаются с учителями школы, обсуждают проблемы. Учителя корректируют свои рабочие программы под родительский заказ, активно участвуют во внеклассной деятельности. В конце года подводятся итоги вместе с родителями идетьми. Такое взаимодействие позволяет "избегать крена" в разные стороны, учитывается личночтный заказ на образование.

Селезнева М.В.: Родители-часть общества, поэтому обсуждая проблему социального заказа, мы подразумеваем и их заказ тоже. Только скорректирован он под конкретные экономические задачи.

Соловьёва О.Г.: Социальный заказ родителей и желание самого ученика могут не совпадать. В праве ли учитель вмешиваться? Спасибо.

Селезнева М.В.: Современному обществу нужны люди, умеющие ориентироваться в разнообразной информации, а информационная компетенция формирует умение самостоятельно при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, и не только по учебному предмету. Покажем нашим любопытным ученикам как работать с информацией, cовместим социальный и заказ и внутренний "личностный" заказ на образование.

Передериева Е.В.: Хуторской А.В. пишет: Компетенция связывает потребности социума и человека. Как избежать крена в ту или другую строну? Как сделать, чтобы не только под социальные задачи происходило образование учащихся? Как учесть внутренний личностный "заказ" на образование при компетентностном подходе? Здравствуйте, уважаемые коллеги! По - моему, для этого нужно в процессе образования вырастить человека, свободно ориентирующегося в социуме ( менеджменте есть правило - "управляй из любой точки"). В данном случае можно сказать об управлении своей судьбой как о залоге адаптации в окружающем мире. Тогда человек сам сможет находить "золотую середину" в формировании компетенций, связывающих его потребности и запросы социума. Таким образом можно избежать крена в ту или иную сторону.

Барышева Л. В.: Во-первых, в этом вопросе должны быть компетентны сами педагоги. Во-вторых, в каждой школе есть воспитательные проблемы, которые нужно поднимать на педагогических совещаниях, педсоветах, и решать их педагогами во время. В-третьих, в школе должен обновляться возраст педагога. Нашу молодежь может понять молодёжь, а не бабушки-старушки (которые могут только осуждать действия молодёжи со старыми-коммунистическими взглядами). В-четвёртых, сам педагог должен быть успешным, обладать теми компетенциями (по минимум), которыми должны овладеть его ученики. Таких педагогов нужно отбирать. А отобрать мы сможет только тогда, когда будет выбор. Но выбора педагогов в наших школах, как правило, нет. Мало кто идёт работать в школу из-за низкой зарплаты. Поэтому остаётся опираться на первые три пункта.

Пашкова А.Б.: Внутренний личностный заказ на образование учитывается диагностикой и тестированием. Чтобы найти баланс между потребностями социума и учащегося , необходимо проводить грамотную профориентационную многостороннюю работу: работодатель (потребность в профессиях) - учебное заведение (предлагает широкий спектрпрофессионального обучения) - дети и родители выбирают будущую профессию и учебное заведение, учитывая свои знания и способности.



полная версия страницы