Форум » Философия и методология образования » Личностно или Человеко? » Ответить

Личностно или Человеко?

Одинец К.А.: Уважаемые коллеги! Личностно-ориентированное обучение в последние годы стремительно завоевывает образовательное пространство России. Основная цель исследований Научной школы А.В. Хуторского - проектирование и реализация человекосообразного типа образования. Синонимичны ли понятия «личностно-ориентированный» и «человекосообразный»? Сформулируйте своё понимание этих терминов и предложите этап целеполагания на личностно-ориентированном и человекосообразном уроках.

Ответов - 62, стр: 1 2 All

Кочкина Е.Н.: Уважаемая К.А. Одинец, коллеги! Бесспорно, понятия личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования не синонимичны. Как сказал великий Ф.Шиллер: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели». Вот и надо учителю помочь человечку, человеку, человечищу сформулировать цель: конкретного урока, темы, даже предмета или жизни, а не учить жить. «Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарён; Сажая деревце садовник уже знает, Какой цветок и плод с него получит он.» Гёте. Фауст. С надеждой на понимание Е.Н.Кочкина. С 1 Апреля, Вас!

М88: Кочкина Е.Н. пишет: Сажая деревце садовник уже знает, Какой цветок и плод с него получит он. Прогнозируя результат - не всегда можно получить желаемое. В нашей с Вами профессии много рисков, которые предусмотреть и спрогнозировать невозможно. Судьба наших выпускников (естественно не всех) тому доказательство. Личностно-ориентированное и человекосообразное - параллельные прямые, которые никогда не смогут пересечься. Человек - биосоциальное существо, на первом месте природа и только потом - общество. Как бы не формировали цель, не оказывали помощь, не обучали, но воздействие внешних факторов непредсказуемо. Поэтому очень важно задуматься о субъкте и объекте образования, о человеке и личности на уроке.

Калинина Ирина: Только педагог-личность может повлиять на формирование, или, скажем громче, воспитать личность в человеке. Главные строители личностных качеств: родители, затем тренеры, хореографы и т.д., а затем уже мы педагоги общеобразовательных школ. Что собой представляет педагогическая армия Российской школы? Личности? Конечно. Но способные ли воспитывать человека7 Отчасти. Цивилизационных, культурологических ориентиров же нет. Ведь не будем же мы утверждать, что подготовка к ЕГЭ, к срезовой контрольной, инструктаж перед каникулами и сбор денег на выпускной позволят установить прочную невидимую связь воспитания между учителем и учеником. Все размыто, растоптано, коммерциализировано. Успешно иммитируем патриотическое и нравственное воспитание. Иногда его называем даже духовно-нравственным, не ведая, а что же за ним скрывается. Личностно-ориентированное обучение - это форма. Нужно содержание, духовный ориентир, глубинная национальная идея, которые понесут в школу педагоги-личности. Тогда формалистам придется потесниться на педагогическом олимпе


Калинина Ирина: Личностно-ориентированное и человекосообразный типы обучения: один направлен от педагога к человеку, другой от человека к идеальному образу. Считаю, что личностно-ориентированное обучение должно подчиняться человекосообразному.

А.В.Хуторской: Калинина Ирина пишет: Считаю, что личностно-ориентированное обучение должно подчиняться человекосообразному. Я бы не употреблял термин "подчиняться", он всё-таки не совсем соответствует сути этих понятий. Хотя, пожалуй, личностно-ориентированное обучение действительно, предполагает подчинение, но не человекосообразности, а социуму, определяющему содержание требований к личности. Что касается отличия обсуждаемых понятий, я для этого перефразирую завет древних греков, начертанный на храме в Дельфах «Познай себя». В личностно-ориентированном обучении он бы выглядел как «Образуй его», а в человекосообразном - «Образуй себя».

Калинина Ирина: Образуй А.В.Хуторской пишет: В личностно-ориентированном обучении он бы выглядел как «Образуй его», а в человекосообразном - «Образуй себя». Андрей Викторович! "Образуй себя" - это внутренний диалог ученика с собой или учителя с собой? Предполагаю, что вы ответите: завет обращен ко всем участникам образовательного процесса.

Надежда Лимонникова: А разве образовывать себя можно только внутренним диалогом? Внешний диалог тоже способствует образованию себя.

Калинина Ирина: Надежда Лимонникова пишет: А разве образовывать себя можно только внутренним диалогом? Внешний диалог тоже способствует образованию себя. Надежда, с философской и педагогической точки зрения вы совершенно правы. Но в контексте, а А.В. хуторской оттолкнулся от завета древних греков "Познай себя", речь идет об обращении именно к себе. Я условно это назвала внутренним диалогом. "Образуй себя" - ученик должен разобраться в себе, найти внутренние точки опоры и выработать внутренние ориентиры. Внутреннее движение (интеллектуальное, духовное - как угодно его можно называть) обязательно приведет и к внешним метаморфозам. Но все должно начинаться внутри. Еще раз вернулась к словам А.В. Хуторского. Личностно-ориентированное - это действительно заказ социума. Даже пересмотрела все модели выпускников, которые разрабатывались в разное время и на различных уровнях. Идеальный выпускник прям как ангелок какой-то с набором идеальных качеств. Самой ЛИЧНОСТИ ребенка, с его базовыми возможностями, в этих моделях нет.

Передериева Е.В.: По - моему, личностно - ориентированное обучение направлено на создание условий для воспитания гармонично развитой личности, с использованием индивидуального подхода. Понятие "человекосообразный" более широкое, оно, на мой взгляд, отражает взаимосвязи в обществе, востребованность определенных компетенций. Результатом в данном случае служит - понимание целостной картины окружающего мира и самоактуализация.

Fomenko1957: Одинец К.А. пишет: Синонимичны ли понятия «личностно-ориентированный» и «человекосообразный»? Я думаю, что здесь присутствуют две разные формы понимания процесса обученния, личностно-ориентированный, так и напрашивается подход - это технология обучения, как и с помощью каких средств, приемов достичь определенных учебно-воспитательных целей. «Человекосообразный» это уже дидактика и более того - это философия дидактики. У меня это понятие ассоциирует с педагогической теорией К.Д. Ушинского, он хоть и пишет о природоосообразном обучении, но больше звучит именно «человекосообразный», особенно в его "педагогической антропологией".

Goncharova: Основным предназначением школы как социального института является содействие развитию личности ребенка, создание условий для самосовершенствования и самореализации молодого человека. Именно технология "Школа успеха", которую я применяю в обучении, снижает нервные нагрузки, обеспечивает комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций в образовательном процессе. Происходит личностное включение школьника в процесс познания. Он не боится допустить ошибку, так как знает, что ему всегда придет на помощь учитель, одноклассники. Мы получаем свободную, творческую, адаптивную личность, способную ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения.

Лаптева М.А.: Личностно-ориентированный подход в обучении дает возможность педагогу развивать различные качества воспитанника и он был необходим и обоснован в то время, когда общество повернулось лицом к каждому отдельному человеку и отказалось от воспитания людей-клонов-"строителей коммунизма" в коллективе. Для каждого ставилась определенный идеал, и все должны были "развиваться", чтобы соответствовать "модели выпускника". Новый этап в развитии общества показал неумение социализироваться большей части населения. Получая в свое время от государства и общества все необходимое, народ научился требовать к себе индивидуального подхода везде и во всем. Как результат, те, к кому больше всего "личностно подходили", смогли закончить школу. Как говорится, вытянули всем миром. Чувство ответственности у этой части обученного населения, как правило, отсутствует. Те, кто пробивался сам, легче социализировались, находили работу, зарабатывали деньги, формировали новые нравственные приоритеты. Проектирование и реализация человекосообразного типа образования в настоящее время шаг вперед по сравнению с традиционной советской педагогикой и обусловлено как новыми обстоятельствами всего человеческого уклада в нашей стране, так и новыми глобальными проблемами всего человечества, которые возникли из-за отсутствия ответственности перед человечеством и всей планетой. В конечном итоге, не всем активно строить новое общество. Кто-то, возможно, призван к тому, чтобы стать новым отшельником, молитвенником или пастырем.

Архипова Т.А.: Коллеги, подскажите, пожалуйста, в чём всё-таки разница между личностно-ориентированным обучением, личностно-ориентированным образованием и личностно-ориентированным подходом в обучении (и воспитании)?

Ryskulova: Архипова Т.А. пишет: подскажите, пожалуйста, в чём всё-таки разница Разницу определяет 2-я составляющая этих понятий: образование можно получить в процессе обучения, а педагогический подход - совокупность способов и приёмов воздействия на обучаемого. И если ранжировать вышеназванные понятия, то личностно-ориентированный подход в обучении является частью этого обучения, которое, в свою очередь, результатом имеет образование. Кто против?

Fomenko1957: Ryskulova пишет: Разницу определяет 2-я составляющая этих понятий: образование можно получить в процессе обучения, а педагогический подход - совокупность способов и приёмов воздействия на обучаемого. И если ранжировать вышеназванные понятия, то личностно-ориентированный подход в обучении является частью этого обучения, которое, в свою очередь, результатом имеет образование. Кто против? По-видимому, мне придется с вами не согласиться, личностно-ориентированное обучение отличается, в первую очередь целевыми установками, первое - это технология, направленная в первую очередь на дифференцированное обучение, где средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель - развивающийся ученик. Основа - ЗУНы. Личностно-ориентированное образование - направлено на человека - ученика. В целом по этому вопросу у меня сложилась своя точка зрения, думаю, что обращение к личностно- ориентированному обучению - это переходное состояние российского образования 90-х годов.

Крылова Н.Ю.: Архипова Т.А. пишет: Коллеги, подскажите, пожалуйста, в чём всё-таки разница между личностно-ориентированным обучением, личностно-ориентированным образованием и личностно-ориентированным подходом в обучении (и воспитании)? Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Личностно-ориентированное воспитание – это педагогический управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.

Файзуллаева: Как я поняла, человекосообразные - это необходимые для жизни человека в окружающем мире знания, без которых ему, как без пищи не выжить(по большому счету). То есть учить ребят нужно с той точки зрения, что те знания, которые им предлагаются нужны им в повседневной жизни. Человеку (любому всегда интересно то, что касается непосредственно его самого - это здорово работает). Личностно-ориентированный - подразумевает подход дифференцированный к каждой личности (для всех свой аршин), применяемый при изучении одного и того же вопроса, с учетом развитости, способности каждого участника учебного процесса.

sazonova68: Файзуллаева пишет: Личностно-ориентированное обучение в последние годы стремительно завоевывает образовательное пространство России. Основная цель исследований Научной школы А.В. Хуторского - проектирование и реализация человеко-сообразного типа образования. Синонимичны ли понятия «личностно-ориентированный» и «человеко-сообразный»? Сформулируйте своё понимание этих терминов и предложите этап целеполагания на личностно-ориентированном и человеко-сообразном уроках. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по моему мнению, личностно-ориентированная педагогика. Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая. Социально-педагогическая модель реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, “усредненный” вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т. п. Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов (всеобщее десятилетнее образование, “борьба” с второгодничеством, детьми с отклоняющимися формами поведения, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т. п. ). Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности “извне”, без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания). Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении. Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель — развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, “порций” подачи материала, сложности его переработки и т. п. В основе дидактики лежала предметная дифференциация, направленная на выявление: 1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания; 2) интереса к его углубленному изучению; 3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности. Человеко-сообразность -это научное течение. В его основе - идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, прежде всего, Сократ, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский и др., современные учёные. Это такое обучение, где основное -проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. Как Вы заметили из выше сказанного, в двух понятиях (личностно -ориентированное обучение и человеко-сообразное) много общего.

Fomenko1957: sazonova68 пишет: Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка Согласно во главу угла действительно ставится ребенок, но не как цель, как объект, а это две разные ситуации

Поздина Е.А.: Одинец К.А. пишет: Синонимичны ли понятия «личностно-ориентированный» и «человекосообразный»? под личностно-ориентированным образованием следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его "внутренняя модель мира", при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. Целевые установки Научной школы (НШ) человекосообразного образования : проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. Согласно этим двум определениям эти два понятия совершенно разные, отсюда разные цели и задачи, которые ставятся в процессе обучения.

bosira1: Личностно-ориентированное обучение — это одно из направлений человекосообразности обучения, где приоритетом является личность ребенка, его самобытность, самоценность, субъектный опыт,который сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной форме образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Мы уже давно пришли к выводу что заменимых нет, что каждый человек индивидуален как с генетической стороны, так и педагогической. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по моему мнению, личностно-ориентированная педагогика.

Архипова Т.А.: Спасибо, коллеги! Вы убедили меня в моих представлениях о личностно-ориентированном обучении, подходах и образовании. Человекосообразное образование предполагает не только использование безграничных человеческих возможностей, но и развитие умения определять "практичность" полученных знаний для дальнейшей жизнедеятельности. В этом, пожалуй, главная "изюминка" данного течения. Хотя в том и другом, действительно, очень много общего...



полная версия страницы