Форум » Философия и методология образования » Принцип человекосообразности и его роль в обновлении образования - аудиозапись дискуссии » Ответить

Принцип человекосообразности и его роль в обновлении образования - аудиозапись дискуссии

А.В.Хуторской: Уважаемые коллеги! 1 июня 2010 г. я выступил по данной теме на Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, участвовали Президент РАО и другие члены РАО. На мой взгляд, подняты принципиальные проблемы, связанные с обоснованием принципа человекосообразности в образовании. Приглашаю обсудить их. Тезисы выступления - http://khutorskoy.ru/be/2010/0601/index.htm Аудиозапись выступления (15 мин), ответы на вопросы (28 мин) - http://khutorskoy.ru/discus/audio/index.htm

Ответов - 8

labraginets: Уважаемый А.В. Хуторской! Как всё новое, ваша статья вызвала у меня массу вопросов: Насколько принцип человекосообразности согласуется с акмеологическим подходом? Согласны ли Вы с тем, что общество должно стремиться к максимальной самореализации человека или же самореализация ограничена возможностями современного общества? Существуют ли противоречия между "потребностями общества" в самореализующихся представителях Homo и потребностях буржуазии в хороших работниках? Каково соотношение общего и конкретного в понятии "человек"? Заменит ли "самореализующийся человек" "всесторонне развитую личность"? как быть с тем, что только "....личность создаёт личность"?

Калинина Ирина: Принимаю человекосообразность как идею, как принцип в образовании. Но удивляет несоведомленность ученых мужей и дам по данному вопросу. С этим постоянно приходится сталкиваться на разного уровня конференциях, семинарах. Методисты впервые слово слышат, ученый-философ из Перми не понимает о чем идет речь, с коллегами-учителями вообще начинаем говорить с "сурдопереводом". Вот и получается, что педагоги поделились на тех кто "в теме", и на тех, кто оказался вне информационного поля, вне поиска, вне обсуждения... Естественно, что одни Дон Кихот, вооруженный человекосообразными принципами погоду в школе не изменит. Он, конечно, доставит себе радость общения с детьми и будет развиваться вместе с ними сам. Но, как сделать так, чтобы принцип человекосообразности стал достоянием не только форумов и Бюро отделения философии, но и достиг низового, фундаментального, звена школьного образования - обыденного учебного занятия?

А.В.Хуторской: Калинина Ирина пишет: удивляет несоведомленность ученых мужей и дам по данному вопросу. Способность удивляться - великая вешь! Храните её и развивайте. Калинина Ирина пишет: как сделать так, чтобы принцип человекосообразности стал достоянием не только форумов и Бюро отделения философии, но и достиг низового, фундаментального, звена школьного образования - обыденного учебного занятия? Всё правильно, только наоборот (с) Алиса. Учебное занятие - высшее звено образования. Действительно - фундаментальное - здесь вы правы. Как сделать? Действовать в этом звене с позиций человекосообразности, обучать детей тому, чтобы они могли выявить и реализовать свой потенциал по отношению к изучаемому предмету, теме, понятию и т.п.


А.В.Хуторской: Благодарю, labraginets, за вопросы, попробую ответить на каждый из них. labraginets пишет: Насколько принцип человекосообразности согласуется с акмеологическим подходом? Смотря что понимать под таким подходом. Акме - вершина, пик (др.-греч.). Если смысл акмеологического подхода - достижение человеком наивысшего расцвета всех его сил и способностей, то это созвучно человекосообразности. Однако есть понимание, что акмеология изучает закономерности и условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности. Тогда - это несколько отличает её от человекосообразности. Человекосообразность в отличие от акмеологического ориентира к вершине, преполагает ориентир не столько вверх, сколько к себе, тому пути, который сообразен человеку. А этот путь может быть разный, и не только вверх. Например он может происходить и в обратном направлении, или даже быть "по-кругу". Каждому своё, а не одно "светлое будущее" на всех. Поэтому человекосообразность - это ориентир не на высшие достижения, а на то, чему соответствует твой потенциал, на реализацию своей человеческой миссии. А миссия может не обязательно состоять в том, чтобы занимаясь, например, спортом, ты стал олимпийским чемпионом; возможно, что твоя миссиия - быть тренером, или что-то понять через спорт, к чему-либо придти. labraginets пишет: Согласны ли Вы с тем, что общество должно стремиться к максимальной самореализации человека или же самореализация ограничена возможностями современного общества? Цель общества - его благополучие и развитие (если оно не мешает благополучию). Человек интересен обществу только в этом отношении. Конечно, саморазвитие определённых людей привносит дискомфорт в общество, и оно в таких случаях противодействует этому саморазвитию. По крайней мере так всегда происходит по отношению к наиболее инаковым членам общества, к талантливым, неординарным и просто не таким как все. Поэтому, человек, конечно, может потребовать от общества, чтобы оно стремилось к его максимальной самореализации, но общество может согласиться с этим только тогда и настолько, когда и насколько это не будет мешать его благополучию и комфорту. Поэтому общество есть противоположность человеку, почти как и государство. А вот что касается человечества, то это взаимодействие, в смысле "человек-человечество", пожалуй, наиболее интересно и продуктивно для исследований, поскольку человечество гораздо ближе к человеку, чем общество и государство, и более способно отражать (хранить) миссию человека. labraginets пишет: Существуют ли противоречия между "потребностями общества" в самореализующихся представителях Homo и потребностях буржуазии в хороших работниках? Я думаю, что почти нет разницы между потребностями общества и буржуазии по отношению к самореализации человека. Эта самореализация им нужна постольку, поскольку и когда человек самореализуется в их интересах. Главное: Кроме самого человека никому его самореализация по большому счёту и в полной мере не нужна. labraginets пишет: Каково соотношение общего и конкретного в понятии "человек"? Я уже попытался обозначить связку "человек-человечество" как соотношение общего и конкретного (частного, индивидуального), хотя, конечно, конкретное и частное не одно и то же. Для меня человечество - единый организм, протяженный во времени (история) и пространстве (мир, Вселенная). И каждый человек - не часть человечества, он его конкретизация, воплощение. Отношения между людьми - это отношения внутри единого человечества. Мы не обособленные особи, мы из одного "котла", булькающего как противоречиями, так и общими устремлениями (вот в устремлениях этот процесс и берётся описывать акмеология, но она не изучает тупики или хождения по кругу как воплощение миссии отдельных человеков). Описанием единого человечества занимались многие и по-разному, например Даниил Андреев в "Розе мира" разделил культуру и метакультуру (материальных людей и соответствующие им народы в иных слоях). Мой тезис - в каждом человеке потенциально есть то, что имеется во всём человечестве, включая память прошлого, путешествие в будущее, феноменальные и прочие способности. labraginets пишет: Заменит ли "самореализующийся человек" "всесторонне развитую личность"? Где? В научных трудах и государственных стандартах? Я думаю, заменит, но не так скоро. Лет через 10, если наша с вами деятельность будет эффективна. Однако это не изменит образовательной реальности и не уберёт противоречия, о которых я написал ранее. labraginets пишет: как быть с тем, что только "....личность создаёт личность"? А почему вы считает, что личность создаёт личность? Я, например, так не считаю. Во-первых никакая личность вообще не может создать никакой другой личности кроме себя. Во-вторых, надо разобраться, кто и что создаёт, откуда что берётся. Откуда берётся (создаётся) человек? Что такое личность и откуда она берётся-создаётся? И т.д. Я считаю, что по большому счёту не люди создают людей, они лишь участвуют в создании (образовании) человеков. Да и сам человек, хотя мы и говорим о его саморазвитии, самосозидании и т.п., но и он не является таким уж источником и делателем самого себя. Тогда кто, что и как обеспечивает создание? Я думаю, одному Богу это не стоит приписывать, есть, видимо и другие "движетели" человека.

Озеркова: Андрей Викторович! Ваша Научная школа подробно рассматривает человекосообразность с точки зрения ученика, но очень мало - с точки зрения учителя. На мой взгляд, практика современной школы такова, что именно учитель поставлен в наиболее нечеловекосообразные условия. Те требования, которые к нему выдвигаются, являются античеловекосообразными. Например, требование иметь определённый процент успеваемости и качества на ЕГЭ вне зависимости от способности, интересов, склонностей учащихся, между тем любой учитель, работающий в школе, знает, что универсальных способностей нет и быть не может, у каждого они свои. Учитель обязан использовать одобренные министерством и иным своим начальством учебники, даже если он совершенно не удовлетворён их качеством. Если завуч не разбирается в индивидуальной образовательной траектории, то ему невозможно доказать, что так и задумано, что не все предложенные задания должны быть выполнены всеми учениками, что это дело выбора. А аттестацию по новому положению вообще превратили в крепостную систему для учителей. Итак, что же делать для повышения человекосообразности работы учителя и вообще, что с Вашей точки зрения это такое? Примечание. Это не нытьё, а именно вопрос, так как я сама много думаю над тем, что можно сделать.

А.В.Хуторской: Озеркова пишет: Это не нытьё, а именно вопрос, так как я сама много думаю над тем, что можно сделать В таких случаях я сам себе говорю следующую формулу: Делай что можешь и будь что будет. Человекосообразность относится к любому человеку. Но учитель - это не ученик. И его функции - обеспечить человекосообразное образование именно ученика. А вот человекосообразную работу учителя обеспечивает а) он сам, б) те, кто его нанимает учителем (например, государство). И именно с ними нужно проводить работу в направлении человекосообразности. Кстати, наиболее важным я считаю не вопрос о том, что условия работы учителя нечеловекосообразны, а именно то, что условия обучения ученика нечеловекосообразны. Это разные вещи и надо понять, что учитель - это не тот, кто "клянчит" для себя человеческих условий, а тот, кто В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ работает человекосообразно.

фахреева А.И.: Уважаемый Андрей Викторович! Очень признательна за интеллектуальную щедрость, стыдно признаться в том, что делаю много открытий в том, чем давно занимаюсь. Пришла к убеждению, что необходимо привлечь к работе Научной школы своих коллег, мотивировать их к исследовательской работе. Меняется "точка опоры", но это не приносит неуверенности, скорее наоборот, ставит все по местам. К числу главных исследовательских задач Научной задачи относится реализация потенциала личности - всего объема заложенных в человеке сил, возможностей, способностей, талантов. Силы - духовные, нравственные, душевные, психические, физические. Потенциал личности представляется мне скрытым в недрах земли источником воды, который при определенных условиях вырывается на поверхность земли или бьющим звонким ключом, или тихим струящимся родничком, но источник может так и остаться подземным озером, которое так и не вырвалось к солнечному свету. Проблема в том, как определить потенциал, как разглядеть, каковы критерии для их вычисления. Необходимо раннее психолого-педагогическое сопровождение ребенка, применение различных методик. Специалистам нужно разработать алгоритм определения потенциала личности, индивидуальную траекторию развития. Большая роль отводится воспитанию, самовоспитанию. Только постояннное саморазвитие, стремление к самосовершенствованию, живость ума, интерес к жизни, поиск путей самореализации может раскрыть потенциал личности.

А.В.Хуторской: фахреева А.И. пишет: стыдно признаться в том, что делаю много открытий в том, чем давно занимаюсь. Вот это да! Стыдно за открытия?! Это серьёзный симптом. Открытия для человека творческого обычно вызывают другие чувства - радости, окрылённости, эйфории. А ваше чувство стыда вольно или невольно может помешать не только вам, но и вашим ученикам. Поэтому предлагаю вам срочно заняться пересмотром своего отношения к своим открытиям. Радость и счастье - вот основные чувства человека открывающего!



полная версия страницы