Форум » Философия и методология образования » Метапредметное содержание образовательных стандартов — аудиовыступление А.В.Хуторского » Ответить

Метапредметное содержание образовательных стандартов — аудиовыступление А.В.Хуторского

А.В.Хуторской: Приглашаю обсудить проблемы, обозначенные в моём выступлении на очно-дистантной конференции "Новые образовательные стандарты: метапредметный подход" - 17 декабря 2010 года. Выступление 37 мин, ответы на вопросы очных и дистантных участников - 30 мин. Аудиозапись выступления - http://khutorskoy.ru/discus/audio/index.htm

Ответов - 3

Файзуллина Л.В.: С большим вниманием прослушала доклад А.В.Хуторского. Мне очень интересна эта тема. Хотелось бы высказать свои мысли по поводу... Что даёт педагогу искусства метапредметность? В ходе занятия с использованием элементов метапредметных технологий школьник осваивает сразу два типа содержания образования – содержание предметной области и успешную деятельность. Если педагог творчески подходит к преподаванию ИЗО, то он, избегая узкой специализации, используя деятельностный подход, раскрывает творческий потенциал ребёнка и профессионально самосовершенствуется. Метапредметный подход подразумевает: промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, наличие совместной деятельности учителя и ученика, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале, наличие рефлексии деятельности. Исследовательская или проектная деятельность на уроках ИЗО и МХК поднимает обучение с предметного уровня на метапредметный. Подготавливая проект «Храм греческого бога», учащиеся придумали и нарисовали орнаментальную рамку для панно, рассмотрели архитектурные памятники Древней Греции. Когда возникла проблема (изображение кипарисов и гор Древней Греции), учащиеся обратились за помощью к педагогам биологии и географии. Выполняя макет храма, столкнулись с понятием «золотое сечение», с термином не только искусствоведческим, но и математическим. Этой теме посвятили урок математики (вне программы). Придумали стихи, посвящённые богам Древней Греции, опираясь на знания по литературе и истории. Защита проектов была проведена на родительском собрании, на котором, проанализировав свою деятельность в группе, выслушав мнение педагогов, родителей, подвели итог своей деятельности. На метапредметных занятиях используется взаимопроникающая форма организации образовательного процесса, содержание которой строится на основе деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие виды деятельности: познавательные, восприятие искусства, практическая изобразительная деятельность, театральная и т. д. К таким урокам-занятиям можно отнести «Рыцарский турнир» в 6 классах, «В гостях у богини Нут» в 5 классах и т.д. Каждый творческий проект учащегося должен быть рассмотрен через призму метапредметных критериев, что в свою очередь подразумевает оценку сформированности предметных и ключевых компетенций.

А.В.Хуторской: Уважаемая Файзуллина Л.В.! Благодарю вас за внимание к моему аудиовыступлению. Ваш практический опыт представляется весьма ценным. В то же время, у вас в описании путаница. Следует чётко разделять метапредметность и межпредметность в обучении. У вас это иногда смешивается. Межпредметные связи сами по себе не обеспечивают метапредметных результатов. Они обеспечивают понимание и применение учеником связей между разными учебными предметами. При этом совсем не обязательно происходит выход на другой - метапредметный уровень. Поэтому, если вы хотите организовать метапредметную деятельность учеников, совсем НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО проводить уроки совместно с учителями других предметов. ЛЮБОЙ учитель ЛЮБОГО предмета способен на основе только своего предмета выйти на метауровень. "Нырнуть" в осмысление первоначал изучаемого можно из ЛЮБОЙ темы ЛЮБОГО учебного предмета.

vann1936: Метапредметное содержание общего образования и его отражение в новых образовательных стандартах — выступление А.В.Хуторского на Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, 27 ноября 2012 года. Уважаемый Андрей Викторович. Тезисы Вашего выступления 27 ноября 2012 1. "Человек - основной субъект своего образования". 2. Нельзя отделять метапредметные результаты от личностных. Личность достигает и предметные, и метапредметные результаты своей деятельности. 3. "недопустимо в основу общего образования человека закладывать только его мыслительную часть". близки к выводам моего жизненного опыта. Приглашаю подумать об изменении образа (и терминологии) "человекосообразности" на модель ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ человека (как единства его сознания и действий). И предметные, и метапредметные ЗНАНИЯ - в сознании человека, а в культуре главное - ДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ. "Сознание определяет бытие" и "Бытие (деятельность человека в Мире) определяет сознание" - это стороны единого цикла личной культуры. В русле личной культуры разрабатываю метапредметный комплекс "Социо-Инфо-Гео-Клио". Первая программа "Основы и технологии информационной культуры личности" выложена в блоге Галактики Интел - http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=19911&showentry=4377. Если школа А.В.Хуторского заинтересована в таком варианте разработки основ и технологий личной культуры, готов к сотрудничеству. В русле личной культуры разрабатываю метапредметный комплекс "Социо-Инфо-Гео-Клио". Первая программа "Основы и технологии информационной культуры личности" выложена в блоге Галактики Интел - http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=19911&showentry=4377. Если школа А.В.Хуторского заинтересована в таком варианте разработки основ и технологий личной культуры, готов к сотрудничеству. Анненков Владимир Владимирович (vann1936@gmail.com)




полная версия страницы