Форум » Философия и методология образования » ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ » Ответить

ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В.Хуторской: ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вестник Института образования человека опубликовал документ, который меняет всю систему образования! Приглашаю обсудить. Версия №1 Доктрины – http://eidos-institute.ru/journal/2014/1127.htm Версия №2 Доктрины - http://eidos-institute.ru/journal/2014/1219.htm Версия №3 Доктрины - http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm Скачать Доктрину в PDF - http://eidos-institute.ru/science/doctrine/Khutorskoy_Doctrina.pdf Выпуск журнала "Народное образование" с проектом Доктрины образования человека (с. 35-46): http://eidos-institute.ru/science/doctrine/2015-03.pdf Ответ Администрации Президента РФ: http://eidos-institute.ru/science/doctrine/PrezidentRF_1213097_5583591.pdf Ответ председателя комитета по образованию ГосДумы РФ Никонова В.А. - http://eidos-institute.ru/science/doctrine/Duma_20151204184310.pdf Ответ Минобрнауки РФ с рецензиями на Доктрину: http://eidos-institute.ru/science/doctrine/02-44508.pdf Прослушать доклад А.В. Хуторского в РАО о Доктрине (19 мин) http://eidos-institute.ru/audio/Khutorskoy.Ru_20150127-DoktrinaRAO.WMA Прослушать ответы А.В. Хуторского на вопросы членов РАО (48 мин) http://eidos-institute.ru/audio/Khutorskoy.Ru_20150127-DoktrinaRAO-ask.WMA

Ответов - 20

А.В.Хуторской: Уважаемые коллеги, некоторые пояснения к разработанному мною проекту Доктрины образования человека. Во-первых, почему возник этот документ? В РФ была доктрина образования (не человека, а вообще образования) до 2025 года. Но недавно её официально отменили - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70526874/ вместе с другими 95 документами. И сейчас никакой доктрины в стране нет. Это приводит к хаосу и непониманию стратегии образования среди чиновников, педагогов, родителей. Например, Президент РФ даёт поручения Правительству о корректировке количества баллов ЕГЭ для поступления в вузы. Это не их компетенция. Во-вторых, под образованием нынешние чиновники понимают не внутреннее развитие людей, а то, что приносит им деньги. Из-за этого, казалось бы увеличенное финансирование образования идёт не на образование людей, а на всё, что вокруг этого образования. Поэтому мы предлагаем Доктрину именно образования человека. В третьих, у нынешнего официального "компаса" по образованию сбиты установки. Управленцы минобрнауки потеряли и ли убрали из виду общечеловеческие ориентиры развития системы образования и действуют с позиции "санкций" по отношению к народному образованию. Нужно восстановить доминанту права человека на собственное образование, неправомерно замещённого чиновниками обязанностью сдавать ЕГЭ. Замечу, что создание Доктрины образования человека - инициатива негосударственного некоммерческого учреждения - Института образования человека. Нам никто её не заказывал кроме нас самих и из госбюджета на неё не берётся ни копейки. Это принципиальный момент, который не позволит свести это важное дело к отчёту "для галочки".

А.В.Хуторской: Что нужно обсудить? Во-первых, напишите, пожалуйста, какие пункты Доктрины вы считаете очень важными и значимыми. Это необходимо, чтобы знать главное и случайно не выбросить то, что действительно значимо и нуждается в реализации. Во-вторых, укажите то, что считаете неприемлемым, с чем не согласны. Обязательно аргументируйте. В третьих, внесите предложения, что нужно включить в Доктрину непременно. Ваши суждения будут обязательно рассмотрены и следующая версия Доктрины появится с их учётом. Текст Доктрины находится здесь: http://eidos-institute.ru/journal/2014/1127.htm

Андрианова Г.А.: Уважаемый Андрей Викторович, Считаю важными и значимыми следующие пункты Докторины. 2.5. Каждый человек вправе определять свою миссию, цели и образовательный путь в соотношении с требованиями, нормами, традициями, стандартами, устанавливаемыми другими субъектами (заказчиками) образования, каковыми являются его родители, семья, род, образовательные учреждения, педагоги, социум, регион, страна, мир, человечество. Действительно, ранее не заявлялось, что человек имеет право на свои образовательные цели и способ их реализации. Да и сейчас в нынешнем обществе приказных порядков, наш ученик может реализовывать свои цели зачастую вопреки нормам, но не своим, а навязываемым сверху. Мне кажется, что можно и нужно предложить нормы и стандарты человекосообразного образования в помощь в определении таких норм для человека образовывающегося по своим целям. Очень значимым считаю данный пункт Доктрины. 3.7. Образование человека не делится на основное и дополнительное. Любое образование, которое происходит в процессе деятельности ученика, выступает для него основным, сообразным его человеческой миссии. Каким образом научить родителей и учителей понимать, что это действительно так! Учитель считает, что его предмет математика главный для учащегося, а его хобби - танцевать пустяковое занятие. Но танцы помогают учащемся выработать важные принципы сохранения своего здоровья, что не менее значимо законов математики. Каким образом, по вашему, нужно выстраивать образовательную программу человека с учетом данного пункта доктрины? Вопрос по вот этому пункту 2.6. Соотношение стандартов (ожиданий, требований, норм) разных заказчиков образования устанавливается по их согласованию путём применения специальной координационной процедуры. Процедура определяется на уровне федерального органа управления образованием. Что Вы имеете в виду под координационной процедурой? Есть ли какой-нибудь конкретный пример такой процедуре? -- С уважением, Андрианова Галина Александровна, кандидат педагогических наук, зам.директора Института образования человека, тел.: +7(495)768-55-54 www.eidos-institute.ru e-mail: edu@eidos.ru


А.В.Хуторской: Андрианова Г.А. пишет: Что Вы имеете в виду под координационной процедурой? Есть ли какой-нибудь конкретный пример такой процедуре? Основной инструмент - индивидуальная образовательная программа.Именно в этой программе, а затем, и в индивидуальной траектории ученика может выстраиваться сообразный ученику рейтинг его образовательных приоритетов.

Яворская Екатерина Л: Уважаемый Андрей Викторович! С большим вниманием ознакомилась с предлагаемой Вами Доктриной. Особый интерес и вопросы вызвал пункт IV. Заказчики образования. Например, не совсем понятна фраза "Не допускается превышение объёма заказа на образование более установленного". Кем определяются "рамки установленного"? Совещательным органом, в который входят представители разных групп заказчиков? На каком уровне такой орган может быть действенным: федеральном, региональном, муниципальном? Ведь заказ должен быть максимально близок к ученику и, по большому счету, должен формироваться самим учеником (и его представителями), но и учитывать интересы других заказчиков. Какой механизм формирования заказа предполагаете Вы? Спасибо. С уважением, Яворская Екатерина Львовна

А.В.Хуторской: Яворская Екатерина Л пишет: Какой механизм формирования заказа предполагаете Вы? Его нужно ещё разработать. После этого - утвердить на федеральном уровне. А уже конкретное наполнение и воплощение этого механизма заказа происходит непосредственными участниками образовательного процесса - учеником и педагогами.

Яворская Екатерина Л: Особенно важным считаю следующие пункты: 3.4. Человек есть творец. Поэтому одной из главных задач системы образования является обучение человека творению, творчеству. Отсюда руководящим принципом выступает принцип продуктивности, определяющий смысл образования: образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов. 3.10. Результатом образования признаются внутренние (личностные качества) и внешние (материализованные работы) продукты образовательной деятельности ученика. Диагностике и оценке подлежат изменения в качестве и количестве образовательных продуктов за определённый период времени. Сравнение результатов одного ученика с результатами других учащихся или универсальными стандартами носит ознакомительный, но не оценочный характер. 6.1. В системе общего образования деятельность министерств и школ подстраивается под детей, а не наоборот. С уважением, Яворская Екатерина Львовна

Свитова Т. В.: Здравствуйте, уважаемый Андрей Викторович! Данное обсуждение имеет огромное значение для педагогов-практиков. Вместо того, чтобы сидеть и ждать, пока "спустят" очередной закон, можно на него просто влиять самому. И это здорово! Наиболее важными в представленной Доктрине мне кажутся следующие пункты: 2.1. - т.к. нынешняя система образования вообще этого не держит в основе. Ученик натаскивается на ЕГЭ и тестирования, учитель вынужден искать компромиссы между заданным сверху и сосбтвенными педагогическими ценностями. 2.5. - очень точно названо "устанавливаемыми другими субъектами (заказчиками) образования". Всё же не единым ФГОСом... Для ряда педагогических работников яляется открытием, что это возможно! 2.6. - нравится понятие "итоговый стандарт". Т.е. стандарт - подвижный инструмент; это то, что создаётся, исходя из определенных принципов, конкретными субъектами и может корректироваться, дополняться, изменяться в зависимости от смыслов и целевых установок. 3.7. - "Образование человека не делится на основное и дополнительное" (!) 4.3. - "Каждая группа заказчиков обеспечивает финансирование и условия для реализации своего компонента заказа на образование человека". Мудро сформулировано. Т.е. государство, школа обеспечивает финансирование образования, если заказчики - они. Ученик и родитель при выборе своего вариативного компонента берут финансирование на себя, и в этом нет ничего "зазорного". Но это не значит, что государство может переложить так всё образование (основные образовательные области, п. 5.1.) на плечи родителей и учеников. В этом плане важен п.5.2.: "Их состав определяется специальной группой специалистов, представляющих интересы всех заказчиков образования". Некоторые коррективы, которые можно внести: 2.4. - может быть лучше будет "отличий"?. "Различия", как мне кажется, больше требует указания или пояснения, различия с кем, и может трактоваться двояко. "Отличие" - более независимое слово. 3.3. - смутила тавтология: "предполагает наличие возможностей для выявления и реализации его персональных возможностей". Как вариант, может заменить второй слово, например наличие возможностей для выявления и реализации его персонального (личного, индивидуального) потенциала". 3.10. - возможно добавить "Сравнение результатов ... носит ознакомительный, но не единый оценочный характер". 7.1.6. - поскольку ФГОС есть как в школах, так и в ССУЗах, и в ВУЗах, можно уточнить уже сложившиеся аббревиатуры: "Отсутствие научного обоснования действующих образовательные стандарты для школ (ФГОС общего образования), средних (ФГОС СПО) и и высших учебных заведений (ФГОС ВПО)". 7.1.8, 7.1.9 - мне кажется, что к учебному книгоиздательству также может применяться термин "монополизация", когда мы говорим о помехах и угрозах для образования. Типичный пример - работа по конкретным учебникам, потому что они заданы "сверху" и отступить от них учитель "не имеет права". Сюда же можно отнести и монополизацию мероприятий и конкурсных соревнований (с основанием участия учеников, например, в тех или иных олимпиадах, потому что они "входят в реестры"; в курсах для повышения квалификации педагогов - потому что они "не засчитываются" местным самоуправлением). Возникли также и вопросы: 1. Если принять во внимание п. 3.6. "Процедуру целеполагания осуществляют непосредственные участники образовательного процесса: сам ученик, его родители и педагоги", значит, программы, планы-конспекты уроков, должны отражать как минимум потенциальные цели ученика и цели учителя? Какие рекомендации можно дать учителю по классификации таких целей взамен традиционным "обучающие-развивающие-воспитательные"? 2. п. 4.2. "Квоты и порядок формирования комплексного заказа на образование человека определяется по специально разработанной процедуре". Алгоритм этой процедуры есть или она разрабатывается непосредственно участниками, субъектами образовательного процесса?

А.В.Хуторской: Свитова Т. В. пишет: 1. Если принять во внимание п. 3.6. "Процедуру целеполагания осуществляют непосредственные участники образовательного процесса: сам ученик, его родители и педагоги", значит, программы, планы-конспекты уроков, должны отражать как минимум потенциальные цели ученика и цели учителя? Какие рекомендации можно дать учителю по классификации таких целей взамен традиционным "обучающие-развивающие-воспитательные"? Свитова Т. В. пишет: Классификации целей определяются классами основных направлений индивидуальной образовательной программы. Цель - предвосхищаемый результат. Поэтому в каждой группе заказчиков образования формулируются свои цели, свои стандарты. Именно их потом и потребуется достигать. Свитова Т. В. пишет: 2. п. 4.2. "Квоты и порядок формирования комплексного заказа на образование человека определяется по специально разработанной процедуре". Алгоритм этой процедуры есть или она разрабатывается непосредственно участниками, субъектами образовательного процесса? Алгоритм этой процедуры есть или она разрабатывается непосредственно участниками, субъектами образовательного процесса? Это механизм предстоит разработать. Пока только начало. В следующей версии Доктрины я предложу таблицу с процентным распределением квот на комплексный образовательный стандарт ученика в зависимости от ступени его образования.

А.В.Хуторской: Рыскуловой М.Н. " Здравствуйте, Андрей Викторович! Хоть я уже 2 года не работаю в ЦДО «Эйдос», но в душе я осталась Эйдосовцем и всегда стараюсь быть в курсе мероприятий Центра и Вашей научной деятельности. Ваше стремление вывести отечественное образование на передовые рубежи не может оставить равнодушными людей, причастных к педагогическому служению. Ваш проект мы с коллегами обсуждали на кафедре. Наши предложения выделены маркером. Андрей Викторович, важно определиться с назначением доктрины. Это доктрина «образования человека», или только общего образования, или общего и высшего? В тексте - «ученик», «родители» «дети», но иногда встречаются «вузовские» (п. 3.8) и «вузов (ВПО)» (п. 7.1.6). Андрей Викторович! Мы желаем Вам силы духа, упорства и здоровья, чтобы осуществить задуманное". Благодарю за предложения. Назначение Доктрины, на мой взгляд, это не вузовское или школьное образование, а любое образование человека - гражданина РФ. Это руководство к действию в любом типе или виде образования, на любой ступени.

А.В.Хуторской: Юлия Жемчужникова 2.2. Основная цель национальной системы образования - самореализация каждого человека по отношению к себе и окружающему его миру Окружающий мир – термин прошлого века. М.б. так: Основная цель НСО – саморазвитие и индивидуация каждого человека, его самореализация в мире. 2.3. Признаётся, что каждый человек – уникальное создание, имеющее собственную миссию (назначение) в мире. Никто кроме самого человека не вправе претендовать на содержание его внутреннего мира, создающегося и образовывающегося в ходе его образования. Внутренний мир – аналогично устаревшее понятие, и дальше фраза корявая. М.б.: … на содержание его сознания и характера, формирующихся в ходе его образования. Пункты 3.1 и 3.2 прочла 4 раза и всё равно не поняла. Кажутся тавтологией. Дальше понятней. П.5.1 М.б. в образовательных областях 1-я д.б. 4-ой? И в какую область попадает логика? Этика? П.7 как-то странно «вписывается» в Доктрину. Понятно, что наболело. Но нужно ли здесь? 8.1. Образование не должно подчиняться правилам экономики. Размечтались! Экономике, как и политике подчиняется всё. Просто экономика должна быть здоровой. Наверное, надо о приоритетах говорить. Но исключить что-то из экономики – утопия. 8.3. Финансирование системы образования человека осуществляется заказчиками (субъектами) образования в соответствующих пропорциях и объёмах. Что значит в соответствующих? Т.е. ученик, потом родители и далее по списку? Не понятно. Может где-то всё- таки о науках написать? Простите. Успехов! Ю.Же 2 декабря в 19:22 · Не нравится · 1 Хуторской Андрей Викторович Юлия Григорьевна, благодарю за отклик и комментарии. Некоторые ответы на ваши вопросы: 1. "Окружающий мир – термин прошлого на все века". Мир - синоним, но не совсем, т.к. он включает и человека. 2. Внутренний мир – как раз то, что остаётся от "Мир - Окружающий мир", т.е. это мир внутри человека. 3. "Экономике, как и политике подчиняется всё". - им подчиняются только те, кто хочет им подчиняться. 4. "Финансирование системы образования человека осуществляется заказчиками (субъектами) образования в соответствующих пропорциях и объёмах" - это означает, что если родитель хочет, чтобы ребёнок изучал кулинарию, он это оплачивает. Если региону нужно, чтобы выпускники пошли в определённую сферу деятельности - тоже пусть обеспечивает а) в пределах нормы, б) в качестве доп.занятий по выбору. 5. О науках - надо написать.

А.В.Хуторской: Алла Воронова Андрей Викторович!!!!!! Vivat!!!!!!Здорово!Замечательно! Согласна с каждым пунктом на 200%.СПАСИБО!!!!!.По настоящему гуманистическое образование, реализация старой мечты человечества : каждому по его способности взять образование, от каждого по его возможности реализовать образование.А самое главное, снятие монополизации подготовки преподвателей позволит расширить их профессиональный горизонт, поднять их профессионализм, компетентность на несравненно высокий уровень. Что позволит создать систему образования России на несколько порядков выше современного мирового уровня. 9 декабря в 0:53 · Нравится Хуторской Андрей Викторович Алла, у нас нет цели соглашаться с каждым пунктом на 200%. Даже наоборот - нужно к каждому пункту отнестись критически, найти и исправить изъяны, внести предложения. Поработайте с этим, пожалуйста, в этом будет польза документу и его адресатам. 9 декабря в 0:56 · Нравится Алла Воронова Я наверное до этого много возмущалась и противоречила, но сейчас это действительно полное выражение моих собственных представлений.Так что простите, дополнить нечего.Реально ,кроме радости пока нет других эмоций.Может быть уляжеться первая эмоция радости, тогда всплывет логика. 9 декабря в 1:00 · Нравится

А.В.Хуторской: Людмила Красинская Андрей Викторович, спасибо! Очень своевременный и важный документ! 1). Понравилось: 2-й раздел о ценностях и целях современного образования (т.к. рыночные механизмы функционирования образовательных учреждений отодвинули ценностную составляющую - зачем, ради какой цели осуществляются все преобразования); 6 и 7-й разделы (на сегодняшний день основным барьером прогрессивного развития сферы образования является произвол государственной бюрократии, некомпетентность многих чиновников МОН РФ и региональных структур управления). 2). Не понравилось: пункт 8.1 - "Образование не должно подчиняться правилам экономики..." Система образования, особенно профессионального, давно уже рассматривается как одна из экономических подсистем государства (полностью согласна, что цели, содержание, принципы образования не должны зависеть от экономической ситуации, но об этом сказано в пункте 8.2). 3). В связи с тем, что в Доктрине упор сделан на общее образование, то другие виды образования, прежде всего профессиональное, "выпадают", поэтому предложение - внести соответствующую корректировку в разделы 2-5. Андрей Викторович, успехов Вам! 10 декабря в 16:16 · Нравится Хуторской Андрей Викторович Людмила Красинская, благодарю за комментарии. "Образование не должно подчиняться правилам экономики..." - да, нужно конкретизировать, что речь идёт об образовании человека, а не о системе образования. Разумеется, система образования зависит от экономики. Но образование человека - первично по отношению к экономике. Это непростой вопрос. Сегодня многие считают экономику фундаментом, и это большая политическая и историческая ошибка. Фундамент - образование людей. Каковы люди, такова будет и экономика. А не наоборот! Образование человека вообще может происходить и происходит без экономики. Экономика влияет на образовательную среду не более и не менее, чем многие другие факторы. Те, кто считает, что образование должно быть заточено под нужды экономики (например, Греф, ВШЭ и др.), не должны иметь "контрольного пакета" на всё образование человека - они только один из заказчиков этого образования. 10 декабря в 20:26 · Отредактировано · Нравится Хуторской Андрей Викторович Про виды образования, да в Доктрине почти нет про профессиональное, а также про дошкольное и др. Но я не уверен, что всё это нужно включать в этот документ. Доктрина - это основные принципы любого образования.

А.В.Хуторской: Уважаемые коллеги, благодарю всех, кто принял участие в совершенствовании текста Доктрины. Подготовлена новая версия №2 Доктрины. В новую версию внесены исправления, соответствующие результатам обсуждения, добавлено понятие "Комплексный образовательный стандарт" (КОС), составлена таблица с процентным распределением стандартов разных заказчиков, включена пояснительная записка, раздел с диагностикой образовательных результатов и др. Приглашаю обсудить новую версию №2: отметить, что в ней удачно, с чем вы не согласны, какие у вас предложения по коррекции текста Доктрины. Текст Доктрины - http://eidos-institute.ru/journal/2014/1219.htm

А.В.Хуторской: Подготовлена Версия №3 Доктрины вместе с её педагогическим обоснованием - http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm Прослушайте мой доклад в РАО (19 мин) http://eidos-institute.ru/audio/Khutorskoy.Ru_20150127-DoktrinaRAO.WMA Прослушайте ответы на вопросы (48 мин) http://eidos-institute.ru/audio/Khutorskoy.Ru_20150127-DoktrinaRAO-ask.WMA Выскажите свои соображения по ключевым моментам дискуссии в РАО и по новому проекту Доктины.

Кирьянова О.Н.: Андрей Викторович! Познакомилась с вашей доктриной. Мне, как учителю с большим стажем очень понравилось. Особенно мне близок по духу 2 раздел вашей доктрины, где говорится о миссии человека. Действительно, человек - это тайна, которую надо раскрывать. Ведь в каждом из нас заложены неисчерпаемые богатства, но мы их не видим. Вся Вселенная в нас, а мы в ней. Ведь все Великие люди черпали и черпают оттуда знания и информацию. Только вот мы живем в таком обществе, где с самого рождения накладывают на нас определенные стереотипы. Мысли и идеи у Вас Великие. Кому то и когда то нужно начинать продвигать идеи о совершенно новом подходе к образованию. Образование должно быть таким, чтобы раскрывало наш внутренний мир, наши внутренние знания, которые облагородят пространство вокруг нас, а значит о во всей Вселенной. И каждый человек будет знать свой предназначенный путь в жизни. Желаю Вам Большой Удачи!

А.В.Хуторской: Кирьянова О.Н. пишет: Кому то и когда то нужно начинать продвигать идеи о совершенно новом подходе к образованию. Образование должно быть таким, чтобы раскрывало наш внутренний мир, наши внутренние знания, которые облагородят пространство вокруг нас, а значит о во всей Вселенной. "Кому-то и когда-то": вот именно вам и сейчас эти идеи и продвигать. Так же и мне. Так же и каждому, кто так считает. Доктрина тогда работает, когда есть те, кто её разделяет и продвигает.

Кирьянова О.Н.: Я имела ввиду продвижения вашей доктрины на уровне Государственной Думы и Правительства РФ.

Кирьянова О.Н.: Кто понимает смысл жизни и видит в учениках индивидуальность, личность способную к творчеству, тот уже раскрывает в своих учениках тот или иной дар. Особенно это касается учителей музыки, технологии, изобразительного искусства.

А.В.Хуторской: Кирьянова О.Н. пишет: Кто понимает смысл жизни и видит в учениках индивидуальность, личность способную к творчеству, тот уже раскрывает в своих учениках тот или иной дар. Особенно это касается учителей музыки, технологии, изобразительного искусства. Почему-то многие считают творческими предметы ИЗО, музыки и т.п. Творческим является любой предмет! Всё дело в мировоззрении педагога. Смысл жизни, дар ученика можно раскрыть и с помощью математики, языков и др.



полная версия страницы