Форум » Научная школа для учителя » Зачем ученику рефлексия? Как объяснить это ученику » Ответить

Зачем ученику рефлексия? Как объяснить это ученику

Ковалёва М.А.: Коллеги! Столкнулась с непониманием родителей и учеников значения рефлексии. Как вы объясняете смысл рефлексии?

Ответов - 66, стр: 1 2 All

Светлана Юрьевна Мар: Здравстуйте, уважаемые коллеги! Вот уже третий год мои ученики принимают участие в дистанционных эвристических олимпиадах Научной школы "Эйдос". Выполняя задания, я пришла к выводу, что рефлексия является важной составляющей эвристических олимпиад. Она позволяет ученику формировать нужное отношение к предмету. Часто на обычных уроках мы сталкиваемся с тем. что дети не понимают и не видят практического применения теоретического материала. В рефлексии же они делают самое главное- находят мотивацию своей работы, так как видят результат своей практической деятельности. Ученики сами ищут пути решения поставленной проблемы в задании. Именно здесь, в рефлексии, происходит осмысление результатов своего труда. А я, как преподаватель, вижу, что через практику мои ученики постигают теорию.

Светлана Юрьевна Мар: Светлана Юрьевна Мартыненко

Рыжова И.Г.: Светлана Юрьевна Мар пишет: Выполняя задания, я пришла к выводу, что рефлексия является важной составляющей эвристических олимпиад. Здравствуйте, Светлана Юрьевна! Полностью с вами согласна. Хотя мы только второй год участвуем в эвристических олимпиадах,но вывод такой уже можно сделать. Подводя итог они часто начинают задумывалься и анализировать. А действительно, что же было самым сложным или итересным? Что помогло справиться с заданиями? А также придумывают вопрсы для своих одноклассников.


Веселова Н.В.: Могу поделиться своим опытом. Во-первых нужно выйти на родительские собрания и пообщаться с родителями вжувую. Рефлексия - это самооценка деятельности ученика. Очень важно, чтобы ученик научился оценивать свой труд и сравнивать результаты его труда с результатми других учащихся. Умение самоанализировать поможет ученику понять к чему у него есть способности, чтобы в дальнейшем выбрать подходящую для него область познания, определиться с выбором высшего учебного заведения. Личностно-ориентированная технология "Портфолио" очень в этом помагает.

Архипова Татьяна: Здравствуйте, коллеги! Веселова Н.В. пишет: Во-первых нужно выйти на родительские собрания и пообщаться с родителями вжувую. Рефлексия - это самооценка деятельности ученика. Очень важно, чтобы ученик научился оценивать свой труд и сравнивать результаты его труда с результатми других учащихся. Замечательно. А почему бы не предложить рефлексию родителям прямо на собрании? Прекрасно, если ученик научится оценивать свой труд и сравнивать результаты с достижениями других. На мой взгляд, задача рефлексии - анализировать свои собственные достижения, неудачи, способы решения проблем, поиска ответов и т.д. Можно сравнивать ребёнка только с самим собой, и его результаты должны касаться его личного внутреннего и внешнего приращения. Спасибо.

Алсаева Н.С.: Архипова Татьяна пишет: задача рефлексии - анализировать свои собственные достижения, неудачи, способы решения проблем, поиска ответов Уважаемая Татьяна Анатольевна, я абсолютна согласна с вами. Каждый из нас и ребёнок в том числе должен уметь анализировать свою деятельность. Заканчивая урок, мы всегда подводим итог: Что у нас получилось? Что нам в этом помогло? Что не смогли сделать на уроке, почему? Кому было на уроке легко или трудно? Почему? Такой анализ своей деятельности позволяет ребёнку видеть свои маленькие, но победы! Позволяет нам на следующих уроках исправить наши промахи и неудачи.

Игонина Е.М.: Веселова Н.В. пишет: Рефлексия - это самооценка деятельности ученика Рефлексия является одним из условий воспитывающей деятельности. Проводя рефлексию, ученик показывает умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом. При отсутствии рефлексии нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Без рефлексии нельзя определить изменения, которые происходят при развитии ученика. Педагог, проводящий рефлексию, может увидеть внутреннее состояние ребёнка и своевременно оказать ему помощь.

Ивашкова Т.А.: Игонина Е.М. пишет: Педагог, проводящий рефлексию, может увидеть внутреннее состояние ребёнка и своевременно оказать ему помощь. И в этом , на мой взгляд, самое главное назначение рефлексии. Из личного опыта: с одной стороны понимаю необходимость, с другой - дикая нехватка времени. Приходиться искать компромисс. Очень часто рефлексию провожу в виде графических изображений. Иногда это анализ эмоционального настроения после урока, уровня личного восприятия пройденного материала, оценка собственной активности и т.д. На одном из последних уроков (10 кл) предложила закрыть глаза, прокрутить весь урок в режиме ускоренной съёмки и изобразить графически впечатление от урока. Моё личное ощущение - восторг, так как урок действительно прошел на одном дыхании, всё получилось, цели достигли, активность - великолепная. Из 12 человек 11 выразили восторг, 1 -равнодушие. Этот 1 - самый сильный ученик. Нет, ему не было скучно, он активно работал, но .... Есть над чем подумать! Мечтать о том что бы ВСЕ учителя в школе так анализировали свои уроки - смешно! Но стремиться к этому надо.

А.В.Хуторской: Веселова Н.В. пишет: Рефлексия - это самооценка деятельности ученика. Это неправда. Рефлексия - не самооценка. Рефлексия - это не совсем анализ. И это совсем не обобщение или подведение итогов. Вообще-то по рефлексии есть отдельное обсуждение на этом же форуме - http://khutorskoy.borda.ru/?1-0-0-00000003-000-0-0 В данной ветке я бы предложил ограничиться вопросами опытно-экспериментальными - т.е. анализом практики введения рефлексивной деятельности на уроках.

Веселова Н.В.: А.В.Хуторской пишет: я бы предложил ограничиться вопросами опытно-экспериментальными - т.е. анализом практики введения рефлексивной деятельности на уроках. Я так и сделаю. Однако хотелось бы сказать, что определение "рефлексия - самооценка деятельности учащегося" было придумано не мной. Это были процитированы слова докт.пед.наук, проф. Е.С. Полат.

А.В.Хуторской: Веселова Н.В. пишет: Однако хотелось бы сказать, что определение "рефлексия - самооценка деятельности учащегося" было придумано не мной. Это были процитированы слова докт.пед.наук, проф. Е.С. Полат. Тогда так и надо было сказать, чьи это слова, а ещё лучше привести ссылку на работу. Давайте всё-таки соблюдать культуру суждений. При всём уважении к покойной Евгении Семёновне, всё же замечу ещё раз, что рефлексия - это не самооценка. Самооценка может следовать за рефлексией, но ею не является.

Хавкина Т.А.: В практике коллег встречала такую форму рефлексивной деятельности учеников на уроке: "Рефлексия на разных этапах урока" (применяется как в младшей, так и средней школе). У каждого ребенка на столе - рабочий лист с материалом к уроку. Это и опорный конспект и задания к каждому этапу урока. В конце каждого этапа в рабочем листе - смайлик, но еще без лица. Повторили пройденный материал, выполнили задание к нему - нарисуй свое состояние. Разобрали новый материал - что нарисуешь? - улыбку, удивление, испуг, безразличие? Закрепили материал, выполнив тест или упражнение - снова рефлексия. Собрав рабочие листы, учитель может увидеть как менялось состояние ученика во время урока. А ребята еще с детсва приучаются анализировать свои ощущения.

Веселова Н.В.: Хавкина Т.А. пишет: В конце каждого этапа в рабочем листе - смайлик, но еще без лица. Очень интересно. Надо будет попробывать. Вообще можно использовать смайлики при проведении конкурсов, рассчитанных на большое колличество человек. Например, если есть команды - то капитан может поднять смайлик, который соответствует настроению его команды. Очень приятно видеть улыбающиеся смайлики во огром зале, например, на желтом фоне. Красный смайлик - это тревожный сигнал для учителя.

Kuleshova G: Хавкина Т.А. пишет: Собрав рабочие листы, учитель может увидеть как менялось состояние ученика во время урока. А ребята еще с детсва приучаются анализировать свои ощущения. Я пробовала и проводила такую работу- в виде графической рефлексии. Поняла, что это в лучшем случае дает мне хорошую информацию для моей собственной рефлексии: почему в тот или иной момент урока менялся интерес и состояние ученика. Часто эта "обратная связь" давала повод задуматься. Но для ученика сама по себе эта деятельность ( без важных дополнений) не может стать основой для осмысления деятельности. Просто проанализировать ощущения- для чего? В чем смысл?

Нуриманова Ф.К.: Ковалёва М.А. пишет: Как вы объясняете смысл рефлексии? Рефлексия – реакция на то, что происходит со мной, с моими чувствами и мыслями в связи с заданием. Она помогает осмыслить свою деятельность ( что и как достиг), свои возможности. Тем самым, на мой взгляд, способствует самоконтролю, самооценке, саморазвитию ученика от целеполагания до полной самореализации.

Хингеева И. С.: "Рефлексия – реакция на то, что происходит со мной, с моими чувствами и мыслями в связи с заданием. Она помогает осмыслить свою деятельность ( что и как достиг), свои возможности. Тем самым, на мой взгляд, способствует самоконтролю, самооценке, саморазвитию ученика от целеполагания до полной самореализации",-пишет Нуриманова Ф. К. Я думаю, что вы правы, определяя смысл рефлексии, потому что важно внутреннее состояние человека, как он мыслит и что он думает, где ему трудно и где легко при выполнении какого-либо задания. По рефлексии ученика можно оказать ему помощь, может быть, поэтому рефлексия так важна для учителя, что способствует интеллектуальному и духовному развитию ученика. С помощью учителя, а затем самостоятельно(к этому надо вести), ученик сможет поставить себе следующую цель, еще и еще , непрерывно, и добиться результата, оценить свою деятельность. На первом этапе важна роль учителя, потому что рефлексии детей надо учить, а прежде научиться самому. Рефлексия знакома тем учителям, которые осваивают технологию личностно-ориентированного обучения и занимаются ДО. Участвуя в эвристических олимпиадах, выполняя задание "Рефлексия", учащиеся вначале испытывали трудности, даже учителя, так как были к этому не готовы. Со временем рефлексия их заинтересовала, многие с удовольствием этим занимаются и становятся успешными. Можно использовать разные формы из опыта педагогов:рефлексию на уроке, синквейн, устное сообщение или письменное по проведенному мероприятию, графическую рефлексию(это я узнала из форума). А лучше всего, я думаю, пройти обучение в "Эйдосе" по вопросам целеполагания и рефлексии.

Просвирнина Т.Н.: Хингеева И. С. пишет: Рефлексия знакома тем учителям, которые осваивают технологию личностно-ориентированного обучения и занимаются ДО. Главным критерием анализа и оценки эффективности деятельности личностно-ориентированного подхода является развитость индивидуальности ребёнка, проявление его уникальности. Рефлексия, с одной стороны, помогает педагогу определить уровень индивидуальности ребёнка и, с другой стороны, позволяет ученику прогнозировать уровень его самоактуализации.

Новикова Е. И.: А. В. Хуторской пишет: В данной ветке я бы предложил ограничиться вопросами опытно-экспериментальными - т.е. анализом практики введения рефлексивной деятельности на уроках. На уроках при обучении рефлексии применяю методику заполнения таблицы. "Мои действия - Взгляд назад" (Что делал? Почему? Что получил?) Это целесообразно делать после проведения опыта, лабораторной работы, решения задачи. Конечно, не всегда на уроке возможно проводить рефлексию. Но, нужно к этому стремиться. Например, можно проводить рефлексию вместо закрепления материала на уроке или в качестве домашнего задания. Автором такой методики является Э. М. Браверман - президент Ассоциации учителей физики России.

Новикова Е. И.: Новикова Е. И. пишет: Как вы объясняете смысл рефлексии? Слово рефлексия происходит от позднелатинского refleхio, что означает "обращение назад". Оно имеет тройной смысл. 1. размышление, самонаблюдение, самопознание; 2. форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их закономерностей; 3. осознание человеком того, как его воспринимают партнеры по общению. А. М. Браверман.

А.В.Хуторской: Новикова Е. И. пишет: можно проводить рефлексию вместо закрепления материала на уроке или в качестве домашнего задания. Автором такой методики является Э. М. Браверман - президент Ассоциации учителей физики России. Эра Мануиловна - давний и уважаемый специалист по методике физике. Но автором методики рефлексии вместо закрепления материала и т.п. она не является. По крайней мере, далеко не только она подобную методику описывает и применяет. По рефлексии советую почитать Дж,Дьюи, Г.П.Щедровицкого - это серьёзные учёные, действительно сделавшие мировой вклад в исследование и применение рефлексии в образовании.

Иванова Г.А.: Меня очень интересует вопрос: как реально, на каждом уроке, не забывать и успевать помочь ребятам осуществить рефлексию? Я понимаю, что подведение итогов урока и рефлексия, это разные вещи. Сколько минут ( в среднем) необходимо для рефлексии? Какие методические приёмы можно использовать, кроме смайликов, фигур( солнышко - тучка), фронтальных вопросов, на которые ответят один - два ученика, остальные не успеют? Если кто - то владеет такими практическими приёмами, поделитесь, пожалуйста!

Новикова Е. И.: Хуторской А.В. пишет: По крайней мере, далеко не только она подобную методику описывает и применяет. Я не могу утверждать, что Э.М. Браверман является автором методики рефлексии вместо закрепления материала. Я узнала об этом из ее книг. А Вашим советом познакомиться с работами других ученых я обязательно воспользуюсь. Спасибо.

Бондаренко Ю.А.: Иванова Г.А. пишет: Меня очень интересует вопрос: как реально, на каждом уроке, не забывать и успевать помочь ребятам осуществить рефлексию? Я понимаю, что подведение итогов урока и рефлексия, это разные вещи. Сколько минут ( в среднем) необходимо для рефлексии? Какие методические приёмы можно использовать, кроме смайликов, фигур( солнышко - тучка), фронтальных вопросов, на которые ответят один - два ученика, остальные не успеют? Если кто - то владеет такими практическими приёмами, поделитесь, пожалуйста! В качестве первого шага могу посоветовать воспользоваться таксономией учебных целей (по Б.Блуму). Когда Вы начнете обращать внимание на более точное и четкое формулирование целей, Вам будет легче оценивать и результат. "Расплывчатость, неопределенность и общий характер цели объясняет низкую результативность" Б.Блум Конечно, это не рефлексия, а только первый шаг, который позволяет оценить эффективность результата обучения.

Исаева О.Ю.: если провести сравнение между качеством рефлексии родителей и учащихся, могу точно сказать, родители вообще боятся задумывать о чем либо (не все конечно), они не могут изложить свои мысли, потому что боятся написать или сказать что-то не так. Дети таких родителей более способны к рефлексии, они выражают свои чувства, переживания, сомнения. И чем чаще это использовать,тем результативней она получается. Рефлексия помогает человеку проанализировать знания, наметить планы на будущее и увидеть свои пробелы.

Блохина Е.А.: Ковалёва М.А. пишет: Столкнулась с непониманием родителей и учеников значения рефлексии. Как вы объясняете смысл рефлексии? Мне кажется, работу с родителями нужно начинать на родительском собрание. Им нужно объяснить, что рефлексия оказывает влияние на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий. Так как самосознание является исходным началом мотивации, которое усиливается по мере развития потребностей, и, прежде всего образовательных. За самосознанием начинают развиваться процессы: самоопределения – самовыражения – самоутверждения – самореализации - саморегуляции. Все эти психические процессы и будут составлять рефлексивную природу саморазвития личности. Интеллектуальная рефлексия даёт возможность ученику понять, как он мыслит, зафиксировать сильные стороны его деятельности и выявить его западающие компоненты. Рефлексия ученику позволяет самостоятельно оценить своё личное продвижение.

ася полтавская: На мой взгляд? рефлексия - это способность человека анализировать, изучать, осмысливать свою деятельность. И только проделав это, ученик сможет понять, что он сделал, что у него получилось, а над чем ему ещё нужно поработать. И родителям нужно объяснять, что рефлексия - это не пустая трата времени, а необходимая часть работы.

Блохина Е.А.: Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Созерцанию и рефлексии надо учиться, упражняться, тогда они становятся неотъемлемой чертой саморазвивающейся личности.

Мальцева: Ковалёва М.А. пишет:"...сравнивать результаты его труда с результатми других учащихся..." Думаю, что лучше сравнивать ребёнка не с другими, а с самим собой прежним. А для введения рефлексии как обязательног этапа урока на первых порах очень помогает демонстрация образца, к которому должны стремиться дети. Надо и родителям и педагогам научить вести дневники самонаблюдения. Начать с малого. У детей со сформированным действием рефлексии, как правило соответственно формируются и действия самооценки,и действия самоконтроля, и целеполагания. В конечном итоге это будет саморазвивающаяся личность.

маринанедумова: Не надо объяснять ученику, зачем нужна рефлексия! Надо создавать ситуацию, когда ученику просто невозможно без самоанализа и самоценки! Чтобы эти процессы были личностным внутренним порывом. Каково же средство для этого - проблемная ситуация в учебной деятельности.

Борзова О.А.: маринанедумова пишет: Не надо объяснять ученику, зачем нужна рефлексия! Надо создавать ситуацию, когда ученику просто невозможно без самоанализа и самоценки! А еще лучше создавать ситуацию успеха на уроках для каждого и тогда никакие объяснения зачем рефлексия не понадобятся. Дети сами захотят похвалиться успехами и спланировать дальнейшую деятельность.

Марина Илющихина: Я всегда при проведении открытых мероприятий, уроков-путешествий, уроков-игр, мастер-классов применяю рефлексию. Кроме того столкнулась с рефлексией при проведении анкетирования "Проверка уровня востипанности учащихся" в классе, где я являюсь классным руководителем. Родители, сами ученики, одноклассники и я, как кл. руководитель должны были проставить баллы по некоторым пунктам, одним из которых был "Умение проводить учеником рефлексию", пришлось родителем объяснять, что это значит. А вообще считаю, что рефлексия помогает учащимся понять самих себя, умение определить свое настроение на том или ином этапе выполнения задания. Также можно сказать, что это процесс осмысления своих действий, своего духовного мира. Заметила, что проведение рефлексии в конце и в начале урока помогает ребятам контролировать свои эмоции, получать определенное удовлетворение от выполненной работы. Даже в какой-то момент при выборе картинки, соответствующей его настроению увидить самого себя со стороны.

Дружинина Е. А.: Ребёнок должен понимать значимость своей работы на уроке, что он делал и с какой целью. Я думаю, если ученик ответит себе "Зачем было выполнено то или иное упражнение, задание, что узнал в результате своих действий", то урок не прошёл впустую.

Амелина Н.Ю.: Коллеги, я все больше сталкиваюсь с тем, что у самого учителя эти самые навыки к рефлексивной деятельности не очень развиты. И применяет он их все больше то на открытом уроке, то на мероприятии, пренебрегая постоянством. Видимо рефлексия должна стать потребностью сначала у учителя.

Межина О.Ю.: Конечно же учитель должен начинать с себя, согласно с Натальей. Советую проводить тренинговую работу по овладению навыками рефлексии. Психологи могут разработать программу и реализовать ее в рамках методического дня.

маринанедумова: Известно, что по складу харакртера и психологическим особенностям некотоые учащиеся в какой-то мере сколонны к рефлексии. Они постоянно видят проблемы, пытаются размышлять над ними, выискивать причинно-следственные связи, пытаются делать выводы, хотя и не всегда правильные. Советую присмотреться к таким учащимся и делать опору на них при оргаизации рефлексии, привлекать их к организации дискуссий. Словом, надо выявить лидера. Бедет легче.

Исаева О.Ю.: маринанедумова пишет: Столкнулась с непониманием родителей и учеников значения рефлексии. Как вы объясняете смысл рефлексии? Написание рефлексии у большинства взрослых вызывает нежелание написать правду или страх написать глупо. Я объясняю родителям, что это необходимо нам педагогам, чтобы понять родителей, чтобы скорректировать свою работу, интересует их мнение.

Садретдинова И. Р: Я считаю, что правильно организованная рефлексия, прежде всего, помогает развивать способности ученика решать не только учебные проблемы, но и жизненные, что является основной целью компетентностного подхода к образованию.

Исаева О.Ю.: Садретдинова И. Р пишет: Я считаю, что правильно организованная рефлексия, прежде всего, помогает развивать способности ученика решать не только учебные проблемы, но и жизненные, что является основной целью компетентностного подхода к образованию. Согласна с Вами. Предлагаю фразы помощники, которые использую в своей работе: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… И еще нужно помнить о функциях рефлексии. Исходя из функций рефлексии существует следующая классификация: 1. рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. рефлексия деятельности 3. рефлексия содержания учебного материала

А.В.Хуторской: Исаева О.Ю. пишет: 3. рефлексия содержания учебного материала Что вы под этим понимаете? Для чего применяете? Как осуществляете? Приведите пример рефлексии ученика данного типа на вашем занятии.

Дружинина Е. А.: Иногда в качестве рефлексии предлагаю составить вопросы по теме урока, или вспомнить каждый этап урока и объяснить что и зачем делали. Удаеётся не всегда, по разным причинам, в том числе и из-за нехватки времени.



полная версия страницы