Форум » Научная школа для учителя » Зачем ученику рефлексия? Как объяснить это ученику » Ответить

Зачем ученику рефлексия? Как объяснить это ученику

Ковалёва М.А.: Коллеги! Столкнулась с непониманием родителей и учеников значения рефлексии. Как вы объясняете смысл рефлексии?

Ответов - 66, стр: 1 2 All

Светлана Юрьевна Мар: Здравстуйте, уважаемые коллеги! Вот уже третий год мои ученики принимают участие в дистанционных эвристических олимпиадах Научной школы "Эйдос". Выполняя задания, я пришла к выводу, что рефлексия является важной составляющей эвристических олимпиад. Она позволяет ученику формировать нужное отношение к предмету. Часто на обычных уроках мы сталкиваемся с тем. что дети не понимают и не видят практического применения теоретического материала. В рефлексии же они делают самое главное- находят мотивацию своей работы, так как видят результат своей практической деятельности. Ученики сами ищут пути решения поставленной проблемы в задании. Именно здесь, в рефлексии, происходит осмысление результатов своего труда. А я, как преподаватель, вижу, что через практику мои ученики постигают теорию.

Светлана Юрьевна Мар: Светлана Юрьевна Мартыненко

Рыжова И.Г.: Светлана Юрьевна Мар пишет: Выполняя задания, я пришла к выводу, что рефлексия является важной составляющей эвристических олимпиад. Здравствуйте, Светлана Юрьевна! Полностью с вами согласна. Хотя мы только второй год участвуем в эвристических олимпиадах,но вывод такой уже можно сделать. Подводя итог они часто начинают задумывалься и анализировать. А действительно, что же было самым сложным или итересным? Что помогло справиться с заданиями? А также придумывают вопрсы для своих одноклассников.


Веселова Н.В.: Могу поделиться своим опытом. Во-первых нужно выйти на родительские собрания и пообщаться с родителями вжувую. Рефлексия - это самооценка деятельности ученика. Очень важно, чтобы ученик научился оценивать свой труд и сравнивать результаты его труда с результатми других учащихся. Умение самоанализировать поможет ученику понять к чему у него есть способности, чтобы в дальнейшем выбрать подходящую для него область познания, определиться с выбором высшего учебного заведения. Личностно-ориентированная технология "Портфолио" очень в этом помагает.

Архипова Татьяна: Здравствуйте, коллеги! Веселова Н.В. пишет: Во-первых нужно выйти на родительские собрания и пообщаться с родителями вжувую. Рефлексия - это самооценка деятельности ученика. Очень важно, чтобы ученик научился оценивать свой труд и сравнивать результаты его труда с результатми других учащихся. Замечательно. А почему бы не предложить рефлексию родителям прямо на собрании? Прекрасно, если ученик научится оценивать свой труд и сравнивать результаты с достижениями других. На мой взгляд, задача рефлексии - анализировать свои собственные достижения, неудачи, способы решения проблем, поиска ответов и т.д. Можно сравнивать ребёнка только с самим собой, и его результаты должны касаться его личного внутреннего и внешнего приращения. Спасибо.

Алсаева Н.С.: Архипова Татьяна пишет: задача рефлексии - анализировать свои собственные достижения, неудачи, способы решения проблем, поиска ответов Уважаемая Татьяна Анатольевна, я абсолютна согласна с вами. Каждый из нас и ребёнок в том числе должен уметь анализировать свою деятельность. Заканчивая урок, мы всегда подводим итог: Что у нас получилось? Что нам в этом помогло? Что не смогли сделать на уроке, почему? Кому было на уроке легко или трудно? Почему? Такой анализ своей деятельности позволяет ребёнку видеть свои маленькие, но победы! Позволяет нам на следующих уроках исправить наши промахи и неудачи.

Игонина Е.М.: Веселова Н.В. пишет: Рефлексия - это самооценка деятельности ученика Рефлексия является одним из условий воспитывающей деятельности. Проводя рефлексию, ученик показывает умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом. При отсутствии рефлексии нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Без рефлексии нельзя определить изменения, которые происходят при развитии ученика. Педагог, проводящий рефлексию, может увидеть внутреннее состояние ребёнка и своевременно оказать ему помощь.

Ивашкова Т.А.: Игонина Е.М. пишет: Педагог, проводящий рефлексию, может увидеть внутреннее состояние ребёнка и своевременно оказать ему помощь. И в этом , на мой взгляд, самое главное назначение рефлексии. Из личного опыта: с одной стороны понимаю необходимость, с другой - дикая нехватка времени. Приходиться искать компромисс. Очень часто рефлексию провожу в виде графических изображений. Иногда это анализ эмоционального настроения после урока, уровня личного восприятия пройденного материала, оценка собственной активности и т.д. На одном из последних уроков (10 кл) предложила закрыть глаза, прокрутить весь урок в режиме ускоренной съёмки и изобразить графически впечатление от урока. Моё личное ощущение - восторг, так как урок действительно прошел на одном дыхании, всё получилось, цели достигли, активность - великолепная. Из 12 человек 11 выразили восторг, 1 -равнодушие. Этот 1 - самый сильный ученик. Нет, ему не было скучно, он активно работал, но .... Есть над чем подумать! Мечтать о том что бы ВСЕ учителя в школе так анализировали свои уроки - смешно! Но стремиться к этому надо.

А.В.Хуторской: Веселова Н.В. пишет: Рефлексия - это самооценка деятельности ученика. Это неправда. Рефлексия - не самооценка. Рефлексия - это не совсем анализ. И это совсем не обобщение или подведение итогов. Вообще-то по рефлексии есть отдельное обсуждение на этом же форуме - http://khutorskoy.borda.ru/?1-0-0-00000003-000-0-0 В данной ветке я бы предложил ограничиться вопросами опытно-экспериментальными - т.е. анализом практики введения рефлексивной деятельности на уроках.

Веселова Н.В.: А.В.Хуторской пишет: я бы предложил ограничиться вопросами опытно-экспериментальными - т.е. анализом практики введения рефлексивной деятельности на уроках. Я так и сделаю. Однако хотелось бы сказать, что определение "рефлексия - самооценка деятельности учащегося" было придумано не мной. Это были процитированы слова докт.пед.наук, проф. Е.С. Полат.

А.В.Хуторской: Веселова Н.В. пишет: Однако хотелось бы сказать, что определение "рефлексия - самооценка деятельности учащегося" было придумано не мной. Это были процитированы слова докт.пед.наук, проф. Е.С. Полат. Тогда так и надо было сказать, чьи это слова, а ещё лучше привести ссылку на работу. Давайте всё-таки соблюдать культуру суждений. При всём уважении к покойной Евгении Семёновне, всё же замечу ещё раз, что рефлексия - это не самооценка. Самооценка может следовать за рефлексией, но ею не является.

Хавкина Т.А.: В практике коллег встречала такую форму рефлексивной деятельности учеников на уроке: "Рефлексия на разных этапах урока" (применяется как в младшей, так и средней школе). У каждого ребенка на столе - рабочий лист с материалом к уроку. Это и опорный конспект и задания к каждому этапу урока. В конце каждого этапа в рабочем листе - смайлик, но еще без лица. Повторили пройденный материал, выполнили задание к нему - нарисуй свое состояние. Разобрали новый материал - что нарисуешь? - улыбку, удивление, испуг, безразличие? Закрепили материал, выполнив тест или упражнение - снова рефлексия. Собрав рабочие листы, учитель может увидеть как менялось состояние ученика во время урока. А ребята еще с детсва приучаются анализировать свои ощущения.

Веселова Н.В.: Хавкина Т.А. пишет: В конце каждого этапа в рабочем листе - смайлик, но еще без лица. Очень интересно. Надо будет попробывать. Вообще можно использовать смайлики при проведении конкурсов, рассчитанных на большое колличество человек. Например, если есть команды - то капитан может поднять смайлик, который соответствует настроению его команды. Очень приятно видеть улыбающиеся смайлики во огром зале, например, на желтом фоне. Красный смайлик - это тревожный сигнал для учителя.

Kuleshova G: Хавкина Т.А. пишет: Собрав рабочие листы, учитель может увидеть как менялось состояние ученика во время урока. А ребята еще с детсва приучаются анализировать свои ощущения. Я пробовала и проводила такую работу- в виде графической рефлексии. Поняла, что это в лучшем случае дает мне хорошую информацию для моей собственной рефлексии: почему в тот или иной момент урока менялся интерес и состояние ученика. Часто эта "обратная связь" давала повод задуматься. Но для ученика сама по себе эта деятельность ( без важных дополнений) не может стать основой для осмысления деятельности. Просто проанализировать ощущения- для чего? В чем смысл?

Нуриманова Ф.К.: Ковалёва М.А. пишет: Как вы объясняете смысл рефлексии? Рефлексия – реакция на то, что происходит со мной, с моими чувствами и мыслями в связи с заданием. Она помогает осмыслить свою деятельность ( что и как достиг), свои возможности. Тем самым, на мой взгляд, способствует самоконтролю, самооценке, саморазвитию ученика от целеполагания до полной самореализации.

Хингеева И. С.: "Рефлексия – реакция на то, что происходит со мной, с моими чувствами и мыслями в связи с заданием. Она помогает осмыслить свою деятельность ( что и как достиг), свои возможности. Тем самым, на мой взгляд, способствует самоконтролю, самооценке, саморазвитию ученика от целеполагания до полной самореализации",-пишет Нуриманова Ф. К. Я думаю, что вы правы, определяя смысл рефлексии, потому что важно внутреннее состояние человека, как он мыслит и что он думает, где ему трудно и где легко при выполнении какого-либо задания. По рефлексии ученика можно оказать ему помощь, может быть, поэтому рефлексия так важна для учителя, что способствует интеллектуальному и духовному развитию ученика. С помощью учителя, а затем самостоятельно(к этому надо вести), ученик сможет поставить себе следующую цель, еще и еще , непрерывно, и добиться результата, оценить свою деятельность. На первом этапе важна роль учителя, потому что рефлексии детей надо учить, а прежде научиться самому. Рефлексия знакома тем учителям, которые осваивают технологию личностно-ориентированного обучения и занимаются ДО. Участвуя в эвристических олимпиадах, выполняя задание "Рефлексия", учащиеся вначале испытывали трудности, даже учителя, так как были к этому не готовы. Со временем рефлексия их заинтересовала, многие с удовольствием этим занимаются и становятся успешными. Можно использовать разные формы из опыта педагогов:рефлексию на уроке, синквейн, устное сообщение или письменное по проведенному мероприятию, графическую рефлексию(это я узнала из форума). А лучше всего, я думаю, пройти обучение в "Эйдосе" по вопросам целеполагания и рефлексии.

Просвирнина Т.Н.: Хингеева И. С. пишет: Рефлексия знакома тем учителям, которые осваивают технологию личностно-ориентированного обучения и занимаются ДО. Главным критерием анализа и оценки эффективности деятельности личностно-ориентированного подхода является развитость индивидуальности ребёнка, проявление его уникальности. Рефлексия, с одной стороны, помогает педагогу определить уровень индивидуальности ребёнка и, с другой стороны, позволяет ученику прогнозировать уровень его самоактуализации.

Новикова Е. И.: А. В. Хуторской пишет: В данной ветке я бы предложил ограничиться вопросами опытно-экспериментальными - т.е. анализом практики введения рефлексивной деятельности на уроках. На уроках при обучении рефлексии применяю методику заполнения таблицы. "Мои действия - Взгляд назад" (Что делал? Почему? Что получил?) Это целесообразно делать после проведения опыта, лабораторной работы, решения задачи. Конечно, не всегда на уроке возможно проводить рефлексию. Но, нужно к этому стремиться. Например, можно проводить рефлексию вместо закрепления материала на уроке или в качестве домашнего задания. Автором такой методики является Э. М. Браверман - президент Ассоциации учителей физики России.

Новикова Е. И.: Новикова Е. И. пишет: Как вы объясняете смысл рефлексии? Слово рефлексия происходит от позднелатинского refleхio, что означает "обращение назад". Оно имеет тройной смысл. 1. размышление, самонаблюдение, самопознание; 2. форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их закономерностей; 3. осознание человеком того, как его воспринимают партнеры по общению. А. М. Браверман.

А.В.Хуторской: Новикова Е. И. пишет: можно проводить рефлексию вместо закрепления материала на уроке или в качестве домашнего задания. Автором такой методики является Э. М. Браверман - президент Ассоциации учителей физики России. Эра Мануиловна - давний и уважаемый специалист по методике физике. Но автором методики рефлексии вместо закрепления материала и т.п. она не является. По крайней мере, далеко не только она подобную методику описывает и применяет. По рефлексии советую почитать Дж,Дьюи, Г.П.Щедровицкого - это серьёзные учёные, действительно сделавшие мировой вклад в исследование и применение рефлексии в образовании.

Иванова Г.А.: Меня очень интересует вопрос: как реально, на каждом уроке, не забывать и успевать помочь ребятам осуществить рефлексию? Я понимаю, что подведение итогов урока и рефлексия, это разные вещи. Сколько минут ( в среднем) необходимо для рефлексии? Какие методические приёмы можно использовать, кроме смайликов, фигур( солнышко - тучка), фронтальных вопросов, на которые ответят один - два ученика, остальные не успеют? Если кто - то владеет такими практическими приёмами, поделитесь, пожалуйста!

Новикова Е. И.: Хуторской А.В. пишет: По крайней мере, далеко не только она подобную методику описывает и применяет. Я не могу утверждать, что Э.М. Браверман является автором методики рефлексии вместо закрепления материала. Я узнала об этом из ее книг. А Вашим советом познакомиться с работами других ученых я обязательно воспользуюсь. Спасибо.

Бондаренко Ю.А.: Иванова Г.А. пишет: Меня очень интересует вопрос: как реально, на каждом уроке, не забывать и успевать помочь ребятам осуществить рефлексию? Я понимаю, что подведение итогов урока и рефлексия, это разные вещи. Сколько минут ( в среднем) необходимо для рефлексии? Какие методические приёмы можно использовать, кроме смайликов, фигур( солнышко - тучка), фронтальных вопросов, на которые ответят один - два ученика, остальные не успеют? Если кто - то владеет такими практическими приёмами, поделитесь, пожалуйста! В качестве первого шага могу посоветовать воспользоваться таксономией учебных целей (по Б.Блуму). Когда Вы начнете обращать внимание на более точное и четкое формулирование целей, Вам будет легче оценивать и результат. "Расплывчатость, неопределенность и общий характер цели объясняет низкую результативность" Б.Блум Конечно, это не рефлексия, а только первый шаг, который позволяет оценить эффективность результата обучения.

Исаева О.Ю.: если провести сравнение между качеством рефлексии родителей и учащихся, могу точно сказать, родители вообще боятся задумывать о чем либо (не все конечно), они не могут изложить свои мысли, потому что боятся написать или сказать что-то не так. Дети таких родителей более способны к рефлексии, они выражают свои чувства, переживания, сомнения. И чем чаще это использовать,тем результативней она получается. Рефлексия помогает человеку проанализировать знания, наметить планы на будущее и увидеть свои пробелы.

Блохина Е.А.: Ковалёва М.А. пишет: Столкнулась с непониманием родителей и учеников значения рефлексии. Как вы объясняете смысл рефлексии? Мне кажется, работу с родителями нужно начинать на родительском собрание. Им нужно объяснить, что рефлексия оказывает влияние на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий. Так как самосознание является исходным началом мотивации, которое усиливается по мере развития потребностей, и, прежде всего образовательных. За самосознанием начинают развиваться процессы: самоопределения – самовыражения – самоутверждения – самореализации - саморегуляции. Все эти психические процессы и будут составлять рефлексивную природу саморазвития личности. Интеллектуальная рефлексия даёт возможность ученику понять, как он мыслит, зафиксировать сильные стороны его деятельности и выявить его западающие компоненты. Рефлексия ученику позволяет самостоятельно оценить своё личное продвижение.

ася полтавская: На мой взгляд? рефлексия - это способность человека анализировать, изучать, осмысливать свою деятельность. И только проделав это, ученик сможет понять, что он сделал, что у него получилось, а над чем ему ещё нужно поработать. И родителям нужно объяснять, что рефлексия - это не пустая трата времени, а необходимая часть работы.

Блохина Е.А.: Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Созерцанию и рефлексии надо учиться, упражняться, тогда они становятся неотъемлемой чертой саморазвивающейся личности.

Мальцева: Ковалёва М.А. пишет:"...сравнивать результаты его труда с результатми других учащихся..." Думаю, что лучше сравнивать ребёнка не с другими, а с самим собой прежним. А для введения рефлексии как обязательног этапа урока на первых порах очень помогает демонстрация образца, к которому должны стремиться дети. Надо и родителям и педагогам научить вести дневники самонаблюдения. Начать с малого. У детей со сформированным действием рефлексии, как правило соответственно формируются и действия самооценки,и действия самоконтроля, и целеполагания. В конечном итоге это будет саморазвивающаяся личность.

маринанедумова: Не надо объяснять ученику, зачем нужна рефлексия! Надо создавать ситуацию, когда ученику просто невозможно без самоанализа и самоценки! Чтобы эти процессы были личностным внутренним порывом. Каково же средство для этого - проблемная ситуация в учебной деятельности.

Борзова О.А.: маринанедумова пишет: Не надо объяснять ученику, зачем нужна рефлексия! Надо создавать ситуацию, когда ученику просто невозможно без самоанализа и самоценки! А еще лучше создавать ситуацию успеха на уроках для каждого и тогда никакие объяснения зачем рефлексия не понадобятся. Дети сами захотят похвалиться успехами и спланировать дальнейшую деятельность.

Марина Илющихина: Я всегда при проведении открытых мероприятий, уроков-путешествий, уроков-игр, мастер-классов применяю рефлексию. Кроме того столкнулась с рефлексией при проведении анкетирования "Проверка уровня востипанности учащихся" в классе, где я являюсь классным руководителем. Родители, сами ученики, одноклассники и я, как кл. руководитель должны были проставить баллы по некоторым пунктам, одним из которых был "Умение проводить учеником рефлексию", пришлось родителем объяснять, что это значит. А вообще считаю, что рефлексия помогает учащимся понять самих себя, умение определить свое настроение на том или ином этапе выполнения задания. Также можно сказать, что это процесс осмысления своих действий, своего духовного мира. Заметила, что проведение рефлексии в конце и в начале урока помогает ребятам контролировать свои эмоции, получать определенное удовлетворение от выполненной работы. Даже в какой-то момент при выборе картинки, соответствующей его настроению увидить самого себя со стороны.

Дружинина Е. А.: Ребёнок должен понимать значимость своей работы на уроке, что он делал и с какой целью. Я думаю, если ученик ответит себе "Зачем было выполнено то или иное упражнение, задание, что узнал в результате своих действий", то урок не прошёл впустую.

Амелина Н.Ю.: Коллеги, я все больше сталкиваюсь с тем, что у самого учителя эти самые навыки к рефлексивной деятельности не очень развиты. И применяет он их все больше то на открытом уроке, то на мероприятии, пренебрегая постоянством. Видимо рефлексия должна стать потребностью сначала у учителя.

Межина О.Ю.: Конечно же учитель должен начинать с себя, согласно с Натальей. Советую проводить тренинговую работу по овладению навыками рефлексии. Психологи могут разработать программу и реализовать ее в рамках методического дня.

маринанедумова: Известно, что по складу харакртера и психологическим особенностям некотоые учащиеся в какой-то мере сколонны к рефлексии. Они постоянно видят проблемы, пытаются размышлять над ними, выискивать причинно-следственные связи, пытаются делать выводы, хотя и не всегда правильные. Советую присмотреться к таким учащимся и делать опору на них при оргаизации рефлексии, привлекать их к организации дискуссий. Словом, надо выявить лидера. Бедет легче.

Исаева О.Ю.: маринанедумова пишет: Столкнулась с непониманием родителей и учеников значения рефлексии. Как вы объясняете смысл рефлексии? Написание рефлексии у большинства взрослых вызывает нежелание написать правду или страх написать глупо. Я объясняю родителям, что это необходимо нам педагогам, чтобы понять родителей, чтобы скорректировать свою работу, интересует их мнение.

Садретдинова И. Р: Я считаю, что правильно организованная рефлексия, прежде всего, помогает развивать способности ученика решать не только учебные проблемы, но и жизненные, что является основной целью компетентностного подхода к образованию.

Исаева О.Ю.: Садретдинова И. Р пишет: Я считаю, что правильно организованная рефлексия, прежде всего, помогает развивать способности ученика решать не только учебные проблемы, но и жизненные, что является основной целью компетентностного подхода к образованию. Согласна с Вами. Предлагаю фразы помощники, которые использую в своей работе: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… И еще нужно помнить о функциях рефлексии. Исходя из функций рефлексии существует следующая классификация: 1. рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. рефлексия деятельности 3. рефлексия содержания учебного материала

А.В.Хуторской: Исаева О.Ю. пишет: 3. рефлексия содержания учебного материала Что вы под этим понимаете? Для чего применяете? Как осуществляете? Приведите пример рефлексии ученика данного типа на вашем занятии.

Дружинина Е. А.: Иногда в качестве рефлексии предлагаю составить вопросы по теме урока, или вспомнить каждый этап урока и объяснить что и зачем делали. Удаеётся не всегда, по разным причинам, в том числе и из-за нехватки времени.

Колотеева С.В.: Действительно, что времени на рефлексию часто не хватает, тем не менее проводить ее просто необходимо. Каждого опросить нереально, но хотя бы фронтально опросить несколько человек реально на каждом уроке, особюенно если урок в форме тренинга (напр. "Истоки"). Также удобно применять шкалу саооценки в начальных классах (особенно на "Письме" в 1 кл.).

Орлова И.А.: Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. Рефлексия – это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Чем больше развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей, способов и тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность.

Сибагатулина: считаю, что рефлексия- осознание результата своей работы и внутреннего состояния, которое осталось после этой работы у ученика, учителя. Важно научить эти две вещи осзнавать.

БабуринаС.Н.: Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность и уникальность.

Сиротенко Е.В.: Добрый вечер! Совершенно согласна, рефлексия необходима и учителю, и ученику. Всегда в конце урока отвожу время для рефлексии. Это помогает мне при подготовке следущего урока, помогает понять состояние детей, степень усвоения материала. С уважением, Сиротенко Елена Васильевна.

Мугалимов: Рефлекция на один из важных его этапов. Учить учащихся к рефлекции нужно систематически. и с 1-го класса. В рейтинговой системе обучения возможностей для рефлекции достаточны. Конкретно на моих уроках ученики дистанционно общаются между собой через локальную сеть, где оценивают свои работы и работы своих одноклассников. В целом рефлекции помогают контролировать учащимся свои эмоции и настроения.

Бирюлина Е.В.: *PRIVAT*

А.В.Хуторской: Бирюлина Е.В. пишет: Рефлексия это не оценивание работы!!! Конечно, это разные вещи. Бирюлина Е.В. пишет: Это отслеживание того, что было сделано на уроке Не совсем. Отслеживание сделанного - это фиксация результатов. Но рефлексия подразумевает не только и не столько это. Бирюлина Е.В. пишет: чтобы можно было что-либо уточнить или ещё раз повторить или понять, наконец-то, о чём вообще-то говорилось на этом конкретном уроке. Вот это уже ближе к рефлексии. Рефлексия - это выяснение и фиксация происходящей и происшедшей деятельности, её элементов, этапов, событий, проблем и др. с целью осознания субъектом своей деятельности. А осознание необходимо, прежде всего, для сопряжения поставленных (ставящихся) целей и реально происходящих процессов, их результатов. А сопряжение целей и результатов нужно для оценки степени достижения целей, их корректировки по отношению к последующей деятельности субъекта.

Хабарова В.С.: Странный вопрос...своеобразную рефлексию мы проводим в конце каждого урока. "Что нового узнали?" "Что открыли" "Почему вы думаете именно так?" - чем это не рефлексия? Другой вопрос, как объяснить это родителям. Ну, здесь надо понять...что именно вызывает сопротивление у родителей. Почему "выражение" ребенком его собственного мнения им не очень нравится? Мне думается, это происходит с родителями учеников-подростков. Когда теряется "доверие" между детьми и родителями, когда дети за советом идет не к родителям, а к друзьям. Как убедить родителей в важности рефлексии? Да просто сказать, что именно это может помочь найти "почти соприкосновения" с взрослеющим чадом....

А.В.Хуторской: Хабарова В.С. пишет: "Что нового узнали?" "Что открыли" "Почему вы думаете именно так?" - чем это не рефлексия? "Что нового узнали?" "Что открыли" - Это не рефлексия, а припоминание. "Почему вы думаете именно так?" - Более рефлексивный вопрос. Но сама рефлексия - до него должна быть.

Тимерьянова Л.Н.: Приветствую Вас коллеги! Одной из главных задач современной школы сегодня должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов. В основе данной компетенции лежит развитая рефлексивная деятельность. При взаимодействии с учащимися в образовательном процессе учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающих 4 сферы человеческой сущности: 1. физическую (успел – не успел, легко – тяжело). 2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно). 3. интеллектуальную (что понял, что осознал, что не понял, какие затруднения испытал). 4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Интересные приёмы интеллектуальной, сенсорной так и духовной рефлексии могут быть использованы на любом этапе урока. Заметим, что дети с большим удовольствием включаются в их выполнение: Например: - найти своё место на лестнице успеха сегодняшнего дня. - выбрать соответствующее определённому уровню понимания, умения или знания изображение (фигуру, цвет и т.п.). - выразить своё удовлетворение от выполненной работы или настроение на уроке цветом, каким-либо символом. - высказать благодарность одноклассникам, группе ребят за какое-либо действие или поступок, дать совет.

Бирюлина Е.В.: *PRIVAT*

А.В.Хуторской: Бирюлина Е.В. пишет: "В чём конкретно это новое выражается?" Если имеется ввиду предыдущее ваше "Что нового узнали?" то никакого отношения к собственной деятельности ученика данный вопрос не имеет. А имеет отношение к узнанному им извне. Предметом рефлексии являются не часы на Кремлёвской башне, а внутренние процессы рефлексируемого субъекта. Например, его собственные мысли, чувства, образы, которые возникают у него в ходе его деятельности по лицезрению этих часов. Бирюлина Е.В. пишет: Предлагаем фразу, отражающую смысл занятия и предлагаем её прокомментировать. Это уже ближе к рефлексии, поскольку предметом здесь может служить СОБСТВЕННОЕ отношение ученика к смыслу занятия. Если, конечно, учитель не наведёт ученика на свои "правильные" смыслы, что часто бывает. Тогда это будет не рефлексия, а подведение ученика под внешне заданный результат. Бирюлина Е.В. пишет: Сплошные сомнения. В чём именно состоят ваши сомнения (перечислите все)? В чём специфика каждого сомнения? Каковы его причины? Что вы сделали в процессе сомневания? Как это происходило? Есть ли этапы? Какие применяли способы сомневания? В чём выразился результат? - вот это более-менее рефлексивные вопросы. Ответьте, пожалуйста на них.

Бирюлина Е.В.: *PRIVAT*

eroshnatasha: Думаю, этап рефлексии нужно проводить на каждом уроке - это позволит учителю и учащимся проанализировать успешность своей деятельности на уроке, дать задел на будущее. Считаю целесообразным проводить этот этап различными способами: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение одного занятия, дня или недели.

Антипина Л.А.: Я за рефлексию, причем на каждом этапе урока. Рефлексия содержания учебного материала. Считаю, что учитель, используя её, может выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. Приемом тут много - метод незаконченного предложения, прием выбора афоризма или пословицы, сквейн и т.д. Мне нравится рефлексия достижения цели. Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

Тимерьянова Л.Н.: Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения практических задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса. Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.

Абуталипова ЭН: Впервые о необходимости постоянной рефлексии я задумалась на съезде гештальтерапевтов. Ежедневно после 12 мастер-классов, которые проходил каждый из 300 участников, нас собирали в малые подгруппы и проводили рефлексию. Было так неожиданно, что люди реагировали абсолютно по-разному на одни и те же мастер-классы. Затем, я стала применять рефлексию на курсах повышения квалификации и была поражена, что простые задания у слушателей вызывают такую бурю эмоций! С прошлого года применяю рефлексию с детьми-инвалидами в конце каждого занятия. Мои детки всегда говорят, если хочешь что-то узнать залезай в википедию или грамоту(http://www.gramota.ru). Решила к ним прислушаться и привести определения из этих источников. Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д. РЕФЛЕКСИЯ, -и; ж. [от лат. reflexio - обращение назад] Книжн. Размышление о своих чувствах, анализ своих переживаний. Предаваться рефлексии. Обнаружить склонность к рефлексии. // Осмысление чего-л., размышление над чем-л. Р. пьесы. Р. над языковым материалом.

Любовь Баргузин: Ежеурочно рефлексия содержания учебного материала учащимися организуется мною на этапе подведения итогов урока и напрямую связана с рефлексией деятельности школьников во время занятия, мало того данные процессы также связаны с самооцениванием учащихся и выходом на выбор домашнего задания. Правильно организованная педагогом рефлексия для школьников создает условия для дальнейшей мотивации осознанного обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории.

Любовь Баргузин: Ежеурочно на этапе подведения итогов урока мною организуется рефлексия содержания учебного материала учащимися , которая напрямую связана с рефлексией деятельности во время занятия. а также с самооцениванием школьников и выходом на выбор домашнего задания. Правильно организованная рефлексия школьников создает условия для мотивации дальнейшего обучения . формированием индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Любовь Баргузин: Ежеурочно на этапе подведения итогов урока организую рефлексию содержания учебного материала, которая напрямую связана с рефлексией деятельности школьников, а также с самооцениванием их собственной деятельности, с выходом на выбор домашнего задания. Считаю, что правильно организованная учителем рефлексивная деятельность школьников создает условия для мотивации дальнейшего осознанного обучения, формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Мугалимов: Добрый вечер! Коллега пишет Не надо объяснять ученику, зачем нужна рефлексия! Надо создавать ситуацию, когда ученику просто невозможно без самоанализа и самоценки! Я с вами согласен, а то последнее время слишком часто начали использовать слово рефлексия, стало очень модной. Часто на открытых уроках видишь неприятную картину, учителя прямо требуют от учащихся давать рефлексию урока. Здесь есть и другая крайность, посещают урок члены администрации или учителя, неплохо продумываешь рефлексивную часть, если заранее на припомнишь про рефлексию, часто этого не замечают. Многие учителя слабо разбираются в теоретических и практических аспектах рефлексии. С уважением Мугалимов Д.Т.

Бирюлина Е.В.: Мугалимов пишет: Многие учителя слабо разбираются в теоретических и практических аспектах рефлексии. А ВЫ, уважаемый, Вы стало быть хорошо разбираетесь? Поделитесь практическим опытом? Попробуйте быть щедрым. Может быть Вас услышат... С уважением Бирюлина Е.В., учитель химии

Матвейчук Н.Н.: В психологической практике без рефлексии никогда и не обходились. Групповая работа всегда заканчивалась рефлексией каждого из участников. Замечательно, что такая полезная практика сейчас"работает" на уроках. Вообще без рефлексии не может быть результативно завершено ни одно дело. Чтобы понять, каков результат, нужно рефлексировать, раздумывая о своем вкладе, вложениях других, о том, насколько я понимаю людей рядом с собой. Недавно на занятии на рефлексивном круге один молодой человек заметил, что ничего нового НЕ УЗНАЛ. А ведь именно в его микрогруппе кипели нешуточные страсти: в группу попали люди, не желающие работать вместе. Мы долго обсуждали этот момент: что можно было УЗНАТЬ сегодня? Получить некоторое новое количество информации (а его, действительно, педагог не давал) или УЗНАТЬ что-то о себе. Например, как я работаю, когда рядом не очень приятные для меня люди. Или, чем я вызываю напряжение в группе? Все это вопросы рефлексии. И. думаю, очень важно учиться отвечать на такие вопросы.

Полетаева: Я преподаю английский в начальной школе и каждый урок мы , в конце урока конечно, проводим рефлексию деятельности. это конечно смайлики, которые показывают понравился урок или нет, это конечно способность сформулировать: что у меня получилось, а что нет.

Лешков О.А.: Считаю, что вопроса о значении рефлексивного этапа не возникнет, если целеполаганию уделять должное внимание. Каждый ребёнок, придя на урок, должен сформулировать собственную цель своего присутствия, учитель помогает ему, направляет. Кроме того, учитель сам должен обозначит свои цели. После этого необходимо эти цели согласовать, прийти к единому решению. Цель должна быть для ребёнка не только личностно значимой, но и достижимой. Тогда в конце урока у него появляется необходимость проанализировать свою работу, определить пути достижения собственной цели. Думаю, что для тех, кто сталкивается с этим впервые, кажется, что это общие слова. Уверяю вас, это далеко не так! В этом сложном пути по формированию оргдеятельностных компетенций у учащихся большую роль для нас сыграли ДЭО. Например, для меня сейчас даже не очень важен сам образовательный продукт, а то, как его созданию продвигался ученик. Вот она индивидуальная траектория! Я с удовольствием читаю рефлексивные материалы, прислушиваюсь во время фронтального опроса. Это один из способов диагностики.



полная версия страницы