Форум » Научная школа для учителя » Зачем ученику рефлексия? Как объяснить это ученику » Ответить

Зачем ученику рефлексия? Как объяснить это ученику

Ковалёва М.А.: Коллеги! Столкнулась с непониманием родителей и учеников значения рефлексии. Как вы объясняете смысл рефлексии?

Ответов - 66, стр: 1 2 All

Колотеева С.В.: Действительно, что времени на рефлексию часто не хватает, тем не менее проводить ее просто необходимо. Каждого опросить нереально, но хотя бы фронтально опросить несколько человек реально на каждом уроке, особюенно если урок в форме тренинга (напр. "Истоки"). Также удобно применять шкалу саооценки в начальных классах (особенно на "Письме" в 1 кл.).

Орлова И.А.: Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. Рефлексия – это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Чем больше развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей, способов и тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность.

Сибагатулина: считаю, что рефлексия- осознание результата своей работы и внутреннего состояния, которое осталось после этой работы у ученика, учителя. Важно научить эти две вещи осзнавать.


БабуринаС.Н.: Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность и уникальность.

Сиротенко Е.В.: Добрый вечер! Совершенно согласна, рефлексия необходима и учителю, и ученику. Всегда в конце урока отвожу время для рефлексии. Это помогает мне при подготовке следущего урока, помогает понять состояние детей, степень усвоения материала. С уважением, Сиротенко Елена Васильевна.

Мугалимов: Рефлекция на один из важных его этапов. Учить учащихся к рефлекции нужно систематически. и с 1-го класса. В рейтинговой системе обучения возможностей для рефлекции достаточны. Конкретно на моих уроках ученики дистанционно общаются между собой через локальную сеть, где оценивают свои работы и работы своих одноклассников. В целом рефлекции помогают контролировать учащимся свои эмоции и настроения.

Бирюлина Е.В.: *PRIVAT*

А.В.Хуторской: Бирюлина Е.В. пишет: Рефлексия это не оценивание работы!!! Конечно, это разные вещи. Бирюлина Е.В. пишет: Это отслеживание того, что было сделано на уроке Не совсем. Отслеживание сделанного - это фиксация результатов. Но рефлексия подразумевает не только и не столько это. Бирюлина Е.В. пишет: чтобы можно было что-либо уточнить или ещё раз повторить или понять, наконец-то, о чём вообще-то говорилось на этом конкретном уроке. Вот это уже ближе к рефлексии. Рефлексия - это выяснение и фиксация происходящей и происшедшей деятельности, её элементов, этапов, событий, проблем и др. с целью осознания субъектом своей деятельности. А осознание необходимо, прежде всего, для сопряжения поставленных (ставящихся) целей и реально происходящих процессов, их результатов. А сопряжение целей и результатов нужно для оценки степени достижения целей, их корректировки по отношению к последующей деятельности субъекта.

Хабарова В.С.: Странный вопрос...своеобразную рефлексию мы проводим в конце каждого урока. "Что нового узнали?" "Что открыли" "Почему вы думаете именно так?" - чем это не рефлексия? Другой вопрос, как объяснить это родителям. Ну, здесь надо понять...что именно вызывает сопротивление у родителей. Почему "выражение" ребенком его собственного мнения им не очень нравится? Мне думается, это происходит с родителями учеников-подростков. Когда теряется "доверие" между детьми и родителями, когда дети за советом идет не к родителям, а к друзьям. Как убедить родителей в важности рефлексии? Да просто сказать, что именно это может помочь найти "почти соприкосновения" с взрослеющим чадом....

А.В.Хуторской: Хабарова В.С. пишет: "Что нового узнали?" "Что открыли" "Почему вы думаете именно так?" - чем это не рефлексия? "Что нового узнали?" "Что открыли" - Это не рефлексия, а припоминание. "Почему вы думаете именно так?" - Более рефлексивный вопрос. Но сама рефлексия - до него должна быть.

Тимерьянова Л.Н.: Приветствую Вас коллеги! Одной из главных задач современной школы сегодня должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов. В основе данной компетенции лежит развитая рефлексивная деятельность. При взаимодействии с учащимися в образовательном процессе учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающих 4 сферы человеческой сущности: 1. физическую (успел – не успел, легко – тяжело). 2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно). 3. интеллектуальную (что понял, что осознал, что не понял, какие затруднения испытал). 4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Интересные приёмы интеллектуальной, сенсорной так и духовной рефлексии могут быть использованы на любом этапе урока. Заметим, что дети с большим удовольствием включаются в их выполнение: Например: - найти своё место на лестнице успеха сегодняшнего дня. - выбрать соответствующее определённому уровню понимания, умения или знания изображение (фигуру, цвет и т.п.). - выразить своё удовлетворение от выполненной работы или настроение на уроке цветом, каким-либо символом. - высказать благодарность одноклассникам, группе ребят за какое-либо действие или поступок, дать совет.

Бирюлина Е.В.: *PRIVAT*

А.В.Хуторской: Бирюлина Е.В. пишет: "В чём конкретно это новое выражается?" Если имеется ввиду предыдущее ваше "Что нового узнали?" то никакого отношения к собственной деятельности ученика данный вопрос не имеет. А имеет отношение к узнанному им извне. Предметом рефлексии являются не часы на Кремлёвской башне, а внутренние процессы рефлексируемого субъекта. Например, его собственные мысли, чувства, образы, которые возникают у него в ходе его деятельности по лицезрению этих часов. Бирюлина Е.В. пишет: Предлагаем фразу, отражающую смысл занятия и предлагаем её прокомментировать. Это уже ближе к рефлексии, поскольку предметом здесь может служить СОБСТВЕННОЕ отношение ученика к смыслу занятия. Если, конечно, учитель не наведёт ученика на свои "правильные" смыслы, что часто бывает. Тогда это будет не рефлексия, а подведение ученика под внешне заданный результат. Бирюлина Е.В. пишет: Сплошные сомнения. В чём именно состоят ваши сомнения (перечислите все)? В чём специфика каждого сомнения? Каковы его причины? Что вы сделали в процессе сомневания? Как это происходило? Есть ли этапы? Какие применяли способы сомневания? В чём выразился результат? - вот это более-менее рефлексивные вопросы. Ответьте, пожалуйста на них.

Бирюлина Е.В.: *PRIVAT*

eroshnatasha: Думаю, этап рефлексии нужно проводить на каждом уроке - это позволит учителю и учащимся проанализировать успешность своей деятельности на уроке, дать задел на будущее. Считаю целесообразным проводить этот этап различными способами: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение одного занятия, дня или недели.

Антипина Л.А.: Я за рефлексию, причем на каждом этапе урока. Рефлексия содержания учебного материала. Считаю, что учитель, используя её, может выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. Приемом тут много - метод незаконченного предложения, прием выбора афоризма или пословицы, сквейн и т.д. Мне нравится рефлексия достижения цели. Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

Тимерьянова Л.Н.: Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения практических задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса. Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.

Абуталипова ЭН: Впервые о необходимости постоянной рефлексии я задумалась на съезде гештальтерапевтов. Ежедневно после 12 мастер-классов, которые проходил каждый из 300 участников, нас собирали в малые подгруппы и проводили рефлексию. Было так неожиданно, что люди реагировали абсолютно по-разному на одни и те же мастер-классы. Затем, я стала применять рефлексию на курсах повышения квалификации и была поражена, что простые задания у слушателей вызывают такую бурю эмоций! С прошлого года применяю рефлексию с детьми-инвалидами в конце каждого занятия. Мои детки всегда говорят, если хочешь что-то узнать залезай в википедию или грамоту(http://www.gramota.ru). Решила к ним прислушаться и привести определения из этих источников. Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д. РЕФЛЕКСИЯ, -и; ж. [от лат. reflexio - обращение назад] Книжн. Размышление о своих чувствах, анализ своих переживаний. Предаваться рефлексии. Обнаружить склонность к рефлексии. // Осмысление чего-л., размышление над чем-л. Р. пьесы. Р. над языковым материалом.

Любовь Баргузин: Ежеурочно рефлексия содержания учебного материала учащимися организуется мною на этапе подведения итогов урока и напрямую связана с рефлексией деятельности школьников во время занятия, мало того данные процессы также связаны с самооцениванием учащихся и выходом на выбор домашнего задания. Правильно организованная педагогом рефлексия для школьников создает условия для дальнейшей мотивации осознанного обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории.

Любовь Баргузин: Ежеурочно на этапе подведения итогов урока мною организуется рефлексия содержания учебного материала учащимися , которая напрямую связана с рефлексией деятельности во время занятия. а также с самооцениванием школьников и выходом на выбор домашнего задания. Правильно организованная рефлексия школьников создает условия для мотивации дальнейшего обучения . формированием индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Любовь Баргузин: Ежеурочно на этапе подведения итогов урока организую рефлексию содержания учебного материала, которая напрямую связана с рефлексией деятельности школьников, а также с самооцениванием их собственной деятельности, с выходом на выбор домашнего задания. Считаю, что правильно организованная учителем рефлексивная деятельность школьников создает условия для мотивации дальнейшего осознанного обучения, формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Мугалимов: Добрый вечер! Коллега пишет Не надо объяснять ученику, зачем нужна рефлексия! Надо создавать ситуацию, когда ученику просто невозможно без самоанализа и самоценки! Я с вами согласен, а то последнее время слишком часто начали использовать слово рефлексия, стало очень модной. Часто на открытых уроках видишь неприятную картину, учителя прямо требуют от учащихся давать рефлексию урока. Здесь есть и другая крайность, посещают урок члены администрации или учителя, неплохо продумываешь рефлексивную часть, если заранее на припомнишь про рефлексию, часто этого не замечают. Многие учителя слабо разбираются в теоретических и практических аспектах рефлексии. С уважением Мугалимов Д.Т.

Бирюлина Е.В.: Мугалимов пишет: Многие учителя слабо разбираются в теоретических и практических аспектах рефлексии. А ВЫ, уважаемый, Вы стало быть хорошо разбираетесь? Поделитесь практическим опытом? Попробуйте быть щедрым. Может быть Вас услышат... С уважением Бирюлина Е.В., учитель химии

Матвейчук Н.Н.: В психологической практике без рефлексии никогда и не обходились. Групповая работа всегда заканчивалась рефлексией каждого из участников. Замечательно, что такая полезная практика сейчас"работает" на уроках. Вообще без рефлексии не может быть результативно завершено ни одно дело. Чтобы понять, каков результат, нужно рефлексировать, раздумывая о своем вкладе, вложениях других, о том, насколько я понимаю людей рядом с собой. Недавно на занятии на рефлексивном круге один молодой человек заметил, что ничего нового НЕ УЗНАЛ. А ведь именно в его микрогруппе кипели нешуточные страсти: в группу попали люди, не желающие работать вместе. Мы долго обсуждали этот момент: что можно было УЗНАТЬ сегодня? Получить некоторое новое количество информации (а его, действительно, педагог не давал) или УЗНАТЬ что-то о себе. Например, как я работаю, когда рядом не очень приятные для меня люди. Или, чем я вызываю напряжение в группе? Все это вопросы рефлексии. И. думаю, очень важно учиться отвечать на такие вопросы.

Полетаева: Я преподаю английский в начальной школе и каждый урок мы , в конце урока конечно, проводим рефлексию деятельности. это конечно смайлики, которые показывают понравился урок или нет, это конечно способность сформулировать: что у меня получилось, а что нет.

Лешков О.А.: Считаю, что вопроса о значении рефлексивного этапа не возникнет, если целеполаганию уделять должное внимание. Каждый ребёнок, придя на урок, должен сформулировать собственную цель своего присутствия, учитель помогает ему, направляет. Кроме того, учитель сам должен обозначит свои цели. После этого необходимо эти цели согласовать, прийти к единому решению. Цель должна быть для ребёнка не только личностно значимой, но и достижимой. Тогда в конце урока у него появляется необходимость проанализировать свою работу, определить пути достижения собственной цели. Думаю, что для тех, кто сталкивается с этим впервые, кажется, что это общие слова. Уверяю вас, это далеко не так! В этом сложном пути по формированию оргдеятельностных компетенций у учащихся большую роль для нас сыграли ДЭО. Например, для меня сейчас даже не очень важен сам образовательный продукт, а то, как его созданию продвигался ученик. Вот она индивидуальная траектория! Я с удовольствием читаю рефлексивные материалы, прислушиваюсь во время фронтального опроса. Это один из способов диагностики.



полная версия страницы