Форум » Научная школа для учителя » Итоговая отметка по предмету не должна быть случайной » Ответить

Итоговая отметка по предмету не должна быть случайной

фахреева А.И.: Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить тему. Итоговая отметка по предмету, на наш взгляд, должна быть известной и ожидаемой. Как часто в конце четверти, триместра, полугодия, учебного года мы находимся в очередном цейтноте еще и потому, что нужно оценить работу ученика за определенный период времени - выставить итоговую отметку, иногда затрудняемся в выставлении по разным причинам, задерживаем сдачу документов администрации. И порой для учителя и ученика отметка становится неожиданной и часто ниже ожидаемой. Мы против таких случайностей. Учитель должен знать возможности ребенка и "вести" его на отметку, которую он реально заслуживает, или хочет и может заработать. Дополнительные занятия, индивидуальные задания, исследовательская работа, использование различных форм и методов на уроках, участие в предметных мероприятиях различного уровня и характера, работа с семьей ученика способствуют объективной оценке знаний. Учитель может не знать возможностей детей, если он работает с классом первый год. Для этого в нашей школе организована работа годичных команд учителей - предметников, то есть учителей, работающих в текущем году в данном классе, параллели, для обсуждения возникающих проблем, путей закрепления успешности учеников. Я, как учитель, должна знать как может работать обучающийся, его возможности, интересы и "вести" его на ту итоговую отметку, которую он может заработать, вместе с родителями, классным руководителем и самим учеником. С детьми их возможные результаты должны быть обсуждены, их необходимо мотивировать на высокий результат. Отметка должна быть озвучена раньше подведения итогов и не может быть неприятным сюрпризом.

Ответов - 28

Борзова О.А.: В нашей школе есть такая система выставления предварительных отметок за 2недели до окончания четверти примерно. Ученики получают в дневник листы с предварительными отметками и уже решают как говориться "быть или не быть!". Очень удобно и детям и родителям. Далее если есть желание у ученика измениться в лучшую сторону и повысить планку, то ведется работа индивидуально, это и система дополнительных занятий и консультации и работа по "следу 2".Особенно важно если выходит м\у 4-5или 2-3 или 3-4. Тут только от ученика и его желания может зависеть результат. Вот и получается работа над саморазвитием и человекосообразность)))

фахреева А.И.: Предварительные отметки мы также выставляем, но, на наш взгляд, они не вносят необходимой заинтересованности и системности действий всех участников образовательного процесса . Если отметки выставляются за 2 недели до конца четверти, у меня урок истории 2 раза в неделю, остается 4 урока, а проблемы не с одним ребенком и не в одном классе. Качество проводимых уроков можно ставить под сомнение. В таком случае отсутствует целенаправленная комплексная работа "связки"- ученик, учитель, классный руководитель, родители, годичная команда учителей. В начале четверти обсуждаем вместе какой результат реально достижим. Если ребенок хочет быть оцененным выше, вместе "повышаем планку", ставим задачи, работаем над реализацией и достижением результата. Принцип человекосообразности предполагает недопущение экстремальных ситуаций для детей, связанных с подведением итогов работы. Результат должен быть предсказуемым и ожидаемым. Конечно, это не решает всех проблем повышения качества знаний.

Борзова О.А.: фахреева А.И. пишет: целенаправленная комплексная работа "связки"- ученик, учитель, классный руководитель, родители, годичная команда учителей в предыдущем сообщении опечатки)))


фахреева А.И.: По поводу "опечатки": может быть я некорректно выразилась, но имела в виду взаимосвязь ученика, учителя, классного руководителя, родителей. годичной команды учителей. Нужна совместная работа, отметка - это не личное дело ученика. Социум, формирующий детей, не может быть вне интересов учеников.

Борзова О.А.: Борзова О.А. пишет: целенаправленная комплексная работа "связки"- ученик, учитель, классный руководитель, родители, годичная команда учителей. Совершенно верно,так мы и работаем школа то небольшая.Повышаем планку и следим за продвижением каждого из детей,отсюда и результаты. Каждый год на 11 класс не меньше двух трех медалистов из 10-15 учащихся.А иногда и 5-6человек идут на медаль в конце 11класса.

Давыдова И.В.: Борзова О.А. пишет: В нашей школе есть такая система выставления предварительных отметок за 2недели до окончания четверти примерно. Доброго времени суток, коллеги! Считаю систему выставления предварительных оценок правильной, это отличный стимул! Две недели достаточно для того чтобы "закрыть долги". Даже если предмет по программе всего 1 час в неделю, существует индивидуальная работа в послеурочное время. А что касается мотивации, то если сам ребенок в этом заинтересован, то он обязательно за две недели до конца четверти все сдаст, выучит... а если ему этого не надо, то и вопрос низкой оценки, её объективности не будет его волновать.

Марина С.А.: В нашей школе каждые две недели классный руководитель вклеивает учащимся в дневник листочек с оценками по всем предметам. Ведь всем известно, что учащиеся не любят подавать дневник для проставления "плохих" отметок. Таким образом, учащиеся могут видеть все свои оценки сразу по всем предметам, и их родители могут контролировать успеваемость своих детей в течение четверти. Учащиеся должны показывать стремление достичь определенных успехов в течение всей четверти. Ведь мы поощряет слабых учеников, видя их желание получить хорошую оценку. Конечно, важно вести индивидуальную работу с учениками, которые имеют желание улучшить оценку, но только если это желание не возникло в последний момент проставления отметок за четверть.

smailkcu@rambler.ru: Очень важно когда ребенок понимает, что оценка - это результат знаний за определенный период обучения. Если ребенок получил неудовлетворительную отметку за проверочное задание, значит он не имеет знаний по теме и не может их применять на практике. Пути выхода из сложившейся ситуации: учитель - применяет индивидуальный подход на уроке, родители ( по возможности)- осуществляют помощь ребенку по данной теме дома, а ребенок, кроме домашнего задания, старается выполнить несколько заданий дополнительно. Важно, чтобы ребенок не боялся обращаться за помощью к учителю и родителям. Хорошо, когда родители хотят и могут поддержать ребенка. Кроме дневников бумажных, в нашей школе ведутся "Электронные дневники", поэтому у родителей достаточно информации об успеваемости ребенка. Родители получают консультацию у преподавателя в личной беседе, а иногда по телефону.

Переведенцева Елена : Приветствую всех , коллеги! Согласна с Фахреевой А.И., что оценка должна быть ожидаемой, что учитель должен "вести ученика", понимая, на что способен каждый ребенок. Но порой сталкиваешься с ситуацией, когда родители спекулируют оценками своих детей( будешь отличник- получишь новый компьютер т.д. ), ребёнок стремиться не к знаниям и ликвидации пробелов, а к повышению оценки, за счёт переписывания работы.Думаю, вам знакома ситуация, когда сдавая какую-либо сам. работу и ещё не зная отметки, ребёнок интересуется :а когда можно переписать?Поэтому я стою перед дилеммой: дать возможность исправлять или нет. В нашей школе тоже ведётся электронный журнал, где и родители , и ребёнок видят не только отметку, но и средний балл.

Марина С.А.: Хорошо, когда учитель имеет возможность и желание применить индивидуальный подход к каждому ученику на уроке. Да и не всегда родители могут и хотят помочь своему ребенку сделать домашнее задание. Позиция некоторых родителей - учить должна школа. Я тоже сталкивалась с ситуацией, когда ребенок, выполнив задание, готов к плохому результату. Что это неуверенность в своих возможностях? Мне кажется, что можно дать возможность исправить оценку ребенку, если это происходит не систематически и ребенок старается достичь хороших результатов.

Никитина.Е.В: В нашей школе классный руководитель не только выписывает учащемуся оценки каждые две недели, но и проверяет журнал ежедневно. Потому ,что может возникнуть конфликт из -за того, что ребенок небыл на уроке.Если причина уважительная учителя идут на встречу и дают индивидуальное задание, по необходимой теме, а если нет.Тяжело учителям предметникам у кого 1 урок в неделю, и если ребенок прогулял, проболел большую часть уроков, как выставить итоговую оценку по 2 урокам, будет ли она объективной, когда не усвоена большая часть программы.Я согласна с коллегами,все зависит от заинтересованности ребенка. Но в наших силах замотивировать его.

Никитина.Е.В: Борзова О.А. пишет: вопрос низкой оценки, её объективности не будет его волновать. Я тут не могу согласиться с коллегой, поскольку объективность оценки волнует даже "нерадивого" ученика.А если намеренно занизили оценку из-за личной неприязни или что бы насолить??? Коллега Давыдова И.В.пишет: существует индивидуальная работа в послеурочное время. Согласна существует , не вовсех школах, чаще педагоги "сидят"с такими детьми будучи энтузиастами, оправдывая себя тем, что хочется, чтобы ребенок понял, выучил.Некоторые учат, а некоторые- сдал и забыл, и спасибо не скажут.

Степанова И.М.: Уважаемые коллеги. Я хочу поделиться опытом: отметки за тематические контрольные работы и тесты, зачеты выставляю в отдельной ведомомсти и вывешиваю на информационной доске, и обучающиеся заранее, до конца четверти видят всю картину успеваемости. Заинтересованный ребенок не оставит это без внимания.

Трубина Татьяна: В практике работы нашего образовательного учреждения используется электронный дневник. Ежедневно по каждому предмету гимназистам выставляются текущие отметки и отметки за проверочные, лабораторные, контрольные работы. Родители могут оперативно отслеживать кривую успеваемости своего ребёнка. Кроме того, ежедневно формируется рейтинг, как каждого ученика, так и класса вцелом. Рейтинг может увидеть каждый на интерактивном стенде, расположенном на первом этаже гимназии. Если интересно, заглянитье на наш сайт www. gym2.nsk.ru

Рыжова И.Г.: фахреева А.И. пишет: Отметка должна быть озвучена раньше подведения итогов и не может быть неприятным сюрпризом. Здравствуйте , уважаемые коллеги! Хотелось бы узнать у Вас, кто уже ведёт в школах электронные дневники, т.к. наша школа с этого года вступила в эксперемент по ведению электронных дневников. Как на Ваш взгляд это влияет на объктивность выставления отметок. Довольны ли Выши родители такому новшеству?Исправить , что либо можно в этом журнале лишь в первые три дня, затем информация становится закрытой для исправления и отправляется, через СМС родителям. Я работаю в начальной школе и как таковых проблем с информированностью родителей не возникало и раньше до введения электронного дневника. А вот возможностей исправить ситуацию у учащихся с оценками было больше.

фахреева А.И.: Уважаемая Татьяна Дмитриевна! Вы пишете: "Рейтинг может увидеть каждый на интерактивном стенде, расположенном на первом этаже гимназии. Если интересно, загляните на наш сайт www. gym2.nsk.ru ". Если я Вас правильно поняла, отметки детей может увидеть любой человек. А захотят ли ученики, чтобы их проблемы или успехи стали известны всем, чтобы информация была выставлена на открытом сайте? Как относятся к этому их родители, они не видят в этом нарушений прав несовершеннолетних? По каким критериям составляется рейтинг детей, классов?

Мукаева Т.М.: Я согласна с коллегами, что ученик должен знать заранее какая оценка его ожидает в конце четверти. Например, я выставляю все текущие оценки в свой журнал, который начинаю в начале каждого учебного года. Если ученик получил нежелательную оценку, то у него есть время ее исправить в течение 1 недели. Через неделю я выставляю оценку в классный журнал. Чтобы исправить оценку мы занимаемся у учащимися дополнительно, с каждым индивидуально. В 10, 11 классах за четверть оценки не выводятся, но мы выводим оценки в отдельный табель и показываем учащимся и родителям. В Пермском крае тоже идет эксперимент по ведению электронного журнала - есть замечательный портал по адресу www.web2edu.ru. Учителя записывают тему, основное содержание урока, домашнее задание и выставляют оценки учащимся. Родители могут посмотреть по какой теме получил данную оценку, посмотреть какое было домашнее задание. Также выводится средняя оценка, по которой родители и учащиеся судят какая оценка будет за четверть. Очень нравится такая функция как рейтинг ученика, можно увидеть на каком месте по рейтингу стоит твой ребенок (в общем и по предметам), но не знаешь про остальных учащихся. Выводится вся информация только по твоему ребенку. Жаль только, что мы пока вели электронные дневники не во всех классах. Но в дальнейшем планируем. В наших электронных дневниках нет такого, что нельзя исправить оценки. Можно всегда, хоть через месяц. Также мы проводим административное совещание за 2 недели до конца четверти и рассматриваем вопрос о качестве успеваемости за четверть. Здесь особое внимание уделяется неуспевающим и учащимся с одной тройкой или четверкой. Данная работа позволяет нашей школе показывать хорошие результаты: нет второгодников, наблюдается положительная динамика качества успеваемости. Думаю, что нашим учащимся комфортно в нашей школе.

Шуванова О.В.: Хочу рассказать о своем небольшом, но на мой взгляд весьма интересном, опыте. В нашей школе работала завуч, которая предложила деткам вести индивидуальный план - дневник. В начале четверти ребята планировали свои результаты - что бы они хотели достичь в конце четверти, какую отметку получить, и зная свои трудности, что необходимо сделать, чтобы именно эта оценка была в дневнике. В конце четверти дети опять возвращались к своим дневникам и анализировали то, с чем они начинали четверть, и то, с чем они подошли к концу. У кого - то ожидание отметки оправдывались, у кого -то она была даже выше. были и такие, кто не смог достичь целей. Он записывал в дневнике почему, на его взгляд, это произошло. Я взяла на заметку эту методику. И у меня в начале года, четверти, ученики прямо в рабочей тетради ставят цели, в том числе и какую оценку они планируют получить в этой четверти. Указывают основные свои трудности, как они предполагают их преодолевать, а в конце периода - достижения и результаты. Многим ученикам это помогает в учебе! А как вы, коллеги, относитесь к планированию четверти учеником, в том числе и четвертной(годовой) отметки?

Никитина.Е.В: Планирование оценки, как результата своей деятельности учащимся.Это наверно здорово, если это в системе и тогда анализируя свою деятельность ученик будет стремиться к достижению конечного результата.А это приведет к хорошим результатам как его успешности так и стремлению одноклассников к повышению так называемой планки.Скажите, а после ухода вашего завуча эта система осталась или данный эксперимент закончился? Какие результаты он принес? Как отразилась данная деятельность на мотивации учащихся к изучению предметов во время и после завершения эксперимента?Только ли в Вашем классе остался такой метод?Поделитесь опытом с какого возраста лучше заводить такие дневники?

Шуванова О.В.: Никитина.Е.В пишет: Скажите, а после ухода вашего завуча эта система осталась или данный эксперимент закончился? Эту модель для себя взяли только некоторые учителя (ведь проще не заморачиваясь, работать так, как работал) Никитина.Е.В пишет: Какие результаты он принес? На мой взгляд он помог ребятам понять, что они сами творцы собственного образования. У нас ученики с 5 класса начинали вести такие дневники. Мы это делали на классных часах, по всем предметам (у меня до сих пор хранятся дневнички выпускников 2002 года!). После ухода завуча подгонять коллектив было некому и модель потихонечку угасла, за исключением тех учителей, которые видели реальные результаты. Меня результаты впечатлили. Я прошу в начале каждой четверти, прямо в рабочей тетради написать детей, какую отметку в конце четверти они планируют получить, что для этого необходимо сделать, что им дается сложнее всего в предмете (если только начали курс- то этот вопрос не задаю), как они привыкли решать свои проблемы, что вызывает наибольший интерес. Вопросы варьирую, из практики некоторым надоедает отвечать постоянно на одни и те же вопросы. Можно ли назвать это целеполаганием? Безусловно! Рефлексию проводим по итогам четверти. Дети сравнивают свою оценку с тем, что они планировали, анализируя то, что сделал, что не смог и почему или наоборот, в чем оказался очень успешен! На первых порах видно, у кого завышенная, а у кого заниженная самооценка. После регулярной работы у многих самооценка стала адекватной. Были и прагматичные дети, например одна ученица - в итоге медалистка, краснодипломница, теперь уже успешная архитектор, планировала одну четверть 4, другую 5, так и работая.Она аргументировала тем, что в то время, когда она дает послабление в одном предмете - пашет в другом. Я не возражала!

Никитина.Е.В: Спасибо за разъяснение.Однако если заводить такие дневники должна быть система и вы правы детям пусть не всем, но такое быстро надоедает.Однако мы говорили о итоговой оценке , я так понимаю итог это год, а четверти это промежуточные оценки. Если ребенок знает предмет на три, то я считаю, что нада её ставить, не надо тянуть на четыре, пять, хочет подойдет сам и не в конце года, а намного раньше и будет заниматься.

Моисеева Г.Ю.: Отметка приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А.Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь ребенок не всегда может понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки». Ш.А.Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Призыв вовсе отказаться от оценок знаний слабых учащихся был бы неправомерен. Однако со всей настоятельностью встает задача – работать над более дифференцированными формами использования этой системы подкрепления. Система оценочных воздействий, которой в процессе учения систематически пользуется учитель, является гораздо более сложной, более мощной и более тонкой, чем это обычно представляется. Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д.Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет. Необходимо формировать у детей самооценку. Таким образом, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то, опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то, перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. «Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамичнее во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении»( Ш.А.Амонашвили). Оценочный компонент становится внутренним стимулом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники своего стимулирования. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.

Борзова О.А.: Моисеева Г.Ю. пишет: Необходимо формировать у детей самооценку. Я в своей практике использую и отметки и безотметочную систему,если вы знакомы с образовательной системой "Школа 2100..." то там есть занятия, при которых дети сами оценивают результат продвижения и сами ставят отметки. И учитель вправе их учесть. А вот на профильных занятиях с 9-11кл в микрогруппах использую систему отчетных рефлексивных писем, для этого вначале темы, раздела,полугодия и т.п. мы с учениками выстраиваем их ИОТ и в конце раздела или полугодия они составляют карту достижений,а я им помогаю составить рефлексивное письмо.

Никитина.Е.В: в любом случае оценка , и том числе итоговая, случайной не будет.НЕ может ребенок случайно знать на пять или два.Все зависит от объективности учителя и уровня обученности ученика.

фахреева А.И.: Уважаемая коллега считает, что "все зависит от объективности учителя и уровня обученности ученика". Абсолютной объективности не может быть. Человек, школа, дети - эти понятия предполагают субъективизм. Мы живем эмоциями, чувствами, настроениями, симпатиями и быть объективным в оценке результатов труда детей - нелегко, несмотря на то, что надо. При оценивании в форме ЕГЭ, казалось бы, человек не присутствует, но разве можно назвать эту форму оценивания объективной, беспристрастной? И пятибальная система не считается совершенной. Каждая отметка, как минимум, имеет три оттенка: может быть настоящая, твердая, как мы говорим, четверка или слабенькая, почти тройка, или хорошая, добротная четверка, близкая к отличной. Уровень обученности ученика также понятие субьективное. Любое проявление жизни в школе - многоцветное, как и сама жизнь, со множеством нюансов, тонкостей.

Никитина.Е.В: Вот опять возникает вопрос, а что ставить? Вы же не говорите каждый раз( да и вообще некоторые учителя не считают нужным объянить за что они ставят ту или иную оценку)Вот тебе Петя ,я поставила слабую три ты плохо готовился, а тебе, Маша, твердую, потому что ты приготовила материал лучше. В итоге может оказаться, что МАША списала у Пети.

фахреева А.И.: Уважаемые коллеги! Ребенок должен знать какую отметку и почему он оценен именно так, комментирование отметки - обязательное условие оценивания. Учение- совместная деятельность учителя и ученика. Справедливость учителя при оценивании под сомнение не ставим. Учитель имеет право на ошибку, но не имеет права на равнодушие, невнимательность. Если учитель не владеет ситуацией, в которой выполнялось задание, делать выводы не стоит вслух детям. Мы работаем в условиях существования пятибалльной системы, поэтому работаем сообразно этим обстоятельствам.

kulema: Почитать всегда любые статьи нужно полностью интересные поучительные, советую всем



полная версия страницы