Форум » Научная школа для учителя » Стиль преподавателя. Каким он должен быть? » Ответить

Стиль преподавателя. Каким он должен быть?

Давыдова И.В.: Доброго времени суток, коллеги! Вопрос активизации познавательной деятельности учеников на уроке является актуальным во все времена. Его решение зависит от многих факторов: образовательная среда - совокупность условий, при которых происходит образовательный процесс (психологический комфорт, атмосфера сотрудничества, сотворчества, успеха); использование различных программ, учебно-методических комплексов, технических средств с учетом изучения истории на базовом и профильном уровнях; изучение и использование передового педагогического опыта; диссеминации. На основе всего этого формируется собственный «стиль преподавания». Коллеги, предлагаю обсудить: какую роль играет «стиль преподавателя» в образовательном процессе? Каким он должен быть? Что помогает учителю его сформировать?

Ответов - 20

Рыжова И.Г.: Давыдова И.В. пишет: Коллеги, предлагаю обсудить: какую роль играет «стиль преподавателя» в образовательном процессе? Сегодня в условиях социально-экономических и духовных преобразований жизни нашего общества все чаще обращается внимание на развитие индивидуальности человека, его неповторимости и уникальности. Более востребованной становится личность активная, творческая, способная принимать грамотные решения и реализовывать их в своей деятельности. Такую личность может воспитать только педагог-профессионал, обладающий конкурентоспособностью, умеющий творчески работать, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней.

Заостровных Марина В: Добрый вечер, уважаемые коллеги! Вопрос об активизации познавательной деятельности ,я считаю, следует расширить. И говорить не только об учителе. С мнением Рыжовой И.Г. я согласна. Но важно ещё затронуть и такой вопрос, какова роль семьи в развитии познавательного интереса? Какие формы работы учитель должен предусмотреть, чтобы все его усилия на уроке преумножались в родительской поддержке?

Чемезова О.Г.: Давыдова И.В. пишет Каким он должен быть? по мнению исследователей в этой области (А.М.Маркова и с А.Я.Никонова), зависит от преимущественной ориентации учителя на процесс или результат своего труда, от развертывания учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде, динамических характеристик стиля, результативности (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также от интереса учеников к предмету. И соответственно различают - эмоционально-импровизационный стиль, эмоционально-методический стиль, рассуждающе-импровизационный стиль, рассуждающе-методичный стиль. (подробнее здесь)


Моисеева Г.Ю.: Какая бы не была школа, главное в школе - добрый учитель. Ему необходимо верить в познавательные способности каждого ученика.Каждый школьный день учитель планирует как радостную страницу в жизни ученика. Учитель должен уважать личность школьника. Учителю надо стремиться к тому,чтобы сделать школьника соучастником своего воспитания и обучения.

smailkcu@rambler.ru: На мой взгляд, личность учителя влияет на успешность достижения целей урока. Мой стиль складывается из таких компонентов: отличное знание преподаваемого учебного предмета. общая эрудиция умение учителя владеть классом, настроить на предстоящую работу, организовать их, поддерживать внимание и познавательную активность в течение урока, создавать эмоциональный и деловой контакт педагогический такт внешний вид учителя

Давыдова И.В.: Доброго времени суток, коллеги! Спасибо за отклики на мою тему. Но хотелось бы внести уточнение, когда я задавала вопрос о «стиле преподавания», я имела ввиду формирование личного стиля. Часто бывает, приходит преподавать молодой педагог, у него есть опыт его преподавателей, либо опыт его наставника, или опыт его родителя (если он из семьи преподавателей). В таких ситуациях часто молодые учителя копируют стиль преподавания. Опыт, конечно, перенимать необходимо, но как создать свой стиль? Как развить собственную индивидуальность?

Борзова О.А.: Доброго времени суток,коллеги! Давыдова И.В. пишет: как создать свой стиль? Как развить собственную индивидуальность? Учитель, безусловно, развивается и как личность, и как индивидуальность. И если ты знаешь зачем пришла, к кому пришла и как, и что будешь делать на уроке,то стиль сформируется постепенно.Главное, что учитель должен быть эвристичен!!! адекватен и интересен. А стиль может варьировать от класса к классу, мы же работаем с разными группами детей, и по возрасту, и по интеллектуальным данным! [img src=/gif/smk/sm36.gif]

Матвейчук Н.Н.: Давыдова И.В. пишет: как создать свой стиль? Как развить собственную индивидуальность? Чтобы создать свой стиль, думаю, сначала нужно понять, какой же стиль я хочу иметь? Его нужно хорошо представлять - ведь он не может быть один для всех! Это одежда, оформление внешности, поведение, манера речи, общая культура. уровень профессионализма... Все эти моменты нужны каждому - только степень нужности для всех будет разной. Я хорошо помню, как общаясь с психологами -профессионалами, я отслеживала для себя все нюансы их работы - групповой и индивидуальной. Я обращала внимание на манеры, уровень образованности, общей культуры. Я перенимала все, что вызывало у аудитории (а в первую очередь у меня) позитивный отклик. Я видела для себя СВОЙ СТИЛЬ, и как мозаку складывала его из частичек. Наблюдательность, внимание, интерес к другим людям и к себе - все работало на то, чтобы копилка под названием "СВОЙ СТИЛЬ" пополнялась. Присвоенное у многих людей, преломившись через мою собственную индивидуальность, дало определенный результат. Думаю, неплохой. Почему так думаю? Потому что рефлексия - обычная составляющая жизни человека, который ставит для себя задачки и решает их. А создать свой стиль - это была тоже одна из моих задач.

Кургаева Ю.М.: Стиль преподавания каждого педагога складывается на основе его каких то индивидуальных особенностях личности, на основе каких то "находок" в процессе преподовательской деятельности. Педагогу дополнительного образования в этом плане наверно легче, мы можем остановиться , углубиться в интересную для детей тему. Я себя называю "Ведомым" педагогом (я иду на поводу у интересов детей), начиная изучать какую либо тему, я всегда ориентируюсь на интересы детей, их личный опыт. Бывает мы заглянем в такие глубины, что самому удивительно становится. Конечно для этого нужно много знать, но ведь педагог не только обучает , но и обучается.

Мукаева Т.М.: У каждого педагога индивидуальный стиль преподавания. Если даже молодой учитель в начале своей педагогической деятельности копирует опытных учителей ничего страшного в этом нет. В процессе деятельности учитель меняется, он не может быть копией кого-то, на основе своего личного опыта постепенно формируется его личный индивидуальный стиль. Стиль учителя складывается из стиля одеваться, стиля речи, стиля преподавания. Чтобы процесс становления не был хаотичным, долговременным учителям должны помощь методисты и завучи. Также влияет процесс саморазвития и самосовершенствования. Я считаю, что у учителя должен быть креативный стиль преподавания. Только творчески активная личность может воспитать творчески активного человека, который будет успешно адаптироваться к меняющимся условиям современной жизни.

Файзуллина Л.В.: Мукаева Т.М. пишет: Если даже молодой учитель в начале своей педагогической деятельности копирует опытных учителей ничего страшного в этом нет. Абсолютно с этим согласна! В процессе общения с учащимися каждый педагог вырабатывает свой стиль поведения, разговора, общения с детьми. И дети принимают правила игры. Иногда даже хватает просто посмотреть на уроке в глаза нарушителю дисциплины - и урок продолжается. От выбранного стиля работы преподавателя зависит комфортность и работоспособность учеников.

Светлана Юрьевна Мар: Добрый вечер, коллеги! Мне кажется, стиль преподавания формируется не сразу. Он вырабатывается временем. Мы берем лучшее из чьего-то опыта, перерабатываем, добавляем своего, личного. И со временем вырабатывается личный стиль, собственная индивидуальность. Создать ее можно только развиваясь творчески, двигаясь вперед. Вот когда ты заинтересуешь детей, они поверят тебе и пойдут за тобой, это и будет означать, что у тебя есть свой стиль преподавания. С. Ю. Мартыненко

Лугманов Р.М.: Здравствуйте, дорогие коллеги! На современном этапе развития образовательноцй среды отечественного образования, к личности учителя предъявляются очень жесткие требования. Но, по моему мнению, не изменным должны оставаться: любовь к детям, понимание проблем современной молодежи, связь преподаваемого предмета с личностными потребностями учащихся. И при этом учитель должен быть всегда на голову выше учащихся, во всех отношениях. С уважением к Вам Рафис.

Demina Galya: Добрый день, уважаемые коллеги! Считаю, что современный учитель, в широком смысле должен быть неким универсальным учителем. Это понятие очень активно используют и применяют успешно наши коллеги за границей. Что такое универсальный учитель? Это человек, который обладает широким кругозором, знаниями из разных областей. Это уверенный в себе человек, который точно знает , чего он хочет и что хочет сказать другим людям, в том числе и своим ученикам. При этом, я считаю, он должен быть доброжелательно настроен к миру, который нас окружает и, конечно к человеку со всеми его слабостями. Такой учитель обязательно найдет правильный тон, тему, ракурс в котором нужно вести данный конкретный урок тему! Он всегда будет интересен своим ученикам, потому что ученики тоже ему не безразличны. И он открыт для всего нового всегда!

Степаненко Н.А.: Добрый вечер, коллеги! Я думаю и считаю, что у каждого учителя должен быть свой определенный стиль общения. Учитель должен стать для каждого ученика другом. НО!!! Учитель должен соблюдать дистанцию. Не приветствуется ПАНИБРАТСТВО!!!

Богданова Н.Т.: Мне кажется. что в основе стиля всё же сотрудничество,диалог Но субординцию, конечно, отменять нельзя.

Мугалимов: Добрый вечер! Я согласен с коллегами Главное, что учитель должен быть эвристичен!!! адекватен и интересен. Особенно учитель должен быть эвристичным. Но меня волнует другой качество - адекватность. Что греха таить, среди нас, учителей и есть не очень-то адекватно себя ведущие. На уроке, среди учащихся в одной роли, среди родителей меняет маску, а среди коллег совершенно другой. Стиль учителя вырабатывается годами и приходит с опытом. За 8-10 лет выработать стиль практически невозможно. За 6-8 лет можно только освоить содержание предмета , методику его преподавания и разбираться в методологии современных образовательных технологий. С уважением Мугалимов Д.Т.

Матвейчук Н.Н.: Мугалимов пишет: На уроке, среди учащихся в одной роли, среди родителей меняет маску, а среди коллег совершенно другой. Дарвин Тимербулатович, такое, конечно, встречается, но это, к счастью, не массовое явление, а единичные случаи. Понятно, что такой педагог живет двойной жизнью. Дети его быстро поймут. А взрослые - тем более. Но что-то же его вынуждает так вести себя... Что?

Файзуллина Л.В.: Мугалимов пишет: За 8-10 лет выработать стиль практически невозможно. За 6-8 лет можно только освоить содержание предмета , методику его преподавания Позволю не согласиться с Вами, уважаемый Дарвин Тимербулатович. Мне кажется, что стиль преподавания может сформироваться за 5-6 лет. Совершенствоваться в методике преподавания можно и 8, и 10, и 20 лет. Совершенству нет границ.

Орехов С.А.: Вообще, быть другом ученику и "панибратство" - это разные вещи. Думаю, что главное в процессе обучения - это взаимодействие и взаимный интерес.



полная версия страницы