Форум » Научная школа для учителя » стандарты 2 поколения в решении проблем современных школ » Ответить

стандарты 2 поколения в решении проблем современных школ

Курышкина ЕК: По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации Российская академия образования ведет разработку федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. Сейчас во многих школах внедряются эти стандарты. Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению По Вашему мнению, какие проблемы современных школ решат стандарты 2 поколения?

Ответов - 9

Моисеева Г.Ю.: Анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показывает, что при отборе требований, обязательных для реализации в первом звене школы, разработка этого государственного документа исходила из двух важнейших принципиальных позиций: …признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования… в удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности… учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. Обо всём этом я прочитала 10 лет назад в книге "Концептуальные подходы к построению учебно-методического комплекта "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой (1998 год издания). Седьмой год я работаю по данной программе и вижу, что она решает многие проблемы современных школ, в частности в полной мере обеспечивает реализацию личностно ориентированного обучения. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.

Корнаухова С.Б.: Какие проблемы современных школ решат стандарты 2 поколения я пока не готова сказать, Елена Константиновна! А вот какие проблемы они создали - вижу. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и создать условия для индивидуального развития, для организация дополнительных занятий во второй половине дня. Я так радовалась, когда знакомилась со стандартами, предполагая как школа становится настоящим центром развития ребенка. Но вот мы включились в эксперимент и схватились за голову. Как организовать дополнительную занятость детей во второй половине дня, если на это не выделено ни копейки из бюджета! Хорошо, нашли учителей альтруистов, которым не надо есть-пить и содержать семью. Как один человек реализует 5!!! различных направлений внеурочной деятельности. Хорошо, привлекли учреждения дополнительного образования. Но их три в нашем городе (я не считаю спортивные школы, которые могут взять на себя только одно направление) с население 375 тысяч человек. В этом году идет эксперимент и в нем участвуют не все школы. А на следующий год, когда участвовать будут все и часть детей пойдет уже во 2-й класс? А через год, три, пять лет? Не хочется, чтобы все вылилось в очередное прожектерство. Помните - 1984 год - сплошная информатизация без компьютеров! А так, исходя из стандартов, мы решим проблемы материально-технической базы школ, у нас появятся новые квалифицированные кадры, отличные учебники, и еще многое другое.

Моисеева Г.Ю.: Ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом. Мне нравится, чот в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: на ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.


smailkcu@rambler.ru: Моисеева Г.Ю. пишет: в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: Уважаемая коллега, я с Вами полностью согласна. Являясь учителем начальных классов, понимаю,что образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

фахреева А.И.: Уважаемые коллеги! Стандарты 2-ого поколения призваны реализовать потенциал личности ученика, т.е. заложенные в ребенке возможности, способности, силы. Помните притчу о талантах - господин дал своим рабам несколько талантов, так тогда назывались монеты. Один раб их закопал, другой - пустил в оборот и получил больше, чем имел. Стандарты должны реализовать компетентностный подход в образовании. И главное - помочь ученику в самореализации, самоактуализации.

Моисеева Г.Ю.: Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы. Стандарт изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Стандарт призывает отказаться от ориентировки методики обучения на репродуктивные методы. Основную задачу видеть в разработке исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование и т. п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений.

Трубина Татьяна: Курышкина ЕК Я думаю, что стандарты второго поколения призваны решать не проблемы школы, а проблемы в оценки результата образовательной деятельности, в организации учебного процесса. Наша школа перешла на ФГОСв первых классах с сентября 2010 года, но до января мы работаем в статусе экспериментальной площадки. Могу сказать, что введении стандартов нового поколения не рашают проблемы школы, а создают их

Файзуллина Л.В.: Трубина Татьяна пишет: Могу сказать, что введение стандартов нового поколения не рашают проблемы школы, а создают их Особых проблем введение стандартов второго поколения не создает. Необходимое оборудование было закуплено родителями. Нелинейное расписание составляют завучи. Я, как предметник, работаю совместно с учителями начальной школы. Единственное: я не увидела разницы, сравнивая старые и новые программы.

Голованова Н.М.: Уважаемые коллеги! В Стандартах второго поколения я вижу решение одной из главных проблем современной школы - научить ребенка добывать знание самому, научить его учиться. И все к этому шло. Вспомните, сначала были методики развивающегося обучения Занкова, Эльконина- Давыдова, проблемного обучения, поисковые и исследовательские методы, затем технология развития критического мышления. Мы просто к этому постепенно приближались, поэтому я не думаю, что перед нами что-то совершенно новое. Ведь содержание программы не изменилось, изменились лишь пути достижения поставленных целей. Очень хорошо, что в Стандартых вспомнили, что мы должны воспитывать Человека. Не просто образованную личность, а хорошего человека. А то иногда удивляешься выпускникам: бывший отличник может пройти мимо и не поздороваться, а "посредственный" ученик через дорогу рукой машет. С уважением, Голованова Н.М.



полная версия страницы