Форум » Научная школа для учителя » План-конспект урока или импровизация на уроке? » Ответить

План-конспект урока или импровизация на уроке?

Смирнова Т.А.: Конспект урока важен для учителя, но для опытного достаточно схемы урока. Хотя, что если стараться всегда соответствовать написанному конспекту, то не будет живого урока. Согласитесь, невозможно предугадать все возможные реакции ребят на то или иное действие. Педагогу надо реагировать на детей, так как урок он проводит для детей, а не для себя. Главнее почувствовать атмосферу в классе, настроить детей на работу, уметь импровизировать, исходя из сложившейся ситуации, а далее, по возможности, придерживаться конспекта. Как у Вас? Пишите ли Вы подробные конспекты или ограничиваетесь схемой? Как часто импровизируете на уроке? Срабатывает желание импровизировать или необходимость (непредсказуемость) урока?

Ответов - 27

Моисеева Г.Ю.: Спасибо за вопрос! Я давно заметила, что урок можно очень хорошо подготовить, а он не пойдёт. А можно наоборот. Особой подготовки не было, а получилось красиво! Жаль, что никто не видел! Хотя нет, это видела я и мои дети. Урок я всегда продумываю. А дальше, как говорится, как Бог даст. Мои уроки – это постоянная импровизация. Но здесь нужно обязательно владеть методом диалога с детьми. Урок идёт в форме вопросов - ответов, а непредсказуемый ответ меняет ход урока. Моя задача вывести всё в нужное русло, не уйти от темы и целей. Активизация великолепная, всем приходится слушать и думать. Такая работа повышает мотивацию учеников к обучению. Я вижу, как развиваются способности моих детей к творческой деятельности. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.

Переведенцева Елена : Добрый день, коллеги! Согласна с Моисеевой Г.Ю., что порой все прописала в конспекте, а урок не окрылил , и наоборот-набросала только схему, а все прошло на "ура". Я работаю в школе 15 лет, но конспекты пишу к каждому уроку, так учили в вузе. Когда четко ставишь цели урока, можешь увидеть всю цепочку , последовательность работы учителя и учеников, предусмотреть возможные вопросы, трудности, с которыми могут столкнуться дети. Но несмотря на конспект, урок- это импровизация, безусловно! Веду несколько классов в одной параллели, но уроки все разные , хотя идем по одному учебнику.Задания всегда подбираю разноуровневые , т.к. дети в классах отличаются по темпераменту, по уровню знаний, по умению задавать вопросы и искать ответы на вопросы учителя... К некоторым урокам пишу только схемы и задания. Этого мне вполне достаточно. Думаю, подготовка к уроку зависит от мастерства самого учителя.

Никитина.Е.В: Здравствуйте, уважаемые коллеги.Не для кого не секрет, что все мы пишем конспекты и схемы к каждому уроку, где то подробно, где то блочно.И я соглашусь с коллегами, что когда ведешь в одной параллели несколько классов уроки совершенно разные и не только по тому, что уровень подготовки детей разный, а потому, что проживаешь урок уже по другому, что то дополняешь, что то изменяешь.Главное цели остаются теже, пути достижения разные.Готовясь к уроку продумываешь все до мелочей, записываешь каждое слово, схему, а на уроке иной раз можешь перевернуть все с ног на голову - экспромт.И урок здорово прошел и цель достигнута, и ученики своими вопросами в расплох не застали.


Мукаева Т.М.: Конспект урока важная составляющая при подготовке к уроку. Все заранее должно быть продумано. Но предугадать все события, все мысли и ответы учащихся не возможно. Поэтому я пишу конспекты схематично. Подробные пишу, когда у меня открытый урок, чтобы быть более уверенной. Но про план однозначно забываю, потому что урок - это частичка жизни и по строгому плану не проживешь. В голове остается схема, а все остальное твое творчество, твоя импровизация. Поэтому я считаю, что можно обойтись планом - схемой. А подробный план нужен молодым учителям, т.к. способность к импровизации урока приходит с опытом.

Никитина.Е.В: Я пробывала несколько раз вести урок по плану, постоянно заглядывала в тетрадь, а не чего ли я не упустила, а что необходимо тетерь, уроки получались скомканные и скучные.Хотя знала, что и зачем необходимо делать.Стала план писать для себя дома приносить его для уверенности в кабинет, но не открывать и ....Получилось то,что искала интерес в глазах, бурное обсуждения, я не боялась что - либо пропустить, была уверенна и раскованна.Дети почуствовали это и с легкостью шли на контакт.

фахреева А.И.: Уважаемые коллеги! Урок - всегда импровизация. Если работаете в нескольких параллельных классах, знаете, что повторение урока в неизменном виде невозможно. Конспект нужен начинающему учителю, для которого - каждый урок первый, для стажиста - важно продумывание, проживание, а не прописывание. Для работы достаточно плана урока. Диалогичный урок предполагает двусторонний процесс, неожиданных поворотов в ходе урока бывает много, поэтому все планы учителя могут развалиться. Но это не значит, что урок не получился, он может оказаться более значимым, чем запланированный в отношении личностного роста и познавательного развития ребенка. Учитель действует сообразно обстоятельствам, сложившимся на уроке. Совершенно неудачный урок с точки зрения административных стандартов может стать ценным (и даже бесценным) для общекультурного развития личности ребенка.

О.С. Башкирцева: Что касается подробного конспекта, то его я чаще всего пишу для СЕБЯ, чтобы четко построить план урока, продумать все возможные ситуации и дополнительные задания. А вот урок веду без конспекта. Так он получается живее и интереснее, так как учитель всегда готов к импровизации, к неожиданным поворотам событий.

Demina Galya: Нужен ли конспект урока? Ведь почти никогда не удается провести урок так, как задумывал. Ну и что. Конспект все-таки нужен. Это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок». А импровизацию никто не отменял. Ведь и классы разные и дети неодинаковые. Мне кажется, что конспекты, конечно, нужны. И при подготовке к уроку и в плане накопления опята. Их можно накапливать от занятия к занятию. В дальнейшем – модернизировать, изменять. Дорабатывать. Они « живут и растут» вместе с нами. И когда мы вынашиваем новую идею, готовим новый конспект, нам необходимо бывает изучить прошлый опыт.

Никитина.Е.В: Коспект урока прежде всего необходим самому учителю, для того чтобы выстроить урок так как он его видит, включить весь необходимый материал, если нужны измерители то и на них необходимо выделить время.Когда конспект выстроен, можно посмотреть , что лишнее, а что еще необходимо добавить.Успеет ли весь материал быть охваченным.Но как правилот и тут соглашусь с коллегами каждый урок проходит по разному, чаще всего это импровизация ( но конспект держишь в голове и стараешся включить весь материал, который наметил.

Селезнева М.В.: Считаю, что нужен план-конспект урока. В нем учитель формулирует собственную цель урока, обозначает основные этапы урока, для себя прописывает, на что обратить внимание, подбирает задания. Поскольку цель, сформулированная учителем, и цели учеников не всегда совпадают, то урок должен, безусловно, быть импровизацией.

Михайлова Ф.Ф.: Считаю, что план-конспект урока необходим на каждом уроке и каждому учителю. В нем прописываются все задания, на которые необходимо обратить внимание уч-ся, интересные подходы к решению задачи, удобные приемы упрощения математических выражений и т.д. Но в ходе урока возможна импровизация, это бесспорно, так как составы классов разные.

Михайлова Ф.Ф.: Считаю, что план-конспект урока необходим на каждом уроке и каждому учителю. В нем прописываются все задания, на которые необходимо обратить внимание уч-ся, интересные подходы к решению задачи, удобные приемы упрощения математических выражений и т.д. Но в ходе урока возможна импровизация, это бесспорно, так как составы классов разные.

Фогель О.Л.: Творческий подход к уроку не может укладываться в какие-то рамки. Прописать все нюансы урока в плане-конспекте трудно. Согласна с утверждением "Считаю, что план-конспект урока необходим на каждом уроке и каждому учителю." Но он может быть на одном уроке более развернутым, а на другом - схематичным, все зависит от места урока в данной теме и от подготовленности учащихся на каждой ступени обучения. Несомненно, что в одной параллели уровень восприятия материала может быть разным, в одном классе делается упор на отработку ЗУН, а в другом классе только на восприятие материала и закрепление простейших навыков.

Кубышкина А.В.: Конечно, план-конспект урока необходим. нельзя выстроить урок спонтанно, обязательно нужно продумать материал, способы его подачи. Но учитель- личность творческая, неординарная, "человек – творец" поэтому импровизация на уроке тоже имеет место, ведь невозможно предугадать степень подготовленности учащихся по теме урока, их общий настрой. а иногда материал способствует творческому взаимодействию на уроке, тогда и времени не хватает, и позволяешь шагнуть себе за эти самые рамки конспекта.

Валасина А.В.: Всегда очень тщательно продумываю занятия как с детьми, так и со взрослыми, но всегда и импровизирую. Ведь урок, занятие, семинар - это тоже жизнь, а жизнь не может быть полностью предсказуемой и всегда вносит свои коррективы. Думаю, что одно не исключает другого, а взаимодополняет и поддерживает. И именно сочетание первого и второго является важнейшим "кирпичиком" в здании мастерства педагога. Обычно продумываю не одну "линию", а несколько "вариантов линий" моих действий во всех узловых моментах в зависимости от возможной реакции детей (как минимум три, а может быть и пять вариантов). Когда заранее видишь и прогнозируешь возможные варианты, тогда и можешь быстрее реагировать на изменения и вносить коррективы уже в самом взаимодействии с детьми.

Е.А.Шальнева: На мой взгляд, учитель - профессия творческая. А алгеброй гармонию поверить... В своей практике очень серьёзное внимание уделяю составлению рабочей программы: вот где нет предела совершенству! Документ серьёзный, основательный и необходимый. Конспекты не пишу - не получается у меня им следовать. Модель урока - в голове. А вот материал к уроку всегда отбираю тщательно и стараюсь формы работы варьировать в зависимости от особенностей детей.

Хабарова В.С.: Чтобы стать Учителем, надо пройти несколько стадий-постановлений. И на первых порах развернутый конспект урока - большой помощник. Он и время помогает "чувствовать" и "материал" урока всегда под рукой. Это своего рода талисман, если хотите. Молодой учитель может и не заглядывать в него, но только "знание" того, что ОН (конспект) есть греет душу. Любой материал, который учитель хочет донести до ученика, он сам должен "понять" и "прочувствовать". Важно самому четко понять, что "нести" детям, в каких "порциях", "дозах", объяснить максимально доступно. А для этого нужна своеобразная схема, алгоритм. Ею вполне может быть план-конспект урока. [Задание - вопрос (постановка проблемы) - поиск решения - выполнение заданий - вывод.] Подготовка к уроку должна быть очень тщательной. Даже, если ты опытный учитель и точно знаешь "алгоритм объяснения новой темы". Таким образом ОПЫТНЫЙ УЧИТЕЛЬ, конечно может и не писать конспект урока. Но! Подготовиться к нему он должен. Любой учитель должен приходить на урок подготовленным. Ведь любая импровизация хороша только в том случае, если она хорошо подготовлена. "Конспект учитель может не писать, но подготовиться у уроку он обязан!"

Степаненко Н.А.: Замечательные слова, но как же можно планировать свой урок, не написав даже схемы. Мне кажется, что даже опытный педагог намечает себе определенную схему урока. Что же касается меня, то я пишу конспекты на все уроки. Пишу не абы как, а пишу приличные, приблизительно определю время, обязательно дифференцированные задания и т.д. Но бывает так, что приходится очень часто импровизировать, но стараюсь не отходить от намеченного. Вы не подумайте, я не стою на уроке с конспектом. При составлении урока у многих учителей срабатывают все виды памяти, так и у меня. А к уроку учитель должен готовиться!!!. Да, и еще я не понимаю учителей, которые пользуются, например прошлогодними конспектами. Дети-то разные!!!!!!!!!!

Короткова Т.А.: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я довольно долго работаю в школе. Когда начинала свою деятельность, писала развернутые планы-конспекты уроков, придерживалась их. Это помогало дисциплинироваться в проведении урока, отрабатывать применяемые методики. Сейчас, имея большой педагогический опыт, считаю, что необходио обязательно целеполагание к уроку, краткий план содержания урока, и обязательно методическое и дидактическое оснащение урока, предусматривающее индивидуальность каждого ребенка. Импровизация на уроке в зависимости от учебной ситуации

Антипина Л.А.: Конспекту БЫТЬ!!! Достаточно часто я пишу план себе на день: что надо сделать, иначе что-то в суете можно забыть! Так и с планом урока: написал-запомнил! Ну и что, что почти никогда не удается провести урок так, как задумывал. Конспект все-таки нужен. Это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».

Файзуллина Л.В.: Конспект урока нужен. Но он может быть виртуальным. Учитель всё равно продумывает урок, устно ставит цель на каждом этапе урока, примерно продумывает вопросы,задания для учащихся. Сама схема урока заложена может быть в презентации. Тогда зачем ещё тратить время на прописывание этой информации на бумаге. Другое дело, если урок открытый. Там и схема конспекта особенная, да и когда прописываешь весь урок, видны бывают все недочёты урока.

Мугалимов: Добрый вечер! Мне кажется план-конспект нужен для молодых учителей. Часто у молодых учителей видишь на одной руке мел, а в другой конспект урока. Все мы с этого начали. В школе работаю 36 год. Пишу очень короткий план-конспект, скорее схему урока. Весь план, вся схема урока у меня в голове. Очень удачно получаются экспромтом продуманные, импровизированные уроки. Особенно уроки с применением Интернет-технологии. С уважением Мугалимов Д.Т.

Любовь Баргузин: Добрый день, уважаемые коллеги! Я думаю, что спорный вопрос , что важнее наличие плана- конспекта урока, либо проявление импровизации на уроках, абсурден, так как и то и другое явление должно иметь место на каждом уроке. Я и многие мои коллеги имеют опыт работы по по формированию учебного занятия (урока) как проекта, где имеют место и конкретные цели и задачи, и ожидаемые результаты, и импровизации, и педагогическое творчество.

Богданова Н.Т.: Да, урок - это , скорее творчество, даже театр. Но не все актёры, даже зная роль наизусть, могут сыграть роль гениально. Так и мы, учителя, имея хороший план, интуитивно чувствуем, что провалили урок. А в другой раз и без плана проводим потрясающий!

РычковаСБ: Если мы говорим о современных технологиях, то на сегодняшний день речь должна быть о технологических картах урока.

Лешков О.А.: Моё глубокое убеждение - учитель должен импровизировать на уроке, но в рамках тех задач, которые поставил на сегодняшний день. Иначе это превратится в хаос. Учитель на урок приходит или с планом, или с технологической картой, без разницы. Но каждый этап должен быть чётко, основательно продуман, дидактический материал подобран в соответствии с теми задачами, которые учитель на данный урок ставит.

malanikol: Убеждена - конспект нужен. А какой он будет - блочно-схематичный или подробный, зависит от замысла урока. И так как уроки бывают разные, то и конспект нужен разный: где-то достаточно схемы, а где-то необходимо расписать все буквально по фразам, чтобы вывести учеников на нужные мысли, выводы, умозаключения, открытия



полная версия страницы