Форум » Научная школа для учителя » Новый ФГОС второго поколения » Ответить

Новый ФГОС второго поколения

Лугманов Р.М.: Добрый вечер уважаемые коллеги! в ожидании ответа на 3 задание, сижу изучаю основные положения нового ФГОС второго поколения. Цитата "— Наипервейший вопрос у меня, и к разработчикам стандарта, и к себе, — психологическая и профессиональная готовность учителя к работе по-новому. Действительно, «учитель — это самый трудный предмет при переходе на ФГОС», как признают и сами авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть этаким непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Чтобы скинуть с себя ореол «полубога», нужно завоевать доверие детей, нужно, чтобы они увидели в учителе партнера, старшего друга, сподвижника. " Директор школы №1 поселка Безенчук Самарской области Олег ЭНГОВАТОВ ссылка:[pre2]http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3801[/pre2] Принцип планирования в корне изменился: вместо прежнего «всем одинаково и поровну» в силу вступает правило «от потребностей» и «по возможностям». ссылка:[pre2]http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3800[/pre2] По этому поводу: у нас в школе , в качестве эксперимента 2а класс с прошлого года и 1 классы с этого года уже обучаются по стондартам второго поколения. С 2012 года к этим стандартам переходит основная школа. Хотелось бы услышать советы профессионалов и мнения учителей новаторов по этому поводу. Что нас ожидает? Что мы должны предпринять в первую очередь чтобы легче совершить этот переход? Суважением к Вам Рафис.

Ответов - 17

Моисеева Г.Ю.: В стандартах второго поколения утверждается необходимость и возможность реализации идеи личностно ориентированного образования школьников. Необходимо заменить авторитарный, инструктивно-репродуктивный характер обучения демократическим, поисково-творческим и принять на себя обязательство представить такой подход в средствах обучения. Обеспечить реализацию права каждого школьника на индивидуальное развитие, не противоречащее его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Исходя из этого, в целях, содержании и средствах обучения необходимо предусмотреть: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ученику работать в присущем ему темпе; обязательную успешность деятельности; предоставление права каждому обучающемуся выбора деятельности; создание условий для реализации творческих возможностей ребенка. Я начала с того, что ввела разноуровневые задания. Во время самостоятельной работы предлагаю детям выбрать один их трех вариантов задания: первый – легкий; второй – более сложный; третий – требующий эрудиции, смекалки. При этом предупреждаю, что отметку буду ставить за правильность выполнения задания независимо от, того, какой вариант был выбран учеником. Ребенок, который оценивает себя правильно, выбирает задание, соответствующее его возможностям. После достигнутого успеха он берет более трудное задание; после неуспеха пытается проверить себя и выполнить такое же задание, а, потерпев неудачу, снижается на одну ступеньку. Таким образом способные дети не задерживаются в своем развитии, а отстающие могут преодолеть трудности, возникающие при решении учебных задач.

Лугманов Р.М.: Новые стандарты предполагают разработку индивидуальных образовательных траектории для учащихся. Как я понимаю это делается если ученик сильно опережает или отстает от сверстников. То есть с ними проводятся дополнительные занятия. или же это включается в вариативную часть,формируемой участниками образовательного процесса "Очень важно, что от ступени к ступени меняется соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. В начальной школе это соотношение составляет 80 к 20, в основной – 75 к 25, в старшей предполагается 60 к 40. В последних двух случаях обязательная часть, возможно, будет сокращена до 70 и 50 соответственно, а «вариативная» часть увеличена." ссылка: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3800 с уважением Рафис.

Заостровных Марина В: Добрый вечер, уважаемые коллеги! Работа по Новому Стандарту интересно. Это заявляю потому, что наша школа в этом учебном году одна из базовых экспериментальных площадок. Но , когда с этим сталкиваешься напрямую, то столько возникает вопросов, столько всплывает ньюансов. настолько объёмен пакет документов. Причём, толком никто ничего не может подсказать. Например, что из себя представляет пакет документов "Модель ученика начальной школы". Когда мы разобрались, то схватились за голову от объёма. Как правильно составить программу по развитию универсальных учебных действий? Не так просто разработать систему оценивания ,составить комплексные проверочные работы. Наш совет такой, а мы в школе работаем командой учителей начальных классов, начинайте собирать пакет документов как можно раньше. Мы стараемся через Интернет ухватиться за каждую новую информацию от экспериментальных площадок. Но пока информации не так уж много.


Никитина.Е.В: Я слышала, что в данный эксперимент по внедрению новых стандартов входит всего пять территорий и если эксперимент себя оправдает, то его внедрение проидет последовательно во всех регионах.Конечно хотелось бы сначала получить наиболее полное представление о Стендартах нового поколения прежде чем начать их внедрять.

Лугманов Р.М.: Никитина.Е.В пишет: Конечно хотелось бы сначала получить наиболее полное представление о Стендартах нового поколения прежде чем начать их внедрять. Скопируйте: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=3802 вставьте в адресную строку вашего Internet Explorer и вы попойдете на сайт Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, где обсуждаются вопросы введения ФГОС второго поколения. с уважением Рафис.

smailkcu@rambler.ru: Доброго времени суток, коллеги! Новые стандарты предполагают интегрированный подход в обучении. Так знания полученные при изучении одного предмета, активно используются по другим предметам. Если на уроке русского языка отрабатывается такая форма устного высказывания, как интервью, то потом эта форма активно используется на уроках окружающего мира или любом другом предмете.

Лугманов Р.М.: Добрый вечер коллеги! На мой взгляд, все не так то просто. "Очень важно, что от ступени к ступени меняется соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. В начальной школе это соотношение составляет 80 к 20, в основной – 75 к 25, в старшей предполагается 60 к 40. В последних двух случаях обязательная часть, возможно, будет сокращена до 70 и 50 соответственно, а «вариативная» часть увеличена. "Вариативная" часть формируется участниками образовательного процесса. Надо пологать в основном родителями. каков ваш взгляд на такой рассклад? с уважением к Вам Рафис.

Никитина.Е.В: новые нормативы ите результаты которые мы хотим получить от учеников,наверное это "безумие" наши дети настолько привыкли , что им материал преподноситься в доступной форме и почти ничего не надо искать возми только и выучи, что с новыми требованиями нам придется нелегко, хотя наверное это хорошо, хоть самоорганизоваться, а то наверное забыли многие, что такое качественная подготовка к уроку ведут по накатанному

Лугманов Р.М.: здравствуйте уважаемые коллеги! Никитина.Е.В пишет: новые нормативы ите результаты которые мы хотим получить от учеников,наверное это "безумие" наши дети настолько привыкли , что им материал преподноситься в доступной форме и почти ничего не надо искать возми только и выучи, Тем не менее новые стандарты дают еще больше прав учащимся и родителям. прекрасная возможность развиваться творческим учащимся, которые охотно занимаются. а как быть с лентяями которые ничего не хотят? опять таки подносить на блюдечке? Про такую ситуацию стандарты молчат. каково ваше мнение, дорогие коллеги? с уважением к Вам Рафис.

Лугманов Р.М.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! ФГОС предполагает, что в рамках базовой части мы даем минимум содержания. а в рамках вариативной части мы разрабатываем ИОП для развития тех способностей которые предпочли участники образовательного процесса (родители, учащиеся ...). Не много становится ясно. Поделитесь своим опытом и взглядами по этой проблеме! с уважением к Вам Рафис.

Лугманов Р.М.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Конкурс закончился, ждем результатов. Какими они будут, не очень то важно. Все таки. на основные вопросы, на счет ФГОС второго поколения, я не получил ответа. Видать, решение основных проблем перехода к ФГОС второго поколения ложится на плечи простого. творческого. своеобразно настроенного учителя-оптимиста, новатора, фаната своего дела. с Уважением к Вам Рафис.

Муравьёва Н.В.: Не согласна что дети привыкли получать знания в готовом виде. Наши первоклассники наоборот не знают старого и все что мы бы не делали будет для них нормой...Очень часто слышишь от учителей фразу «дети стали другие», это и не удивительно, общество развивается, не стоит на месте, и эти «другие дети» требуют другие, совершенно новые подходы в образовании. Стандарт нового поколения уделяет внимание не только процессу обучения, но и процессу воспитания. Работая с детьми, понимаешь, что не все семьи могут быть эталоном подражания для ребенка, а даже наоборот могут привить малышу неправильные ценностные ориентиры в жизни. И вполне благополучные семьи тоже не застрахованы от этого, зачастую у работающих мамы и папы дети предоставлены сами себе. По этой причине школа сегодня взяла на себя львиную долю воспитания. Появилось планирование личностных результатов воспитания. Современный ребенок готов «тратить» свою любознательность, энергию в правильном направлении. Он готов творить, узнавать, проектировать, решать, участвовать, добывать, доказывать и применять.. А вот все ли взрослые готовы указать ребенку это правильное направление? Все ли учителя готовы учить «других» детей по-другому?..Я думаю это учителя привыкли давать знания в готовом виде!!

А.В.Хуторской: Муравьёва Н.В. пишет: А вот все ли взрослые готовы указать ребенку это правильное направление? Интересно, что для вас "правильное направление"? "Правильной дорогой идёте, товарищи" - вы тоже знаете эту дорогу?

Тимерьянова Л.Н.: Доброго времени суток всем! Наверное надо говорить о готовности педагогов к новвоведениям. Как показало наше исследование, педагоги школ еще не готовы к таким изменениям. сегодняшние школьные учителя примерно на 90% женщины, причем подавляющему большинству из них в среднем около 40 лет. Кроме того, как показало наше исследование, для 73,4% учителей базовых школ свойственна робость, т.е. неуверенность в своих силах, предпочтение оставаться в тени. 64,5% учителей характерна практичность – ориентированность на внешнюю реальность, следование общепринятым нормам. Тревожность встречается у 60,5% учителей, консерватизм, как устойчивость по отношению к традиционным трудностям, сомнение по отношению ко всему новому у 58%; конформизм, как зависимость от группы, следование общественному мнению, предпочтение работать и принимать решения, ориентируясь на социальное одобрение, отсутствие инициативы принятия решения свойственно 56,5% педагогам. Все это приводит к психологическим барьерам и барьерам творчества:  склонность к конформизму — пассивное принятие существующего порядка;  боязнь оказаться «белой вороной», показаться глупым и смешным в своих начинаниях;  страх показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии мнений других людей;  боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем;  личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи;  ригидность мышления, которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания одновариантным способом.

Муравьёва Н.В.: Здравствуйте,уважаемые коллеги Что для меня "правильное направление"? Говоря о новых стандартах,конечно же это дорога к модели выпускника начальной школы.Дорога сложная, но преодолимая..

Степаненко Н.А.: На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов останутся прежними. Изменится подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы. Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов, по моему мнению. Может что-то и не так. Но, меня радует то, что мои дочурки не попали под апробацию новых ФГОС.

Степаненко Н.А.: У меня есть мнение и об учителе, каким же должен быть учитель в окружении новых стандартов? На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов останутся прежними. Изменится подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы. Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.



полная версия страницы