Форум » Научная школа для учителя » За что ставить оценки? » Ответить

За что ставить оценки?

М.А. Липчанская: Традиционно принято считать, что по-настоящему объективный учитель оценивает у ребенка только знания и, в крайнем случае, умения. По крайней мере, такая ситуация наблюдается при изучении большинства предметов и при использовании большинства видов контроля. Однако все мы прекрасно понимаем, что полученные ребенком знания и умения - это лишь верхушка большого айсберга под названием "система общего среднего образования". Так не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что это не совсем правильно - контролировать только "верхушку айсберга", даже не пытаясь задумываться о том, что происходит в глубине, в основе процесса. Предлагаю обсудить: 1. Развитие каких качеств у ребенка (помимо знаний и умений по предмету) должен контролировать учитель? 2. Какие способы контроля следует при этом использовать? 3. Как оценивать уровень сформированности каждого качества?

Ответов - 152, стр: 1 2 3 4 All

Никитина.Е.В: Спасибо, что подняли такую тему.Я давно себя спрашивала.А, имею ли я право ставить ребенку двойку, за то, что он боится выйти к доске и ответить при классе? Нет, не имею! И я это хорошо для себя усвоила, когда после уроков пришла почти плачущая девчушка и сказала, что она знает матеоиал, но боится отвечать, потому что,думает , что над ней будут смеяться? Почему??? Я задала этот вопрос ( класс я толькло что взяла и незнала детей).Оказывается у девочки плохая речь, она когда волнуется заикается. Вы не поверите, я выслушала ребенка , материал она знала на отлично! Что тут сказать?.Чуть позже я заметила, что есть группа детей, которые письпенную работу выполняют на отлично, а с речью проблемы и наооборот.Но были и такие, кто учил выборочно, заучивая текст, не осмысляя текст, не анализируя ситуации.Вот , что плохо.Поэтому, я считаю и это сугубо моя точка зрения с ней Вы может и не согласитесь.Кроме знаний, которые мы даем ребенку необходимо и наверное это самое главное развивать в нем умения применять эти знания на прктике, в реальной жизни. Ребенок живет сейчас и ему еще многое надо успеть, давайте научим его жить правильно, применять, то что он узнает и применять в хорошую сторону.Я считаю, что умение логически мыслить, разбираться в ситуации, давать собственную оценку происходящим событиям достойно отметки в журнале.К каждому ребенку необходиим свой подход в оценночной деятельности,не бывает двух совершенно одинаковых ответов, как двух одинакого мыслящих людей, могут совпадать мнения, трактовка никогда.Поэтому слепо ставить отметку за единственно выученный параграф не совершенно, даже по новым правилам ГОСТАМ необходимо научить ребенка мыслить, находить варианты, пути решения проблемы, научить пользоваться теми знаниями, которые он получил.Оценки нам предлагаютя , учитель сам оценивает ребенка, его знания, необходимо поощрять, стимулировать даже слабых учеников, чтобы не пропа интерес учиться.Я всегда даю шанс ребенку.И стараюсь не ставить двоек, для того чтобы оценивать всех детей положительно я применяла методику Шаталова, но теперь когда познакомилась по воле случая с эвристическим методом, думаю получиться еще лучше. Не подгоняйте ученика под оценку, а оценку под ученика.

Шулепова Т.В.: М.А. Липчанская пишет: 1. Развитие каких качеств у ребенка (помимо знаний и умений по предмету) должен контролировать учитель? Могу поделиться лично своим мнением, своими наблюдениями. Мне кажется, что в конечном итоге неважно, получит ли ученик тот набор знаний, умений и навыков, ибо они мертвые знания по определению. Без личного опыта их применения они постепенно затухают. Самое главное, что может развивать учитель - умение добывать ЛЮБЫЕ знания по ЛЮБОМУ предмету. Положа руку на сердце, признайтесь себе, какими знаниями курса средней школы Вы обладаете в полной мере? В силу профессии - теми, что относятся к Вашему предмету, теми, что касаются его, теми, что просто интересны Вам в силу Ваших склонностей. Так что, обучение другим предметам было лишним? НЕТ, НЕТ и еще раз НЕТ. Соответственно, учитель должен развивать и контролировать те навыки, которые относятся к общеучебным в первую очередь (аналогия, синтез, анализ и пр.), но через призму своего предмета. В своей практике практически не использую вопросов репродуктивного плана (только для успеха среднего и менее ученика), считаю, что вопросы, не имеющие однозначного ответа, позволяющие совместить не только мой предмет (биологию), но и другие, смежные с ним (даже математику). Он должен развивать и творческие наклонности ребенка, его любопытство. Как благодарно ученики младших, да и старших классов относянся к заданиям типа "Представь, что ты....", "Создай...." М.А. Липчанская пишет: 2. Какие способы контроля следует при этом использовать? Любые.. Весь спектр способов можно сделать успешным благодаря содержанию. Тестовые задания можно составить с использованием нескольких вариантов ответа, с ответом "Другое", "Поясни". У устных форм контроля - максимум эффективности, которая зависит больше от умения задавать вопросы учителем, чем от умения ученика отвечать на них (поскольку вы беседуете часто и у ученика есть возможность развивать эти навыки). М.А. Липчанская пишет: 3. Как оценивать уровень сформированности каждого качества? Навскидку не отвечу - нужно подумать.

М.А. Липчанская: Шулепова Т.В. пишет: Самое главное, что может развивать учитель - умение добывать ЛЮБЫЕ знания по ЛЮБОМУ предмету. Это, конечно, важно и абсолютно правильно. Проблема в том, что понятие "добывать знания" - очень размытое и неконкретное. Поэтому я и предлагаю попытаться разработать перечень конкретных качеств, развитие которых должен контролировать учитель, и наличие которых обеспечит ученику возможность состояться во взрослой жизни. Вы предложили перечень из нескольких качеств: Шулепова Т.В. пишет: Соответственно, учитель должен развивать и контролировать те навыки, которые относятся к общеучебным в первую очередь (аналогия, синтез, анализ и пр.) Это не общеучебные навыки, а логические оперции. Шулепова Т.В. пишет: Он должен развивать и творческие наклонности ребенка, его любопытство. Конечно должен, никто не спорит! Вопрос в другом: как оценивать уровень развитие этих качеств из урока в урок? Как следить за их динамикой? Для решения этих задач понятие "творческие наклонности" - слишком глобальное. Для того, чтобы реально контролировать ситуацию с развитием тех же творческих наклоностей, нужны какие-то более точечные индикаторы. Какие же? Вот в чем вопрос! Шулепова Т.В. пишет: Весь спектр способов можно сделать успешным благодаря содержанию. Тестовые задания можно составить с использованием нескольких вариантов ответа Давайте попробуем рассмотреть Ваш рецепт на примере: В Казахстане уже несколько лет действует Единое национальное тестирование как единственная форма сдачи выпускных экзаменов, позволяющая получить государственный грант на обучение в вузе. Средний балл выпускников 2006 года - что-то около 63 из 120. Как по этим результатам определить, что не так в Казахстанской системе образования? Я, конечно, слегка передернула Вашу мысль, но я не думаю, что мы получим готовые рецепты модернизации образования, даже если перейдем на тесты с открытыми вопросами, с вариантами "Другое" или "Поясни". Нужна более проработанная технология интерпретации результатов того же тестирования, позволяющая диагностировать у учеников не только знания, но и умения, и личные качества.


Фионина Л.Е.: М.А. Липчанская пишет: Развитие каких качеств у ребенка (помимо знаний и умений по предмету) должен контролировать учитель? из собственного опыта работы хочу сказать, что учитель должен контролировать развитие и общечеловеческих качеств у ребенка. постоянно на уроках информатики приходится сталкиваться с вопросами воспитания общей культуры использования информационных технологий в собственной деятельности учащихся, введь ни для кого не секрет. что в последнее время учащиеся при использовании ИТ не задумываются над общечеловеческими догмами - не убей, не укради, не сотворяй себе кумира и т.д. Выполненные задания он часто просто копирует работы других, материалы из сети выдает за свои даже не заглянув в них и не обработав найденную информацию и т.д. Помимо вышеуказанных качеств, часто необходимо контролировать и общеучебные умения и навыки, ведь от них напрямую зависит уровень усвоения предметных знаний и умений ученика. М.А. Липчанская пишет: Проблема в том, что понятие "добывать знания" - очень размытое и неконкретное. Поэтому я и предлагаю попытаться разработать перечень конкретных качеств, развитие которых должен контролировать учитель, и наличие которых обеспечит ученику возможность состояться во взрослой жизни. 1. поиск информации: а) при помощи предметных и алфавитных указателей в книгах, б) использование справочной системы для поиска ответов на проблемы при работе с компьютерными программами 2. умения организовать и планировать свою работу над той или иной проблемой 3. умение организовать свое рабочее место для собственной работы и умение уважать труд других (т.е. для нашего предмета характерно то что учащийся поработав за компьютером должен вернуть установленные под себя настройки в исходное состояние, оставить после себя чистый "Рабочий стол" и т.д.) 4. умение высказывать собственное мнение аргументированно, а не эмоционально и умение выслушивать мнение других оппонентов. Как оценить такие качества ответить очень сложно. возможно у кого-то есть варианты?

М.А. Липчанская: Уважаемая Людмила Евгеньевна, Вы дали довольно обстоятельный список качеств, которые отражают умение ребенка добывать знания, но кое-какие детали все-таки нуждаются в уточнении: Фионина Л.Е. пишет: 2. умения организовать и планировать свою работу над той или иной проблемой А в чем заключается это умение? Вы умеете "организовывать и планировать работу над той или иной проблемой"? Как Вы это определили? Уточните! Фионина Л.Е. пишет: учитель должен контролировать развитие и общечеловеческих качеств у ребенка ведь ни для кого не секрет, что в последнее время учащиеся при использовании ИТ не задумываются над общечеловеческими догмами - не убей, не укради, не сотворяй себе кумира и т.д. Увы, но этот текст, по-моему, наглядно показывает, что и у самих учителей в головах царит сумбур по поводу их миссии в становлении личности ребенка. Что такое "общечеловеческие качества"? Почему Вы решили назвать ветхозаветные заповеди "общечеловеческими догмами"? Какое отношение имеет заповедь "не убей" к проблеме плагиата? Вы действительно затрагиваете очень важную проблему, но понять суть Ваших предложений, пробираясь сквозь дебри Вами же сочиненных терминов, довольно сложно.

Волкова О.Н.: Фионина Л.Е. пишет: Выполненные задания он часто просто копирует работы других, материалы из сети выдает за свои даже не заглянув в них и не обработав найденную информацию и т.д. Уважаемые коллеги! Последнее время большое внимание уделяется прблемам авторского права и сетевого этикета. Тем более в образовании. Поэтому безусловно над этими вопросами следует работать и с детьми, формируя у них соответствующие компетентности.. Культура сетевого общения - это тоже тот фактор, который должен контролировать учитель.

АношинаО.Г.: Волкова О.Н. пишет: Культура сетевого общения - это тоже тот фактор, который должен контролировать учитель. Говоря о контроле сетевой культуры, можно предположить, что процесс этот определяют наиболее популярные информационные и образовательные ресурсы.Сообщества, блоги.Как учитель может контролировать, если каждый пользователь блога волен максимально свободно обустраивать собственное пространство. Формируя свою ленту записями других пользователей, меняя список друзей, владелец дневника способен контролировать не только объем и содержание, но и стилистику принимаемой информации. Таким образом формируются сетевые островки школьников, - группы классов, близких по духу и манере общения, реже туда попадает учитель. Роль его как куратора остаётся за порогом школы. Оценить сетевую культуру школьника очень сложно, надо прилагать усилия по её формированию!

Исаева О.Ю.: АношинаО.Г. пишет: Культура сетевого общения - это тоже тот фактор, который должен контролировать учитель. Согласна с вами коллеги. Культуру сетевого общения может контролировать учитель, необходимо объяснять необходимость тактичного и грамотного общения в сети Интернет. Сформировать и развить данные компетенции можно только путем практических занятий, чем больше практики, тем лучше результат.

Шулепова Т.В.: М.А. Липчанская пишет: Нужна более проработанная технология интерпретации результатов того же тестирования, позволяющая диагностировать у учеников не только знания, но и умения, и личные качества. Дело не в передергивании рецепта, а в том, что предложить единственно действенные способы очень сложно. Думаю, что прежняя, экзаменационная система оценки знаний в отношении практических навыков была более сбалансированной. Был 3 вопрос в билетах, согласно которому учащиеся показывали хотя бы часть умений и навыков. М.А. Липчанская пишет: Нужна более проработанная технология интерпретации результатов того же тестирования, позволяющая диагностировать у учеников не только знания, но и умения, и личные качества. В вопросы тестирования можно включать вопросы по практическим навыкам. Например, по биологии и ОБЖ вопросы по спасению утопающих, или оказанию ПП при травмах скелета. Конечно, бумажке перевязку не сделаешь, компьютеру шину не наложишь, но знание этапов практических действий проверить можно. М.А. Липчанская пишет: Поэтому я и предлагаю попытаться разработать перечень конкретных качеств, развитие которых должен контролировать учитель, и наличие которых обеспечит ученику возможность состояться во взрослой жизни. 1. Умение добывать информацию из разных источников. Н-р, предлагать найти материал по определенному вопросу в учебнике, научной литературе, электронном учебнике или энциклопедии, сети интернет. 2. Умение цитировать и делать ссылки на разные источники. Пригодится при обучении после школы, в научной, общественной, административно и пр. деятельности. отследить довольно легко. 3. Умение компилировать информацию, логично и последовательно ее представлять. Масса способов отследить, н-р, создание рефератов, исследовательских работах. 4. Умение ставить эксперимент. В зависимости от уровня сформированности проверять, давая контрольные задания. На начальном этапе с инструкцией и отчетом о работе. На финальном - постановке цели - что нужно выяснить, а ученик должен суметь цель реализовать. 5. Умение работать как одиночно, так и коллективно. Любая группа проходит закономерные стадии своего развития. При разработке методов развития и контроля этого умения использовать: а) разные роли участников группы; б)разные типы групп (постоянные и сменные), разные задания. Н-р, в начале работы стационарной группы можно предложить ее создание по случайному признаку. "Отсчет времени будет вести ученик с самыми светлыми глазами". В сложившейся группе, отслеживать и контролировать самостоятельное распределение ролей. Спросите, как? Заполнением различного рода бланков и форм. Творческой группе можно предложить эту форму разработать.Это далеко не все умения. Продолжу позже.

Шулепова Т.В.: М.А. Липчанская пишет: Для того, чтобы реально контролировать ситуацию с развитием тех же творческих наклоностей, нужны какие-то более точечные индикаторы. Какие же? Очень любопытный вопрос. Нужный и всегда своевременный. Но скорее риторический и философский! Как оценить творчество? Тогда нужно отсечь личность оценщика, либо оценивать коллегиально? Но как это сделать на конкретном уроке с одним конкретным преподавателем?

М.А. Липчанская: Шулепова Т.В. пишет: Как оценить творчество? Татьяна Владимировна! Я предлагаю оценивать не творчество, а творческие способности! По поводу Вашего списка умений работать с информацией - браво! Жду продолжения!

Лукашова М.К.: М.А. Липчанская пишет: Я предлагаю оценивать не творчество, а творческие способности! Как оценивать детей у которых нет творческих способностей по Вашему предмету?

Шулепова Т.В.: Лукашова М.К. пишет: Как оценивать детей у которых нет творческих способностей по Вашему предмету? В корне несогласна даже с самой постановкой вопроса! Что означает нет творческих способностей? Слабость ученика? Да Вы посмотрите, какие замечательные рисунки они творят! Как умеют работать руками, с какой фантазией мастерят! Думаю, что не найдены способы их развития. Про дистанционное обучение не скажу, а в очном - есть способы оценки. Нарисовал плохо - придумай,нак ого или что похоже то, что нарисовал. Придумает, Вот и оценим творческие способности!

Насырова Т.Я.: Шулепова Т.В. пишет: В корне несогласна даже с самой постановкой вопроса! Что означает нет творческих способностей? Слабость ученика? Да Вы посмотрите, какие замечательные рисунки они творят[/quote Легко говорить про эстетич.предметы, в этом я с вами полностю согласна, а как же остальные предметы.Ну не любила и не понимала я физику, про какие такие творческие способности тогда можно было говорить

Кочкина Е. К.: Лукашова М.К. пишет: Как оценивать детей у которых нет творческих способностей по Вашему предмету? НЕ все дети знают и любят математику. Но какие пишут стихи о математике во время рефлексии; попросите их написать белый стих о той теме, которая была на уроке, Вы по другому будите смотреть на этого ученика.

Шулепова Т.В.: М.А. Липчанская пишет: Поэтому я и предлагаю попытаться разработать перечень конкретных качеств, развитие которых должен контролировать учитель, и наличие которых обеспечит ученику возможность состояться во взрослой жизни. 6. Умения предугадывать результаты своего труда и их последствия. "Если я сделаю, то...". ООО, очень трудно отследить, по-моему, даже не могу представить как. Может, вопросы давать составлять. "Что я получу, если..."? 7. Умение рефлексировать свою деятельность. Именно умение, мне кажется, что со способностями никак не связано. Учить, постоянно применять. В итоге станет нормой. очень важно в жизни ОСОЗНАТЬ, чего ты достиг. Иначе не сможешь и применить!

Абдуллина Альфия: Шулепова Т.В. пишет: Положа руку на сердце, признайтесь себе, какими знаниями курса средней школы Вы обладает Признаюсь честно -хочу наверстать упущенные знания по физике, а самостоятельно не получается. Поэтому решила проводить творческие уроки совместно с учениками именно по этому предмету (сама информатик). Приходится основательно подготавливаться, да и у детей есть возможность стать на уровень с преподавателем - их знания по физике + мои знания технологий.

Богданов: М.А. Липчанская пишет: . Как оценивать уровень сформированности каждого качества?[/quote Позволю себе ряд суждений по этому вопросу. Извините, а существует ли социальный заказ государства для школ? Что хочет иметь государство от школы? Какую личность получить в результате n-го количества лет обучения в школе? Если есть социальный заказ, тогда и можно вести речь об уровне сформированности человека. В данном же случае можно говорить об общечеловеческих качествах, уровне знаний, умений, навыков... Школы отличаются не только уровнями (муниципальный, региональный, федеральный, частные школы), но и составом педагогов, материальным обеспечением, финансированием наконец. Приезжайте в провинцию, можно даже к нам (Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь, могила А.С.Пушкина), посмотрите как живут дети в глубинке и сравните с городскими. Мое мнение, жизнь хуже, чем в городе, но знаний дети получают не меньше, воспитаны (в большинстве своем), мало подвержены влиянию соблазнов. Одно но. Приезжают в город и сталкиваются с невежеством, обманом, грязными деньгами, наркотиками и т.д. Вопрос: как оценить в этом случае уровень сформированности личности?

М.А. Липчанская: Богданов пишет: Извините, а существует ли социальный заказ государства для школ? Что хочет иметь государство от школы? Какую личность получить в результате n-го количества лет обучения в школе? Если есть социальный заказ, тогда и можно вести речь об уровне сформированности человека. Я правильно поняла, что лично Вам безразлично, какими качествами должна обладать зрелая личность, и как контролировать уровень сформированности этих качеств? Т.е. если "бумажка сверху" не прийдет, то Ваше дело - госстандарт по предмету, а дальше - хоть трава не расти! Вообще, странно было увидеть два практически противоположных взгляда на проблему в двух Ваших сообщениях: сначала Вы требуете предоставить Вам "социальный заказ", без которого отказываетесь говорить о формировании личности, а потом подробно пишете о том, как подходите к воспитанию дисциплины и ответственности у своих учеников, т.е. показываете, что все-таки личностные качества считаете не менее важной ценностью, чем знания. Я считаю, что воспитание личности - это вообще настолько интимный процесс (надеюсь, слово "интимный" все поняли правильно), что его трудно регулировать на государственном уровне; а регулировать только на уровне государства, не соотнося его с особенностями каждого ребенка и каждого педагога - просто невозможно.

Богданов П.Е: М.А. Липчанская пишет: лично Вам безразлично, какими качествами должна обладать зрелая личность Вы неправильно меня поняли. Только констатирую факт, что социального заказа государства нет. Вопрос-почему? В остальном сказанные мною слова не расходятся с делом. Делаю и буду делать все от меня зависящее, чтобы мои ученики были адаптированы к современной жизни, были грамотными, вспоминали школу и своего учителя только добрыми словами.

Богданов: М.А. Липчанская пишет: Какие способы контроля следует при этом использовать? В начале каждого учебного года предъявляю ряд требований к ученикам. Придерживаюсь этой системы и требую их соблюдения в течение всего учебного года. Может быть некоторые требования крайне строги, находятся на грани дозволенного, но считаю, что соблюдение требований дисциплинирует, приучает к ответственности в поступках, повышает интерес к предмету, стимулирует процесс учебы...

Шулепова Т.В.: Богданов пишет: Может быть некоторые требования крайне строги, находятся на грани дозволенного, Приведите, пожалуйста пример таких требований и варианты оценки выполнения-невыполнения. И как Вы определяете эту грань?

Богданов П.Е: Шулепова Т.В. пишет: Приведите, пожалуйста пример таких требований В моем кабинете, кроме общепринятых, установлены следующие правила, которые доводятся до обучающихся во время первого урока в сентябре: - после второго звонка вход в кабинет закрыт (без уважительной причины). Ученики знают об этом и не опаздывают. - звонок после окончания урока – для учителя. Ученики покидают класс только с разрешения учителя. - во время перемены обучающиеся выходят в коридор, дежурный проветривает помещение. - у каждого ученика в кабинете есть свое место (1 за столом, 1 за ПК). Каждый ученик следит за чистотой и порядком на своем месте. При обнаружении недостатков говорят мне и записывают в тетрадь учета времени работы за ПК. - дежурный после окончания урока сдает порядок в классе: чистая мебель, классная доска, стулья заправлены. Проблемы с дисциплиной во время урока бывают только в начальном периоде учебы с новыми классами, затем их просто не может быть. Для особо отличившихся в поведении дверь в коридор открыта в течение всего урока. Обратный вход вместе с классным руководителем. При предъявлении вышеперечисленных требований к обучающимся я исхожу из общих обязанностей ученика, а именно, ученики должны бережно относится к имуществу, поддерживать чистоту и порядок в помещениях школы, не нарушать правила поведения во время урока. В данном случае обучающиеся приучаются к выполнению правил внутреннего трудового распорядка, самодисциплине, соблюдению общепринятых норм и правил поведения.

Шулепова Т.В.: Богданов П.Е пишет: Проблемы с дисциплиной во время урока бывают только в начальном периоде учебы с новыми классами, затем их просто не может быть. Для особо отличившихся в поведении дверь в коридор открыта в течение всего урока. Обратный вход вместе с классным руководителем. Надеюсь, что Вы замечательный педагог и наставник. И поддерживаете дисциплину не только для своего удобства и соблюдения правил. Подчиняться, а не осознавать - мне не дано!

alena: Богданов П.Е пишет: Для особо отличившихся в поведении дверь в коридор открыта в течение всего урока. Обратный вход вместе с классным руководителем А где гарантия, что в этом случае особо отличившиеся дойдут до следующего, по расписанию, урока? Это, конечно, не касается обсуждаемого вопроса, но мы несем ответственность и за особо отличившихся...

Макарова Л.П.: Оценка должна быть содержательной. Об этом говорят и пишут много. Мы в лицее несколько лет назад, после многолетнего эксперимента и апробации разных вариантов оценивания, ввели 15-балльную систему оценивания учебных достижений лицеистов. Основа ее – уровневый подход В. Беспалько и новые государственные стандарты (2004 г.) Содержание уровней позволяет всесторонне комментировать выставляемую отметку. Например в 10-11 кл. отметка «12» Ставиться, если Коэффициент успешности усвоения учебного материала (по уровням) - 70 – 80% III уровня (продуктивная повышенная подготовка) ОМСО- на 5% >(самостоятельное усвоение сведений межпредметного характера) Элементы знания - Обобщает, анализирует сравнивает, сопоставляет, классифицирует, ранжирует элементы знания по предложенным критериям. Учебный материал- Безошибочно излагает учебный материал, используя сведения из нескольких источников учебной информации, приводя примеры межпредметного характера. Ошибки- Допускает не > одной незначительной ошибки Применение знаний- Решает комбинированные задачи на межпредметной основе с использованием 3-4 алгоритмов, умеет самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Может провести исследование несложных ситуаций, выдвинуть предположения, привести доказательства, описать и представить результаты работы Творчество, познавательная активность- Обладает умением проектировать, планировать, прогнозировать учебную и учебно-исследовательскую деятельность, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, оформлять полученные результаты. Владеет навыками редактирования текста.

М.А. Липчанская: Макарова Л.П. пишет: Творчество, познавательная активность- Обладает умением проектировать, планировать, прогнозировать учебную и учебно-исследовательскую деятельность, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, оформлять полученные результаты. Людмила Петровна, а используете ли Вы какие-то специальные технологии, позволяющие оценить эти качества? Или в основе оценивания лежит интуиция и профессиональный опыт учителя?

Макарова Л.П.: Оценивание, на наш взгляд, это всегда технология. Если здесь действовать не технологично, то никакой оценки труда учащихся и их успешности не получится. Будет обычная «раздача подарков». Уровневая дифференциация предполагает специальную организацию учебной деятельности, чтобы ребенок мог выйти на какой-то уровень. И задания тоже разноуровневые, ученик сам выбирает задания определенного уровня. Кроме того, эта система позволяет, как алгоритм, убедить, что и как делать, чтобы продвигаться дальше, выше. Уровневая оценка используется и в безотметочном обучении в начальной школе. Все это результат многолетней экспериментальной, исследовательской деятельности коллектива нашего лицея.

Шулепова Т.В.: Макарова Л.П. пишет: Оценивание, на наш взгляд, это всегда технология. Добрый день, Людмила Петровна! Не могли бы Вы привести пример такой оценки? Если она технологична, а не интуитивна. Заранее спасибо

Макарова Л.П.: Интуитивной оценки,думаю,вообще быть не должно:это делает ученика бесправным,унижает и ставит в полную зависимость от учителя.Технология оценивания,как и любая технология вообще,- это совокупность средств,способов,условий оценивания учебных достижений лицеистов,позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.Это некий алгоритм функциониравания и управления,диагностики и контроля,но.главное.самоконтроля.Это некая последовательность приемов оценивания.Это система требований по уровням освоения учебного материала.Все прозрачно,дети имеют таблицы с критериями и шкалами оценок.видят,что нужно научиться делать,какой вид учебной деятельности освоить.чтобы продвигаться вверх.Споров было много,дети в них принимали самое активное участие,доставалось нам от них как следует.Наверное поэтому все получилось прилично.Каждый вид деятельности ребенок имеет возможность осваивать на разных уровнях,зная четко,как это будет оценено,часто учителю почти не приходится вмешиваться в эту процедуру:работает самооценка.

Воробьева Е.Н.: М.А. Липчанская пишет: Развитие каких качеств у ребенка (помимо знаний и умений по предмету) должен контролировать учитель? На мой взгляд, очень важно развивать умение находить смысл своих действий (от до "для чего мне нужно изучение этой темы" до "зачем я учусь в школе"). Понятно, что дети постоянно задают такие вопросы - только почти всегда они звучат как риторические. Умение действовать осознанно - с этого, пожалуй, и должен начинаться человек - не хозяин судьбы (слишком агрессивно!), но хозяин своей свободы - в широком плане. Стремящийся к развитию и знающий, что еще "ничего не знает". Ну а способ контроля - это, конечно. рефлексия.

Нуриманова Ф.К.: Воробьева Е.Н. пишет: На мой взгляд, очень важно развивать умение находить смысл своих действий (от до "для чего мне нужно изучение этой темы" до "зачем я учусь в школе"). Разрешите присоединиться к вашему мнению. Для чего мне нужно? Зачем? Ради чего? Ведь и для реализации этих смыслов включаемся в работу. Наличие смысла предает работе положительный настрой, вызывает позитивные чувства. Реализация же этих смыслов способствует самореализации личности. Ведь если у личности нет смыслового связывания, в самом деле нужно ли выполнять такую работу?

oksana-antipenko: М.А. Липчанская пишет: 1. Развитие каких качеств у ребенка (помимо знаний и умений по предмету) должен контролировать учитель? Из опыта работы, могу сказать, что учитель обязательно должен контролировать общечеловеческие качества у ребенка и культуру поведения. Учащийся может иметь отличные знания, но приэтом быть бесчеловечным и бескультурным, что наблюдается почти в каждой школе. Являясь учителем музыки приходится в первую очередь ставить задачи, направленные на развитие культуры учащегося, т.к. без этого урок проходит в пустую, т.е. дети получают определенные знания, но не пропускают их через свое внутреннее ощущение.

Попова Н. А.: oksana-antipenko пишет: Развитие каких качеств у ребенка (помимо знаний и умений по предмету) должен контролировать учитель? Полагаю в первую очередь общечеловеческие качества,такие как доброта,трудолюбие,честность. Мы их не только контролируем, но и воспитываем.А каким образом их оценивать? Есть ли критерии оценки этих качеств?

Полле Н.О.: Попова Н. А. пишет: Полагаю в первую очередь общечеловеческие качества,такие как доброта,трудолюбие,честность. Мы их не только контролируем, но и воспитываем.А каким образом их оценивать? Есть ли критерии оценки этих качеств? Оценкой в таких случаях становятся взаимоотношения между учителем и учеником. Четких критериев в этом случае наверное нет, хотя каждый из нас умеет отличать добро, честность и трудолюбие. мы это воспитываем, но не думаю, что при оценке учащихся мы вспоминаем о доброте и честности ребенка. Даже если отъявленный лентяй сегодня подготовился к уроку неужели Вы не поставите ему 5 ?

Леви И.А.: Попова Н. А. пишет: развитие каких качеств у ребенка (помимо знаний и умений по предмету) должен контролировать учитель? Учитель может помочь ученикам развить психологическую грамотность и культуру, если сам владеет этим. Тогда будет вероятность,что учащиеся смогут сполна использовать свои познавательные способности для усвоения учебного материала, достойно выйдут из стрессового состояния, проявят волевые усилия там, где без них не обойтись, общение с любым человеком для них не будет проблемным. И показателем развития этих качеств является то, что на уроки ученики идут с радостью, уверенные, что они используют свои ресурсы в полной мере, или у них есть возможность усилить свой потенциал в любой сфере, ибо каждый понял, что знающий - вооружен. Это, наверное, моя голубая мечта, но мечты сбываются, если им помочь. Из личных наблюдений как учителя химии и психолога: успешными в жизни стали те, кто разобрался со своими психо-физиологическими особенностями, моделями общения, приняли свою индивидуальность и поверили в возможность бесконечного самосовершенствования. Внутренняя гармония (здоровье) и культура позволят усвоить любую информацию, необходимую для различной деятельности.

Иванова Л.А.: И тем не менее школьная оценка выставляется за набор знаний, умений по предмету. Уровень воспитанности, трудолюбия, доброты оцениванию в школе не подлежит, хотя постоянно находится под контролем учителей и работой со стороны учителя над формированием общечеловеческих качеств учеников.

Нуриманова Ф.К.: Иванова Л.А. пишет: И тем не менее школьная оценка выставляется за набор знаний, умений по предмету. Уровень воспитанности, трудолюбия, доброты оцениванию в школе не подлежит Я полностью согласна, что ставить оценки нужно за реальный продукт. Однако, ведь проявление особых черт личности (трудолюбия, умения взаимодействовать с другими, усидчивости, аккуратности и т.д.) способствовало к успеху, к достижению результата. С этой точки зрения, я думаю, что подчеркивание черт личности, которые проявил обучающийся в процессе работы обязательно. Это существенный момент для развития самодвижения ученика, саморазвития и полной самореализации.

Нуриманова Ф.К.: Иванова Л.А. пишет: И тем не менее школьная оценка выставляется за набор знаний, умений по предмету. Уровень воспитанности, трудолюбия, доброты оцениванию в школе не подлежит Я полностью согласна, что ставить оценки нужно за реальный продукт. Однако, ведь проявление особых черт личности (трудолюбия, умения взаимодействовать с другими, усидчивости, аккуратности и т.д.) способствовало к успеху, к достижению результата. С этой точки зрения, я думаю, что подчеркивание черт личности, которые проявил обучающийся в процессе работы обязательно. Это существенный момент для развития самодвижения ученика, саморазвития и полной самореализации.

Григорьева О.В.: Иванова Л.А. пишет: И тем не менее школьная оценка выставляется за набор знаний, умений по предмету. Уровень воспитанности, трудолюбия, доброты оцениванию в школе не подлежит Поддерживаю автора целиком и полностью! Лентяй может выучить и подготовиться к уроку на "5", а тот, кто "ходит и вообще не здоровается" может оказаться лучшим учеником по предмету. А оценки им всё равно нужно ставить отличные (хотя это порой трудно, не правда ли?) А вот справедливость оценки и "за что её ставить" целиком и полностью зависит от учителя. Надо самому быть творческим человеком, чтобы уметь придумать сами задания, контрольные работы и способы оценивания работ учеников. Я попробую предложить свои способы оценки работы детей на уроке (причём не обязательно по математике): В устной работе на уроке оценивать не только отвечающего, но и дополняющего, исправляющего, поясняющего. Причём, вовсе не обязательно им ставить "полную" оценку, достаточно раздать "баллы" или "жетончики+1". Активным будет весь класс, особенно, если они знают, что этот "балл" они смогут добавить к своему неудачному ответу в будущем. Работу у доски пусть оценивают одноклассники, а если оценка спорная - задают дополнительные вопросы. Любую письменную работу нужно составлять "по принципу ЕГЭ": задания разного уровня сложности и разного вида и способа решения; заданий должно быть больше, чем количество заданий на "5", чтобы у ребёнка был выбор и право на ошибку. Ну а миссия учителя (после большой поготовки к уроку) - находить те "зёрна" творчества и нестандартности в решении и показывать их ученикам, тем самым повышая оценки и рейтинг учащегося в классе.



полная версия страницы