Форум » Научная школа для учителя » За что ставить оценки? » Ответить

За что ставить оценки?

М.А. Липчанская: Традиционно принято считать, что по-настоящему объективный учитель оценивает у ребенка только знания и, в крайнем случае, умения. По крайней мере, такая ситуация наблюдается при изучении большинства предметов и при использовании большинства видов контроля. Однако все мы прекрасно понимаем, что полученные ребенком знания и умения - это лишь верхушка большого айсберга под названием "система общего среднего образования". Так не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что это не совсем правильно - контролировать только "верхушку айсберга", даже не пытаясь задумываться о том, что происходит в глубине, в основе процесса. Предлагаю обсудить: 1. Развитие каких качеств у ребенка (помимо знаний и умений по предмету) должен контролировать учитель? 2. Какие способы контроля следует при этом использовать? 3. Как оценивать уровень сформированности каждого качества?

Ответов - 152, стр: 1 2 3 4 All

АношинаО.Г.: М.А. Липчанская пишет: Предлагаю обсудить: 1. Развитие каких качеств у ребенка (помимо знаний и умений по предмету) должен контролировать учитель? Учитель должен не только давать детям знания, но учить их добывать знания самостоятельно, учить мыслить не репродуктивно, а творчески, не эмпирически, а теоретически, воспитывать в учащихся познавательную потребность. Результатом такого подхода должно стать более эффективное развитие умственных способностей учащихся а, следовательно, увеличение в ходе учебной деятельности числа детей, способных легко овладевать новыми знаниями. Учитель должен быть демократичен! Демократизм начинается с доверия. Такой учитель доверяет ребенку больше, чем себе, больше, чем написанным правилам. Демократизм начинается с отказа от подозрений. Демократизм всегда предполагает право ребенка на ошибку. Это право всегда связано с риском. Самостоятельность -связана с риском. Незнание-связано с риском. Доверие и искренность-связаны с риском. Свобода ребенка-тоже связана с риском. Признать суверенитет ребенка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг. И только учитель, способный понять все это, постоянно готовый идти на риск, доверяющий ребенку -демократ. Таким демократом и должен быть хороший учитель!

Зарипова Р.Р.: Добрый вечер! Может, я не совсем по теме выскажусь, но это волновало меня еще в ту пору, когда я сама была ученицей. Можно более менее объективно оценить знания в области точных предметов (математика, русский), полуустных предметов (физика, химия). Но как быть с музыкой и рисованием??? Я могу иметь замечательные знания (ноты, квинтовый круг, трнаспорт), занть биографии художников, но не уметь петь (ну НЕ ДАНО!) или рисовать (тень - полутень). Как быть??? А физкультура? Да это же стресс для многих (особенно для умников и умниц). Моя учительница по физкультуре была деспотом (это было 15 лет назад, физкультуру не люблю до сих пор). Или вот вам современный пример. Сегодня выставили оценки за первую четверт. Мальчику из моего класса (9 класс) по физкультуре выставили три. Теперь он у меня ударник с одной тройкой. Я против отметок на таких предметах. А как оценивать, не знаю. И предложить ничего не могу.

Передериева Е.В.: Зарипова Р.Р. пишет: Но как быть с музыкой и рисованием??? Действительно, у кого- то есть врожденные способности в области музыки и ИЗО, а у кого- то их нет. Нельзя оценивать наличие таланта или его отсутствия. У нас несколько раз делались попытки изменить эту ситуацию, очень много уделялось этой теме внимания, но самим преподавателям этих предметов сложно было бы обойтись без отметок. Для того, чтобы не было одной тройки (это психологически сложная для ученика ситуация, ее не должно быть), должен выполнить свою профилактическую работу классный руководитель: обойти перед окончанием четверти учителей - предметников, предупреждая возможные проблемы. Далее следуют, как правило, беседы с учеником и родителями. А учитель - предметник, выставляя отметку за четверть, может поинтересоваться, не будет ли по его предмету у ребенка одной тройки и спросить себя, почему возникла такая ситуация.


АношинаО.Г.: Передериева Е.В. пишет: Действительно, у кого- то есть врожденные способности в области музыки и ИЗО, а у кого- то их нет. Нельзя оценивать наличие таланта или его отсутствия. Оценивание предметов эстетического цикла всегда было спорным.Научить ребёнка за 1 час в неделю? Хорошо если это художественные коледжи или гимназии. А как быть общеобразовательным школам. Может отдать предпочтение развитию творческих способностей детей? Оценивать за конкретные упражнения, развивающие умения в области предмета искусства.

Яворская Екатерина Л: На творческих предметах ставить отметку действительно трудно. Целесообразнее давать оценку словесную, еще лучше , если оценка будет коллективной. Конечно, для этого те, кто берет на себя смелость оценивать творчество других, должны быть компетентны не только как художники и музыканты, но и как зрители и слушатели.

Сухорукова Г.А.: Считаю, что оценки должны ставиться за знания, умения и навыки, которые демонстрирует ученик. Но при этом очень важна его собственное мнение. Поэтому часто, выставляя оценку ребёнку, спрашиваю о том, каково его мнение при оценивании своей деятельности. Думаю, этот способ многофункционален: ребенок чисто психологически не испытывает неудовлетворения при оценивании, осуществляется корректировка ЗУНов, намечаются перспективы индивидуальной работы.

Передериева Е.В.: Аношина О.Г. пишет: Оценивать за конкретные упражнения, развивающие умения в области предмета искусства. Мы являемся МОУ - общеобразовательным учреждением. Но, насколько мне известно, в любой школе, если ребенок не выполняет нормативы по физкультуре, сколько бы он не старался, отметку "5" он не получит (а вдруг у него дисплазия, например?). Если я не права, поправьте пожалуйста.

Tatarnikova_O_A: Зарипова Р.Р. пишет: Можно более менее объективно оценить знания в области точных предметов (математика, русский), полуустных предметов (физика, химия). Но как быть с музыкой и рисованием??? Может быть на творческих предметах, при оценивании, нужно подходить деференцированно? У каждого ученика, на данный момент, есть свой потолок творчества, и пятёрка для каждого должна быть своя. Либо оценка должна ставиться не за конечный результат, а за старания. Как бы мы не хотели одни и те же оценки на разных предметах и в разных школах могут очень сильно отличаться. На мой взгляд, не стоит к оценки относиться однозначно. Но существуют и способы абсолютного оценивания: олимпиады, конкурсы регионального, областного или всероссийского уровня.

smailkcu@rambler.ru: Добрый вечер, коллега. Что Вы подразумеваете под способом абсолютного оценивания? Как быть с таким ученик, который легко справляется со сложными математическими задачами, но допускает ошибку при занесении результата в бланк ответов?

Архипова Т.А.: Наверное, самая большая мечта учителя - раскрыть талант каждого ученика и во всём. Как же сложно оценивать порой достижения учащихся по литературе! Один лучше читает стихи, другой играет роли, третий пишет сочинения, а четвёртый просто рождён для олимпиад!.. Как оценить эти личные качества в рамках требований стандарта? В этой ситуации важно проявить педагогическое мастерство, сохранить самое дорогое - индивидуальность ребёнка. Оценки всегда будут, и от стандарта мы не уйдём. Если ученик изначально знает, чему он должен научиться, он будет стремиться к "среднему" уровню. Но важнее иметь шанс рассказать о своих талантах. Просто нужно дать такую возможность. Можно ввести балльную систему оценивания, рейтинговую, которая позволит сформировать индивидуальную траекторию движения и роста. Личностного роста! Наши дети не сразу перестраиваются, им сложно научиться "сравнивать себя с собой", поскольку большинство учителей "по старинке" сравнивают с Петей, Васей, Светой и т.д. Но это реально. Если, конечно, творческий учитель заинтересован работать на развитие способностей своих учеников. А "потолка" у творчества нет и быть не может!

Афанасенкова Л.М.: Архипова Т.А. пишет: Наверное, самая большая мечта учителя - раскрыть талант каждого ученика и во всём. Как же сложно оценивать порой достижения учащихся по литературе! Соглашаюсь с самой большой мечтой. И если учителю сложно оценивать достижения по литературе, то что говорить об оценивании по иностранному языку. Ведь у нас идет оценка по 4 видам речевой деятельности, да добавим сюда лексику и грамматику, получается 6 аспектов оценивания. Если говорить о достижениях, то для слабого ученика правильное чтение небольшого отрывка - уже достижение. Но задание по говорению, например, он не может выполнить даже на "три". И какой же в результате должна быть его оценка?

Архипова Т.А.: Афанасенкова Л.М. пишет: И если учителю сложно оценивать достижения по литературе, то что говорить об оценивании по иностранному языку. Ведь у нас идет оценка по 4 видам речевой деятельности, да добавим сюда лексику и грамматику, получается 6 аспектов оценивания. Если говорить о достижениях, то для слабого ученика правильное чтение небольшого отрывка - уже достижение. Но задание по говорению, например, он не может выполнить даже на "три". И какой же в результате должна быть его оценка? Увы, коллега, это проблема не только "иностранцев". Подобную ситуацию можно наблюдать и при обучении русскому языку. Только у нас итоговый балл выставляет результат ЕГЭ...

smailkcu@rambler.ru: Во многом с Вами согласна, коллега. Мне кажется Вы сейчас затронули очень важную тему. Это поиск и поддержка талантливых детей. Первую помощь ребенок должен получить от педагога. Именно он должен продумать программу развития одаренности конкретного ученика. И только творческий учитель способен подобрать ценный материал для развития творческой личности.

Яворская Екатерина Л: М.А. Липчанская пишет: 3. Как оценивать уровень сформированности каждого качества? Никакая отметка по творческому предмету не демонстрирует уровень сформированности качеств. Действительно у каждого ученика свой уровень сформированности ключевых компетентностей по предмету. И пятерка пятерке рознь. Может быть задача учителя в том, чтобы предлагать такие виды работы (коллективные, проектные), в которых у ребенка будет возможность отнестись к материалу данной учебной области с разных позиций. В случае с изоискусством, и с позиции художника, и с позиции зрителя, и с позиции критика, и с позиции искусствоведа, и т.п. Ведь важно сформировать отношение к искусству, принятие искусства, проживание искусства. И это гораздо важнее, чем научить профессиональным узкохудожественным навыкам. Тогда можно говорить об оценке творческих усилий ребенка, творческих результатов, разноплановых продуктов в данной творческой области. Собственно на этих принципах строится и оценивание в коллективной творческой деятельности. Когда один красил фон, второй рисовал деревья, третий моделировал фигурки людей - а все вместе - общая творческая работа с выразительным результатом, совместным обсуждением и совместным оцениваем.

Зарипова Р.Р.: Здравствуйте! Согласна, что оценка оценке рознь. Но ведь в ведомости нет словесного описания этой "четверки" или "тройки". Знаете сами, как обижает такая система оценивания самих детей. Кто-то изо всех сил старается, чтобы получить тройку, а кому-то мы "дарим" её. Дети всегда чутки к этому. Мы таким образом либо обижаем старающихся, но неспособных, либо заведомо даем установку на то, что можно, и ничего не делая, получить тройку. Как быть в этом случае?

Архипова Т.А.: Зарипова Р.Р. пишет: Мы таким образом либо обижаем старающихся, но неспособных, либо заведомо даем установку на то, что можно, и ничего не делая, получить тройку. Как быть в этом случае? Хотелось бы знать цель данной установки? "Дарить" или "не дарить" решает сам учитель. И можно ли вообще говорить о делении детей по такому принципу?

Архипова Т.А.: В повседневном разговоре термины “оценка” и “отметка” часто употребляем как синонимы. Хоть они и взаимосвязаны, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, умения, навыки и развитие учащихся. Кроме того, отметка всегда выражает также оценку знаний, умений и навыков. Различие же их в следующем: оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает. И в то же время оценка не всегда или, лучше сказать, в большинстве случаев не становится отметкой, не “переводится” в отметку и остается повседневным компонентом и инструментом учебного процесса. Отметка же как бы “отрывается” от субъекта и объекта оценки, от ученика, который ее получает, и от учителя, который ее выставляет. И отметки начинают как бы самостоятельное существование. По ним выводят процент успеваемости, средний балл учащихся; отметки имеют известное значение в аттестации той же школы, того же учителя и т.д. Наверное, школьная отметка в идеале должна обладать следующими качествами: - давать точную и объективную характеристику уровня знаний и уровня развития ученика; - отражать все богатство содержательной стороны этих знаний, умений и навыков. Неправомерно условные цифры-отметки приравнивать к каким-то количественным эквивалентам. За школьной отметкой всегда нужно видеть живой педагогический процесс, его активных соучастников— ученика и учителя.

Зарипова Р.Р.: Обращаюсь к Архиповой Т.А. Приходилось ли Вам ставить ученику за четверть "3", хотя у него в действительности "2"? Извините, но не поверю, что нет. Хотя, может быть, у Вас и нет двоечников совсем!!!!

Архипова Т.А.: Зарипова Р.Р. пишет: Обращаюсь к Архиповой Т.А. Приходилось ли Вам ставить ученику за четверть "3", хотя у него в действительности "2"? Извините, но не поверю, что нет. Хотя, может быть, у Вас и нет двоечников совсем!!!! Здравствуйте, коллега! Не скрою, работая в обычной школе, не раз оказывалась в такой ситуации, например, с детьми 7 или 8 вида. В Лицее не боюсь ставить 2 за четверть, особенно в 9 классе (на первом году обучения). Важна реальная картина. Уровень совсем другой. И дети абсолютно другие!!!

Сибагатулина: Да, впорос на повестке, наверное, будет всегда. Ведь сложность оценивания не токо в образовании существует. Раз мы уже говорим о компетентностном подходе в образовании, так может быть оценивать уже сформированные компетенции по теме, разделу, а потом уже зуны. Встает еще один вопрос: как оценивать творческую сторону работы ученика? На мой взгляд, нужно использовать такой подход в оценивании: 1) компетенции 2) зуны 3) творчество.

Передериева Е.В.: Сибагатулина пишет: Встает еще один вопрос: как оценивать творческую сторону работы ученика? На мой взгляд, нужно использовать такой подход в оценивании: 1) компетенции 2) зуны 3) творчество. Согласна с Татьяной Александровной, но, по - моему, последовательность оценивания должна быть несколько иной: 1. ЗУНы - это основа для творчества; 2. компетенции - способности применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области; 3. эвристичность - способности к совершению открытий и адаптации в различных условиях.

smailkcu@rambler.ru: Добрый день, коллега! На мой взгляд, овладение учащимися универсальными учебными действиями, будет способствовать успешному усвоению не только знаний, умений, но и навыков. Достижение "умения учиться" подразумевает освоение всех компонентов учебной деятельности.

smailkcu@rambler.ru: Добрый день, коллега! На мой взгляд, овладение учащимися умением учиться, будет способствовать развитию знаний, умений и навыков. В соответствии с этим, учитель должен развивать способность ребенка к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Никитина.Е.В: добрый вечер!неужели все зациклены на знаниях, умениях, навыках! А о чисто человеческих качествах, чувствах, детском восприятии мира кто нибудь задумывается??? Информацию ребенок может получить в интернете любую какую хотите и если захочет сам её выучит. А вот объяснить как и какие знания, где пригодяться, как ими воспользоваться вот коллеги чему мы должны научить ребенка в первую очередь.Он может и не вспомнит о Русской правде Ярослава, о Судебниках, Когда была принята конституция, точно будет знать, что он обязан как гражданин, какие у него есть права и тогда с уверенностью сможет провести паралель с крепостным правом и тд.

Трубина Татьяна: Всем здравствуйте! Не могу пройти мимо темы, которая задевает за "живое" и ученика, и учителя, и родителя. Существующая пятибальная система в Российских школах уже давно подвергается критике, но критиковать всегда проще, чем предложить, апробировать и внедрить новое. Я уверена, многие из Вас сталкивались с ситуацией, когда первоклассника допытывают бабушки, дедушки, соседи, знакомые вопросом "Что ты получил?" И ребёнок, который вместо оценки получает "улыбочку", словесное одобрение или неодобрение учителя, теряется, ему то хочется сказать, что он получил "5".А от него ждут бальной отметки! А результат нашего с Вами труда, коллеги, весьма и весьма отдалённый. Я считаю, что нужно развивать и отслеживать сформированность информационной и интеллектуальной компетенций школьников. В современном мире без них никуда.

Мукаева Т.М.: Очень хороший вопрос, который заставляет задуматься как я ставила оценки раньше и буду оценивать в дальнейшем. На уроках информатики я использую метод проектов, на основе которого каждый ученик создает свой продукт по теме. При этом я использую критерии оценивания, но они только для общего ориентира. В основном учащиеся подходят к выполнению очень творчески, на основе своих личных интересов. Стараюсь придумывать различные непохожие друг на друга задания, чтобы у учащихся был выбор и они выполняли то, что им по душе. При выполнении любого задания учащиеся применяют свои знания, умения и отрабатывают навыки. И оценивать работу мы стараемся все вместе. При этом оцениваются ни только знания, а умение применять эти знания на практике и в какой-то мере стремление к самообразованию (при выполнении проекта дети часто обращаются к дополнительной литературе), самостоятельность (проекты выполняются самостоятельно), творчество. Особенно в этом звене важно стремление к самообразованию и творчество. В современном мире, когда в каждую секунду появляется что-то новое, человек должен уметь самостоятельно добывать знания. Этому надо учить уже с младшего школьного возраста. Учитель должен строить обучение таким образом, чтобы у детей было стремление к самообразованию. Это надо оценивать. Творческий человек тоже не потеряется в жизни, он способен найти выход из любой ситуации. Поэтому творческие проявления детей тоже следует поощрять. В развитии творчества и стремления к самообразованию помогут эвристические задачи, которые можно использовать на любом уроке. Еще я за самооценку. И детей надо учить оценивать себя не в сравнении с другими, а с самим собой. Таким образом дети могут оказаться в ситуации успеха. Так поступила я и с сыном, который очень плохо учился. Он сравнивал себя с одноклассниками, у него понижалась самооценка, он волновался и сколько не старался не мог учиться лучше. Только после того как сын стал сравнивать себя сегодняшнего со вчерашним, то он стал испытывать удовлетворение от своей работы, стал учиться с радостью и уже "почти отличником".

Трубина Татьяна: М.А. Липчанская писала Предлагаю обсудить: 1. Развитие каких качеств у ребенка (помимо знаний и умений по предмету) должен контролировать учитель? Хочу отметить, что смена базовой "знаньевой" парадигмы на системно-деятельностную определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук. В связи с этим, основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Серебрянская Татьяна: Это один из самых спорных вопросов. Оценивать по единой шкале невозможно, так-как разные дети могут выдать одинаковый результат, но необходимо увидеть: как он им удался! Один, весьма талантливый в данном предмете, выдал простейшее решение, практически не потратив на это сил, другой - выдал тоже самое, но, например, предварительно детально изучал и повторял данную тему (по предмету у него не очень хорошо). Выходит оценка одна и та же, но оценка второго намного ценнее, он понял, он разобрался, он молодец. Я очень не люблю тесты, в ответах нет никаких рамышлений, личностных подходов. Контролирующие материалы длжны составляться вариативно, с разным уровнем сложности, исходя из того какой мотив мы сами преследуем, в каком классе мы работаем. Работая в многопрофильной гимназии, я по одним и тем же темам составляю как минимум четыре типа различных работ. Но, сдругой стороны, на выходе из школы аттестат единый, а оценка по предмету , например, в гуманитарном классе или в физико-математическом разная. И там и там может быть пять, но вес в ВУЗах оно будет иметь разный -ЭТО ДЛЯ МЕНЯ САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕММА!

Никитина.Е.В: Для многих учителей оценивание -это проблема.А как, А за что? А если он не хочет, что я ему поставлю? Знакомо?? Многие работают по старинке:ответил -пять, не ответил - два.А сколько спорсобов замотивировать ребенка на уроке, после уроков. Просто некоторым нехочется тратить "свое "личное время.А Зачем? Жаль коллеги,но все чаще приходиться слышать такие ответы.Что я ему поставлю, он ничего не делает? Я не могу его научить! Да он вообще ничего не понимает! А не кроетсяы ли проблема в самих таких учителях? К каждому ребенку есть подход поверьте!!!!

Башкирцева О. С.: На мой взгляд, учитель должен контролировать развитие прежде всего, таких качеств, как: 1. умение высказывать и ДОКАЗЫВАТЬ свою точку зрения; 2. умение СЛУШАТЬ собеседника; 3. умение вести дискуссию по данной теме; 4. умение "Извлекать полезное из бесполезного" 5. умение искать информацию (это очень важно в наш высокотехнологичный век) 6. СТРЕМЛЕНИЕ К САМООБРАЗОВАНИЮ

Моисеева Г.Ю.: «Школьника надо научить, как самому оценивать своё продвижение в учении». Ш.А. Амонашвили. От себя добавлю: и в поведении тоже. Предлагаю эталон для оценки мыслей и поступков. Главное правило человеческого общежития, золотое правило Библии: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Никитина.Е.В: Архипова Т.А. пишет: Не скрою, работая в обычной школе, не раз оказывалась в такой ситуации, например, с детьми 7 или 8 вида. Не скрою, работая в обычной школе, не раз оказывалась в такой ситуации, например, с детьми 7 или 8 вида. Неужели , что бы поставить ребенку оценку нужно прислислить его к какому то разряду.Не унижаем ли мы таки образом себя как педагога и личное достоинство ребенка. Хотелось бы узнать, есть ли у коллеги дети и к какому разряду она их относит Спасибо.



полная версия страницы