Форум » Научная школа для учителя » Научно-методическая поддержка методиста » Ответить

Научно-методическая поддержка методиста

А.В.Хуторской: Какова особенность современного методиста? Что от него требуется? Какие очные и дистанционные формы работы ожидаются от методиста со стороны сегодняшних школ и педагогов? В чём нуждается сам методист, в какой научно-методической поддержке? Перечисленные вопросы актуальны для Научной школы и ЦДО «Эйдос», которые оказывают научно-методическую поддержку специалистам. Давайте попробуем конретно обозначить реальные потребности методиста.

Ответов - 7

Кокшарова Т.А.: Учитывая, что методист должен выступать в роли наставника, учителя для учителей, его важнейшей особенностью должно являться умение и желание работать с "учениками", причём самыми разными. Следовательно, методист должен быть очень "гибким" человеком в плане выбора форм сотрудничества с отдельными учителями и педагогическими коллективами. Сами эти формы должны определяться конкретными целями, их выбор, на мой взгляд, должен определять нуждающийся в помощи учитель: консультации, семинары, практикумы, работа в творческих группах, круглые столы, конференции. Ну и конечно, как любой учитель, методист сам должен непрерывно совершенствоваться в плане освоения современных педагогических технологий, методов и средств обучения. А это означает, что для него повышение квалификации должно быть не то что ежегодным, а непрерывным - вот тут и становится очевидным приоритет дистантных форм обучения, предоставляющих возможность работать в удобное время, в нужном темпе, в комфортной обстановке.

Пырина Светлана: В этом учебном году я стала руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы в своей школе, поэтому для меня обозначенная проблема очень волнует. Методист, во-первых, должен быть открыт творческим инновациям, во-вторых, быть активным участником педагогичекого эксперимента, в-третьих, обладать базовыми образовательными компетенциями . В его задачу входит участие в организации единого образовательного пространства в школе, сам методист нуждается как и в поддержке со стороны администрации, так и коллектива.Методист руководит научной деятельностью, сам в ней участвует, организует семинары, творческие мастерские как в очной, так и в дистанционной форме.

Kuleshova G: А.В.Хуторской пишет: Какова особенность современного методиста? Что от него требуется? Какие очные и дистанционные форма работы ожидаются от методиста со стороны сегодняшних школ и педагогов? В чём нуждается сам методист, в какой научно-методической поддержке? Перечисленные вопросы актуальны для Научной школы и ЦДО «Эйдос», которые оказывают научно-методическую поддержку специалистам. Давайте попробуем конретно обозначить реальные потребности методиста. Андрей Викторович! Зарисовки из жизни методического кабинета городского отдела образования… Что мной за небольшой срок работы в должности методиста замечено? Особенности современного методиста: два полюса. С одной стороны- это человек, который грамотно подходит к своему делу и пытается «держать методическую линию». Такие есть, но чаще они находятся в научно-методических центрах, обособленных от отделов образования. С другой стороны- это люди «подневольные», попавшие в круговорот дел, спущенных сверху. Таких большинство. Что требуется от методиста? Вот выдержки из Должностных обязанностей заведующего методкабинетом: 2.1. Возглавляет всю методическую работу в городе. 2.2. Анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы в городе. 2.3. Разрабатывает предложения по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. 2.4. Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения. 2.5. Занимается диагностикой, прогнозированием и планированием подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. 2.6. Утверждает, авторские программы и реализует их рецензирование. 2.7. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной и творческой работы в учреждениях. 2.8. Организует обобщение и распространение передового педагогического опыта. 2.9.Организует и координирует работу методистов, руководителей методических объединений, руководителей ПГТ, творческих лабораторий, площадок. 2.10. Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам учреждений образования по соответствующим направлениям деятельности. 2.11.Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования. 2.12. Курирует образовательную и воспитательную деятельность ОУ. 2.13.Организует работу с одаренными детьми («Ученик года», городские научно-практические конференции, городские конкурсы творческих работ). 2.14.Принимает участие в аттестации педагогических работников образовательных учреждений. 2.15.Организует и проводит предметные олимпиады… Итого: аналитическая, консультативная, информационная, организаторская, научно-методическая и исследовательская деятельности. Какие очные и дистанционные формы работы ожидаются от методиста со стороны сегодняшних школ и педагогов? Проанализировала, что необходимо заместителям директоров по учебной работе, актуальные вопросы для обсуждения на семинарах, совещаниях, круглых столах. На первом месте- практические семинары по работе с документацией ( для молодых зам. директоров) Работа с документацией: нормативно-правовая документация заместителя директора по УР. Нормативно-правовое, инструктивно-методическое обеспечение введение в ОУ предпрофильной подготовки и профильного обучения 2. Мониторинг качества знаний. Об организации мониторинга в условиях предпрофильной школы и профильного обучения, об отслеживании результативности элективных курсов 3. Применение информационных технологий в начальной школе 4. Знакомство с инновационными технологиями 5. Как составить план работы экспериментальной площадки. Документация экспериментальной площадки 6.План работы по вновь выбранной методической теме 7.Семинар по заключению договоров о сотрудничестве с учебными заведениями и организациями по ведению профильного обучения. 8.Технология работы с педагогическим опытом 9.Инновационная, научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность учителя 10.Составление «Программы развития школы» 11. Разработка программ элективных курсов. Главное, что заметила за это время- это неготовность методистов к осуществлению научно обоснованной, грамотной методической работы. А ожидания от их деятельности на местах большие. Что требуется в первую очередь? Знакомство с сущностью аналитической деятельности. Второе- методист нуждается в алгоритмах разработческой деятельности: концепции, программы, положения. В основном положения, например, составляются исходя из республиканских, то есть адаптируется что-то на муниципальном уровне- это просто. А вот когда нужно, проанализировав обстановку в конкретной школе, проконсультировать, как решить проблемы, выстроив программу, концепцию- тут некомпетентность, до этого вообще не доходят… В- третьих, методические рекомендации В-четвертых, как оформить документы на гранты ПНП В-пятых, как выступить на НПК и написать тезисы и многое другое… Беда вся в том, что многие методисты в этом всем и не нуждаются, потому что работают или по- старинке уже «сто лет», или не успевают вообще что-либо осмыслить из-за круговорота дел, или вообще не видят в этом смысла… Но школы, ГМО, творческие лаборатории и проблемно-творческие группы, учителя ждут это всё от методиста! И это я увидела уже и знаю точно!


А.В.Хуторской: Галина Михайловна, вы привели довольно подробные перечни видов деятельности и потребностей методиста. В то же время называете проблему: Kuleshova G пишет: Беда вся в том, что многие методисты в этом всем и не нуждаются, потому что работают или по- старинке уже «сто лет», или не успевают вообще что-либо осмыслить из-за круговорота дел, или вообще не видят в этом смысла… Но школы, ГМО, творческие лаборатории и проблемно-творческие группы, учителя ждут это всё от методиста! И это я увидела уже и знаю точно! Как вы предлагаете её решать? С одной стороны, у методистов есть потребности в их собственной поддержке, с другой, кто и как выступает (должен выступать) заказчиком их повышения квалификации, в том числе и оплаты за эту работу.

Kuleshova G: А.В.Хуторской пишет: Как вы предлагаете её решать? С одной стороны, у методистов есть потребности в их собственной поддержке, с другой, кто и как выступает (должен выступать) заказчиком их повышения квалификации, в том числе и оплаты за эту работу. АНдрей Викторович! Заказчиком повышения квалификации методиста должны быть: сам методист (и в индивидуальном плане работы мы выделили особый раздел); отдел образования (и решаем вопрос о связи надбавок за работу конкретного методиста с уровнем его профессиональной компетентности); образовательные учреждения и их руководители, педагоги и др.(поскольку им нужна профессиональная помощь); все структурные подразделения в виде городских методических объединений предметников и творческих групп... Начала презентовать дистанционные курсы как особо эффективный способ повышения квалификации и смыслоопределения.

Fomenko1957: Хорошая тема для форума. Три года возглавляла Кафедру Гуманитарных дисциплин в школе и все время чувствовала ненужность и какую-то дублированность своей деятельности. В школе есть зам. директора по учебно-методической работе, он и определяет деятельность кафедр или МО. Руководители МО или Кафедр, решительно никакого значения не имеют. Играют роль промежуточной инстанции с неясными целями и задачами. А сегодня еще и занимаются по новой системе оплаты подсчетом баллов. Конечно я составляла план работы, проводила заседания, методические недели, вела мониторинг и т.д., но главное творческой работы никакой. В моем понимании руководитель МО - это организатор творческой работы, генератор идей и лидер. Но заорганизованность все это убивает на корню. Очень хотелось бы понять миссию МО в школе.

Шерстобитова Т. В.: Марксовскому сельскохозяйственному техникуму - 87 лет. Методическая работа в техникуме имеет прочные традиции. Ежегодно преподаватели техникума создают учебно-методические материалы, которые рассматриваются экспертной комиссией на смотре-конкурсе цикловых (предметных) комиссий. На методиста техникума возлагается важная роль по выявлению слабых мест в методическом обеспечении специальностей, по созданию методических рекомендаций к написанию методических работ разного вида, по консультированию педагогов в вопросах разработки индивидуальных методичесих тем. Для этого методист должен уметь работать с информацией, владеть информационными технологиями, владеть коммуникативной культурой. Но самая важная функция методиста, на мой взгляд, - внедрение в педагогическую практику новых технологий, методов, приемов и форм обучения. С этой целью в техникуме организована работа в творческих группах: - по практическому освоению методики использования интерактивной доски в учебном процессе; - по изучению программно-автоматизированного комплекса для создания электронных учебников с элементами мультимедиа; - по разработке электронного тестирования в программах "Магистр", "Excel"; - по участию в конкурсах научно-исследовательских работ, конкурсах студенческих проектов; - по применению технологии личностно-ориентированного обучения в процессе адаптации студентов. В каждой группе есть свой руководитель, есть своя программа. В конце учебного года на итоговом семинаре предоставляются творческие отчеты о результатах работы.



полная версия страницы