Форум » Научная школа для учителя » Портфолио учителя. Вопросы и ответы » Ответить

Портфолио учителя. Вопросы и ответы

Косивец О.В.: Портфолио учителя — это прежде всего элемент его самовыражения, атрибут имиджа и индикатор успешности. А еще это а) средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности; б) коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса; ... Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио? Что это - скромность, отрицание самопиара, неуверенность в себе или ...?

Ответов - 97, стр: 1 2 3 All

Чемезова О.Г.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема, обсуждаемая здесь, весьма актуальна наверно для каждого педагога. Своё "досье успеха" в печатном варианте веду последние 5 лет, а веб-базированный ресурс, отражающий мою индивидуальность и профессиональные достижения как педагога, находиться в разработке. Последний вариант портфолио считаю самым удачным, современным, благодаря ему, я анализирую, систематизирую "своё богатство", оцениваю свои возможности и планирую деятельность по достижению более высоких результатов и ещё отрабатываю умение самопрезентации себя с помощью современных ИКТ. В электронном портфолио действительно удобно своевременно редактировать изменения в профессиональном росте. Интересно, а в ваших учреждениях какой процент учителей имеет свои электронные портфолио на веб - ресурсе? В нашем дошкольном учреждении из 28 педагогов электронные портфолио имеют только 3. Маловато, но по сравнению с другими учреждениями нашего города это очень даже хорошо!

Рыжова И.Г.: Чемезова О.Г. пишет: Тема, обсуждаемая здесь, весьма актуальна наверно для каждого педагога. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Интересно, а Вы изьявили сами желание создавать портфолио или это была инициатива администрации или областных органов управления образования? Задаю такой вопрос потому как я работаю в образовательном учреждении Саратовской области и у нас все педагоги образовательных учреждений создают портфолио,т.к. это необходимое условие для прохождения аттестации педагогов на категорию, а так же для получения стимулирующих надбавок к з/плате. Так что уже более трёх лет -это стало неотьемлимой частью нашей работы.Обновляем его каждые полгода( в январе и сентябре) и сдаём на оценку экспертной комиссии. А как в Выших учебных заведениях?

Demina Galya: Чемезова О.Г. пишет: В электронном портфолио действительно удобно своевременно редактировать изменения в профессиональном росте. Интересно, а в ваших учреждениях какой процент учителей имеет свои электронные портфолио на веб - ресурсе? В нашем дошкольном учреждении из 28 педагогов электронные портфолио имеют только 3. Маловато, но по сравнению с другими учреждениями нашего города это очень даже хорошо! Добрый день! Идея создания электронного веб-портфолио - замечательная. Одно дело "собрать папочку" и сдать ее в архив и совсем другое - выложить свои достижения для всеобщего просмотра и обсуждения. Думаю - это способ для уверенных в себе людей, профессионалов, личностей. В нашем учреждении только встал вопрос об оцифровке портфолио, не только учителей, но и учеников. Думаю, что процентов 30% коллег смогут преодолеть стеснение и к концу года мы разместим наши портфолио на сайте гимназии.


Корчагина Н.М.: Косивец О.В. пишет: Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио Почему же не спешат Моему портфолио уже 15 лет. В нем история моей педагогической деятельности. Просматривая его вижу, как изменились мои взляды на некоторые вопросы, да сам и сам предмет (информатика). Вы, Ольга Васильевна, задали вопрос о портфолио и я решела проанализоровать, на какие большие этапы можно разбить материал моего портфолио, оказалось три: 1. программирование - конкурсы, олимпиады, создание тестовых и обучающих программ 2. метод проектов - создание мультимедийных презентаций, видео-материалов, опять-таки участие в различных конкурсах, соревнованиях и вот теперь 3-ий, новый этап - дистанционное обучение, я надеюсь , что и на этом этапе мое портфолио пополнится новыми материалами, новыми победами.

Косивец О.В.: Корчагина Н.М. пишет: я решела проанализоровать, на какие большие этапы можно разбить материал моего портфолио, оказалось три: 1. программирование - конкурсы, олимпиады, создание тестовых и обучающих программ 2. метод проектов - создание мультимедийных презентаций, видео-материалов, опять-таки участие в различных конкурсах, соревнованиях и вот теперь 3-ий, новый этап - дистанционное обучение, я надеюсь , что и на этом этапе мое портфолио пополнится новыми материалами, новыми победами. А где и в каком виде (бумажном и/или электронном) Вы храните портфолио? Мне бы хотелось предложить Вам дополнить его еще информацией о себе, документами об образовании и повышении квалификации, публикациями, лучшими работами учащихся ... Т.е. систематизировать материалы и сделать портфолио атрибутом своего имиджа

Блохина Е.А.: Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Практическая значимость Портфолио - Аттестация - Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ - Систематизация деятельности учителя - Стимулирующий фактор Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Учителю: - реально представить результаты своего труда - увидеть свои резервы - иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Администрации: помогает осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя Обязательные части портфолио: 1. Общие сведения об учителе (анкеты, документы об образовании, повышении квалификации, о предыдущей присвоенной квалификации, награды, грамоты и т.д.) 2. Результаты учебно-методической работы (результаты аттестации учащихся и мониторингов знаний, методические разработки, участие учителя на окружных и городских мероприятиях, печатные работы и выступления и т.д.) Правильно составленное Портфолио позволяет учителю систематизировать и выстроить чёткую линию свое деятельности. Мне помогло правильно составленное Портфолио выиграть в конкурсе лучших учителей РФ.

КащееваО.П.: Согласна с тем, что портфолио нужно составлять. В любом случае система всегда лучше хаоса, а еще когда есть стимулирующие вещи это просто замечательно!Но всегда есть отговорки,нехватка времени, возможно частичная невостребованность,хотя с переходом на НСОТ, все пригодиться и вопрос мотивации отпадет сам собой.

Косивец О.В.: КащееваО.П. пишет: Но всегда есть отговорки,нехватка времени, возможно частичная невостребованность, Систематизация документов и результатов профессиональной деятельности а) дисциплинирует, б) позволяет увидеть то, что было скрыто даже от взора автора. Кроме того, портфолио может решить также и проблему невостребованности. А отговорки обычно бывают связаны с нежеланием сделать решительный шаг к самоанализу.

Савченко: Косивец О.В. пишет: ... Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио? Что это - скромность, отрицание самопиара, неуверенность в себе или ...? Есть на самом деле учителя, которые ждут команды "сверху", и поэтому не начинают шевелиться. Пока им не предъявят конкретные требования - их просто не заставишь. Есть и другая категория учителей, которым есть что показать и хотели бы заняться составлением портфолио, но на сегодняшний день они не знают как это делать, как оформлять, какими электронными программами можно пользоваться. А у других учителей, все время уходит на работу с детьми и организацию учебного процесса, и времени систематизировать наработанный материал просто не остается, и это совсем не отговорки, это учителя, которые преданы своему делу, и времени для себя совсем не остается. Вот эти причины по-моему и тормозят составление портфолио учителй. Но мотивация может сподвигнуть каждого учителя к столь важному делу.

Исаева О.Ю.: Увлеченность работой педагогов занимает много сили и времени, но создание портфолио наверно можно сравнить с жизненными этапами человека. Чем старше, тем все больше хочется оглянуться и посмотреть, а что ты сделал, чему научился. Я считаю, что это тоже может быть причиной. Если педагог не занимается своим самообразованием, у него и не возникает желанию, создать свое портфолио. рассказать о себе , даже самому себе иногда не о чем. Создание портфолио - это планы на будущее, это анализ сделанного. Креативность - залог успешности в профессиональной деятельности, а её к сожалению не всегда хватает на все.

Косивец О.В.: Исаева О.Ю. пишет: Если педагог не занимается своим самообразованием, у него и не возникает желанию, создать свое портфолио. рассказать о себе , даже самому себе иногда не о чем. В каждом человеке, а особенно учителе, природой должно быть заложено стремление к результативности. Поиск смысла жизни был актуален во все времена. Не буду погружаться в философию, но ведь деятельность тоже должна иметь смысл, направленность на что-либо (кого-либо). Может быть тем, кого Вы имеете ввиду просто нужно помочь сделать шаг к себе? И все окажется не так пессимистично...

Косивец О.В.: Савченко пишет: Есть на самом деле учителя, которые ждут команды "сверху", и поэтому не начинают шевелиться. Пока им не предъявят конкретные требования - их просто не заставишь. Есть такой элемент в российском менталитете : не пнешь - не покатится. Отсюда и привычка работать не планово, а в режиме аврала. Такой народ можно приучить к порядку только регулярными пинками или контрольными акциями. Другого рецепта я не вижу. Хотя, может быть на кого-то из них поействует "живой" положительный пример (а чем я хуже)?

БабуринаС.Н.: Савченко пишет: Есть и другая категория учителей, которым есть что показать и хотели бы заняться составлением портфолио, но на сегодняшний день они не знают как это делать, как оформлять, какими электронными программами можно пользоваться. Значит просто нет желания. Мы поднимаем вопросы о том, как научить ребенка находить нужную информацию, как работать с информацией. А если мы сами не можем ее находить, тогда что спрашивать с ребенка. Есть хорошая пословица:"Кто ищет, тот всегда найдет". Кто как не учитель должен хорошо ориентироваться в потоке информации, уметь добывать ее?

Блохина Е.А.: Начинать составлять портфолиио надо с самого простого: с информации о себе Структура портфолио - Портфолио документов (предоставить общую информацию о себе: дата рождения, образование, квалификация, специальность, стаж работы, сведения о повышении квалификации, награды, участие в профессиональных конкурсах) - Портфолио работ (методические разработки, рекомендации, участие в экспериментальной, методической работе, в семинарах, конференциях разного уровня) - Портфолио, учителя – предметника, классного руководителя (описание творческих работ учащихся, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, участие в мероприятиях разного уровня, сценарии внеклассных мероприятий) - Портфолио отзывов (характеристики, письма-поддержки, отзывы и т.д.)

Борзова О.А.: Блохина Е.А. пишет: Портфолио отзывов (характеристики, письма-поддержки, отзывы и т.д.) Значит надо регулярно брать на свою персону характеристику,а от кого вы считаете надо брать письма-поддержки? и отзывы, администрация конечно может написать и руководитель МО тоже, а еще от кого? Я учеников на последнем уроке прошу написать подобную рефлексию про свою деятельность как учителя,или анкеты провожу на мотивацию. Это тоже отзывами можно назвать?

Николаева М.И.: Сейчас каждый педагог должен иметь портфолио. Он бывает в виде файловой папки или в электронном варианте. На аттестации требуется портфолио, заполненный результатами деятельности за последние 5 лет. Чем хранить их в папке или в электронном варианте в MS Word, не лучше ли создать персональный сайт, отличающийся дизайном, креативностью и т.д.?

Косивец О.В.: Николаева М.И. пишет: Чем хранить их в папке или в электронном варианте в MS Word, не лучше ли создать персональный сайт, отличающийся дизайном, креативностью и т.д.? Хорошая идея! А у Вас есть сайт-портфолио?

Просвирнина Т.Н.: Николаева М.И. пишет: не лучше ли создать персональный сайт, отличающийся дизайном, креативностью и т.д.? Идея интересная. У нас в школе в этом году внедряют программу "Хронограф", которая подразумевает, кроме всего прочего, создание личных кодированных электронных папок учителей, содержащих не только информацию об учителе, но и рабочие материалы (планирование). Считаю, что не нужно дублировать документы, а укрупнять имеющуюся базу данных в этой программе, включив достижения результативности работы, отзывы коллег, родителей, администрации . Вот вам и готовое портфолио, работающее постоянно.

Косивец О.В.: Просвирнина Т.Н. пишет: У нас в школе в этом году внедряют программу "Хронограф", которая подразумевает, кроме всего прочего, создание личных кодированных электронных папок учителей, содержащих не только информацию об учителе, но и рабочие материалы (планирование). Хронограф может сойти за хранилище документов. Но для представления он не совсем подходит. Портфолио желательно свести в одну среду: сайт или презентация, документ с гиперссылками ... Может быть уже есть программы для выполнния подобных функций... Я о таких приложениях еще не слышала, но это не показатель того, что их нет

Просвирнина Т.Н.: Косивец О.В. пишет: Портфолио желательно свести в одну среду: сайт или презентация, документ с гиперссылками ... Согласна, что в презентации с гиперссылками портфолио будет смотреться куда приятнее, чем в "Хронографе". Косивец О.В. пишет: Хронограф может сойти за хранилище документов. Но речь идет и о человеческих ресурсах. Если родители имеют доступ к определённой папке в "Хронографе", то можно там же создать Книгу отзывов и предложений ( + ко всему - материалы о достижениях учителя) - и родителям удобно, и учителям (не надо заниматься переносом уже имеющейся информации из одного источника в другой). Может, я ошибаюсь?

Волкова О.Н.: Косивец О.В. пишет: Портфолио желательно свести в одну среду: сайт или презентация, документ с гиперссылками ... Добрый вечер, уважаемые коллеги! Могу поделиться опытом нашей школы. Прошлый учебный год наш педагогический коллектив заканчивал созданием портфолио каждого учителя. Инициатива, конечно, шла от администрации школы. Но результат впечатляет. Кто мог создавали веб-сайты, у кого трудности - презентации. В бумажном виде сдавали папки, в которых указаны основные направления и ссылки на электронные варианты. План содержимого портфолио учителя был выдан администрацией.

Demina Galya: Николаева М.И. пишет: не лучше ли создать персональный сайт, отличающийся дизайном, креативностью и т.д.? Согласна с вами полностью. ВЕБ-портфолио более удобный вариант. Сам факт существования сайта - веб-портфолио -свидетельствует о информационно-коммуникационной компетентности учителя - предметника.

Хингеева И. С.: "Есть и другая категория учителей, которым есть что показать и хотели бы заняться составлением портфолио, но на сегодняшний день они не знают как это делать, как оформлять, какими электронными программами можно пользоваться."(Савченко) Я полностью согласна с автором, что многие желают заняться портфолио, но не знают, как это сделать. Очень многое зависит от администрации, что она предлагает и что держит на постоянном контроле. В каждой школе, наверное, есть учителя, одержавшие победу в конкурсе лучших учителей РФ, поэтому опыт создания портфолио надо использовать: организовать обучающие семинары, выставить на обозрение папки с документами. Прошло уже 3 года, как действует проект, а в нашей школе мы только говорим и говорим о портфолио, о его значимости и необходимости. Идея о создании портфолио должна исходить "сверху,"я думаю, что учителя, прошедшие конкурс, откликнутся и поделятся своим опытом: быть востребованным в коллективе - это важно для учителя. Дело ведь не только в этом. У учителя должна быть мотивация, он сам должен к этому стремиться и собирать материал. Например, имея гуманитарный класс, в течение 2 лет отслеживаю динамику учебных достижений учащихся, позитивные результаты во внеурочной деятельности и в ДО(составляю таблицы, диаграммы, графики),выступаю на родительских собраниях. То есть хочу сказать, что учителю надо себя в чем-то реализовать, где-то выступить, провести, участвовать... Вот тогда у вас будет что положить в ваше портфолио. Самое главное-оформлять, содержать ваши бумаги в порядке, иметь хотя бы еще электронный вариант.

Звёздочкин В.Д.: Многие учителя даже и не задумывались о составлении портфолио для самих себя. Действительно, не было команды сверху, кроме того, педагоги вспоминают о своих достижениях и регалиях только перед подготовкой к аттестации, раз в пять лет. Составление портфолио для учеников – этот процесс в нашей школе уже набрал силу. Мы всё время убеждаем учащихся позаботиться о своём будущем. Портфолио пригодится при поступлении в профильные классы и при выборе ВУЗа. Выходит, наступает второй этап этого процесса - теперь нужно собирать и свой портфолио. Конечно, практичнее сделать его в электронном формате.

БабуринаС.Н.: Звёздочкин В.Д. пишет: Действительно, не было команды сверху, кроме того, педагоги вспоминают о своих достижениях и регалиях только перед подготовкой к аттестации, раз в пять лет. Я с Вами полностью согласна. Думаю,что нужно при аттестации обращать внимание на систематичность достижений педагога.

корякина т.с: Портфолио для учителя на сегодняшний день-веление времени, если раньше мы все хранили в папочках, то сейчас уже везде начинают требовать электронное портфолио, сайт учителя. Портфолио прежде всего нужно для систематизации работы учителя, для дальнейшего профессионального роста, чтобы сравнивать результаты обученности и т.д.

корякина т.с: Портфолио для учителя на сегодняшний день-веление времени, если раньше мы все хранили в папочках, то сейчас уже везде начинают требовать электронное портфолио, сайт учителя. Портфолио прежде всего нужно для систематизации работы учителя, для дальнейшего профессионального роста, чтобы сравнивать результаты обученности и т.д.

Кочкина Е.Н.: В прошлом году у нас в районе был конкурс "Электронное портфолио педагога". Было очень трудно, но мне помогло то, что в 2007 году, когда я участвовала в российском конкурсе "Лучшие учителя России", упорядочила "бумажное" портфолио. Электронное портфолио - веление времени, оно очень удобно. Можно, например, во всех диаграммах мониторинга оставить свободную строку, если у вас в следующем году аттестация-добавить итоги и вот уже готова часть аттестационного материала. А по новым добавления в Эл. портфолио можно судить о движении вперёд. Всем, кто ещё не собрался " с духом" - начните и всё получиться. Желаю удач!

Косивец О.В.: Кочкина Е.Н. пишет: мне помогло то, что в 2007 году, когда я участвовала в российском конкурсе "Лучшие учителя России", упорядочила "бумажное" портфолио. Это уже пол дела! Самое время начинать создавать электронную оболочку. Сначала разложите документы по папкам, затем объедините их единой демонстрационной средой. Например, веб-страницей. Если умеете делать презентаци, то включите в слайды ссылки на документы. И так можно постепенно наращивать "информационный продукт".

Иванова Г.А.: Кочкина Е.Н. пишет: В прошлом году у нас в районе был конкурс "Электронное портфолио педагога". Уважаемая коллега, а где - нибудь можно посмотреть результаты и материалы вашего конкурса?

Николаева М.И.: Хорошая идея! А у Вас есть сайт-портфолио? У нас в школе в этом году внедряют программу "Хронограф", которая подразумевает, кроме всего прочего, создание личных кодированных электронных папок учителей, содержащих не только информацию об учителе, но и рабочие материалы (планирование). Я не информатик, но два года назад изучила язык программирования html, научилась создавать веб-страницы, потом самостоятельно начала осваивать программы для создания сайтов Front Page и Dreamweaver и весной этого года, как раз перед аттестацией создала свой сайт. Портфолио там тоже имеется. Программа "Хронограф", по-моему, очень нужная вещь при классном руководстве. Там можно хранить банк данных учащихся, завести электронный классный журнал и т.д. Также с помощью программы Access можно создавать различные документы.

Грекова О.С: Косивец О.В. пишет: Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио? Что это - скромность, отрицание самопиара, неуверенность в себе или ...? почему же сразу не уверенность в себе. на мой взгляд портфолио, извените за грубость,"показуха". Николаева М.И. пишет: Некоторым нечего представить. А зарплату все равно надо платить. не то чтобы нечего, скорее всего многие из нас приучены не "выскакивать" , но опять таки же как гласит пословица "сам себя не похвалишь никто не похвалит". в прочем этот вопрос становить филосовским

Косивец О.В.: Грекова О.С пишет: на мой взгляд портфолио, извените за грубость,"показуха". Все зависит от целеполагания автора портфолио. Можно исключить самопиар, если не хотите демонстрировать свои достижения Однако при самоанализе (а затем при аттестации) портфолио может быть очень красноречивым! Возможно, противнику портфолио как такового просто нечего вложить в свой портфель достижений

БабуринаС.Н.: Грекова О.С пишет: на мой взгляд портфолио, извените за грубость,"показуха". Вы хотите сказать, что все кто собирает портфолио, занимаются показухой? Вы обижаете многоих учителей. Нас поставили в такие условия: во-первых аттестация, во-вторых конкуренция. Я учитель начальных классов. Сейчас родителям дали возможность выбирать учителя, чем поставили нас в условия конкурентности. И родители в первую очередь идут к тем учителям у которых выше результативность и в обучении и в воспитании учащихся. А слово извините пишется через "и".

Лебедева Т.В.: Косивец О.В. пишет: Портфолио учителя — это прежде всего элемент его самовыражения, атрибут имиджа и индикатор успешности. Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! С переходом на новую оплату труда, где зарплата зависит от набранных баллов (качество знаний, ЕГЭ, внедрение ИКТ, участие в конкурсах), подразумевает создание портфолио учителя. Итог? Некоторым нечего представить. А зарплату все равно надо платить.

Гриневич Л.А. : Лебедева Т.В. пишет: "Некоторым нечего представить. А зарплату все равно надо платить." Если мы говорим о человекосообразном обучении, то должны помнить, что все люди разные. И учителя все разные. Я знаю прекрасного учителя начальных классов, которая научает детей учиться. Её классы отличаются от выпусков других педагогов, но каким трудом это достигается! И семья у неё не маленькая. А вот портфолио у неё нет и внешне ей нечего представить будет, чтобы набрать баллы для достойной зарплаты. Портфолио - это замечательно, кто с этим спорит. У меня тоже создан портфолио и в печатном, и в электронном виде. Надеюсь и сайт свой завести. Но хотелось бы, чтобы баллы ставили не только за то, что ты представишь в портфолио, но и учитывали другие показатели твоей работы, именно с учётом индивидуальных качеств учителя.

Лебедева Т.В.: Гриневич Л.А. пишет: Но хотелось бы, чтобы баллы ставили не только за то, что ты представишь в портфолио, но и учитывали другие показатели твоей работы, именно с учётом индивидуальных качеств учителя. Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Я тоже за это. Но как раздражает, когда один завуч грозит « Сниму бонусы!»(т.е. баллы), другой « Сниму бонусы!». Хочется сказать « Да снимайте!», всё равно всё везде не успеешь. Главное – работать на совесть. А бонусы? Да, Бог с ними.

Кинцель А.Е.: Лебедева Т.В. пишет: С переходом на новую оплату труда, где зарплата зависит от набранных баллов (качество знаний, ЕГЭ, внедрение ИКТ, участие в конкурсах), подразумевает создание портфолио учителя. Итог? Некоторым нечего представить. А зарплату все равно надо платить. В большинстве случаев это случайные для школы люди поэтому и нечего представить. Пришли, отвели кое как уроки и домой. Но иногда есть учителя, которые все силы бросают на проведение уроков. Их ученики очень сильные. Это тоже надо учитывать при требовании портфолио с учителя

БабуринаС.Н.: Кинцель А.Е. пишет: Но иногда есть учителя, которые все силы бросают на проведение уроков. Их ученики очень сильные. Это тоже надо учитывать при требовании портфолио с учителя В портфолио главным пунктом должно быть качество знаний. И за этот пункт (если есть рост) должны начисляться самые большие баллы.

Бушуева Л.Г.: Косивец О.В. пишет: Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио? Многие не умееют и не хотят, а потому и не создают. Хотя по своей природе учителю необходимо видеть результаты своего труда, и нужна ли здесь мотивация со стороны администрации школы, либо государства (нац. проект) и т.д. Сама прошла через это, участвуя в конкурсе лучших учителей. Победа в котором лишний раз доказала, всё зависит только от учителя, от его желания и стремления к самоусовершенствованию. Портфолио - умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, его анализ - импульс к планированию дальнейшего профессионального поведения и профессионального роста. А без этого современным учителем уже не быть .



полная версия страницы