Форум » Научная школа для учителя » Портфолио учителя. Вопросы и ответы » Ответить

Портфолио учителя. Вопросы и ответы

Косивец О.В.: Портфолио учителя — это прежде всего элемент его самовыражения, атрибут имиджа и индикатор успешности. А еще это а) средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности; б) коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса; ... Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио? Что это - скромность, отрицание самопиара, неуверенность в себе или ...?

Ответов - 97, стр: 1 2 3 All

Чемезова О.Г.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема, обсуждаемая здесь, весьма актуальна наверно для каждого педагога. Своё "досье успеха" в печатном варианте веду последние 5 лет, а веб-базированный ресурс, отражающий мою индивидуальность и профессиональные достижения как педагога, находиться в разработке. Последний вариант портфолио считаю самым удачным, современным, благодаря ему, я анализирую, систематизирую "своё богатство", оцениваю свои возможности и планирую деятельность по достижению более высоких результатов и ещё отрабатываю умение самопрезентации себя с помощью современных ИКТ. В электронном портфолио действительно удобно своевременно редактировать изменения в профессиональном росте. Интересно, а в ваших учреждениях какой процент учителей имеет свои электронные портфолио на веб - ресурсе? В нашем дошкольном учреждении из 28 педагогов электронные портфолио имеют только 3. Маловато, но по сравнению с другими учреждениями нашего города это очень даже хорошо!

Рыжова И.Г.: Чемезова О.Г. пишет: Тема, обсуждаемая здесь, весьма актуальна наверно для каждого педагога. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Интересно, а Вы изьявили сами желание создавать портфолио или это была инициатива администрации или областных органов управления образования? Задаю такой вопрос потому как я работаю в образовательном учреждении Саратовской области и у нас все педагоги образовательных учреждений создают портфолио,т.к. это необходимое условие для прохождения аттестации педагогов на категорию, а так же для получения стимулирующих надбавок к з/плате. Так что уже более трёх лет -это стало неотьемлимой частью нашей работы.Обновляем его каждые полгода( в январе и сентябре) и сдаём на оценку экспертной комиссии. А как в Выших учебных заведениях?

Demina Galya: Чемезова О.Г. пишет: В электронном портфолио действительно удобно своевременно редактировать изменения в профессиональном росте. Интересно, а в ваших учреждениях какой процент учителей имеет свои электронные портфолио на веб - ресурсе? В нашем дошкольном учреждении из 28 педагогов электронные портфолио имеют только 3. Маловато, но по сравнению с другими учреждениями нашего города это очень даже хорошо! Добрый день! Идея создания электронного веб-портфолио - замечательная. Одно дело "собрать папочку" и сдать ее в архив и совсем другое - выложить свои достижения для всеобщего просмотра и обсуждения. Думаю - это способ для уверенных в себе людей, профессионалов, личностей. В нашем учреждении только встал вопрос об оцифровке портфолио, не только учителей, но и учеников. Думаю, что процентов 30% коллег смогут преодолеть стеснение и к концу года мы разместим наши портфолио на сайте гимназии.


Корчагина Н.М.: Косивец О.В. пишет: Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио Почему же не спешат Моему портфолио уже 15 лет. В нем история моей педагогической деятельности. Просматривая его вижу, как изменились мои взляды на некоторые вопросы, да сам и сам предмет (информатика). Вы, Ольга Васильевна, задали вопрос о портфолио и я решела проанализоровать, на какие большие этапы можно разбить материал моего портфолио, оказалось три: 1. программирование - конкурсы, олимпиады, создание тестовых и обучающих программ 2. метод проектов - создание мультимедийных презентаций, видео-материалов, опять-таки участие в различных конкурсах, соревнованиях и вот теперь 3-ий, новый этап - дистанционное обучение, я надеюсь , что и на этом этапе мое портфолио пополнится новыми материалами, новыми победами.

Косивец О.В.: Корчагина Н.М. пишет: я решела проанализоровать, на какие большие этапы можно разбить материал моего портфолио, оказалось три: 1. программирование - конкурсы, олимпиады, создание тестовых и обучающих программ 2. метод проектов - создание мультимедийных презентаций, видео-материалов, опять-таки участие в различных конкурсах, соревнованиях и вот теперь 3-ий, новый этап - дистанционное обучение, я надеюсь , что и на этом этапе мое портфолио пополнится новыми материалами, новыми победами. А где и в каком виде (бумажном и/или электронном) Вы храните портфолио? Мне бы хотелось предложить Вам дополнить его еще информацией о себе, документами об образовании и повышении квалификации, публикациями, лучшими работами учащихся ... Т.е. систематизировать материалы и сделать портфолио атрибутом своего имиджа

Блохина Е.А.: Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Практическая значимость Портфолио - Аттестация - Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ - Систематизация деятельности учителя - Стимулирующий фактор Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Учителю: - реально представить результаты своего труда - увидеть свои резервы - иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию Диагностика профессиональной деятельности позволяет: Администрации: помогает осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя Обязательные части портфолио: 1. Общие сведения об учителе (анкеты, документы об образовании, повышении квалификации, о предыдущей присвоенной квалификации, награды, грамоты и т.д.) 2. Результаты учебно-методической работы (результаты аттестации учащихся и мониторингов знаний, методические разработки, участие учителя на окружных и городских мероприятиях, печатные работы и выступления и т.д.) Правильно составленное Портфолио позволяет учителю систематизировать и выстроить чёткую линию свое деятельности. Мне помогло правильно составленное Портфолио выиграть в конкурсе лучших учителей РФ.

КащееваО.П.: Согласна с тем, что портфолио нужно составлять. В любом случае система всегда лучше хаоса, а еще когда есть стимулирующие вещи это просто замечательно!Но всегда есть отговорки,нехватка времени, возможно частичная невостребованность,хотя с переходом на НСОТ, все пригодиться и вопрос мотивации отпадет сам собой.

Косивец О.В.: КащееваО.П. пишет: Но всегда есть отговорки,нехватка времени, возможно частичная невостребованность, Систематизация документов и результатов профессиональной деятельности а) дисциплинирует, б) позволяет увидеть то, что было скрыто даже от взора автора. Кроме того, портфолио может решить также и проблему невостребованности. А отговорки обычно бывают связаны с нежеланием сделать решительный шаг к самоанализу.

Савченко: Косивец О.В. пишет: ... Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио? Что это - скромность, отрицание самопиара, неуверенность в себе или ...? Есть на самом деле учителя, которые ждут команды "сверху", и поэтому не начинают шевелиться. Пока им не предъявят конкретные требования - их просто не заставишь. Есть и другая категория учителей, которым есть что показать и хотели бы заняться составлением портфолио, но на сегодняшний день они не знают как это делать, как оформлять, какими электронными программами можно пользоваться. А у других учителей, все время уходит на работу с детьми и организацию учебного процесса, и времени систематизировать наработанный материал просто не остается, и это совсем не отговорки, это учителя, которые преданы своему делу, и времени для себя совсем не остается. Вот эти причины по-моему и тормозят составление портфолио учителй. Но мотивация может сподвигнуть каждого учителя к столь важному делу.

Исаева О.Ю.: Увлеченность работой педагогов занимает много сили и времени, но создание портфолио наверно можно сравнить с жизненными этапами человека. Чем старше, тем все больше хочется оглянуться и посмотреть, а что ты сделал, чему научился. Я считаю, что это тоже может быть причиной. Если педагог не занимается своим самообразованием, у него и не возникает желанию, создать свое портфолио. рассказать о себе , даже самому себе иногда не о чем. Создание портфолио - это планы на будущее, это анализ сделанного. Креативность - залог успешности в профессиональной деятельности, а её к сожалению не всегда хватает на все.

Косивец О.В.: Исаева О.Ю. пишет: Если педагог не занимается своим самообразованием, у него и не возникает желанию, создать свое портфолио. рассказать о себе , даже самому себе иногда не о чем. В каждом человеке, а особенно учителе, природой должно быть заложено стремление к результативности. Поиск смысла жизни был актуален во все времена. Не буду погружаться в философию, но ведь деятельность тоже должна иметь смысл, направленность на что-либо (кого-либо). Может быть тем, кого Вы имеете ввиду просто нужно помочь сделать шаг к себе? И все окажется не так пессимистично...

Косивец О.В.: Савченко пишет: Есть на самом деле учителя, которые ждут команды "сверху", и поэтому не начинают шевелиться. Пока им не предъявят конкретные требования - их просто не заставишь. Есть такой элемент в российском менталитете : не пнешь - не покатится. Отсюда и привычка работать не планово, а в режиме аврала. Такой народ можно приучить к порядку только регулярными пинками или контрольными акциями. Другого рецепта я не вижу. Хотя, может быть на кого-то из них поействует "живой" положительный пример (а чем я хуже)?

БабуринаС.Н.: Савченко пишет: Есть и другая категория учителей, которым есть что показать и хотели бы заняться составлением портфолио, но на сегодняшний день они не знают как это делать, как оформлять, какими электронными программами можно пользоваться. Значит просто нет желания. Мы поднимаем вопросы о том, как научить ребенка находить нужную информацию, как работать с информацией. А если мы сами не можем ее находить, тогда что спрашивать с ребенка. Есть хорошая пословица:"Кто ищет, тот всегда найдет". Кто как не учитель должен хорошо ориентироваться в потоке информации, уметь добывать ее?

Блохина Е.А.: Начинать составлять портфолиио надо с самого простого: с информации о себе Структура портфолио - Портфолио документов (предоставить общую информацию о себе: дата рождения, образование, квалификация, специальность, стаж работы, сведения о повышении квалификации, награды, участие в профессиональных конкурсах) - Портфолио работ (методические разработки, рекомендации, участие в экспериментальной, методической работе, в семинарах, конференциях разного уровня) - Портфолио, учителя – предметника, классного руководителя (описание творческих работ учащихся, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, участие в мероприятиях разного уровня, сценарии внеклассных мероприятий) - Портфолио отзывов (характеристики, письма-поддержки, отзывы и т.д.)

Борзова О.А.: Блохина Е.А. пишет: Портфолио отзывов (характеристики, письма-поддержки, отзывы и т.д.) Значит надо регулярно брать на свою персону характеристику,а от кого вы считаете надо брать письма-поддержки? и отзывы, администрация конечно может написать и руководитель МО тоже, а еще от кого? Я учеников на последнем уроке прошу написать подобную рефлексию про свою деятельность как учителя,или анкеты провожу на мотивацию. Это тоже отзывами можно назвать?

Николаева М.И.: Сейчас каждый педагог должен иметь портфолио. Он бывает в виде файловой папки или в электронном варианте. На аттестации требуется портфолио, заполненный результатами деятельности за последние 5 лет. Чем хранить их в папке или в электронном варианте в MS Word, не лучше ли создать персональный сайт, отличающийся дизайном, креативностью и т.д.?

Косивец О.В.: Николаева М.И. пишет: Чем хранить их в папке или в электронном варианте в MS Word, не лучше ли создать персональный сайт, отличающийся дизайном, креативностью и т.д.? Хорошая идея! А у Вас есть сайт-портфолио?

Просвирнина Т.Н.: Николаева М.И. пишет: не лучше ли создать персональный сайт, отличающийся дизайном, креативностью и т.д.? Идея интересная. У нас в школе в этом году внедряют программу "Хронограф", которая подразумевает, кроме всего прочего, создание личных кодированных электронных папок учителей, содержащих не только информацию об учителе, но и рабочие материалы (планирование). Считаю, что не нужно дублировать документы, а укрупнять имеющуюся базу данных в этой программе, включив достижения результативности работы, отзывы коллег, родителей, администрации . Вот вам и готовое портфолио, работающее постоянно.

Косивец О.В.: Просвирнина Т.Н. пишет: У нас в школе в этом году внедряют программу "Хронограф", которая подразумевает, кроме всего прочего, создание личных кодированных электронных папок учителей, содержащих не только информацию об учителе, но и рабочие материалы (планирование). Хронограф может сойти за хранилище документов. Но для представления он не совсем подходит. Портфолио желательно свести в одну среду: сайт или презентация, документ с гиперссылками ... Может быть уже есть программы для выполнния подобных функций... Я о таких приложениях еще не слышала, но это не показатель того, что их нет

Просвирнина Т.Н.: Косивец О.В. пишет: Портфолио желательно свести в одну среду: сайт или презентация, документ с гиперссылками ... Согласна, что в презентации с гиперссылками портфолио будет смотреться куда приятнее, чем в "Хронографе". Косивец О.В. пишет: Хронограф может сойти за хранилище документов. Но речь идет и о человеческих ресурсах. Если родители имеют доступ к определённой папке в "Хронографе", то можно там же создать Книгу отзывов и предложений ( + ко всему - материалы о достижениях учителя) - и родителям удобно, и учителям (не надо заниматься переносом уже имеющейся информации из одного источника в другой). Может, я ошибаюсь?

Волкова О.Н.: Косивец О.В. пишет: Портфолио желательно свести в одну среду: сайт или презентация, документ с гиперссылками ... Добрый вечер, уважаемые коллеги! Могу поделиться опытом нашей школы. Прошлый учебный год наш педагогический коллектив заканчивал созданием портфолио каждого учителя. Инициатива, конечно, шла от администрации школы. Но результат впечатляет. Кто мог создавали веб-сайты, у кого трудности - презентации. В бумажном виде сдавали папки, в которых указаны основные направления и ссылки на электронные варианты. План содержимого портфолио учителя был выдан администрацией.

Demina Galya: Николаева М.И. пишет: не лучше ли создать персональный сайт, отличающийся дизайном, креативностью и т.д.? Согласна с вами полностью. ВЕБ-портфолио более удобный вариант. Сам факт существования сайта - веб-портфолио -свидетельствует о информационно-коммуникационной компетентности учителя - предметника.

Хингеева И. С.: "Есть и другая категория учителей, которым есть что показать и хотели бы заняться составлением портфолио, но на сегодняшний день они не знают как это делать, как оформлять, какими электронными программами можно пользоваться."(Савченко) Я полностью согласна с автором, что многие желают заняться портфолио, но не знают, как это сделать. Очень многое зависит от администрации, что она предлагает и что держит на постоянном контроле. В каждой школе, наверное, есть учителя, одержавшие победу в конкурсе лучших учителей РФ, поэтому опыт создания портфолио надо использовать: организовать обучающие семинары, выставить на обозрение папки с документами. Прошло уже 3 года, как действует проект, а в нашей школе мы только говорим и говорим о портфолио, о его значимости и необходимости. Идея о создании портфолио должна исходить "сверху,"я думаю, что учителя, прошедшие конкурс, откликнутся и поделятся своим опытом: быть востребованным в коллективе - это важно для учителя. Дело ведь не только в этом. У учителя должна быть мотивация, он сам должен к этому стремиться и собирать материал. Например, имея гуманитарный класс, в течение 2 лет отслеживаю динамику учебных достижений учащихся, позитивные результаты во внеурочной деятельности и в ДО(составляю таблицы, диаграммы, графики),выступаю на родительских собраниях. То есть хочу сказать, что учителю надо себя в чем-то реализовать, где-то выступить, провести, участвовать... Вот тогда у вас будет что положить в ваше портфолио. Самое главное-оформлять, содержать ваши бумаги в порядке, иметь хотя бы еще электронный вариант.

Звёздочкин В.Д.: Многие учителя даже и не задумывались о составлении портфолио для самих себя. Действительно, не было команды сверху, кроме того, педагоги вспоминают о своих достижениях и регалиях только перед подготовкой к аттестации, раз в пять лет. Составление портфолио для учеников – этот процесс в нашей школе уже набрал силу. Мы всё время убеждаем учащихся позаботиться о своём будущем. Портфолио пригодится при поступлении в профильные классы и при выборе ВУЗа. Выходит, наступает второй этап этого процесса - теперь нужно собирать и свой портфолио. Конечно, практичнее сделать его в электронном формате.

БабуринаС.Н.: Звёздочкин В.Д. пишет: Действительно, не было команды сверху, кроме того, педагоги вспоминают о своих достижениях и регалиях только перед подготовкой к аттестации, раз в пять лет. Я с Вами полностью согласна. Думаю,что нужно при аттестации обращать внимание на систематичность достижений педагога.

корякина т.с: Портфолио для учителя на сегодняшний день-веление времени, если раньше мы все хранили в папочках, то сейчас уже везде начинают требовать электронное портфолио, сайт учителя. Портфолио прежде всего нужно для систематизации работы учителя, для дальнейшего профессионального роста, чтобы сравнивать результаты обученности и т.д.

корякина т.с: Портфолио для учителя на сегодняшний день-веление времени, если раньше мы все хранили в папочках, то сейчас уже везде начинают требовать электронное портфолио, сайт учителя. Портфолио прежде всего нужно для систематизации работы учителя, для дальнейшего профессионального роста, чтобы сравнивать результаты обученности и т.д.

Кочкина Е.Н.: В прошлом году у нас в районе был конкурс "Электронное портфолио педагога". Было очень трудно, но мне помогло то, что в 2007 году, когда я участвовала в российском конкурсе "Лучшие учителя России", упорядочила "бумажное" портфолио. Электронное портфолио - веление времени, оно очень удобно. Можно, например, во всех диаграммах мониторинга оставить свободную строку, если у вас в следующем году аттестация-добавить итоги и вот уже готова часть аттестационного материала. А по новым добавления в Эл. портфолио можно судить о движении вперёд. Всем, кто ещё не собрался " с духом" - начните и всё получиться. Желаю удач!

Косивец О.В.: Кочкина Е.Н. пишет: мне помогло то, что в 2007 году, когда я участвовала в российском конкурсе "Лучшие учителя России", упорядочила "бумажное" портфолио. Это уже пол дела! Самое время начинать создавать электронную оболочку. Сначала разложите документы по папкам, затем объедините их единой демонстрационной средой. Например, веб-страницей. Если умеете делать презентаци, то включите в слайды ссылки на документы. И так можно постепенно наращивать "информационный продукт".

Иванова Г.А.: Кочкина Е.Н. пишет: В прошлом году у нас в районе был конкурс "Электронное портфолио педагога". Уважаемая коллега, а где - нибудь можно посмотреть результаты и материалы вашего конкурса?

Николаева М.И.: Хорошая идея! А у Вас есть сайт-портфолио? У нас в школе в этом году внедряют программу "Хронограф", которая подразумевает, кроме всего прочего, создание личных кодированных электронных папок учителей, содержащих не только информацию об учителе, но и рабочие материалы (планирование). Я не информатик, но два года назад изучила язык программирования html, научилась создавать веб-страницы, потом самостоятельно начала осваивать программы для создания сайтов Front Page и Dreamweaver и весной этого года, как раз перед аттестацией создала свой сайт. Портфолио там тоже имеется. Программа "Хронограф", по-моему, очень нужная вещь при классном руководстве. Там можно хранить банк данных учащихся, завести электронный классный журнал и т.д. Также с помощью программы Access можно создавать различные документы.

Грекова О.С: Косивец О.В. пишет: Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио? Что это - скромность, отрицание самопиара, неуверенность в себе или ...? почему же сразу не уверенность в себе. на мой взгляд портфолио, извените за грубость,"показуха". Николаева М.И. пишет: Некоторым нечего представить. А зарплату все равно надо платить. не то чтобы нечего, скорее всего многие из нас приучены не "выскакивать" , но опять таки же как гласит пословица "сам себя не похвалишь никто не похвалит". в прочем этот вопрос становить филосовским

Косивец О.В.: Грекова О.С пишет: на мой взгляд портфолио, извените за грубость,"показуха". Все зависит от целеполагания автора портфолио. Можно исключить самопиар, если не хотите демонстрировать свои достижения Однако при самоанализе (а затем при аттестации) портфолио может быть очень красноречивым! Возможно, противнику портфолио как такового просто нечего вложить в свой портфель достижений

БабуринаС.Н.: Грекова О.С пишет: на мой взгляд портфолио, извените за грубость,"показуха". Вы хотите сказать, что все кто собирает портфолио, занимаются показухой? Вы обижаете многоих учителей. Нас поставили в такие условия: во-первых аттестация, во-вторых конкуренция. Я учитель начальных классов. Сейчас родителям дали возможность выбирать учителя, чем поставили нас в условия конкурентности. И родители в первую очередь идут к тем учителям у которых выше результативность и в обучении и в воспитании учащихся. А слово извините пишется через "и".

Лебедева Т.В.: Косивец О.В. пишет: Портфолио учителя — это прежде всего элемент его самовыражения, атрибут имиджа и индикатор успешности. Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! С переходом на новую оплату труда, где зарплата зависит от набранных баллов (качество знаний, ЕГЭ, внедрение ИКТ, участие в конкурсах), подразумевает создание портфолио учителя. Итог? Некоторым нечего представить. А зарплату все равно надо платить.

Гриневич Л.А. : Лебедева Т.В. пишет: "Некоторым нечего представить. А зарплату все равно надо платить." Если мы говорим о человекосообразном обучении, то должны помнить, что все люди разные. И учителя все разные. Я знаю прекрасного учителя начальных классов, которая научает детей учиться. Её классы отличаются от выпусков других педагогов, но каким трудом это достигается! И семья у неё не маленькая. А вот портфолио у неё нет и внешне ей нечего представить будет, чтобы набрать баллы для достойной зарплаты. Портфолио - это замечательно, кто с этим спорит. У меня тоже создан портфолио и в печатном, и в электронном виде. Надеюсь и сайт свой завести. Но хотелось бы, чтобы баллы ставили не только за то, что ты представишь в портфолио, но и учитывали другие показатели твоей работы, именно с учётом индивидуальных качеств учителя.

Лебедева Т.В.: Гриневич Л.А. пишет: Но хотелось бы, чтобы баллы ставили не только за то, что ты представишь в портфолио, но и учитывали другие показатели твоей работы, именно с учётом индивидуальных качеств учителя. Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Я тоже за это. Но как раздражает, когда один завуч грозит « Сниму бонусы!»(т.е. баллы), другой « Сниму бонусы!». Хочется сказать « Да снимайте!», всё равно всё везде не успеешь. Главное – работать на совесть. А бонусы? Да, Бог с ними.

Кинцель А.Е.: Лебедева Т.В. пишет: С переходом на новую оплату труда, где зарплата зависит от набранных баллов (качество знаний, ЕГЭ, внедрение ИКТ, участие в конкурсах), подразумевает создание портфолио учителя. Итог? Некоторым нечего представить. А зарплату все равно надо платить. В большинстве случаев это случайные для школы люди поэтому и нечего представить. Пришли, отвели кое как уроки и домой. Но иногда есть учителя, которые все силы бросают на проведение уроков. Их ученики очень сильные. Это тоже надо учитывать при требовании портфолио с учителя

БабуринаС.Н.: Кинцель А.Е. пишет: Но иногда есть учителя, которые все силы бросают на проведение уроков. Их ученики очень сильные. Это тоже надо учитывать при требовании портфолио с учителя В портфолио главным пунктом должно быть качество знаний. И за этот пункт (если есть рост) должны начисляться самые большие баллы.

Бушуева Л.Г.: Косивец О.В. пишет: Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио? Многие не умееют и не хотят, а потому и не создают. Хотя по своей природе учителю необходимо видеть результаты своего труда, и нужна ли здесь мотивация со стороны администрации школы, либо государства (нац. проект) и т.д. Сама прошла через это, участвуя в конкурсе лучших учителей. Победа в котором лишний раз доказала, всё зависит только от учителя, от его желания и стремления к самоусовершенствованию. Портфолио - умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, его анализ - импульс к планированию дальнейшего профессионального поведения и профессионального роста. А без этого современным учителем уже не быть .

Кочкина Е.Н.: В республике Саха существует очень интересная форма аттестации на высшую категорию - "Электронное портфолио". Многие педагоги используют эту форму, дорабатывая уже существующее, портфолио, например, "бумажное" или электронное в виде презентации. Получается, что портфолио - и итог работы и стимул пройти аттестацию в интересной форме.

Николаева М.И.: Портфолио в электронном варианте ещё удобен в том смысле, что разные диаграммы, сделанные в Excel можно заменить новыми данными, сразу видишь свои новые результаты, сравниваешь. Отдельные разделы портфолио дополняешь новыми материалами. Очень удобен портфолио именно в электронном варианте.

Кочкина Е.Н.: Самым сложным для некоторых педагогов в оформлении электронного портфолио стало то, что нужно было написать короткое эссе. Мы можем проводить мониторинг, сканировать награды, анализировать успехи, оформлять пед.копилку, а описать в свободной форме своё видение, свою философию Образования иногда затруднительно. Как вы думаете, каким должно быть эссе, чтобы оно стало интересно другим?

Косивец О.В.: Кочкина Е.Н. пишет: Как вы думаете, каким должно быть эссе, чтобы оно стало интересно другим? Эссе - это короткий рассказ в свободной форме на заданную тему. Если Вы пишите о себе, то можно построить логику изложения так: Кто я? Что важно для меня? О каких достижениях говорят результаты моей деятельности? Подтвердите конкретными примерами. Не говорите просто: «Я умный»,- покажите, как Вам удалось решить сложную проблему. Не говорите просто: «Я целеустремленный»,- опишите цель, которую Вы поставили и достигли. Почему я выбрал именно эту область знаний? Что привлекает меня в ней? Почему я хочу посвятить жизнь именно этой профессии? Каковы мои профессиональные цели? Не увлекайтесь многословием. В эссе очень важно выдержать характеристику "короткий рассказ" и при этом раскрыть тему.

БабуринаС.Н.: Косивец О.В. пишет: Эссе - это короткий рассказ в свободной форме на заданную тему.

Прокопенко М. Л.: Аттестуюсь в октябре. Сдала портфолио ( в печатном виде). Вернули доделать.Пришлось в школьном архиве искать приказы о выступлении на педагогическом совете школы, об участии в неделе открытых уроков. Выступление и открытый урок надо приложить. Добавила диагностику. Полтребовалось очень много фотографий детей в разных видах деятельности. Презентацию сделала в электронном виде и в печатном. Когда создавала портфолио, выбрала красивый фон. А когда стала распечатывать, увидела, что кончаются 4 краски. Надо купить. Дорого. Пришлось фон делать белый. А фото выделить в цветные рамки. Вывод: это интересно, анализирушь свою работу, видишь результаты и недостатки, планируешь на будущее, ставишь новые цели, надо подумать над рефлексией.

Васильева ОС: Я тоже создала свое портфолио в печатном виде (хотя у нас в школе пока это не пользуется спросом, не знаю почему). Я делала это для себя, провела анализ своей работы, хоть стаж работы у меня невелик, но получилось прилично! Я думаю, портфолио, нужно еще и лично для себя, теперь я без проблем нахожу нужный мне материал (о свое работе), могут проанализировать свою деятельность, все в системе! Вот только вопрос: есть ли определенные требования к созданию портфолио?

Тарасенко Е.В.: Васильева ОС пишет: есть ли определенные требования к созданию портфолио? Вот я тоже думаю, что для того, чтобы портфолио было не только технологией "отбора" учителей родителями первоклассников, но и стимулирования профессионального роста, оно должно иметь общепринятую, утверждённую хотя бы на уровне субъекта РФ форму и структуру, равно как и инструментарий внешнего оценивания содержания портфолио. А иначе, получается, мы можем судить об уровне профессионализма учителя только по наличию или отсутствию у него портфолио...

Ребикова Юлия: Косивец О.В. пишет: Портфолио учителя — это прежде всего элемент его самовыражения, атрибут имиджа и индикатор успешности. А еще это а) средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности; Учителя не спешат создавать Портфолио т.к. нет мотивов стимулирующих их на эту деятельность. Считаю, что хорошим мотивом может быть введение новой системы оплаты труда, которая потребует систематизации и обобщение профессиональной деятельности педагога. Если наличие портфолио будет заложено как критерий в школьные локальные акты о новой системы труда, педагои без внешнего воздействия, творчески его заведут.

Першикова А. В.: Как нет мотивов стимулирующих деятельность учителя?Стимулирующая надбавка к основной зарплате- основной стимул!Или ты получаешь300 рублей или 3 тысячи.Ведь чтобы получить деньги(любые) нужно собирать портфолио по критериям(у нас эти критерии есть),в этих критериях учитывается вся деятельность учителя: 1.уровень представляемого содержания образования 2.уровень профессиональной культуры педагога 3.динамика учебных достижений 4.результативность внеучебной деятельности по преподаваемым предметам 5.результативная деятельность учителя в качестве классного руководителя 6.результативность участия педагога в методической и научно- исследовательской работе А в каждом критерии масса подпунктов и на каждый нужно представить какой либо документ об участии. И таким образом за первое полугодие набрали, за второе- и портфолио за год собрали .И так каждый год.А через 5 лет при подтверждении категории- только обобщи и разложи по требуемым критериям.Так что портфолио-обязательно.У нас каждый педагог работает над своим портфолио.

Сибагатулина: Аттестуюсь в этом году на высшуюю категорию В качестве формы аттестации выбрала электронное портфолио, форму которого предлагает министерство образования Пермского края. В структуре портфолио есть 2 раздела: 1) Участие в научно-методической работе и 2) методическая работа. В первом перечисляешь свои заа во втором прикрепляешь доказательства. Неразумно, на мой взгляд. Далее. Есть отдельный раздел "Внеклассная работа по предмету", а в разделе "Методическая работа" опять есть подраздел "Внеклассная работа". Портфолио можно и нужно создавать. Раздел "Работа классного руководителя" включает в себя 2 вопроса: Снижение заболеваемости, посещаемость занятий. Разве только к этому сводится работа классного руководителя? Только вот авторы, которые создают его форму, должны хотя бы раз его заполнить сами. Если кто-то заинтересовался могу поделиться своими методическими разработками: философский стол "Карманные деньги: за и против", "Тематический сборник для организации внеаудиторной работы по разделу "Еда и напитки" (немецкий язык), тесты по немецкому языку.

Тарасенко Е.В.: Сибагатулина пишет: В структуре портфолио есть 2 раздела: 1) Участие в научно-методической работе и 2) методическая работа. А уровень обученности детей, простите? Собственно, в чём профессия учителя-то заключается?! В одном из субъектов РФ выделены разделы, которые кажутся более адекватными: характеристики качества образования, предоставляемого конкретным педагогом (динамические и абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы учащихся и рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников); характеристики профессиональной деятельности как условия обеспечения качества образования (показатели владения современными технологиями, включенности в методическую работу и инновационную деятельность).

Тарасенко Е.В.: Является ли портфолио учителя только технологией контроля его профессиональной деятельности: явного при аттестации или имплицитного при представлении родителям первоклассников? Очевидно, нет: портфолио не только является современной эффективной технологией оценивания, но и помогает решать другие важные педагогические задачи. Из них Е.С. Полат отмечаются следующие применительно к образованию школьников: «поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации». М.А. Пинская, разработчик портфолио учащегося профильной школы, отмечает, что «форма, в которой происходит самооценивание, чёткость и конкретность вопросов и последовательность шагов при выработке плана позволяют портфолио выполнять ещё и обучающую и организационную функцию». Эти же функции портфолио могут быть реализованы и по отношению к учителю. Значит, портфолио является действенным катализатором профессионального роста учителя!

Садретдинова И. Р: В портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества. Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Потрфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

Тарасенко Е.В.: Садретдинова И. Р пишет: Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности) В этом же отношении интересна практика Коннектикута и Нью-Йорка, которая направлена на введение портфолио, основанного на выполнении естественнонаучного эксперимента или разрешения реальной проблемы с привлечением междисциплинарных знаний. В Калифорнии, Мэриленде и нескольких других штатах разработан вариант портфолио в виде письменных форм, которые предполагают вовлечение учащихся в выполнении комплексных письменных заданий, требующих нескольких дней работы, с последующей презентацией. То есть опять же портфолио используется применяется прежде всего как когнитивная и развивающая технология, а его контролирующая функция становится вторичной. Наверное, в свете необходимости непрерывного образования, портфолио должно прежде всего давать учителю возможность систематизировать, обобщить и проанализировать свой опыт для своего дальнейшего саморазвития...

Налия Гараева: Составление портфолио учит учителя научной организации труда: планировть свою дальнейшую деятельность, анализировать свой профессиональный рост. Я бы предложила внести раздел прогнозирования деятельности на предстоящие 5 лет, особенно для начинающих учителей, чтобы у них была мотивация. а администрация учебного заведения создавала все условия для осуществления этих планов.

belochka757: Думаю, что дело не в самопиаре, а скорее в отсутствии времени, которого учителям очень часто не хватает для того, чтобы проанализировать очередной урок или мероприятие, оформить своевременно конспект, многие считают, что это нужно администрации, не понимая, что нужно прежде всего ему самому. Те, кто занимается внедрением Портфолио ученика, те давно сделали и ведут свое Портфолио. А вообще ,это здорово, когда заканчивается учебный год и ты анализируешь свою работу, смотря на свое Портфолио, видишь сколько ты сделал, каких результатов достиг, где и как участвовал со своими ребятами, чем порадовали Вас ваши ученики. Наши с учениками Портфолио стоят на одной полкев кабинете и каждый может посмотреть и порадоваться за очередную победу.

Бородавко Е.П.: Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины. Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима! Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него. Можно выделить несколько видов портфолио: Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности. Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования. Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности. Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы. Какой вид портфолио наиболее значим для Вас? Возможно ли создание электронного портфолио для современного учителя?

pavlovasa: Спасибо за подробный рассказ о вариантах портфолио, честно говоря, не задумывалась о видах. Мое портфолио пока в бумажном виде, в школе, где я работала раньше, электронное портфолио не было востребовано, а сейчас пора переводить все именно в электронный вид, займусь этим в ближайшее время.

Абызова С.В.: Портфолио должно быть у каждого учителя. Если оно есть в электронном варианте, то значит и в бумажном тоже будет. Те кто говорит о том, что нет времени- это отговорка. Значит не умеете правильно распланировать свой день. Я всегда говорю детям, которые не выполнили дом.работу (потому что времени не хватило), что у вас есть еще ночь, дерзайте. Мне очень понравился сайт- учителя Николаевой М.И. В этом сайте есть все. Для меня -это очередная находка. Спасибо, что есть такие подсказчики. Рекомендую посмотрите этот сайт-не пожалеете.

Соколова Э. А.: Создание портфолио сейчас очень актуально. И этой работой у нас занимаются сейчас все учителя. Мало того, в нашей республике на днях открылся "Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан", на котором каждый учитель должен выложить о себе следующую информацию: 1. Личные сведения об учителе 2. Профессиональные успехи 3. Достижения учеников 4. Сведения о курсах повышении квалификации 5. Разработки проведенных уроков 6. Используемые методики и программы 7. Сведения о публикациях учителя 8. Новости профессионального характера Как вы видите, список внушительный, и если учитель заранее не сделал своё портфолио, то ему было намного сложнее справиться с заполнением портала, на которое было отведено определенное время.

Передериева Е.В.: Бородавко Е.П. пишет: Возможно ли создание электронного портфолио для современного учителя? Электронное портфолио очень удобно использовать для занесения промежуточных данных в случае продолжительной динамики и отсутствия на данный момент результата окончательного. При последующем анализе полученной информации, получении результатов и выводов можно оформить страницы бумажного комплексного портфолио.

АношинаО.Г.: Косивец О.В. пишет: Что это - скромность, отрицание самопиара, неуверенность в себе или ...? В "Электронное портфолио" часто помещают самостоятельно разработанные программы информатизации школ, элективные курсы, слайд-фильмы, всевозможные презентации, сайты, web-страницы, статьи, фрагменты монографий, книг… А для этого требуется регистрация авторских прав. Вот тут и начинается... В области авторского права учителя мы еще только в самом начале пути. Работы, которые лежат в письменном столе учителей, – это колоссальный, неоценимый педагогический опыт, который пока еще остается непроанализированным и необнародованным.

Трубина Татьяна: Косивец О.В. писала Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио? Что это - скромность, отрицание самопиара, неуверенность в себе или ...? В нашем образовательном учреждении учителя стали активно наполнять портфолио после перехода на новую систему финансирования. Доплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда теперь производятся исходя из конкретных результатов трудя учителя, выраженных как в достижениях его учеников, так и личных успехах каждого из нас. Многие с гордостью демонстрируют уже "пухленькое" портфолио. Поэтому, я думаю, мотивационный фактор берёт на себя функцию "паровоза" в нашей сфере (чаше всего).

фахреева А.И.: Вопрос задан в 2008 году, тогда, на наш взгляд, его содержание, формулировка были актуальны. Мы работали над созданием своих портфолио потому, что нас призывали к этому, присутствовал административный прессинг. Сейчас портфолио учителя перестает быть продуктом административного давления, оно становится составной частью работы. Учителя в нашей школе создают портфолио, работают над его пополнением, заинтересованы в самопредставлении. Методическая служба школы разработала карту творческой активности с целью систематизации достижений работника, его самопрезентации. В карте фиксируются участие и результативность в конкурсах, проектах, научно-практических конференциях, форумах, мероприятиях различного уровня. Утвержденные авторские программы, методические и дидактические материалы, публикации являются частью портфолио. Учителя мотивированы на реализацию данного направления работы потому, что в нашей школе проводится системный мониторинг творческой активности на протяжении последних трех лет. Результаты мониторинга представляются на педагогических советах, совещаниях, на заседаниях методических объединений предметников. Коллективу представляются результаты личного и группового (по методическим объединениям) мониторинга, определяются лидеры, коллеги со средними показателями, аутсайдеры. Администрация школы материально стимулирует проявления творческой активности учителей. В условиях повышенной конкурентности хороший портфолио учителя - это его бонусы. Портфолио создают, работают над его пополнением, совершенствуют. Это объективная реальность.

Заостровных Марина В: Мукаева Т.М. пишет: Главная причина в том, что в школе нет специальной программы для заполнения портфолио, а сайты не умеют создавать, в форме презентации никто не хочет создавать. Но мы нашли в этом году выход-решили создать свое портфолио на сайте электронных портфолио учителей Пермского края. Надеюсь, что мы все достигнем поставленной цели. Я желаю Вам, научиться создавать свой сайт через дистанционные курсы Центра "Эйдос". У них в курсовой подготовке такие курсы предлагают. Я их сама прошла. Интересно! Познавательно! И, как всегда, деятельно! Своё оно всегда своё: выстраданное, продуманное! Заостровных Марина г.Алапаевск Свердловсой области.

Мукаева Т.М.: С одной стороны, портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы. Также помогает объективно оценить свои возможности и наметить действия по преодолению трудностей для достижения более высоких результатов. С другой стороны, портфолио учителя предназначена для оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. В нашей школе все педагоги имеют портфолио в бумажном варианте. Мы начали собирать и анализировать свои успехи еще с 2000 года. Тогда мы его называли папка педагогических достижений педагога. Но электронные портфолио имеют не все педагоги. Причинами называют: низкая ИКТ-компетентность (предпенсионный и пенсионный возраст), нехватка времени, отсутствие домашних компьютеров (хотя в школе их в достаточном количестве). Главная причина в том, что в школе нет специальной программы для заполнения портфолио, а сайты не умеют создавать, в форме презентации никто не хочет создавать. Но мы нашли в этом году выход-решили создать свое портфолио на сайте электронных портфолио учителей Пермского края. Надеюсь, что мы все достигнем поставленной цели.

jyliia: Здравствуйте! Считаю, что портфолио просто необходимость сегодня! Я имею портфолио в электронном, бумажном виде. Бумажное отходит медленно на второй план, а лидирует электронное. Очень удобно. Я года 3 назад была противницей этой технологии. Оказалось очень удобно.

Шуванова О.В.: jyliia пишет: Я имею портфолио в электронном, бумажном виде. Бумажное отходит медленно на второй план, а лидирует электронное. Согласно с мнением коллеги - бумажки отходят на второй план. Я оформила свой портфолио в виде сайта и он стал информационно - обучающей системой, где есть материал и для учеников, и для коллег. Конечно, он "эволюционирует" - появляются новые разделы, но жизнь сайт мне явно упростил, хотя изначально казалось, что это неподъемная работа! Сегодня я аттестуюсь - подтверждаю свою категорию, думаю эксперты оценят этот вид "папки достижений".

Трубина Татьяна: Несомненно, что электронный вид "папки достижений"- современный, удобный, практичный. Но соглсситесь, создаётся он пока ещё на основе бумажных документов. И правомочную силу имеют сертификаты, дипломы, грамоты, имеющие синюю печать. Вопрос перехода на электронный документооборот и электронную подпись сейчас широко обсуждается на всех уровнях, но пока... Поэтому и приходится нам иметь два, а то и три варианта своего Портфолио.

smailkcu@rambler.ru: Функция портфолио заключается в сохранении, накоплении, личных достижений педагога. Мне портфолио помогло систематизировать собственный опыт, наметить план самореализации. Некоторые педагоги ограничиваются сбором грамот и благодарностей в папку с файлами. Одна из причин нехватка времени. О необходимости ведения портфолио я поняла, когда готовилась к профессиональным конкурсам. Когда весь материал разложен по разделам, его удобно искать. Материал портфолио теперь храню в бумажном и электронном видею

Борзова О.А.: smailkcu@rambler.ru пишет: О необходимости ведения портфолио я поняла, когда готовилась к профессиональным конкурсам. Когда весь материал разложен по разделам, его удобно искать. Материал портфолио теперь храню в бумажном и электронном виде Очень правильное решение С портфолио у меня давняя история. мне первой в нашей школе довелось его сделать при аттестации. Сначала оно выглядело, как отчет о педагогической деятельности, а как только начала (одна из первых) участвовать в конкурсах и программах,то отчет постепенно перерастал в портфолио, и я тоже храню его в бумажном и электронном виде,и еще в виде ксерокопий всех грамот, писем,статей и т.п. И по разделам и по годам видно ,как я развивалась и, как мои дети меня радовали и хорошо учились!

smailkcu@rambler.ru: Борзова О.А. пишет: И по разделам и по годам видно ,как я развивалась и, как мои дети меня радовали и хорошо учились! Скажите, коллега, что для Вас имеет большую ценность: победа личная или выших учеников?

Юдина Ю.Г.: Коллеги, ознакомившись с вашими мнениями по портфолио учителя, я сделала вывод, что начинали все эту деятельность под нижимом обстоятельств. Я пока не имею своего портфолио в том его виде, каком он должен быть , но думаю, пора начинать работу по систематизации своих достижений. Во-первых это удобно, во-вторых полезно (рефлексия), и наконец, самоорганизация. И опять же, я - пример для своих учеников!

smailkcu@rambler.ru: Юдина Ю.Г. пишет: пора начинать Портфолио начинаем оформлять уже с учениками 1 класса. Оригиналы грамот, творческих работ хранятся у ребят дома. В школе индивидуальные достижения хранятся в "Электронном портфолио". Даже малыши понимают ценность портфолио, а точнее тому, что в нём находится.

Заостровных Марина В: Здравствуйте! Очень приятно вступать в разговор, когда много в этом вопросе заинтересованных лиц. Я , как учитель начальных классов, с портфолио работаю 12 лет. Согласна , что портфолио в работе с учениками и собственное портфолио необходимо. Но для его эффективности нужная чёткая мотивация. И здесь я не совсем согласна с высказываниями. smailkcu@rambler.ru пишет: Даже малыши понимают ценность портфолио, а точнее тому, что в нём находится. Для них в первом классе портфолио-это лишь накопление результатов. Их так же можно развесить на стене и любоваться ими. Суть портфолио намного , я считаю, должна быть глубже. Мы их через портфолио должны научить анализировать всё , что заложено в образовательном и воспитательном процессе. Т.е нужно делать выход на рефлексию, на формирование своей адекватной оценки. А если говорить об учительском портфолио, то "под нажимом обстоятельств", как пишет Юдина Ю.Г.наврят ли оно будет эффективным для самого учителя. Сменятся обстоятельства, сменятся и все требования. Получается , что ты просто на его создание потратил время. К созданию портфолио нужно "созреть"! Опять таки превращать его не в накопительное, а действенное. Т.е процесс анализа и рефлексии в нём необходимы.

Юдина Ю.Г.: Спасибо, коллеги, за отклик. Заостровных Марина В пишет: Сменятся обстоятельства, сменятся и все требования. Хочу возразить. Портфолио - это еще и способ систематизации достижений. Форма представления достижений, возможно, и изменится, как меняются обстоятельства, но ведь данная форма удобна и гибка. Разделы портфолио, как повышение квалификации, результативность участия обучающихся в конкурсах, участие в профессиональных конкурсах и пр., неизменно присутствуют при любой экспертизе профессиональной деятельности учителя. Как постоянны направления деятельности учителя, так и вечны будут критерии оценки деятельности педагога. Поэтому я не считаю, что формление портфолио - трата времени и сил.

Demina Galya: Юдина Ю.Г. пишет: Портфолио - это еще и способ систематизации достижений. Форма представления достижений, возможно, и изменится, как меняются обстоятельства, но ведь данная форма удобна и гибка. Хочу поддержать взгляд Юдиной Ю.Г. Основная задача портфолио - систематизация, анализ и самооанализ деятельности учителя. И, только создавая этот продукт (назвать-то можно по разному) понимаешь - как много задач стоит перед учителем, как много мы делаем и как много еще предстоит сделать...

Мухометзянова Л.В.: Косивец О.В. пишет: Портфолио учителя — это прежде всего элемент его самовыражения, атрибут имиджа и индикатор успешности. А еще это а) средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности; Хоть заговорили на эту тему давно, но для меня это важно и сейчас, портфолио оказалось средством мониторинга моего профессионального роста. Впервые вопрос о портфолио у меня возник 3 года назад. Но у меня его до сих пор нет. Сейчас я только собираю материалы и документы о своей деятельности и складываю в отдельную папочку. Три года назад и показать то нечего было. Я стала задумываться об этом, анализировать . Начала учавствовать в сетевых проектах, сама приглашала на свои открытые уроки - чего раньше никогда не было! Через год у меня аттестация . И я буду готова к ней и оформлю уже портфолио.

Кокшарова Т.А.: Вопрос о создании портфолио учителя, на мой взгляд, нельзя решать "указанием сверху", это должно быть личным делом каждого учителя. Когда учитель почувствует, что это ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО, тогда и появится портфолио. Надо просто подсказать учителю, где это может пригодиться. Например, когда-то мне пришлось сформировать портфолио "по необходимости" - подать пример коллегам из своей школы, но уже через год при подготовке аттестационных материалов я поняла, что это здорово, когда всё под рукой, в одном месте, уже систематизировано. И каждая новая грамота, сертификат, разработка, тезисы выступлений, отчёты, справки и т.п. ложится не в стол или куда-то ещё, а сразу на место. И в случае любого запроса информации от учителя - всё есть, не надо искать или вспоминать.

Заостровных Марина В: Всем добрый вечер! Обращаюсь к Юдиной Юлии Геннадьевне и ко все остальным участникам этого форума. Юлия Геннадьевна, вы пишете Кокшарова Т.А. пишет: я не считаю, что формление портфолио - трата времени и сил. Портфолио - это еще и способ систематизации достижений. А через что ,как не через рефлексию своих действий, Вы сможете подойти к систематизации своих результатов? Если учитель этого не делает, то тогда портфолио носит односторонний характер. Уважаемые коллеги! Прочитала все Ваши мысли по форме портфолио и по его структуре. С чем-то согласна, с чем-то не очень. Считаете ли Вы важным включать раздел анализа, рефлексии ? И в каком виде?

Борзова О.А.: Заостровных Марина В пишет: Считаете ли Вы важным включать раздел анализа, рефлексии конечно надо анализировать и свою работу и работу детей, ведь мы же не коллекционеры, а те кто сеет разумное,доброе, вечное и обязаны следить за "прорастанием" и себя в том числе!!!

Трубина Татьяна: Кокшарова Т.А. пишет Вопрос о создании портфолио учителя, на мой взгляд, нельзя решать "указанием сверху", это должно быть личным делом каждого учителя. Полностью с Вами согласна, коллега. Ведь аттестация - это тоже добровольное дело каждого педагога, а по новым требованиям к аттестующимся педагогическим работникам, представление материалов на присвоение категории должно отвечать определённым средним общероссийским и региональным показателям. А если у учителя всё зафиксировано в электронном виде, то графики, диаграммы делать становится проще. А можно и не делать дело добровольное.

Моисеева Г.Ю.: В 2010 году информация о профессиональных достижениях учителя в конкурсе Приоритетный национальный проект "Образование" формировалась на основе документальных подтверждений. Выполнить эту работу быстро очень помогло портфолио учителя. В моём портфолио следующие разделы: • Общие сведения • Самообразование учителя • Достижения учителя • Методическая работа • Распространение опыта • Достижения учеников • Внеклассная работа

Курышкина ЕК: Нет. Скорее всего это не скромность учителей, это загруженность, которая преобладает в нашей профессии, монотонность в работе. Что бы развить творчество учителя не нужно закрываться в своем мире. У нас у каждого есть что-то свое чем мы можем поделиться. очень интересно проходить переподготовку, с помощью нее можно самоутвердиться, она помогает участвовать в различных конкурсах проф мастераства. А сейчас портфолио учителя очень важно. Об этом должен знать каждый учитель. В настоящее время не хватает учителей, но не смотря на это принимая на работу администрация смотрит на профессиональные достижения учителя.

Юдина Ю.Г.: Заостровных Марина В пишет: Считаете ли Вы важным включать раздел анализа, рефлексии ? И в каком виде? Да, действительно, включить раздел, в какой форме его представить? Мы бесконечно много отчетов, анализов, мониторингов количественных и качественных показателей пишем за учебный год. Казалось бы, что еще какой-то анализ нужен? В основном они носят числовой характер или вид перечисления мероприятий и достижений. А качественный анализ пишет за нас администрация. Может стоит представить анализ собственной деятельности в виде эссе с выводом и определением задач на будущий год. Тогда, на мой взгляд, и будет рефлексия. Хотя согласна с Курышкина ЕК пишет: загруженность, которая преобладает в нашей профессии может отбить всю охоту, но дорогу осилит идущий. Анализ собственной деятельности должен присутствовать в работе учителя всегда, иначе он не профессионал, а любитель в маске учителя.

О.С. Башкирцева: Портфолио помогает учителю провести глубокий самоанализ, выбрать траекторию саморазвития, оценить качество своей работы, составить план на ближайшее будущее. Ну а что касается времени, то его нам ВСЕГДА не хватает. Вопрос в том, кому еще нужен наш портфолио, кроме нас? Мне, как молодому учителю, портфолио необходимо для того, чтобы повысить квалификацию. А вот учителям высшей категории, заслуженным учителям России оно для чего? Они уже достигли определенных высот.

Борзова О.А.: О.С. Башкирцева пишет: А вот учителям высшей категории, заслуженным учителям России оно для чего? Они уже достигли определенных высот Дополняя свое портфолио, мы так же проходим аттестацию и подтверждение своей высшей категории. И еще портфолио помогает участвовать в конкурсах проф.мастерства и различных проектах в образовании

Мукаева Т.М.: Ведь портфолио - это архив своих результатов. На мой взгляд данная деятельность была всегда. Уважающий себя человек никогда не будет разбрасываться своими достижениями и не должен. Для учителя портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, методической, исследовательской. Важная цель создания портфолио – представить отчет о работе учителя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост педагога, способствовать формированию навыков рефлексии (самооценки).

Мукаева Т.М.: У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

Курышкина ЕК: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я считаю, что создание портфолио для учителя - это важно.Практическая значимость этого: повышение профессионального мастерства (качество); реальное представление о результатах деятельности; основание для аттестации; основа для участия в конкурсных и грантовых программах; редъявление результатов социуму через систематизацию наработок.

Еременко Е.И.: Портфолио в нашем ОУ учителями ведется на протяжении 3 лет, но в течении этих лет было все не так и не этак, хотелось чего-то совершенного, мобильного, легкого в управлении и вот пришли к мысли создания базы электронного портфолио, которое включает в себя различные разделы по которым администрации нужна информация постоянно. Принажатии кнопки высшая категория появляется весь список учителей соответствующий критериям поиска, призовые места детей на олимпиадах - пожалуйста. Конечно система еще не совершенно и находится в тестовом режиме, но хочется верить, что это быстро поправим)

Еременко Е.И.: Портфолио в нашем ОУ учителями ведется на протяжении 3 лет, но в течении этих лет было все не так и не этак, хотелось чего-то совершенного, мобильного, легкого в управлении и вот пришли к мысли создания базы электронного портфолио, которое включает в себя различные разделы по которым администрации нужна информация постоянно. Принажатии кнопки высшая категория появляется весь список учителей соответствующий критериям поиска, призовые места детей на олимпиадах - пожалуйста. Конечно система еще не совершенно и находится в тестовом режиме, но хочется верить, что это быстро поправим)

Еременко Е.И.: Портфолио в нашем ОУ учителями ведется на протяжении 3 лет, но в течении этих лет было все не так и не этак, хотелось чего-то совершенного, мобильного, легкого в управлении и вот пришли к мысли создания базы электронного портфолио, которое включает в себя различные разделы по которым администрации нужна информация постоянно. Принажатии кнопки высшая категория появляется весь список учителей соответствующий критериям поиска, призовые места детей на олимпиадах - пожалуйста. Конечно система еще не совершенно и находится в тестовом режиме, но хочется верить, что это быстро поправим) Но главное, что есть теперь рейтинг учителей, предметных кафедр и информации по школе.

Еременко Е.И.: что-то я погоречилась с отправкой сообщений) прошу прощения!)

Еременко Е.И.: что-то я погоречилась с отправкой сообщений) прошу прощения!)

Смирнова Т.А.: Косивец О.В. пишет: Почему же учителя в большинстве своем не спешат создавать портфолио? Что это - скромность, отрицание самопиара, неуверенность в себе или ...? ООООО, какой хороший вопрос. Та группа пелагогов которые не работают совсем или регулярно со своим портфолио подразделяются на несколько подгрупп: 1) Не хочу (считаю не нужным даже для себя - я знаю как я работаю) 2) Мне нечего показать 3) Это "показуха" (нужно только начальству) 4) Не умею 5) Это никому не надо (з/п не прибавиться и спасибо никто не скажет) За последнее время (N - лет) первый пункт во многом отсекла форма аттестации (в той или иной мере все начали собирать "папочки") пункт 4 - рождается в различных формах требований предъявляемых к портфолио (электронная форма-сайт, не соблюдение требований к бумажной форме, поскольку разные организации выставляют иногда категорично разные требования) пункт 3 и пункт 5 близки друг другу по сути - сделаю как-нибудь, лишь бы отстали.... Все вышеперечисленное сводится к малой "доле" педагогов (независимо от формы организации - это и ДОУ и ОУ, и Доп.Обр.), и бОльшую часть из педагогов не работающих регулярно со своим портфолио - это педагоги попадающих под пункт № 2 - "мне нечего показать". Никто не учит педагогов работать с портфолио, со своей самопрезентацией в любом виде. Учитель умеет вести урок, умеет работать на методсеминаре, но зачастую представить результат своей работы, "нахвалить" себя - учитель не умеет, поскольку многие результаты считает чем то очевидным и предсказуемым (зачем об этом говорить - это обычная работа). Я сейчас говорю о группе учителей исренне считающих, что им нечего представить в своем портфолио, цитирую "в олимпиадах мы не учавствуем, конференций у нас нет, конкурсов тоже..". Из опыта работы с такими педагогами могу сказать - 2-3 дня плотной работы и "папочки" начинают расти на глазах. Мы прорабатывали сначала, что такое портфолио, что может быть "разделом" портфолио, что является методическим и педагогическим "результатом" и т.д. Потом рассматривали и обсуждали наиболее "толстые" портфолио уже "именитых" педагогов - находили нужное и лишнее.... Конечно за два дня оно не рождается, но педагоги прошедшие такой интенсивный курс - погружение начинали понимать какую огромную работу они делают, и как надо ее представлять. Особенно такой опыт-обучение полезен для молодых педагогов, которые теряются особенно перед аттестацией или на метод.семинарах. Хорошо бы такой миникурс был введен хотя бы в институтах повышения квалификации и читался бы даже не научным сотрудником, а именно школьным педагогом (с "грамотным" портфолио - может быть победитель ПНПО)



полная версия страницы