Форум » Научная школа для учителя » Традиционные (неэвристические) олимпиады: за и против » Ответить

Традиционные (неэвристические) олимпиады: за и против

Гриневич Л.А. : Было время, когда в школах проводились олимпиады только по трём предметам: математике, физике, химии. Сейчас в школах проводятся олимпиады по всем предметам. Не секрет, что одни и те же ученики ходят на несколько олимпиад, причём сначала идут олимпиады школьные, затем региональные, областные. Хорошо хоть, что в этом году убрали окружные олимпиады. Причём у нас эти олимпиады проводятся в учебное время. Практически четверть дети-олимпиадники не учатся толком, на них ложится огромная нагрузка - быть на уровне, не подвести учителя, школу. Они отстают, так как пропускают уроки, готовятся к олимпиадам дополнительно, потом им приходится навёрстывать упущенный материал. Сейчас к тому же появились интернет-олимпиады. Каждому учителю хочется, чтобы по его предмету выступили самые умные дети. Не понимаю, зачем столько олимпиад? Неужели нельзя придумать какие-то другие формы выявления достижений учащихся по некоторым предметам? Можно же провести вместо олимпиады, например, брэй-ринг по экономике, турнир знатоков по географии, конкурс учебных проектов по биологии, конференцию по истории, конкурс любителей прозы и поэзии и др. Тогда и ребятам будет интереснее в школе, и не только отличники будут участвовать. А одарённость детей всё равно проявится.

Ответов - 62, стр: 1 2 All

jyliia: После того , как сама стала конкурсантом эвристических олимпиад, поняла как "сухо" проходят олимпиады в школе. Конечно всё зависит от учителя, но редко в наш класс приходит заинтересованный человек, чаще для галочки! И задания суховаты. А раньше мне всё нравилось.

Шуванова О.В.: jyliia пишет: И задания суховаты В этом году мой сын, выпускник, стал студентом Университета Нефти и газа именно по олимпиаде. Поэтому я конечно "за"! Очень хорошо, что перечень олимпиад, по которым дети принимаются в Вузы, постоянно увеличивается. Это отличный шанс проявить и показать себя. Ну и, естественно, у меня была возможность оценить задания многих олимпиад в этом году. Я не скажу, что они сухие. напротив, многие творческие, требующие очень глубоких знаний предмета, были вопросы и энциклопедического характера (но их не много). В итоге все зависит от команды составителей и от цели Вуза - если хотят набрать действительно умных деток - то и задания соответствующие! Эвристические олимпиады помогают развивать неординарное мышление, которое так востребовано сегодня. Поэтому и "камеральные" и эвристические олимпиады имеют место быть.

Дондокова Т.В.: Гриневич Л.А. пишет: Можно же провести вместо олимпиады, например, брэй-ринг по экономике, турнир знатоков по географии, конкурс учебных проектов по биологии, конференцию по истории, конкурс любителей прозы и поэзии и др. Тогда и ребятам будет интереснее в школе, и не только отличники будут участвовать. Да дело в том, что помимо олимпиад, все перечисленное тоже проводится , причем в обязательном порядке, по плану УВР школы. И грамоты, свидетельства, сертификаты тоже выдаются (лучшему знатоку истории, биологии и т.д.) Только олимпиады в рейтинге значимости и престижа ценятся почему-то выше всего перечисленного. Это, как мне кажется, идет еще со времен советской школы.


Исаева О.Ю.: Олимпиады по предметам, это нужное мероприятие. Только задания должны быть интересными, а не как вариант ЕГЭ. Дети после выполнения задания при любом результате, должны выходить с чувством удовлетворения, что было интересно, здоров и не важно какой результат было все интересно. Вот это олимпиада. А тестовые задания, это как экзамен. Так дети в течении года пишут их столько, да ещё и экзамены сдают. Олимпиада для выявления талантливых детей. Любому участнику должны быть по силам, а не только детям из профильных школ. Я сегодня пришла с олимпиады по психологии. Дети меня приятно порадовали. Олимпиада была впервые и для них и для меня как для педагога. Все получили массу удовольствия от мероприятия. Олимпиада была посвящена эмоциям. Так вот эмоционально дети выложились на все 100% Я ими горжусь. И ушли они с нашей олимпиады удовлетворенные, счастливые, уверенные в своих способностях.

ася полтавская: Я считаю, что олимпиады нужны, и их необходимо проводить. Во - первых, они повышают интерес к обучению, дети чего - то стараются добиться. Хотелось бы особо остановиться на дистанционных олимпиадах. Мне кажется, что они будут одними из основных в будущем. А за эвристическими олимпиадами - будущее. Дистанционные эвристические олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся как по определенному учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, позволяют современному школьнику ощущать себя развивающимся гражданином мирового информационного пространства. Участвуя в дистанционных творческих олимпиадах, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования,

Звёздочкин В.Д.: ася полтавская пишет: Я считаю, что олимпиады нужны, и их необходимо проводить. Во - первых, они повышают интерес к обучению, дети чего - то стараются добиться. Я поддерживаю это мнение. Уже не первый год в нашей школе в первой четверти проводится интегрированная школьная олимпиада по ряду учебных предметов. В первом туре этой олимпиады участвуют все учащиеся (она проводится во время специально выделенного для этой цели урока одновременно во всех классах). На второй и третий тур выходят победители предыдущих этапов. И можно сказать, что ученики с интересом выполняют задания этого конкурса. Ну а побеждают, естественно, ребята успешно осваивающие учебную программу и с большим кругозором.

Косивец О.В.: ася полтавская пишет: Я считаю, что олимпиады нужны, и их необходимо проводить. Во - первых, они повышают интерес к обучению, дети чего - то стараются добиться. Конечно нужны. Но только как экзамен. "Что-то добиваться" надо в процессе. Это не разовая акция! Участие в олимпиаде можно поставить перед собой как цель, а успех - как планку. Только тогда в олимпиаде или конкурсе будет смысл. Сегодня же многие учащиеся идут на олимпиаду ради записи в портфолио или в характеристике: "Участник олимпиады по ..." Звучит солидно. Еще раз подчеркну. Предметные олимпиады нужны. Но они - для избранных в хорошем смысле слова. Что касается эвристических олимпиад с открытыми заданиями, то это как раз для всех желающих "творить на заданную тему". Однако с общепринятыми школьно-муниципально-региональными олимпиадами они ничего общего не имеют! И в этом их большой-большой ПЛЮС.

БабуринаС.Н.: Косивец О.В. пишет: Еще раз подчеркну. Предметные олимпиады нужны. Но они - для избранных в хорошем смысле слова. Что касается эвристических олимпиад с открытыми заданиями, то это как раз для всех желающих "творить на заданную тему". Полностью с вами согласна. Но как быть с детьми, которые ни в предметных, ни в эвристических олимпиадах участвовать не хотят или бояться их.

БабуринаС.Н.: БабуринаС.Н. пишет: Полностью с вами согласна. Но как быть с детьми, которые ни в предметных, ни в эвристических олимпиадах участвовать не хотят или бояться их. Извиняюсь, за ошибку: "...боятся их"

KuzminVA: БабуринаС.Н. пишет: как быть с детьми, которые ни в предметных, ни в эвристических олимпиадах участвовать не хотят или бояться их. Увлечь, заинтересовать, показать перспективы участия! Ну, а если совсем уж не хотят, то зачем заставлять? ;)

Васильева И.В.: Гриневич Л.А. пишет: Сейчас в школах проводятся олимпиады по всем предметам. Это неплохо, что в школах проводятся олимпиады по всем учебным дисциплинам. Учащиеся имеют право выбора. Плохо то, что во всех этих олимпиадах, наверняка каждый знает по своей школе, участвуют одни и те же 2-3 человека. Эти учащиеся в конец выматываются. И результат плачевный. Нежелание участвовать в олимпиадах. В этом году у нас решили проводить олимпиады по всем предметам в один день, чтобы не было нагрузки на одних и тех же.

Гриневич Л.А. : Васильева И.В. пишет: "Это неплохо, что в школах проводятся олимпиады по всем учебным дисциплинам. Учащиеся имеют право выбора. Плохо то, что во всех этих олимпиадах, наверняка каждый знает по своей школе, участвуют одни и те же 2-3 человека. Эти учащиеся в конец выматываются. И результат плачевный. Нежелание участвовать в олимпиадах. В этом году у нас решили проводить олимпиады по всем предметам в один день, чтобы не было нагрузки на одних и тех же." Какое же это право выбора, если Вы сами пишите, что во многих школах участвуют в олимпиадах одни и те же дети? У нас, например, в школе проводится вместо школьных олимпиад интеллектуальный марафон, практически по всем предметам, но не в один день, а в три субботы. Предметы разбиты на три группы. Хорошо, что приходят все желающие, подчас не самые сильные ученики. Правда, с каждым годом участников становится всё меньше. Дело в том, что всё приедается, если не вносить в дело ежегодно какую-то изюминку. На марафоне мы стараемся давать детям задания эвристического типа. Но затем начинаются региональные олимпиады, а на них-то обычно даются достаточно сложные задания (сужу по своему предмету - физике). Но ведь можно олимпиады по каким-то предметам проводить не ежегодно, а, например, раз в три года. Тогда и нагрузки такой на детей не будет, да и им будет интереснее.

Кинцель А.Е.: Васильева И.В. пишет: В этом году у нас решили проводить олимпиады по всем предметам в один день, чтобы не было нагрузки на одних и тех же. У нас ученик имеет право участвовать в олимпиаде только по одному предмету. И охват учеников более полный.

Исаева О.Ю.: Уважаемые коллеги олимпиада ограничивает способности ребенка даже тем, что могут принять участие ребята только тех классов, которые указаны в письме министерства. А если ребенок увлекается наукой, а если он хочет попробовать силы. Что делать? Можно ли учащегося 9 класса, где проводится элективный курс по профориентации, самоопределению принять участие в олимпиаде по психологии для 10-11 классов. Может ли претендовать на место или будет идти вне конкурса. А как же одаренные дети?

Звёздочкин В.Д.: Исаева О.Ю. пишет: Можно ли учащегося 9 класса, где проводится элективный курс по профориентации, самоопределению принять участие в олимпиаде по психологии для 10-11 классов. Мне кажется, что подготовленные дети могут участвовать в таких конкурсах, опережая свою возрастную группу. В прошлом году у нас в городе проводилась олимпиада по избирательному праву «Мы – будущее Челябинска», так вот ученица 8 класса нашей школы приняла в ней участие и заняла поощрительное место, первые три места заняли девятиклассники. Хотя эту тему начинают изучать в 9-ом классе. Периодически появляются в прессе заметки о талантливых детях, которые за год проходят программу двух лет обучения, или оканчивают школу в 14-15 лет. Такие олимпиады как раз и должны выявлять одарённых ребят.

Гриневич Л.А. : Исаева О.Ю. пишет: "Уважаемые коллеги олимпиада ограничивает способности ребенка даже тем, что могут принять участие ребята только тех классов, которые указаны в письме министерства". И у нас был случай, когда не пришёл пакет с заданиями для 9-х классов, и моих 9-классников, по моей просьбе, посадили с 10-классниками. Так вот результаты моих ребят оказались выше, но официально им не засчитали их. Грамотами наградили лишь после того, как я побывала на приёме у завгороно. Кстати, в письме министерства сказано, что на олимпиаде дети не могут пользоваться никакими справочниками. Разве это опять не ограничения? Как же тогда быть с рассуждениями о том, что надо от знаниевой системы в образовании переходить к деятельностной? Никто не спорит, что знания нужны, но почему нельзя воспользоваться каким-то справочником, если вдруг остро возникла такая необходимость? Не секрет, что "человек - самая совершенная машина для забывания". Надо ли помнить все формулы, если можно их посмотреть в нужный момент? Главное, уметь найти то, что тебе необходимо.

Горная: Ученики нашей школы охотно участвуют в олимпиадах. Причем их интересуют олимпиады всероссийского уровня. Им приятно побеждать, получать грамоты. Интересна олимпиада, проводимая УРФО (г.Екатеринбург). Организаторы олимпиад вывозят детей в Чехию, Турцию, Киев... Дети заинтересованы в победе, ведь для них это возможность организованно посетить разные страны. Помимо проведения самой олимпиады предлагается культурная программа.

Семич С.В.: Уже десять лет занимаюсь организацией городского этапа всероссийской предметной олимпиады и о минусах могу говорить очень долго. но не буду Как правило возникает много конфликтных ситуаций. Особенно это связано с составлением заданий. Из- за многообразия учебников. учебных планов часть сильных учеников проигрывают из- за того что материал пока не изучался. Это всегда неприятно и для детей и для педагогов. Так же могу сказать, что "министерская" олимпиада не является инструментом развития обучающихся. Это просто инструмент отбора одаренных детей. Хотя кто для чего и куда их отбирает "в глубинке" непонятно. Ежегодно сопровождаю городскую командуу для участия в краевом этапе олимпиады. Как правило, дети из районов не занимают призовых мест, хорошие результаты только у детей из специализированных учебных заведений, где детей "натаскивают" на выполнение олимпиадных заданий. Поэтому и популярны эвристические олимапиды, и другие дистанционные проекты и конкурсы. Они действительно развивают детей, повышают учебную мотивацию и множество других плюсов. Был период, когда мы терялись в потоке информации, трудно было на чем- то остановиться и понять, какие именно конкурсы, олимпиады наиболее эффективны. Но со временем в каждой школе произошел "естественный отбор". Участие в олимпиаде связано как правило с составлением рейтинга учителя и ученика. При этом из-за разноуровности и разноплановости дистанционных олимпиад возникает вопрос: как начислять "баллы". Утверждения типа "мы участвовали в более трудной олимпиаде" и т.д. слышим нередко. Какие могут быть здесь подходы?

KuzminVA: Семич С.В. пишет: Хотя кто для чего и куда их отбирает "в глубинке" непонятно. Отбирают для того, что бы они смогли обучаться в престижных ВУЗах (МГУ, например) - раз, чтобы не посрамили честь России на международном уровне - два! Семич С.В. пишет: Как правило, дети из районов не занимают призовых мест, хорошие результаты только у детей из специализированных учебных заведений, где детей "натаскивают" на выполнение олимпиадных заданий. Почему Вы так решили? В своё время, когда я работал в родной сельской школе, мои ученики побеждали и на областном и зональном и более высоких этапах! Почему Вы решили, что в специализированных школах "натаскивают" на задания олимпиад, может просто Вы лично столкнулись с подобным опытом?

АношинаО.Г.: KuzminVA пишет: Почему Вы решили, что в специализированных школах "натаскивают" на задания олимпиад, может просто Вы лично столкнулись с подобным опытом? Речь не идёт о спецшколах и интернатах. В одном городе, но в разных школах- разное количество часов на преподавание предметов! Например в традиционных классах - 2 часа биологии в 7,8,9 классе. А в хим.-био классах лицея 3-5 часов биологии в неделю. Сажают таких детей за одинаковые по уровню сложности предметные городские и областные олимпиады. Поэтому мы и участвуем в независимых дистанционнных олимпиадах центра "ЭЙДОС", Всероссийских экологических марафонах, где наши учащиеся добиваются хороших результатов.

Кочкина Е.Н.: Исаева О.Ю. пишет: Олимпиады по предметам, это нужное мероприятие. Только задания должны быть интересными, а не как вариант ЕГЭ. У нас, в Республике Саха существует Мустакимовская олимпиада (задания печатаются в газете для детей "Юность Севера, г. Якутск.). Мы их решаем давно, и я заметила, что "слабенькие", те, которые не решают задания даже школьной олимпиады, как бы "встрепенулись". У Р.Д.Мустакимова очень интересная форма подведения итогов - все набранные баллы и фамилии участников печатают в газете. Представляет, сколько гордости и блеска в глазах у "олимпиадника-новичка", которого в "большие" олимпиады не брали. А в "Кенгуру" для выпускников ваши ученики участвуют?

Сметанина С.И.: Я, считаю,что учащиеся должны иметь свободу выбора заданий в олимпиадах и для более старших классов, нежели в котором они обучаются на данный момент. и должны каким-то образом поощряться за это. Ведь, если одарённого ребёнка ограничить возрастной рамкой, то творческого роста он не получает. Может стоит организаторам проведения эвристических олимпиад пересмотреть этот факт и, к примеру выдать больше заданий, но не указывать возрастную категорию детей? Понимаю, что в таком случае, систему оценивания нужно менять и это очень тяжело. К тому же вероятность выполнения детьми заданий,которые предназначены для более младшего возраста, очень велика. Но что-то в этом направлении нужно менять.

Кинцель А.Е.: Гриневич Л.А. пишет: Сейчас в школах проводятся олимпиады по всем предметам. Не секрет, что одни и те же ученики ходят на несколько олимпиад, причём сначала идут олимпиады школьные, затем региональные, областные. У нас принято, чтобы ученик посещал только одну олимпиаду. Т.е. в школе он может пойти на несколько - проверить себя, свои знания, а вот на городскую - только на один из предметов. Вопрос немного в другом. Нужно ли давать такой высокий уровень республиканских олимпиад? На многие задания школьный учитель не может ответить и естественно подготовить по ним ребенка. Это задания для узкопрофильных специалистов ВУЗов.

Гриневич Л.А. : По-моему, на республиканский уровень олимпиад и не должен готовить учеников школьный учитель. Это как в спорте, сборы, на которых представители высшей школы готовят ребят, попавших на такую олимпиаду. Конечно, хорошо, когда у учителя такой высокий потенциал, только вряд ли он останется в массовой школе. Хотя, конечно, на олимпиаде должны быть некоторые задания, с которыми ученик мог бы справиться. Это ужасно, когда ребёнок сдаёт пустую работу. Такой стресс для него.

Косивец О.В.: Гриневич Л.А. пишет: Не понимаю, зачем столько олимпиад? Неужели нельзя придумать какие-то другие формы выявления достижений учащихся по некоторым предметам? Нашу бюрократию вообще понять невозможно. Те, кто проидумывает олимпиадные гонки, как правило в школе не работают. Или работают формально. Олимпиада по предмету - конкурс не для всех. Во-первых, для тех кто может. Во-вторых, для тех, кто хочет. В-третьих, олимпиада не освобождает от образовательного процесса ни учащегося, ни учителя. Эти правила раньше соблюдались неукоснительно. Олимпиады проводились только на каникулах. Сначала на осенних (1 тур), далее - на зимних. Сейчас же казалось бы благое олимпиадное дело просто парализует учебный процесс! Зато чиновники от образования отчитываются о массовом участии детей в олимпиадном движении! Правду искать здесь бесполезно. Возмутиться должен "заказчик" образовательных услуг - родитель. А пока этого не случилось - олимпиадный беспредел, как удел многих будет процветать.

Афанасенкова Л.М.: Косивец О.В. пишет: Сейчас же казалось бы благое олимпиадное дело просто парализует учебный процесс! Абсолютно согласна. Раньше олимпиады по предметам проводились во внеурочное время. В этом году по всему городу олимпиады проводились по всем школам города в одно и то же время - 13.00. Это время начала 5 урока. Поэтому на последних двух уроках учащихся практически не было. А если учесть, что олимпиады проводились практически каждый день с 13 по 28 октября, а в этих олимпиадах участвовали практически одни и те же учащиеся, то можно себе представить, как выглядела школа в конце 1 четверти!

Гриневич Л.А. : Полностью с Вами согласна! Олимпиадная гонка у нас продолжается. Ежедневно ( в течение полумесяца) на уроках отсутствуют по нескольку учеников, которые в этот день ушли на очередную олимпиаду. В основном, это одни и те же, кто учится на "4" и "5". Когда дети появляются на очередном твоём уроке, они уже отстали, им нужно догонять одноклассников. И это почти по всем предметам. Конечно, эти ребятишки, в конце концов нагонят сверстников, на то они и умнички. Обидно то, что этих ребят, практически некогда готовить к олимпиаде, а в этом году олимпиадные задания для всех одинаковы: учишь ты физику три часа или 6-8, обычная у тебя школа или же специализированная. Если раньше мы всё равно выявляли победителей, хотя общее количество баллов, набранных детьми могло быть и невысоким, то в этом году вообще призовых мест может не оказаться в районе, т.к. ученик должен набрать определённое количество баллов. У меня такое впечатление, что цель этих олимпиад - очередная попытка ткнуть носом учителя: "Нет призёров на олимпиаде, значит, не научил!" А призёры-то чаще всего - те, кто занимается с репетиторами. Или, действительно, ученик, увлекающийся данной наукой. Хотя в обычной школе их становится всё меньше и меньше. Спасибо.

Кинцель А.Е.: Гриневич Л.А. пишет: Ежедневно ( в течение полумесяца) на уроках отсутствуют по нескольку учеников, которые в этот день ушли на очередную олимпиаду. В основном, это одни и те же, кто учится на "4" и "5". Когда дети появляются на очередном твоём уроке, они уже отстали, им нужно догонять одноклассников. Пропуски уроков не только у олимпиадников. А спортивные соревнования, а различные концерты, конкурсы и т.д. Ученики и учителя вынуждены постоянно пропускать уроки. Потом все темы долго нагоняем. Отсыда и бывают недочеты в знаниях.

Хингеева И.С.Иркутск: В школах одни и те же проблемы с олимпиадами: олимпиадная гонка в начале года с теми же последствиями. Свобода выбора в школьных предметных олимпиадах, победы в нескольких, а участие в одной олимпиаде по выбору, чтобы не допустить перегрузки учащихся. Занятия с одаренными детьми и трата личного времени. Рейтинг ученика -это оценка работы учителя. Были хорошие времена в недалеком прошлом, когда участники - призеры получали, кроме грамот, денежные премии от 200-300 руб. и учителя, подготовившие призеров, за участие в районных олимпиадах за 1-3 места, затем - только за 1 место, а сейчас - одни грамоты. Стимула нет и мотивации тоже. Правда, в этом году школьная администрация выделила денежное поощрение из надтарифного фонда учителям, подготовивших призеров, в размере 1000 рублей. Это тоже существенная прибавка к зарплате. Олимпиады нужны, их никто не отменял, альтернативы пока нет. Интерес к дистанционным олимпиадам повышается, привлекает эвристика, появились новые звездочки, ранее не проявившие себя, а теперь успешные. Если бы не финансовые вопросы, участников было больше.

Косарева Е.Н.: Хингеева И.С.Иркутск пишет: Олимпиады нужны, их никто не отменял, альтернативы пока нет. Интерес к дистанционным олимпиадам повышается, привлекает эвристика, появились новые звездочки, ранее не проявившие себя, а теперь успешные. Если бы не финансовые вопросы, участников было больше. Это проблема, кто может финансово - не хочет, а кто хочет - увы... Современная организация олимпиад - актуальная тема, как и бесконечные тренировочные и репетиционные ЕГЭ, которые уже начались и идут параллельно городскому этапу Олимпиад. ОЛимпиады бесспорно нужны!!! И радует, что число заочных ВУЗовских (МГУ, МФТИ, НГУ и т.д) на любой вкус выросло (Кстати, они бесплатны) Анализируя постоянно нарушаемый Великими решениями образовательный процесс, прииходят на ум крамольные мысли - а не на пороге ли мы отмены очного урока - как главной формы обучения?

Кинцель А.Е.: Хингеева И.С.Иркутск пишет: Рейтинг ученика -это оценка работы учителя. Были хорошие времена в недалеком прошлом, когда участники - призеры получали, кроме грамот, денежные премии от 200-300 руб. и учителя, подготовившие призеров, за участие в районных олимпиадах за 1-3 места, затем - только за 1 место, а сейчас - одни грамоты. У нас сейчас проходит Президентская олимпиада по биологии, физике, химии, математике. Впервые в Казахстане. Мой ученик прошел уже два тура и вышел в последний. Один из города. В субботу и воскресенье последний тур в Астане. Надеемся!!! Все участники получают сертификаты. За первое место - 1000000 тенге (200 тыс.рос.), за второе - 700000, за третье - 500000. Учителю, подготовившему призеров - 100000. Вот это и есть стимул - и для ученика, и для учителя. Кром того призеры получают право обучаться за рубежом по программе Президента.

Волкова О.Н.: Хингеева И.С.Иркутск пишет: Олимпиады нужны, их никто не отменял, альтернативы пока нет. Интерес к дистанционным олимпиадам повышается, привлекает эвристика, Абсолютно, с Вами согласна. Как и с тем, что олимпиада - это результат и итог работы детей и учителей. А как правильно организовать учебный процесс, чтобы был достойный результат? Элективы?

Кинцель А.Е.: Гриневич Л.А. пишет: Не понимаю, зачем столько олимпиад? Неужели нельзя придумать какие-то другие формы выявления достижений учащихся по некоторым предметам? Можно же провести вместо олимпиады, например, брэй-ринг по экономике, турнир знатоков по географии, конкурс учебных проектов по биологии, Нужна различная деятельность для педагогов и для учеников. Каждый выберет то, что ему по душе.

Кинцель А.Е.: Гриневич Л.А. пишет: Можно же провести вместо олимпиады, например, брэй-ринг по экономике, турнир знатоков по географии, конкурс учебных проектов по биологии, конференцию по истории, конкурс любителей прозы и поэзии и др. Все это проводится. И это тоже нужно, так же, как и олимпиады. Многие дети об этом только и мечтают. Для них это форма проявления себя, проверки своих способностей и т.д. Нельзя отказываться от олимпиад.

Гриневич Л.А. : Кинцель А.Е. пишет: "Нельзя отказываться от олимпиад" Никто и не предлагает отказываться от олимпиад. Только зачем ежегодно проводить столько. Можно проводить раз в два-три года по некоторым предметам. А по тем предметам, по которым международные ежегодные олимпиады проводятся, можно и каждый год проводить. Даже в спорте есть разные виды соревнований и лишь раз в четыре года проводится олимпиада. Спортсмены к ней особо готовятся. А у нас этот олимпиадный бум скорее не для выявления одарённых учащихся предназначен, а для отслеживания работы учителей и школ. К тому же сейчас есть разные виды интернет - олимпиад. Есть среди них очень интересные. Пора традиционным потесниться.

Кинцель А.Е.: Гриневич Л.А. пишет: Неужели нельзя придумать какие-то другие формы выявления достижений учащихся по некоторым предметам? Можно же провести вместо олимпиады, например, брэй-ринг по экономике, турнир знатоков по географии, конкурс учебных проектов по биологии, конференцию по истории, конкурс любителей прозы и поэзии и др. Другое дело - качество олимпиад. Задания часто настолько сложные, что знаний школьного учителя не хватает. Да и времени, чтобы все это пройти с учеником-олимпиадником, тоже в обрез.

Селезнева М.В.: Традиционные олимпиады как инструмент отбора одаренных детей необходимы. Только задания этих олимпиад должны быть творческими, а не представлять собой аналог контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по предмету. Многие ВУЗЫ сейчас проводят свои олимпиады, многие из них действительно бесплатные, но это тоже способ заполучить талантливых студентов.

Афанасенкова Л.М.: Селезнева М.В. пишет: Только задания этих олимпиад должны быть творческими, а не представлять собой аналог контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по предмету. До этого учебного года задания традиционной олимпиады по всем предметам на школьном этапе разрабатывались и утверждались в школе, задания были не только на знание фактического материала, но и творческими. В этом учебном году нам "спустили" олимпиадные задания по всем предметам из Центра информационных технологий, все задания строго в формате ЕГЭ. О каком интересе может идти речь? Эти задания нисколько не повышают интерес к изучаемому предмету, в данном случае - иностранному языку. Задания в формате ЕГЭ присутствуют во всех контрольных работах (мы работаем по учебнику "Английский язык" Кузовлева В.П.), поэтому последняя олимпиада прошла очень вяло.

Передериева Е.В.: Недавно у нас в гимназии прошли олимпиады по всем предметам. С 1 по 5 класс участвовали в олимпиадах все дети, с 6 класса - только желающие. Конечно, очень много нужно проверять, это дополнительные затраты по времени для учителя. Наверное, олимпиада, проводящаяся в виде компьютерного теста - презентации была бы эффективнее (родилась идея на следующий год)! Но, тем не менее результаты оправдывают все потраченные усилия. Распечатываем итоги, определяем рейтинг - и выявляем одаренных детей. Обсуждая задания с классом после проверки, развиваем творческие способности учеников.

Абызова С.В.: У нас в школе тоже уже прошли олимпиады по всем предметам. Анализируя количество участников на олимпиадах, мы пришли к выводу, что чем моложе дети, тем охотнее они участвуют во всех олимпиадах, с возрастом желание проходит, почему. Почему пропадает интерес к предмету? Не все дети имея 5 по предмету-талантливы, а может они "зубрилки"? Кто как не учитель может это разглядеть? Порой дети идут на олимпиаду, боясь учителя, так результата не будет на такой олимпиаде, а свою он может пропустил? Сейчас, по моему, должно быть больше эвристических заданий, чтобы дети могли высказаться, рассуждать и думать

Лопатина Ирина : Олимпиады нужны, нужны и различные турниры, конкурсы, марафоны, но ещё более нужна, мне кажется, работа с одарёнными детьми, с ребятами, которые могут стать участниками олимпиад. Например, можно проводить "Путь к Олимпу"- занятия для одарёных ребят, чтобы можно было повышать уровень ученика, а то ведь зачастую дополнительно мы занимаемся с неуспевающими учениками. А эвристические задания- это отдельная тема, это задания, которые дети выполняют с превеликим удовольствием и надо находить возможность работать в этом направлении.

Передериева Е.В.: Лопатина Ирина пишет: мы пришли к выводу, что чем моложе дети, тем охотнее они участвуют во всех олимпиадах У меня возникла такая же ситуация. С 1 по 5 класс дети участвовали в олимпиаде активно, а работ учеников 11 классов было гораздо меньше. Они взрослее, и если им не нужно поступать на биологические специальности ВУЗов, многие не считают необходимым тратить на выполнение олимпиадных заданий свое время и силы. К тому же 11 классы очень заняты - у них большой объем домашних заданий, проходит курсовая подготовка в ВУЗах, некоторым детям нужно заработать на поступление. Уважительно относясь к их выбору, убеждаю, что участие в олимпиаде - это интересно, напоминаю про портфолио.

Амелина Н.Ю.: Я думаю, что олимпиады городского и выше уровней прежде всего делают востребованными энциклопедические знания. А к таким знаниям склонно небольшое число детей (и взрослых соответственно). И возникает ощущение, что с каждым годом таких детей все меньше. Поэтому вполне закономерен все возрастающий интерес к эвристическим олимпиадам. Когда мы начинали в них участвовать в 1996 году, по стране насчитывалось 38 человек. А сейчас в самых популярных олимпиадах 2000-3000 участников. Время диктует свои приоритеты! И вдвойне удивительно, что это нужно доказывать (администрации школы).

Садретдинова И. Р: Я считаю, что традиционные олимпиады в школе необходимы в том плане, что они соответствуют заданиям ЕГЭ. Для учащихся подготовка и участие в них является дополнительной подготовкой к сдаче экзаменов. Эвристические олимпиады тоже необходимы для поддержки и творческого развития одарённых детей.

Васильева ОС: Садретдинова И. Р пишет: Я считаю, что традиционные олимпиады в школе необходимы Любая олимпиада приносит ученику пользу, ведь в них участвуют не все ученики, а более способные к этому, или как минимум желающие. В любом случае, это опыт работы, организация своей деятельности. С другой стороны, к таким олимпиадам стали просто скептически относиться (у нас так), их результаты уже не работают так как раньше на ученика, а жаль! Садретдинова И. Р пишет: участие в них является дополнительной подготовкой к сдаче экзаменов Я согласна!

Амелина Н.Ю.: Получается, что мы все согласны с тем, что олимпиады нужны. Может попробуем отметить основные проблемы? В предыдуших обсуждениях отметили одну из основных проблем: в олимпиадах участвуют одни и те же дети; их (олимпиад) стало превеликое множество, вроде бы хорошо? Большее количество детей может себя проявить. Но это декларация, а не реальность. Что еще занесем в проблемы?

Садретдинова И. Р: Эвристические олимпиады, безусловно, дают больше ученикам, чем традиционные олимпиады. Они помогают развивать новые умения у школьников: умения самостоятельно ставить цели, которые значимы для них, управлять своей деятельностью, ориентироваться в Интернет - пространстве. Развитие собственного образования становится для них важным. Такие задания по английскому языку, как сочинить стих про глагол to be, исследовать происхождение идиом, сочинить сказку, придумать конец рассказа и другие развивают творческий потенциал школьника и стимулируют умение создавать новый образовательный продукт.

Орлова И.А.: Я считаю, что и традиционные и эвристические олимпиады необходимы. В традиционных олимпиадах ребята показывают свои глубокие знания по определенному предмету, а в эвристических есть возможность поделиться личным жизненным опытом.

Смирнова О.Н.: Готовить учащихся к олимпиадам любого уровня (от школьного до всероссийского) всегда актуально! Ведь это повышает интерес к предмету, и, в некотором роде, предпрофильная ориентация. А 15 апреля 2009г. на Заседании Президиума Российского совета олимпиад школьников, функционирующего под эгидой Российского союза ректоров, Министерства образования и науки РФ и Российской Академии наук, принято решение о развитии движения олимпиад школьников как главного инструмента поиска талантливых детей в России, на что нацеливает нас модернизация образования. Поэтому я согласна с Орловой И.А., которая пишет: Я считаю, что и традиционные и эвристические олимпиады необходимы. В традиционных олимпиадах ребята показывают свои глубокие знания по определенному предмету, а в эвристических есть возможность поделиться личным жизненным опытом.

Афанасенкова Л.М.: Вторая проблема - отсутствие интересных заданий, превращение олимпиады в малое подобие ЕГЭ. А.В.Хуторской сказал "ЕГЭ егэвское", так зачем это "егэвское" еще и в олимпиады проталкивать или протаскивать. Или у нас как всегда все до крайностей доводится?

Селезнева М.В.: Представим себе на минутку, что дистанционные эвристические олимпиады включены в перечень олимпиад, дающих преимущества при поступлении в ВУЗ интерес к ним ещё больше возрастёт.

Крылова Н.Ю.: Олимпиады по предметам необходимы. Они повышают интерес к обучению, только задания должны быть интересными, а не дублировать КИМы. По сложившейся традиции олимпиады проходят в два этапа: осенью и зимой (по субботам). Принять участие в них могут победители прошлого года плюс еще один ученик от параллели. (Согласитесь, это хороший стимул для всех ребят!) Количество олимпиад для одного учащегося не ограничивается. Помимо олимпиад в течение года в школе проходит множество творческих конкурсов районного масштаба: конкурс фотографий, презентаций по предметам, конкурсы знатоков и многие другие. Принимают участие в них все желающие. Каждый выбирает себе занятие по интересам. По итогам года победитель трех и более конкурсов и олимпиад становится лауреатом премии Главы района. Последние годы стали распространены дистанционные конкурсы и олимпиады, которые дети выполняют с превеликим удовольствием. Будущее за ними!

Гарапшина К.Р.: Опыт работы в начальной школе показывает, что олимпиады являются одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся. "Олимпиада-соревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области".(Словарь ин. слов) Организуя это соревнование, привлекая к участию в нем учащихся, учитель воспитывает интерес к предмету, желание узнать больше. Я за олимпиады в начальной школе.

Fomenko1957: Традиционные олимпиады есть и будут, с моей точки зрения они играют двоякую роль, с одной стороны стимулируют учащихся познать и испробовать свои возможности, с другой стороны – это великолепный материал для анализа, как учителя предметника, так и на любом другом уровне, проанализировать состояние образования. Однако в связи с изменением запросов общества система оценки должна измениться, и альтернативой традиционной олимпиады может быть эвристическая олимпиада, но мне больше нравиться эвристические исследования. В данное время этого в традиционной школе нет.

Серебрянская Татьяна: Олимпиады в школах - вопрос решённый, От участия детей в олимпиадах зависит рейтинг учителя (если у тебя есть победители Российскго, регионального тура и т. д.), то ты можешь получить различные поощрения, награды и прочее. Но детей участвующих в 3-м, 4-м турах не так уж много - это наша интелектуальная элита и гордость. Но этим детям достаётся всё это очень трудно, действительно они вынужденны пропускать большое кол-во дней, навёрстывать неоторые предметы самостоятельно, им нужен индивидуальный подход.Содержание олимпиад составленно, большей частью, представителями высшей школы, поэтому иногда не каждый учитель может всё разобрать. Олимпиадная работа - это титанический труд. А вот различные альтернативные олимпиады - это неплохой вариант для остальных ребят. В таких дистанционных олимпиадах дети, неожиданно для нас, имеют успех. И там, где мы может быть не успели, упели наши ученики, нам остаётся только порадоваться за них

Шведова Н. Н.: Ничего не имею против олимпиады. Но ... ? Почему то у нас принято говорить о качестве работы учителя по количеству победителей и призеров олимпиады. Совершенно с этим не согласна. А как быть учителям начальных классов? Люди, которые закладывают фундамент, остаются в тени. У нас в лицее идет сквозная реализация программы "Школа 2000.." и "Школа 2100" и учитель начальных классов, готовя детей с 4-5 лет, имеет возможность один раз в 6 лет готовить к олимпиаде ( по городу же всего 3 человека : 1 победитель и 2 призера). Ну разве это можно считать справедливым показателем работы Думаю, что следует обратить внимание на другие существенные показатели работы учителя!

Мухометзянова Л.В.: Гриневич Л.А. пишет: Традиционные (неэвристические) олимпиады: за и против Я только сейчас познакомилась с задачами эвристических олимпиад. И думаю обязательно проводить такие олимпиады у себя в школе на предметной неделе. Относительно традиционных олимпид - проводить их надо. Но какие мы получаем результаты ? Уже на муниципальном этапе олимпиады по математике, например, в 2008 году у нас в 100000 городе по одному призеру было только в 8 и 10 классах кажется и все. То есть с 50% заданий лучшие наши дети не справляются. Что это: дети глупые или учителя, а может задания такие? В 2009 году дело с призерами обстояло чуть лучше. Чтобы дети занимали призовые места надо их натаскивать на определенные задания. Коллеги а ваше мнение ? С уважением Мухометзянова Л.В.

Кокшарова Т.А.: Гриневич Л.А. пишет: Не понимаю, зачем столько олимпиад? Неужели нельзя придумать какие-то другие формы выявления достижений учащихся по некоторым предметам? А я считаю, что большое количество олимпиад как традиционных, так и эвристических, а также множество других образовательных конкурсов, фестивалей, конференций - это прекрасно. Есть возможность выбрать то, что тебе (ученику) ближе, интереснее, в конце концов, где больше шансов проявить себя. Выбор - великое дело! Правда, жаль, что иногда взрослые заорганизовывают это дело, принуждая ребят к участию или лишая их такой возможности.

Борзова О.А.: Гриневич Л.А. пишет: Можно же провести вместо олимпиады, например, брэй-ринг по экономике, турнир знатоков по географии, конкурс учебных проектов по биологии, конференцию по истории, конкурс любителей прозы и поэзии и др. Правильно говорите,только на все это надо, чтобы была креативная команда методистов, и финансирование, если на западе на образование уходит около 50% налогов,то у нас как вы понимаете, этот процент уходит на чиновников, а 5% на детей! Где же тут конкурсы и все прочее. Выход на дистанционные олимпиады для всех проще и не накладно для управления образования. Но и при этих обстоятельствах в нашем городе на этот учебный год объявлено много конкурсов и мероприятий для детей.

Моисеева Г.Ю.: Забота об одарённых детях – одна из особенностей нашего времени.. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями. Завышенная самооценка способных детей становится адекватной.

Мукаева Т.М.: Безусловно, олимпиады нужны. Это возможность саморазвитию, самовыражению. На мой взгляд задания для олимпиад должны состоять из вопросов традиционных и эвристических. И мы получим плавный переход в последующем на эвристические олимпиады.

Мукаева Т.М.: Безусловно, олимпиады нужны. Это возможность саморазвитию, самовыражению. На мой взгляд задания для олимпиад должны состоять из вопросов традиционных и эвристических. И мы получим плавный переход в последующем на эвристические олимпиады.



полная версия страницы