Форум » Научная школа для учителя » Целеполагание учеников - путь к успешному уроку » Ответить

Целеполагание учеников - путь к успешному уроку

Васильева ОС: Уважаемые коллеги! При изучении программы Научной школы А.В. Хуторского меня заинтересовал материал посвященный проблемам: Огромной проблемой является неумение ставить цели, совместно формулировать их с учеником. Отсутствие цели приводит не просто к непродуманному уроку, неконкретным результатам, самой страшной здесь является дезориентация ученика. Не понимая целей своего присутствия на уроке, ученик в лучшем случае защищается, т.е. ведет себя агрессивно, в худшем - пассивно наполняется информацией, которой не находит применения(К.А.Одинец, зав. кафедрой обществознания ЦДО «Эйдос»). Казалось бы, учителя традиционный классической педагогики славятся умением работать на уроке соблюдая его этапность, ведь этому учат студентов (орг.момент, проверка Дз, актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление). А ведь целеполагание действительно проблема! Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения), а цель – это желаемый результат (предмет стремления), чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть. Может дело не в неумении, а не уделению должного внимания, неосмысление того, что правильно поставленная цель – основа успешности урока. Может все таки сохраняется тенденция урок ради урока?! Я на своих уроках стараюсь особо обращать внимание на цели урока, на основе проблемных вопросов можно вместе с детьми сформулировать цель. Еще уделяю внимание гипотезе, которая формулируется ребятами, это позволяет продуктивно работать, идя к конкретным результатам урока, а это соответственно приведет к рефлексии своей деятельности. Особенно это хорошо работает на практических прикладных уроках.

Ответов - 23

Чемезова О.Г.: Коллеги, внимательно прочитала все ваши суждения. Считаю что, учитель не сможет научить ученика ставить цели , если сам не умеет это делать. (есть печальный опыт со своими коллегами) Думаю, в каждом образовательном учреждении нужно организовать методическую учёбу педагогов по самоменеджменту - ведь определение целей, их формулировка и достижение целей его основа. Когда учитель проживёт все этапы целеполагания, я думаю он научит ученика этому тоже. ИМХО

Амелина Н.Ю.: Оксана Сергеевна, очень вдумчивые размышления. У меня вопрос. Согласы ли Вы, что в большинстве своем учитель подводит к той цели урока, которую видит сам или продумал сам. И проблема поставлена им исходя из этого или наводящие вопросы. Получается учитель берет на себя ответственость знать какие цели могут случиться у ученика?

Садретдинова И. Р: Я считаю, что цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Ученик должен понимать значимость достижения цели, видеть, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает. Они улучшают обратную связь между учителем и классом, обеспечивают осмысленный контроль и самоконтроль за результатом деятельности. Если ученики не понимают цели, то они не могут привести примеры своей деятельности. Необходимо обьяснять важность темы для них, для общего значения курса, а не только для контрольной или экзамена. Очень важно напоминать о цели в ходе урока, а её поэтапном достижении. Цели должны быть сформулированы, ориентируясь на интересы учащихся. Ведь главный принцип человекосообразного педэксперимента: "учитель не экспериментирует над детьми, а вместе с ними экспериментирует над учебной деятельностью".


Fomenko1957: Васильева ОС пишет: Огромной проблемой является неумение ставить цели, совместно формулировать их с учеником Вы обратили внимание на важнейший элемент методики преподавания. Цель - это результат, тот самый продукт который получает ребенок в ходе урока, или после урока, в зависимости от цели пять-таки поставленной учителем. Обычно цель формируется учителем, а вот вместе с учениками почти никогда. У меня обычно получается первое, заявляю цель, а вот сформулировать её с учениками трудно. Поделитесь опытом. Заранее благодарна.

Архипова Т.А.: Целеполагание имеет в виду структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности и имеет свои последовательные этапы: 1) определяются стратегические, тактические и оперативные цели. Затем они переводятся на “язык практических действий” (К.В. Вербова), то есть с теоретического уровня на технологический. Если речь идет об учебном предмете, то определяются общие цели обучения по конкретному предмету, по отдельным разделам и темам данной учебной дисциплины. С учетом индивидуальных особенностей школьников ставится ряд подцелей по их индивидуальному развитию. 2) В целеполагании следует иметь в виду как содержательную, так и организационную стороны деятельности. Это может быть цель и физического, и интеллектуального, и духовного и т.д. развития; формирование воли, творческих способностей, готовности к саморазвитию. Необходимо определить и перспективы целей дальних, средних и близких, установить их логическую последовательность и преемственную взаимосвязь. 3) Необходимо проанализировать цели с точки зрения их технологичности и диагностичности. Иначе говоря, цели тогда и только тогда будут диагностичными, когда сформулированы точные параметры деятельности; имеется мера (мерило) для суждения о том, в какой степени идет продвижение к цели; есть образец-эталон как образец желаемого предвосхищаемого результата (продукта). Диагностичные цели технологичны и позволяют точно определить, достигнута ли конкретная цель. 4) Диагностируются условия предстоящей деятельности по достижению цели. 5) Определяются средства достижения цели: а) идеальные - знания, умения и навыки обучаемых, общеучебные умения, методы и приемы обучения; б) материальные — носители информации: учебники, книги, аудиовизуальные и другие учебно-технические и электронные средства, оборудование и т.п.; в) организация учебного процесса на всех его этапах. 6) Определяется алгоритм деятельности по достижению цели: точные предписания, шаги и действия, ведущие к достижению цели. 7) Педагогический процесс есть процесс двусторонний (если это не самообразование и самовоспитание), поэтому следует помнить, что у обучаемых формируется или осуществляется своя цель, иногда преднамеренная и осознанная, иногда недостаточно осмысленная. Педагог, прогнозируя свои действия по достижению основной цели, должен корректировать их так, чтобы соцели взаимодействовали, а не конфликтовали. И в любом случае главную свою цель на каждом этапе учебно-воспитательного процесса педагог видит в том, чтобы создать самые благоприятные условия для обучаемых, чтобы максимально полно раскрылись все их потенциальные возможности самостоятельной деятельности и саморазвития.

Орлова И.А.: Здравствуйте! Индивидуальная самореализация и "включенность" обучающегося в образовательный процесс зависят от того, насколько он сам является конструктором собственного образования. Какую долю в планировании учебного процесса мы отводим самим ребятам? Как мы даём возможность ученикам самим поставить, а, затем, и достичь именно свои, а не чужие цели?

Орлова И.А.: Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя формулировать цель конкретного урока и последовательно ее раскладывать на задачи каждого этапа урока. На практике же сталкиваемся с тем, что большинство учителей затрудняются в формулировании заданных целей урока, соответственно и задач, как шагов по достижению поставленной цели. Как быть?

Tatarnikova_O_A: Я согласна с вами, Оксана Сергеевна в том, что Васильева ОС пишет: дело не в неумении, а не уделению должного внимания, неосмысление того, что правильно поставленная цель – основа успешности урока. Давайте обсудим вопрос о том, как учителю создать условия для целеполагающей деятельности учащихся, какие эффективные приемы и средства нужно использовать, как поставить ребенка в позицию целеполагания на разных этапах обучения, на разных учебных предметах, на различных типах уроков. Без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается на здоровье. Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский). С уважением Олеся Александровна!

Васильева ОС: Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать как деятельность педагога, так и деятельность ученика. Медицинскими исследованиями доказано, что обучение без понимания приводит к тупоумию! Мотивация ученика всегда камень предкновения на уроке. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности. Ставя цель, прежде всего, нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Когда вы планируете что-либо сделать, у вас в голове формируется свое видение результата, в большинстве случаев мы подводим детей к нужным нам целям, так как есть определенные требования, планы и т.д. Но все же подводить надо таким образом, чтобы ребенок сам осознал важность поставленной цели и необходимость результата, его значимость.

Tatarnikova_O_A: Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена. Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяю три уровня реализации данного этапа: · Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем. · Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель. · Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель. Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский). С уважением Олеся Александровна!

Костылев Д.С.: Мне импонирует идея разноуровневого целеполагания, представленная Татаринковой О.А. Tatarnikova_O_A пишет: Уровни целеполагания: · Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем. · Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель. · Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель. Я считаю, что наиболее либеральным и личностно направленным является целеполагание 2 и 3 уровней. И 1, и 2 уровень очень тесно связаны с третьим, т.к. ребенок понимает цель через призму личностного восприятия. Очень удобно использовать 1 и 2 виды целеполагания, сначала сформулировав тему урока и спросив учеников о том, как они ее понимают. К традиционному уровню целеполагания прибегаю только на тех этапах урока, которые касаются непосредственно его грамматических аспектов и новой лексики, то есть этапов, на которых, на мой взгляд, существует наименьшая свобода для творческого маневра.

Кокшарова: Ежегодный педагогический совет по реализации условий адаптационного периода в 5 классах констатирует тот факт, что с каждой осенью уменьшается количество детей, которые с желанием идут в школу. Педагоги объясняют данный факт тем, что происходит смена педагогов. Но данная точка зрения противоречива сама себе, то есть на начальной ступени обучения – один педагог ( мне кажется скучно видеть и слышать одного педагога), а в среднем звене появляется масса новых незнакомых педагогов на уроках которых очень интересно. И по идее ребенок должен увлечься, НО происходит обратное. Считаю причина в педагоге, его педагогическом мастерстве и немаловажный фактор - умение формулировать цель урока, владение приемами целеполагания. Причины этого могут быть разные, но главная, на мой взгляд, то, что каждый педагог не учитывает интересы и возможности каждого учащегося. Считаю, что простраивание индивидуальной образовательной траектории учащихся решит данную проблему. Закономерно возникает вопрос, как быть учителю предметнику? Во – первых, изначально это могут быть те дети, которые имеют высокий уровень интеллекта ( обоснование –психологический мониторинг, а так же это одно из направлений «Нашей новой школы»), а во – вторых, это может быть на уроке использование модульного обучения (когда каждый ученик со своим определенным темпом и результатом двигается по модулю). В- третьих, ежеурочное образовательное целеполагание и рефлексия позволят учителю предметнику увидеть каждого ученика на уроке. Метод «Корзина» позволяет мне на уроках в 8 классе закладывать основы целеполагания. Каждый ученик «сбрасывает в корзину» цель которую он ставит на начало урока, и даже не очень успешный ученик рад, когда его образовательная цель совпадает с общей сформулированной, а затем находит её отражение в своей рефлексии по окончанию урока.

Tatarnikova_O_A: Кокшарова пишет: Считаю, что простраивание индивидуальной образовательной траектории учащихся решит данную проблему. Тагда у меня возникает встречный вопрос, уважаемая Наталья Анатольевна, стоит ли вообще выстраивать индивидуальную траекторию для учащимся и кто это должен делать? На мой взглад, учащиеся должны сами выбирать и решать какая траектория им подходит и в каком темпе они будут работать, вот тогда мы перейдем на тот уровень, когда ученик станет не объектом , а субъектом образовательного процесса. Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский). С уважением Олеся Александровна!

pavlovasa: Tatarnikova_O_A пишет: стоит ли вообще выстраивать индивидуальную траекторию для учащимся и кто это должен делать? На мой взгляд, учащиеся должны сами выбирать и решать какая траектория им подходит и в каком темпе они будут работать, вот тогда мы перейдем на тот уровень, когда ученик станет не объектом , а субъектом образовательного процесса. В идеале, конечно, мы должны прийти к тому, что ученик все выбирает сам, но для этого у ученика должно быть сформировано чувство ответственности за результат своей деятельности, помимо целеполагания необходима ещё и целеустремлённость, тогда возникнет необходимость развития по индивидуальной образовательной траектории. Сейчас мы только в начале перехода от традиционной системы обучения к современной системе образования, которой интересен ученик как личность. Информационно-репродуктивный подход сменяется новыми педагогическими технологиями. Считаю, что выстраивать индивидуальную образовательную траекторию необходимо всем вместе: ученику, учителю и родителям каждого ученика, тогда будет развитие, движение вперед.

Сибагатулина: Проблема целеполагания есть и в системе СПО. Согласна с мнением коллег, что чаще всего учитель подводит учеников к цели: вначале сообщает ее, а в конце урока спрашивает, о том, что они сегодня делали. Иногда учитель просит сформулировать цель в конце урока самих учеников. Но в этом случае, ученики должны обладать высоким уровнем аналитизма и обобщения. На уроках немецкого языка использую такие приемы сообщения целей: 1) антиципация по ключевым словам, иллюстрациям 2) анализ плана урока 3) расшифруй цель 4) выбор цели и задач урока из предложенных.

Сибагатулина: Проблема целеполагания есть и в системе СПО. Согласна с мнением коллег, что чаще всего учитель подводит учеников к цели: вначале сообщает ее, а в конце урока спрашивает, о том, что они сегодня делали. Иногда учитель просит сформулировать цель в конце урока самих учеников. Но в этом случае, ученики должны обладать высоким уровнем аналитизма и обобщения. На уроках немецкого языка использую такие приемы сообщения целей: 1) антиципация по ключевым словам, иллюстрациям 2) анализ плана урока 3) расшифруй цель 4) выбор цели и задач урока из предложенных.

Сибагатулина: Проблема целеполагания есть и в системе СПО. Согласна с мнением коллег, что чаще всего учитель подводит учеников к цели: вначале сообщает ее, а в конце урока спрашивает, о том, что они сегодня делали. Иногда учитель просит сформулировать цель в конце урока самих учеников. Но в этом случае, ученики должны обладать высоким уровнем аналитизма и обобщения. На уроках немецкого языка использую такие приемы сообщения целей: 1) антиципация по ключевым словам, иллюстрациям 2) анализ плана урока 3) расшифруй цель 4) выбор цели и задач урока из предложенных.

Башкирцева О. С.: Кокшарова пишет: Причины этого могут быть разные, но главная, на мой взгляд, то, что каждый педагог не учитывает интересы и возможности каждого учащегося. Учитывать интересы учащихся, конечно нужно, но как быть, если интересы учащегося не относятся к процессу обучения. К сожалению, в наше "вседозволенное" время очень трудно заинтересовать ученика, трудно объяснить для чего ему необходимы знания.

Мукаева Т.М.: В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей: 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным. Целепологание является одним из основных этапов урока. Если ученик не поставил для себя цель на данном уроке, но все он будет выполнять формально, а все формальное тает как снег под палящим солнцем. На каждом уроке учащиеся должны ставить цель, если поставил цель учитель, то учащиеся должны понять и принять эту цель. Только в этом случае можем говорить об успешности обучения. Существуют следующие проблемы при целепологании: Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность целей приводит к непониманию целей учителем и учениками. Завышение цели Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно. Каждому учителю надо научиться ставить цели и научить ставить конкретные цели учащимся.

Борзова О.А.: Чемезова О.Г. пишет: нужно организовать методическую учёбу педагогов по самоменеджменту - ведь определение целей, их формулировка и достижение целей его основа. Когда учитель проживёт все этапы целеполагания, я думаю он научит ученика этому тоже Несколько лет работаю руководителем МО и у нас специфика работы такова,что в МО не по предметной области попадают учителя,а по интересам.Вот тут я и столкнулась с этой проблемой!!! Многие не могут поставить цели для себя при своей работе,хотя многим учителям уже по стажу работы это надо щелкать, как орешки!!! Полностью соглашусь с мнением коллег пока учитель сам с собой не договориться,то и к детям не зачем приставать с их целеполаганием! Мукаева Т.М. пишет: В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей: 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным. Целепологание является одним из основных этапов урока. И наша задача "достучаться" до каждого [img src=/gif/smk/sm36.gif]

Demina Galya: “Целеполагание — процесс определения целей, идеально представленного результата” Г.И. Железовская. Целеполагание представляет неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Мы должны уметь ставить цель и научить этому своих учеников - определять алгоритм деятельности по достижению цели: точных предписаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели. Немаловажным фактором является умение определять средства достижения цели: идеальных —- знаний, умений и навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения; материальных— носителей информации: учебников, книг, аудиовизуальных и других учебно-технических и электронных средств, оборудования и т.п.; организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.

Тимерьянова Л.Н.: добрый вечер коллеги! Согласна, что целеполагание представляет неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Приходят на ум слова Абульхановой-Славской К.А. которая указывает на то, что человек не может “просто жить” и выполнять свою работу, он должен обрести цель, соотнесясь с которой, работа и профессия, а главное, он и его действия в профессии займут место в системе жизненных смыслов."

Костылев Д.С.: Мне импонирует идея разноуровневого целеполагания, представленная Татаринковой О.А. Tatarnikova_O_A пишет: Уровни целеполагания: · Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем. · Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель. · Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель. Я считаю, что наиболее либеральным и личностно направленным является целеполагание 2 и 3 уровней. И 1, и 2 уровень очень тесно связаны с третьим, т.к. ребенок понимает цель через призму личностного восприятия. Очень удобно использовать 1 и 2 виды целеполагания, сначала сформулировав тему урока и спросив учеников о том, как они ее понимают. К традиционному уровню целеполагания прибегаю только на тех этапах урока, которые касаются непосредственно его грамматических аспектов и новой лексики, то есть этапов, на которых, на мой взгляд, существует наименьшая свобода для творческого маневра.



полная версия страницы