Форум » Научная школа для учителя » Человекосообразность, целесообразность, природосообразность » Ответить

Человекосообразность, целесообразность, природосообразность

pavlovasa: Человекосообразность, целесообразность, природосообразность, культуросообразность, богосообразность... Есть ли ещё какие-либо ...сообразности? Что объединяет их? В чем принципиальные различия? Чем они не похожи?

Ответов - 13

фахреева А.И.: Сообразность - соответствие чему-либо: возрасту, физиологии, полу, состоянию здоровья, природе человека, социуму, времени, уровню культуры, целям и задачам деятельности и т.д. Сообразностей - бесконечное множество, все сообразности в педагогической деятельности значимы, актуальны, востребованы. Они должны в школе сосуществовать, взаимопроникать, взаимодействовать, но не могут противоречить друг другу. Пренебрежение какой-либо адекватной сообразностью в работе с детьми могут привести к негативным последствиям. Личностно-ориентированное обучение предполагает гармоничное сочетание всех адекватных сообразностей.

Архипова Т.А.: pavlovasa пишет: Человекосообразность, целесообразность, природосообразность, культуросообразность, богосообразность... Наукосообразность, законосообразность, например... СООБРА'ЗНЫЙ - согласующийся с чем-нибудь, соответствующий чему-нибудь, свободный от противоречий с чем-нибудь. Положение, сообразное с выводами науки. Поступать сообразно с законом. А каковы Ваши определения данных понятий, коллега?

pavlovasa: У меня возникают бесконечные ассоциативные ряды. Скорее, некие схемы, чем четкие определения. Человекосообразный - соответствующий потребностям человека, целесообразный - соответствующий цели, природосообразный - соответствующий природе. Образ-образность-сообразность целесообразность - целеустремленность-целенаправленность


маринанедумова: О принципе природосообразности я писала в своей кандидатской диссертации следующее (1997 Недумова М.А. "Формирование действенного отношеия млпдших школьников к окружающему миру на занятиях художественным трудом". Вопрос о необходимости воситания ребенка в согласии с природой расматривался еще со времен античности Демокритом, Платоном, Аристотелем. Как основополагающая закономерность воспитания этот принцип был разрабтан Я.А. Коменским в 17 веке. Существенный вклад в разработку использования принципа природосообразности в конкретных педагогических системах внесли Ж.-Ж. Руссо, И-Г. Песталоцци, А.В. Дистерверг. Общим в теориях этих ученых было то, что человек должен рассматриваться как часть природы и воспитывать его надо по объективным закономерностям развития человека в природе. В наше время принцип приодосообразнсти обогатился теорие В.И. верадского о ноосфере или сфере разума. По мнению ученого, в биосфере возрастает антропогенная составляющая. Это означает, что разумная деятельность людей может стать определяющим фактором в решении экологических проблем. Потом продолжу...

маринанедумова: (В. И. Вернадский) - было опечатка. Так вот: Я считаю, что сегодня принцип природосообразости подразумевает не только воспитание ребенка в соответтвии с законами приоды, но и воспитание у него ответсвенного и родственного отношения к ней. Природная среда, окружающая ребенка, - целостный мир, являющийся частью планеты Земля. Воспитание родственной причастности школьника к природе должно доходить до масштабов планетарного мышления.

pavlovasa: Обучение и воспитание ребенка, на мой взгляд, должно включать в себя все ...сообразности, в разные периоды его жизни и развития на первый план выдвигается, акцентируется какая-то одна из сообразностей, а может быть, этот состав подвижен? Можно ли на основе природосообразности, человекосообразности и целесообразности выстроить индивидуальную траекторию учащегося?

Архипова Т.А.: pavlovasa пишет: Можно ли на основе природосообразности, человекосообразности и целесообразности выстроить индивидуальную траекторию учащегося? Скорее всего, можно, но только если цели и шаги к её достижению будет определять сам обучающийся, а учитель лишь поможет ему пройти этот путь.

Бородавко Е.П.: Думаю, что можно. Эти понятия все взаимосвязанные. В зависимости от понимания человека и его миссии реализуется система его образования. И каждому человеку предоставляется право на собственную траекторию движения.

Сибагатулина: Я бы так рассудила на данную тему. Есть человек с чувствами, потребностями, спосбностями, желаниями и целями. Это все есть в каждом человеке от природы. Только развитие всего выше перечисленного у нас происходит по-разному в силу определенных обстоятельств. Главное, чтобы развитие всего выше перечисленного не противоречила природе человека, было природосообразным и человекосообразным.

pavlovasa: Огромное спасибо за ответы, действительно, есть о чём подумать.

Бородавко Е.П.: Уважаемые колеги! Как вы считаете, В чем сходства и отличия от природосообразного культуросообразного, от свободного развития, личностно-ориентированного образования? Каким должно быть образование человека, чтобы в нем реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека?

мадам Брошкина: ни в чем

мадам Брошкина: ни в чем



полная версия страницы