Форум » Научная школа для учителя » О необходимости смены приоритетов в педагогической деятельности » Ответить

О необходимости смены приоритетов в педагогической деятельности

фахреева А.И.: Уважаемые коллеги, хотелось бы поделиться некоторыми мыслями и узнать Ваше мнение. Современная образовательная система фактически направлена на подготовку специалистов, квалифицированных кадров для производства. Духовное развитие подрастающего поколения не менее важное направление педагогической деятельности. Факт неоспоримый - воспитание в школе находится на вторых позициях. В настоящее время образованным считается человек информированный, а не духовно богатый. Понятие цивилизованности предполагает сегодня владение и умение ориентироваться в потоке информации. В нашей республике большое внимание уделяется изучению родных языков, приобщению к культуре народов, проживающих в Башкортостане, России. В городе разработана и реализуется программа "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения". Проводятся мероприятия, направленные на формирование общечеловеческих ценностей. Духовное развитие, нравственное воспитание, реализация принципа культуросообразности должны быть первоосновой формирования личности ребенка. Предполагаю, что в педагогической деятельности необходима смена приоритетов.

Ответов - 12

Моисеева Г.Ю.: « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».Ш.А.Амонашвили. Одна из задач современной школы – воспитать ученика умелого и мобильного. Трудно жить молодому человеку в наше время без знания иностранного языка и Интернета. Но умелый и мобильный негодяй даже хуже, чем необученный. Поэтому главная задача школы – создать условия для нравственного развития, становления духовной сферы и правовой культуры личности. Необходимо воспитывать в детях чувства толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознание детьми понятий «достоинство», «справедливость», «совесть», «равенство», «честь», «свобода» и др. Д.И. Менделеев по этому поводу сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». В настоящее время определённая часть людей стремится к владению и управлению информацией, понимая, что информация заполняет ум человека и ориентирует его действия в заданном направлении. Находясь в потоке информации, рекламирующей материальные блага и удовольствия на животном уровне, не зная и не задумываясь о цели и смысле жизни, человек останавливает своё развитие. Он создаёт материальные блага и сам же их потребляет в процессе восполнения рода себе подобных. Это подобно бегу в темноте по замкнутому кругу. Но эволюцией предусмотрено другое – воспитание Благородного человека. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрытие и проявление их потенциальных творческих возможностей, несущих им и нам счастье и радость жизни.

Трубина Татьяна: фахреева А.И. писала Духовное развитие, нравственное воспитание, реализация принципа культуросообразности должны быть первоосновой формирования личности ребенка. Предполагаю, что в педагогической деятельности необходима смена приоритетов. Уважаемая коллега, полностью разделяю Вашу тревогу за будущее страны и молодого поколения вцелом. Государство тоже признало факт того, чтотвоспитательная функция в школах оказалась выхолощенной. Однако, в ФГОС в разделе "общие положения" пункт 6 сказано: Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

фахреева А.И.: Любой ребенок ответит на вопрос: "Что важнее - кто ты или какой ты?" В школе акценты сделаны на процессе обучения. Воспитание выступает как процесс сопутствующий, параллельный. Повышается роль личности учителя, т.к. профессионал будет воспитывать в процессе обучения отношением к делу, словом, неравнодушием.


Борзова О.А.: фахреева А.И. пишет: "Что важнее - кто ты или какой ты?" Очень часто задаю эти вопросы своим выпускникам, и всегда рада за тех кто после нашей "общеобразовательной" "средней" школы все-таки знает какой он человек и каждый урок начинаю со слов, которые на двери моего кабинета "Стань лучше,умнее и добрее,хотя вы на этом уроке!"

Моисеева Г.Ю.: Традиционная школа, основанная на авторитарной педагогике, утеряла суть духовности и суть радости, она стала учебным заведением, вооружающим подрастающее поколение знаниями, умениями и навыками, дающими владение основами наук. Причем эти знания, эти "основы наук" не проходят через душу и сердце ребенка. Поэтому воспитательная значимость этих знаний умаляется, а результат воспитания искажается. Фактически в авторитарной педагогике образовательный (педагогический) процесс превращён в обучающий. Продолжение работы школы в русле авторитарной педагогики будет губительным для образования и общества. Поэтому появилась необходимость построения учебной и воспитательной работы на совершенно иной основе. И этой основой является гуманно-личностная педагогика, суть которой определяется не только целями и задачами, достигаемыми в результате длительного образовательного процесса, а еще и средствами, которыми они должны быть достигнуты. Суть средств достижения целей раскрывается в общении, которое несет детям каждодневную радость, утверждает в них личность, дарит им свободный выбор, зажигает для сотрудничества. Это педагогика Успеха. Это классическая педагогика, прикладным аспектом которой является гуманное педагогическое мышление. Новая школа должна воспитывать поколение, обогащенное новыми духовно-нравственными, научными, культурными ценностями, поколение, способное возвысить общество, Отечество на более высокую эволюционную ступень.

Мухометзянова Л.В.: В школе всегда были и есть учителя-предметники и учителя-воспитатели. Одни идут с предметом к детям, а другие с детьми идут к предмету. Учителя -воспитатели работают в сотрудничестве с детьми. В этом сотрудничестве совпадает обучение и воспитание. Но сотрудничество с детьми нельзя объявить с завтрашнего дня, его приходится добиваться годами. В сегодняшной школе должна произойти перемена в отношениях с учениками. Я считаю, что отношения с учениками сегодня выходят на одно из первых мест. Как организовать учение без принуждения? С уважением Мухометзянова Л.В.

Кокшарова Т.А.: Мухометзянова Л.В. пишет: Я считаю, что отношения с учениками сегодня выходят на одно из первых мест. Согласна с Вами полностью, Любовь Васильевна! ОПЯТЬ отношения с учениками становятся одним из важнейших компонентов образовательного процесса. И сотрудничество (истинное, а не продекларированное) с учениками, и хорошие, человеческие отношения между учителем и обучающимися, и общий "путь к предмету" - важнейшие условия, без которых невозможно добиться успеха в обучении.

фахреева А.И.: Со сменой приоритетов роль учителя возрастает. В нашем обществе сложилась мораль, которая не всегда однозначно отвечает на вопрос: добро это или зло? Мораль влияет на общество, но и само является продуктом общества. То как решается вопрос добро-зло, помогает понять состояние общества. Мораль предполагает не принуждение, а чувство долга. Мораль регулирует наши отношения, формирует мировоззрение детей. Система нравственных ценностей закладывается в семье родителями. Процесс духовно-нравственного воспитания учитель целенаправленно осуществляет вместе с родителями детей.

Моисеева Г.Ю.: «Не может быть душа одного цвета, а ум другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержана, то и ум будет ясным и трезвым; развратят душу пороки – ум станет напыщенным». (Сенека Л. Нравственные письма Луцилию.) Воспитательный процесс предполагает решение целого комплекса задач всестороннего развития личности, способствует формированию гуманного отношения ко всему живому. Конечно, воспитание нравственных чувств школьника невозможно без усвоения правил, регулирующих его поведение. Главное условие и правило хороших отношений между людьми звучит так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (делайте другому только то, что хотели бы получать сами). Каждому человеку нравится, когда другие его любят, прощают, помогают и относятся хорошо и по-доброму. Точно так же он должны относиться к другим людям. Всегда пользуясь этим правилом, человек станет меньше совершать ошибок.

Мухометзянова Л.В.: Возвращаясь к вопросу о смене приоритеров в педагогической деятельности, хочу поговорить о методике , при которой не должно быть принуждения к учению. Сейчас мы вынуждены учить всех без отбора и отсева. А как научить всех, подогнать всех до одного под один стандарт? Невозможно. Что мы делаем - завышаем оценки. ставим тройки, где знаний -то нет. Даже если мы будем сокращать и сокращать программы, они будут сложны для учеников, не умеющих учиться. С уважением Мухометзянова Л.В.

Demina Galya: фахреева А.И. пишет: Проводятся мероприятия, направленные на формирование общечеловеческих ценностей. Духовное развитие, нравственное воспитание, реализация принципа культуросообразности должны быть первоосновой формирования личности ребенка. Предполагаю, что в педагогической деятельности необходима смена приоритетов. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Конечно, вы правы! Никто не отменял общечеловеческие ценности! Но у нас в Волгоградской области не все так плохо! Большое внимание уделяется духовному развитию личности. Мы живем в Волгограде - городе, который сыграл ключевую роль во время войны 1941-1945 г.г. И одно из направлений работы с детьми - это память о том страшном времени, забота о тех, кто остался жив. Постоянно проводим вечера-встречи с ветеранами и детьми военного Сталинграда. Дети готовят концерты! Все встречи проводятся действительно неформально. На мой взгляд более важная проблема в том, что дома родители, которые играют главенствующую роль в развитии и воспитании ребенка не уделяют проблеме духовности должного внимания. Отговариваются тем, что заняты, устали, время тяжелое. А воспитать гармоничную личность можно только совместными усилиями и личным примером взрослых!

Давыдова И.В.: Demina Galya пишет: Но у нас в Волгоградской области не все так плохо! У нас в Новокузнецке тоже не так все плохо! Процесс обучения сопровождается обязательно формированием духовно развитой личности. Эти два процесса невозможно отделить друг от друга. Наш лицей несколько лет работает по программе «Формирование информационной культуры личности». Программа рассчитана и на учеников и на педагогов. Часто мы слышим высказывания, что поток информации убивает нашу духовность! Вопрос слишком спорный. Человек, не получающий информацию в полном объеме «выпадает» из социокультурной среды. Но неумение её фильтровать также может привести к печальным последствиям. Какой же выход? Считаю выход один, начинать надо с себя! С себя как учителя. Проблема заключается во многом не в системе образования, и не в смене приоритетов, а в нашем отношении к обучению, воспитанию ребенка. Учитель для ребенка всегда авторитет, и это замечательно, но это большая ответственность. Ребенок это чистый лист бумаги, все, что напишут на нем родители, мы, учителя, то и прочтем. С рождения в человеке заложено некое начало, которое и определяет в дальнейшем его поведение. И это начало необходимо развить, «взрастить» и, главное, направить в нужное русло. Часто я слышу сравнение общества прежнего и настоящего, («тогда» было лучше, сейчас нет никакой духовности). Не соглашусь! Во все времена существовали свои ценности, свои принципы духовности. С развитием общества неизбежно происходит переоценка ценностей и то, что раньше считалось недопустимым и даже греховным, не найдет осуждения в мире современном. Считаю, необходимо ежедневное «погружение» в жизнь общества, которое нас окружает. На втором месте – печатное слово, образы, обретенные с помощью интернета, телевидения и т.д. Все это формирует, так называемое, видение мира человеком, являющимся основой его мировоззрения. А мировоззрение человека, в свою очередь, формирует духовность общества.



полная версия страницы