Форум » Научная школа для учителя » Как выстроить ИОП одарённому ребёнку? » Ответить

Как выстроить ИОП одарённому ребёнку?

Трубина Татьяна: Уважаемые коллеги, предлагаю обсудить тему индивидуального сопровождения одарённых детей. В каждой школе есть ученики, добившиеся определённых успехов в спорте, музыке, художественном искусстве, олимпиадном движении или исследовательской деятельности. Такие дети часто пропускают уроки, а когда возвращаются на занятия в класс, то сталкиваются с проблемами, т.к. каждый учитель требует от обучающегося знания своего предмета без скидки на дополнительную занятость, пропуски уроков и т.д. Были ли в Вашей практике подобные случаи? Какой выход из сложившейся ситуации можете предложить?

Ответов - 13

Кокшарова Т.А.: Уважаемая Татьяна Дмитриевна! Спасибо за поднятую тему, ведь действительно проблема успеваемости и посещаемости для ребят, серьёзно занятых какой-то "другой" деятельностью, очень серьёзна. Каждый из нас, учителей, хочет, чтобы к его учебному предмету относились серьёзно, т.е. не пропускали, всё выполняли, старались дополнительно, проявляли активность и творчество и т.д. Но ведь это нереально! Особенно, если ученик занят дополнительно не "нашим" предметом! Считаю, что ребёнок имеет право выбора и расстановки приоритетов в собственном образовании. Это не значит, что такому ученику надо ставить отметки "просто так", но вот создать индивидуальный график освоения материала по "нашему" предмету - пожалуйста, а также проконсультировать при необходимости. По-моему, это и будет ИОП, когда ученик работает по своему графику, осваивая предметы на определённом им самим уровне (не ниже обязательного), выбирая для более глубокого изучения или творчества то, что ему необходимо. Наша задача - не мешать, при необходимости - помочь.

Трубина Татьяна: Спасибо за отклик Кокшарова Т.А. писала когда ученик работает по своему графику, осваивая предметы на определённом им самим уровне (не ниже обязательного), выбирая для более глубокого изучения или творчества то, что ему необходимо. Наша задача - не мешать, при необходимости - помочь. Совершенно верно - учителю предопределено профессиональным кодексом чести оказывать индивидуальную помощь, сопровождение своим ученикам. Но меня удивила позиция многих Российских педагогов, работающих с одарённой молодежью, продемонстрированная в ходе Всероссийской конференции "Ученые будущего", которая проходила в Москве в октябре 2010 года. В обсуждениях ИОП ребят, занимающихся серьёзными исследованиями, большинство заявили - Никаких поблажек! Требовать как со всех! Может быть действительно, использовать скрытые ресурсы организма можно только в стрессовой ситуации?

Селезнева М.В.: Разработка индивидуальных образовательных траекторий (ИОП-в форуме) должна вестись системно в рамках школы. Обязательно должен быть куратор.Например, один из заместителей директора по учебной работе. Все одаренные дети учителям известны, минимальный уровень освоения предмета-государственный стандарт-тоже. Считаю, что необходимо дать право выбора ребенку и родителям, в каком режиме осваивать школьную программу, и как совмещать занятия,в которых ребёнок успешен, и процесс обучения.


Трубина Татьяна: Селезнева М.В. писала Считаю, что необходимо дать право выбора ребенку и родителям, в каком режиме осваивать школьную программу, Полностью согласна. И описанная Вами практика давно существует в нашем учреждении, но к сожалению, достаточно часто сталкиваюсь с тем, что учителя-предметники ставят свою учебную дисциплину во главу угла и требуют со всех одинаково!

Корнаухова С.Б.: Добрый вечер, Татьяна Дмитриевна и все коллеги озабоченные этой проблемой! Я согласна, что пробелы в знаниях не способствуют успешности ребенка. И это особенно обидно, если причина отсутствия на уроке связана со спортом, участием в концертах, олимпиадах. Важно не забывать и о детях, которые болеют. Как им всем помочь? Как сделать отсутствие в классе не влияющим на их успехи? Мы для себя ищем решение этой проблемы в дистанционном обучении. Вот уже два года наша гимназии является участником образовательной школьной сети "Дневник. ру", которая позволяет вести удаленное обучение ребят. Обучение ведется через группы, выдаваемые дистанционно домашние и индивидуальные задания, через большую медиатеку "Дневника". Мной на страницах Сети создана для ребят группа "Любители истории". На странице этой группы я создаю события, прикрепляю файлы, в которых размещаю презентации с уроков, творческие задания, веду форум. Любой ученик может обратиться ко мне за консультацией и получить ее в тот же день через Интернет. На страницах группы я провожу викторины, заочные олимпиады и т.п. Ребята имеют возможность загружать свои файлы с выполненными заданиями, добавлять интересный материал, обсуждать вопросы, которые волнуют их. Сейчас мы стали осваивать систему создания дистанционных курсов и олимпиад в программной оболочке Moodle. Это позволит решить проблемы не только тех ребят кто пропустил занятия по каким-то причинам, но и даст возможность изучать углубленно отдельные темы школьной программы. Интернет сейчас доступен каждому ученику. И для этого не нужен компьютер. У ребят есть компактные ноутбуки и смартфоны, и мобильный Интернет. Осталось только научить учителя. Но ведь и мы можем обучаться дистанционно. Для этого есть огромные возможности, да и наш конкурс служит этой же цели.

Трубина Татьяна: Корнаухова С.Б. Спасибо за отклик! В том, то и дело, что та часть педагогического сообщества, которая движется в инновационном режиме, она не только способна понять ребёнка, но и с готовностью в 100% , и дистанционный курс разработает и очно-заочную форму сдачи материала предложит, но регроградстов куда деть? А с переходом на ФГОС, когда от написания комплексной работы обучающимя будет зависить ещё и зарплата учителя, тогда как? Коллеги, делитесь опытом, он очень интересен и полезен.

Трубина Татьяна: Участники форума, а каково ваше отношение к обучению ребят экстернатом? В вашей практике такая форма обучения встречается часто?

Кокшарова Т.А.: Трубина Татьяна пишет: каково ваше отношение к обучению ребят экстернатом? В вашей практике такая форма обучения встречается часто? Всегда были, есть и будут учащиеся, для которых экстернат - наилучшая форма обучения. Причин для этого может быть множество. И те самые индивидуальные образовательные траектории при обучении экстерном реализуются стопроцентно. Главное, чтобы при этом всё же не забывали о государственном образовательном стандарте, где указан минимум содержания образования по каждому предмету, указаны требования к уровню подготовки. Ведь иногда экстернат оказывается прописан на бумаге, созданы условия для свободного посещения, а усвоение проверяется по принципу "лишь бы сдал хоть что-нибудь". При таком подходе - катастрофа, а при правильно организованном обучении экстерном - почему бы и нет, если это более подходит для обучающегося, чем массовая школа.

Михайлова Ф.Ф.: В нашей школе много ребят, серьезно занимающихся спортом, часто выезжающих за пределы республики. Для таких учащихся в нашей школе составляются учителями - предметниками и завучем - куратором индивидуальные образовательные планы. Особое внимание уделяем зачетной неделе, гибкому графику консультаций по предметам, принципу дозировки домашнего задания.

Файзуллина Л.В.: Михайлова Ф.Ф. пишет: В нашей школе много ребят, серьезно занимающихся спортом, часто выезжающих за пределы республики. Для таких учащихся в нашей школе составляются учителями - предметниками и завучем - куратором индивидуальные образовательные планы. У нас тоже оперативно решаются эти вопросы. Например, ученица параллельно с учёбой в школе заканчивала музыкальное училище. Для неё была создана своя образовательная траектория, был свой тьютер. Она закончила и музыкальное училище, и школу, поступила в консерваторию. Так же решаются вопросы со спортсменами или больными детьми, которые в силу некоторых причин не могут посещать школу.

Лугманов Р.М.: Здравствуйте, дорогие коллеги! Вопрос конечно очень интересный. приведу отрывок из обсуждения ФГОС второго поколения: "Очень важно, что от ступени к ступени меняется соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. В начальной школе это соотношение составляет 80 к 20, в основной – 75 к 25, в старшей предполагается 60 к 40. В последних двух случаях обязательная часть, возможно, будет сокращена до 70 и 50 соответственно, а «вариативная» часть увеличена." нодо полагать что в рамках вариативной части и составляется индивидуальные образовательные траектории. С уважением к Вам Рафис.

Степаненко Н.А.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! На мой взгляд, поднята очень интересная тема. Что касается меня, я провожу индивидуальные занятия, консультации после уроков. О моих действиях, естественно, знает администрация и одабривает меня. Но прежде, чем прийти к такому, я провожу индивидуальную беседу с учащимся, стараюсь объяснить, что придется выполнять двойную работу и будет немножечко тяжело. Но все проблемы решаемы. Прийдя к обоюдному согласию, нам вместе работать легко.

Любовь Баргузин: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на страницах форума обсуждается актуальная проблема выявления и сопровождения одаренных детей. В каждом детском коллективе любого образовательного учреждения встречаются такие дети. Важно не пройти мимо такого ребенка в дошкольном образовательном учреждении , в начальной общеобразовательной школе. В связи с этим необходима своевременное выявление одаренных детей в соответствии с определенными методиками диагностики выявление одаренных детей а также дальнейшее выстраивание индивидуальной работы с данными учащимися в соответствии современными образовательными технологиями через различные формы обучения: внеурочная деятельность, экстернат-обучение , тьюторство, дистанционное обучение и др. Результатом такой работы станут: сформированные индивидуальная образовательная программа ученика, индивидуальный учебный план, портфолио учащегося; высокие образовательные достижения одаренного ребенка.



полная версия страницы