Форум » Научная школа для учителя » Организация накопительной системы оценки. Портфолио ученика. » Ответить

Организация накопительной системы оценки. Портфолио ученика.

Моисеева Г.Ю.: Учитель в школе имеет дело прежде всего с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого Я. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем её сформированности в школьном возрасте. Отсутсвие навыков самооценивания является препятствием в формировании у детей способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстро меняющемся мире. Между тем существуют, но недостаточно адаптированы к учебному процессу эффективные средства обучения и контроля, такие как портфолио ученика. Портфолио – это способ фиксирования, накопления, осознания и оценки индивидуальных достижений школьников. • Какие педагогические задачи помогает решать портфолио? • Что даёт ведение портфолио ученикам, учителю, родителям? • Как выглядит портфолио ученика? • Примерный состав портфолио… • Безусловная ценность портфолио заключается…

Ответов - 17

Курышкина ЕК: Безусловно, портфолио ученика очень важно не только для того, чтобы проследить развитие ребенка, но и для того, чтобы учащийся смог утвердить себя в той или иной области. Мои учащиеся очень много участвуют в разнообразных конкурсах, поэтому я оформляю портфолио каждого учащегося. Вы спрашиваете: "Какие педагогические задачи помогает решать портфолио?", Что даёт ведение портфолио ученикам, учителю, родителям? и в чем безусловная ценность портфолио. Все эти вопросы являются идентичными и на них можно ответить следующим образом. Я считаю, что это способствует: 1. мотивации не только самого ребенка у кого уже есть портфолио с большим накоплением грамот, но и помогает, например, в начальной школе замотивировать учащихся примером его товарища. 2.также с помощью портфолио можно проследить деятельность классного руководителя, учителей предметников по работе с одаренными учащимися. 3.поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; 4.развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; 5.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; 6.закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации. Примерный состав портфолио: 1. Титульный лист 2. "Все обо мне" (анкета о хозяине портфолио) 3. Интеллектуальные достижения 4. Творческие достижения 5. Мое дополнительное обучение (документы об обучении полученные вне школы) 6. Творческие работы учащихся (я предслагаю рассматривать этот пункт для начальной школы )

Моисеева Г.Ю.: Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а её мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности. Мои наблюдения показали, что ученик с удовольствием ведёт портфолио только в той области, в которой он успешен, поэтому, на мой взгляд, не должно быть никаких требований по его ведению. Работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное. Задача учителя – помочь каждому ученику «откопать свой талант», осознать свои возможности, развить их и реализовать. Раннее выявление способностей ребёнка – залог его успешности в жизни.

Курышкина ЕК: Нет конечно о жестких требованиях к таким документам не может быть и речи. Но единые требования при оформлении портфолио все-таки должны быть, если рассматривать портфолио одного класса или школы. Даже если рассмотреть с эстетической стороны. Конечно не все пункты могут быть освещены в титульном листе учащегося. Все люди разные. У одного приоритетное направление - творческое, у другого интеллект, но развивать у ребенка нужно все стороны. Поэтому, и в портфолио рассматриваются все направления. Я считаю, если ученик творческий, то и интеллектуальные способности у него развиты. И у меня на это есть множество примеров. А на счет того, что в оформление портфолио нужно вносить, прдумывать оригинальное оформление я категорически не согласна! Это можно сделать если эту идею оформления поддержал класс или ученическое самоуправление (УС по всем направлениям).


Моисеева Г.Ю.: Безусловная ценность портфолио заключается в том, что его ведение способствует формированию адекватной самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Работа с портфолио предоставляет следующие возможности: Учащиеся учатся замечать собственные успехи, а следовательно саморазвиваются и самореализуются; учащиеся, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе. Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь своим детям стать специалистами в той или иной области. Учитель определяет зону ближайшего развития для каждого ученика, поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.

Моисеева Г.Ю.: «Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Практически все составляющие портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно. Технология формирования портфолио и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижения». (М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий: В 2 ч. Ч 1) В своей работе я использую оценочные листы. Ученик с удовольствием ведёт портфолио только в той области, в которой он успешен, поэтому вложить в портфолио оценочный лист захотели только те дети, которые хорошо учатся. Я объясняю детям, что все мы разные и это очень хорошо, если бы все были учителями, то кто бы нас лечил, если бы все были врачами, то кто бы нам шил одежду и т.д. Лучше быть хорошим парикмахером, чем плохим врачом. Основная цель ведения портфолио – достижение личной идентичности. Достигнутая идентичность – состояние, когда личность уже нашла себя и вступила в период практической самореализации. Ученик начальных классов должен пробовать (испытывать) себя в различных видах деятельности, выбирать то, что ему больше нравится, в чём он наиболее успешен. Пополняя копилку своих успехов, он наблюдает за своим ростом, продвижением вперёд, у него формируется сознательное отношение к результатам своего труда. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.

Моисеева Г.Ю.: Каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать! Творческая активность – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствия гениальности. Необходимо развивать творческие способности в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот человек поглощён полностью предметом труда. Как у Пушкина: «И забываю мир…» Если однажды учитель сумел пробудить в ребёнке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд – наивысшая радость, когда возникает гармония всех способностей человеческого существа. « Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его». (Екклесиаст, 2,22.) С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.

Гончарова Т.: С фразой Моисеевой Г.Ю "Каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать!" я полностью согласна, и вот почему. С моим старшим сыном мы ведём портфолио с 1 класса (на сегодня он уже в 3 классе). В портфолио (мне больше нравится папка успехов, достижений) мы вкладдываем всё: грамоты, сертификаты, лучшие работы с конкурсов и олимпиад, презентации к проектам, у нас даже есть исследовательская работа, а также фотографии. С младшим сыном (он пока ещё в 1 классе) мы тоже начали делать портфолио. И я вижу, как эта папка помогает адаптировться моим детям в классе. За новыми идеями по оформлению портфолио я решила обратиться к интернет. Честно говоря, я была очень сильно огорчена. Практически все просмотренные мною портфолио "подгоняют" ребёнка под стандарты. Так нельзя, считаю я. КАЖДЫЙ РЕБЁНОК УНИКАЛЕН! КАЖДОМУ РЕБЁНКУ СВОИ ЗНАНИЯ! В портфолио старшего сына вы не найдёте оценок по учёбе. Портфолио это не дневник, а папка успехов. Вы бы видели с какой гордость показывают дети свои портфолио другим, так как там то, чего им нравится и чем они хотят похвалиться. У меня был случай. Я в портфолио решила вставить фотогрфию, которая понравилсь мне. Ребёнок долго не брал его в руки, как потом оказалось из-за фотографии. С требованиями по оформлению портфолио я не согласна. Предоставьте сделать это самому ребёнку. Для него это важно! С уважением, Гончарова Т.

Tatjana-Led: Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития. Основной смысл: показать всё, на что ты способен. Я считаю, что показателем прогресса в работе над портфолио считать глубокий и осмысленный самоанализ и рефлексию собственной деятельности, самооценку портфолио. В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, должна прежде всего носить обучающий характер, быть не формой, а «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации. Мне кажется очень важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений – ведь она является «технологией всматривания в себя», которая понадобится человеку на протяжении всей его жизни.

Demina Galya: Добрый день, уважаемые коллеги! Одной из важных задач современной школы является личностно-ориентированный подход к каждому ученику, формирование у него умения учиться, достигая высокого уровня знаний. Очень важно научить ребят ставить перед собой цели и выделять наиболее важные задачи. Преодолевать себя. Реализовать эти цели можно только при условии точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. В этом вопросе большым подспорьем служит ведение и оформление портфолио ученика. Ведь основной смысл портфолио - создать педагогическую ситуацию, в которой школьник может показать все, на что он способен. Ведение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень сознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным. Так же очень интересным видом может быть веб-портфолио - т.е. портфолио размещенное в сети интернет в виде сайта.

Моисеева Г.Ю.: Каждый ребёнок моего класса знает, что у него есть дело, в котором он успешен. Портфолио в классе дети ведут под девизом: «Я откопаю свой талант!». Портфолио у детей совершенно разные, посвящены они любимому делу каждого ребёнка и в них хорошо прослеживается становление самоопределения личности, о чём нам говорят стандарты второго поколения. Методика ведения портфолио включает 4 основных этапа: 1. Поиск «своего таланта». 2. Осознание своих возможностей. 3. Развитие способностей в области своей успешности. 4. Практическая самореализация. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.

Никитина.Е.В: Портфолио моих детей хранятся в классе , для этого отведена специальная полка.Дети могут в любую перемену приходитьи рассматривать свое портфолио.С этого года они устроили рейтинг у кого больше будет сертификатов и дипломов, причем условие пришлось немного подкорректировать и объяснить детям , что первое место в любом виде спорта или дополнительной деятельности имеет такую же силу при подсчете.Они довольны у нах есть стремление не просто получить сертификат , а выступить достойно.Да и родителям на родительском собрании есть чем гордиться.

Мукаева Т.М.: К понятию портфолио учащегося подходят инновационные понятия Научной школы А.В.Хуторского: человекосообразное обучение, индивидуальная образовательная траектория, образовательное целеполагание, образовательная рефлексия. Ведение портфолио нацелено на самого человека, его потребностям, его индивидуальным способностям. В портфолио накапливаются опыт и достижения ученика. По портфолио можно судить, и сам ученик делает выводы по каким образовательным областям ему более успешно работается и стремится к совершенствовать эту работу, так появляется индивидуальная образовательная траектория. На основе портфолио ученик может поставить цель, и на основе портфолио он рефлексирует. Я думаю, что ученику должно быть в радость вести портфолио, заполнять его каждый раз. Таким образом должна создаваться ситуация успеха, что является важным элементом в человекосообразном обучении.

Кургаева Ю.М.: Уважаемые коллеги, портфолио - это конечно стимул для ребенка развивать свои способности, участвовать в различных конкурсах и тд. Но... На перерыве между занятиями я услышала, как мои кружковцы активно обсуждают количество грамот и дипломов в своих портфолио и нелестно отзываются о тех у кого их мало, или вообще нет. После перерыва на занятии я вернула их к этому разговору, и спросила, зачем им нужны портфолио и попросила рассказать каждого о своих интересах и успехах. Большинство детей мне ответили, что портфолио нужно, чтобы успешно поступить в Вуз в будущем (кстати, такого ответа я даже не ожидала). Когда мы говорили об интересах, выяснилось, что они разнообразны и дети достаточно серьезно к ним относятся. А грамоты и дипломы они получают в основном за участие в различных конкурсах рисунков и прикладных работ!.. (у меня теперь цель - находить конкурсы, соответствующие интересам моих кружковцев )

Моисеева Г.Ю.: Кургаева Ю.М. пишет: На перерыве между занятиями я услышала, как мои кружковцы активно обсуждают количество грамот и дипломов в своих портфолио и нелестно отзываются о тех у кого их мало, или вообще нет. В портфолио моих учеников грамоты, дипломы и сертификаты находятся в приложении. Главная составляющая портфолио - это детские работы: рисунки, фотографии поделок, выступлений. Во втором классе у нас был проект: "Мы хотим жить в мире и согласии". У каждого ребёнка в портфолио находится работа по этому проекту. Все работы разные, интересные и просто красивые. Особенно мне нравятся работы по теме "Правила отношений между людьми". Среди них есть такие работы, как "Я учусь дружить", "Подари свою дружбу". В портфолио находятся лучшие работы с конкурсов и олимпиад. У нас даже есть исследовательские работы. Портфолио - это "портфель достижений" моих учеников. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.

Гончарова Т.: Я мама ученика уже 3 класса. Портфолио с моим сыном ведём с первого класса. На мой взгляд, заполнение портфолио даёт уверенность в себе моему сыну, помогает успешно адаптироваться в классе. В портфолио мы вкладываем всё: грамоты, дипломы, сертификаты, презентации к проектам, лучшие работы с олимпиад, конкурсов и исследовательские работы. Дети в классе с удовольствием рассматривают портфолио друг друга, делятся впечатлениями, гордятся своми работами. Портфолио мы ведём в электоронном виде, а затем распечатываем на цветном принтере. Времени тратиться очень много, но это того стоит.

Никитина.Е.В: Портфолио конечно играет большую стимулирующую роль в воспитании и образовании детей.Жаль только , что оно дейтвует только в школе, а дальше в ВУЗ идешь по ЕГЭ. Хорошо в этом году разрешили ребятам , которые займут достойные места в олимпиадах областного и международного масштаба не сдавать один экзамен по выбору в 9 классе, но только по тому по которому была олимпиада.Вот это стимул.Да еще портфолио играет большую роль для спортсменов, присвоение разрядов и тд.Но , а наша задача объяснять детям зачем им необходимо портфолио, заинтерисовывать их, мотивировать к деятельности.

Моисеева Г.Ю.: Для воспитателя каждый ребенок уникален. Отсюда - необходимость точного индивидуального подхода, составление индивидуальных программ. В каждого ребенка надо верить. Найти в каждом ребёнке его «талант», который его красит, пусть у него не всё получается в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять. И в этой работе не обойтись без портфолио ученика. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.



полная версия страницы