Форум » Научная школа для учителя » ЕГЭ и компетентностные задания » Ответить

ЕГЭ и компетентностные задания

Борзова О.А.: Уважаемые коллеги,хочу обсудить с Вами наболевшую тему. В ЕГЭ практически нет эвристических и компетентностных заданий. Как вы решаете эти "проблемы" в своей работе? Как нам творческим учителям и программу со стандартом не упустить из-за ЕГЭ,и творчеству уделять внимание, и компетентности развить в полной мере(они важнее для жизни детей,чем ЕГЭ)?

Ответов - 8

Серебрякова Т.В.: Задания для ЕГЭ, на мой взгляд, лучше решать в 11 классе. А 10 классу можно "разбавлять" задания, задачи для ЕГЭ они еще не воспринимают. Я делаю именно так!

Борзова О.А.: Да согласна,а как же творчество и компетентности? Вы имели ввиду этим "разбавлять"?

Demina Galya: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мне кажется одно другому не мешает! Развитие информационного общества и обусловленная им необходимость повышать компетентность школьников в области информационных технологий очевидна. А потому повышается ответственность учителя информатики — предмета, наиболее близкого данной области. Каждодневная задача учителя информатики - тренер полезных навыков. Сегодня эти навыки могут быть востребованы и использованы школьником в повседневной жизни немедленно или сразу после окончания школы, что, несомненно, является плюсом в глазах школьников и повышает их мотивацию. Зачастую старшеклассники уже готовы активно предъявлять спрос на конкретные темы, и какую-то часть этого спроса учитель, безусловно, должен удовлетворять. Понятно и то, что учитель информатики не может ограничиваться лишь привитием ученикам навыков работы с конкретными программными продуктами. Миссия его шире: он должен развивать общематематическую и информационную культуру ученика. Именно на уроках информатики ученики могут почувствовать, как идеи, методы и результаты дискретной математики обретают конкретное и практическое воплощение. Здесь должно быть заложено основание информационной компетентности: выделять главное, оценивать недостающее, формулировать потребность в информации, осуществлять ее поиск, отбор и оценку. Принципиально важным при этом, мне кажется, не ставить ученика в позицию пассивного потребителя информации, пользователя готовых решений. Наша задача —научить мыслить и действовать самостоятельно. Поэтому, мне кажется, что исторически сложившийся в отечественной школе особый упор на алгоритмизацию, развитие алгоритмического мышления — верный - «во всяком учении лишь столько информатики, сколько в нем алгоритма». Как и всякий учитель, учитель информатики должен быть воспитателем, и предмет предоставляет ему самый широкий простор для создания учебных тем: от осознания ценности уже проделанной работы и необходимости сохранять накопленные документы до радости коллективного труда при решении общей задачи с использованием сети. Школьники учатся думать самостоятельно и работать в коллективе, использовать уже накопленные знания и критически относиться к предоставляемой информации. Одной из проблем обучения информатики в старших классах является сложившийся на предыдущих этапах неодинаковый уровень подготовки школьников. Учителем должны быть приняты меры к подтягиванию уровня отстающих учеников и организации ученической взаимопомощи, на начальном этапе должны использоваться дифференцированные по сложности задания. Как подготовить к ЕГЭ и не забыть про творчество и компетентностный подход к изучению информатики? Учебная программа по информатике составляется согласно требованиям стандарта к обязательному минимуму содержания обучения для средних общеобразовательных учреждений и нацелена на овладение учащимися в полном объеме необходимыми знаниями и умениями, развитие у них навыков самостоятельного поиска и отбора информации, алгоритмического мышления. С ведением единого государственного экзамена по информатике этот предмет стал профильным для поступающих во многие вузы на технические специальности. Таким образом, выпускник должен быть в состоянии успешно сдать ЕГЭ по данной дисциплине. Учитывая сказанное, на мой взгляд, целесообразно выстроить занятия следующим образом: - в 10 классе закрепление знаний по предмету: изучаются основы информатики, с упором на алгоритмизацию и составление программ на языке программирования. Общепредметные темы, такие как измерение объема и кодирование информации, системы счисления и пр., изучаются в ходе решения задач и написания программ, использующих соответствующий круг идей. В конце учебного года изучаются информационно-коммуникативные технологии с упором на поиск информации в интернете и создание веб-страниц. - в 11 классе изучение информационно-коммуникативных технологий продолжается знакомством с важнейшими классами пользовательских приложений: текстовыми процессорами, электронными таблицами и базами данных, редакторами растровой графики и средствами подготовки презентаций. Второе полугодие посвящено диагностике пробелов и повторению пройденного, разбору задач ЕГЭ.


Давыдова И.В.: Борзова О.А. пишет: В ЕГЭ практически нет эвристических и компетентностных заданий. Доброго времени суток, коллеги! Позвольте не согласиться! По моему мнению часть С ЕГЭ содержит задания с элементами эвристики (по крайней мере в истории и обществознании). Но! Для начала давайте попробуем разобраться с вопросом, что такое «компетентностные задания». В рамках проекта «Определение и отбор компетенций: теоретические обоснования» в одном из докладов было дано следующее: «Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание». В. Хутмахер в качестве основных компетенций выделяет «……Их может быть всего две – умение писать и думать;…или семь – учение, исследование, думание, общение, кооперация (взаимодействие), умение делать дело, доводить дело до конца, адаптироваться к себе, принимать себя».Исходя из сказанного хотелось бы подчеркнуть, что выполнение заданий ЕГЭ части С требует проявления творчества, нестандартного мышления. Когда мы начинаем изучать курс, мы не ставим перед собой цель – как нашим ученикам сдать ЕГЭ! У меня другая цель – сформировать определенные знания, умения и навыки по предмету. Поэтому в течение нескольких лет изучения предмета, мы, применяя различные подходы, технологии, методы развиваем в наших учениках ключевые компетенции (т.е. наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества). Все это позволяет нашим ученикам более качественно выполнить задания ЕГЭ части С. Хотелось бы привести пример задания по обществознанию из части С: Познакомьтесь с утверждением русско-американского социолога П.Сорокина: «Каждое последующее поколение становится неизбежным наследником предыдущего. Жизнь, судьба и деятельность каждого поколения предопределены жизнью и деятельностью предшествующих поколений…каждое последующее поколение сковано нерасторжимой цепью с предыдущим. Оно может погибнуть, но разбить эту цепь бессильно». Какое значение в жизни современного общества имеет опыт предшествующих поколений? В истории были трагические события, прерывающие связь поколений, порождающие «иванов, не помнящих родства». Может ли это служить аргументом против вывода П. Сорокина о «нерасторжимой цепи» поколений. Свою позицию обоснуйте. Посмотрите, какая возможность для творчества! Поэтому, с моей точки зрения, задания ЕГЭ все - таки содержать элементы эвристики, надо на них посмотреть с другой стороны.

Кокшарова Т.А.: Уважаемые коллеги! Я не согласна с тем, что из ЕГЭ в большинстве случаев делают некую страшилку: никому, мол, это не надо, только натаскивать приходится учеников, никакого творчества и развития, одним словом - сплошной негатив. Я считаю, что ЕГЭ всё-таки является достаточно хорошей затеей, существенно повысилось, на мой взгляд, за последние годы качество контрольно-измерительных материалов по предметам (по крайней мере, по физике, информатике, математике), а бОльшая часть негатива связана с организационными неувязками, нарушениями процедуры и "злоупотреблениями" на местах. Так это же мы сами и виноваты, так можно любую хорошую идею превратить в сплошное безобразие! А ребят можно (и нужно!) действительно учить некоторой "базе" по своему предмету и создавать условия для их всестороннего развития, для формирования их компетентности, для творчества и многого иного, необходимого современному человеку. "Натаскать" ребёнка на высокий результат, если он "ограничен", только ориентируясь на ЕГЭ, очень сложно. А вот если ученик действительно развит интеллектуально, то справиться с ЕГЭ, получив достойный результат, он вполне в состоянии! Так что давайте работать, используя самые разнообразные методы и средства обучения, не делая из ЕГЭ страшилки для учеников! :)

Борзова О.А.: Давыдова И.В. пишет: По моему мнению часть С ЕГЭ содержит задания с элементами эвристики (по крайней мере в истории и обществознании Возможно повезло тем, кто сдает историю и обществознание,а вот в химии и биологии такие задания редкость! Проверка только фактического материала. Иногда встречаются задания на общеучебные компетентности в части В. Кокшарова Т.А. пишет: Так что давайте работать, используя самые разнообразные методы и средства обучения, не делая из ЕГЭ страшилки для учеников! :) ЕГЭ не страшилка, а совсем другая форма деятельности. В ЕГЭ много заданий на репродукцию,что узко развивает интеллект учеников( только натаскиванием и заучиванием),творческие задания или элементы проектирования практически отсутствуют,по крайней мере в химии и биологии. Да мы со своей стороны будем обучать и творчеству и проектам, от этих форм работы нас уже не отучить

Никитина.Е.В: Я согласна с колегой ЕГЭ не страшилка и если творчески подойти к подготовке, то ученик и воспримет экзамен творчески, а не будет трястись как перед концом света. На самом деле, у тех кто сдает историю и обществознание, есть над чем поразмыслить, поставить себя на место другого, совершить путешествие в прошлое, воссоздать картину, увидеть её и написать правильный ответ или текст, Но я уверена, что и по другим предметам пользуясь воображением, можно компенсировать нехватку творческих заданий.Или я не права?

Джулинская Т.С.: Подготовку к ЕГЭ лучше начинать в системе с 5классов. Тогда задания творческого и эвристического характера обоснованны, они приучают детей самостоятельно мыслить и адекватно выражать свои мысли,"подталкивают"к созданию разнообразных творческих работ, прививают любовь к слову; именно в этом возрасте дети перестают "бояться" чистого листа; в 10-11классах уже можно работать непосредственно над заданиями ЕГЭ, не боясь, что дети не справятся с заданиями.



полная версия страницы