Форум » Научная школа для учителя » Развитие познавательной активности учащегося. » Ответить

Развитие познавательной активности учащегося.

smailkcu@rambler.ru: Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе - мыслительной и творческой. Компоненты и показатели познавательной активности: когнитивный (учебный) действенно-практический эмоционально-мотивационный рефлексивно-аргументационный Развитие познавательной активности учащегося зависит от обучающего воздействия на него со стороны учителя, товарищей, родителей, а также личного опыта самого ученика. Уважаемые коллеги, предлагаю обсудить способы развития познавательной активности учащегося.

Ответов - 17

Мукаева Т.М.: Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных школы. Обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат формирования познавательной активности. В развитии познавательной активности должен реализоваться принцип активности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. В этом случае ученик обучается формально и у него не возникает стремления к познанию. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги - классики во все времена подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса и любви к знаниям. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть - выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям и таким образом формирование и развитие познавательной активности обучающихся. Например, применение проектного метода обучения является средством активизации познания. Также я начала использовать эвристические задания, которые тоже пробуждают у учащихся стремление к познанию.

smailkcu@rambler.ru: Проблемное обучение способствует развитию познавательной активности учащегося в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся. Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного взаимодействия. Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Проблемные ситуации и, соответственно, все проблемное обучение строятся на принципе проблемности, противоречия как закономерности познания, как основного механизма, активизирующего обучение уже на уровне учащихся.

Курышкина ЕК: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку: мотивы - познавательный интерес - познавательная активность - познавательная деятельность. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность->Интерес->Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса - процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого ко все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.


фахреева А.И.: Уважаемые коллеги! Предлагаю набор некоторых способов активизации познавательной деятельности. 1.Прием сравнения. В ходе умственной деятельности дети выделяют отдельные признаки явлений, предметов, находят общее и различное. 2.Иллюстративность, наглядность. Значительную роль играют вопросы, пояснения, задания учителя. 3.Самостоятельная работа. У нас в школе работала много лет назад очень хорошая учительница, она рассказывала, как в трех параллельных классах она изучала тему о войне 1941-1945 гг. В одном классе она проводила уроки в форме бесед, обмена мнениями; в другом показывала только учебный фильм об этом периоде; в третьем - организовала самостоятельное изучение темы. Анализ показал, что тему лучше усвоили те дети, которые изучали самостоятельно. 4.Эвристическая беседа, диалог . 5.Связь изучаемого материала с жизненным опытом детей, материал включается в систему знаний ученика. 6.Применение опорных схем, опорных сигналов. Учебный материал расчленяется, объединяется в блоки.

Моисеева Г.Ю.: Развитию познавательной активности учащихся способствует поощрение исследовательской деятельности учащихся. Одной из наиболее эффективных и распространённых форм удовлетворения и развития исследовательской активности учащихся является выполнение школьниками самостоятельных исследований, которые могут быть представлены ими на специальных ученических конференциях разного уровня. Это обусловлено несколькими причинами. Во – первых, природная любознательность детей и их интерес к осмыслению мира делают для них исследование очень важной сферой деятельности. Во – вторых, выполнение детьми самостоятельных исследований позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности, запросы, возможности. Наконец, в – третьих, развитая способность к проведению самостоятельных исследований не на словах, а на деле помогает детям стать более или менее независимыми в изучении мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей. В.П.Вахтеров говорил о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто, хочет много знать и кто умеет добывать эти знания». Учитель только ставит перед учеником ту или иную задачу, даёт материалы, а сам ученик, собственными усилиями отыскивает, открывает то, что было открыто или изобретено до него. При таком методе преподавания ученик не только приобретает знания, но учится тому, как их приобрести, как самому наблюдать, экспериментировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

smailkcu@rambler.ru: Моисеева Г.Ю. пишет: Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку: мотивы - познавательный интерес - познавательная активность - познавательная деятельность. Организация активной познавательной деятельности учащихся на всех этапах овладения понятиями может быть осуществлена лишь с помощью специально разработанной системы самостоятельных работ, включающей следующие виды: Первичное знакомство с понятием, выделение его существенных признаков (самостоятельная работа с учебником, наблюдения, эксперимент, построение и анализ графиков). Уточнение признаков понятия (работа с учебником после объяснения материала учителем и демонстрация опытов, постановка новых опытов, упражнения по варьированию несущественных признаков понятия). Дифференцировка понятия (сравнение признаков вновь формируемого понятия с признаками ранее усвоенных понятий). Установление связей и отношений данного понятия с другими понятиями (эксперимент, построение и анализ графиков; анализ формул, полученных в результате обработки экспериментальных данных). Классификация понятий (составление классификационных схем и таблиц). Конкретизация понятий (работа с таблицами и раздаточным материалом; сбор материалов для коллекций, анализ примеров из повседневного опыта и наблюдений). Применение понятий (решение различного рода учебных задач творческого характера). Некоторые способы представления информации:ментальные Карты; Денотантный Граф; Схема Фишбоун; Кластеры.

Борзова О.А.: smailkcu@rambler.ru пишет: Уважаемые коллеги, предлагаю обсудить способы развития познавательной активности учащегося. Увлекаюсь психологией давно(со школы), обучалась в педагогическом классе (в дополнительном образовании) еще там мне хорошо разъяснили истину об активности. Наш мозг пропустит только те знания, которые пропускают эмоции!!! И только та деятельность станет активной и познавательной, которая МОТИВИРОВАНА. В мозг все попадает просто- через "дверь". А "дверь"- это внимание, потом эмоции, интерес, мотив и деятельность становится неосознанно активной . А от этого можно развивать и познавательную и любую другую активность.

Никитина.Е.В: Буквально вчера была на ГМО , там обсуждали хорошо забытую методику Ринина "методика коллективного обучения"я считаю, что если частично применять её на уроках, то дети незаметно сами для себя будут вникать в процесс обучения, так как им самим приходится объяснять материал соседу по парте или (гостю) с соседней парты.Попробуйте.

Борзова О.А.: Никитина.Е.В пишет: обсуждали хорошо забытую методику Ринина "методика коллективного обучения"я считаю, что если частично применять её на уроках, то дети незаметно сами для себя будут вникать в процесс обучения, так как им самим приходится объяснять материал соседу по парте или (гостю) с соседней парты. Прошу прощения, коллега, но методика не Ринина а Ривина А.Г.,действительно очень хороша, и ею даже американцы пользуются и очень преуспевают в этом,особенно в гуманитарных науках. Если я Вас правильно поняла, то это вот такая методика: Сущность методики Ривина заключается в том, что изучать тему одному ученику помогает весь класс. Это так называемое поабзацное изучение текста. Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возмож-ность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, помогая более тщательно и детально разобраться в теме. Принцип работы состоит в том, что для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет.содержание, озаглавливает абзац (если на первом этапе трудно озаглавить, то можно записать главную мысль данного абзаца). Название абзаца или его главная мысль записывается в тетрадь учащегося его партнером. Таким же образом данный ученик помогает своему товарищу-партнеру разобраться и в его абзаце, озаглавить и записать назва-ние ему в тетрадь. Все это выполняется при условии, что у каждого своя тема, отличная от другого. Для проработки следующего абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает.ему содержание первого абзаца, а далее читает, обсуждает, выясняет с ним содержание второго абзаца. Вместе озаглавливают этот, второй абзац, и напарник записывает название данного абзаца ему в тетрадь. Таким же образом идет работа по изучению абзаца партнера. Для третьего абзаца учащийся ищет нового напарника, рас-сказывает ему содержание первых двух абзацев и далее с ними читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца. Озаглавливают и записывают название в тетрадь. Затем он прослуши-вает рассказ своего напарника по изученным абзацам, помогает ему разобраться в новом, озаглавить и записать главную мысль этого нового абзаца в тетрадь и т. д. После изучения всего текста для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся выступает по данной теме на малой группе с докладом. Затем этот учащийся выбирает новую тему и прорабатывает ее тем же способом. На контроль ученики по их желанию выходят после изучения одной или нескольких тем.

Лугманов Р.М.: Добрый вечер уважаемые коллеги! Борзова О.А. пишет: Развитие познавательной активности учащегося зависит от обучающего воздействия на него со стороны учителя, товарищей, родителей, а также личного опыта самого ученика. Самое главное конечно сам учитель должен быть творчески настроенным, настраивать учеников на творческую работу. Я все чаще на вопросы учащихся начал задавать ответные вопросы: А ты как думаешь? А как бы ты сделал? Проверь что получится? Все чаще стал позволять, из материала которую я даю, делать так как они хотят, а не по инструкции (хотят конечно не все). но те кто хотят обычно активизируют других. Прошу учеников опросить родителей о каких либо устройствах, явлениях, материалах и т.д. А вот творческие задания которые касаются самого ученика активизирует на познавательную деятельность даже самого отьявленного лентяя. Это все изходя из собственного опыта С уважениемк вам Рафис.

smailkcu@rambler.ru: Зная показатели и компоненты познавательной активности, можно способствовать их развитию целенаправленно. 1. Когнитивный успеваемость по основным предметам; участие в олимпиадах, конференциях, и т.п.; занятия в предметных кружках; сформированность общих умений (работать с учебником, дополнительной литературой, умение планировать работу, осуществление самоконтроля, умение работать в заданном темпе, уровень развития мыслительных операций; сформированность специальных умений по предметам; сформиррованность умений работать (индивидуально, коллективно); уровень понимания материала (интерес к содержанию усвоенных знаний, интерес к процессу учебной деятельности, стремление проникнуть в сущность явлений). 2. Действенно-практический инициативность; способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность осуществлять перенос знаний, умений, навыков; способность формулировать вопросы, проблемы; стремление поделиться знаниями и умениями с товарищами. 3. Эмоционально-мотивационный стремление к лидерству, интерес к деятельности; эмоциональные переживания; наличие позитивной мотивации на учение; наличие четкой установки на творчество. 4. Рефлексивно-аргументационный умение делать самооценку своей деятельности; умение находить причины своих ошибок и удач; умение выражать свое мнение, используя аргументы - знания, аргументы, опыт; умение рецензировать ответы товарищей, творческие работы.

Курищенко Т.А.: Исползуя на уроках географии и во внеурочное время вовлекая учащихся межпредметные и предметные олимпиады работу на элективных курсах, участия в проектной деятельности , организуя туристические походы, виртуальные экскурсии, я вижу как развивается познаввательная активность учащихся, что выражается в динамике результатов ЕГЭ, качественном росте успеваемости по предмету, микроклимат в классе, в творческих группах улучшается, крепнет взаимодействие "ученик - учитель - родитель".

Джулинская Т.С.: Способы развития познавательной активности учащихся многочисленные, важно добиться того, чтобы учащихся стал способен организовать свою учебную деятельность, мог анализировать свои учебные результаты, развивать личностные качества. Таким образом, благодаря усилиям педагогов, ребенок выходит на качественно новый уровень развития.

smailkcu@rambler.ru: Применение интерактивного обучения в учебно-воспитательном процессе способствует развитию познавательной активности учащихся. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться мнениями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение. Происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму деятельность и переводит ее на более высокие формы сотрудничества. интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

Лугманов Р.М.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! По этому поводу, привожу материал из "Результатов педагогического эксперимента по организации творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении" (автор: Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО, г.Москва ) "Таким образом, проведенный эксперимент показал, что данная технология позволяет решать такие общеобразовательные задачи, как развитие творческого потенциала учащихся, умение организовывать учебный процесс, применять коммуникативные навыки для защиты творческого продукта. В очной форме обучения, где затруднено решение образовательных задач, связанных с применением компьютерных технологий, участие педагогов и учащихся в дистанционных олимпиадах, курсах, викторинах, проектах помогает им разработать индивидуальные траектории обучения, обозначить цели и задачи по развитию творческих умений. Разработка технологий дистанционного обучения, организующих творческую деятельность учащихся с помощью компьютерных технологий дает возможность учащимся дополнить свое очное обучение, усилить их активную роль в собственном образовании, реализовать творческий потенциал в соответствии с имеющимися способностями."

Таращенко Л.В.: Хотя дисскуссияи о роли ИКТ и информационных технологий в развитии познавательной активности учащихся продолжается, один существенный аспект уже выступает вполне отчётливо. Ребёнок свободен выбирать предметы познания, формы и способы осуществления познавательной деятельности, в любой момент ему может быть предоставлена необходимая помощь со стороны обучающей системы. Использование ИКТ помогает школьнику более полно раскрыться. Использование ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности , эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации изменения.Хотелось бы, чтобы у каждого ребёнка на столе был компьютер

Степаненко Н.А.: Сегодня все большое внимание уделяется человеку, как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Таким образом, в школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Нужно организовать такой учебный процесс, особенно в изучении иностранного языка(т.к. я учитель иностранного языка), который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил максимальную активность учащихся на уроке. В наши дни необходимо шагать в ногу со временем - современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.



полная версия страницы