Форум » Научная школа для учителя » Рефлексия: зачем она нужна? » Ответить

Рефлексия: зачем она нужна?

Мукаева Т.М.: Зачем нужна рефлексия? Должна ли она быть после каждого этапа урока? или только в конце урока? Какие виды рефлексии вы используете? С уважением, Мукаева Т.М.

Ответов - 5

Лугманов Р.М.: Рефлексия нужна для того чтобы учащиеся осознали результаты своей деятельности , для сравнения своих результатов с другими. У меня в конце практических занятии все ученики выстраивают свои работы и каждый, сначало оценивает свою работу , а потом работы других. Ребенок сразу видит результаты своей деятельности. Но итог обязательно должен сделать учитель сделав акцент на то как ученик старательно выполнял работу, на сколко точно соблюдал инструкции и технику безопасности.

Моисеева Г.Ю.: Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У людей, которые умеют делать внутреннюю рефлексию, путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Проанализировав свою деятельность, человек может её правильно оценить. С уважением, Моисеева Галина Юрьевна.

Лугманов Р.М.: Существует классическое понимание рефлексии (самоанализ своих мыслей, суждений, действий как бы со стороны), и существует так называемая групповая рефлексия, когда члены сообщества что вместе сделали (обсудили, поиграли, поработали), а после этого стали сообща анализировать мысли, высказывания, действия, позиции, роли и мотивацию (причины действий) каждого участника сообщества. То что групповой анализ называют "рефлексией" это правильно, или нет? Вы эти процессы различаете? Способствует ли обратная связь (групповая рефлексия) развитию личной рефлексии, или наоборот? Какой, по вашему мнению, должна быть групповая рефлексия, чтобы человек, получающий "обратную связь", на нее не обижался? Должна ли групповая рефлексия какого - ни будь обсуждения быть продолжением этого обсуждения? С уважением Рафис


Demina Galya: Здравствуйте, уважаемые коллеги! На мой взгляд, в учебном процессе можно условно выделить следующие виды рефлексии: - Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других людей: в ходе совместной работы постоянно возникают ситуации, когда обсуждается поведение кого-либо из участников. Те, чьи действия комментируются в группе, могут поразмышлять о том, что вызвало именно такую обратную связь, а также дополнить или углубить понимание собственных действий. - Рефлексия в конце какого-либо группового действия: по окончании ролевых игр или упражнений участники могут проанализировать, что произошло, что прояснилось. Обе формы рефлексии предоставляют каждому возможность сравнить свое поведение и свой образ мыслей с поведением и образом мыслей остальных. Участники смогут решить для себя, что можно извлечь из такого сравнения. При этом всегда существуют характерные ответы: «Я доволен своими действиями... В этой области я хотел бы изучить... В следующий раз я хотел бы...» - Рефлексия без посторонней помощи: иногда бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем учебном опыте и сделал выводы, не обсуждая ничего с остальными. Один из вариантов: каждый участник записывает свои размышления. Для такой письменной оценки также существуют различные формы, к примеру, записи в ежедневнике (Например: «ДНЕВНИК МОИХ НАБЛЮДЕНИЙ») или же письменные резюме: что я понял... что я не понял... что я хотел бы изменить... - Рефлексия собственного развития: участники пытаются сопоставить свое поведение в учебной ситуации и свое личностное развитие. Они размышляют о том, что думали, чувствовали или делали в определенной ситуации, насколько они придерживались старых способов реагирования, как часто появлялось что-то новое. Можно составить «баланс» собственных сильных и слабых сторон, отметить для себя важные цели. Что касается нашей итоговой рефлексии, я пытаюсь с самого начала проекта записывать свои размышления, чувства, сомнения, открытия. Думаю, это поможет при выполнении последнего задания. [img src=/gif/smk/sm12.gif] А что касается задания № 3, может для 5 - дневных курсов ежедневная рефлексия - перебор? Я решила посвятить рефлексии последний день занятий, чтобы у курсантов действительно было время все осмыслить и обдумать.

Степаненко Н.А.: Добрый вечер, уважаемые коллеги! Все, конечно, хорошо сказано, но каковы же функции рефлексии? Постараюсь, кратенько, ответить. Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет учащемуся сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются. В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции: — проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса); — организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности); — коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); — смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); — мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат); — коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).



полная версия страницы