Форум » Научная школа для администратора » Что мешает администрации школы принять нововведения? » Ответить

Что мешает администрации школы принять нововведения?

Одинец К.А.: Школа боится слов "эксперимент", "нововведение". Почему? Эксперимент ассоциируется у нас с чем-то нестабильным, временным, непроверенным, потому ненадежным. После волны экспериментов, прокатившихся по странам бывшего СССР и оставивших за собой тяжелые последствия в виде пробелов в знаниях учеников, некомпетентности учителей и, как следствие, недоверия со стороны родителей, школы стали осторожно откликаться на все новое. Администрациям школ проще вести спокойный, спланированный по-старинке, образ жизни, выполняя предписания сверху. Как убедить администрацию в необходимости перемен? Как помочь директору отказаться от стереотипов?

Ответов - 62, стр: 1 2 All

Чемезова О.Г.: Здравствуйте, коллеги! Хотелось бы поделиться своими мыслями по обсуждаемому вопросу: я являюсь представителем администрации дошкольного учреждения, и хотя мы "маленькие", но запросы у нас большие. Наше учреждение с "тёплым" названием "Южанка" использует все возможности для своего развития: участвуем в конкурсах, имеем конкретные результаты в грантовой деятельности, наши педагоги являются победителями в конкурсном отборе на соискание премии губернатора, и самое ценное то, что мы работаем в режиме инноваций. Нам это удается благодаря помощи научного руководителя, человека с большим опытом работы в области инноваций, который направит, вовремя укажет на недостатки, скорректирует нашу непосредственную деятельность. Это очень хорошо , когда есть такой компетентный человек. Может поэтому образовательные учреждения боятся нововведений? Ведь поддержка науки очень много значит! И отвечая на вопрос:Как убедить администрацию в необходимости перемен? Как помочь директору отказаться от стереотипов? хочу сказать следующее: "рыба гниет с головы", пока люди, стоящие у руля образовательного учреждения сами не поймут, что в рыночных условиях сложно выжить, если ты не конкурентоспособный,не стремишься к развитию и не заботишься о своем имидже, то все действия по переубеждению будут бессмысленными! ИМХО

Мельникова Н.А.: Не всякая администрация боится перемен. Я, как ее представитель, могу сказать, что самое здесь главное создать команду единомышленников. Привлечь к сотрудничеству хотя бы 15 - 20% педагогов, и дело пойдет. За 2005 - 2006 учебный год в нашей гимназии мы сумели создать общественную организацию Попечительского совета МОУ "Гимназия г. Алдан" "Родники" в форме самостоятельного юридического лица. А это ох какое трудное дело, требующее много времени и нервов. Создали Управляющий совет. Мы привлекли к участию в профессиональных конкурсах (очных, дистанционных. заочных) около 30% учителей. Выиграли президентский грант в 1000000 руб. В этом году с помощью ПС и УС запустили три общешкольных проекта: "Золотой треугольник (учитель - ученик - родитель)", "Серебряный век", "Формула успеха". Упор в работе с педагогами делаем на их сильные стороны: стараемся от каждого взять по максимуму. Целенаправленно формируем мажорный настрой в коллективе. Очень много тратим времени на индивидуальную работу с педагогами. Индивидуальный подход к учащимся требует индивидуального подхода к учителям. Администрация просто обязана полюбить учителей со всеми их недостатками и т. д. и т. п. а иначе ничего не получится.

Перепелова А.А.: Единомышленников найти легко, а вот оборудовать по последнему слову техники свою школу очень трудно. В нашей школе желающих участвовать в любых конкурсах всегда много. А вот на чём и как работать учителю пока много трудностей. Оснащение школы идёт только с бюджета, а наши офицеры не могут пока быть спонсорами. Зарплата учителя начальных классов не даёт возможности купить ему компьютеры. Но мы очень стараемся и по очереди работаем на одном компьютере.


Мельникова Н.А.: Перепелова А.А. Мне кажется, что из любой ситуации можно найти выход. Вы можете участвовать в грантовых программах. Участие в них бесплатное. Есть много конкурсов для педагогов, где участие также бесплатное. Мне кажется, что самое трудное - это создать команду единомышленников, объединенную общими целями деятельности.

Радиченко Валерия: как ни странно, не любая администраци боится нововведений! Их боится тот, кому легче и проще катиться по удобной колее, которая не всегда ведет "в светлое будущее". Только боль за невозможность достичь желаемых результатов, стремление стать нужными своим ученикам, учителям, смелость в открытиях и умение работать в сумасшедшем темпе - эти умения придут на помощь администратору, не боящемуся перемен. К сажалению, я чаще сталкивалась с проблемой закостенелости коллег, невозможности их растормошить, успокоенности на достигнутом. Больше не мешает ничто, потому что дорогу осилит идущий. Делайте первый шаг - сороковой получится сам собой!

Одинец К.А.: Радиченко Валерия пишет: Их боится тот, кому легче и проще катиться по удобной колее, которая не всегда ведет "в светлое будущее". А если люди руководствуются благими соображениями "не навредить"? Перспективы инноваций часто не конкретны, да и проверить их может только время, а существующая система относительно стабильна, возможно, продержится еще. А если уже имеется горький опыт? Что может изменить такое мнение? Как убедить сомневающегося, боящегося перемен администратора пойти на внедрение эксперимента?

Хисаметдинов А.А.: Одинец К.А. пишет: Что может изменить такое мнение? Как убедить сомневающегося, боящегося перемен администратора пойти на внедрение эксперимента? Если эксперимент не уникальный, ознакомить с аналогичными работами коллег региона или России. В случае уникальности - должна быть рекомендация вышестоящих организаций, ученых.

Одинец К.А.: Хисаметдинов А.А. пишет: Если эксперимент не уникальный, ознакомить с аналогичными работами коллег региона или России. Пойти по пути с большинством, по принципу "пример заразителен"? Хисаметдинов А.А. пишет: В случае уникальности - должна быть рекомендация вышестоящих организаций, ученых. По рекомендациям вышестоящих органов... Есть ли внутренние механизмы "педалирования" этого процесса? Каким образом можно убедить или переубедить? Как предложить интересную, перспективную инновацию, чтобы в нее поверили без внешних воздействий? Вопрос о создании ситуации диалога с новым, которая приведет к внутреннему осмыслению нововведения и потребности его принять.

Хисаметдинов А.А.: Одинец К.А. пишет: Пойти по пути с большинством, по принципу "пример заразителен"? Отчего же так сразу то . Возьму свою гимназию, интернета нет пока, а тема площадки - "Применение инф. технологий в личностно-ориентированном подходе в условиях профилизации в сельской школе". По технологиям применения опыт же есть, почему нельзя ознакомиться как? Одинец К.А. пишет: По рекомендациям вышестоящих органов... Есть ли внутренние механизмы "педалирования" этого процесса? Каким образом можно убедить или переубедить? Программу то надо еще защищать на ученом (научном) совете, не с бухты барахты ведь. (21-го поедем в Уфу).

Иванова И.А.: "Чтобы удержаться на месте, приходится все время бежать", так утверждала Королева из сказки об Алисе. Мы не можем не меняться, если таково время. Администрация, если она "истинная", непременный инициатор движения вперед. Мне жаль тех коллег, которые думают и считают иначе. Мне повезло с директором, потому что для нее движение - это и есть жизнь! С уважением, Иванова И.А.

Макарова Л.П.: сама она,администрация ,и мешает.Если она не обеспечивает работу школы не только в режиме функционирования.но и в режиме развития.надо школу от нее спасать.Никак и ничем нельзя объяснять застой.Как только появляются ссылки на объективные причины,понятно,чтр человек не хочет работать.не умеет и не планирует учиться.Руководитель,как никто другой.должен не причины искать,почему не получилось,а способы достижения нужного результата.

Литвина Т.Ю.: Одинец К.А. пишет: Как убедить администрацию в необходимости перемен? Как помочь директору отказаться от стереотипов? У нас в городе вот уже год работает межшкольный методический центр, созданный в рамках национального проекта "Образования". Мы, работники центра, неоднократно сталкиваемся с проблемой изменить отношение администрации школ к нововведениям. И скажу я Вам это довольно таки не легко. Например, в школе есть всё необходимое для внедрения новых методик, использования АРМ-учителя предметника, дети занимаются на дистанционных курсах, но увы директор один в своих начинаниях, нет команды, которая смогла бы поддержать, помочь, взять на себя большую часть работы. Другая проблема есть инициативные педагог, но администраторы школ привыкли работать постаринке. Тогда мы работаем с учителями проводим мастер-классы, семинары, открытые уроки с этими педагогами и обязательным условием присутствие администратора школы. И знаете, практика даёт свои результаты. Большинство директор не хотят выглядеть в глазах своих коллег хуже, потому видя интересные начинания в работе своих учителей начинают изыскивать средства чтобы поддержать их. Надо ломать старые стереотипы и огромным подспорьем в это является межшкольный методический центр.

Богданов П.Е: Добрый день, уважаемые коллеги! Если администрация мешает применять нововведения, следует обратить внимание на возраст этих руководителей. Может быть они выстарились и уже не в состоянии стать новаторами. Директору нашей школы 33 года, а завучи, все 6, почти пенсионного. Представляете контраст! Всякое бывало в их отношениях. Сейчас у каждого их них в кабинете по компьютеру, начинают работу с включения, обучаются набору текста (пока одним пальцем). С января в школе большое сокращение, вот и стараются показать себя. Очень активные в последнее время.

Рямов Р.Ф.: Одинец К.А. пишет: Администрациям школ проще вести спокойный, спланированный по-старинке, образ жизни, выполняя предписания сверху. Как убедить администрацию в необходимости перемен? Как помочь директору отказаться от стереотипов? На самом деле, плыть по течению, выполняя все предписания, занимаясь только текучими делами – самый простой способ. Вопрос к себе, к участникам конкурса: почему мы решили участвовать в ДУГ – 2006? Ведь мы могли «спокойно» заниматься своей основной работой и плыть по течению. Нет, нас это не устраивает, у каждого участника конкурса своя мотивация, от этого конкурса каждый из нас ждет того, что хотелось ему получить (узнать, изучить, совершенствовать и т. д.). Большинство директоров на самом деле растормошить – не простое дело. А так как они «привыкли» выполнять предписания сверху, может сначала «растормошить» их отделы образований? А если начальник отдела образования муниципалитета попросит своих директоров, то может дело пойдет? Только конечно при этом необходимо этому начальнику довести о каких-либо нововведениях и экспериментах. Или может я не прав?

Одинец К.А.: Богданов П.Е пишет: Если администрация мешает применять нововведения, следует обратить внимание на возраст этих руководителей. Если бы ответ на вопрос был так прост - возраст! Тогда достаточно утвердить возрастной ценз для руководителя, и вопрос снимется. Рямов Р.Ф. пишет: На самом деле, плыть по течению Инертность - одно из самых больших препятствий на пути всего нового. Нежелание изменить себя в первую очередь. Рямов Р.Ф. пишет: у каждого участника конкурса своя мотивация Какие мотивы привели участников в непростой конкурс? Что заставляет Вас по несколько часов в день просиживать у компьютера, осваивать в ускоренном темпе новые технологии, разрабатывать зачетные курсы? Быть может, ответив на эти вопросы, мы сумеем мотивировать на освоение прогрессивной технологии других?

Макарова Л.П.: Очень хорошая мотивация - конкурс на Премию Президента.Там точно надо отличаться от массового педагога.Дистанционный конкурс тоже дает такую возможность.Но самая лучшая мотивация-возможность профессионального роста(не декларация).

Одинец К.А.: Хисаметдинов А.А. Вы действительно верите, что степень может приносить дивиденды? Маленький довесок к зарплате и непомерные амбиции обладателя? Неужели все должно упираться в вознаграждение и признание? Есть, тем не менее, учителя, которые просто хорошо делают свое дело. Хисаметдинов А.А. пишет: Вероятно сможете мотивировать, но готовы ли вы сами к этому? (во всеоружии ли) О каком оружии Вы говорите? О способности убедить? Привести веские аргументы, неоспоримые доказательства перспективности направления? А над директором есть начальники повыше, которые "знают" кому и чем заниматься. А начальники уверены, что план по инновациям выполнен. А начальник считает, что сейчас мы продвигаем другие технологии. И директор боится... Предложите план действий.

Хисаметдинов А.А.: Одинец К.А. пишет: Неужели все должно упираться в вознаграждение и признание? Признание- обязательное условие мотивации. Учениками, коллегами, общественностью, администрацией Но должно обязательно БЫТЬ эио даже не обсуждается ИМХО.

Хисаметдинов А.А.: Да материальная заинтересованность очень хорошая мотивация, но есть еще один аспект мотивации связанный опять таки с получением образования - аспирантура. Весь смысл ее сводится сейчас к тому что бы была степень, да простят меня обладающие ею. Это ЗВУЧИТ, что также приносит человеку определенные дивиденды. И неважно как она была получена. В этом плане Белоруссия, откуда наша Уважаемая Одинец К.А. являет собой отличный пример для России. Не так ли?

Шулепова Т.В.: Одинец К.А. пишет: Как убедить администрацию в необходимости перемен? Как помочь директору отказаться от стереотипов? Поставить её в жесткие рамки сверху - эффективный, но негуманный способ. Бывает, что убедить высшую школьную власть можно, только исподволь внушая, что перемены выстраданы именно ею. В силу закоснелости, неумения просто и спокойно выслушать предложения работника. знаю случай, когда общероссийский эксперимент, область являлась экспериментальной площадкой, был умело приостановлен руководителем школы, хотя тот имел ясно сформулированный приказ от областного начальства. Когда картина выяснилась, руководитель нашел стрелочника - педагога.

Шулепова Т.В.: Просто не мытьем так катаньем. Ну не попадалось мне понимающей и поддерживающей администрации, барахтаешься сам как муха в сиропе. Усталость... и руки опускаются.

Хисаметдинов А.А.: Шулепова Т.В. пишет: Просто не мытьем так катаньем. Ну не попадалось мне понимающей и поддерживающей администрации, барахтаешься сам как муха в сиропе. Усталость... и руки опускаются. Сказала Татьяна Владимировна, молодая учительница с Очень большим опытом Перейдите в другую школу, где Вас оценят, всего то! С точки зрения японского менеджмента, ротация кадров просто необходима. Как говаривал один знакомый (виртуально) ученый и педагог Владислав Иванович Редюхин "Учитель проработавший 10 лет должен быть немедленно уволен!" (правда не помню есть ли там во фразе дополнение "на одном месте")

Макарова Л.П.: Я бы ни за что не согласилась,чтобы учитель,в которого столько вложено сил,он обучен всему,ушел в другую школу.Если он вменяем,надо ему условия создавать.Видно ведь,что учитель переростает своих коллег,ему тесно в привычных рамках,он ,конечно,начнет искать выход.А если ему подсказать его:написание диссертации,конкурсы профессиональные,публикации опыта,выступление на научных конференциях,руководство кафедрой,творческой группой.Радоваться надо и держать в своей школе изо всех сил.Хотя существует феномен "чистого листа",тоже понятно,когда человек хочет начать все на новом месте.Понятно.но жалко и обидно.Приезжайте все к нам в лицей работать.

Одинец К.А.: Шулепова Т.В. пишет: Ну не попадалось мне понимающей и поддерживающей администрации Татьяна Владимировна, а какие конкретные шаги по убеждению своей администрации Вы предпринимали? Что означает "барахтаться как муха в сиропе"? - с мельницами сражаться? А что конкретно надо сделать, чтобы результат таки ж был? Вот Азат Анварович предлагает в другую школу перейти - поступок... Возможен иной сценарий в новых условиях. Правда, на новом месте себя сначала утвердить, зарекомендовать надо - а это время. Меня интересует - есть ли какие-то механизмы воздействия на систему (в данном случае администрация, это может быть любая структура), чтобы она (система) стала меняться? Макарова Л.П. пишет: А если ему подсказать его:написание диссертации,конкурсы профессиональные,публикации опыта,выступление на научных конференциях,руководство кафедрой,творческой группой. Людмила Петровна, все так. Но кто же подскажет педагогу, если его администрация не замечает? Понятно, что в каждом учебном заведении проводятся методические недели и декады, где педагоги могут продемонстрировать свое педмастерство и быть замеченными. А у директора свой расчет - молод еще диссертации писать, творческими группами руководить, поучись на детях пока.

Хисаметдинов А.А.: Макарова Л.П. пишет: Я бы ни за что не согласилась,чтобы учитель,в которого столько вложено сил,он обучен всему,ушел в другую школу.Если он вменяем,надо ему условия создавать. А ведь это очевидно, не так ли! Много ли руководителей думают так же как Вы? Многие ли руководители находят время учиться на курсах? Одинец К.А. пишет: А у директора свой расчет - молод еще диссертации писать, творческими группами руководить, поучись на детях пока. Есть такое! Вот тут ДО вообще и ЦДО в частности все карты в руки. Вот есть такой конкурсант Лаврентьев среди нас, ди и чего говорить для других тоже не помешало бы нижеследующее: Пошлите бумагу. Да, да бумагу на адрес школы или ОУ, (еще лучше в адрес отдела образования) откуда конкурсант, напишите в чем он себы проявил и т.п. глядишь и обратят внимание. Делов то.

Одинец К.А.: Хисаметдинов А.А. пишет: Делов то. Действительно! А Вы не думаете, что администрацию школы или Департамента образования может возмутить такой факт? Через их голову - да в конкурсанты! Чтобы выйти на городской конкурс "Учитель года", надо понравиться районному жюри, на республиканский уровень не пробиться без признания городского. И везде люди со своим представлением о правильности, правде и красоте. Что же касается директоров, то есть и такие, кто активно внедряет новые технологии, учится и учит учиться других. К счастью, они есть! Немного...

Хисаметдинов А.А.: Одинец К.А. пишет: А Вы не думаете, что администрацию школы или Департамента образования может возмутить такой факт? Через их голову - да в конкурсанты! Ну и что! У ЦДО "Эйдос" есть авторитет, есть. Используйте его. А он на вас тоже будет работать.

Макарова Л.П.: Квалификационная работа,собственная тема в рамках общешкольного эксперимента,участие в конкурсе,наконец,не только дистанц.Так вы сами и оплачиваете участие здесь?У нас лицей это на себя берет.А как же учитель и учреждение,не инновационные,смогут на премиюПрезидента претендовать.Там это основной критерий.У нас сейчас все 160 педагогов ведут экспериментальную работу.Вышли на этот уровень постепенно за 16 лет.Параллельно в различных конкурсах участвует не меньше 50 человек.мы рады,помогаем,чем можем.А на педсовете нельзя поговорить с начальниками?

Макарова Л.П.: Обожаю такую оперативность.Главное,что скоро увидите,как изменится ситуация.Науку тоже надо.У нас один научный консультант - из института повышения квалификации,другой - из педа.Сочетание идеальное.Вы даже не представляете,как радостно,хоть какая-то польза от нашего общения.Вам удачи во всех начинаниях,а особенно в инновационной деятельности.Чтобы "двигались"директора,их надо учить.В смысле-обучать.А это самое сложное.Они,как правило,энают,что им не придется заниматься руководством исследования,есть зам.по НМР.Мы это переломили,когда стали обучаться все вместе на каникулах прямо в лицее.Определяем проблему,сами определяем преподавателей(известно ведь,что в институтах повыш квалификации большуу часть методистов слушать нельзя и нечего).Уровень профессионализма растет,директору нельзя сделать вид,что есть боллее важные дела.А Вы сможете из столицы приглашать.Нам бы таких продвинутых чиновников.

Макарова Л.П.: Простите, ошиблась, методист отдела образования смутил.Ну и хорошо, а то для школы - потеря.У нас в лицее зам.по ИКТ - очень большой человек. Он и повышение квалификации проводит по профилю,и все новинки изучает и внедряет, и директору покоя не дает. Кроме того,это член команды, которая как раз за нововведения и отвечает. Сначала создаем условия для роста, учим, поощряем, потом спрашиваем очень строго,если все в системе - проблем практически не возникает. Но от самой администрации требуется очень важная способность:чувство нового задолго до того, как об этом заговорят чиновники и даже напишут журналы.Тогда никто не скажет,что администрация тормозит процессы инновационные.

Романов К.М.: Что делать, если директор начитается всяких журналов и начинает вводить нововведения в школе, не соразмеряя возможности школьного коллектива. Не понравилось, давай что-то новое, не задумываясь о последствиях надо ли это?

Макарова Л.П.: Так это же хорошо,если он читает, вводит новое.Что не думает о последствиях - плохо.Но вообще, на вас не угодишь:и не вводит - плохо, и вводит - нехорошо.Но если говорить серьезно, цель инноваций не внешняя, а внутренняя, содержательная.Кроме того. задумав перемены, необходимо мотивировать коллектив на поддержку. Директор-то вряд ли будет их осуществлять, коллектив же должен осмыслить новые направления деятельности и определить свой вклад и свои возможности. И ,конечно,те стороны, о которых говорит Азат Анварович надо учесть.

Косивец О.В.: Романов К.М. пишет: Что делать, если директор начитается всяких журналов и начинает вводить нововведения в школе, не соразмеряя возможности школьного коллектива. Не понравилось, давай что-то новое, не задумываясь о последствиях надо ли это? Во-первых, грамотный руководитель так себя не поведет. Во-вторых, директор не должен быть в школе ЕДИНСТВЕННЫМ, кто определяет стратегию развития. А в-третьих, любое нововведение, благодаря бюрократической составляющей школьной действительности, еще и согласовывать "наверху" следует. Так что просто так метаться от нового к еще более новому шансов у директора просто нет.

Радиченко Валерия: Мы знаем, что перемены необходиы: в методике преподавания учебных предметов, в отборе их содержания, форм и приемов работы. Но как гармонично соединить новые динамичные, креативные формы работы, предлагаемые нам жизнью, и традиционными условиями функционирования современной школы? Валерия Радиченко

NZV: Одинец К.А. пишет: Администрациям школ проще вести спокойный, спланированный по-старинке, образ жизни, выполняя предписания сверху. Как убедить администрацию в необходимости перемен? Как помочь директору отказаться от стереотипов? Это, между прочим, тезис годичной давности. А кажется, что прошлого десятилетия! Как быстро всё меняется. В этом году, думаю, по всей России таких администраций уже не найти. Все всё, пусть и не приняли внутренне, но подчинились велению времени! Интересно, что мы про наши администрации будем обсуждать через год? Может: "Администрация нашей школы не успевает отчитываться о количестве проведенных нами электронных уроков и интернет-конференций. А как в Вашей школе?" ?

Тагирова И.А.: Одинец К.А. пишет: Школа боится слов "эксперимент", "нововведение". Почему? Администрациям школ проще вести спокойный, спланированный по-старинке, образ жизни, выполняя предписания сверху. Как убедить администрацию в необходимости перемен? Как помочь директору отказаться от стереотипов? Во многих школах Администрация , как раз наоборот, пытается внедрить нововведения, но в школах континген учителей встает против, им действительно, проще вести спокойный, спланированный по-старинке, образ жизни. В основном я думаю, многие (конечно не все) - из-за возраста, ведь в школах очень мало молодых учителей. Школу необходимо комплектовать хорошими молодыми кадрами (а их нужно заинтересовать)!

Хавкина Т.А.: Тагирова И.А. пишет: Школу необходимо комплектовать хорошими молодыми кадрами (а их нужно заинтересовать)! Молодость не гарант активности. К сажалению примеры этому есть и в нашей школе. Вы правы, что талантливых молодых людей надо заинтересовывать. Это мы - по старой совковой привычке готовы работать за идею, тратить время, силы, здоровье на работу, за которую не то, что материальных благ не дождешься, но даже и не похвалит никто. Молодежь более прагматична. "Утром деньги - вечером стулья". И их можно понять. Мало кто из способных, перспективных и талантливых идут работать в школу. Всем хочется жить достойно и получать достойную оплату за свой труд.

Ивашкова Т.А.: Молодых учителей включать в эксперемент? Риск не оправдывает средства. Пусть сначала свои теоритические знания попробуют реализавать на практике, пусть их розовые мечты превратятся хотябы в голубые, а не чёрные, пусть на себе поймут что необходимо поменять, и тогда можно говорить о включении их в эксперемент. Надо что бы возникла не только потребность внести изменения, но были видны пути решения не по рекомендации кого-то , а применимо к действитеольности школы. А в целом, мне наверное везло. Администрация всегда поддерживала всё новое, если в этом была необходимость. А брать всё подряд и примерять на себя неразумно.

Полле Н.О.: Нашему молодому директору, казалось бы, ничего не мешает принять нововведения! Она итак только этим и занимается, но на новые технологии, их апробацию необходимы средства, в то время как школе требуется не только научно-методическая база, но и материальная. Я вижу проблему только в этом.

Порозов Г.А.: Тагирова И.А. пишет: ведь в школах очень мало молодых учителей. Где им пристроиться, если за 12 лет число школьников уменьшилось вдвое? Учителя возраста 40 - 50 никуда не уйдут, они ничего другого-то и не могут. Так что дефицита учительских кадров, как раньше, - нет Полле Н.О. пишет: но на новые технологии, их апробацию необходимы средства, в то время как школе требуется не только научно-методическая база, но и материальная. Я вижу проблему только в этом. После Нацпроекта нет, пожалуй, школ, которые страдают из-за материальной базы. Я был на встрече выпускников школы, где я начинал 30 лет назад сеять разумное, так там до сих пор работают мои наставники, а они уже давно на пенсии. И с компьютерной техникой там порядок. А учеников в школе от 200 осталось 80. Вот они реалии сельской школы.



полная версия страницы